конгресса в Берлине. И. в мае 1878 г. был отправлен в отпуск по состоянию здоровья и в Берлинском конгрессе участия не принимал. 6 июля 1879 г. И. был назначен временным нижегородским генерал-губернатором, способствовал увеличению товарооборота Нижегородской ярмарки. 25 марта 1881 г. И. был назначен министром гос. имуществ, а 4 мая того же года - министром внутренних дел. За короткий срок И. добился прекращения деятельности террористической орг-ции «Народная воля», укрепил административно-полицейский аппарат, усилил работу охранных отд-ний. Значительно активизировал деятельность цензуры, разработал проект учреждения Верховной комиссии по делам печати (утвержден 27 авг. 1882). По его инициативе 25 мая 1881 г. была учреждена межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за учащейся молодежью. После прошедших в апр.-июле 1881 г. на юго-западе России евр. погромов И. 19 окт. того же года учредил при мин-ве Центральный комитет для рассмотрения евр. вопроса, к-рый разработал «Временные правила о евреях» (3 мая 1882), включавшие ограничение права на жительство евреев вне определенных городов и местечек, запрет аренды ими недвижимого имущества. При И. был принят ряд мер по улучшению экономического положения крестьян: повсеместно были понижены выкупные платежи, временнообязанные крестьяне переведены на обязательный выкуп, отменена подушная подать, введены льготы по аренде казенной земли, организованы общественные работы и переселение крестьян на свободные земли. В 1881 г. он учредил Особую комиссию для составления проектов реформы местного управления. Считал необходимым расширить полномочия органов местного самоуправления при условии запрета вторжения их в политическую сферу. И. продолжил проводившийся после Польского восстания 1863-1864 гг. курс на уменьшение влияния польск. и нем. дворянства, а также католич. и лютеран. духовенства в зап. губерниях. Настаивал на последовательном введении рус. языка в гос., судебных и образовательных учреждениях Польши. Для защиты прав православных в Прибалтике составил инструкцию по оценке поземельных повинностей, которые они несли в пользу лютеран.

http://pravenc.ru/text/293513.html

Соч.: Наша библейская наука//ПО. 1875. 2. С. 184-196; Псалмы в рус. переводе с объяснениями//Там же. 3. С. 374-397; 5. С. 21-39; 10. С. 237-244; 1876, 8. С. 607-627; 1879. 5/6. С. 8-45; Рус. перевод Библии и значение евр. филологии//Там же. 1876. 4. С. 645-672; Успехи нашей библейской науки//Там же. 1877. 3. С. 574-582; По поводу приготовляемого издания Св. Синодом комментированной Библии ВЗ//Там же. 10. С. 209-228; О значении евр. яз. для филологии и истории//Там же. 1881. 10. С. 357-377 (отд. отт.: М., 1881); Ассириологические изыскания о положении рая: По поводу соч. Ф. Делича: «Wo lag das Paradies?» Lpz., 1881//Заграничный вестн. СПб., 1882. Т. 4. С. 214-224; Саргон, царь ассирийский//РВ. 1881. Т. 154. 7. C. 5-73; Ассирийские клинообразные тексты с транскрипцией и подстрочным рус. переводом: Автограф. изд. М., 1883. Вып. 1: Табл. знаков и силлабарии; 1884. Вып. 2: Сумерийский гимн богу Огня IV тыс. до Р. Х. с транскрипцией, пер. и подробным объяснением, с прил. введ. и примеч.; Халдейский вес эпохи Гудеа//Древности вост.: Тр. Вост. комиссии МАО. 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 83-88; О сомнительных древностях из Месопотамии//Там же. С. 118-126; Вавилонский контракт о продаже дома времени Шамаш-шум-укина, царя вавилонского//Там же. 1891. Вып. 2. С. 143-165; По вопросу об изображении жен. божества на вавилонских цилиндрах и статуэтках. М., 1891; Клинообразная надпись Русы I в Кёланы-Кирланы (Алучалу) на берегу Гокчи в Эриванской губ.//Археол. изв. и заметки. М., 1893. Т. 1. 12. С. 433-437 (отд. отт.: М., 1893); Клинообразные надписи ванских царей, открытые в пределах России//Древности вост.: Тр. Вост. комиссии МАО. 1893. Т. 1. Вып. 3. С. 375-453 (отд. отт.: М., 1893); Клинообразная надпись из Ганли-Тапа около Эривани. М., 1894; Древняя страна Урарту (Арарат) и следы ассиро-вавилонской культуры на Кавказе//Землеведение. М., 1895. Т. 2. Кн. 1. С. 1-24; Клинообразные надписи Закавказья. М., 1896. (МАК; 5); Iãkhín и Bõ " az (1 Цар 7. 21)//Χαριστρια: Сб. ст. по филологии и лингвистике в честь Ф. Е. Корша. М., 1896. С. 419-432; Док-ты хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собр. Н. П. Лихачева. М., 1908. Ч. 1; 1915. Ч. 2: Эпоха династии Агаде и эпоха династии Ура. (Древности вост.; Т. 3/2, 5); Клинообразная надпись из Мелазгерда//ЗРАО. Классич. отд. 1910. Т. 6. С. 182-184; Задачи рус. археол. и ист. науки в Палестине и Месопотамии. М., 1915.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

7 января 1881 года Лесков писал И. С. Аксакову: «Я никогда не осмеивал сана духовного, но я рисовал его носителей здраво и реально, и в этом не числю за собою вины… В одних «Мелочах арх. жизни» я погрешил (по неведению), представив архиереев, как писал мне один умный владыка, «лучше, чем они есть на самом деле». Вы говорите: «их надо дубьем…» А они дубья-то Вашего и не боятся, а от моих шпилек морщатся…» (Не издано. Архив Института русской литературы Академии наук СССР, фонд 3, опись 4, лист 3.) Духовное ведомство рисуется как бюрократическое и скопидомное управление, неспособное по-настоящему откликаться на запросы жизни (вопрос о браке и др.); нескрываемой иронией звучат строки о чудесах и об очереди мертвых иерархов церкви на открытие их мощей и т. д. На фоне всего этого отдельные положительные образы ярких и своеобразных людей, нарисованные Лесковым с подлинной любовью и симпатией, воспринимаются не более как исключения. Нет ничего удивительного, что уже печатание «Мелочей архиерейской жизни» в «Новостях» вызвало целый ряд резко отрицательных отзывов в периодической печати. Выход в 1879 и 1880 годах подряд двумя изданиями имевшей значительный успех книги определил отношение к ней русской критики. Положительно отозвались о «Мелочах…» «Отечественные записки». Они отметили несомненный интерес книги, знакомившей русского читателя «с малоизвестным бытом» (1879, стр. 201–204, без подписи). Более определенно выразиться журнал, конечно, не мог. Из ряда отзывов заслуживает быть отмеченным отзыв «Молвы». «Нам далеко не симпатичны, — читаем в этом отзыве, — скажем, даже просто антипатичны, тенденции г. Стебницкого, которыми он постоянно портил лучшие свои вещи и за которые справедливо подвергался нападкам прогрессивной части нашей прессы, но отказать ему в даровании, даже довольно значительном, мы никак не решимся». В отзыве отмечен анекдотический по преимуществу характер рассказов. Тем не менее «большая часть сообщаемых автором фактов крайне характеристична, и личности архиереев очерчены у него большей частью очень рельефно… Книга его, без сомнения, найдет себе массу читателей» (1879, 26 марта, стр. 1–2, подписано —

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1 Имеется речь М. Г. Попружкика. Сорокалетие ученой деятельности акад. Ф. И. Успенского (из Сборника в честь последнего – XXI т. Летописи Истор.-филолог. общества при Новороссийском университете, 1911); 2 H. Попов. Начало византиноведения в России. Сборник статей, посвященный В. О. Ключевскому, М. 1909; его же. Об изучении визант. истории. Бог . вести. 1893, сентябрь; Ф. И. Успенский. Из истории византиноведения в России, Анналы, I, 1922. 3 В этом отношении особенно характерен его доклад в Академии Наук (1853): «Почему Византия доныне остается загадкой во всеобщей истории?». Уч. зап. Акад. Наук по I и III Отд., т. III, 1853, вып. 3. 6 См. его «Петербургский университет в 1867–71 гг. (по воспоминаниям студента)». Дела и дни, I, 1920. 7 Сам Ф. И. говорил, что интересно было бы сравнить метод ого и метод В. Г, Васильевского (Ryzantion, 11,11 сл.). Впоследствии между ними иногда происходила оживленная полемика, напр., по вопросу о построении крепости Саркел (В. Г. Васильевский в ЖМНП, 1889, октябрь; Ф. И. Успенский, там же, декабрь, и ответ В. Г. Васильевского, там же). 16 Подробности в ст. Ф. II. Успенского «Из истории византиноведения в России», Анналы, I, 1922, стр. 119 сл. 17 ЖМНП, 1879, январь – февраль; см. еще: Отчет в Зап. Новорос. универс., XXII, 1877; о рукописях истории Никиты Акомината в Парижск. нац. библ., ЖМНП, 1877, ноябрь; о некоторых слав, и по-славянски писанных рукописях, хранящихся в Лондоне и Оксфорде, ЖМНП, 1878, сентябрь, ноябрь. 19 Подробную оценку труда Ф. II. Успенского см. у В. Г. Васильевского, ЖМНП, 1879, июль, и у М. С. Дринова в Отчете о 23 присуждении наград гр. Уварова, СПб. 1881. Ср. Критич. обозр., 1879, 10. 20 Уже тогда, в начале 80-х гг., Ф. II. заговаривал о необходимости «пересмотра» словаря Дюканжа (был слух, что в Афинах хотят предпринять новое его издание). 21 Доказывая существование славянских поселений в Греции, Ф. И. примыкает к В. И. Ламанскому «О славянах в Малой Азии, Африке и Испании», СПб. 1859, мнение которого он и приводит. Известна теория Фальмерайера о славянизации Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

15 октября 1879 года папа в письме, адресованном префекту конгрегации по учебным делам, кардиналу Де Лука, приказал создать Академию имени Святого Фомы Аквинского по изучению и распространению томизма. Академию открыл в 1880 году брат папы, иезуит кардинал Печчи. Академия попала в руки доминиканцев (в свое время и Фома был доминиканцем), и именно им папа доверил комментированное издание произведений Святого Фомы Аквинского (Editio Leonina). Целью томизма было объединение веры и знания, точнее, обращение результатов науки на укрепление веры, сделав ее более современной. Руководствуясь этим, папа действительно активизировал и церковные науки, ибо был убежден в том, что церкви нечего опасаться светской науки. В 1879 году по указанию Льва XIII была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчен доступ к ней. В 1879 году он поставил во главе Ватиканского архива ученого, кардинала Иозефа Хергенрётера, которому было поручено подготовить к 1881 году открытие архива для избранных и считающихся достойными исследователей. Открывая архив, папа хотел сделать более успешной исследовательскую работу в области церковной истории, преследуя при этом апологетические цели. В своей булле от 18 августа 1883 года «Saepe numero considerantes» он изложил требования, предъявляемые к католической истории церкви. Папа не только приказал включить в систему обучения теологов обязательное изучение томизма, но и оказывал поддержку итальянским, бельгийским и французским католикам в их борьбе против светской школы. Подобным же образом он относился и к печати, считая ее средством культурного и идеологического влияния и воспитания масс. Папские высказывания по вопросу о христианской ответственности журналистов, об использовании возможностей, скрытых в печати, сформулированы в духе крылатого выражения: «Scriptus scripta opponenda» («Написанному противопоставлять написанное»), Побуждение к научным исследованиям и нетерпимость, эти два начала нашли свое общее проявление в энциклике о Библии «Providentissimus Deus» от 13 ноября 1893 года, в которой папа вновь призвал католических ученых к укреплению кредита апологии, к изучению Библии, чтобы ликвидировать научное отставание в этой области по сравнению с некатолическими исследователями, чтобы католические ученые вели борьбу с ними, используя научные аргументы. В духе энциклики была создана временная комиссия, состоящая из трех кардиналов и сотрудников-теологов, задачей которых было стимулирование работ в области библейской критики. Координационное руководство этими исследованиями было создано, как поначалу представлялось, для выступления против атеистической критики Библии. Однако вскоре выяснилось, что речь шла о большем: об ограничении свободы научных исследований.

http://sedmitza.ru/lib/text/441689/

Полезность подобных сборников несомненна. Лесков продолжал свои труды в этом направлении и выпустил ещё ряд брошюр сходного свойства: «Пророчества о Мессии. Выбранные из Псалтири и пророческих книг св.Библии» (1879), «Указка к книге Нового Завета» (1879), «Изборник отеческих мнений о важности Свящ.Писания» (1881) и др.   Но есть ли подлинные ученики Христовы в реальности? Вот что стало больным вопросом для писателя. О некоем переломе в собственном мировосприятии сам Лесков поведал так (в предисловии к «Рассказам о трёх праведниках», 1879): «Как,— думал я,— неужто в самом деле ни в моей и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто всё доброе и хорошее, что когда-нибудь заметил художественный глаз других писателей,— одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и в твоей душе, мой читатель?» Мне это было и ужасно и несносно, и пошёл я искать праведных, пошёл с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трёх праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал— все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они,— думаю себе,— или неправедны— всё это надо собрать и потом разобрать: «что тут возвышается над чертою простой нравственности» и потому «свято Господу» (6,642-643). Лесков много уповал на праведные действия таких исключительных людей: «Опыт показывает, что сумма добра и зла, радости и горя, правды и неправды в человеческом обществе может то увеличиваться, то уменьшаться,— и в этом увеличении ли уменьшении, конечно, не последним фактором служит усилие отдельных лиц. Само христианство было бы тщетным и бесполезным, если бы оно не содействовало умножению в людях добра, правды и мира» 38 1 . Последнее замечание здесь особенно важно: тут ещё одно подтверждение, что Лесков видит в христианстве исключительно вспомогательное средство к устроению земной жизни человека. Праведники же для него становятся тою силою, которая осуществляет такую предназначенность христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

—93— щих года: 1879, 1880 и 1881-й. В 1879 г. Ульрици был избран членом Академии «delle Scienze e Lettere» в Палермо, в 1880 г. избрала его своим членом Академия «Reale dei Lincei» в Риме. Наконец, в 1881 году 16-го июня был торжественно отпразднован 50-ти летний докторский юбилей научно-литературной и философской деятельности Ульрици (1831–1851), в котором принимала участие вся профессорская корпорация его ученых сослуживцев и всё студенчество, т. е. весь университет. В этот же день и богословский факультет увенчал Ульрици степенью доктора теологии honoris causa. – Но это было как бы уже вечерней зарей угасающей жизни, которая скоро совсем потухла. Когда на следующий год, после торжественно отпразднованного юбилея, умерла у Ульрици жена, он счел себя в праве удалиться от жизни, отказавшись принимать в ней активное участие, и, порвав с ней непосредственные сношения, оставив только точки соприкосновения с литературным миром. Скоро и этого не стало: старческие недуги всё больше и чаще давали о себе знать и напоминали философу о приближении рокового конца дня подведения итогов жизни. Но изнемогавший телом, маститый старец был бодр духом. Сила веры и непоколебимая стойкость убеждений долго еще держала его на ногах и заставляла превозмогать ту мучительную головную боль на нервной почве, которой он давно уже страдал от усиленных умственных занятий. Наконец, апоплексический удар, неожиданно случившийся с ним в 1883 г. уложил его в постель; но и он еще не в силах был сдержать свободного полета его фантазии и мысли: воображение всегда уносило Ульрици далеко за стены его скорбной спальни, где он лежал больной и почти бессильный, – душою он был всё время у своего рабочего стола и любимой им науки, отказаться от службы которой он не хотел даже накануне своей смерти. 66 Однако быстро прогрессировавшая болезнь делала свое разрушительное дело —94— и 11-го января 1884 г. Ульрици покончил все счеты с земной жизнью. «В субботу в 9 час. веч.», как замечает об Ульрици одна «Летопись», «не стало одного из лучших людей мира». 67 Так умер 78-летним старцем этот великий человек, ученый и философ, заплатив полную дань науке и жизни и не оставшись в долгу ни перед кем. 68

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Времена – сами видите какие грустные, – пишет К.П. Победоносцев издателю «Московских ведомостей» М.Н. Каткову в декабре 1879 г. – Совершаются явления, которым прежде ни за что бы не поверил. Власть уже становится на Руси игрушкою, которую хотят передавать друг другу в руки жалкие и пошлые честолюбцы посредством интриги, ничем не пренебрегающей. Нет уже твердого центра, из которого всякая власть прямо исходила бы и на котором прямо бы держалась» 88 . К.П. Победоносцев возлагает вину за происходящее и могущее произойти в будущем прежде всего на Александра II: «А это 25-летие роковое, и человек его – человек роковой: для несчастной России, – пишет К.П. Победоносцев Е.Ф. Тютчевой в феврале 1880 г. – Бог с ним, Бог рассудит, виноват ли он или нет, только в руках у него рассыпалась и опозорилась власть, врученная ему Богом, и царство его, может быть, и не по вине его, стало царством лжи и мамоны, а не правды!» 89 . Узнав о конституционных планах правительства, в январе 1881 г. К.П. Победоносцев вновь передает свои тяжелые предчувствия Е.Ф. Тютчевой: «Нас тянет – это роковое царствование – тянет роковым падением в какую-то бездну» 90 . Главный упрек, который К.П. Победоносцев адресовал Александру II, – отсутствие у него государственной воли: «О самом владыке и говорить нечего, – пишет он Е.Ф. Тютчевой в январе 1879 г., – он жалкий и несчастный человек, и нет ему возвращения вспять. Бог поразил его: у него нет силы встать и управлять своими движениями, хотя и воображает себя живым и действующим и властным. Явно, что воля в нем исчезла: он не хочет слышать, не хочет видеть, не хочет действовать. Он хочет только бессмысленно волею чрева» 91 . «роковое 25-летие», по мнению К.П. Победоносцева , «измочалило всех наших людей и превратило в евнухов и идиотов». «Ни в ком: не видно разума и воли: все похожи на обезьян, нарядившихся в чужое платье» 92 , – пишет он М.Н. Каткову уже в апреле 1881 г. Свои предчувствия близкого падения монархии и свое видение причин, приведших к «расслаблению» государственной власти, К.П. По-бедоносцев считал своим долгом сообщить наследнику, с воцарением которого он связывал надежды на изменение политического курса: «А у нас так все сложилось, – пишет он цесаревичу в октябре 1876 г., – что мы все с вами заодно и все инстинктивно чувствуем, что вся земля без вас пропадает, как и вы пропадаете без земли» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Часто бывая на этой квартире (помещавшейся на Поварской, в Борисоглебском переулке) зимою в трескучие морозы, я заставал такую картину: в кабинете, за большим письменным столом, перед разложенными книгами и рукописями сидит в пледе и валенках A. С. и согревает дыханием свои руки; посидевши немного у стола, он обыкновенно вставал – подходил к печке, немного отогревался – и снова принимался за работу. На первых порах даже необходимой мебели в квартире не было, и не на что было ее купить. Но и при такой экономии, денег часто не доставало, и незадолго до 20-го числа каждого месяца знаменитому русскому канонисту приходилось делать мелкие займы у кого-либо из своих товарищей, обыкновенно у H. С. Тихонравова, с которым покойный был в большой дружбе. Когда впоследствии материальное положение A. C., благодаря гонорару, сделалось вполне обеспеченным, он часто говаривал: «Дали белке орешки, да зубов уже нет». He смотря на все жизненные невзгоды, учено-литературная деятельность A. С. не ослабевала. За это время он напечатал: 1) Новый перевод толкований на церковные правила (Правосл. Обозр. 1876 г. т. I, 730); 2) Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян – обширное сочинение, написанное для Академии Наук, по поводу историко-литературного обзора полемических сочинений против латинян A. Н. и полное новых литературных открытий (напечат. из XIX отчета Академии о присуждении Уваровских премий). СПБ. 1878 г.; 3) О книге Заозерского «Церковный суд» (Критическое Обозрение 1879 r., 4); 4) Теория восточного папизма в новейшей русской литературе канонического права (Прав. Обозр. 1879 г. т. III. 476:734); 5) Памятники древне-русского канонического права, изданные в VI т. Русской исторической Библиотеки (СПБ. 1880); 6) О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию, – открытое письмо E. Е. Голубинскому (Прав. Обозр. 1881 г. т. I. 344 и отдельно: М. 1881); 7) Вопрос о ереси жидовствующих, – ответ г. Иловайскому (Совр. Извест. 1884 г. 266); 8) Книги законные, содержащие в себе в древне-русском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

…великий жид для британских интересов хитрою целью — от воинственного задора. — Подразумевается Бенджамен Дизраэли (1804–1881), с 1876 г. — лорд Биконсфильд, английский политический деятель, сторонник партии тори, аристократов-землевладельцев, романист, потомок испанских евреев, бежавших в Англию от инквизиции. В 1868, 1874–1880 гг. — премьер-министр Великобритании. В 1878 г. представлял Англию при подписании Берлинского трактата между Россией и Турцией. О деятельности Биконсфильда, направленной против интересов России и балканских народов, в 1878 г. много писалось в русских газета «и журналах разных направлений. 357 …господину Полетике, издателю «Биржевых ведомостей», жаждущему мира… — Василий Аполлонович Полетика (ок. 1825–1888) — либеральный журналист, горный инженер и промышленник, сотрудник «С.-Петербургских ведомостей» и «Северной пчелы», издатель «Биржевых ведомостей» (1876–1879), с февраля 1879 г. переименованных в «Молву» (1879–1881). Достоевский, по-видимому, намекает на следующее недавнее высказывание его газеты: «Россия хочет освобождения христианского Востока от мусульманской власти и в то же время хочет сделаться лучшим союзником Турции. Общая цель войны заключалась исключительно в том, чтобы положить конец прискорбному порядку вещей, благодаря коему Восток оставался постоянно угрозою для всеобщего мира» (Биржевые ведомости. 1878. 28 июля. 358 …тезис о яблоке натуральном и яблоке нарисованном. — В 1864 г. в майском номере журнала «Эпоха» в отрывке из романа «Щедродаров» на С. 280–281 Достоевский в тех же словах пародийно охарактеризовал теорию Чернышевского. 359 …в следующий же номер «Отечественных записок» в отдел «Умеренности и аккуратности» — раздетый донага, квартальный… — Сатирический цикл M. E. Салтыкова-Щедрина «В среде умеренности и аккуратности» печатался в журнале «Отечественные записки» в 1874, 1876, 1877 и 1880 гг. Образ квартального фигурирует во многих произведениях Щедрина: «История одного города», «Помпадуры и помпадурши», «Современная идиллия» и др. 360

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010