22 Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. Вып. 1–2/Рук. проекта архимандрит Исидор (Минаев)/Ред. совет: Т.А. Богданова, М.И. Щербакова, Л.И. Алехина. Иерусалим, 2012. 23 Пигулевская Н.В. Имя «Рус» в сирийском источнике VI в. н.э.//Пигулевская Н.В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. СПб., 2000. С. 361–369. 24 Малышевский И.И. Кто был первый митрополит Киевский?//Труды Киевской Духовной Академии. 1883. 10. С. 123–171; Рорре A. Michail Metropolita Ruski//Slownik starozytnosci slowianskich. 1967. T. 3. S. 242–243. 28 Преподобная Евфросиния Полоцкая. Минск, 1997. С. 56–57; Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 632–634. 29 Житье и хоженье Данила, Руськыя Земли игумена. 1106–1108 гг. Под ред. М.А. Веневитинова//Православный Палестинский сборник. T. 1. Вып. 3. Кн. 3. СПб., 1883; T. III. Вып. 3. Кн. 9. СПб., 1885. См. современное издание с параллельным русским переводом и комментариями Г.М. Прохорова: «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю. СПб., 2007. 31 Поэтические памятники древней Руси, связанные с творчеством «калик», собраны в изданиях: Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1861–1864. Т. 1–2; Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860. 32 Добрыня Ядрейкович в своем «Сказании» (1204) рассказывает о виденных им в Царьграде мощах русского священника-паломника Леонтия: «на уболе (в приделе) святаго Георгия святыи Леонтеи, поп русин, лежит в теле: велик человек; той бо Леонтии 3-ж во Иеросалим пешь ходил» (Лопарев Х.М. Книга-паломник: Сказание святых мест во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 году//Православный Палестинский Сборник. 1899. Т. XVII. Вып. 3 (51). С. 29–30). 33 Назаренко А.В. Русь и Святая Земля в эпоху Крестовых походов//Богословские труды. Сб. 35. М., 1999. С. 181. 37 Договоры России с Востоком, политические и торговые/Собрал и издал Т. Юзефович. СПб., 1862. Репринт: М.: ГПИБ, 2005. 38 Noradounghian G., effendi. Recueil dActes Internationaux de l’Empire Ottoman. Paris; Leipzig; Neuchâtel. T. 1. 1300–1789. 1897; T. 2.1789–1856.1900; T. 3.1856–1878. 1902; T. 4.1878–1902.1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 1895 г. К. возглавлял болг. делегацию для приветствия нового российского имп. Николая II: 5 июля он был принят императором и способствовал урегулированию болгаро-российских дипломатических отношений. 15 февр. 1896 г. участвовал в обряде повторного крещения по правосл. обряду болг. престолонаследника Бориса. В последние годы жизни, несмотря на подорванное здоровье, К. работал над сводом церковных правил, был почетным председателем Болгарского лит. об-ва, с 1898 г.- главой комиссии Синода Болгарского Экзархата по переводу Свящ. Писания на болг. язык. К. занимался переводами и лит. творчеством. Его повесть «Несчастное семейство» (или «Несчастный род»; Нещастная фамилия. Браила, 1860. К., 1880) и историческая драма «Иванко, убийца Асеня» (Иванко, убиецът на Асена. Браила, 1872) считаются первыми произведениями этих жанров в болг. лит-ре. Публиковал в различных изданиях многочисленные политические, церковные и литературно-критические статьи. Его яркие проповеди в основном были посвящены политической ситуации в Болгарии, пронизаны патриотизмом и любовью к России. Погребен в приделе кафедрального собора Рождества Пресв. Богородицы в Тырнове. Соч.: Съчинения/Ред.: Г. Пашев. София, 1926. Т. 1: Повести, разкази и драми; 1943. Т. 2: Трудове по обществени, педагогически и църковни-правни въпроси; Болгарские повести и рассказы. М., 1953. Т. 1; Съчинения/Ред.: Д. Леков, И. Сестримски. София, 1967-1968. 2 т.; Литературен архив. София, 1973. Т. 5: Из архива на В. Друмев, Климент Търновски: Ръкописи, мат-ли и док-ти. София, 1973; Етико-социологически съчинения/Съст.: М. Бъчваров, А. Ватев. София, 1981; Док-ти и мат-ли/Съст.: М. Смольянинова. София, 2005. Библиогр.: Васил Друмев - митр. Климент Търновски, 1841-1901: Био-библиогр./Съст.: Д. Игнатовски. Шумен, 2000. Лит.: Бобчев И. С. Васил Друмев - Климент Тырновски: Писател, духовно лице, общественик, человек, неготова род и негово време. София, 1926; Трифонов Ю. В. Васил Друмев - Климент Браницки и Търновски: Живот, дейност и характер. София, 1926; Климент Търновски, Васил Друмев: За 25-годишнината от смъртта му: Изследвания, спомени и док-ти. София, 1927; Леков Д. Васил Друмев - живот и дело. София, 1976; Борисов Й. Писма от В. Друмев като духовно лице в Доростолска и Червенска митрополия: (16 юни 1873 - 28 септембри 1878 г.). Русе, 1988; он же. В. Друмев - еп. Климент (1873-1878). Русе, 1989; Васил Друмев - Климент Търновски в културна и политическа история на България: Юбил. сб./Ред.: Д. Леков. Варна, 1992; Игнатовский Д. Васил Друмев: Личность и деятельность рус. воспитанника в период Возрождения и после освобождения Болгарии: Дис. Шумен, 2000; Цацов Б. Архиереите на Българската Православна Църква. София, 2003. С. 152-153; Данкова Р. Нравственото богословие на митр. Климент Браницки и неговите приноси за историята на Гложенския манастир св. вмч. Георги Победоносец//Изв. на регионален исторически музей. Вел. Търново, 2004. Год. 19. С. 154-156; Смольянинова М. Г. Васил Друмев (митр. Климент). София, 2012.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

Beginning in 1959, the Charismatic Movement took a more modernized, more sophisticated, more middle-class based, and less legalistic form of Pentecostalism into nearly all of the major Protestant denominations. This movement began with Reverend Dennis ­Bennett (1917–1991), an Episcopalian priest in California, who received the “Baptism in the Spirit” in a private home meeting, and who was dismissed from his parish after preaching about his experience. He then took over a dying parish in Seattle, Washington, which he rejuvenated through his emphasis on the “Baptism of the Spirit” and the operation of the nine gifts of the Spirit. The movement quickly spread to other mainline denominations, including the Roman Catholic Church, which it suddenly swept into in 1967 beginning at Duquesne University in Pittsburgh, and very shortly thereafter at Notre Dame University in South Bend, Indiana. Oral Roberts (1918–2009), raised in the Pentecostal Holiness denomination, greatly broadened his base of support and his scope of ministry when he became an ordained United Methodist preacher in 1970. Oral Roberts University in Tulsa, Oklahoma, founded by Oral Roberts in 1963, was the world’s first Charismatic Christian college. A Graduate School of Theology was added in 1976. Demos Shakarian (1913–1993), a wealthy Armenian-American dairyman from California, together with Oral Roberts, founded in 1951 the Full Gospel Businessmen’s Fellowship International, which spread quickly among classic Pentecostals and later among Charismatic Christian businessmen. Beginning in the 1960s, this group, with its monthly meetings of businessmen and the Voice magazine published monthly, has served to a large extent as “the organizational cohesion for the Charismatic Movement.” In 2013 it had about 7,000 local chapters in 142 countries around the world. Since 1993, its international president has been Richard Shakarian, son of Demos Shakarian. The Roman Catholic Church The dynamic leadership of Pope Leo XIII (1810–1903; r. 1878–1903) brought the Roman Catholic Church into the 20th century with a new and strong commitment to work in the midst of contemporary issues and struggles, rather than tending to romantize the past (especially the 18th century, up until the French Revolution) as the bygone days of glory for the Church. Pope Leo and his successors (Pope Pius X; r. 1903–1914; Pope Benedict XV; r. 1914–1922; and Pope Pius XI; r. 1922–1939) urged Catholics to get involved in social action and political affairs. Some Catholic political parties and labor unions were formed, as well as religious orders dedicated to social work.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

654 See the material collected by Frolow, La relique... p. 301–305, which lacked important information provided by the texts subsequently published by Krinje Ciggaar and others (Ciggaar K. N. Une description anonyme de Constantinople du XIIe siècle//Revue des études byzantines. 1973. Vol. 31, p. 335–354.). See now Flusin B. Construire une nouvelle Jérusalem: Constantinople et les reliques//L’Orient dans l’histoire religieuse de l’Europe. L’invention des origines. Ed. M. A. Amir-Moezzi and J. Scheid. Tumhout, 2000, p. 51–70; Idem, Les reliques de la Sainte-Chapelle et lcur passé impérial à Constantinople//Le trésor de la Sainte-Chapelle. Exhibition catalogue (Paris, Louvre, 2001)/Ed. J. Durand and M.-P. Laffitte. Paris, 2001, p. 20–31. 655 Robert the Monk. Historia hierosolymitana, II, 20 (“De Constantinopolitana urbe”)/Recueildeshistoriensdes Croisades, Historiens Occidentaux (hereafter RHC, Hist. Occ.). Paris, 1844–1895. Vol. Ill, p. 750–751. 656 Ciggaar K. N. Une description de Constantinople dans le Tarragonensis 55//Revue des etudes byzantines. 1995. Vol. 53, p. 117–140, esp. 120: “[...] maximeob sanctuaria Domini nostri Ihesu Christi que ibi maiora esse creduntur quam in omnibus orbis partibus”. 657 Text edited by Riant P. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Génève, 1878. Vol. II, p. 203–210; on its interpretation see de Waha M. La lettre d’Alexis I Comnène à Robert I le Frison I//Byzantion. 1977. Vol. 47, p. 113–125. 658 Hugh of Lerchenfeld. Breviarium passagii in Terrain Sanctam, 2//RHC, Hist. Occ. Vol. V, p. 380–381; Hugh of Fleury. Itineris Hierosolymitani compendium, 1//Ibidem, p. 363. 660 Robert de Clari. La conquete de Constantinople, 82–83//Historiens et chroniqueurs du Moyen Âge./Ed. Pauphilet A., Pognon E. Paris, 1952, p. 72–74. 661 See esp. VerbeekA. Die architektonische Nachfolge der aachener Pfalzkapelle//Karl der Grosse. Lebenwerk und Nachleben/Ed. W. Braunfels. Diisseldorf, 1967. Vol. IV, p. 113–156. 662 Patlagean É. L’entrée de la Sainte Face d " Édesse à Constantinople en 944//La religion civique à I’époquc médiévale et modeme (Chretienté et Islam)/Ed. A. Vauchez. Rome 1995, p.21–35.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. XIX в., когда влияние евангеликализма в Великобритании уменьшилось, консервативные Е. приняли систему диспенсационного премилленаризма, созданную британцем Дж. Дарби , к-рый особо выделил момент тайного «вознесения» Церкви перед наступлением «периода великой скорби». В конце этого периода наступит Армагеддон , когда, в частности, на стороне антихриста будут выступать и армии с далекого Севера (т. е. из России). После поражения антихриста на земле, начиная с Иерусалима, на 1 тыс. лет воцарится Иисус Христос со святыми, а по истечении этого срока сатана будет освобожден для последней битвы и уничтожен. Затем воскреснут мертвые и наступит Судный день. Те люди, имен к-рых не окажется в Божией книге жизни, будут повергнуты в ад, праведники будут жить с Богом в вечности. Для распространения идей Дарби много сделал Д. Муди , к-рый создал Библейские ин-ты в Чикаго и Лос-Анджелесе. В 1879 г. Муди познакомился с С. Скофилдом. В 1909 г. была опубликована в версии кор. Якова (King James English Version) «Библия Скофилда со справочным материалом» (The Scofield Reference Bible), дополненная в 1917 г. и переработанная в 1967 г. и тогда же выпущенная под названием «Новая Библия Скофилда для ее внимательного изучения» (The New Scofield Study Bible). В комментариях, сделанных Скофилдом с позиций диспенсационализма, Россия, в частности, прямо отождествляется с Гогом и Магогом, о к-рых говорится в Книге пророка Иезекииля (Иез 38. 2). Этим изданием в наст. время активно пользуются консервативные Е., а диспенсационализм Скофилда является офиц. позицией Далласской семинарии (Даллас, шт. Техас), одного из наиболее известных учебных заведений Южной баптистской конвенции (Southern Baptist Convention). По данным на 2007 г., эта деноминация насчитывает 16 млн чел. (41 514 общин) и активно занимается миссионерской деятельностью (в 2003 было 10 тыс. зарубежных миссий). В кон. XIX - нач. XX в. внутри консервативного крыла Е. возник христ. фундаментализм (fundamentals - основы). 5 главных положений фундаментализма были сформулированы в процессе работы Ниагарских библейских конференций (1878-1897) и Генеральной ассамблеи пресвитерианской церкви (1910), название это движение получило по опубликованной в 1910-1915 гг. консерваторами серии брошюр «Основы: свидетельство истины» (The Fundamentals: A Testimony To The Truth), общий тираж к-рых составил 3 млн экз. В них утверждались вера в богодухновенность и непогрешимость Библии, в непорочное зачатие и божественную природу Иисуса Христа, в истинность Его чудес, в заместительное искупление и телесное воскресение, а также поддерживались идеи диспенсационализма. Суровому осуждению подвергались библейская критика, либеральная теология, католицизм, к-рый авторы назвали «романизм», социализм, совр. философия, атеизм, «христианская наука», мормонизм, спиритизм и теория эволюции. В 1919 г. была создана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация.

http://pravenc.ru/text/180930.html

Исследование проблемы по творениям св. отцов. 1436. Скурат К. Е. Сотериология св. Иринея Лионского //БТ. 1971. Сб. 6. С. 47–78. 1437. Скурат К. Е. Сотериология св. Афанасия Великого : Автореф. магист. дис.//БТ. 1971. Сб. 7. С. 257–262. 1438. Скурат К. Е. Учение свт. Афанасия Великого о Боговоплощении как основе спасения//БТ. 1973. Сб. 11. С. 120–128. 1439. Успенский Н. Д. Спасение через веру: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.]//БТ. 1968. Сб. 4. С. 217–220. См. также 222, 332, 385, 486, 504, 1407, 1425, 1583. Почитание Св. Креста 1440. Малков П. Ю. Древо спасения: (Символика Креста в христианстве и гностицизме)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 301–320. Учение о Божией Матери (мариология) 1441. Князев А. , прот. Откровение о Матери Мессии: (О ветхозаветных основах мариологии): [Речь на акте Св.-Сергиевского Богосл. ин-та. Париж, 9 марта 1952 г.]//АиО. 1998. 2(16). С. 40–60. 1442. Лосский В. Н. Всесвятая: [Пер. с фр.]//ВРЗЕПЭ. 1967. 59. С. 179–190. 1443. Сарычев В. Д. О почитании Божией Матери//БТ. 1973. Сб. 11. С. 78–89. 1444. Фельми К. К. Богоматерь в Литургии и гимнографии/Пер. с нем.: Е. В. Шохина; Под ред.: М. А. Журинская//АиО. 1999. 1(19). С. 298–315. См. также 288, 289, 319, 338, 363, 1878, 2572, 2792. Учение о Боге Освятителе. О Божественной благодати 1445. Дэвис Ч. Божья благодать в истории/Пер. с англ.: A. Черняк//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 204–222; Очерк 2: Священное и святое/Пер. с англ.: А. Федорчук//Там же. 1997. Т. 2. 3. С. 368–382; Очерк 3: Миссия Церкви/Пер. с англ.: А. Федорчук//Там же. 1997. Т. 2. 4. С. 509–523. Богопознание в человеческой истории. Совр. мироустройство и христианское о-во. См. также 307, 487. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница. В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Серпуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора. Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время. Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями. К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату. С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н. Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И. Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже. К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=00621

Чудо о спасении Серпухова от нападения крымских татар. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 53 об.) Чудо о спасении Серпухова от нападения крымских татар. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 53 об.) Вскоре после кончины А. В. над местом его погребения была устроена каменная часовня. В 1697 г. боярыня М. Т. Нарышкина построила над гробом святого одноглавый каменный храм во имя прп. Афанасия Афонского . В 1878 г. церковь разобрали и на ее месте построили новую - во имя прп. Сергия Радонежского и прп. Афанасия Афонского, в 1967 г. храм был разрушен. В кон. XVII - нач. XVIII в. была составлена служба преподобному: из предисловия к списку службы нач. XIX в. (СГИХМ. КП 1691/СТ 11) следует, что он сделан со списка 1707 г. В 1994 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) в мон-ре производились работы по определению места погребения А. В. 24 сент. были обретены мощи святого, их торжественно перенесли в Покровскую ц. Ныне в мон-ре каждую пятницу служится братский молебен с акафистом А. В. Определением Архиерейского Собора РПЦ 2004 г. прославлен к общецерковному почитанию. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 67; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 47-55; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280; Смирнов С. Преп. Афанасий Высоцкий. М., 1874. С. 35; Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь: Его иконы и достопримечательности. М., 1902. С. 24, 27, 31-32, 33-36; Лазарев В. Н. Новые памятники византийской живописи XIV в. I. Высоцкий чин//ВВ. 1951. Т. 4. С. 122-131; Акафист преп. Афанасию Высоцкому Младшему, Серпуховскому чудотворцу. Серпухов, 2000. Е. В. Романенко Иконография Первый лист службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 5) Первый лист службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 5) Ко времени составления жития А. В. относятся ранние сохранившиеся иконы святого: напр., кон. XVII - нач. XVIII в. (предположительно под записью), находившаяся на его гробнице ( Тренев. С. 20): А. В. написан прямолично, в рост, старцем с бородой средней длины и волосами до плеч, в преподобнических одеждах (мантия, ряса, схима), с четками в левой руке; в верхних углах восседающие в облаках Бог Отец и Бог Сын. Икона «Пятичастная», 1707 г. (СГИХМ), согласно надписи, являлась вкладом монаха Высоцкого мон-ря Лаврентия в приходскую ц. Параскевы Пятницы на посаде «ради поминовения родителей»: в верхнем ряду представлены «Рождество Христово» и «Рождество Богородицы», внизу, в центре,- «Введение Богородицы во храм», по сторонам слева - прп. Сергий Радонежский и прп. Афанасий Афонский (святой, тезоименитый А. В.), справа - прп. Никон Радонежский и, очевидно, А. В. в монашеском облачении, с куколем на плечах, продолговатой бородой, слегка на конце раздвоенной, и недлинными волосами.

http://pravenc.ru/text/76984.html

Поснов М. Э. Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете. Богуслав, 1902 Словарь библейского богословия. Под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1974 Соловьев Вл. История и будущность теократии. — Соч., т. 4 (б.г.) Его же . Чтения о богочеловечестве. — Соч., т.3 Страхов П. Воскресение. Идея Воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. М., 1916, гл. 4 Трубецкой С. Учение о Логосе в его историческом развитии. М., 1906 Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1878, т. 3 Хейдт У. Главные темы Ветхого Завета. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Юнгеров П. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Казань, 1883 5. Ветхозаветная история (общие обзоры) Валетон И. Израильтяне. — В кн.: Иллюстрированная история религий. Под ред. П. Шантепи де ла Соссей. СПб., 1913 История Израильского народа. Синодальная типография, 1902 Киттель Р. История еврейского народа. М., 1917, т. 1 Корниль К. Народная религия Израиля и пророки. — В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914 Марголин М. М. Вавилон, Иерусалим, Александрия. Пг., 1923 Никольский Н. М. Древний Израиль. М., 1922 Поснов М. Э. Иудейство. Киев, 1906 Флавий Иосиф . Иудейские древности. СПб., 1900, т. 1-2 6. Библия и древний Восток. Библейская археология Библия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1909 Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975 Всемирная история. М., 1964, т. 1 Делич Ф. Колыбель христианства. СПб., 1908 Дойель . Завещанное временем. Пер. с англ., М., 1980 Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967 Керам И. Боги, гробницы, ученые. М., 1960 Косидовский З. Библейские сказания. М., 1975 (книга тенденциозная, но содержит полезный материал по библейской археологии) Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1970 Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913 Тураев Б. А. История древнего Востока. Л., 1937, т. 1-2 Его же . Библейская археология. — НЭС, т. 2 7. Памятники древнего Востока Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Although there were efforts by the popes to discourage the forced Latinization of the eastern churches (particularly Benedict XIV in Etsi Pastoralis 1742 , Demandatem 1743 , and Allatae Sunt 1755 ), by the late 19th centurymanyofthem had increasingly become Latinized in both their beliefs and liturgical customs. However, following the release of Pope Leo XIII’s apostolic constitution Orientalium Dignitas (1894) this trend began to subside. Particularly influential in the early battle against Latin- ization was the Eastern Catholic Metropol­itan of Kiev-Halych, Andrew Sheptytsky (1865–1944). At the Second Vatican Coun­cil, at the urging of Melkite Patriarch Maximos IV Sayegh (1878–1967), the rights and dignity of the Eastern Catholic Churches were clearly reaffirmed in Orientalium Ecclesiarum (1964). Since that time, almost all of the eastern churches have made efforts to rediscover their own liturgical and spiritual heritage and remove elements of Latinization where they have occurred. In 1990 a separate Code of Canon Law was issued for the Eastern Cath­olic Churches in the hope of aiding in this process. Following World War II, under commu­nist direction, a series of “reunion synods” were held (L’vov, 1946; Transcarpathia, 1947; Romania, 1948; Slovakia, 1950), at which several of the Eastern Catholic Churches were forcibly reincorporated into the local Orthodox churches. The Eastern Catholic church buildings in these territories were closed or given to the Orthodox, and dissenting clergy either sent to prison (e.g., Metropolitan Josyf Slipyj), killed, or forced to minister under­ground. However, following the political events of 1989, the Eastern Catholic Churches of Eastern Europe reemerged and disagreement (sometimes violent) over the ownership of seized church pro­perties occurred, especially in the Ukraine and northern Romania. The Catholic and Orthodox hierarchies were forced to post­pone their scheduled theological dialogue in order to address the issue of “Uniatism” and the possibility for a peaceful resolution to these tensions. In 1993 the Joint Interna­tional Commission issued a document (“Uniatism, Method of Union of the Past, and the Present Search for Full Com­munion,” better known as the “Balamand Statement”) rejecting Uniatism as a valid method of church union, but maintain­ing, nevertheless, the Eastern Catholic Churches’ right to exist.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010