Том I Том II Том III IV Том V Том VI Том VII Часть 1861 года и годы 1862, 1863, 1864, 1865–1878, 1878–1884 и 1885 Содержание 1861 год Я в Петербурге 1862 год 1863 год Случайности в январе Случайности в марте Мое размышление Случайности в июне 1864 год 1865–1878 гг. Наречение и посвящение в епископа чигиринского, викария киевской митрополии, и приезд в Киев 1. Письменные поздравления меня с саном архиерейским 2. Моя переписка с обер-прокурорами и св. синодом 3. Мои письма к разным лицам и их письма ко мне 4. Мое священнослужение в храме Божием 5. Мое содействие митрополиту в управлении киевской епархией. 6. Моя заботливость о благо-устроении вверенного моему управлению Киево-Михайловского монастыря 7. Мое старание об открытии и преуспеянии киево-миссионерского комитета 8. Моя деятельность в славянском благотворительном обществе и мои лепты Киево-Владимирскому братству и киевскому обществу для помощи бедным Воззвание к духовенству Киевской епархии (через благочинных) Приглашение киевского отдела славянского благотворительного комитета. Мои лепты Киево-Владимирскому братству Мои лепты Высочайше утвержденному киевскому обществу для помощи бедным 9. Царская награда мне. Мое несбывшееся желание успокоиться от всех дел служебных 10. Случайности в моей жизни и мои заметки о погоде в Киеве 1878–1884 гг. I. О синодальной конторе (Существовала в 1739 году) II. О Новоспасском монастыре III. О случайностях в моей жизни московской 1. Неудобный подарок мне. 2. Приятное мне эхо из Одессы и Киева. 3. Какие давние знакомые мои обоего пола посещали меня в Новоспасском монастыре и кто из ученых занимался в библиотеке моей. 4. Почет мне от разных обществ, духовных академий и университетов. 5. Мои ошибки с синодальным обер-прокурором и с с.-петербургским митрополитом. 6. Мои неудачи и одно счастье. 7. Мои печали и скорби 8. Мои болезни. 9. Мои поездки в монастыри и посещения ученых обществ. IV. Зарницы моей души V. Мои записки о московской погоде и еще кое-что 1885 год     Настоящим восьмым томом заканчивается Книга Бытия Моего епископа Порфирия Успенского , которая, согласно его завещанию, должна была начаться с 1841 года и продолжаться по 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В.Алексеев, студент СПбДС Скачать epub pdf В декабре 2003 года в Санкт-Петербурге отмечалась знаменательная дата – 140-летие со дня рождения профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, Санкт-Петербургского университета и академика Софийской Академии наук, доктора богословия Николая Никаноровича Глубоковского (1863–1937). Н. Н. Глубоковский родился 6/19 декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии, в бедной многодетной семье священника. В двухлетнем возрасте он лишился отца. Начальное образование получил в Кобыльской церковноприходской школе (1870–1873), затем учился в Никольском Духовном училище (1873–1878), в Вологодской Духовной семинарии (1878–1884) и в Московской Духовной академии (1884–1889), которую окончил с исключительным успехом и был оставлен при ней профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории. Его научными занятиями руководил известный историк Церкви профессор А. П. Лебедев , под руководством которого Н. Н. Глубоковский писал свое магистерское сочинение о блаженном Феодорите, епископе Кирском. В 1891 году Н. Н. Глубоковский представил в Ученый Совет Московской Духовной академии сочинение «Блаженный Феодорит , епископ Киррский» и был удостоен степени магистра богословия. С 1890 года преподавал в Воронежской Духовной семинарии, а в 1891 году переведен в Санкт-Петербургскую Духовную академию, на кафедру Священного Писания Нового Завета, со званием доцента. В 1897 году молодой ученый защитил в Московской Духовной академии докторскую диссертацию «Благовестие Апостола Павла по его происхождению и существу». В 1898 году Н. Н. Глубоковский был избран ординарным профессором Санкт-Петербургской Духовной академии. После закрытия Академии в 1918 году преподавал в Петроградском Богословском институте. В 1921 году эмигрировал в Финляндию, затем в Германию, в 1922 году – в Чехословакию, через год – в Сербию. С 1923 года вплоть до своей кончины 18 марта 1937 года известный и уважаемый ученый трудился на кафедре Священного Писания Нового Завета Софийского университета Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Неофит VIII, патриарх К-польский. Фотография. 1893 г. (Иоаким Папаконстантину) (1832, сел. Кюпкёй, ныне г. Проти, Греция - 18.07.1909, о-в Андигони (ныне Бургаз, Принцевы о-ва, Турция)), патриарх К-польский (27 окт. 1891 - 25 окт. 1894). Род. в семье священника Драмской митрополии Константина Папаконстантину и его супруги Маргариты. Через неск. дней после рождения Иоакима его семья переехала в близлежащее сел. Родоливос (ныне город). В 1839-1848 гг. Иоаким проходил начальное обучение в мон-ре Икосифинисса (Косиница, близ совр. г. Проти, к юго-западу от г. Драма) у своих родственников-монахов. Его 1-м учителем стал мон. Антоний (впосл. митрополит Меленикский). Затем Иоакима отправили для продолжения образования в центральную греческую школу г. Алистрати, где он обучался 3 года. В 1851 г. поступил в Богословскую школу на о-ве Халки. Во время обучения Иоакима схоларх Константин Типальдос постриг его в монашество с наречением имени Неофит. Вскоре состоялась диаконская хиротония Н. В 1858 г. окончил Халкинскую школу и стал 2-м после Иоакима IV (1884-1886) ее выпускником, занявшим К-польскую кафедру. После окончания образования работал учителем греч. языка в школе Алистрати, затем перебрался в Ниссу. В течение 3 лет выполнял обязанности секретаря митр. Струмицкого Иерофея. Затем под рук. И. фон Дёллингера прошел 2-летний курс обучения в Мюнхенском ун-те, хорошо освоил нем. язык. В связи со смертью своего покровителя диак. Мелетия Н. прервал обучение и вернулся на родину. Там он служил архидиаконом и секретарем митр. Амасийского Софрония, а затем был рукоположен им во пресвитера и возведен в сан архимандрита. 25 нояб. 1867 г. избран епископом Элефтеруполиса, который находился на территории Драмской митрополии. В 1872 г. Собор в К-поле признал неканоничным создание султанским правительством Болгарского Экзархата, который должен был стать самоуправляемой структурой в составе Константинопольской Православной Церкви . Экзарх Анфим I и ряд др. болг. архиереев были отлучены от Церкви (подробнее см. в статьях Болгарская Православная Церковь , Константинопольские Соборы ). Среди отлученных - митр. Филиппопольский (Пловдивский) Панарет, кафедру к-рого занял Н. После смерти патриарха К-польского Иоакима II (5 авг. 1878) Н. стал одним из 3 кандидатов на Патриарший престол, на к-рый, однако, был избран Иоаким III (1878-1884, 1901-1912). 4 июля 1880 г. Н. назначили митрополитом Адрианопольским; в янв. 1886 г. по причине болезни он удалился на Афон. 7 марта 1887 г. Н. был избран митрополитом Пелагонийским, 1 авг. 1891 г. перемещен на кафедру Никополя и Превезы в Эпире.

http://pravenc.ru/text/2565012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛУБОКОВСКИЙ Николай Никанорович (6.12.1863, погост Кичменгский Городок Никольского у. Вологодской губ.- 18.03.1937, София), д-р богословия, чл.-кор. Императорской АН (1909), Болгарской АН (1929), заслуженный проф. СПбДА, историк Церкви, библеист. Почетный член КДА, КазДА и МДА, Московского и Петроградского археологических ин-тов, Об-ва любителей духовного просвещения, московского Братства св. Петра, Киевского правосл. религиозно-просветительного об-ва, действительный член Имп. Православного Палестинского об-ва, Об-ва истории и древностей российских при Московском ун-те, Об-ва прп. Нестора-летописца при ун-те св. Владимира в Киеве, Церковно-исторического и археологического об-ва при КДА и ряда др. научных и церковно-археологических об-в и правосл. братств. Род. в семье свящ. Никанора Петровича Глубоковского (1819-1866). В 2 года лишившись отца, воспитывался в семье старшей сестры Анны (1845-1922), вышедшей замуж за свящ. погоста Кобыльское-Ильинское (в 20 верстах от Кичменгского Городка) Василия Попова. По окончании местной церковноприходской школы обучался в Никольском ДУ (1874-1878), Вологодской ДС (1878-1884) и МДА (1884-1889). В МДА учился на год дольше (5 лет) - вслед. конфликта с руководством академии был уволен с 4-го курса, но в следующем году восстановлен ( Глубоковский Н. Н. По поводу письма проф. Н. И. Субботина к К. П. Победоносцеву. СПб., 1914). В 1889-1890 гг. оставлен профессорским стипендиатом по кафедре общей церковной истории под рук. проф. А. П. Лебедева для подготовки к занятию кафедры истории зап. исповеданий. Специализировался на изучении института папства и церковной истории V-VI вв. (см. отчет Г.: Журналы Совета МДА 1890 г. М., 1891. С. 128-157). С нояб. 1890 по май 1891 г. преподавал Свящ. Писание НЗ в Воронежской ДС. Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) Н. Н. Глубоковский. Фотография. ХХ в. (ЦАК МДА) 5 мая 1891 г. в МДА защитил магист.

http://pravenc.ru/text/Глубоковский.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОБРОЛЮБОВ Иван Васильевич (19.05.1837, г. Скопин Рязанской губ.- 6.05.1905, г. Зарайск Рязанской губ.), свящ., историк Церкви. Род. в семье свящ. В. П. Добролюбова (впосл. архим. Владимир), служившего в с. Клишине Зарайского у. Рязанской губ., дед был диаконом соборной церкви г. Скопина. В 1854 г. Д. окончил Скопинское ДУ (в к-ром его отец был инспектором), в 1860 г.- Рязанскую ДС. 15 июля 1861 г. определен учителем низшего отд-ния 2-го Рязанского ДУ (позже - 1-го Рязанского ДУ), 21 авг. 1867 г.- учителем лат. языка Зарайского ДУ. С нач. дек. 1878 г. преподавал также Свящ. историю. Уроки Д. отличались особо тщательной подготовкой. Историк И. И. Проходцов вспоминал: «Его трудно было видеть когда-либо раздражительным. Он не был формалистом учителем, и латинский язык, им преподаваемый, не служил учащим неприятной обузой» ( Проходцов. С. 330). С 6 марта 1876 по 21 июня 1879 г. избирался членом правления Зарайского ДУ. 1 марта 1865 г. Д. был рукоположен во иерея Рязанским архиеп. Иринархом (Поповым) , служил в Спасской ц. в с. Клинском Михайловского у. Рязанской губ., с 22 июля 1867 г.- в Троицкой ц. г. Зарайска, с 8 апр. 1870 г.- в зарайском Николаевском соборе. В 1877 г. опубликовал в «Рязанских епархиальных ведомостях» 1-е историческое исследование, посвященное этому собору. С 30 апр. 1884 г. состоял действительным членом Рязанского губ. статистического комитета. В изданиях комитета (памятных книжках) опубликован ряд его работ. Д. был одним из учредителей и активных деятелей Рязанской ученой архивной комиссии (РУАК) со дня ее открытия (15 июня 1884). Его наиболее значительные работы относятся к первым годам деятельности комиссии. В июне 1884 г. вместе с А. П. Доброклонским был в экспедиции по обследованию слав. курганов в окрестностях Зарайска на р. Оке. В том же году был командирован РУАК на городище Ст. Рязань для обследования открытых Д. П. Тихомировым остатков храмов и княжеских гробниц. В качестве депутата от РУАК принял участие в работе неск. археологических съездов. В 1896 г. был избран членом-корреспондентом Церковно-археологического об-ва при КДА.

http://pravenc.ru/text/178666.html

1878–1884 гг. 183 Я иду. Но ведет меня Бог. Настал новый год 1878-й. Я встретил его не спокойно и не весело, ожидая указа о перемещении меня в Москву из Киева, в котором хотелось положить свои кости. В этом неприятном ожидании прошла неделя, прошла другая. Наконец 14 января, в субботу, в шесть часов пополудни, я получил перехожий указ и начал читать его в ту самую минуту, в которую мой хор в Крестовой церкви запел: аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. «Да будет же воля сего Бога моего! Покорствую ей благодушно и радостно. Как орлу всякий воздух свой, так благородному мужу всякая страна отечество». Вот что я написал на этом указе и пошел в церковь молиться. Из этого дееписания видно, что Государь в 31 день минувшего декабря утвердил всеподданнейший доклад святейшего синода о бытии мне членом московской святейшего синода конторы сверх штата, с увольнением от чигиринской викарной кафедры и пребывании моем в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, который согласно синодальному определению 14 декабря 1877 года вверен моему управлению, и об отпуске мне прогонных денег на проезд от Киева до Москвы и сверх сего пятисот рублей в пособие на подъем и путевые издержки из суммы, ежегодно ассигнуемой на прогоны и пособия по духовному ведомству. В 16 день января киевская духовная консистория при своем докладе представила мне копию оного же указа, данного киевскому митрополиту Филофею, на которой изложена следующая резолюция его преосвященства: «Консистория имеет 1. о содержании настоящего указа объявить духовенству киевской епархии, 2. сделать распоряжение о приеме по надлежащему от преосвященного Порфирия все, что к передаче от него следовать будет по званию викария киевской епархии и по званию настоятеля Киево-Михайловского монастыря, 3. временное исправление должности настоятеля сего монастыря поручить наместнику оного под ближайшим наблюдением благочинного монастырей, архимандрита Смарагда, которому предписать, чтобы им, при члене консистории протоиерее Димитрии Жданове и при старшей братии монастыря освидетельствовано было монастырское имущество по приходо-расходным книгам и описям и чтобы о последующем донесено было консистории за общим подписанием лиц, бывших при освидетельствовании монастырского имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В. В. Болотов. Фотография. Кон. XIX в. Василий Васильевич (31.12.1853, с. Кравотынь Осташковского у. Тверской губ.- 5.04.1900, С.-Петербург), богослов, историк Церкви, востоковед. Род. в семье причетника Троицкого собора в г. Осташкове Василия Тимофеевича, погибшего незадолго до рождения сына, воспитывался матерью Марией Ивановной, урожденной Вишняковой, к-рая оказала большое влияние на духовное формирование личности Б. Как сын младшего клирика Б. воспользовался правом получения за казенный счет среднего духовного образования; учился в Осташковском ДУ (1863-1869) и в Тверской ДС (1869-1875). Преподаватели и однокашники Б. обращали внимание на его блестящие способности и прилежание, особенно к древним и новым языкам. Летом 1875 г. Б. поступил на церковно-историческое отд-ние С.-Петербургской ДА, где посвятил себя прежде всего изучению богословских и церковно-исторических дисциплин, лат., англ. и древних вост. языков: евр., эфиоп. (геэз) и др. По предложенной проф. И. В. Чельцовым теме «Учение Оригена о Святой Троице» Б. в июне 1878 г. защитил сначала кандидатскую, а затем 28 окт. 1879 г. магистерскую диссертацию. По рекомендации проф. И. Е. Троицкого он, еще будучи студентом 3-го курса академии, был намечен на замещение вакантной (после смерти проф. Чельцова 5 марта 1878) кафедры древней церковной истории, к-рую занимал вплоть до своей смерти в качестве сначала доцента (с 3 нояб. 1879), а затем экстраординарного (с 24 окт. 1884) и ординарного (с 19 сент. 1896) профессора. В 1896-1897 гг. временно замещал кафедру догматического богословия и читал курс исторического изложения догматов. В 80-90-х гг. Б. неоднократно был присяжным заседателем в суде; как консультант и переводчик участвовал в подготовке рус. экспедиций в Эфиопию. За переводы дипломатической переписки с эфиоп. языков, геэз и амхарского, Б. по представлению Мин-ва иностранных дел России получил досрочно чин действительного статского советника. 7 февр. 1890 г. за работы по церковной истории Эфиопии и Египта ему была присуждена полная премия митр. Макария (Булгакова), 21 мая 1896 г. по ходатайству проф. Троицкого за многочисленные капитальные труды Б. получил степень д-ра церковной истории honoris causa. Его научные заслуги были высоко оценены не только в духовных, но и в светских кругах: в дек. 1893 г. по инициативе акад. В. Г. Васильевского Б. был избран членом-корреспондентом Императорской АН по разряду историко-политических наук; был также награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени. В последние годы жизни Б. страдал почечной и печеночной недостаточностью, развивавшейся на фоне хронического малокровия, что послужило причиной его преждевременной смерти. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/149699.html

Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А А., лагерный врач Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Августин (Пятницкий; 1884 – 31 августа 1918), архимандрит. Расстрелян Авенариус Рихард (1843–1896), швейцарский философ, один из создателей и теоретик эмпириокритицизма Аверкий (Кедров Поликарп Петрович; 1879 – 27 ноября 1937), архиепископ Волынский и Житомирский Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженик, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854 – 16 октября 1928), священномученик, митрополит Ярославский Александр (Толстопятов Анатолий Михайлович; 1878 – 26 сентября 1945), епископ Молотовский и Соликамский. Арестован в сане иеромонаха в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Александр, заключенный священник Алексеев Сергей А. (ум. 1930), заключенный священник. Расстрелян Алексий (Бажнов Димитрий Владимирович; 1872–1938), деятель обновленческого раскола Алексий (Палицын Василий Михайлович; 1881 – 8 апреля 1952), архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Арестован в 1926 г. и отправлен на Соловки Аля, знакомая О. В. Второвой-Яфа Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович; 1878 – 29 ноября 1937), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Арестован в сане протоирея в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841, г. Шумен - 10.07.1901, София), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель. Окончил 4-классную гимназию в Шумене (1856) и год был помощником учителя. В 1858 г. поступил в Одесскую ДС. В 1861 г. взял академический отпуск и вступил в 1-й болг. легион, сформированный болг. революционером Г. С. Раковским в Белграде для борьбы против османской власти, но через год, после роспуска легиона, продолжил обучение в Одессе. В 1865 г. поступил в КДА, которую окончил в 1869 г. со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Греко-римские законы о преступлениях против веры и Церкви». В 1869 г. переехал в г. Брэила (Румыния), где вместе с М. Дриновым основал просветительское Болгарское лит. об-во (в 1911 преобразовано в Болгарскую АН); в 1870-1873 гг. редактор «Периодического журнала» об-ва (Периодически списание. Брэила); действительный (1872) и почетный (1898) член об-ва. В Брэиле был директором болг. школы. В 1872 г., в период острого конфликта между учрежденным в 1870 г. Болгарским Экзархатом и К-польской Патриархией, был призван митр. Варненским Симеоном (Попниколовым) принять духовный сан и возглавить одну из епархий Экзархата. 16 июня 1873 г. в с. Башкёй (ныне Николае-Бэлческу, Румыния) пострижен в монашество и рукоположен во диакона, 24 июня - во иерея, 18 июля возведен в сан архимандрита. В июле 1873 г. назначен протосинкеллом Доростольско-Червенской епархии, 21 апр. 1874 г. в г. Русе хиротонисан во епископа Браницкого, викария Доростольско-Червенского митрополита. В 1877 г. назначен временно управляющим Тырновской епархией, 28 сент. 1878 г.- ректором духовного училища, открывшегося в Лясковском мон-ре . Исполнял обязанности ректора до мая 1884 г.: написал устав уч-ща, которое преобразовал в семинарию, в учебную программу помимо богословских и церковных предметов включил историю, алгебру, геометрию и физику. После освобождения Болгарии от османского владычества (1878) участвовал в политической жизни страны: с 1879 г. депутат Учредительного, затем Великого народного собрания Болгарского княжества, председатель Комиссии по составлению конституции. В составе болг. делегации посетил Россию, где 27 июня 1879 г. в Александро-Невской лавре вместе с бывш. Болгарским экзархом Анфимом I сослужил митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Исидору (Никольскому), что вызвало резкий протест К-польской Патриархии, не признававшей независимость Болгарской Церкви. В условиях политического кризиса 22 нояб. 1879 г. был назначен министром-председателем правительства и министром просвещения Болгарии на период визита в Россию болг. кн. Александра Баттенберга (занимал посты до 24 марта 1880). Был председателем Комитета по возведению в Софии храма-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского в благодарность российскому императору за освобождение Болгарии.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Неофит (Любимов). Фотография. Нач. XX в. Порфирьевич Любимов (12.01.1846, с. Мордовские Липяги (Таборы) Самарского у. и губ.- 30.10.1918, Москва), сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Род. в семье диакона. Окончил Самарское ДУ и Самарскую ДС. В 1870 г. поступил в КДА, которую окончил в 1874 г. со степенью кандидата богословия. 27 июля 1874 г. Н. был назначен в Симбирскую ДС на должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей. После сдачи пробных уроков Н. был определен на кафедру словесности, истории лит-ры и логики при семинарии. Также в 1874-1878 гг. он преподавал русский язык и гражданскую историю в Симбирской военной гимназии. В 1876-1878 гг. состоял преподавателем рус. языка и гражданской истории в Симбирском епархиальном жен. уч-ще. Преподавал гражданскую историю, словесность и педагогику в Мариинской жен. гимназии г. Симбирска в 1874, 1875, 1880, 1885 гг. 17 янв. 1879 г. утвержден в чине коллежского асессора, 2 дек. 1881 г. произведен в чин надворного советника. 2 июня 1882 г. утвержден в должности члена педагогического собрания семинарии. 24 окт. 1884 г. назначен членом педагогического распорядительного собрания правления семинарии. 17 авг. 1885 г. Н. был определен законоучителем и инспектором классов Симбирского епархиального жен. уч-ща и настоятелем училищной домашней Богородице-Введенской ц. 8 сент. 1885 г. рукоположен во иерея. В епархиальном уч-ще наряду с Законом Божиим Н. преподавал дидактику и педагогику. Состоял членом строительного комитета при епархиальном уч-ще с 18 сент. 1886 по 15 дек. 1889 г., руководил постройкой здания для классов, общежития для воспитанниц, бани, больницы и др. 29 авг. 1889 г., согласно прошению, уволен с должности преподавателя семинарии и приступил к работе в епархиальном жен. уч-ще в должности законоучителя и инспектора классов. С 20 июля по 20 окт. 1898 г. состоял председателем Комиссии по выработке правил для письменных упражнений.

http://pravenc.ru/text/2564960.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010