—433— ствами (?) и, во-вторых, когда она разрешится от бремени чрез десять месяцев по разлучении с мужем или после того, как муж по какому-либо обстоятельству, достоверно утверждённому, не мог быть отцом родившегося. Иск о прелюбодеянии начинается в суде гражданском не позже одного года, как муж мог о нём узнать достоверно, потом уже дело переходит в духовное ведомство, которое по требованию невинной стороны и на основании решения гражданского суда постановляет приговор о разводе. Примирение супругов останавливает действие иска. На этом основании самому разводу по прелюбодеянию предшествует духовное увещание. Если оно окажется безуспешным, то супруги прежде развода разлучаются от стола и ложа на год, и уже по истечении года, по просьбе невинного супруга совершается развод“ 1942 . Когда было затребовано мнение Св. Синода об этом проекте, он ограничился лишь следующими замечаниями и притом не единогласно выраженными: О причинах развода: „На §§ 273–276. В коренных (!) церковных законах нет другой причины к разводу, кроме словесе прелюбодеяния. Ев. Мф. гл. V, ст. 32 и 6 ( Мф.5:32 и 6). Да и наименованные в тех §§ личные преступления между супругами, чтобы они были причиной к разводу, в тех же законах основания находятся, а по словам Ап. Павла, 1 Кор. гл. 7. 10 и 11 ( 1Кор.7:10–11 ) дозволяется только разножитие, а не развод. На § 280 – развода можно просить по доказанному прелюбодеянию, а не по предположению оного. (?) На § 281, чтобы муж после полугодичной неявки жены просил гражданское начальство о сыске её, и, если по прошествии 5 лет местопребывания её не откроется, в то время может просить о разводе на том же основании, как сказано о мужьях в § 265“. Таковы замечания относительно причин развода. Пока заметим, что последним из этих замечаний наносился решительный удар злонамеренному оставлению женой мужа как основанию развода. Это событие давало мужу только право просить о сыске беглянки. Только безвестная про- —434— пажа её в течение 5-ти лет может служить основанием развода. Вот откуда берет своё начало господствующее теперь в нашем законодательстве воззрение поэтому предмету! Относительно процессуальных преобразований Св. Синод высказался следующим образом:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания к главе 1 А.А.Васильев. История Византийской империи Ph. Labbe. De byzantinae historiae scriptoribus ad omnes per omnes eruditos . Paris, 1648, pp. 5-6. L. Feugere. Etude sur la vie et les ouvrages de Ducange. Paris, 1852 p. 9. В. Г. Васильевский. Обзор работ по византийской истории. СПб., 1890, с. 139. См. также письма издателя Жана Амиссиона (Jean Amission) К Дюканжу: H. Ornont. Le Glossaire du Du Cange. Lettres l " Amission a Du Gauge relatifs a l " impression du Glossaire (1682-1688). - Revue des etudes grecques, V, 1892, pp. 212-249. См.: Feugere. Op. cit., p. 67-71. Весьма интересное письмо с описанием его болезни и смерти написано современным ему исследователем Этьеном Валюзом (Etienne Baluze). Оно опубликовано в боннском издании Chronicon Paschale (II, 67-71). Удовлетворительной биографии Дюканжа не существует. См.: J. U. Bergkamp. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Washington (D. C.), 1928, с. 116-119 (богатая библиография); S. Salaville. Le second centenaire de Michel Le Quien (1733- 1933). - Echos d " Orient, XXXII, 1933, pp. 257-266; J. W. Thompson. The Age of Mabillon and Montfaucon. - American Historical Review XLVII 1942, pp. 225-244. F.-M. Voltaire. Le pyrrhonisme de l " histoire, par un bachelier en theologie, chap. XV. Edition Beuchot, 1768, t. XLIV, p. 429. Ш. Монтескье. Размышления о причинах величия и падения римлян. В кн.: Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955, с. 142. Г. В. Ф. Гегель. Лекции по философии истории. Перевод Л. М. Водена. СПб., 1993, с. 357, 2-е изд. " Moniteur " , 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye. 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622-623. A. Sorel. Montesquieu. Paris, 1889, p. 64. The Autobiographies of Edward Gibbon. Ed. Murray J. London, 1896, PP. 148, 152. Ibid., p. 302. The Autobiographies of Edward Gibbon. London, 1896, p. 311. Ibid., p. 333-334. Е. A. Freeman. Historical Essays. London, 1879, vol. Ill, ser. 3, pp. 234-235.

http://sedmitza.ru/lib/text/434217/

Конечно, при возвращении они облекались в какую-то плоть и, ну конечно же! – первой возвращенной душой была душа женская, что дало возможность романисту разрабатывать проблему половых отношений изобретателя и этой девицы, переставшей быть покойницей и в то же время явно загадочной. Кажется, подчеркивая эту загадочность и соблюдая закон художественной правды, автор сделал ее не розовой, по некоей традиции, идущей еще от Апулея 1035 , а несколько серой. Все это было бы даже смешно, если бы этим болотом не питались, бездумно и безразборно, сотни миллионов людей человечества. Книга вышла из печати – все! Это значит, ее нужно прочесть, это значит, что на ней стоит некий ритуальный штамп современной религии, гласящий: «этот предмет годен для питания». Конечно, и в болоте бывают иногда редчайшие цветы, но ведь только об этом различении цветов от болота я и толкую. А способность различения дает христианство. Только напившись его живой и студеной воды, человек выходит, точно ранним летним утром, из духоты своего безвольного сознания к мужественному различению добра и зла и к живому творчеству жизни. 1963 год 1009 Печатается по машинописи из архива Н.Н. Третьякова, автограф утерян, место отправления указано по аналогии с письмами 1963 г. из Покрова. 1012 Заключительные строки стихотворения Ф.И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (нач. 1830-х гг.). < 1829> 1016 Имеется в виду мальчик Джо, персонаж романа Ч. Диккенса «Холодный дом» (гл. «Завещание Джо»). 1019 Подобную мысль Н.С. Лесков высказал в повести «Островитяне» (гл. 7). Ср.: Воспоминания. С. 45 наст. изд. 1020 Речь идет о французком художнике и писателе Андре Рувейре (1879 – 1962) и его работах (в том числе рисунках) на религиозные и мифологические темы. 1023 Ср.: «Я понимаю, что такое смирение. Оно неравносильно самоунижению. Оно есть самый источник действия» (Сент-Экзюпери А.де. Военный летчик (1942). Гл. XXV). 1024 Неточная цитата из стихотворения Ф.И. Тютчева «Из края в край, из града в град» (1834). Ср.: «Не время выкликать теней:/И так уж этот мрачен час». 1025 Строка из стихотворения не Ф.К. Сологуба, а В.Я. Брюсова «З.Н. Гиппиус» («Неколебимой истине/Не верю я давно...», 1901) из кн. Ср.: «Хочу, чтоб всюду плавала/Свободная ладья,/И Господа и Дьявола/Хочу прославить я». 1029 См. стихотворение А.С. Пушкина «Поэт» («Пока не требует поэта/К священной жертве Аполлон...», 1827). 1030 Ср.: «Мне хотелось хотя сим [духовным завещанием] искупить бесполезность всего, доселе мною напечатанного, потому что в письмах моих, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, нежели в моих сочинениях». (Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Предисловие. 1846).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

         Книга будет полезна студентам, ученым и всем, кто интересуется столь важными вопросами как вера в Бога, вселенная и наука.   Содержание Введение VII Благодарности XVII Часть 1. Основатели современной науки 1 Глава 1. Галилео Галилей (1564-1642) 3 Глава 2. Иоганн Кеплер (1571-1630) 34 Глава 3. Френсис Бекон (1561-1626) 59 Глава 4. Блез Паскаль (1623-1662) 59 Глава 5. Исаак Ньютон (1643-1727) 102 Глава 6. Чарльз Дарвин (1809-1882) 122 Глава 7. Альберт Эйнштейн (1879-1955) 143 Глава 8. Альфред Норт Уайтхед (1861-1947) 177 Часть 2. Ученые нашего времени. Глава 9. Рейчел Карсон (1907-1964) 197 Глава 10. Карл Саган (1934-1996) 222 Глава 11. Стивен Джей Гоулд (1941-2002) 249 Глава 12. Ричард Доукинз (1941-) 268 Глава 13. Джейн Гудолл (1934-) 296 Глава 14. Стивен Вайнберг (1933-) 317 Глава 15. Джон Полкинхорн (1930-) 340 Глава 16. Фриман Дайсон (1923-) 365 Глава 17. Стивен Хокинг (1942-) 392 Глава 18. Пол Дэвис (1946-) 412 Глава 19. Эдвард Уилсон (1929-) 437 Глава 20. Стюарт Кауфманн (1939-) 452 Глава 21 Урсула Гуденаф (1944-) 475 Индекс 505 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU

http://bogoslov.ru/article/305914

Хвостов Вениамин Михайлович (1867–1920), юрист, правовед, магистр (1895), доктор (1898) римского права. Приват-доцент (1895–1899), профессор (1899–1911, 1917–1920), заслуженный профессор, секретарь (1905) юридического ф-та М.у., затем ФОН МГУ Декан историко-философского ф-та МВЖК, преподаватель Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, Высших женских юридических курсов В.А. Полторацкой, женской гимназии Н.П. Хвостовой. Покончил жизнь самоубийством; Хвостова Надежда Павловна (1865–1960), преподаватель русского языка, начальница женской гимназии, жена В. М. Хвостова; Хвостова О.М., сестра В.М. Хвостова; Холи, семья брата М. М. Богословского , Сергея Михайловича Богословского; Холь, см. Богословский Сергей Михайлович; Цветаев Дмитрий Владимирович (1852–1920), историк, архивист, публицист. Профессор Варшавского (1878–1879) и Московского (1897–1900) ун-тов, управляющий МАМЮ (1911–1920), вице-председатель Московского отделения Русского военно-исторического об-ва; Цедербаум Юлий Осипович, см. Мартов Л.; Церетели Ираклий Георгиевич (1881–1959), политический деятель, один из лидеров меньшевизма. Депутат II Государственной думы, в 1907 приговорен к каторге, с 1912 на поселении. После Февральской революции вернулся в Петроград, член Исполкома Петроградского совета, член Президиума ВЦИК. В составе Временного прав-ва министр почт и телеграфов (май–июль 1917), министр внутренних дел (8.07–24.07.1917). После Октябрьской революции глава антисоветского блока в Учредительном собрании, с 1918 лидер грузинских меньшевиков и член грузинского Учредительного собрания. В декабре 1917 дважды подвергался аресту, с 1921 в эмиграции во Франции, с 1940 в США; Цыклер Иван Елисеевич (?–1697), думный дворянин, участник заговора 1697 г. против Петра I (совместно с окольничим А. Соковниным и стольником Ф. Пушкиным), казнен 4 марта 1697; Чайковский Петр Ильич (1840–1893), композитор; Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869–1942), математик, общественный деятель, магистр (1898), доктор прикладной математики, ученый в области теоретической механики, один из основоположников современной аэродинамики, член-корр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Меррей Джордж Гилберт Эме (1866–1957) — английский профессор, автор многих работ по истории античной литературы и книг по политологии. Спендер Джон Алфред (1862–1942) — английский журналист, член делегации виконта Алфреда Милнера в Египет (1919 г.), которая рекомендовала предоставить этой стране независимость. Автор «Краткой истории нашего времени» (1934) и других книг. Циммерн , сэр Алфред Экхард (1879–1957) — английский политолог, профессор международной политики. Автор книг «Национальная принадлежность и правительство» (1918), «Выздоравливающая Европа» (1922) и др. Колби Бейнбридж (1869–1950) — американский юрист, участвовал в выдвижении на пост президента Теодора Рузвельта. После неудачи Рузвельта на повторных выборах поддерживал его в деле основания Прогрессивной партии (1912 г.). Государственный секретарь (1920–1921 гг.). Автор книги «Последние годы администрации Вудро Вильсона» (1930). Кейнс Джон Мейнард (1883–1946) — английский экономист и публицист, развивал теорию государственного регулирования капиталистической экономики. Лубин Дэвид (1849–1919) — агроном. Родился в Польше. В США с 1884 г. занимался проблемами садоводства, создал организацию садоводов, которая переросла в 1910 г. в Международный институт сельского хозяйства, имевший целью распространение информации о прогрессивных методах ведения сельского хозяйства. С 1910 по 1919 г. Лубин представлял в нем США. Джонстон , сэр Гарри Гамильтон (1858–1927) — английский путешественник и писатель, автор романов и научных книг об Африке. Росс , сэр Денисон (1871–1940) — английский востоковед. Хоррабин Джеймс Фрэнсис (1884–1962) — английский журналист и иллюстратор, социалист. Ван Лоон Хендрик Уиллем (1882–1944) — журналист, лектор и писатель. Родился в Роттердаме, с детства жил в США, работал в 1906, 1914, 1915–1918 гг. газетным корреспондентом в Европе. В США читал лекции по истории и искусствоведению. За книгу «История человечества» (1921) получил в 1923 г. медаль Ньюбери. Кроузиер Джон Битти (1849–1921) — канадский философ, историк и экономист. Автор ряда книг по проблемам религии, цивилизации, экономики, политики, социологии.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

27.06.1840 12.11.1844 ВОЛОГОДСКАЯ 12.11.1844 16.06.1852 ТОБОЛЬСКАЯ 16.06.1852 30.07.1856 Евлогий ВОРОНЕЖСКАЯ, григ. Евлогий Георгиевский ЛЮБЛИНСКАЯ 12.01.1903 18.07.1905 ХОЛМСКАЯ 18.07.1905 14.05.1914 ЖИТОМИРСКАЯ 14.05.1914 в/у ХОЛМСКАЯ 03.1918 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08(21)04.1921 28.05(10.06)1930 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ, паки 25.08(07.09)1945 26.07(08.08)1946 Евлогий Марковский ВИННИЦКАЯ 10(23)07.1942 09.1943 Евлогий Роминов в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 28.05.1811 Евлогий Смирнов в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 12(25)10.1990 28.10(10.11)1990 ВЛАДИМИРСКАЯ 29.10(11.11)1990 Евмений Хорольский ЧЕРНОВИЦКАЯ 15(28)02.1954 26.11(09.12)1958 ЖИТОМИРСКАЯ 26.11(09.12)1958 12(25)08.1967 Евсевий НЕМЦОВСКАЯ, самозв. 10.1780 03.1781 Евсевий Гроздов УГЛИЧСКАЯ 28.05.1906 27.02.1909 РЫБИНСКАЯ 27.02.1909 18.03.1910 ТОБОЛЬСКАЯ 18.03.1910 17.04.1912 ПСКОВСКАЯ 17.04.1912 НАРВСКАЯ 30.07(12.08)1929 КОВНЕНСКАЯ 01.01.1849 29.03.1851 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 29.03.1851 01.03.1858 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 01.03.1858 08.12.1877 ТВЕРСКАЯ 08.12.1877 12.03.1879 Евсевий Никольский КИРЕНСКАЯ 26.01.1897 04.10.1897 КАМЧАТСКАЯ 04.10.1897 01.01.1899 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ 01.01.1899 в/у СМОЛЕНСКАЯ КРУТИЦКАЯ 05(18)01.1922 в/у МОСКОВСКАЯ 05(18)01.1922 ВИННИЦКАЯ 09.03.1847 10.12.1850 САМАРСКАЯ 10.12.1850 03.11.1856 ИРКУТСКАЯ 03.11.1856 29.08.1860 МОГИЛЕВСКАЯ 29.08.1860 06.10.1882 Евсевий Рождественский ЯРАНСКАЯ 02(15)03.1920 УРЖУМСКАЯ в/у ВЯТСКАЯ ЕЙСКАЯ 22.12.1922 04.01.1923) НИЖНЕУДИНСКАЯ 05(18)11.1926 в/у ИРКУТСКАЯ 05(18)11.1926 ЧИТИНСКАЯ 05(18)11.1926 21.03(03.04)1930 ШАДРИНСКАЯ 21.03(03.04)1930 12.1930 в/у ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 21.03(03.04)1930 12.1930 Евсевий Саввин в/у АСТАНАЙСКАЯ 19.01(01.02)1984 18(31)03.1984 АСТАНАЙСКАЯ 19.03(01.04)1984 07(20)07.1990 САМАРСКАЯ 07(20)07.1990 10(23)02.1993 ПСКОВСКАЯ 10(23)02.1993 Евсигней (Евсегений, Евгений) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 12.1287 (1301) Евстафий Сафран МОЖАЙСКАЯ, обн. 12(25)03.1934 22.11(05.12)1935 МОСКОВСКАЯ, обн. 22.11(05.12)1935 КОЛОМЕНСКАЯ, обн. 08(21)04.1937 Евстратий Подольский КИРОВОГРАДСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В России Юнг известен с 1924 г., когда была переведена его книга «Психологические типы». Эйнштейн Альберт (1879–1955) — один из основоположников современной физики, создатель частной и общей теории относительности, а также автор ряда других важнейших открытий. Родился в Германии в семье инженера. После захвата власти фашистами отказался от немецкого гражданства и от звания члена Прусской академии наук. В 1933 г. переехал в Принстон (США), где оставался до конца своих дней. Уэллс был среди людей, которые помогли Эйнштейну покинуть Германию. Ллойд Джордж Дэвид (1863–1945) — лидер Либеральной партии, в 1916–1922 гг. — премьер-министр Великобритании. С Уэллсом Ллойд Джордж познакомился после выхода книги Уэллса «Новый Макиавелли» (1911). При том, что она имеет в основном автобиографический характер (правда, имена изменены), гл. V из 2й части 3й книги дает общий очерк тогдашней политической жизни. Фабианцы (см. примеч. 12 к гл. V наст. изд./В файле — комментарий — прим. верст. /) были возмущены книгой, однако такие видные политические деятели, как редактор «Таймс» лорд Нортклиф, человек правой ориентации, и Ллойд Джордж отнеслись к ней с большим интересом. Друг Уэллса Ч.-Ф.-Г. Мастерман устроил по поводу ее выхода завтрак, на котором Уэллс и встретился впервые с Ллойдом Джорджем. Шоу Джордж Бернард (1856–1950) — английский драматург, лауреат Нобелевской премии (1925 г.), видный театральный и музыкальный критик, один из учредителей Фабианского общества. О попытке Уэллса реформировать это общество и придать ему характер социалистической партии см. т. 2 наст. изд.; там же — о разногласиях Уэллса с Шоу. Хаксли, сэр Джулиан Соррелл (1887–1975) — английский биолог и писатель, член Королевского общества. В 1908 г. получил Ньюдигейтскую премию за книгу стихов. Внук выдающегося английского биолога Томаса Генри Хаксли (Гекели) (1825–1895) и родной брат писателя Олдоса Леонарда Хаксли (1894–1963). Автор трудов по общим вопросам эволюции, экспериментальной эмбриологии, этике, один из создателей современной синтетической теории эволюции. Среди его работ — «Записки биолога» (1923), «Современные представления об эволюции» (1942), «Советская генетика и мировая наука» (1949), «Путь к новому гуманизму» (1957) и ряд других. Сотрудничал с Уэллсом в написании книги «Наука жизни». Уэллс высоко отзывался о вкладе Хаксли в эту работу. В свою очередь, Хаксли в своих воспоминаниях рассказал о невероятной работоспособности Уэллса.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Екатеринбургская Основана 25.12.1833 Местопребывание – в г. Екатеринбург; в 1924–1991 гг. – Свердловск. Пермское викариатство. Самостоятельная с 29.01.1885. Кафедра именовалась: Екатеринбургская; с 29.01.1885 – Екатеринбургская и Ирбитская; с 1924 г. (?) – Свердловская и Златоустовская; с 23.02(08.03)1933 – Свердловская и Ирбитская, паки; с 14(27)11.1944 – Свердловская и Челябинская; с 29.04(12.05)1947 – Свердповская и Ирбитская, в 3-й раз; с 26.11(09.12)1958 – Свердповская и Курганская (?); с 12(25)09.1991 – Екатеринбургская и Курганская; с 09(22)02.1993 – Екатеринбургская и Верохотурская. Викарные кафедры: Нижнетагильская, Кушвинская, Ирбитская, Златоустовская. 11.02.1834 27.06.1840 Евлампий Пятницкий 04.08.1840 10.06.1841 Анатолий Мартыновский 06.08.1841 24.09.1845 19.05.1846 21.11.1859 17.01.1860 08.05.1860 21.08.1860 19.05.1862 19.05.1862 09.11.1866 Митрофан Вицинский 21.11.1866 09.09.1876 Вассиан Чудновский 31.10.1876 19.11.1876 Варсонофий Охотин 10.04.1877 09.12.1878 Модест Стрельбицкий 04.03.1879 05.04.1882 Вениамин Смирнов 05.04.1882 08.01.1888 13.02.1888 02.04.1888 02.04.1888 24.10.1891 08.11.1891 12.11.1894 Афанасий Пархомович 12.11.1894 12.06.1896 Симеон Покровский 12.06.1896 02.06.1897 06.06.1897 29.03.1900 Христофор Смирнов 29.03.1900 28.03.1902 Ириней II Орда 28.03.1902 26.11.1903 Никанор Каменский 26.11.1903 18.03.1910 02.04.1910 20.03.1914 Митрофан II Афонский 20.03.1914 10.5.1917 05.1917 07.11.1917 07.11.1917 09(22)12.1925 14(27)09.1923 15(28)12.1923 16(29)02.1924 15(28)07.1924 10.1925 06.1926 21.03(03.04)1933 05(18)09.1926 07.1927 12(23)12.1927 21.03(03.04)1930 12. 1930 07(20)02.1931 26.01(08.02)1932 11..1931 12.1931 25.02(09.03)1932 31.01(13.02)1933 31.01(13.02)1933 23.02(08.03)1933 23.02(08.03)1933 20.04(03.05)1934 28.04(11.05)1934 20.04(03.05)1934 17(30)09.1935 29.05(11.06)1934 16(29)06.1935 06.1935 19.09(02.10)1935 (20.06(03.07)1935 12(25)11.1935 10.1935 17(30)03.1936 14(27)01.1937 14(27)01.1937 20.07(02.08)1937 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 14(27)11.1944

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пипер считал, что христианская археология и история искусства должны быть частью богословия, поскольку искусство – результат духовного развития человека. Особое внимание он сосредоточил на литургии. Его книга «Введение в монументальную теологию», как это часто бывает в немецкой науке, является не столько введением в предмет, сколько его обстоятельным изложением 1809 . Археологию христианского искусства Пипер делит на три части: изучение характера христианского искусства, история христианского искусства и его произведений, идея христианского искусства. Эта последняя основана на первых двух компонентах, она-то и является «богословием в памятниках». Книга Пипера имела успех и надолго сохранила свое значение. Более ста лет спустя ее переиздал Хорст Бреденкамп – с подзаголовком, которого не было в оригинале: «История христианской археологии искусства и эпиграфики», и с собственным пространным введением, озаглавленным «Монументальное богословие. История искусства как история духа». Эта формула – Kunstgeschichte als Geistgeschichte – была очень распространенной. В своем издании Бреденкамп дал характеристику личности, взглядов и деятельности Пипера 1810 . Особо следует отметить одну собственно археологическую заслугу Пипера: он первым высказал мнение о том, что раннехристианское искусство следует датировать не «апостольским временем» 1811 , как думали в то время многие, a III в. или, самое раннее, рубежом II–III вв., – сейчас это общепринятое мнение. К более позднему времени относится деятельность трех известных протестантских археологов: Максимилина Виктора Шульце (1851–1937), Фридриха Эдмунда Юлиуса Курта (1870–1942) и Ганса Литцманна 1812 . Виктор Шульце, представитель евангелической теологии, посвятил свою первую диссертацию раннехристианским погребальным обычаям: De christianorum veterum rebus sepulcralibus (1879). B 1883 г. на богословском факультете Грайфсвальдского университета Шульце создал Церковно-археологическую коллекцию 1813 . В книге «Археология раннехристианского искусства», задуманной как учебник, он рассмотрел основные типы церковной архитектуры, интерьер церковного здания и литургические устройства 1814 . Он дал определение «археологии искусства», которая изучает памятники не с эстетической, а с исторической точки зрения, в контексте религиозной и церковной жизни эпохи и в связи с литургией 1815 . Считая археологию вспомогательной исторической дисциплиной, Шульце часто использовал термины «церковная археология», «церковная археология искусства». Он много сделал, чтобы утвердить христианскую археологию в качестве академического предмета на евангелическо-богословских факультетах университетов Эрлангена, Нюрнберга, Бонна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010