Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Аркадия (Остальского; 1881-1937) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и исповедничестве Преосвященного Василия (Преображенского; 1876-1945), епископа Кинешемского, на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских Преосвященного епископа Василия (Преображенского; 1876-1945) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о мученической кончине и подвиге юродства Христа ради блаженного Алексия (Алексея Ивановича Ворошина; † 1937) на предмет его канонизации для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации блаженного мученика Алексия для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, с предложением о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. Постановили: 1. Одобрить предложение Синодальной комиссии по канонизации святых о написании иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века. 2. Правящим Преосвященным направить в Комиссию по канонизации святых свои эскизы или проекты иконы Собора новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

Григорович Иван Константинович (1853–1930), государственный и военный деятель, адмирал (1911), ген.-адъютант (1912). Участник русско-японской войны 1904–1905, товарищ морского министра (1909–1911), морской министр (1911–1917), член Государственного совета (1913–1917). С 1920 эксперт Военно-морской комиссии по исследованию и использованию опыта войны 1914–1918 на море, преподаватель в Высшей школе водного транспорта в Петрограде, сотрудник Петроглавархива (с 1921). С 1924 в эмиграции во Франции; Гримм Роберт (1881–1958), швейцарский государственный и политический деятель, член Швейцарского Федерального собрания, один из лидеров и председатель (до 1919) Швейцарской социал-демократической партии и 2-го Интернационала; Гринев Николай Васильевич, преподаватель русского и латинского языков в гимназии С. И. Ростовцева; Гриневский Федор Александрович (польск. Teodor Franciszek Hryniewski) (1860–1932), русский и польский врач, специалист по внутренним болезням, доктор медицины, общественный деятель. Троюродный брат писателя Александра Грина. Окончил естественное отделение физико-математического ф-та, затем медицинский ф-т М. у. Работал врачом в Москве, выезжал на борьбу с эпидемиями холеры, участвовал в работе Об-ва Скорой помощи. В 1904 организовал в Москве на Поварской улице санаторий для больных внутренними и нервными болезнями, с 1913 действовал загородный филиал санатория, размещавшийся в приобретенном Гриневским подмосковном имении Гребнево. Работал заведующим санатория до 1920, после чего вместе с семьей выехал в Польшу. Жил и работал в Варшаве, участвовал в создании системы здравоохранения Польши, в организации лагерей отдыха, санаториев, пансионатов. В 1929 переехал в родовое имение Якубенки в Дисненском повете. Там вступил в должность районного врача; почти до самой смерти работал в амбулатории, расположенной в селе Плиса, занимался научной и общественной деятельностью; Громогласов Илья Михайлович (1869–1937), историк, магистр богословия (1909), диакон (1921), священник (1922). Преподаватель (1894–1909), профессор (1909–1910, 1917–1919), лектор английского языка (1900–1910) МДА. Преподаватель московской женской гимназии Л. Н. Громогласовой (1911–1916), Мариинского женского уч-ща. Приват-доцент юридического ф-та М. у., преподаватель МВЖК (1916–1917). С 1922 неоднократно подвергался арестам и ссылкам, с 1928 жил в Твери. В 1937 расстрелян. В 1999 причислен к лику местночтимых священномучеников Тверской епархии;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Гражданский год начинался и кончался осенью. Начало месяца определялось по появлению видимого серпа луны; этот день, новомесячие, был праздничным. Когда новолуние случалось сразу после 29-го дня, немедленно начинался новый месяц; если нет, вставлялся 30-й день. Поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно (от одного новолуния до другого проходит 29 1/2 суток). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составляет целый месяц, поэтому раз в три года добавлялся 13-й (вставной) месяц и получался год в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели. Неделя завершалась субботой, которая была седьмым днем недели, поэтому «день первый» (после субботы) соответствует нашему воскресенью. Сутки начинали считать с захода солнца (примерно с 18 часов). В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи, а день — на утро, полдень и вечер. Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на 4 стражи, вошло в употребление понятие «час» — двенадцатая часть дня или ночи. С 18 до 21 часов, по нынешнему счету, была первая стража, с 21 до 24-вторая стража, с до 3-третья стража, с 3 до 6-четвертая стража; счет дневного времени начинался с 6 часов утра, время от 6 до 9 называлось третий час, с 9 до 12-шестой час, с 12 до 15-девятый час, с 15 до 18-двенадцатый час. Приложение 5. Карты.  Библиография. Принятые в библиографии сокращения БВ — «Богословский Вестник». Журнал Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, 1892–1918. ВДИ — «Вестник Древней истории», М., — Л., 1937–1971. ВР — «Вера и Разум», Харьков, 1884–1917. Вех — «Всход», СПб., 1881–1906 (евр. журн.). ВЧ — «Воскресное чтение», М., 1837–1892. ДЧ — «Душеполезное чтение», М., 1860–1917. ЕЭ — Еврейская энциклопедия, СПб., т. I — XVI. ЖМНП — «Журнал Министерства Народного Просвещения», СПб., 1834–1917.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

С пропавшими навек Для Бога и людей! (Знак: сорок человек И восемь лошадей.) Так, посредине шпал, Где даль шлагбаумом выросла, Из сырости и шпал, Из сырости — и сирости, Покамест день не встал С его страстями стравленными — Во всю горизонталь — Россию восстанавливаю! Без низости, без лжи: Даль — да две рельсы синие… Эй вон она! — Держи! По линиям, по линиям… 12 октября 1922 ОБ АВТОРАХ ПЛАТОНОВ АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951) Родился в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. В юности сменил много рабочих профессий. В 1918–1921 гг. активно занимался журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте. После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» (1929) и «бедняцкой хроники» «Впрок» (1931) — иронического описания коллективизации — Платонов оказывается в опале. В 1938 г. по сфабрикованному делу был арестован единственный сын Платонова, пятнадцатилетний подросток. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потуцань» (1937). В посмертно опубликованных романах «Чевенгур», «Счастливая Москва», повестях «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» — неприятие навязываемых форм переустройства жизни. Боль за людей, принесенных в жертву социалистическому эксперименту, пульсирует в тяжелых, как перевернутых плугом, пластах платоновской прозы. КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ (1853–1921) Писатель и публицист, почетный академик Российской академии наук. В 1879 г. был арестован по подозрению в связях с революционными деятелями; в 1881–1884 гг. отбывал ссылку в Якутии. Рассказы и повести «Сон Макара», «Слепой музыкант», «Без языка», «Павловские очерки», «Река играет», автобиографическая повесть «История моего современника» (опубликована посмертно, в 1922 г.) и другие проникнуты демократическими и гуманистическими идеями. Редактор журнала «Русское богатство» (1895–1918). Во время Гражданской войны призывал к прекращению красного и белого террора. Предвидел губительные для России последствия захвата власти большевиками.

http://predanie.ru/book/132175-est-vsyud...

Сепир – Сепир Э. Язык. Введение в изучение речи. – М.; Л., 1934. Сергеевич – Сергеевич В. И. Русские юридические древности. Т. 1–3. – СПб., 1890–1903. Сергеич – Сергеич П. Искусство речи на суде. – СПб., 1910. Сиповский – Сиповский В. В. Из истории русского романа и повести: (Материалы по библиографии, истории и теории русского романа). Ч. 1. – СПб., 1903. Смирнов, Зап. влияние – Смирнов Н. А. Западное влияние на русский язык в Петровскую эпоху. – СПб., 1910//Об. ОРЯС. – Т. 88 – 2. Снегирев – Соболевский, Лекции – Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка. – 4-е изд. – М., 1907. Соболевский, Материалы – Соболевский А. И. Материалы и исследовавния в области славянской филологии и археологии. – СПб., 1910. Соболевский, Русск. заимств. слова – Соболевский А. И. Русские заимствованные слова. – СПб., 1891. Соловьев, Особенности говора донск. казаков – Соловьев В. Ф. Особенности говора донских казаков. – СПб., 1900. Соловьев Н. – Соловьев Н. В. История одной жизни. А. А. Воейкова – “Светлана”. 4.1–2.– Пг., 1915–1916. Соловьев С. – Соловьев С. М. Собр. соч. – СПб., 1901. Станевич – Станевич Е. Рассуждение о русском языке, Ч. 1–2. – СПб., 1808. Стасов – Стасов В. В. Избр. соч. Т. 1–2. – М.; Л., 1937. Старчевский – Сумцов, Колдуны – Сумцов Н. Ф. Колдуны, ведьмы и упыри. – Харьков, 1891//Сб. Харьковского историко-филологич. общ-ва. Т. 3. Сумцов, О свадебн. обрядах – Сумцов Н. Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. – Харьков, 1881. Сухомлинов – Сухомлинов М. И. История Российской Академии. Вып. 1–8. – СПб., 1874–1888. Танеев – С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни. – М., Л., 1925. Тейлор – Тейлор Эд. Б. Первобытная культура: Перевод с англ./Под ред. Д. А. Коропчевского. Т. 1–2. – СПб., 1872–1873. Фасмер, Греко-славв. этюды – Фасмер М. Р. Греко-славянские этюды. Т. 3. Греческие заимствования в русском языке. – СПб., 1909//Об. ОРЯС – Т. 86. – Флоренский – Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. – М., 1914. Флор. Економия – Флоринова Економия, Переведена С. Волчковым. Кн. 1–9. – 3-е изд. – СПб., 1775.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Третьим в этом ряду находится протоиерей Александр Рябцовский, также бывший обновленческий «архиерей». Александр Васильевич Рябцовский родился в 1881 г., в 1902 г. окончил Костромскую духовную семинарию, после рукоположения в том же году во иерея был направлен в с. Березники Костромской губернии. Согласно автобиографии в 1925 г. уклонился в обновленческий раскол. В 1931 г. состоялась хиротония состоящего в браке Рябцовского во «епископа Владимирского», в 1935 г. он был назначен управляющим Северной обновленческой митрополией в звании «архиепископа Архангельского» . В марте 1937 г. в журнале «Безбожник» была опубликована заметка о снятии с себя сана «бывшим архиереем» Александром Рябцовским, в которой он заявил: «С раннего детства до старости я был активным церковником. В детстве, отрочестве и юношестве — как чтец и певец, в дальнейшем, в течение 34 лет — как служитель церкви. Семья, школа и среда глубоко внедрили в мое сознание идею церковности. Я не мыслил возможности устроения справедливой и радостной жизни вне церкви. Самую жизнь я понимал как царство божие. С упрямой настойчивостью отстаивал я это понимание и благодаря природной находчивости умел защищать свою позицию и при начавшейся после революции церковной разрухе. Это выдвинуло меня на церковный верх, я был назначен архиереем, встал в ряды “правящей церкви”. Здесь вместо идейного, пламенного горения нашел пустоту, чиновничество, бюрократизм, честолюбие, властолюбие и противную духу церковного учения жизнь. Во мне начался переворот, поскольку царство божие обдало меня запахом мертвечины, так сказать, из своего нутра. В то же время царство социализма, победоносно овладевающее жизнью и наполняющее все поры ее своей живой и светлой идейностью, самым своим бытием поставило передо мною вопрос: где же правда? Я, смотря в церкви на сотни богомольцев, думал: “А ведь неоспоримо правильно будет, если эти праздные молитвенные часы обратить в трудодни”. Критическая мысль углублялась… В итоге получился вывод: жизнь под властью советов, на началах социализма, есть настоящее, единственно нужное царство человеческое. Рядом с ним не нужно никакого другого царства, и в особенности так называемого царства божьего. Когда же был обнародован документ беспримерной исторической важности — проект Сталинской Конституции, его величие и полнота поразили меня, и я сказал себе: вот все, что нужно для благоустроения человеческого общества. Вот единственный закон, способный дать человечеству удовлетворение, радость и счастье. И я дал себе слово порвать навсегда с церковностью и отдать остаток дней и сил на устроение жизни на началах новой Конституции. Это слово я выполнил. Накануне утверждения величайшего акта, вменяющего каждому гражданину СССР в обязанность труд и предоставляющего каждому право на труд, оставил навсегда нетрудовые ряды церковников и перехожу в ряды трудящихся. Рябцовский Александр Васильевич, бывший архиепископ. Ноябрь, 26 дня г.]. Калуга, Московской области» .

http://bogoslov.ru/article/6176302

17.05.1900 г. подавал прошение об увольнении из МДА и переводе в другую Академию ввиду «неблагоприятного для здоровья климата», но перевод не состоялся. 14.03.1902 г. подал вновь прошение об увольнении «ввиду расстроенного здоровья» и был уволен определением Правления Академии от 20.03.1902 г. (утвержденным митрополитом Московским 30.03.1902 г.). См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1829. Личное дело студента МДА П. Коцампопуло. ФотопулосКонстантин Афанасьевич (?.04.1875–1937) – греческий уроженец, выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в г. Волос (Османская Империя, с 1881 г. – Греция). Окончил Халкинское богословское училище (Османская Империя), в сентябре 1898 г. был принят в МДА без экзаменов согласно указу Св. Синода за от 27.08.1898 г. по ходатайству бывшего Вселенского патриарха Неофита. Во время учебы в Академии имел неоднократные нарекания за недостойное поведение; 17.05.1900 г. подавал прошение об увольнении из МДА и переводе в другую Академию ввиду «неблагоприятного для здоровья климата», но перевод не состоялся. Окончил МДА в звании действительного студента (1902), без права получения степени кандидата богословия по причине неудовлетворительных оценок по некоторым семестровым сочинениям и в связи с отказом в разрешении их переделать (несмотря на неоднократные прошения выпускника) из-за дурного поведения. Однако определением от 14.12.1906 г. Совет МДА предоставил все же Фотопулосу право на соискание кандидатской степени «по снисхождению к нему, как к иностранцу». 24.04.1908 г. утвержден в степени кандидата богословия «по выполнении поставленных ему условий». С 1902 г. работал помощником контролера в Государственном контроле Московско-Брестской ж. д. С 1911 г. – в Волынской контрольной палате. С 1919 г. ревизор и инструктор по трудоустройству в Рабоче-крестьянской инспекции в г. Житомире. С 1927 г. пенсионер по инвалидности. 15.02.1930 г. арестован по групповому делу «Дросси А.А.», отправлен в Москву и помещен в Бутырскую тюрьму на время следствия за хранение и перевод на греческий язык для пересылки за границу патриарху Константинопольскому Фотию документао гонениях на религию в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Следует отметить, что по сути дела религиозное вдохновение характеризует произведения русских писателей и мыслителей: Ф. Достоевского († 1881), В. Соловьева († 1900), П. Флоренского († 1937). Однако, чтобы выявить отличительные черты славянской духовности, следует обратиться к живой традиции народного благочестия, духовному учению отцов (знаменитых старцев) 109 , обрядам и обычаям Церкви в этих странах. 3. Обзор направлений духовной традиции восточного христианства Критерии классификации На Западе духовные школы различались либо по национальному признаку, либо по принадлежности к тому или иному монашескому ордену. На Востоке монашеских орденов никогда не существовало; что касается национального признака, то при всей этнической самобытности на духовном учении никак не отразились националистические устремления. Поэтому здесь невозможно применить западные принципы различения школ 110 . Тем не менее было бы большим заблуждением отождествлять «восточную духовность» с упорядоченной системой общих принципов. Часто при всем сходстве понятийного аппарата наблюдается разнообразие содержания, которое варьируется от крайнего мистицизма до пустого морализаторства. Истину следует искать в достаточно широкой самой по себе «золотой середине» духовной ортодоксии. Духовность – это жизнь, и как таковая она развивается в процессе истории. Но история, лишенная событий, история идей без нововведений, без прений есть отсутствие истории. История не вычерчивается по заранее намеченному плану – ее созерцают, ею восхищаются, открывая в ней многоразличную Премудрость Божью (см. Еф. 3: 10 ). С другой стороны, чтобы исследовать огромный лес, в нем прокладывают тропинки в разных направлениях. Можно ли сделать что-либо подобное на духовной почве? Где найти четкие критерии? При устранении внешних обстоятельств остаются лишь внутренние черты самой духовной жизни. Речь идет о божественной жизни, которая реализуется в жизни человека, которая, будучи включенной в сотворенное мирозданье, развивается в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

успешно работал в области А. профессор по кафедре «Введение в круг богословских наук» А. Ф. Гусев , к-рый пополнил б-ку рус. А. трудами: «Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» (СПб., 1874); «Нравственность как условие истинной цивилизации» (М., 1874); «Потребность и возможность научного оправдания христианства» (ПС. 1887. Кн. 1. Март. С. 352-382); «Христианство в его отношении к философии и науке» (ПО. 1885. 1; отд. изд.: М., 1885); «Человек в его отличии от животных: (По поводу книги Дарвина «Происхождение человека»)». Им также были написаны статьи, в к-рых он анализирует отдельные воззрения Л. Н. Толстого: «О браке и безбрачии: Против «Крейцеровой сонаты» и Послесловия к ней графа Л. Толстого» (Каз., 1891); «Граф Лев Николаевич Толстой, его исповедь и мнимо-новая вера» (М., 1890); «Основные «религиозные» начала графа Л. Толстого: Апологетическое соч.» (Каз., 1893). Проф. Д. В. Гусев , патролог, имел и апологетические работы: «Учение о Боге и доказательства бытия Божия в системе Филона» (ПС. 1881. Т. 3), «Апология Лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена против Цельса» (Каз., 1886). Проф. В. И. Несмелов († 1937) известен как автор фундаментального 2-томного труда «Наука о человеке» (1896, 1903). Об этой работе Н. А. Бердяев сказал: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им в орудие защиты христианства» (Опыт философского оправдания христианства//РМ. 1909. Кн. 9. С. 54-72). Архиеп. Херсонскому Никанору (Бровковичу) († 1890) принадлежит труд «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (СПб., 1875. 3 т.). Во время своей деятельности в Московской, Петербургской, Казанской академиях он отличался богословской отзывчивостью на актуальные проблемы современности. Еп. Никанор анализировал новейшие рационалистические теории происхождения религии, сущности христианства известных нем. мыслителей Штрауса, Бауэра, Фейербаха и др. Его живые, яркие проповеди насыщены апологетическим материалом. В 1854 г. в КазДА проф. Н. И. Ильминским († 1891) были открыты 2 миссионерских отд-ния - татарское и монгольское, задачей к-рых стала подготовка миссионеров и апологетов для проповеди среди населения, исповедавшего ислам, ламаизм и др. вост. религии.

http://pravenc.ru/text/75696.html

Всем известно, каким оказался этот «порядок и мир». Не напоминает ли это ситуацию, когда развал Югославии и разделение Сербии годами упорно позиционируются как усилия по «установлению стабильности на Балканах»? Заместитель Ахтисаари Альберт Роан, одно время бывший исполнительным директором при кабинете генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма, проявил себя как откровенный реваншист по отношению к сербам и Сербии. В интервью «Политике» 21 июня 2006 года он сказал: «Я не хотел бы говорить о сербских военных преступниках, я лучше не вспоминал бы о роли Сербии в первой мировой войне. Сербия однозначно не имеет никакого права восстановить свою власть над Косовом, вы должны с этим согласиться». – Почему наше прошлое породило такую недоступную здравому смыслу цепь событий, завершившуюся провозглашением независимости Косова при поддержке западных держав? – Это нарушение Международного права и системы международных отношений, созданной в течение XX века. Косово и Метохия являются международно-признанной частью Сербии, в том числе – как часть государства Югославия – решениями Конференции послов в Лондоне 1912–1913 годов, Бухарестским мирным договором 1913 года, Версальским мирным договором 1919 года, решением Парижской мирной конференции 1946 года, а также целым рядом других международных договоров. Насилие над Сербией может быть сравнимо только с Мюнхенским договором 1937 года, заключенным между Гитлером, Муссолини, Чемберленом и Даладье, согласно которому Чехословакия должна была отдать Судетскую область Германии, для того чтобы Гитлер признал, что Германия больше не имеет территориальных претензий к Европе. Сегодня почти все ведущие западные лидеры говорят, что Косово – это «единичный случай» и прецедентом он не станет. Но это обман мировой общественности. – Известно, что антиславянские тенденции имеют давнюю традицию… – Со времен Албанской лиги (1878–1881) и до сегодняшнего дня в определенных кругах в Европе и США проявляются сильные антиславянские настроения. С другой стороны, албанцы искусно представляют это как борьбу с якобы панславизмом в юго-восточной Европе. Например, албанский писатель Исмаил Кадере утверждает: «Косово – край, где было остановлено славянское нашествие в раннем средневековье. Так была разрушена панславистская мечта: освоение и славянизация главного европейского полуострова».

http://pravoslavie.ru/5186.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010