Процесс окончился оправданием Добрянского-Сачурова и его дочери, однако Добрянскому-Сачурову запрещалось пребывание в местах с русским и славянским населением. В 1882–87 в Вене были опубликованы труды Добрянского-Сачурова «О современном религиознополитическом положении австро-угорской Руси», «Материалы для памятной записки галицких русских» и др.; значительная часть работ была написана Добрянским-Сачуровым в 1887–1901 в Инсбруке: «Взгляд, на вопрос об общеславянском языке», «В защиту истины», «Римско-немецкая империя Гогенцоллернов и греко-славяне», «Календарный вопрос в России и на Западе» и др. В связи с обострением в 1880-х вопроса о наименовании русских Галиции и Угрии народом «рутенским» и «русинским» (единственное число – «русин») Добрянский-Сачуров подробно анализировал этот этноним в работе «Наименование австро-угорских русских» (1885, на нем. яз.) и др. Лит.: Аристов Ф. Ф. А. И. Добрянский-Сачуров. РА, 1913; ч. 3–5; его же. Карпато-русские писатели. М., 1916. Т 1; Недзельский Е. А. И. Добрянский в его кн.: Очерк карпаторусской литературы. Ужгород, 1932; Грабарь И. Э. Моя жизнь. М., 1937. Т. Ф. Аристова Довмонт-Тимофей († 20.05.1299), благоверный князь, вошедший в русскую культуру как идеал воина и правителя. Князь Довмонт княжил в Нальшенайской земле под властью короля Миндовга. В 1263 он принял участие в заговоре против Миндовга. В ходе борьбы с его старшим сыном, королевичем Войшелком, Довмонт вынужденно покинул Литву и летом 1266 вместе с семьей и дружиной прибыл в Псков. Здесь он принял православное крещение с именем Тимофей. Довнар-Запольский Митрофан Викторович (02.06.1867–30.09.1934), историк, этнограф, фольклорист. Родился в г. Речица Минской губ. Из дворян. В 80–90-х гг. XIX в. занимался преимущественно белорусской этнографией и историей. Сторонник ошибочной концепции образования белорусской народности в IX-XII вв. Собирал и издавал белорусский фольклор («Белорусское полесье», вып. 1, 1895). Соч.: Чародейство в северо-западном крае в XVII–XVIII вв., историко-этнографический этюд//Этнографическое обозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее уместно, пожалуй, сказать нечто подобное о Палее Толковой (её ещё называли «Книгой бытия небеси и земли»), ибо перед нами одно из самых фундаментальных и обширных и в то же время одно из самых ранних из дошедших до нас творений отечественной словесности. Вот краткие характеристики этого творения, предлагаемые специалистами в последнее время. Палея Толковая предстаёт перед нами «своеобразной энциклопедией как богословских знаний, так и средневековых представлений об устройстве мироздания» 1 . Палея выявляет «тайный эзотерический символизм Ветхого Завета по отношению к Новому, разрешая его в богословскую аллегорию Нового» 2 . Казалось бы, такое творение должно было обрести высокое и более или менее широкое признание. Правда, Палею не так легко воспринять в отрыве от её духовного, исторического и языкового контекста. Но делу могло бы помочь снабжённое переводом на современный русский язык и тщательно прокомментированное издание. Однако ничего подобного у нас нет. Единственное издание Палеи Толковой, вышедшее столетие назад в двух выпусках (1892–1896 гг.), доступно современному восприятию не более, чем сами древние рукописи 3 . Одна из основных причин недостаточного внимания к Палее заключалась в том, что в течение долгого времени имело место представление о ней как о переводном (с греческого или болгарского языка) памятнике, – хотя никаких следов «оригинала» не обнаруживалось. Многие филологи и историки XIX века попросту не могли поверить, что такое творение создано много веков назад на Руси, поскольку господствовало весьма «критическое» отношение к допетровской русской культуре. Но к концу XIX столетия начинает складываться убеждение, согласно которому Палея – хотя она, конечно же, опиралась на различные иноязычные источники (в том числе на византийскую Палею Хронографическую), – тем не менее является в своей цельности созданием русской мысли и слова. Это убедительно доказывали, начиная с 1880–1890-х годов, такие виднейшие специалисты, как И. Н. Жданов (1846–1901), А. В. Михайлов (1859–1928), В. М. Истрин (1865–1937), В. П. Адрианова-Перетц (1888–1972). Между прочим, последние по времени исследования Палеи были опубликованы в академических изданиях уже после революции – в 1920-х годах 4 , но затем её изучение в сущности прекратилось (поскольку дело шло о непосредственно богословском сочинении).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Таков церковный идеал человека из феодального общества, приспособленный к тому, чтобы сделать устойчивым самое это общество. Регулировать бешеную гонку по пути эксплуатации призван был особенно последний совет этого «Поучения»: «...помысли, да оже ти себе любо, дабы ти он то створял, то же ты ему створи; а оже ти себе не любо, того ты ему не створи» (то есть не делай другому то, чего сам себе не желаешь). Как бы убедить в этом поучаемого? Настолько это шло, очевидно, вразрез со всем строем его мышления, что нельзя тут было апеллировать к авторитету одной только христианской церкви. «Поучение» и заключало: «се же ти ветхый и новый закон кажет», то есть это вечная истина – для всех времен и всяческих народов. Жаль, что не имеем подобного «поучения» и для исповедующейся. Его, впрочем, едва ли пришло бы на ум кому-либо и писать. Исповедующийся мыслился здесь сам владеющим пером. Про «жену» же в «Русской Правде» недаром выразились: «без языка ли умрет». «Без языка» – это не паралич. Если не говорить об исключениях, «язык» тут – единственный для тогдашней женщины способ вслух, изустно выразить свою предсмертную волю. Меткая конкретность и тут не изменила словарю этого замечательного в литературном отношении памятника. Впрочем, ведь и «заточниц» древнерусская литература не знает. Список сокращений М. Ф. Владимирский-Буданов, 1 – М.Ф. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права. Киев, 1907. М. Ф. Владимирский-Буданов, 2 – М.Ф. Владимирский-Буданов. Хрестоматия по истории русского права, вып. 1. Киев, 1899. Вопрошание Кириково – Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа Новгородского. РИБ, т. VI, СПб., 1908, с. 21–51. Е. Е. Голубинский – Е. Е. Голубинский. История русской церкви, т. I, половина 1. М., 1880. Б. Д. Греков, 1 – Б. Д. Греков. Феодальные отношения в Киевском государстве. М. – Л., 1937. Б. Д. Греков, 2 – Б. Д. Греков. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М. – Л., 1940. Б. Д. Греков, 3 – Б. Д. Греков. Киевская Русь. М. – Л., 1944.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

«Черная комната» Рецензия на кинокартину английского режиссера Роя Уильяма Нийла, опубликована в журнале «Спектейтор» 20 сентября 1935 г. 395 Карлофф, Борис (наст. имя: Уильям Генри Прэтт, 1887– 1969) — английский актер, снимался в американских кинофильмах–триллерах («Черная кошка», «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна»). Чейни, Лон (1883–1930) — американский киноактер, играл уродов, калек, вампиров и т. п. (горбун из «Собора Парижской богоматери», «Призрак в опере», «Лондон после полуночи» и др.). «Ворон» — «фильм ужасов» (1935) американского режиссера Луиса Фридландера. 395 Уэйл, Джеймс (1896–1957) — английский кинорежиссер, поставивший многие историко–приключенческие фильмы, детективы, «фильмы ужасов» и т. п. («Франкенштейн», «Человек–невидимка» и др.) с участием Б. Карлоффа. Радклиф, Анна (1764–1823) — английская писательница, корифей так называемого «готического романа», популярного в конце XVIII — начале XIX в. жанра приключенческой прозы, отмеченной запутанностью сюжета, нагнетанием ужасов, тайн и т. п. Уайетт, Джеймс (1746–1813) — английский архитектор, работавший как в классическом, так и в готическом стиле, автор проекта лондонского театра «Пантеон» (снесен в 1937 г.), а также нескольких принесших ему известность готических замков, в том числе аббатства Фонтхилл в графстве Уилтшир. Льюис, Мэтью Грегори (1775– 1809) — английский писатель, автор «готического» романа «Монах» (1796). Имоджен и ее жених–призрак — персонажи этого романа. «Анна Каренина» Рецензия на кинокартину американского режиссера Кларенса Брауна, опубликована в журнале «Спектейтор» 11 октября 1935 г. 397 Эпстайн, Джекоб (1880–1959) — английский скульптор–экспрессионист. 398 Строки Йейтса о посмертной маске Данте… — Грин цитирует стихотворение ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса (1865–1939) " Ego Dominus Tuum " . «Сон в летнюю ночь» Рецензия на кинокартину немецкого режиссера Макса Райнхардта, опубликована в журнале «Спектейтор» 18 октября 1935 г. 398 Уайт, Ласком — английский кинокритик 30–х гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

192 К оббет, Уильям (1763–1835) — английский публицист. «Сельские прогулки» (1830) — нравоописательный очерк и политический памфлет, где с романтических позиций подвергалась критике внутренняя и внешняя политика Британской империи. 194 М онтесума (или Моктесума, 1390–1469) — верховный правитель государства ацтеков (с 1440 г.) с центром в г. Теночтитлан. 199 Rerum Novarum («Рерум новарум», 1891 г.) — энциклика римского папы Льва XIII, в которой были изложены взгляды католической церкви на важнейшие социально–политические проблемы того времени, в том числе и рабочий вопрос. 201 И турбиде, Агустин де (1783–1824) — мексиканский государственный и военный деятель, один из руководителей движения за национальную независимость страны от испанских колонизаторов. В 1821 г. после обретения Мексикой национального суверенитета провозгласил себя императором Агустином I. В 1823 г. отрекся от престола. 202 К ак в стихах Уолтера де ла Мара. — Грин цитирует стихотворение «Слушатели». 213 П о словам Хемингуэя… — Грин цитирует слова миссис Гордон из романа Хемингуэя «Иметь и не иметь» (1937). 214 Ромен, Жюль — литературный псевдоним Луи Фаригуля (1885–1972) — французского поэта и прозаика, автора многотомной эпопеи «Люди доброй воли» (1927–1946). Максимилиан и Карлотта — Фердинанд Максимилиан (1832–1867) — брат австрийского императора Франца–Иосифа. В 1857 г. вступил в брак с Карлоттой, бельгийской принцессой, в 1864 г. был провозглашен императором Мексики. 215 Челищев, Павел (1898–1957) — американский живописец русского происхождения. 217 Дольчи, Карло (1616–1686) — итальянский живописец–классицист, мастер портрета. 218 Гастингс, Патрик (1880–1952) — известный английский юрист, автор нескольких пьес. Путешествие без карты Книга опубликована в 1936 г. Издана на русском языке в 1961 г. Фрагменты перевода печатаются по изданию: М., Географ. издат., 1961. 230 «Миллион» — картина французского кинорежиссера Рене Клера, вышла на экраны в 1931 г. 231 Горер, Джеффри Эдгар Соломон (род. в 1905 г.) — английский социолог, психолог, путешественник, автор многих трудов по этнопсихологии народов Европы, Азии, Африки. Монография «Пляски Африки», рассказывающая о культуре туземных народов Западной Африки, вышла в США в 1935 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Создатель «Контрагентства печати» – монополистической организации, занимавшейся сбором информации и распространением периодических и других печатных изданий по всей России. Издатель многочисленных справочников «Весь Петербург» (с 1894), «Вся Москва» (с 1895), «Вся Россия» (с 1895) и др. Основатель, так называемого, «Театра Суворина» (Петербургского Малого театра); Сухотин Лев Михайлович (1879–1948), историк, земский деятель. Гласный Новосильского уездного и Тульского губернского земств (с 1904), позже причислен к МГАМИД, уполномоченный Земгора (1915–1917). После Октябрьской революции уехал на Юг России, работал в земском самоуправлении. С 1920 в эмиграции в Сербии, преподаватель истории в Русской гимназии в Белграде, директор Русско-сербской женской гимназии там же (с 1931), с 1947 в Бельгии; Сухотина (урожд. Базилевская) Елена Петровна (1886–?), жена Л. М. Сухотина; Счастнев Александр Всеволодович (1894–?), в 1915–1917 студент историко-филологического ф-та М. у.; Сыромятников Борис Иванович (1874–1947), историк права, магистр права (1905), доктор исторических наук (1933), доктор юридических наук (1938). Приват-доцент юридического ф-та М. у. (1905–1911), профессор правового отделения ФОН МГУ и ф-та советского права (1919–1930), профессор юридического ф-та МГУ (1943–1947). Член (1906–1914), председатель правления (1914–1918) Московского об-ва народных ун-тов, преподаватель Константиновского межевого ин-та (с 1906), Московского коммерческого ин-та и Народного ун-та им. А. Л. Шанявского. Член Академического союза (с 1905). После Октябрьской революции преподавал в Казанском ун-те, Государственном юридическом инте, Ин-те внешней торговли. Зав. сектором истории государства и права Ин-та права АН СССР (1937–1946); Сытин Василий Иванович (1880–1931), редактор в «Тов-ве печатания, издательства и книжной торговли И. Д. Сытина и К°», сын И. Д. Сытина; Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934), издатель-просветитель, книгопродавец, основатель «Тов-ва печатания, издательства и книжной торговли И.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С. М. Василейский (1888–1961): учеба – Самарская духовная семинария, С.-Петербургский университет, Психоневрологический институт; работа – профессор Самарского государственного университета, Нижегородского государственного университета, Нижегородского педагогического института 4 . Ф. А. Зеленогорский (1839–1908): учеба – Нижегородская духовная семинария, Казанская духовная академия; работа – профессор Харьковского университета 5 . Н. Д. Левитов (1890–1972): учеба – Рязанская духовная семинария, С.-Петербургская духовная академия, Психоневрологический институт; работа – Институт народного образования. Н. В. Петровский (1890–?): учеба – Рязанская духовная семинария, Московский университет; работа – профессор Нижегородского государственного университета 6 . В. А. Правдолюбов (1888–1937): учеба – Рязанская духовная семинария, Киевская духовная академия; работа – Житомирская учительская семинария, 2-й Московский государственный университет 7 . В. С. Серебренников (1862–?): учеба – Вятская семинария, С.-Петербургская духовная академия; работа – профессор С.-Петербургской духовной академии, профессор Петроградского университета. В. А. Снегирев (1841–1889): учеба – Нижегородская духовная семинария, Казанская духовная академия; работа – профессор Казанского университета и Казанской духовной академии 8 . П. П. Соколов (1863–1923): учеба – Московская духовная академия; работа – профессор Московской духовной академии. И. П. Четвериков (1880–1969): учеба – Тульская духовная семинария, Киевская духовная академия; работа – доцент Киевской духовной академии; профессор Юрьевского университета, профессор университета Св. Владимира в Киеве, профессор Медико-педологического института, профессор Ярославского университета 9 . Даже в этом, весьма скромном, списке видна общность образовательного пути этих ученых: из семей священнослужителей, после духовных училищ (семинарии), путь одних вел в духовные академии, других – в университеты. Те, кто заканчивал академию, необязательно оставались в лоне богословских дисциплин, они уходили в науку, чаще в философию или психологию. Как пишет историк Л. Манчестер, пожелавшая развеять миф о том, что «православное духовенство было непричастно к высокой культуре, оставаясь по большей части неграмотным, и целиком зависело от государства» 10 , многие поповичи стремились к светскому образованию, желая дополнить им уже пройденный в семинарии путь богословских наук, сознавая необходимость самопожертвования, служения другим 11 . Профессора из поповичей сочетали просветительскую миссию с научной деятельностью, с поиском истины. Если в 1875 году на долю выходцев из духовенства приходилось 17% профессоров, то в 1904–21%. Таким образом, они стали основателями преподавательской корпорации во всевозможных учебных заведениях 12 по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Несколько статей о. Г. Флоровского (род. в 1893), ныне целиком ушедшего в богословие, свидетельствуют о философской зоркости их автора, а литературная одаренность его, соединенная с исключительной эрудицией, делает чтение работ Флоровского всегда интересным. Но Флоровский, по-видимому, совершенно ушел ныне в богословие 3317 . Из многочисленных работ А.Н. Гилярова (1856–1928) (?) особенно надо отметить «Руководство к изучению философии» (Киев, 1916). Гиляров развивает своеобразную систему «синехологии» (очень близкую к софиологическим построениям). Гиляров был последователем философии Фехнера, и его наиболее ценные мысли лежат в области космологии. В.Е. Сеземан (1884–1937) (?) писал сравнительно мало по-русски, – главные его работы написаны по-немецки 3318 . Сеземан мыслил в линиях новейшего трансцендентализма (довольно близко к построениям С.И. Гессена). Больше надо сказать о М.М. Рубинштейне (род. в 1880), который остался после революции в Сов. России (жив ли он теперь – остается неизвестным). Ему принадлежали очень хорошие работы по педагогике, проникнутые истинно философским духом. Наиболее значительная его книга «О смысле жизни» (т. I-II. Москва, 1927) осталась неизвестной нам. Она попадала за границу случайно и редко, и мы знаем о ней лишь по довольно подробной рецензии о ней Чижевского 3319 . Рубинштейн, бывший раньше правоверным учеником Риккерта, в своей книге «О смысле жизни» совершенно отходит от трансцендентализма и очень приближается к современному экзистенциализму. Центральной проблемой для него является человек, а в человеке его центральная сила – способность к творчеству… Очень плодовит и имеет огромные заслуги в разных областях исторического изучения философии (русской, украинской, чешской, немецкой) Д.Я. Чижевский (род. в 1895 г.). Он написал несколько философских этюдов по логике, этике, философии языка и философии истории. Но всё это лишь материалы для некоей «чаемой» системы, которая лишь чувствуется в этюдах Чижевского 3320 . В.Я. Ильин и Д.А. Зандер издали несколько работ, касающихся проблем философской систематики, но все это membra disjecta (Разрозненные части (лат.)), как то же надо сказать и о работах Н.А. Реймерса , отчасти Боранецкого (издавшего в 1948 г. книгу «Ценность и человек»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

София — философский термин, обозначающий «премудрость Божью», которая проявляется в мире и в человеке. 307 18 февраля была прочитана лекция «Искание смысла жизни в объективных ценностях государства, национальности, хозяйства, социальности» (Последние новости. — 1936. — 16 февр. — 5442. — С. 5). 308 Речь идет о Версальском мирном договоре 1919 г. и Локарнском договоре 1925 г. (Рейнский гарантийный пакт) о неприкосновенности германо-французской и германо-бельгийской границ и сохранении демилитаризации Рейнской зоны. 309 Ирма Владимировна Манциарли (ум. ок. 1945) — индолог, близкий друг семьи Бердяевых, меценатка, одна из основательниц и сотрудница журнала для молодого поколения — «Третий час» (1929), соредактор журнала «Числа», член Теософического общества ордена Звезды на Востоке, на время войны уезжала в США. 310 Скорее всего, речь идет об о. Владимире (Владимире Владимировиче) Абрикосове (1880—1966) — католическом священнике, который возглавлял московскую католическую общину и некоторое время был духовником Л. Ю. Бердяевой; в 1922 г. был арестован и приговорен к расстрелу, который ему заменили высылкой из России. 311 Речь идет о книге К. В. Мочульского «Владимир Соловьев» (Napuж:YMCA-Press,1936), которую он посвятил о. С. Булгакову. 312 29 марта 1936 г. состоялись выборы в рейхстаг, на которых 98,8% голосов было подано за Германскую рабочую национал-социалистическую партию во главе с А. Гитлером. 313 Речь идет о книге «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности», опубликованной uздameльcmboм«YMCA-Press»b 1937 г. 314 См.: Послание святого апостола Павла к eфecяhaмVI,12. 315 Результаты второго тура выборов в Палату депутатов были опубликованы в газетах 4 мая 1936 г.: Народный фронт (коммунисты, социалисты, радикал-социалисты и некоторые другие левые партии) получили 375 мест, национальный фронт (левые республиканцы, независимые радикалы, консерваторы и др.) — 238 мест. 316 Речь идет о книге Бердяева «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности», вышедшей в свет в 1936 г. 317

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Мэрри Джон Мидлтон (1889–1957) — английский критик, редактор журнала «Атенеум» (1919–1921 гг.) и основатель журнала «Адельфи» (1923–1948 гг.), друг Дэвида Герберта Лоуренса, муж известной новеллистки Кэтрин Мэнсфилд (1888–1923). Ему принадлежит ее биография (1933) и книги «Страны разума» (1923, 1931), «Проблемы стиля» (1922), «Китс и Шекспир» (1925), «Сын женщины, история Д.-Г. Лоуренса» (1931), «Уильям Блейк» (1933), «Свифт» (1954), а также «Необходимость коммунизма» (1932), «Необходимость пацифизма» (1937) и ряд религиозных сочинений, включая «К неизвестному богу» (1924) и «Жизнь Иисуса» (1926). Гренфелл , сэр Уилфред Томпсон (1865–1940) — английский врач и миссионер. Снарядил первое госпитальное судно для моряков Северного моря. Был миссионером на Лабрадоре и Ньюфаундленде (1892 г.), совершал ежегодные пароходные поездки к берегам Лабрадора и Ньюфаундленда. Автор книги «Романтика Лабрадора» (1934). Хэнбери , миссис — домашний секретарь сэра Уильяма Джойнсона-Хикса, лорда Брентфорда (1865–1932), министра внутренних дел. Холл Маргарет Рэдклиф (1883–1943) — писательница. Ее роман «Источник одиночества» (1928), откровенно трактовавший проблему лесбиянства, был запрещен судом за непристойность и вновь опубликован в 1949 г. Монд, сэр Алфред Мориц (1868–1930) — см. примеч. 70 к гл. VIII/В файле — комментарий — прим. верст. /. Штреземанн Густав (1878–1929) — член рейхстага с 1907 г., канцлер (1923 г.), министр иностранных дел Германии (1923–1929 гг.). В 1926 г. получил Нобелевскую премию мира совместно с Аристидом Брианом. Буасвены — американская писательница и поэтесса Эдна Сент-Винсент Миллэй (1892–1950) и ее муж Юджин Ян Буасвен (1880–1949). В 1923 г. Эдна Сент-Винсент Миллэй стала лауреатом Пулитцеровской премии. Бибеско Антуан (Бибеску Антон), князь (1878–1951) — румынский писатель и дипломат, советник посольства в Лондоне и Петрограде, посол в Вашингтоне (1920–1926 гг.) и Мадриде (1926–1931 гг.), после Второй мировой войны эмигрировал; умер в Париже. Автор ряда пьес.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010