Священномученик Горазд (1879–1942) до своего обращения в Православие был католическим священником, а после обращения привел к истинной вере множество чехов. Проповедуя в католической стране, он должен был уметь хорошо объяснить свой религиозный выбор. Его аргументы представляют немалую ценность для всех, кто интересуется православным взглядом на различия Православия и католицизма. О святом Горазде Священномученик Горазд (Павлик ; 1879–1942) является самым выдающимся святым Православной Церкви Чешских земель и Словакии, просиявшим в XX веке. Он родился в семье католиков, получил католическое образование и 18 лет прослужил католическим священником. Впоследствии он принял Православие и был хиротонисан в епископа Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Святой Горазд стал ярким миссионером, возродившим Православие среди чешского и словацкого народов. В 1942 году он принял мученическую смерть от рук немецких оккупантов. Неудивительно, что, будучи проповедником в стране, где наиболее распространенной религией был католицизм, святой Горазд не мог обойти вниманием отличия Православия от римо-католицизма. Рассмотрению этих отличий он уделяет немало места в своих основных трудах «Житие святых Кирилла и Мефодия» и «Православный катехизис» (на русском языке издан под названием «1168 вопросов и ответов о православной вере»), В «Житии святых Кирилла и Мефодия» священномученик Горазд говорит, что «раскол между Востоком и Западом был делом не месяца или года, причины его накапливались в течение столетий». Главнейшей причиной, по мысли святителя, являлось ошибочное учение о Церкви. Этот пункт он указывает первым в «Житии...», и ему уделяет основное внимание в своем «Православном катехизисе». В этом святитель показывает единомыслие с другими святыми отцами, полагавшими, что по своему действию главным заблуждением Римской Церкви является именно это «горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими восточными патриархами» (преподобный Амвросий Оптинский ) 1 , их «претензия на главенство и самовольное управление всей Вселенской Церковью » (святой праведный Иоанн Кронштадтский ) 2 , по причине того, что папа Римский захотел быть в Церкви «не первым между братьями... а господином над рабами» (святитель Илия Минятий ) 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Добрые вести Православия: вторая половина марта 2007 года Плавучий храм «Святой Владимир» Большинство хороших новостей второй половины марта связано с храмами и монастырями, а также православной культурой и образованием.   Новые святые нашей Церкви На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 марта наши святцы пополнились именами 12 подвижников, прославленных в соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века. В месяцеслов внесены имена: – от Московской епархии: протоиерея Иоанна (Хрусталева; 1875 – 10 декабря 1937), священника Сергия (Кочурова; 1892 – 12 декабря 1941), протодиакона Сергия (Станиславлева; 1884 – 16 ноября 1942), диакона Трифона (Родонежского; 1873 – 27 февраля 1938), псаломщика Николая (Некрасова; 1872 – 7 марта 1938), Димитрия (Волкова; 1871 – 4 марта 1942), Никиты (Сухарева; 1876 – 4 июля 1942); – от Оптиной пустыни: монаха Евтихия (Диденко; 1870 – 5 декабря 1937), монаха Авенира (Синицына; 1879 – 5 декабря 1937), монаха Саввы (Суслова; 1873 – 5 декабря 1937), монаха Марка (Махрова; 1875 – 5 декабря 1937) и Бориса (Козлова; 1886 – 5 декабря 1937). Чтобы вспомнить обстоятельства их мученического подвига, достаточно обратить внимание на пример священномученика Сергия (Кочурова). До 1932 г. он служил в своем родном селе Ухлово Рязанской губернии, пока власти не потребовали его удалиться. Несмотря на гонения и скитальчество, отец Сергий всем сердцем стремился продолжать священническое служение. Он совершал его в храмах Московской епархии до 11 июля 1940 г., когда по доносу был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму, а оттуда сослан в заключение на строительство алюминиевого завода. К месту ссылки страдалец более 100 километров шел по этапу пешком, в дороге сильно простудился и заболел. В лагере по болезни он не мог выполнять работу и в декабре 1941 г. умер от истощения. Все свои скорби и страдания отец Сергий перенес мужественно, помня слова Господа: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22). Ныне он, как и остальные собратья его по мученическому подвигу, увенчавшись, живы со Христом и пребывают в Его Царстве, «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная». Святые новомученики Российские, молите Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/5008.html

Гермоген (Максимов Григорий Иванович), еп. Аксайский, вик. Донской епархии Родился в 1861 году в Донской епархии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 г. определен псаломщиком и рукоположен во священника. 1889 г. – законоучитель Донского епархиального женского училища. 1894 г. – смотритель Усть-Медведицкого духовного училища. 1902 г. – настоятель Владикавказского кафедрального собора и протоиерей. 3 сент.1905 г. – законоучитель Владикавказской женской гимназии. 1906 г. – смотритель Владикавказского духовного училища. В этом же году ректор Саратовской духовной семинарии. 21 авг.1909 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В Николин день 9 мая 1910 года торжественно хиротонисан во епископа Аксайского в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В хиротонии принимали участие десять архиереев, а именно: архп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), епископы: Иоаким (Левицкий) Оренбургский и Тургайский; Иоанн (Смирнов) Полтавский и Переяславский; Николай (Зиоров) Варшавский и Привисленский; Арсений (Стадницкий) Псковский и Порховский; Никон (Рождественский) Вологодский и Тотемский; Павел (Преображенский) Чигиринский; Григорий (Вахнин) Бакинский; Иоанникий (Дьячков) Кирилловский и Митрофан (Афонский) Елецкий. До 1918 года – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу. С 1919 года по 1942 год сведений не имеем. Было известно, что он в 1942 году возглавлял заграничную Хорватскую Православную Церковь . Есть сведения, что соучаствовал в хиротониях зарубежных православных архиереев. В 1945 году был расстрелян партизанами – хорватскими сербами. Литература: «Церк. Вед” 1910, стр. 144. «Приб. к «ЦВ» 1910, стр.867–880. - " - 1918, стр.587. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.132–133. Булгаков, стр.1400. ФПС I, 32, стр.2. ФПС III, стр.2. БЭС т.1, стб.768. Geboren als Sohn eines Psalmensängers, nach Abschluß der Geistlichen Schule in Nagavskij, Dongebiet, besuchte er von 1879 bis 1882 das GS in Novoerkassk.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Заполье. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Петропавловская церковь построена в 1902 г. Архитектор Н. Никонов. Закрыта в 1941 г., действовала в 1942-45 гг., ныне руины. Петропавловская церковь в Грызове. Село Грызово находится в 92 верстах от Петербурга и в 60 от Царского села, на небольшой возвышенности, у озера, среди болот, лесов и полей. По преданию церковь была сперва у дер. Озерницы, в 1 ½ верстах от нынешней церкви. Она была деревянная, во им Покрова. Когда она сгорела, то от нее уцелел только храмовой образ Покрова. Он находился в здешней церкви до 1879 года и опять сгорел, вместе с крестьянской девушкой, Марией Яковлевой, желавшей спасти его. Название " Грызова " объясняют тем, что здесь когда-то была битва, такая ожесточенная, что противники " грызлись " как дикие звери. Остатками битвы служат чугунные ядра, иногда находимые здесь в курганах. Село расположено на тракте из Нарвы в Новгород, прежде довольно оживленном, но, с открытием Балтийской железной дороги, почти опустевшем. Теперь здесь провозят только лен. Церковь построена была здесь в 1759 г. во имя Петра и Павла, деревянная, на каменном фундаменте из местной плиты. В сороковых годах она обгорела, а в 1879 г. с 10 на 11 февраля совершенно истреблена пожаром. Прихожане успели вынести из церкви почти все, кроме шкафа с старинными бумагами. Он стоял под колокольней, а туда от сильного дыма, нельзя было пробраться. В это время погиб древний образ Покрова, вместе с пытавшеюся спасти его девицею. В том-же году начат новый храм, на который крестьяне дер. Заполья пожертвовали каменный хлебный амбар, стоявший на земле помещика мызы Извора, Константина Федоровича Рериха. Усердием Рериха, через месяц после пожара, храм был построен и 10 марта освящен благочинным священником Положенским. Здание храма каменное, из булыжного камня. Длина его 10 саж., ширина 4 саж., купол и колокольня деревянные. В храме 5 окон и 2 входа. Иконы в иконостасе частию спасены от сгоревшей церкви, частию пожертвованы из Врудской церкви. Нынешний антиминс освящен митрополитом Исидором 5 июля 1881 г. Колокола отлиты на средства попечительства из металла, собранного на пожарище.

http://sobory.ru/article/?object=00536

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ВАСИЛИЙ (Эрекаев Василий Егорович; 1879-1937), иером., прмч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ Афанасьевич Александрин (1872-1942), псаломщик, мч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Максимович Архипов (1876-1938), псаломщик., мч. (пам. 1 марта., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Алексеевич Виноградов (1891-1937), свящ., мч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Киреевич Ежов (1867-1937), мч. (пам. 4 сент. в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Сергеевич Иванов (1869-1938), староста, мч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАСИЛИЙ Емельянович Кондратьев (1887-1937), мч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Яковлевич Шикалов (1875-1937), мч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕНИАМИН Ильич Благонадеждин (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН Ксенофонтович Владимирский (1892-1937), диак. сщмч., (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЕНИАМИН (Воскресенский Василий Константинович; 1871-1931), еп. Тутаевский (Романовский), вик. Ярославской еп., сщмч. (пам. 15 янв., 22 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_8.html

Содержание Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета Святой священномученик Горазд (1879–1942), епископ Чешский и Моравско-Силезский, родился 26 мая 1879 года в общине Хруба Врбка (Южная Моравия). При рождении он был назван Матеем. Матей воспитывался родителями в христианской вере, посещал богослужения, много читал, особенно книги о жизни первых христиан. После окончания начальной школы он учился в католической гимназии в Кромержиже, которую окончил с отличием; самостоятельно изучил старославянский язык. В 1898 году поступил на римо-католический богословский факультет Университета в Оломоуце. Будучи студентом, Матей совершил поездку в Киево-Печерскую Лавру. По окончании университета он был рукоположен в сан священника. Резкая перемена в религиозном мировоззрении о. Матея произошла во время нападения Австро-Венгрии на Сербию. В отличие от большей части католического духовенства, он осуждал эту агрессию и начал издавать журнал «Право народа», в котором публиковались статьи, призывающие к реформации римо-католической Церкви. Осенью 1918 года религиозная ситуация в Чехословакии изменилась: после развала Австро-Венгрии католицизм воспринимался многими чехами и словаками как религия австрийских завоевателей. С образованием Чехословацкой Республики около полумиллиона католиков, в том числе и о. Матей, вышли из римо-католической Церкви и присоединились к возникшей в этот период Чехословацкой национальной Церкви, которая позднее получила название Чехословацкая Церковь Православная. 21 сентября 1921 года о. Матей в Лавре Крушедол постригается в монашество с именем Горазда (ученика свв. Кирилла и Мефодия). 22 сентября 1921 года в монастыре Гргетек иеромонах Горазд был возведен в сан игумена, вскоре после этого в монастыре Хопово он был возведен в сан архимандрита, затем в соборе Святого Михаила архимандрит Горазд был рукоположен во епископа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

[Jehovah " s Witnesses; др. название «Общество Сторожевой башни», офиц. название «Пенсильванское общество Сторожевой башни, Библий и трактатов» (Watch Tower Bible and Tract Society of Pennssylvania)], псевдохристианская деструктивная секта, до 1931 г. «Общество исследователей Писания». История И. с. началась с основанной Чарлзом Тейзом Расселом в кон. 70-х гг. XIX в. группы «Исследователи Библии» (Питтсбург, шт. Пенсильвания, США). В 1879 г. Рассел начал издавать ж. «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова», в 1884 г. основал «Библейское общество Сторожевой башни» и стал его президентом. Все это время Рассел вычислял дату Второго пришествия Иисуса Христа, основываясь при этом не только на текстах Свящ. Писания, но и на расчете размеров егип. пирамиды Хеопса в Гизе, т. н. каменной Библии. После смерти Рассела И. с. возглавил Джозеф Франклин Ратерфорд , к-рый установил в секте строжайшую дисциплину и в 1927 г. ввел принцип распространения лит-ры И. с. по домам. С 1931 г. орг-ция стала носить название «Свидетели Иеговы», а ее штаб-квартира с тех пор располагается в Бруклине (ныне р-н Нью-Йорка). С 1942 г. руководство И. с. перешло к Натану Кнорру . С этого времени особое внимание стало уделяться участию каждого члена орг-ции в проповеднической деятельности. При Кнорре, к-рый не писал трудов, появилась традиция анонимной публикации иеговистских вероучительных изданий. В 1961 г. И. с. завершили собственный перевод Библии на англ. язык - «Перевод Нового Мира» (New World Translation). Из 4 членов комитета по переводу (Фредерик Уильям Франц , Кнорр, Альберт Скрудер и Джон Гангас) только Франц 2 года изучал греческий язык в ун-те Цинциннати и заявлял, что самостоятельно выучил древнееврейский (однако это заявление было опровергнуто судом). В 1977 г., после смерти Кнорра, И. с. возглавил Франц, под его рук. секта стала тоталитарной с системой взаимных слежек и доносов. При нем была введена практика «отсоединения» («лишения общения»), превращавшая провинившегося иеговиста в изгоя. К нач. 1975 г. численность И. с. достигла 5 млн чел. (в 1941 их было не более 100 тыс.). После Франца президентом И. с. стал Милтон Хеншель, к-рого в окт. 2000 г. сменил Дон Олден Адамс (род. в 1925). Учение об Иегове

http://pravenc.ru/text/293565.html

А. Храбров Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий Балабановский (в миру Василий Федорович Иванов) родился в 1879 году (по другим данным в 1882 году) в с. Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В детстве с родителями Василий посетил Оптину пустынь и по некоторым сведениям, получил благословение старца Амвросия. Он рано лишился отца. В 1897 году по совету матери поступил в Оптину пустынь, где провел послушником более семи лет. Обладая хорошими музыкальными способностями, нёс клиросное послушание. По просьбе настоятеля Пафнутьев-Боровского монастыря архимандрита Венедикта был переведен в Боровск, где был назначен регентом. Послушник не только руководил хором, но и давал уроки пения в школе при монастыре, учил пению псаломщиков приходов. 11 марта 1911 года на 28 году принял постриг (на два года ранее положенного по уставу срока в награду за примерное жительство и отличное выполнение послушания – регентства). В том же году был рукоположен в иеродьякона, еще через год – в иеромонаха. За усердное старание по руководству хором и обучению церковному пению отец Амвросий имел много благодарностей и наград. После закрытия в 1923 году монастыря служил священником в селе Иклинском. В 1930 году отец Амвросий был арестован, в тюрьмах, а затем в ссылке в Семипалатинске провел три года. В тюрьме священника подвергали пыткам: часами заставляли стоять в ледяной воде, требуя отречения от Бога. В 1933 году вернулся в Иклинское, где продолжил службу в местном храме. Зимой 1941 года, во время боев за освобождение с. Иклинское, церковь была разрушена, в ходе авианалёта от зажигательной бомбы сгорел дом священника. 1 марта 1942 года, после гибели храма в Иклинском, отец Амвросий был назначен в храм Преображения Господня с. Спас-Прогнань, где служил до последних дней жизни. Жил о. Амвросий сначала на квартире в деревне Киселевка, потом купил домик в деревне Софьинка. На кладбище у д. Софьинки похоронена мать о. Амвросия, умершая 14 апреля 1943 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

Городище. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты Храм Божией Матери «Всех скорбящих радости» был построен ещё в конце XIX века. До него в 1840 году в селе Городище был организован первый православный приход, а в 1864 году из Царицына привезён деревянный молельный дом с иконой Божией Матери «Всех скорбящих радости». В Советский период в здании в разные годы находились клуб, склад, хранилище стеклянных бутылок, а позднее библиотека, которая сгорела в 1970-е годы во время сильного пожара. Осенью 1942 года в храме располагалась сначала последняя перед вступлением в Сталинград ставка командующего 6-й армии Вермахта фельдмаршала Паулюса, а затем немецкий военный госпиталь. Рядом с храмом, где располагалось дореволюционное сельское кладбище, немцы хоронили своих погибших в боях и умерших от ран солдат и офицеров. Приход Божией Матери «Всех скорбящих радости» образован в 1990 году. Прекрасный большой храм нуждается в дорогостоящей реставрации. Частично приспособлен для совершения регулярных богослужений. Храм начали восстанавливать в самом конце 1980-х годов. По материалам сайта Волгоград провославный Существовавшая ранее Скорбященская церковь в селе Городище построена была в 1846 г. на средства царицынского купца Бабаева, деревянная, крепкая, теплая, однопрестольная. Церкви принадлежат здания: деревянная сторожка и деревянная, на каменном фундаменте часовня, построенная в 1870 г. по выданному плану, в которой совершается молебствие св. мученице Параскеве в 9-ю пятницу по Пасхе. Есть земская школа, открытая в 1879 г.; имеется и церковно-приходская школа с 1888 г. 7 ноября. Земли при церкви усадебной не имеется, а пахотной и сенокосной 66 дес. Предположено к открытию диаконское место. Дома у священника и псаломщика церковные, построены на общественной земле. Жалованья от казны причту положено 152 руб. 88 коп. в год. Священник Владимир Шеляговский и псаломщик Александр Сюзюмский. Прихожан при церкви числится: мещан, военных, крестьян – всего обоих полов душ 2191; дворов 364. В приходе две деревни: Красный Колодезь в 1 версте, Каменный Буерак в 2 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=07229

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010