– Утвержден новый устав духовных академий с обновленным числом предметов и выборными должностями, а также новые семинарский и училищный уставы. – Повышение содержания духовных школ за счет отчисления процента со всех церковных доходов. – Учреждено Общество для распространения Священного Писания в России. – Возобновлен и закончен перевод Священного Писания на русский язык («Синодальный перевод»). – Создание духовных объединений («братств») для проповеднической и миссионерской деятельности. – Легализация старообрядчества («поповцев»). – Учреждение Японской миссии. – Воспитывался под наставничеством поэта В. А. Жуковского. – Получил глубокое и разностороннее образование, владел иностранными языками. – Во время мятежа декабристов 1825 года был взят под защиту гвардейскими саперами, в следствие чего избежал смертельной опасности (в первый раз). – Сострадателен к ближним; будучи наследником престола ходатайствовал перед отцом, императором Николаем I, о смягчении участи ссыльных декабристов. – Умен, добр, благороден, влюбчив, общителен, имел мягкий характер и хорошую память. – Был страстным любителем охоты, ходил на медведя. – Был женат дважды. Вплоть до кончины первой супруги, императрицы Марии Александровны (Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской), состоял в прелюбодейных отношениях со многими фаворитками. В последствии с одной из них, Екатериной Долгоруковой, заключил морганатический брак (1880 год). – В семи случаях счастливо избежал смерти от рук революционеров-террористов (1866, 1867, 1879, 1879, 1880, 1881, 1881 годы). – Во время десятого покушения был смертельно ранен бомбой народовольца И. И. Гриневицкого, когда хотел оказать помощь раненым в результате первого взрыва бомбы, брошенной террористом Н. И. Рысаковым. Помимо императора погиб казак конвоя, мальчик из лавки, сам террорист Гриневицкий; 20 человек получили ранения разной степени тяжести. – По отзыву историка В. О. Ключевского, мученически погибший император «не хотел казаться лучше, чем был, но часто был лучше, чем казался».

http://azbyka.ru/shemy/russkie-tsari-i-i...

1269 Гиляров прав в своем предположении: хотя в выходивших ежемесячными выпусками «Трудах ИВЭО» и не указывались редакторы отделов, но именно Бутлеров в 1871 г. предложил Обществу открыть в журнале отдел «Пчеловодство» и редактировал его до самой кончины, а в последний год своей жизни (1886) основал самостоятельный ежемесячный орган – «Русский пчеловодный листок». См. подробнее материалы октябрьского номера этого издания за 1886 г., целиком посвященного памяти почившего редактора. 1270 Ср. у Бутлерова: «В Богемии, например (а велика ли она сравнительно с Россией), существуют 3 специальные пчеловодные газеты, много пчеловодных школ и пчеловодных обществ, в которых, взятых вместе, считается более 1000 членов». В «Трудах ИВЭО» ( 1879. Т. III. Вып. 4 (Дек.). С. 470 ) Бутлеров несколько конкретизировал эти сведения: «В самой Праге существуют теперь три специальные пчеловодные общества, а во всей Чехии находится 18 обществ, занимающихся пчеловодством». 1271 В «Отчете фермы Петровской земледельческой и лесной академии за 1877 год» доход от продажи меда составил 24 руб. 94 коп., при этом «расходов по пасеке, с разрешения Министерства» оказалось на 126 руб. 59 коп. (см.: Известия Петровской земледельческой и лесной академии. 1878. Вып. III. Отд. офиц. С. 83, 87); в «Отчете фермы Петровской земледельческой и лесной академии за 1878 год» доход дошел до 30 руб. (конкретизировалось: «за 12 роёв» и «12 фунтов меду»), о расходах же по пасеке здесь не упоминалось (см.: Там же. 1879. Вып. III. Отд. офиц. С. 87–92). 1272 См.: Дмитриев А. П. Н. П. Гиляров-Платонов – автор и цензор «Русской беседы»//«Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись. СПб.: Пушкинский Дом, 2010. С. 158–183. (Славянофил. архив; Кн. I). < > 1283 Имеется в виду объявление, помещенное Гиляровым на первой полосе: «Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым открывает, с Высочайшего соизволения, и публичную подписку на образование капитала для учреждения стипендии в память покойного Егора Петровича Ковалевского. По желанию Комитета Общества, которое в настоящем случае вполне совпадает с желанием редакции «Современных известий», контора этой газеты ставит себя в число центральных мест для сбора добровольных приношений. С своей стороны, в дань уважения к честным заслугам покойного достопамятного Егора Петровича вносит от себя Редакция «Современных известий» на означенную стипендию двадцать рублей» (СИ. 1869. 15 нояб. 314. С. 1). В дальнейшем это объявление повторялось в 316, 318, 320, 322, 324, 326, 328 и 340 от 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29 ноября и 11 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

гое поколение, с особым духовным складом и иными жизненными интересами. Но когда я обращаюсь к прошедшему, вспоминая своего отца, мне представляется неразрывно соединенным с памятью о нем тот союз дружбы, который в продолжении десятков лет поддерживался и питался общностью духовных интересов; ни среди моих сверстников, ни тем больше в молодом поколении, я не встречаю подобных примеров. Если в период моего воспитания, в шестидесятых годах, падала на нас тень идеализма сороковых годов, облагораживая нашу духовную сторону, то эта память о самом близком для меня человеке дает тем более отдыха и назидательности душе. Хранящиеся у меня письма Вашего Высокопреосвященства к отцу я не раз перечитывал и всегда испытывал их возвышающее действие. Прошу простить мне это отступление: чем ближе подходишь к старости, тем живее чувствуется связь с прошедшим. Повод ­же, по которому я решился обеспокоить Ваше Высокопреосвященство напоминанием о себе, есть следующий. По смерти отца предоставленные самим себе, мы, братья и сестры, подчиняясь духу времени, искали устроить свою жизнь при помощи светского о­бразования. Много сил потрачено на то, чтобы проложить себе новые дороги в жизни, и не все благополучно шли этим путем: мы не досчитываемся старшей сестры Ольги, которая умерла в Петербурге, когда начала сдавать экзамен по акушерству, и брата Ивана, крестника вашего, умершего, когда он был земским врачом в Переяславском уезде. Участь более страшная, чем смерть, постигла сестру Надежду: 15-летней девушкой она отправилась в Петербург, окончила курс в Учительской семинарии и поступила на высшие женские Бестужевские курсы вольнослушательницей. Желая попасть в число действительных слушательниц, она держала два раза требующийся экзамен, но оба раза неудачно. В 1879 году, бывши в отпуску на родине, я рассчитывал устроить ее на место учительницы в Туркестанском крае, где я служил тогда инспектором народных училищ. Но вследствие душевного напряжения от усиленных занятий и потрясения от неудач на экзаменах, она в июле 1879 года захворала душевною болезнью. Мне удалось поместить ее в С.­Петербургскую медико­-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Решение отделения было вполне оправдано дальнейшею ученою деятельностью В. В. Он как нельзя более подходил к выпавшей на его долю специальности. Особенности его дарований и личности: удивительная память, сильные наклонности филолога и лингвиста, математический ум, чрезвычайный критический талант, выработанный и точный метод, художественное изложение и – при всем том – воспитанное с детства и укрепленное сознательным убеждением в зрелые годы благоговейное преклонение пред Христовою Церковью – все это делало В. В. почти без ограничения идеальным представителем отведенной ему в удел науки церковной истории (древней). Кандидатское сочинение В. В. в свое время было подано и рецензировавший его проф. И. Е. Троицкий дал о нем отзыв, как об «исследовании прекрасном, совершенно научно разрешившем свою задачу, делающем честь своему автору и не только вполне заслуживающем кандидатской степени, но и особенного внимания Совета Академии» (см. журналы общего собрания Совета С.-Петербургской Академии за 1878 г., стрр. 281–282). На последнем курсе Академии В. В. занимался обработкою своей диссертации на степень магистра и изучением первоисточников древней церковной истории. До какой степени внимательно были изучаемы им тогда эти первоисточники, показывает тот факт, что результатом изучения им истории несторианства в ее источниках явились сделанные им важные наблюдения, приведшие его вскоре к целому «открытию»: разумеем его тезис о Рустике, как составителе Synodicon Lupi, этого главного источника для истории несторианства в период 430–435 г.г. 23 октября 1879 г., следовательно, спустя всего несколько месяцев после окончания курса, В. В. уже защищал на диспуте напечатанную свою диссертацию «Учение Оригена о Святой Троице». СПБ. 1879, V452. Просто не верится, что эта книга принадлежит человеку, только что оставившему студенческую скамью. А между тем впоследствии И. Е. Троицкий в официальном представлении назвал ее докторской. Самый диспут В. В., привлекший много ученой публики, среди которой был тогдашний министр народного просвещения, вышел, по выражению проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

Слова русского историка И. Е Забелина в его «Истории русской жизни» Москва 1879 г. ч. II, стр. 1 – 2 «Пока жив в человечестве научный интерес, пока не угасло любопытство и стремленье к самопознанию, имя Фотия будет бессмертно потому, что в его богословских и философских сочинениях нашли себе завершение классические традиции, и в первый раз выражен культурный идеал нового периода византийского. Пока раздается на юге и востоке Европы славянская речь, имени Фотия не суждено умереть между нами, ибо по его почину мы пользуемся благами культуры и церковной свободы». Из речи профессора В. И. Успенского, сказанной в публичном заседании Одесского историко-филологического общества 6 февраля 1891 г. и напечатанной в журналы «Помощь самообразованию». Саратов 1891 г. «Фотий – наш первый историк, первый витая, первый друг... Вечная память сему боголюбезнейшему святителю, сказавшему первое справедливое слово о Россах и положившему начало обращению их к Христу Спасителю. Вечная память! Αονα μν μη». Слова преосвященного Порфирия Успенского (доктора еллинской словесности) в его статье «Тысячелетие первой славы российского государства» – Духовная Беседа. 1864 г. 20, стр. 51. Я предложу высокопросвещенному собранию речь о великом святителе, тысячелетняя память которого была скромно, даже слишком скромно, воспоминаема на православном востоке – в греческой и русской церквах 6 Февраля прошлого 1891 года. Я буду говорить о константинопольском патриархе Фотии, которого восточные христиане чтут, как охранителя древнего православия от искажений средневекового латинства и защитника самостоятельности восточной церкви от притязаний папства, – которого в частности православные греки считают величайшим представителем своего национального гения в средние века, а мы русские ведем от него начало нашей истории, и вместе с другими славянскими православными племенами почитаем его начало – вождем христианского просвещения нашего. Я не буду раскрывать последовательно историю жизни патриарха Фотия, ни вдаваться подробно в рассмотрение исторического значения его личности и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Причт занимается садоводством и разведением огородных овощей. Причт помещается в двух домах, построенных конторою. Приход граничит, с севера, деревнями лютеранского Ропшинского прихода, с юга и запада – Дятлицким приходом, с востока лютеранским Шундоровским приходом. Деревни Ильино и Коровино в 1879 г. отчислены в Гостилицкую волость. Прихожане – русские. Ижоры, до 200 мужск. и женского пола, живут в деревнях: Ильине, Коровине, Хабоне, Волосове и Красной мызе. Деревень в приходе 20. Это суть: Михайловское и Фабричная слобода в версте от церкви, Липицы и Горки в 2–3 верстах; Кипень в 4-х, Проховейно и Волосово – в 6-ти, Глядино и Хабино – в 4-х, Ильино, Елагино, Малкуново и Чудиново – в 10-ти, Коровино, Глухово, Волковицы, Исаево и Переярово – в 10-ти. Всех прихожан по клир. ведомостям 1883 г. м. п. 1066 ж. п. 1064. Жители занимаются садоводством, земледелием, извозом и плитной ломкой. Сельские праздники суть следующие: в деревнях Михайловской, Хабоне и в слободах Фабричной и Садовой празднуют: Рождеству Христову; в Липицах, Больших Горках и Проховеине – св. Димитрию Солунскому, в Волосове, Исаеве, Малкунове и Елагине – Покрову, в Глядине и Глухове – Николаю Чудотворцу (6-го декабря); в Волковицах – Введению во храм. Крестные ходы бывают: 9 мая в дер. Глядиво – в память перехода крестьян из помещичьего в придворное ведомство; 29 июня – в Михайловскую и Липицы в память бывшего в 1862 году, падежа скота. В свадебных обычаях есть следующие особенности: на вечеринку, бывающую у жениха накануне венчания, жених созывает своих подругов (товарищей) и родных, которые приходятъ с хлебом и с кусками мяса. Родители, благословив жениха образом и хлебом-солью, сажают его с подругами за стол, на который ставится украшенный живыми цветами сладкий пирог и накрытое платком порожнее блюдо, потом к столу вызываются родные, по порядку старшинства, поздравляют жениха питьем пива и вина и на порожнее блюдо кладут деньги. Потом едут к невесте на „девичник”. После троекратного питья вина (или пива) невестою, отец берет ее за руку и вручает жениху, с просьбою учить и не обижать. После благословения невесты, на разостланной шубе, идет угощение до рассвета: при угощении женихова родня садится за передний стол, а невестина – за задний. Пред сажанием жениха, в телегу (или в сани) дружки, с образом и хлебом-солью в руках, трижды обходят лошадей с обычными причитаниями. Въезд во двор невесты бывает с препятствиями и угощением всякого встречного. При этом остатки пива или вина выливают из стаканов под ноги лошадям.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

представляет собой христ. переработку одного из греч. романов ( Pavlovskis Z. The Life of St. Pelagia the Harlot: Hagiographic Adaptation of Pagan Romance//Classical Folia. N. Y., 1976. Vol. 30. P. 138-149), однако не привела достаточно весомых доказательств своей версии. Издатель повести Г. Узенер писал о связи почитания П. (а также Пелагии, мц. Антиохийской, и мц. Пелагии Тарсийской) с культом Афродиты ( Usener. 1879. P. XX). Исследователь основывался на том, что один из эпитетов богини - Пелагия, т. е. Морская (Πελαγα) или, в лат. варианте, Венера Марина (Marina). Кроме того, Узенер указывал, что 8-е число каждого месяца считалось священным днем Посейдона Асфалия, к-рый в одной из посвятительных надписей в Киликии связывался с Афродитой (Ibid. P. XXI). Однако И. Делеэ убедительно опроверг эти предположения, продемонстрировав недостаточность приведенных доказательств и показав, что именование Афродита Пелагия встречается среди сохранившихся надписей всего один раз, а Венера Марина - не более 2 раз, причем оба - в сочинениях Горация. Гипотезу о возможном «культе гермафродитизма», связывающем Афродиту с П. и иными св. женами, подвизавшимися в муж. образе, Делеэ также счел недостаточно обоснованной, указав на распространенность сюжета о сокрытии пола в различных лит. традициях (см.: Delehaye. Legendes. P. 193-195). Атрибуция изображений П. нередко затруднена, поскольку образы соименных ей мучениц Пелагии Антиохийской и Пелагии Тарсийской имеют сходные черты (подробнее об иконографии П. см. в ст. Пелагия , мц. Антиохийская). Почитание В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) под 8 окт. присутствует память П. со сказанием, к-рое в сокращенной форме повторяет повесть диакона Иакова. Память П. со сказанием входит под 8 окт. в Минологий имп. Василия II (1-я четв. XI в.); эта версия повествования о П. сильно сокращена по сравнению с «Покаянием преподобной Пелагии», но в ней дополнительно упоминается множество чудотворений, совершённых П. (PG. 117. Col. 96-97). В лат. традиции литургическое почитание П.

http://pravenc.ru/text/2579910.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Урмийская трагедия. Житие священномученика Пимена (Белоликова), епископа Семиреченского и Верненского Архимандрит Дамаскин (Орловский).  Вниманию читателя предлагается житие священномученика Пимена (Белоликова; 1879-1918), епископа Семиреченского и Верненского, который большую часть своего служения провел в Урмийской православной миссии в Персии (Иране). Это потребовало исследования деятельности Урмийской миссии от ее учреждения в 1898 году до ее уничтожения в 1918 году после крушения Российской империи, формального упразднения в 1920-х годах и до смерти последнего Урмийского православного епископа в 1962 году. Деятельность заграничной Миссии была связана с дипломатическим и другими государственными ведомствами Российской империи, чему в книге уделяется значительное внимание. Многое из происходившего тогда остается актуальным для понимания сегодняшних исторических процессов. В книге уделяется внимание проблемам христиан и судьбе той части сирийского народа, который в силу политических условий оказался отторгнутым от православных поместных церквей. Большой интерес представляют рассматриваемые в данном исследовании международные отношения. Находящаяся в центре насыщенного событиями повествования жизнь священномученика Пимена, принимавшего в них деятельное участие, показывает, насколько сложным было в ХХ веке взаимодействие христианина с окружающим миром, если христианин руководствовался голосом совести, а не расчета. Книга предназначена для широкого круга читателей. Москва : Региональный общественный фонд " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " , 2020. - 511 с.: ил. Вместо предисловия Житие мученика ХХ столетия от агиописателя требует соблюдения некоторых условий – прежде всего, прямых отношений с тем, о ком автор пишет, что предполагает максимальную правду изложения. Это не означает, что должно быть явление святого жизнеописателю, но предполагает, что автор понимает, что сможет объясниться впоследствии с тем, о ком пишет. Если мы смотрим на святого как на пребывающего в некоем небытии, как на того, кто нас ни о чем и никог­да не спросит, то мы можем писать о нем и домысливать, что угодно. Но мы можем ошибиться, и тогда нам придется горько пожалеть об ошибочно избранном методе изучения и описания жизни святого. Для того чтобы, излагая события, сохра­нить правду, неминуемо приходится воссоздавать, опираясь на первоисточники, ту внешнюю обстановку, в которой свя­той жил, а также жизнь окружавших его людей. В этом случае агиописатель имеет шанс получить одобрение от святого как изложивший все ставшие ему известными обстоятельства соответственно бывшим в действительности, ибо он излагает не то, чего не знает или о чем домысливает, а только то, что знает, хотя это знание порой и приобретается дорого – многими усилиями, трудами и скорбями.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

Я бы осмелился просить Вас сказать о сем при удобном случае нашему Владыке и Константину Петровичу лично, как ваше мнение. Последний орден Владимира 3-й степени я получил в 1879 году. Если укажут на полученную мной митру в прошедшем году, то можно указать, что это была заслуженная награда по случаю коронации, а теперь такой же экстренной наградой, по случаю сорокалетия службы мог бы быть орден Анны 1-й степени. Простите меня за желание подобного рода. Оно, смею Вас уверить, явилось не вследствие честолюбия, а как я выше изобразил, вследствие некоторого постыжения пред подчиненными. Если благоволите принять мое приглашение к исполнению, не оставьте уведомить меня о последующем». 11 ч. воскресение. День юбилейного торжества в память пятидесятилетнего служения в епископском сане высокопреосвященного Исидора, митрополита Новгородского, С-Петербургского и Финляндского. Я не буду подробно описывать это знаменательное торжество. Подобные сведения о нем изложены: 1) в Сборнике материалов, относящихся к истории сего торжества, изданном в пользу благотворительных заведений, основанных юбиляром, Спб. 1885 г.; 2) в Сборнике статей 396 , изданном С-Петербургской Духовной Академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвящ. Исидора, Спб. 1884 г.; 3) в 3128–29 газеты «Новое Время», 1884 г. и проч… На основании этих источников изложу здесь лишь краткие сведения как о высоком юбиляре, так и о его юбилейном торжестве. Высокопреосвященный Исидор (в миру Иаков Никольский) сын диакона села Никольского, Каширского уезда, Тульской епархии; род. 1 октября 1799 г. По окончании курса в С-Петербургской дух академии и по пострижении в монашество, 28 августа 1825 г. определен бакалавром в ту же академию; 30 октября 1826 г. удостоен степени магистра; 1829 г., по возведении в сан архимандрита, определен в Орловскую семинарию ректором и профессором богословских наук; в 1833 г. перемещен на те же должности в Московскую семинарию; 1834 г. 11 ноября хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1837 года 5 июля перемещен в Полоцкую епархию; 1840 г. 5-го июля переведен на Могилевскую кафедру и 1841г возведен в сан архиепископа; 1844 г. 12 ноября перемещен на епархию Карталинскую, со званием члена Св. Синода и Экзарха Грузии; 1856 г. 26 августа возведен лично в сан митрополита; 1858 г 1 марта назначен митрополитом Киевским; 1860 г 1 июля назначен митрополитом Новгородским, С-Петербургским и Финляндским.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

420. Евграфа Мученика, в Андроньевом монастыре. Построена в 1874 году. Усыпальница Молчановых. 421. «Утоли .моя печали», при Общине имени кн. Шаховской. Лефортово, Госпитальная площадь. Построена в 1875 году. Внизу устроена церковь Александра Невского. 422. Живоначальной Троицы, при Александровском отделении Ермаковской богадельни. Сокольники, Ермаковская улица. Освящена 22 августа 1876 года. Нижний храм Флора и Лавра. 423. Николая Чудотворца, во Всехсвятском монастыре. Строилась с 1873 года. Нижний храм освящен в 1876 году, верхний, Покрова Пресвятой Богородицы, – в 1878 году. 424. Всех Скорбящих Радости, при Троицкой больнице, в Савеловском переулке, на Остоженке. Устроена в 1877 г. 425. Алексея Митрополита и Иннокентия Иркутского, на подворье Чудова монастыря, в селе Черкизове, за Преображенской заставой. Нынешнее здание митрополичьей дачи с домовой церковью построено митрополитом Иннокентием. Митрополит Макарий 426. Спаса Преображения, в богадельне для слепых женщин. Старый Монетный переулок, близ Полянки. Устроена в 1879 году. 427. Александра Невского, в Бутырском тюремном замке, на Новослободской улице. Построена в 1879 году. 428. Иоанна Предтечи, в Ивановском монастыре.. Церковь и прочие здания монастыря заново были выстроены на средства, завещанные Е.А. Макаровой – Зубачевой, архитектором М. Д. Быковским. Освящена была 19 октября 1879 года. Приделы: 1) Казанской Божией Матери, 2) Николая Чу дотворца. 429. Преподобной Елизаветы, при кельях игуменьи в Ивановском монастыре. 430. Михаила Архангела. Больничная церковь Алексеевского монастыря. Построена в 1879 году. 431. Николая Чудотворца, в Императорском Лицее в память Цесаревича Николая, на Остоженке. Освящена 16 ноября 1879 года. 432. Александра Невского, при 3-м кадетском корпусе, на Красноказарменной улице. Освящена 29 ноября 1879 года. 433. Николая Чудотворца, при Рукавишниковском приюте на Смоленском бульваре. Построена в 1879 году. Григория Богослова , в Богословском переулке, на Большой Дмитровке. Построена в 1878–1880 годах на месте разобранной церкви XVII века. Архитетором был Каминский, средства пожертвовал В.Х. Спиридонов. Колокольня оставлена старая, XVII века. Главный престол Равноапостольного Владимира. Другой придел Мученика Христофора.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010