В двадцатом веке именно ученые сделали очень много, чтобы понять и описать мифологическое мышление. Каково оно, как с ним жить в нашей повседневности, в том числе и церковной — вопрос, на который многие ищут ответа. «Христос в живописных сюжетах: не икона, а Образ» . Протоиерей Димитрий Сизоненко. Как видят художники Иисуса Христа, расскажет и покажет протоиерей Димитрий Сизоненко. Как изображали Иисуса Христа художники в V, в X, в XX веке? Для кого-то это был пророк, для кого-то — Неизведанная Реальность, для кого-то — Господь. Что мы видим на их картинах? Как визуальный ряд на полотне может показать веру или неверие живописца?   Ценность «бесполезного» человека На вечере памяти Георгия Великанова мы попробуем понять, кому могут быть «нужны» одинокие, брошенные, исключенные из социума люди, как мы понимаем христианский подвиг в нашей жизни и каков смысл жертвы. В обсуждении участвуют: — священник Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана; — священник Арсений Тимашков; — Владимир Стрелов, ректор библейского колледжа «Наследие»; — Светлана Файн, директор АНО ЦСКПУ «Друзья общины святого Эгидия». «Возвращение героя домой: Достоевский, Рисаль, Борхерт» . Штефан Липке Со времён “Одиссеи” одним из сильных мотивов в литературе является возвращение героя домой, после войны, учебы за границей, из тюрьмы или больницы. Часто физическое возвращение — всего лишь начало интриги. Именно сейчас возникает вопрос: окажется ли герой на самом деле “дома”, примут ли его родные, старые друзья, любимая женщина? Не слишком сильно ли изменилась жизнь без него? Или он, находясь далеко? На примерах из творчества Ф. М. Достоевскго (1821—1881), Хосе Рисаля (1861— 1896) и Вольфганга Борхерта (1921—1947) в лекции изучается драма несостоявшегося возвращения. Статьи «В православной Твери кипят страсти»   Олег Тишин: “В православной Твери бушует церковный скандал. Хотя церковный он или антицерковный  —  это еще надо разобраться”. «Живая Псалтирь день за днем. Псалом 26» В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни.

http://blog.predanie.ru/article/ottsovst...

Действительно, накануне начала нового 1946/47 года последовала реорганизация Московских духовных школ. Богословский институт был переименован в Московскую духовную академию, а Богословско-пастырские курсы при нем – в Московскую духовную семинарию. В обоих учебных заведениях был установлен четырехлетний курс обучения. Оба учебных заведения находились под управлением единой администрации. Со временем духовные школы возглавил и ректор-епископ . Но возвращение возрожденных Московских духовных школ состоялось лишь через два года – осенью 1948 года. Более того, патриарху был представлен проект, согласно которому академия должна была остаться в Москве. Его автор – протоиерей Николай Викторович Чепурин (18811947) – человек ярких дарований, чьи административные способности высоко ценил патриарх. До революции Николай Чепурин окончил Харьковскую духовную семинарию, а затем поступил на юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом университета в 1903 году принял священный сан. Несколько лет служил на сельском приходе в Сумском уезде Харьковской губернии, совмещая пастырскую деятельность с миссионерской. В 1905-1908 годах изучал биологию в Оксфорде. Затем вернулся на родину и всецело посвятил себя миссионерской деятельности. В 1910 – 1912 годах он – епархиальный миссионер-проповедник Новгородской епархии. С 1912 по 1918 год он занимает ту же должность в епархии Санкт-Петербургской и служит в храме Смоленского кладбища. В 1912 – 1926 годах о. Николай завершает свое богословское образование в Петроградской духовной академии, где он обучается в качестве вольнослушателя. С 1919 года он занимает должность проректора Петроградского богословского института, преподаёт на Высших богословских курсах. Магистр богословия и профессор (1927). С 1930 по 1946 проходит через тюрьмы, лагеря и ссылки. С помощью патриарха Алексия I, лично знавшего его  Петрограду, перебирается в Москву и получает назначение на должность настоятеля храма Пимена Великого и инспектора МДА и С. 23 октября 1946 года протоиерей Николай Чепурин назначается ректором МДА и С и настоятелем академического храма, сменив на этом посту первого ректора возрожденных духовных школ протоиерея Т.Д. Попова. Ради кандидатуры о. Николая патриарх даже отказался на время от идеи епископского возглавления академии .

http://bogoslov.ru/article/1259980

В 1928 году отец Исаакий окончил Парижский Богословский институт и после рукоположения во иеромонаха был направлен в Прагу, где он прослужил 17 лет. Затем последовали арест и заключение в Карагандинскую тюрьму. После освобождения из КАРЛАГа в 1947 году он 10 лет был настоятелем Алма-Атинского Свято-Никольского кафедрального собора. Далее следовало непродолжительное, но плодотворное пребывание в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Последние 23 года своей жизни (1958–1981) архимандрит Исаакий настоятельствовал в Свято-Вознесенском соборе города Ельца Липецкой епархии. Там же он и похоронен на городском кладбище. К могиле архимандрита Исаакия в настоящее время притекает великое множество паломников: все просят у старца молитв и предстательства пред Господом. Приходящие с верой получают утешение, заступничество, душевное успокоение и исцеление. Огромное значение в жизни архимандрита Исаакия имели и Духовные наставники. Одним из них был митрополит Евлогий (Георгиевский; 1868–1946) – богослов, выдающийся церковный деятель, предстоятель Русских Православных общин Западной Европе. Добрый след в жизни отца Исаакия оставило духовное общение с епископом Сергием (Королевым , 1881–1952), под архипастырским омофором которого он служил в Праге. Владыка Сергий и архимандрит Исаакий были одного духа. И это благодатное единство духовного пути, преданность Православию крепко соединяли их более 24 лет. Его наставником и учителем был также митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский , 1874–1955), канонизированный Архиерейским Юбилейным Собором в августе 2000 года. В продолжение всей своей долгой жизни (старец прожил 86 лет) архимандрит Исаакий в труде и молитве подражал своим духовным наставникам и является достойным последователем этих угодников Божиих. Наше время как бы примеряется к таким личностям, всматривается в их жизненный подвиг и высвечивает эти имена, чтобы они не ушли в забытье, а звонили колоколами памяти о русских старцах, среди которых ярко сияет и имя архимандрита Исаакия. Международная научная конференция «Торжество Православия», посвященная 110-летию со дня рождения архимандрита Исаакия (Виноградова)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архимандрит Афиноген, в схиме Агапий (Агапов Василий Кузьмич) родился 24 января 1881 г. в деревне Карманово Тверской губернии, в крестьянской семье. В 1894 г. окончил земскую школу, уехал в Санкт-Петербург и поступил на работу в швейную мастерскую, принадлежавшую его дяде. В 1902 г. призван в армию. В 1903 г. принят в число послушников Воскресенского Макариевского монастыря близ города Любани Новгородской епархии. В 1908 г. пострижен в рясофор, а в 1911 г. – в мантию. В 1912 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1917 г. – во иеромонаха. В 1924 г. арестован вместе с настоятелем и братией монастыря и заключён в Новгородскую тюрьму. По приговору выслан на три года в Осташков. Там добился разрешения жить в Нило-Столбенском монастыре. После освобождения возвратился в родной монастырь. В 1932 г. вновь арестован и отправлен в ленинградскую тюрьму «Кресты». Заключение отбывал на строительстве Беломорканала. В 1934 г. досрочно освобождён и выслан на жительство в город Малую Вишеру Ленинградской области, где прожил до начала Великой Отечественной войны. В августе 1941 г. он вновь приехал в город Любань, который вскоре был захвачен немцами. Так о. Афиноген оказался на оккупированной территории, где ему разрешили служить в открывшемся местном храме. Оттуда его перевели в город Тосно, а в 1943 г. он был вывезен немцами в Латвию и продан в качестве «рабочей силы». В 1944 г. оказался в Спасо-Преображенской пустыни под Ригой, а затем в Рижском Свято-Троицком монастыре. Там познакомился с монахами Псково-Печерского монастыря и в январе 1945 г. переехал в Печоры. В монастыре иеромонах Афиноген исполнял послушания казначея и ризничего. В 1947 г. возведён в сан игумена. С 1949 г. служил на острове Залит Псковской епархии. В 1960 г. назначен братским духовником Псково-Печерского монастыря и по благословению старца Симеона начал отчитывать одержимых нечистыми духами. Это послушание он исполнял до глубокой старости. В 1968 г. возведён в сан архимандрита. За несколько месяцев до кончины принял схиму. Скончался 24 июня 1979 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

86 Для воспитанников «Богдая» (см. ранее) Владыка Николай написал детскую песню «Гимн Богдая»: Малыши мы, битольчане, малыши-сироты, дом наш – он на самом краю, словно в раю, в Богдае, как в раю, в Богдае. [М. О. Воробьев. Биография святителя Николая Сербского ] 87 Спекторский, Евгений Васильевич – русский правовед и социальный философ, профессор Императорского Варшавского университета, декан юридического факультета и ректор Киевского университета, С 1947 года – профессор православной Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Первый председатель Русской академической группы в США. 89 Лелич (серб. – населённый пункт в Сербии, Колубарском округе, общине Валево, где 23.12/5.01.1881 года родился будущий святитель, Владыка Николай Сербский (Велимирович). Здесь игра слов, серб. «…и Лели, па Даници и Лелици (да л отуд село 90 «Огненная Мария» – именование святой великомученицы Марины Антиохийской, у сербов и болгар; празднуется 17/30 июля. 93 Митрополит Арсений (серб. Митрополит в миру Светислав Брадварович, серб. Светислав 24.09.1883–10.12.1963) – епископ Сербской Православной Церкви, митрополит Будимский. 95 Гаевица, или хорватская латиница (названа по имени своего создателя, деятеля хорватского Возрождения Людевита Гая) – латинский алфавит для хорватского языка, созданный в середине XIX века по образцу чешского и с тех пор более не менявшийся. Хорватский алфавит является латинизированным аналогом кириллической вуковицы, используемой сербским языком. Гаевица, наряду с вуковицей, используется в Боснии и Герцеговине, Сербии и Черногории. 97 Открытка с изображением монастыря Св. Саввы в Либертивилле, отправленная Елене Найданович, супруге доктора Димитрия Найдановича. 98 ИМКА, YMCA (англ. Young Men’s Christian Association – «Юношеская христианская ассоциация») – молодёжная волонтерская организация. Стала известна благодаря организации детских лагерей. Основана в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом (1821–1905), насчитывает около 64 млн. участников в более чем 120 странах мира. Хотя по своему «происхождению» и целям YMCA является христианской организацией, она не имеет официальных связей с какой-либо церковью, правительством или государством. Целями программ YMCA являются укрепление нравственного и физического здоровья людей, объединение их для общественно-полезной деятельности, воспитание уважения к общечеловеческим ценностям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В XIX в. в И. велась активная католич. и протестант. миссионерская деятельность. В 1748 г. папа Бенедикт XIV обратился к ордену доминиканцев с призывом продолжить работу по обращению в католичество несториан и яковитов. Апостольская миссия Мосула была основана в 1750 г., и в том же году в Мосуле была создана католич. епископская кафедра. В 1780 г. несторианский патриарх Мар Иоанн, к-рый проживал в Алкоше, перешел в католицизм вместе с 5 епископами и паствой - большей частью жителей города и 6 близлежащих деревень. Позднее итал. доминиканцев сменили французы. Апостольская миссия в нач. XX в. включала 3 франц. миссии. Капуцины работали в Мардине, кармелиты - в Багдаде, лазаристы - в Персии. Деятельность католич. миссионеров охватывала юго-восток Месопотамии, Курдистан, северо-восток Вел. Армении, вилайеты Мосул, Битлис, Ван и частично Диярбакыр. В нач. XX в. в миссии служили 23 франц. священника-доминиканца и 15 местных. Действовали 9 католич. церквей, 5 миссионерских станций в Мосуле (1750), Мар-Якобе (1847), Ване (1881), Сиирте (1882), Джазире (Джизре) (1884) и 98 миссионерских постов, к-рые регулярно посещали миссионеры. Учащиеся школы при протестантской миссии в Мосуле. Фотография. 1905 г. Учащиеся школы при протестантской миссии в Мосуле. Фотография. 1905 г. Кармелиты содержали в Багдаде 2 муж. школы, типографию, приют и лечебницу. Кармелит А. Мари (1866-1947), ученый-филолог, издавал лит. ж. «Лугат аль-араб» (Язык арабов) и организовал регулярные научные чтения в б-ке кармелитского мон-ря для слушателей всех исповеданий. Влияние Рима затронуло и сиро-яковитские общины Месопотамии: большинство христ. населения Мосула в этот период составляли сиро-католики, под контроль которых перешел и мон-рь Мар-Бехнам - 2-й по значимости в вилайете после мон-ря Мар-Маттай, оставшегося у сиро-яковитов. В 1830 г. папа Римский Пий VIII утвердил митр. Иоанна Хормизда главой всех католиков-халдеев с титулом Халдейского патриарха Вавилона. Территории традиц. и Халдейской католич. Церквей почти не пересекались.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Ратмиров Василий Михайлович; 29.12.1881 (1887?), Ставропольская губ.- после 1947/ок. 1970 ?), бывш. архиеп. Минский и Белорусский. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Екатеринодарское ДУ, в 1908 г.- Ставропольскую ДС по 2-му разряду. (В автобиографии В. писал о том, что он окончил КДА со степенью канд. богословия, но в списках выпускников КДА В. не значится.) 17 авг. 1908 г. рукоположен во диакона к церкви в ст-це Стародеревянковской, 5 окт. следующего года рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом. 27 окт. 1910 г. определен на священническое место к церкви в с. Арзгир, 3 окт. 1914 г. переведен в Николаевскую ц. в г. Ейске. (По свидетельству В., в 1914 он был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 он был лишь награжден правом ношения скуфьи.) В 1920 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита. 4 нояб. 1921 г. состоялась хиротония В. во епископа Ейского, вик. Ставропольской епархии, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон . После ареста Патриарха в мае 1922 г. В. перешел в обновленчество . В марте 1927 г. был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН, после освобождения в авг. 1932 г. направлен обновленческим синодом в г. Армавир с титулом «архиепископ Армавирский и Майкопский». В июне 1935 г. переведен на обновленческую Курскую кафедру с возведением в сан «митрополита». По воспоминаниям курского духовенства, «митрополит» вел себя вызывающе: «бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах, под ручку с женой» В. появлялся не только в городе, но и приходил на службу в собор. 21 июня 1938 г. он был назначен управляющим делами обновленческого синода, после ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского) . Даже по меркам обновленческого духовенства В. отличался весьма странным поведением: «никогда не служил, не причащался». 30 авг. 1939 г. В. уволился на покой, затем отрекся от сана и перешел на работу бухгалтером в гражданское учреждение.

http://pravenc.ru/text/150737.html

Вознесенский кафедральный собор (Елец) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вознесенский собор — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии. Содержание История [ править править код ] На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году. 22 августа 1845 года была осуществлена закладка храма. Время строительства - 44 года. Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен. 22 августа 1889 года - открытие и освящение. Первый проект собора был разработан в 1824 г. Главным строителем был назначен И. Г. Петров, его помощниками — И. И. Попов и И. И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Архитектор Константин Андреевич Тон (1794—1881). По проектам К. А. Тона были построены Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата Московского кремля, здания вокзалов в Москве и Петербурге, знаменитый храм Христа Спасителя в Москве. Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм… Вновь собор был открыт в 1947 году. Описание [ править править код ] Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца. Архитектурно-пространственная композиция здания складывается из огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковидную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах, трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды. Храм четырёхстолпный, одноэтажный. Огромный подклетный этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола кирпичные. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, колонны-дудочки, килевидные кокошники, наличники в виде «ромашек». В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_к...

Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Афанасиевский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1509. Год утраты:1941 (затоплен в 1941-1947) Адрес: Россия, Ярославская область, Рыбинский район, акватория Рыбинского водохранилища Координаты: 58.247482, 38.459358 Проезд:водный транспорт, точка в 5 км на восток от острова Святовский Мох, в 3 км на север от створа Бабьи Горы Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Афанасиевский монастырь, 3 класса, общежительный, в 2 верстах от города Мологи. Впервые упоминается в 1509 году и первоначально был мужским; в 1764 году упразднен и обращен в приходскую церковь, а в 1795 году открыт здесь женский монастырь. Здесь находится Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в дар монастырю великим князем ярославским Федором Михайловичем в 1377 году. Она была родовой святыней Ярославских князей со времени святого князя Федора (см. 19 сентября); Тихвинской называется только по сходству изображения; копией ее быть не могла, так как существовала до явления святой Тихвинской иконы. С крестным ходом она носится по окружным селениям для поклонения. При монастыре школа с 1891 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей. Афанасьевский монастырь (с XV в. - мужской, с 1795 г. - женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в. Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен.

http://sobory.ru/article/?object=33463

За рубежом есть целый круг исследователей, изучающих религиозные аспекты румынского национализма: Р. Кларк, М. Вагнер, Й. Хенкель, Р. Кодреску, К. Николеску, М. Нямцу, М. Дорудиан и др. Их сочинения доступны только на языке оригинала. Данное исследование актуально еще и потому, что известную трудность в изучении вопроса представляет отсутствие переводов на русский язык сочинений по национальной идее самого протоиерея Думитру. Объект исследования ограничен рассмотрением нескольких публикаций протоиерея Думитру Станилое в епархиальной газете Telegraful român («Румынский телеграф»), посвященных разным аспектам национальной идеи. Предметом исследования при этом выступают взгляды протоиерея Думитру на проблематику соотношения понятий «личность», «общество», «нация», «государство», «православие», «Церковь» и др. в контексте идейного поля «румынизма». Цель работы состоит в определении особенностей богословия и мировоззрения протоиерея Думитру Станилое, выраженных в сочетании православного учения и национальных вопросов, характерных для первой половины ХХ века. В работе применяются следующие методы исследования: а) историко-биографический метод, с помощью которого исследуется контекст эпохи и жизнедеятельность протоиерея Думитру Станилое, касающиеся специфики появления тех или иных его статей по национальной идее; б) описательный метод, с помощью которого систематизируется рассматриваемый материал; в) сравнительный метод, с помощью которого анализируется интерпретация этнотеологии протоиерея Думитру Станилое современными учеными. Контекст эпохи Национальная идея была ключевой в румынской политической и социальной жизни в течение XVIII–XIX вв. (освободительное движение от Османской империи) и первой половины ХХ в. (формирование «Великой Румынии»). В разных ракурсах на это влияла политика Российской империи, Франции и Германии. И в эпоху объединения румынских княжеств (1866), и при существовании Румынского королевства (1881–1947) в стране периодически активизировались тенденции к объединению территорий, традиционно населенных румынами. Так, во время Второй Балканской войны (1913) в состав Румынии вошла Южная Добруджа. А условием вступления Румынии в Первую мировую войну на стороне Антанты (1916) было не что иное, как стремление к воссоединению с такими исконно румынскими землями (отторгнутыми Габсбургами в XVIII в.), как Трансильвания, Банат, Кришана, Сатмар, Марамуреш и Буковина. 1 декабря 1918 г. на Национальном собрании в городе Алба-Юлия делегаты из всех избирательных округов страны с румынским населением (Трансильвания, Банат, Кришана, Сатмар, Марамуреш и Буковина) проголосовали за вхождение этих провинций в состав королевства.

http://bogoslov.ru/article/6191795

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010