Богослужебные и другие книги и документы Богослужебные книги Крестовоздвиженской церкви большею частью напечатаны в конце XVIII и в первой половине XIX столетия; но есть и более древние, времен царя Алексея Михайловича, напечат. в период ucnpabлehuz книг, предпринятого патриар. Никоном. Между книгами есть много «данных вкладом», с надписями по листам, показыв., когда, кем и в какую церковь дана известная книга. Кроме книг богослужебных, в церковной библиотеке имеются следующие книги: Евангелие на славянском наречии, in 4°, М. 1677 г.; Евангелие, 4°, М. 1771; Евангелия, 4° и 2°, без выход. листов; Библия , М. 1819; Правосл. испов. веры Соборной и Апостольской Ц. Вост. С.-ПБ. 1819; Правила св. ап., вселен. и поместн. соб. и св. отец, 6 выпусков; Евангелие Учительное воскресное. М. 1697; тоже 1707 г.; Книга правил св. ап., соб. вселен. и поместн. и св. отец. С.-ПБ. 1839. Жезл правления... М. 7104; Симфония, или согласие св. Четверо-евангелия и Деян. св. ап. М. 1761 г.; Ключ Разумения... Киево-Печ. Лав. 1660 г. 143 ; О должностях, Амросия Медиолан. М. 1776 г.; Миния Общая, Иннокентия Гизеля, 1680 г.; Четии Минеи, кн. 1–3, 5–12 М. 1852; Некоторые творения свв. Василия Вел., Григ. Бог., Иоанна Злат., Ефрема Сирина , Иоанна Дамаксина (Богословие. М. 1834), Иоанна Леств., Дионисия Ареоп. (О Неб. иерархии. М. 1848), Тихона Ворон. (кн. 1, 2, 5–15. М. 1836); Димитрия Ростовского (кн. 1–5. М. 1849); Кн. о должн. пресвит. приходских. М. 1833; «Жизнь о. Алексия иеросхимонаха Спасо-Симон. мон.» – рукопись; Хронологич. таблицы Хавского; разные беседы и поучения, изд. в 1775, 1776, 1795, 1800, 1817 и др. год.; «Историч. и археолог. опис. ц. Воздвпж. Честн. и Животвор. Креста Господня, в Москве, сост. И. Токмаковым, рукопись, 1897 года 144 . Периодические издания: «Христ. Чтение» за 1827 г., «Душеполезное Чтение» за 1860–1883 гг., «Странник» за 1861–1864, 1866–1874 г., 1880–1881 гг.; «Творение Св. Отец» за 1843–1864, 1871 гг.; «Православное Обозрение» за 1860–1862, 1864–1879, 1883 гг.; «Чтения в Общ. Люб., Духов. Просвещ.» за 1881–1886, 1889–1892 гг.; (и два тома «Сборника» изд. Обществом в 1883 г. по случаю столетнего юбилея высокопреосвящ. м. Филарета); «Москов. Цер. Вед.» с 1882 года; «Цер. Вед.», изд. при Св. Синоде, – с 1888 года, «Православ. Благовестник» – с первого года издания 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Василий Михайлович (1.03.1862, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 1.06. 1926, Москва), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог. Род. в семье сельского свящ. Михаила Александровича Металлова. Судьба М. складывалась непросто. Мать М. умерла, когда ему было 4 года, в 10 лет, после смерти отца, не осталось никого из родственников, кто мог бы позаботиться о нем. Оказавшись без попечения, М. в 1872 г. поступил на казенное содержание в Камышинское ДУ, в 1876 г.- в Саратовскую ДС, где он пел в хоре, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепиано, изучал книги по теории музыки, начал сочинять светскую и духовную музыку. Окончив в 1882 г. семинарию по 1-му разряду (т. е. с отличием), продолжил обучение в МДА. В том же году он женился на дочери священника Павле Петровне Кортневой; несмотря на неустроенность и крайнюю нужду в первые годы совместной жизни, их брак был долгим и счастливым; у них родились 3 сына и 2 дочери. Из-за сложного материального положения в 1884 г., будучи на 3-м курсе МДА, М. был вынужден оставить обучение и поступить сельским священником в Саратовскую епархию. 10 сент. 1884 г. еп. Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) рукоположил его во иерея ц. арх. Михаила с. Липовка Царицынского у. Здесь М. организовал муж. хор из прихожан, составлял для него переложения песнопений. В 1886 г., по его прошению, М. был переведен в Казанскую ц. с. Рыбинка Камышинского у., в 1887 г.- в Саратов, в ц. свт. Николая Саратовского исправительного арестантского отд-ния. Большое влияние на М. оказало знакомство (с июня 1887, по переписке) с проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовским , основоположником рус. муз. медиевистики, создателем и руководителем кафедры истории церковного пения. М. просил прот. Д. Разумовского содействовать ему в получении диплома учителя пения или регента и разрешения на публикацию его муз. переложений. В Саратове М. продолжил делать переложения обиходных песнопений, написал ряд статей, посвященных истории рус. церковнопевч. искусства (см.: Саратовские ЕВ. 1888, 1890, 1891). В 1889-1893 гг. изд-вом попечительства над Саратовским исправительным отд-нием было напечатано 4 выпуска проповедей М. под заголовком «Из бесед с заключенными».

http://pravenc.ru/text/2563066.html

Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии. Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра. По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию. Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова. В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви. 8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря. 6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря. 13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владислав Петрушко Священноисповедник Василий (Богдашевский), архиепископ Каневский, и Киевская духовная академия в годы послереволюционной смуты на Украине Источник Скачать epub pdf Архиепископ Василий (в миру Дмитрий Иванович Богдашевский) родился 19 октября 1861 г. в с. Завидово Волынской губернии в семье православного священника Волынской епархии. Первоначальное образование Дмитрий Богдашевский получил дома, под руководством отца. В 1871–1876 гг. обучался в Мелецком духовном училище. По окончании училища был направлен в Волынскую Духовную семинарию, где продолжал учебу до 1882 г. После окончания семинарии как лучший выпускник был рекомендован к продолжению обучения в Киевской Духовной академии (КДА). В КДА Д.И.Богдашевский был принят по результатам приемных испытаний 3-м по списку, «на казенный кошт». Обучался на богословском отделении Академии. Уже в годы учебы в КДА Д.И.Богдашевский начал заниматься церковно-научной деятельностью. В 1885–1887 гг. в «Волынских епархиальных ведомостях» опубликовал свои первые работы – «Учение о пастырстве в поучениях и посланиях русских митрополитов и епископов XII–XIV вв.» и «Разбор древних и новейших мнений, противных учению о Промысле Божием». В 1886 г. Д.И.Богдашевский окончил КДА со степенью кандидата богословия и был оставлен для приготовления к профессорскому званию. В 1887 г. назначен исполняющим должность доцента КДА по кафедре Истории древней и новой философии. 17 августа 1889 г. представил в Совет КДА магистерскую диссертацию «Лжеучения, обличаемые в первом послании св. ап. Иоанна» (работа издана в Киеве в 1890 г.). За эту работу Д.И.Богдашевский был удостоен Советом Академии степени магистра богословия, в которой утвержден указом Святейшего Синода от 17 ноября 1890 г. Вскоре после утверждения в звании магистра богословия Д.И.Богдашевский был назначен доцентом КДА. В период с 1891 по 1896 г. опубликовал многочисленные научные работы в «Трудах Киевской Духовной Академии» (ТКДА). В 1897 г. по собственному прошению был переведен с кафедры Истории философии на кафедру Священного Писания Нового Завета, где с 1902 г. являлся экстраординарным профессором. В 1904 г. Д.И.Богдашевский был удостоен степени доктора богословия за труд «Послание Апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическое исследование». С 1905 г. – сверхштатный ординарный профессор КДА по первой кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1907 г. являлся штатным ординарным профессором по той же кафедре. С 1909 г. – инспектор КДА, а с 1910 г. – главный редактор «Трудов КДА».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Гермоген (Максимов Григорий Иванович), еп. Аксайский, вик. Донской епархии Родился в 1861 году в Донской епархии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 г. определен псаломщиком и рукоположен во священника. 1889 г. – законоучитель Донского епархиального женского училища. 1894 г. – смотритель Усть-Медведицкого духовного училища. 1902 г. – настоятель Владикавказского кафедрального собора и протоиерей. 3 сент.1905 г. – законоучитель Владикавказской женской гимназии. 1906 г. – смотритель Владикавказского духовного училища. В этом же году ректор Саратовской духовной семинарии. 21 авг.1909 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В Николин день 9 мая 1910 года торжественно хиротонисан во епископа Аксайского в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В хиротонии принимали участие десять архиереев, а именно: архп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), епископы: Иоаким (Левицкий) Оренбургский и Тургайский; Иоанн (Смирнов) Полтавский и Переяславский; Николай (Зиоров) Варшавский и Привисленский; Арсений (Стадницкий) Псковский и Порховский; Никон (Рождественский) Вологодский и Тотемский; Павел (Преображенский) Чигиринский; Григорий (Вахнин) Бакинский; Иоанникий (Дьячков) Кирилловский и Митрофан (Афонский) Елецкий. До 1918 года – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу. С 1919 года по 1942 год сведений не имеем. Было известно, что он в 1942 году возглавлял заграничную Хорватскую Православную Церковь . Есть сведения, что соучаствовал в хиротониях зарубежных православных архиереев. В 1945 году был расстрелян партизанами – хорватскими сербами. Литература: «Церк. Вед” 1910, стр. 144. «Приб. к «ЦВ» 1910, стр.867–880. - " - 1918, стр.587. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.132–133. Булгаков, стр.1400. ФПС I, 32, стр.2. ФПС III, стр.2. БЭС т.1, стб.768. Geboren als Sohn eines Psalmensängers, nach Abschluß der Geistlichen Schule in Nagavskij, Dongebiet, besuchte er von 1879 bis 1882 das GS in Novoerkassk.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Еще студентом обратил на себя внимание ст. «Об открытии в селах библиотек» (опубл.: Известия Санкт-Петербургского комитета грамотности. 1865) и открытием народной б-ки в слободе, где родился. С 1865 г. работал библиотекарем в Воронежской публичной б-ке, одновременно с янв. 1866 г.- в Воронежской ДС, где преподавал библейскую, всеобщую и рус. церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 гг.- практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 гг. безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном жен. уч-ще. В 1871-1872 гг. председатель Воронежского епархиального съезда духовенства, с 1872 г. ректор Тамбовской ДС, редактор «Тамбовских епархиальных ведомостей» . При Д. было осуществлено преобразование ДС (по уставу 1867 г.), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 г. Д. пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени. Благожелательные отзывы о ректорстве Д. оставили А. А. Царевский и А. М. Спасский. Д. был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губ. статистического комитета, в 1875-1881 гг. был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 г.- Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 г. пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА, с 1881 г.- МДА, с 1882 г.- КДА, с 1883 г.- КазДА. 31 дек. 1880 г. Д. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 г. состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви , в рамках его деятельности в июне 1881 г. проводил беседы в соборе во имя прп. Сергия Радонежского в С.-Петербурге. 6 авг. 1881 г. назначен ректором Воронежской ДС, с 1881 г. также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей» ; с 1883 г. товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества ; с 1884 г. член епархиального училищного совета; с 1885 г. товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. председатель. Д. укрепил дисциплину в семинарии, пополнил б-ку новой лит-рой. В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца. На собственные средства устроил церковь в Бирюченском ДУ.

http://pravenc.ru/text/178169.html

Зыково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты До построения в Зыково отдельной церкви приход относился к с. Никольское (ныне Гагарино), где находилась Никольская, а после пожара 1825 г. - Христорождественская церковь. Деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы имел крестообразную форму, длина 10 аршин, ширина - 5 сажень. Была построена в 1880 г. прихожанами, которые внесли на строительство 4000 руб. В этот же год в новопостроенную церковь местный земледелец камер-юнкер двора Его Императорского Величества Анатолий Васильевич Инсарский пожертвовал иконостас и хоругви на сумму 1500 руб., а крестьянин с. Ломовое Даниил Костин пожертвовал: «1) 4 медных посеребренных подсвечника, серебреный напрестольный крест; 2) напрестольное Евангелие в лист, обложенное вызолоченным медным листом; 3) 20 ф. свеч белого воска с позолотою; 4) ковер для постилки перед престолом, всего на сумму 210 руб.» Площадь земли под церковь и кладбище составляла 1 десятину, усадебной - 3 и пахотной 30 дес. Кроме дохода от земли церковь получала от прихожан 500 руб. в год. Приход состоял из одного села Зыково, состоящим из 151 двора. На 1885 г. здесь числилось: 485 мужского пола и 512 женского (997 жителями), в том числе не более 40 человек грамотных. Причт состоял из 1 священника и 1 псаломщика, получал помесячно за требы 500 руб. в год и проценты с 200 руб. Известно, что священнослужителем Покровской церкви с 28 мая 1882 г. был Иоанн Русанов. С 5 ноября 1886 г. при Покровском храме действовала церковно-приходская школа для мальчиков. В 1900 г. на средства местной землевладелице, вдовы камер-юнкера двора Его Императорского Величества Любови Васильевны Инсарской были оштукатурены и окрашены стены и потолки в храме, сделаны вторые, зимние рамы в окнах, прибавленны 4 образа во втором ярусе иконостаса, а также окрашены масляной краской крыша, наружные стены храма и кровля на ограде. В этом же году приобретен новый колокол вместо разбитого старого в 39 пуд. В 1908 г. деревянный Покровский храм сгорел в пожаре, и на полученную приходом страховую премию была построена и освящена 19 июля т. г. священником Александром Ольгиным деревянная церковь прежнего храмонаименования. В это же время велась постройка каменного храма, который в 1910 г. уже был «выложен до карниза».

http://sobory.ru/article/?object=17314

Макарий (Троицкий Макарий Трифонович), еп. Калужский и Боровский Родился в 1830 году в семье священника Орловской епархии, Севского уезда. Среднее духовное образование получил в Орловской духовной семинарии. В 1856 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В октябре назначен преподавателем Орловской духовной семинарии. 8 ноября 1856 года рукоположен в сан иерея. В 1865 году был законоучителем в Орловском Александровском институте благородных девиц. В 1877 году возведен в сан протоиерея. 15 окт.1879 года пострижен в монашество, а 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Трубчевского Спасо – Челнского монастыря Орловской епархии. 25 февр.1881 года переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. 23 июля 1882 года хиротонисан во епископа Острогожского, вик. Воронежекой епархии. С 21 мая 1886 года – епископ Оренбургский и Уральский. С 22 окт.1895 года – епископ Калужский и Боровский. 10 июля 1901 года уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру. В 1902 году назначен управляющим Белевским монастырем. Скончался 3 июля 1906 года в Тульской епархии. Погребен в Белевском монастыре в Преображенском храме позади правого клироса. Это была выдающаяся личность по своим душевным качествам и настроению. Он воплощал христианский дух правды и любви Божией всей своей личностью, самой жизнью оправдывая и подтверждая свое высокое служение и исповедание Христовой истины. Все его существо дышало верой и горячим религиозным воодушевлением. Оттого речь его была запечатлена непоколебимым убеждением в правоте и силе Евангельских принципов. Обладая замечательным проповедническим талантом, Преосвящ. Макарий не опускал почти ни одной службы без живого поучения. Юношески воодушевленный, с устремленным как бы в потусторонний светлый мир взором, всходил он на церковный амвон, откуда затем лилась сильная и пламенная живая речь, иногда сопровождавшаяся слезами умиления, способная убедить и возбудить чувства покаяния, благодарности Богу, твердой надежды и чистой духовной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Ильинский. Фотография. Кон. XIX в. Александр Александрович (12.01.1859, Царское Село, ныне г. Пушкин в черте С.-Петербурга - 23.02.1920, Москва), композитор, педагог, музыкальный теоретик. Род. в семье врача. В 7 лет стал учиться игре на фортепиано и сочинять. В 1877 г. окончил 1-ю С.-Петербургскую военную гимназию, в которой выступал на муз. вечерах как пианист и композитор. В 1881-1884 гг. учился в Королевской Прусской академии (с 1882 стала называться Королевской академией) искусств в Берлине на отделении высших классов муз. композиции, изучал контрапункт, фугу, свободное сочинение и инструментовку у проф. В. Баргиля, а также брал уроки фортепианной игры у Т. Куллака и Н. Бетхера. По окончании курса вернулся в Россию. В 1885 г. сдал экстерном экзамен по композиции в С.-Петербургской консерватории, получил диплом на звание свободного художника. С 1885 г. жил в Москве, до 1905 г. преподавал в музыкально-драматическом училище Московского филармонического об-ва: в 1885-1897 гг. читал курс по теории музыки, с 1896 г.- ординарный профессор, с 1897 г. вел высшие классы теории музыки и композиции, в 1885-1899 гг. преподавал также фортепиано, затем открыл собственные классы фортепианной игры. С 1905 г. преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской консерватории, с 1916 г.- профессор 1-й степени. Среди его учеников - братья Василий и Виктор Калинниковы (см. ст. Калинников В. С.), А. В. Никольский , К. Н. Шведов , А. В. Александров , Н. С. Голованов , П. Г. Чесноков . Среди светских сочинений И.- симфония, 3 сюиты для оркестра, музыка к трагедиям Софокла «Царь Эдип» и «Филоктет» (трагедия «Филоктет» была исполнена в Москве в 1886 и 1894 на греч. языке воспитанниками лицея цесаревича Николая), увертюра к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», опера «Бахчисарайский фонтан» (1904). Первые духовные сочинения И. были созданы специально для Синодального хора : «Молитву пролию ко Господу» и «Хвалите Господа с небес» (в программе концертов называлось «Всякое дыхание да хвалит Господа») в 1897 г., «Отче наш» (8-голосное) в 1898 г.

http://pravenc.ru/text/389457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКРАДЗЕ Бакрадзе [груз. ] Дмитрий Захарьевич (26.10.1826, с. Хашми Сагареджойского р-на, Грузия - 10.02.1890, Тбилиси), груз. историк, археолог, этнограф, чл.-кор. С.-Петербургской АН (1879). Сын сельского священника, окончил Тбилисскую ДС и МДА (1851), в 1852-1861 гг. преподаватель истории в уч-ще в г. Гори. Первые публикации Б. в газ. «Кавказ» были связаны с наблюдениями историко-этнографического характера (1850. 91-93; 97-99; 1851. 13-15, 30, 31, 33, 34; 69; 1856. 51-54, 56, 57, 59, 62; 1860. 48-49). В 1858-1861 гг. Б. служил в канцелярии кутаисского губернатора. При поддержке Русского географического об-ва совершил экспедицию в Сванети, собрал материал по церковной архитектуре и эпиграфике XI-XVIII вв., о социальной организации и быте населения региона, не потерявший значения и в наст. время. Большое внимание Б. уделял письменным свидетельствам разного рода: снимал копии с настенных надписей храмов, с надписей на иконах и крестах, с приписок в рукописях. В Кутаиси на базе ж. «Цискари» (Заря) в качестве редактора осуществил в 1861 г. издание труда царевича Иоанна Багратиони «Калмасоба» (Поучение в шутках). Здесь же были опубликованы статьи Б. в 1860 9), 1863 2) и 1873 5-6) гг. С 1861 г. Б.- служащий Кавказского отдела РГО в Тифлисе. В 1873-1875 гг. участвовал в работе Археографической комиссии Кавказа по изданию документов периода вхождения Кавказа в состав Российской империи. При активном содействии Б. в этих изданиях были опубликованы и более древние документы, имевшие источниковедческое значение для истории Грузии. В «Известиях» (с 1890 «Записки») Кавказского отдела РГО были напечатаны статьи Б. (1872/73. Т. 1; 1874/75. Т. 2; 1879-1881. Т. 6; 1882/83 Т. 7; 1890. Кн. 14. Вып. 1). В 1875-1878 гг. Б. занимал пост младшего цензора, осуществлявшего контроль над груз. периодическими изданиями. В 1879 г. вошел в Комиссию по изучению землевладения Батумской обл., созданную российским правительством после окончания русско-тур. войны в целях топографического изучения земель Батумского и Карсского округов. Б. на месте исследовал памятники церковной архитектуры IX-X вв. Тбети , Опиза , Анчи, Долискана и др., в 1886 г. ездил в Абхазию, в 1887 г.- в К-поль, на Афон, посетил Иверский мон-рь и записал тексты эпиграфических надписей.

http://pravenc.ru/text/77398.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010