Масора как основной источник реконструкции оригинального текста применялась также К. Д. Гинзбургом . В 1880-1905 гг. он издал 4 тома масоры. Критический аппарат его издания создан на основе 73 отобранных рукописей и нек-рых старых изданий. Этот текст вышел также с сокращенным аппаратом без указания источников в Лондоне в 1914-1920 гг. (изд. БИБО). В 1952-1953 гг. вышла подготовленная Касуто (1883-1951) т. н. Иерусалимская Библия, представляющая собой опыт исправления издания Гинзбурга. Нем. протестант. библеист Р. Киттель опубликовал текст на основе 2-й раввинской Б. и дополнил его аппаратом, базирующимся не только на евр. рукописях, но также на древних таргумах, лингвистических и текстологических исследованиях (Лейпциг, 1906). В этом издании во мн. местах даны исправленные чтения. Эта же система принята во 2-м (Лейпциг, 1913) и 3-м изданиях (Штутгарт, 1929-1937), аппарат обновлен незначительно. Новшеством последнего издания является то, что по предложению Кале оно основано на рукописи 1009 г. (Ленинградский кодекс. B19a), к-рая представляет собой один из лучших образцов рукописной традиции бен Ашера. В аппарате указываются разночтения между этим изданием и 2-й раввинской Б., также впервые приводятся варианты из рукописей с вавилонской огласовкой. В 4-м издании Б. Киттеля (Штутгарт, 1954) для Книг Исаии и Аввакума приводятся чтения по кумран. рукописям. Издание сокращенно обозначается BH (Biblia Hebraica). Его традиция продолжена в BHS (Biblia Hebraica Stuttgartensia), изданной в 1967-1977 гг. В. Рудольфом и К. Эллигером; в наст. время это основной источник для учебной и текстологической работы. В новом готовящемся издании BHS будут широко представлены данные масоры и кумран. документы. По инициативе М. Гошен-Готштейна (1925-1991) Еврейский ун-т в Иерусалиме в 1975 г. начал работу над критическим изданием на основе Алеппского кодекса. В 1958 г. БИБО выпустило новое издание евр. Б., к-рое должно было заменить издание Леттериса. Н. Г. Снейт подготовил его на основании сефардских рукописей. Оно отличается большой точностью, в нем исправлены ошибки, допущенные в предшествующем издании.

http://pravenc.ru/text/209477.html

Закрыть Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения Ко дню памяти. Часть 3 Валерий Лясковский   00:10 07.10.2015 1341 Время на чтение 32 минут Ко дню памяти (23 сентября/6 октября) великого русского православного мыслителя, богослова, историка, поэта, публициста, критика, основоположника «классического славянофильства» Алексея Степановича Хомякова (1804-1860) мы переиздаем сочинение историка, публициста, педагога Валерия Николаевича Лясковского (1858-1938). Это первое монографическое сочинение об А.С. Хомякове. В.Н. Лясковский окончил физико-математический ф-т Московского ун-та (1880), затем учился на филологическом ф-те. «Почти мальчиком» он познакомился с И.С. Аксаковым, летом 1876 г. помогал ему разбирать корреспонденцию Славянского комитета, был и в теплых отношениях с А.Ф. Аксаковой (в архивах сохранились ее письма к нему), посещал аксаковские «пятницы», сотрудничал в газете И.С. Аксакова «Русь». С 1882 г. служил в архиве МИД. С 1884 г. переехал в свое небольшое орловское имение «Дмитровское-Истомино». По соседству находилось имение Киреевка (Киреевская слободка), братьев И.В. и П.В. Киреевских (умерших в 1856 г.), где жила вдова Ивана Васильевича - Наталья Петровна (рожд. Арбенева). В 1898 г. В.Н. Лясковский купил Киреевку, сохранил и разобрал архив Киреевских и написал первые биографии об основоположниках славянофильства (Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения//Русский архив. - 1896. - Кн.3.- С. 337-510; Отд. изд.- М., 1897; Братья Киреевские. Жизнь и труды их. - СПб., 1899.- 99 с.). После революции В.Н. Лясковский жил в Орле, писал воспоминания. Арестован (1937), погиб в заключении. Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии ( по первому отдельному изданию: Лясковский В.Н. А.С. Хомяков. Его жизнь и сочинения.- М.: Универ. тип., 1897.- VIII , 176, II с.) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора и составителя заменены концевыми. Деление текста в Интернет-издании на 3 части - составителя (при этом авторское разделение сохранено без изменения).

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/07/...

е. ради Святейшего Отца из Рима. Наряду с западными орденами образовались и действуют на Востоке, во славу римского первосвященника, туземные миссионерские организации, состоящие из мужчин и женщин. Для того, чтобы еще больше сблизиться с православными путем культа, были основаны ордена, конгрегации и мужские монастыри с православными наименованиями: св. Антония, св. Василия, конгрегация св. Ефрема Студита, покровителями которых выбираются нарочито православные святые, или же женские монастыри, как, например, «Сестры св. Макрины». Это выискивание имен православных святых делается с целью ввести в заблуждение православных, для того, чтобы легче убедить в том, что в Римско-католической Церкви они найдут монашество восточного типа и обряда, хотя в действительности эти ордена являются латинскими или же латинизированными. Подобно как и усвоение славяно-византийского обряда, как и ношение православной священнической одежды, как и причащение под обоими видами, которое преподавалось на униатской конференции- в Вене в 1926 г. – все это «переодевание» является окольным и вкрадчивым средством, применяемым с пропагандистским расчетом, по «психологическому методу» уловления душ. Не имея возможности говорить здесь относительно кипучей деятельности римско-католических миссионерских орденов среди православных, отметим лишь деятельность двух из них, которые больше всего посвятили себя делу воссоединения церквей: это ассумпционисты и бенедиктинцы. Ассумпционисты посвятили себя пропаганде среди Православного Востока еще с прошлого века. Можно сказать, большая часть их деятельности развернулась именно здесь. Имея своим девизом «Да приидет Царствие Твое» – «Adveniat Regnum Tuum!» ассумпционисты отправились, как говорится, «тушить схизму». Основатель их Эммануил д’Альзон указывал им в 1880 г. на следующих противников, с которыми они должны бороться: революция и секретные общества, схизмы и расколы, особенно в России, и ереси, в особенности в Англии. Будучи верны данным им наказам, ассумпционисты проникли на Восток и начали всячески работать: они пробудили на Западе интерес к Святым Местам, организовали периодические паломничества, а также евхаристический конгресс в Иерусалиме (1893), открыли церкви и часовни византийского обряда, семинарии, коллегии и другие школы, основали «Французский институт изучения Византии и ее культуры» в Кади-Кейи, переведенный в Бухарест в 1937 г., и который был предшественником папского института Восточных исследований в Риме, имея свой периодический орган «Echos d’Orient» и как миссионерскую цель: «разрушить до основания все то, что разделяет от Рима отделившихся благонамеренных восточников (диссидентов), пролив полный свет на все допущенные ошибки, неведение и кривотолки».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34 Синетта «Эзотерический буддизм». – Альфред Перси Синнетт (Sinnett; 1840–1921), английский журналист, теософ, редактор газеты «The Pioneer» (Аллахабад, Индия). Через посредничество Е.П. Блаватской вступил в переписку с двумя махатмами, которая продолжалась с 1880 по 1884 г. и составила более 140 писем (в настоящее время хранятся в Британском музее в Лондоне). Популяризировавшие теософию книги «Оккультный мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883) написаны А. Синнеттом почти полностью на материалах, содержащихся в этих письмах. См.: Readers guide to the Mahatma letters to A.P. Sinnett/Ed. by G.E. Linton and V. Hanson. London, 1988. 35 В оригинале: будхизм. Также в тексте встречается написание: будхизм, Буддха. Далее исправление не оговаривается. 36 Безант Анни (Besant; 1847–1933), английская общественная деятельница, теософ, лидер движения за независимость Индии. С1889 г. член Теософского общества, в 1907 г. стала его президентом. Подробнее см.: Nethercot A.H. The first five lives of Annie Besant (1960); The last four lives of Annie Besant (1963). 37 Ледбитер Чарльз Уэбстер (Leadbeater; 1854–1934), англиканский священник, оккультист, член Братства благословенного причастия, с 1883 г. член Теософского общества. Редактор газеты «Буддист» на Цейлоне (1886–1889), организатор ложи «Лотос» (1902) и одноименного теософского журнала. С 1916 г. епископ Либеральной католической церкви. 38 Е. Блаватской, «Secret Doctrine» (Тайное Учение). – Первые два тома книги Елены Петровны Блаватской (урожд. Ган; 1831–1891) «The Secret Doctrine» («Тайная доктрина») были опубликованы в Лондоне в 1888 г. (на английском языке). Третий том вышел посмертно, в 1897 г. На русском языке первые тома были напечатаны в Риге в 1937 г. (пер. Е.И. Рерих), третий том – в 1994 г. (пер. А.П. Хейдока). 39 ...в сборнике, посвященном памяти Е.П. Блаватской. – Имеется в виду второй выпуск сборника «Вопросы теософии», посвященный Е.П. Блаватской и ее произведениям (1910; 2-е изд.: 1913). 40 ...В. Прибыткову, редактору «Ребуса». – Еженедельный научно-популярный журнал русских спиритуалистов «Ребус» выходил в Санкт-Петербурге в 1881–1903 гг. под редакцией В.И. Прибыткова, затем в 1904–1918 гг. в Москве под редакцией П.А. Чистякова.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

«Двадцать миллионов! – так начинает свою статью Клавель. – Я цитирую: двадцать миллионов... Итак, Советский Союз потерял двадцать миллионов жизней из-за Гитлера и двадцать миллионов из-за Сталина. Впрочем, нет! Если бы только из-за Сталина! Мы, которые достигли сознательного возраста около 1937 года и которых большие московские процессы оттолкнули тогда от коммунистической партии, – мы наивно верили, что эти гигантские чистки начались только тогда. Я верил в это еще только три недели тому назад. Я верил в это до этой неслыханной книги, этой грандиозной эпопеи Тьмы и Света, этого документа, этой Книги (с большой буквы) нашего второго полустолетия, до этого кошмара, который на года останется у нашего изголовья и имя которому “Архипелаг ГУЛАГ”. После него уже нельзя думать, как прежде. Попервоначалу он отнимает у нас голос, а этого со мною еще никогда не случалось. Кажется почти невозможным узнать все это и продолжать жить! В чем же тогда неистребимая наша надежда, если не в том, в чем видит ее Солженицын?» И Клавель продолжает (я цитирую): «Пусть поймут коммунисты: после этого уже невозможно противопоставить им ни возмущения, ни даже гнева! Мы настолько выше, настолько дальше всего этого! Остается вопрос: когда же это началось? В 37-м году? В 31-м, 25-м, 22-м, 17-м? Но почему же уже в 1880 году пишет Ницше: “Социализм молча готовит свое царство террора”? Почему в 1845 году пишет Прудон юному Марксу: “Дорогой господин Маркс, я уважаю Вас и восхищаюсь Вами, но от Ваших идей мне страшно становится за человеческую свободу”?» И вот Клавель передает слова Даниэля, сказанные им во время спора, Даниэля, который всю свою жизнь свет и свободу видел только «слева». Я цитирую: «Как можно, – спрашивает Даниэль, – утверждать одновременно, что Солженицын лжет и что он всего лишь повторяет то, что и без него известно? Как можно, чтобы его свидетельство не встряхнуло все человечество? Почему так мелочны и бездарны реакции на него?» И внезапно, со взором, как бы обращенным внутрь: «Несколько раз, не слишком часто, но достаточно часто, я замалчивал революционные зверства, чтобы не давать оружия и удовлетворения правым. Но с этим покончено. После “Архипелага ГУЛАГ” это для меня невозможно...».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Александра Михайловна Смолякова. Родилась в 1880 г . в Лебединском районе Рязанской области; в 1939 г . осуждена по ст. 58-10 на 10 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Ирина Лаврентьевна Гуменюк. Родилась в 1885 г . в Фельшинском районе Каменец-Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 127 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Ксения Михайловна Радунь. Родилась в 1875 г . в Демитревском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 127 на 5 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Марфа Ивановна Дударенко. Родилась в 1885 г . в Зинковском районе Полтавской области в крестьянской семье; в 1939 г . осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Домна Ефимовна Василькова. Родилась в 1887 г . в Минаковском районе Подольской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 58-10 на 3 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Татьяна Игнатьевна Кушнир. Родилась в 1889 г . в Вобровицком районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Наталия Семеновна Карих. Староста церкви. Родилась в 1885 г . в с. Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии, работала в индивидуальном хозяйстве; 30 декабря 1937 г . осуждена тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области по ст. 58-10 ч. 1 на 8 лет лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. Иустина Матвеевна Меланич. Родилась в 1887 г . в Тупиченском районе Черниговской области в крестьянской семье, работала в индивидуальном хозяйстве; в 1940 г . осуждена по ст. 58-10 ч. 1 на 2 года лагерей; срок отбывала в АЛЖИРе. 20 апреля 1942 года судебной коллегией по уголовным делам Карагандинского облсуда в Акмолинском отделении КАРЛАГА монахиня Евдокия Прохоровна Андрианова и еще 10 женщин были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение. Иустина Матвеевна Меланич приговорена к 10 годам лишения свободы с поглощением срока предыдущего приговора.

http://pravoslavie.ru/3199.html

124 There is a rather comprehensive work on Theophan Prokopovich: Ia. Samarin, Stefan lavorskii iFeofan Prokopovich, Sobranie Sochinenii, V. (1880); I. V. Chistovich, Feofan Prokopovich i ego vremiia (Petersburg, 1866); on Theophan’s “theological system” see the article by PI. Cherviakovskii, “Khrist. Chtenie” (1876 – 1878); F. A. Tikhomirov, Traktaty Feofana Prokopovicha – о Boge edinom po sushchestvu i troichnom v litsakh (Petersburg, 1884); A. I. Kartashev, К voprosu pravoslaviia Feofana Prokopovicha, Sbornik statet v chest D. A. Ковеко (1913); P. V. Verkhovskoi, Ucherezhdenie Dukhovnoi kollegii i Dukhovnyi Reglament, I. and II. (Rostov-on-Don, 1916); Hans Koch, Die russische Orthodoxie (Breslau, 1929); see also the interesting essays by R. Stupperich in ZoG, V. and IX in Zeitschrift für slavische Philologie, XII, 332 ff, also in Kyrios (1936), 4; also R. Stupperich, Staats gedanke und Religionspolitik Peters des Grossen (Konigsberg, 1936); and also the article by V. Titlinov in the Russkii Biograficheskii Slovar’. 125 See Filaret (Gumilevskii), Obzor russkoi dukbovnoi literatury, II, 3 (1884); on Metropolitan Platon see I. M. Snegirev, Zhizn’ mitr. Moskovskogo Platona, 1 – 2 (Moscow, 1856); F. Nadezhdin, M. Platon Levs bin, как propovednik (Kazan», 1882); N. P. Rozanov, M. M. Platon (Moscow, 1913); V. P. Vinogradov, Platon i Filaret, Mitropolity Moskovskie, Sravnitel’niia kharakteristika ikh nravstvennogo oblika in Bogoslovskii Vestnik, 1913 1 – 2. See also “Iz vospominanii pokoinogo Filareta, mitrop. Moskov.,” Pravoslav. Obozreniia (1868, August) – (“iz zapisok A. V. Gorskogo”). 127 Aleksei I. Vvedenskii, “K voprosu о metodologicheskoi refoime pravoslavnoi dogmatiki”, Bogoslovskii Vestnik (April, 1914); also published separately. 128 N. Gilarov-Platonov, Iz perezhitogo. Avtobiograficheskiia vospominaniia (Moscow, 1886), pp. 279 – 280 129 Cf. the whole chapter on this period in my book, The Ways of Russian Theology (Paris, 1937) [in Russian], p. 128 ff. References and bibliography, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

ред.: А. В. Апполонов; пер.: А. В. Апполонов, М. А. Гарнцев. М., 2002 [=Оккам. Избр.]; Избранные диспуты/Пер.: Е. Н. Лисанюк//Антология средневековой мысли. СПб., 2002. Т. 2. С. 324–387. Ист.: Bullarium Franciscanum. R., 1898. Vol. 5; Nicolaus Minorita. Chronica: Documentation on Pope John XXII, Michael of Cesena and the Poverty of Christ with Summaries in English: A Source Book/Ed. G. Gál, D. Flood. St. Bonaventure (N. Y.), 1996. Библиогр.: Beckmann J. P. Ockham-Bibliographie, 1900-1990. Hamburg, 1992. Лит.: M ü ller C. Der Kampf Ludwigs des Baiern mit der römischen Curie: Ein Beitrag zur kirchlichen Geschichte des 14. Jh. Tüb., 1879-1880. 2 Bde; idem. Einige Aktenstücke und Schriften der Streitigkeiten unter den Minoriten in der ersten Hälfte des 14. Jh.//ZKG. 1883. Bd. 6. S. 63-112; Pelzer A. Les 51 articles de Guillaume Occam censurés, en Avignon, en 1326//RHE. 1922. T. 18. N 2. P. 240-270; Ehrle F. Der Sentenzenkommentar Peters von Candia, des Pisaner Papstes Alexanders V. Münster, 1925; Hochstetter E. Studien zur Metaphysik und Erkenntnislehre W. v. Ockham. B.; Lpz., 1927; Koch J. Neue Aktenstücke zu dem gegen Wilhem Ockham in Avignon Geführten Prozess//RTAM. 1935. T. 7. N 4. P. 353-380; 1936. T. 8. N 1. P. 79-93; N 2. Р. 168-197; idem. Der Kardinal Jacques Fournier (Benedikt XII.) als Gutachter in theologischen Prozessen// Idem. Kleine Schriften. R., 1973. Bd. 2. S. 367-386; Moody E. A. The Logic of William of Ockham. L., 1935; Lagarde G., de. Marsile de Padoue et Guillaume d " Ockham//RSR. 1937. T. 17. N 2. P. 167-185; N 4. P. 428-454; Hoffmann F. Die erste Kritik des Ockhamismus durch den Oxforder Kanzler Johannes Lutterell: Diss. Breslau, 1941; idem. Die Schriften des Oxforder Kanzlers Iohannes Lutterell: Texte zur Theologie des 14. Jh. Lpz., 1959; idem. Ockham-Rezeption und Ockham-Kritik im Jahrzehnt nach Wilhelm von Ockham in Oxford 1322-1332. Münster, 1998; Guelluy R. Philosophie et théologie chez Guillaume d " Ockham. Louvain, 1947; Baudry L. Guillaume d " Occam: Sa vie, ses œuvres, ses idées sociales et poltiques.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

«Умирание искусства» было переведено на немецкий, английский, итальянский, испанский и японский языки. Книге на многие годы суждено было стать «другим я» ее автора — «…знатока искусства, историка культуры, мастера-эссеиста… христианина в гуманизме, посла русской, но и европейской истинной России на Западе» . В этом качестве «петербуржца и европейца» Вейдле и возвращается из прошлого в настоящее и, будем надеяться, из забвения — к признанию, подтверждающему предчувствие Г. Иванова о том, что вопреки всему пророчества великих поэтов имеют обыкновения сбываться…   ПРИМЕЧАНИЯ Мысли о Достоевском   Впервые: Современные записки. Париж, 1936. 62.   «митрополит Филарет» (Василий Михайлович Дроздов, 1783—1867)— с 1821 г. митрополит московский, составитель православного катехизиса (1823), принимал участие в составлении манифеста об освобождении крестьян, инициатор русского перевода Библии, выдающийся церковный писатель («Слова и речи», «Начертание церковной библейской истории» и др.); в 1994 г. причислен Русской Православной Церковью к лику святых.   Границы Европы   Впервые: Современные записки. Париж, 1936. 60. Вошло в кн.: Вейдле В. Задача России. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1956.   Беллок, Хилэр (1870—1953) — английский историк, публицист, сатирик, автор детских стихов, политик; представитель «католического литературного Возрождения»; вместе с Г. К. Честертоном выступал за полную интеграцию английского католицизма с европейским. Массис, Анри (1886—1970)— французский католический писатель, горячий приверженец неотомизма; автор книг «Рассуждения» (1923), «Защита Запада» (1928) и др.   Пушкин и Европа   Впервые: Современные записки. Париж, 1937. 63. Вошло в кн. «Задача России».   сказал в пушкинской речи Достоевский… — имеется в виду речь Ф. М. Достоевского, произнесенная 8 июня 1880 г. на заседании Общества любителей российской в связи с открытием в Москве памятника А. С. Пушкину; впервые опубликована в " Московских ведомостях» (13 июня 1886). последние два сборника Гете… – речь идет о выпусках книги стихов И. В. Гете «Западно-восточный диван» (1814—1819; 1827).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Барри, Джеймс Мэттью (1860–1937) — шотландский писатель, автор сатирических и нравоописательных романов, пьес, рассказов и очерков. Робертс, Сесиль Эдрик Морнингтон (1892–1976) — английский прозаик, поэт, драматург. Роман «Ножницы» вышел в 1923 г. Микобер — персонаж романа Ч. Диккенса «Дэвид Копперфилд». Крукшенк, Джордж (1792–1878) — английский живописец и график, автор политических карикатур, сатирических шаржей, иллюстратор романов В. Скотта, Ч. Диккенса и др. 63 П оэты–метафизики — английские поэты XVII в. (Джон Донн, Джордж Херберт, Эндрю Марвелл и др.), чье творчество отличалось изысканной изощренностью метафор, нередко носивших умозрительный, «метафизический» характер. 64 М эйсфилд, Джон (1878–1967) — английский поэт, прозаик, драматург, продолжал традиции героической романтики Р. Л. Стивенсона и Р. Киплинга. Мур, Джордж (1852–1933) — английский прозаик, поэт, драматург, его социально–бытовые романы стали заметным явлением позднереалистической прозы XIX в. Хергесхаймер, Джозеф (1880–1954) — американский прозаик, автор многих романов из американской и кубинской жизни. 65 Дейн, Клеменс — литературный псевдоним Уинифред Эштон (1887–1965), английской писательницы, автора социально–бытовых романов и пьес. Родственник с Самоа — Р. Л. Стивенсон с 1890 г. жил на Самоа. Впечатления об этом периоде его жизни легли в основу книги мемуаров «Жизнь на Самоа», написанной им совместно с женой Фанни в 1890–1893 гг. и опубликованной в 1956 г. 68 Лаббок, Перси (1879–1965) — английский прозаик, литературовед, представитель так называемой «новой критики», сторонники которой главное внимание уделяют анализу повествовательной техники. Книга Лаббока «Искусство прозы» (1921), в значительной степени посвященная творчеству Г. Джеймса, — основной труд ученого. Мне следовало бы поучиться у Стивенсона… — Грин цитирует роман Р. Л. Стивенсона «Похищенный» (1886). Морган, Чарлз Лэнгбридж (1894–1958) — английский прозаик, литературный критик. Даррел, Лоренс Джордж (род. в 1912 г.) — английский прозаик, поэт, драматург, эссеист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010