Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОЖЕН Михаил Егорович (31.10.1860, Калуга - 1934(?)), юрист, специалист в области церковного права. Биография К. окончил с серебряной медалью Калужскую гимназию (1881), о к-рой впосл. оставил доброжелательные «Воспоминания гимназической жизни», изданные в 1904 г. к 100-летию учебного заведения. Поступил на юридический фак-т Московского ун-та, с 4-го курса особое внимание уделял занятиям каноническим правом под рук. проф. А. С. Павлова . Осознанный выбор церковного права как основной сферы деятельности для выпускника ун-та, а не духовных школ был в то время большой редкостью. По окончании курса 21 сент. 1885 г. одним из первых по успеваемости К. был утвержден в степени кандидата и на следующий год за соч. «Характеристика толкований канонического кодекса греческой Церкви Аристина, Зонары и Вальсамона» удостоен золотой медали. По ходатайству факультета К. был оставлен при ун-те на 2 года «для приготовления к профессорскому званию» под рук. Павлова. Весной 1889 г. К. был с той же целью командирован на 2 года за границу, 30 марта 1891 г. срок был продлен еще на полгода. К. работал в Вене, прежде всего в богатой греческими рукописями Придворной б-ке, в Мюнхене, в Папской б-ке в Риме и во Флоренции. 5 окт. 1891 г. определен приват-доцентом Московского ун-та по кафедре церковного права, читал лекции на 4-м курсе юридического фак-та. Также состоял помощником присяжных поверенных А. К. Вульферта и Ф. Н. Плевако, консультировал последнего по вопросам церковного (имущественного и брачного) права. После защиты 20 марта 1893 г. в Московском ун-те магист. дис. «Толкователи канонического кодекса Восточной Церкви: Аристид, Зонара, Вальсамон» 10 апр. был утвержден в степени магистра церковного права. Свой труд К. посвятил Московскому ун-ту. Министр народного образования гр. И. Д. Делянов занимался продвижением молодых российских ученых на кафедры провинциальных ун-тов, в частности в Юрьевский (до 1893 Дерптский) ун-т, к-рый К. характеризовал как «оплот воинствующего германизма» (25 лет в Прибалтийском крае. 1916. С. 22). Слова имп. Александра III Александровича : «Православной Церкви - господство; каждой вере - почитание; русской народности подобает всеобъединяющая и всеподчиняющая сила; но каждой народности да будет свобода во всем, что этому объединению и подчинению не препятствует»,- К. неоднократно цитировал в своих трудах (Иноверцы на Руси. 1903. C. 12) и считал руководящими в своей деятельности. 3 окт. 1893 г. по рекомендации Павлова гр. Делянову К. получил предложение занять место экстраординарного профессора церковного права в Юрьевском ун-те. Впосл. именно с личным влиянием гр. Делянова К. связывал то, что он избрал научную карьеру, а не карьеру адвоката. В кон. 1893 г. К. переехал в Юрьев. С 26 окт. 1895 г. исполнял должность ординарного профессора.

http://pravenc.ru/text/2458949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Д. Оболенский. Фотография. Нач. ХХ в. Алексей Дмитриевич (24.11.1855, С.-Петербург - 21.09.1933, Дрезден, Германия), князь, обер-прокурор Синода (1905-1906), гос. деятель. Княжеский род Оболенских из династии Рюриковичей берет свое начало от Юрия, кн. Тарусского и Оболенского, сына мч. Михаила Всеволодовича , кн. Черниговского. О.- 2-й сын юриста, сенатора (с 1870), члена Гос. совета кн. Дмитрия Александровича Оболенского (26 окт. 1822 - 22 янв. 1881) от брака со статс-дамой кнж. Дарьей Петровной Трубецкой (9 июля 1823 - 8 янв. 1906). Проживал значительную часть времени в калужском имении Березичи на берегу р. Жиздры, в 6 верстах от г. Козельска. Имение соседствовало с Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью , и семья О. часто посещала эту обитель, а также, вероятно, Тихонову Калужскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь . В Оптиной пуст. 26 июля 1877 г. О. и его отец встречались с Л. Н. Толстым . В годы учения в Имп. уч-ще правоведения в С.-Петербурге О. придерживался материалистических и агностических взглядов и поэтому не соглашался с религиозно-философским учением писателя, хотя ценил его творчество и дружил с его шурином и своим однокашником С. А. Берсом. Вторая встреча с Толстым произошла осенью 1901 г. в Гаспре, когда буд. обер-прокурор заочно пытался примирить Толстого со взглядами Вл. С. Соловьёва , которые к тому времени полностью разделял. По окончании в 1877 г. уч-ща правоведения О. служил в лейб-гвардии Гусарском полку. 24 мая того же года причислен к Мин-ву юстиции в 1-й департамент Сената с чином титулярного советника (до 19 авг. 1880). Оставив столицу, уехал в Калужскую губ. 8 окт. 1881 г. избран почетным мировым судьей по Козельскому окр. (до 1884, затем в 1887-1890, 1893-1896) и председателем съезда мировых судей (в этой должности оставался до 1884). Козельский уездный предводитель дворянства (1884-1889) предполагал избираться губ. предводителем дворянства (до 1893). Также был гласным Калужского губернского земского собрания. С 28 марта 1882 г. камер-юнкер, с 14 дек. 1892 г. статский советник. Занимался вопросами народного образования, 31 марта 1892 г. удостоен признания министра народного просвещения.

http://pravenc.ru/text/2578069.html

Посещение Церквей прихода священника Бориса Ямамура 24 апреля/6 мая 1893. Суббота. В 2 ч. 35 м. после полудня выехали из Токио, чтобы завтра утром в 5 ч. 35 мин. быть в Ициносеки, составляющим южный предел прихода отца Бориса, который, согласно известию от него, ждет меня там. Выехали во втором классе, но до того несносны были толкотня и курение мерзейшего табаку, что не выдержал, в Уцуномия пересел в первый класс, где, кстати, свободно было, и заснул ночью; только холод мешал спать. 25 апреля7 мая 1893. Воскресенье. Ициносеки. Яноме. Сакуносе. В 5 ч. 35 м. утра братья и сестры встретили на станции в Ининосеки и проводили в церковный дом, где о. Борис ждал в облачении и с великолепным крестом, недавно выписанным из России богачом Церкви Яманоме, Моисеем Ямада. Так как воскресное богослужение предположено было у христиан в Яманоме, только рекою отделяющееся от Ициносеки, то здесь отслужили краткий молебен, который певчие, человек 8 мужчин и мальчиков пропели отлично. Приветствованы были христиане поучением, благословлены, причем многие христиане оказались старыми знакомыми, ибо я здесь уже в третий раз; христиане были здесь вместе из Ициносеки, Яманоме и отстоящего от Яманоме меньше чем на один ри селения Сакуносе, каковые три Церкви составляют почти одну и состоят ныне в заведывании катехизатора Исайи Яци. Потом исследована Церковь Ициносеки по метрике. Крещено здесь 199. Из них ныне в других местах 47, умерло 30, охладело 15, в протестантство ушел один; 106 здесь налицо. Новый слушатель есть всего один. Христианских домов 40; из них в 16 все в доме христиане, в 24 – по одному христианину, почти везде – младшему в доме. Из 16 домов 9 достаточные, прочие бедны; из 24 домов есть богачи, но христиане там бессильны в доме. К богослужению собираются: по субботам человек 20–30, по воскресеньям человек 15. Катехизатор Яци бывает здесь на богослужении или в субботу, или в воскресенье; тогда он и читает; без него читают сами христиане, поют человек 12. После службы Яци говорит поучение; без него христиане читают Священное Писание или какую-либо духовную книгу и толкуют сами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Короцко. Короцкий Тихонов монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1881. Адрес: Новгородская обл., Валдайский р-н, с. Короцко Координаты: 57.939176, 33.248843 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Варвары Карта и ближайшие объекты Короцкий Тихонов монастырь, общежительный близ города Валдая, в 1,5 верстах от села Короцкого. Учрежден в 1881 году на месте древнего Покровского мужского монастыря из существовавшей с 1864 года женской общины. Здесь находятся: части мощей святителя Тихона в благолепной раке и келейная икона его — Распятие Господне, писанная весьма искусно кистью на холсте. В 1895 году в монастыре освящен новый каменный храм во имя великомученицы Варвары и Всех Святых. Указом Святого Синода в 1893 году разрешено ежегодно совершать 14 мая в день обретения мощей святого Тихона (см. 13 август) из монастыря крестный ход на могилу покоящихся близ деревянной церкви села Короцкого родителей святого Тихона — Саввы и Домники, для служения панихиды. При монастыре школа — приют для круглых сирот. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " В 1724 г. в Короцко  родился известный русский церковный проповедник, религиозный мыслитель и писатель - святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью, после чего возникла мысль создать на родине святителя монастырь, посвященный его имени. Организацией этого святого дела занялся действительный тайный советник  Елагин Н.В., цензор, духовный писатель и крупный костромской помещик. Имея большое почитание к Тихону Задонскому, он издал его биографию, делал публикации в печати о привлечении благотворительных денег на устройство обители и сам пожертвовал крупную сумму для ее сооружения. Пожертвования на строительство поступали со всей России. Местоположение для новосоздаваемой православной общины было выбрано в лесу, в одной версте от села Короцко, на берегу живописного озера. В 1863 году начались одновременно земляные, каменные и другие строительные работы и к осени 1864 г. каменный трехэтажный корпус келий с небольшой домовой церковью во имя святителя Тихона в северной части здания был уже построен. 22 августа 1864 г. состоялось официальное разрешение императора Александра II об утверждении Короцкой женской общины с училищем при ней для девиц и лечебницей для приходящих. В 1865 г. в общину уже собралось более 30 сестер, большею частью вдов и сирот. Первой начальницей, управлявшей обителью около двух лет, стала монахиня Серафима, переведенная сюда из Новгородского Зверина монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=20536

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Мараева. Фотография. Нач. ХХ в. Анна Васильевна (урожд. Волкова; 25.01.1845, с. Топорино Медынского у. Калужской губ.- 23.08.1928, Серпухов), деятельница старообрядческого федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), фабрикантша и купчиха, благотворительница, коллекционер. Род. в правосл. крестьянской семье, занимавшейся производством холста. После 1855 г. вместе с родителями Василием и Макриной Волковыми Анна перешла к федосеевцам. Вероятно, на решение Волковых повлияла необходимость установления связей с промышленниками и купцами, занимавшимися производством и продажей тканей, преимущественно староверами. В 1869 г. Анна вышла замуж за Мефодия (Нефеда) Васильевича Мараева (в иночестве Феодор; 13 июня 1830 - 28 июля 1882), наследовавшего после смерти отца, серпуховского фабриканта и купца 1-й гильдии В. А. Мараева, в 1881 г. бумаготкацкую фабрику в дер. Заборье и ситценабивную фабрику в пустоши Данки в окрестностях Серпухова, а также капитал, земельные участки и недвижимость в Москве. М. В. Мараев, удостоенный в 1882 г. вместе с членами своей семьи звания потомственного почетного гражданина, был активным прихожанином московской Преображенской общины федосеевцев (см. в ст. Преображенское кладбище в Москве), в 70-х гг. XIX в. являлся попечителем Преображенского богаделенного дома. В семье Мефодия и Анны Мараевых родилось 8 детей: сыновья Иван (1870-1924), Василий (1872-1939), Константин (1875-1922), Николай (1878-1926), дочери Александра (в замужестве Уфимцева; 1874-1931), Анна (в замужестве Киреева; 1877-1965), Ольга (1874-1955), Анфиса (1881-1906). После смерти мужа М. пришлось отстаивать в 1883-1893 гг. имущественные интересы свои и детей в судебном разбирательстве по иску двоюродного брата своего мужа московского купца Ф. Ф. Мараева, к-рый пытался оспорить законность наследования капиталов и имущества своего умершего родственника его женой, не венчанной в правосл. Церкви. В 1884 г. серпуховская 1-й гильдии купчиха М. стала владелицей «Серпуховской мануфактуры Мараевых», ярмарочной торговли в Н. Новгороде и Урюпинске, торговых заведений в Москве.

http://pravenc.ru/text/2561948.html

Палладий (Раев,Павел Иванович Писарев), митр. С.-Петербургский и Ладожский Родился 20 июня 1827 года в семье священника Нижегородской епархии. Первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. В 1852 году окончил Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия и определен учителем логики и психологии в Нижегородскую духовную семинарию, и преподавателем татарского языка. 15 августа 1856 года рукоположен во священника к Покровской церкви, Нижегородской епархии. 15 янв.1861 года, овдовев, принял пострижение в монашество. 18 февраля 1862 г. возведен в сан архимандрита. 28 авг.1863 г. инспектор СПБ духовной семинарии. 2 дек. 1864 г. ректор СПБ духовной семинарии. 18 дек.1866 года хиротонисан во епископа Ладожского. С 15 июля 1869 г. – епископ Вологодский. С 13 июня 1873 г. епископ Тамбовский. С 9 сент.1876 г. – епископ Рязанский. 12 апр.1881 года возведен в сан архиепископа. С 1881 года – почетный член Казанской духовной академии. С 21 августа 1882 г. – архиепископ Казанский и Свияжский. При нем с 15 января 1863 года в инородческих приходах разрешено совершать богослужение на инородческих языках. В ноябре 1884 года был в СПБ на съезде преосвященных. В июле 1865 года председательствовал на пастырском собрании Поволжских епископов в Казани, созванных по его инициативе для решения вопросов пастырской практики по отношению к раскольникам и инородцам. В 1886 году основал Царевококшайский Богородично-Сергиевский женский черемисский монастырь. При нем была приписана к архиерейскому дому Седмиозерская пустынь и управляющие Казанской епархией стали именоваться ее настоятелями. С 29 сент.1887 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. В 1868 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 18 окт.1892 года возведен в сан митрополита с титулом митрополит С.-Петербургский и Ладожский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующий член Св.Синода. 14 мая 1896 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архитектор Николай Никитич Никонов 8 апреля 1849, Ануфриево, Ярославская губерния — 1918, Самара) — один из крупнейших российских зодчих конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал в области церковной архитектуры. В октябре 1872 года был принят вольнослушателем в Академию художеств. В 1881 году отчислен из неё за нерегулярное посещение классов. 21 октября 1893 года был назначен на должность епархиального архитектора. 24 августа 1899 года ходатайствует о награждении архитектора Н. Н. Никонова орденом Святой Анны 3-й степени за проект и постройку каменного трехпрестольного храма в подворье Задне-Никифоровской пустыни в Петербурге. 17 ноября 1906 года архитектор Н. Н. Никонов уволен по его прошению с должности Санкт-Петербургского епархиального архитектора. В 1910 году по проекту Н. Н. Никонова на Карельском перешейке в Териоках (ныне — Зеленогорск) построена Церковь Казанской Божьей Матери, признанная в 2001 году памятником архитектуры федерального значения. Умер в 1918 году в Самаре, где достаточно долго жил и работал. Список храмов, которые построил Николай Никитич Никонов (или с его участием) Брянская область Церковь Вонифатия Милостивого (утрачена) Новозыбковский район и г. Новозыбков, Новозыбков Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1896 Архитектурный стиль: Эклектика Ленинградская область Церковь Николая Чудотворца (утрачена) Кировский район, Лаврово Архитектор: Н.Н. Никонов (проект) Год постройки: Между 1899 и 1902 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Успения Пресвятой Богородицы (утрачена) Сланцевский район, Доложск, урочище Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: 1908 Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (новая) Сланцевский район, Пенино Архитектор: Н.Н. Никонов Год постройки: Между 1893 и 1900 Архитектурный стиль: Русский стиль Новгородская область Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Шимский район, Малая Уторгош Архитектор: Н.Н. Никонов (?) Год постройки: приблизительно не ранее 1900 Архитектурный стиль: Эклектика Прочие страны Новоафонский монастырь Симона Кананита

http://sobory.ru/architect/nnnikonov

Димитрий (Самбикин) Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архп. Казанский и Свияжский. Родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году – Воронежскую духовную семинарию. В 1865 г. – СПб. духовную академию. 20 янв. 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории. 26 сент. 1866 года рукоположен во диакона. 1 октября – во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже. В 1867 году утверждён в степени магистра богословия. 13 апр. 1870 года овдовел, после трёхлетнего супружества. Жена умерла от туберкулёза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной. С 5 мая 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии. 10 июня 1872 года утверждён и 23 июня возведён в сан протоиерея. 11 февраля 1877 года пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведён в сан архимандрита. 31 дек. 1880 г. вызван в СПб. на чреду священнослужения. 6 авг. 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии. 4 янв. 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахнинского, Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 13 декабря 1890 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 6 ноября 1893 года – почётный член Московской духовной академии. С 1895 года – почётный член Казанской духовной академии. С 2 ноября 1896 года – епископ Тверской и Кашинский. 6 мая 1898 года возведён в сан архиепископа. 17 марта 1904 года за выдающиеся учёно-литературные труд Советом СПб. академии удостоен учёной степени доктора Церковной истории. С 26 марта 1905 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин. (В «ЖМП» 1945 г., 3, на стр. 68 ошибочно указан год смерти 1907 год. См. «Прав. Собес.» 1908 г., апрель, стр. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Бриллиантов. Фотография. Нач. XX в. Александр Иванович (10.08.1867, с. Цыпино Кирилловского у. Новгородской губ.- 1.06.1933, Тамбов), богослов, историк Церкви. Из семьи священника, брат И. И. и В. И. Бриллиантовых. В 1881 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1887 г.- Новгородскую ДС. В 1887-1891 гг. учился в СПбДА, после ее окончания получил степень канд. богословия. В 1891/92 г. оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1892-1893 гг. преподавал Закон Божий в 2 городских уч-щах в С.-Петербурге. В 1893-1900 гг. в Тульской ДС преподавал историю и обличение рус. раскола, обличительное богословие, с 1895 г. одновременно исполнял обязанности епархиального миссионера Тульской епархии. В июле 1898 г. защитил в СПбДА магист. дис. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». С мая 1900 г. являлся доцентом на кафедре общей церковной истории СПбДА, с дек. 1903 г. экстраординарным профессором, курс лекций Б. по общей церковной истории сохранился в рукописях и литографических изданиях. Участвовал в Религиозно-философских собраниях 1901-1903 гг. В июле 1914 г. удостоен степени д-ра церковной истории по совокупности трудов. С сент. 1914 г. ординарный профессор СПбДА. С 1900 г. служил делопроизводителем Комиссии Святейшего Синода по старокатолич. и англикан. вопросам. В течение ряда лет состоял председателем Библиотечной комиссии СПбДА. Б. являлся членом Предсоборного Присутствия (1906), Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., на к-ром исполнял обязанности секретаря. Весной 1917 г. был одним из кандидатов на митрополичью кафедру Петрограда. В окт. 1918 - июле 1922 г. служил преподавателем, затем профессором церковной истории в 1-м Петроградском педагогическом ин-те, в 1920-1923 гг. преподавал в Петроградском богословском ин-те. Предпринимал усилия к сохранению б-ки СПбДА, из фондов к-рой 18 дек. 1918 г. был образован филиал ГПБ (до 1932 располагался в здании академической б-ки).

http://pravenc.ru/text/153437.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010