В ХХ в. мн. научные богословские и религиеведческие журналы имели международный и межконфессиональный статус. Особое значение имели в области библеистики и библейской археологии «Journal of Biblical Literature» (Missuola, 1881-1889; Phil., 1890-.), «Biblische Zeitschrift» (Paderborn etc., 1903-1939, 1957-.), «Biblica» (R., 1920-.), «Biblical Archeologist» (New Haven, 1938-1997), «The Catholic Biblical Quarterly» (Wash., 1939-.), «Abhandlungen zur Theologie des Alten und Neuen Testaments» (Basel; Zürich, 1943-.), «Vetus Testamentum» (Leiden, 1951-.), «New Testament Studies» (L.; Camb., 1954-.), «Novum Testamentum» (Leiden, 1956-.); церковной истории и патристики - «Zeitschrift für Kirchengeschichte» (Stuttg. etc., 1877-.), «Church History» (Chicago etc., 1932-.), «Journal of Ecclesiastical History» (L. etc., 1950-.), «Studia patristica» (Oxf.; B., 1957-.), «Patristics» (Baltimore, 1972-1992; далее «Journal of Early Christian Studies»); агиографии - «Analecta Bollandiana» (Brux., 1882-.); литургики - «Archiv für Liturgiewissenschaft» (Regensburg; Freiburg, 1950-.); религ. философии - «Revue de théologie et de philosophie» (Lausanne, 1868-.), «Revue Thomiste» (Toulouse etc., 1893-.), «Neue Zeitschrift für systematische Theologie und Religionsphilosophie» (B., 1959-.), «International Journal for Philosophy of Religion» (The Hague, 1970-.); общие богословские и религиеведческие журналы - «Revue de l " histoire des religions» (P., 1880-.), «Zeitschrift für Missionskunde und Religionswissenschaft» (B., 1886-1939), «Journal of Theological Studies» (Oxf., 1899-.), «Revue d " histoire et de philosophie religieuses» (Strasbourg, 1921-.), «Journal of the American Academy of Religion» (Boston, 1933-.), «Kairos» (Salzburg, 1959-.), «History of Religions» (Chicago, 1961-.). Несколько журналов были посвящены библиографии текущей богословской лит-ры, напр. основанный А. фон Гарнаком и Э. Шюрером «Theologische Literaturzeitung» (Lpz., 1878-.), «Zeitschrift für Theologie und Kirche» (Tüb., 1891-.), «Harvard Theological Review» (Camb. (Mass.), 1908-.). Основными указателями статей и рецензий из западноевроп. богословских журналов являются 3-томный «Catholic Periodical Index» (N. Y., 1930-1966), продолжающий его ежегодник «Catholic Periodical and Literature Index» (Haverford (Pa.), 1967-.), «Guide to Social Science and Religion in Periodical Literature» (Flint (Mich.), 1964-.) и «Religion Index One: Periodicals» (Chicago, 1953-.). Наиболее крупная электронная база данных создана Американской ассоциацией богословских библиотек (http://www.atla. com/).

http://pravenc.ru/text/182371.html

Беллок, Джозеф Хилери Пьер (1870–1953) — английский прозаик, поэт, эссеист, автор многих исторических романов и путевых очерков. 97 Лаки Лучиано (наст. имя: Сальваторе Лучана, 1896– 1962) — американский гангстер, один из лидеров мафии в 30–е гг. В 1946 г., после отбытия десятилетнего тюремного заключения, депортирован из США на Сицилию. 98 Поттер, Беатриса (1866–1943) — английская писательница, автор книг для детей. 99 Кальес, Плутарко (1877–1945) — государственный и военный деятель Мексики, президент в 1924–1928 гг., впоследствии военный министр и министр финансов, установил в стране диктаторский режим. Гонения на религию… — Имеется в виду период царствования королевы Елизаветы I (1533–1603), ознаменованный жестокими преследованиями протестантов, вынужденных в конце концов переселиться в Новый Свет, где они основали первые колонии, давшие начало формированию США. 102 К арденас–и-дель–Рио, Ласаро (1895–1970) — государственный и военный деятель Мексики, президент в 1934– 1940 гг.. осуществил ряд важных демократических преобразований в социально–экономической жизни страны. Форд, Джон (наст. имя: Шон Алоизиус О " Фини, 1895– 1973) — американский кинорежиссер, экранизировал ряд реалистических романов («Эрроусмит», «Гроздья гнева» и др.). 104 Бензедрин — сильное химическое наркотическое средство. Форд, Форд Мэдокс — литературный псевдоним Джозефа Леопольда Форда Германа Мэдокса Хьюфера (1873–1939) — английского прозаика, поэта, публициста, тяготевшего в своем творчестве к импрессионизму. Роман " Vive le Roi! " опубликован в 1936 г. Филби, Ким (1911–1988) — сотрудник британской разведки, полковник КГБ СССР. 105 Иннес, Майкл (наст. имя: Джон Иннес Макинтош Стюарт, род. в 1906 г.) — шотландский литературовед, автор многих детективных романов и новелл, которые он публиковал как под псевдонимом, так и под своим подлинным именем. 107 PZ и «Олифант» — сети универсальных магазинов, расположенных на территории британских колоний. 110 Арнольдовский томик… — Английский поэт и литературовед Мэтью Арнольд (1822–1888) выпустил сборник избранных стихотворений и поэм У. Вордсворта в 1879 г., впоследствии неоднократно переиздававшийся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Эммануил Мунье (1905—1950) — французский философ. Принадлежал к левому христианскому направлению персонализма. Основал в 1932 г. жyphaл«Esprim». 420 Упомянутая работа «Советская Россия и мировая война» onyблukobaha(Esprim.- 1940. - 88. - Р. 120-128). 421 Мен де Биран (Мари Франсуа Пьер Гронтье де Биран; 1766—1824) — французский философ и политический деятель. 422 Речь идет о ЛюдobukeIX(1214—1270), короле Франции с 1226 г., возглавившем пятый и шестой Крестовые походы. Был канонизирован в 1297 г. 423 ЛюдobukXI(1461—1483) — король Франции с 1461 г. 424 Книга «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы бьла написана в 1923--1924 гг. 425 Жан Валь (1888—1974) — французский философ-экзистенциалист, профессор Сорбонны. 426 Жан Шлемберже (Шлюмберже) (1877—1968) — французский писатель. 427 Статья «Двойственный образ России. (К пониманию русской человечности)» не учтена в библиографии произведений Бердяева. Автограф хранится в РГАЛИ (Ф. 1496.Оп. 1. Ед. хр. 240). 428 Поль Рейно (1878—1966) — премьер-министр Франции, подал в отставку 16 июня 1940 г., а в июле был арестован и отправлен в Германию. 429 Эдуард Даладье (1884—1970) — лидер французской республиканской партии радикалов и радикал-социалистов, премьер-министр Франции в 1938—1940 гг.: именно его кабинет объявил войну Германии 3 сентября 1939 г. 430 Cp.:Mmф.XVI,2. 431 «Франция—Япония» — ежемесячный журнал, выходивший в Париже с 1934 г. под руководством Франко-японского комитета. 432 В РГАЛИ среди личных вещей Бердяевых сохранился один из этих крестиков. 433 Ср.: Uoahh.XVI,27. 434 Книга «Русская идея. Основные проблемы русской мыcлuXIXbeka и началаХХвека» была опубликована в 1946 г. 435 Мария (Майя) Павловна Роллан (урожд. Кювилье, по первому мужу Кудашева) (1895—1985) — поэтесса, переводчица. Жена Р. Роллана с 1934 г. 436 Сергей Кудашев, князь (ок. 1897 — ок. 1920) — племянник Н. А. Бердяева. В годы Гражданской войны воевал в Белой армии, умер от сыпного тифа. 437 Французский перевод книги «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937) был опубликован в 1943 г, 438

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

На сегодняшний день в РФ зарегистрированы 18 молоканских общин, в т. ч. в Москве, Сев. Осетии, Кабардино-Балкарии, в Самарской, Белгородской, Омской, Тамбовской областях, Краснодарском крае. Девять зарегистрированных общин действуют в Ставропольском крае, община в с. Кочубеевском является адм. центром. Второй адм. центр совр. молоканства - в Тамбове. У ставропольских М. есть отдельное детское собрание, управляемое детьми, в пос. Новокумском устроен музей истории М. Арх.: Книга Полный молитвенник//РГБ. Ф 218. 328, XIX в.; Дневник археогр. экспедиции МГУ «Волга 1996-1997»: [полевые мат-лы автора]. С. 2, 16, 23. Ист.: Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. СПб., 1863. Кн. 8, доп.: История распоряжений по расколу: Стат. сведения о сектантах (к 1 янв. 1912). СПб., 1914; Камень Горлион: Богосл. изречения М. Г. Рудомёткина, вождя Сионского народа закавказских духовных христиан-прыгунов, сочиненные им в монастырском заключении 1858-1877 гг. Лос-Анджелес, 1915; Дух и жизнь. Книга Солнца: Божественные изречения наставников и страдальцев за Слово Божие, веру Иисуса и Дух Святой религии духовных христиан молокан-прыгунов. Лос-Анджелес, 1928, 1975; Клибанов А. И. На собрании у молокан-прыгунов//НиР. 1970. 12. С. 50-53. Лит.: Иаков (Вечерков), еп. Ист. сведения о молоканской секте//ПС. 1858. 3. С. 295-308; 4. С. 42-80; Ливанов Ф. Тамбовские молокане и духоборцы в XVIII в.: Ист. очерк//Всемирный труд. СПб., 1868. Февр. С. 252-258; Флегматов А., прот. Историческая заметка о местном расколе в посаде Дубовке//Саратовские ЕВ. 1884. 22. С. 9-122; Былов М. Раскол в Воронежской епархии при еп. Тихоне I (святителе), 1763-1767 гг.//Воронежские ЕВ. 1890. 4. С. 146-154; Русанов М., свящ. К истории сектантства в Астраханской епархии: Михайловские субботники. Астрахань, 1903. С. 1-11; Буткевич Т. И. Обзор рус. сект и их толков. Х., 1910. С. 281-476; Олейников Т. Очерки по истории расколо-сектантства в Воронежской губ.//Воронежские ЕВ. 1914. 38. С. 1025-1032; Бондарь С. Д. Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, Старый и Новый Израиль, субботников и иудействующих: Кр. очерк. Пг., 1916. С. 89-95; Иникова С. А. Тамбовские духоборцы в 60-х гг. XVIII в.//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманит. науки. Тамбов, 1997. Вып. 1. С. 39-53; Никитина С. Е. Сотворение мира и концепт исхода/похода в культуре молокан-прыгунов//От бытия к исходу: Отражение библейских сюжетов в слав. и евр. нар. культуре. М., 1998. С. 22-230; она же. Молокане-переселенцы Калужской обл.//Живая культура российской провинции: Калужский край. Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. С. 188-213; она же. Конфессиональные культуры в их территориальных вариантах. М., 2013. С. 97-217; Алленов А. Н. История религ. течений в Тамбовской обл.: Учеб.-метод. пособие для студентов. Тамбов, 2013. С. 59-97; Буянов Е. В. Духовные христиане-молокане в Амурской обл. во 2-й пол. XIX - 1-й трети XX в. Благовещенск, 2013. С. 10-59.

http://pravenc.ru/text/2564076.html

Гугель А. Год “Зеро” – последний или первый? Встретим апокалипсис с энтузиазмом, призывает известный галерист Марат Гельман//Век. 1999, 34 (349). Гельман готовит и свою собственную экспозицию к началу нового тысячелетия. Одну из её частей составляет “исследование Библии с точки зрения Уголовного кодекса”. А чего стесняться – “да этот суперновый год на самом деле – модное коммерческое предприятие, шанс заработать, который даётся раз в тысячелетие” 2 Внимание православных читателей обращу на то, что и у древних Святых Отцов считалось в порядке вещей без ретуши представлять пред глаза читателя смрадные страницы еретических и языческих теорий и практик. «Особенно грязные пороки приписывает Епифаний египетской секте гностиков – фивионитов или варвелитов (некоторые из этих описаний поэтому и опущены в русском переводе)» (Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М.,1877, с. 295). 3 Эсхил. Прометей прикованный//Античная драма. М., 1970, С. 83. 4 Трубецкой С. Н. Мнимое язычество или ложное христианство?//Собрание сочинений Т. 1. М., 1907. Публицистические статьи 1896-1905 гг. С. 163. 5 Тураев Б. А. История древнего Востока. Л., 1935. Т.1. С. 124. 6 Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 246. 7 См.: Eliade M.Histoire des croyances et des idees religieuses. De l " age de pierre aux mysteres d " Eleusis. Paris, 1976. p. 167. 8 Элиаде М. Трактат по истории религий. СПб., 1999, Т.1 С.111-112. 9 Каббалистическая мистика, кстати, считает иначе: «Существует ли сотворённое? Если смотреть „со стороны Б-га“, то ничто не существует, кроме Него» (Рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990. С. 345). 10 Так говорит трактат «Аум» из рериховской серии «Агни Йоги» (Аум, 242). 11 По уверению Блаватской, свойствами Абсолютности являются “Абсолютное Небытие и Бессознание” (Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 71) и про Божественную волю “нельзя сказать, что она действует с пониманием” (Там же, с. 127). “Как можно полагать, что Абсолют думает, то есть имеет какое-то отношение к чему бы то ни было ограниченному, конечному и обусловленному? Это философский и логический абсурд. Даже каббала иудеев отвергает эту мысль” (Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 77). 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Лит.: Schulte J. F., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechtes. Stuttg., 1877. Bd. 2. S. 312-313; Schweizer J. Nicolaus de " Tudeschi, Archiepiscopus Panormitanus et S. R. E. Cardinalis: Seine Tätigkeit am Basler Konzil. Strasbourg, 1924; Van Hove A. Prolegomena ad Codicem iuris canonici. Mechliniae; R., 19452. P. 497-498; Lefebvre C. Panormitain//DDC. 1957. Vol. 6. Col. 1195-1215; N ö rr K. W. Kirche und Konzil bei Nicolaus de Tudeschis (Panormitanus). Köln; Graz, 1964; Black A. J. Panormitanus on the Decretum//Traditio: Stud. in Ancient and Medieval History, Thought and Religion. N. Y., 1970. Vol. 26. P. 440-444; idem. Council and Commune: The Conciliar Movement and the 15th-Cent. Heritage. L., 1979. P. 92-105; Vagedes A. Das Konzil über dem Papst?: Die Stellungnahmen des Nikolaus von Kues und des Panormitanus zum Streit zwischen dem Konzil von Basel und Eugen IV. Paderborn, 1981. 2 Tl.; Piana C. L " Università di Parma nel Quattrocento//Parma e l " Umanesimo italiano. Padova, 1986. P. 97-120; Pennington K. Panormitanus " s Lectura on the Decretals of Gregory IX//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 2. S. 363-373; idem. Nicolaus de Tudeschis (Panormitanus)//Niccolò Tedeschi (Abbas Panormitanus) e i suoi commentaria in decretales/Ed. O. Condorelli. R., 2000. P. 9-36; Riedel-Spangenberger I. Nicolaus de Tudeschis//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 696-701; Landau P. Nikolaus de Tudeschis (Panormitanus, 1386-1445)//Juristen: Ein Biographisches Lexikon von der Antike bis zum 20. Jh./Hrsg. v. M. Stolleis. Münch., 1995. S. 458-459; Murano G. Niccolò Tedeschi (Abbas Panormitanus) (1386-1445)//Autographa. Bologna, 2012. T. 1. Pt. 1: Giuristi, giudici e notai (sec. XII-XVI med.)/A cura di G. Murano. P. 192-200. Е. В. Казбекова Рубрики: Ключевые слова: ГАСПАРРИ Пьетро (1852 - 1934), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex iuris canonici)

http://pravenc.ru/text/2565548.html

1153 Лука (Войно-Ясенецкий В.Ф., 1877–1961) – архиепископ. С 1921 г. священник. В 1923 г. тайно хиротонисан во еп. Ташкентского и Туркестанского. Арестован, отправлен в ссылку. С 1925 г. снова еп. Ташкентский, затем – Елецкий. С 1927 г. в ссылке. С 1942 г. архиеп. Тамбовский и Мичуринский. За свои медицинские книги удостоен Сталинской премии первой степени, с 1946 г. архиеп. – Симферопольский и Крымский. Скончался в Симферополе в 1961 г. 1154 Гурий (Егоров В.М., 1891–1965) – митрополит. В 1917 г. закончил ПгДА, кандидат богословия. С 1922 г. архимандрит. С 1922 по 1925 гг. в ссылке. С 1925 г. настоятель Лаврской киновии в Ленинграде С 1928 г. арестован и пять лет провёл в ссылке на строительстве Беломорканала. До 1944 г. не служил, работал счетоводом. С 1945 г. наместник Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. последовательно занимал кафедры Ташкентскую, Саратовскую и Среднеазиатскую, Черниговскую и Нежинскую. Днепропетровскую и Запорожскую, Минскую и Белорусскую, Ленинградскую и Ладожскую, Симферопольскую и Крымскую. Скончался в Симферополе в 1965 г. 1155 Варфоломей (Городцов С.Д.. 1866–1956) – митрополит. В 1890 г. окончил СПбДА со степенью кандидата богословия. С 1942 г. занимал различные кафедры, последние из которых Иркутская, Новосибирская, Семипалатинская. 1156 Николай (Ярушевич Б.Д., 1892–1961) – митрополит. Закончил ПгДА. С 1914г. монах, на фронте полковой священник. С 1915 г. преподаватель ПгДА, магистр богословия. С 1919 г. наместник Александро-Невской Лавры. С 1922 г. еп. Петергофский. Возглавлял “Петроградскую автокефалию”, боролся с обновленцами. С 1923 г. в ссылке. С 1927 г. временно управлял Ленинградской, а затем Новгородской и Псковской епархиями. С 1940 г. последовательно занимал кафедры Волынскую и Луцкую, Киевскую и Галицкую. С 1941 г. митрополит Крутицкий. С 1946–1960 гг. председатель Отдела Внешних Церковных Сношений Патриархии. За сопротивление антицерковным гонениям освобождён от всех постов. Умер в Москве 13.12.1961 г., возможно, был убит в больнице по заданию КГБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.Б. Данилушкин Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Личность третьего после Святейшего Тихона Патриарха Русской Православной Церкви до сих пор не может получить однозначной оценки. Что же это был за человек и какова его действительная роль? Попробуем дать ответ на этот вопрос. 497 Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, по отцу происходил из старинного дворянского рода. Он родился 27 Октября 1877 г. в Москве. Дед его был сенатором, а отец имел придворное звание камергера. Семья Симанских отличалась религиозностью. В детстве он часто прислуживал в алтаре, участвовал в чтении и пении. Желание посвятить себя служению в Церкви появилось в нём рано и по мере его возрастания становилось всё сильнее. Сергей Владимирович получил прекрасное светское образование. В 1888 г. он поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а затем перешёл в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. Далее он намеревался идти в Духовную Академию, но, следуя просьбам родителей, поступил сначала в Императорский Московский университет. Он окончил юридический факультет в 1899 году со степенью кандидата за сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны», написанное им по кафедре международного права. Некоторое время после этого он находился на службе в Самонийском гренадёрском полку. И вот, наконец, исполняется его заветное желание: осенью 1900 г. Сергей Владимирович Симанский становится студентом I курса Московской Духовной Академии. Там юноша с увлечением слушал лекции известных учёных: В. Ключевского и других. Занятия в Академии укрепили его желание полностью посвятить жизнь Богу. 9 Февраля 1902 г., будучи студентом II курса, он принял монашеский постриг с именем Алексий. В том же году его рукоположили в сан иеродиакона, а в следующем – в сан иеромонаха. В 1904 г. иеромонах Алексий закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Пыпин А. Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. СПб., 1857, с. 125—135; Кирпичников А. И. Греческие романы в новой литературе: Повесть о Варлааме и Иоасафе. Харьков, 1876; Веселовский А. Н. 1) Византийские повести и Варлаам и Иоасаф. — ЖМНП, 1877, июль, с. 122—154; 2) О славянских редакциях одного аполога Варлаама и Иоасафа. — Зап. имп. АН, 1879, т. 34, с. 63—66 (см. также: СОРЯС, 1879, т. 20, 3, с. 1—8); Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1881, т. 2, с. 126—127; Новаковин С. Варлаам и Ioacaф: Прилог к познавану упоредне литерарне и хриштианске беллетристике у срба, бугара и руса. У Београду, 1881; Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1881, кн. 3, с. 64—66, 561—564, 689; кн. 4, с. 534, 738—748; Франко I. Варлаам i Йоасаф, старохристиянський духовний роман и его лimepamypha icmopuя. — ЗНТШ, 1895, т. 8, с. 1—28; Доп., с. I—XVI; 1896, т. 10, с. 29—80; 1897, т. 18, с. 81—134; т. 20, с. 135—202; Шляпкин И. А. Царевна Наталия Алексеевна и театр ее времени. СПб., 1898 (ПДП, 128); Успенский В., Писарев С. Лицевое житие преподобного Иоасафа царевича индийского. СПб., 1908; Кадлубовский А. П. К истории русских духовных стихов о преподобных Варлааме и Иоасафе. — РФВ, 1915, т. 29, 2, с. 224—248; Попов Н. П. Афанасиевский извод Повести о Варлааме и Иоасафе. — ИОРЯС, 1926, т. 31, с. 189—230; Абрамович Д. И. Повесть о Варлааме и Иоасафе в Четьих Минеях Димитрия Ростовского. — В кн.: Юбилейна збipka М. С. Грушевському. Kuib, 1928, с. 729—743; Piskorski S. Zywot Barlaama i Jozafata. Wyd. i wstepem poprzedzil J. Janow. Lwow, 1935, s. V—CCVIII; Орлов А. С. Переводные повести феодальной Руси и Московского государства XII—XVII вв. Л., 1934, с. 69—77; Адрианова-Перетц, Покровская. Древнерусская повесть, с. 51—74; История русской литературы. М.; Л., 1941, т. 1, с. 162—167; Назаревский. Библиография, с. 61—85; Творогов О. В. Притчи Варлаама в собрании древнерусских рукописей Пушкинского дома. — ТОДРЛ, 1969, т. 24, с. 380—383; Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с. 154—163; Кузнецов Б. И. Повесть о Варлааме и Иоасафе: (К вопросу о происхождении). — ТОДРЛ, 1979, т. 33, с. 248—245; Лебедева И. Н. 1) О древнерусском переводе Повести о Варлааме и Иоасафе. — ТОДРЛ, 1979, т. 33, с. 246—252; 2) К истории древнерусского Пролога: Повесть о Варлааме и Иоасафе в составе Пролога. — ТОДРЛ, 1983, т. 37, с. 41—53; 3) Афанасиевский извод и лицевые списки Повести о Варлааме и Иоасафе. — ТОДРЛ, 1984, т. 38, с. 39—53; Итигина Л. А. Редакторская работа Симеона Полоцкого над изданием «Повести о Варлааме и Иоасафе». — В кн.: Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980, с. 259—265; Сидорова Л. П. «Повесть о Варлааме и Иоасафе» в издании Симеона Полоцкого. — В кн.: Симеон Полоцкий и его книгоиздательская деятельность. М., 1982, с. 134—151. 2

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

защитил габилитационную дис. «Опыт анализа морального сознания» (GS. 1924. Bd. 6. S. 1-55), где предпринял попытку совместить моральные концепции И. Канта и Д. Юма , предложив синтез «практического разума» (волевого начала) и морального чувства, к-рое Д. понимает как «систему целей», или «моральную организацию», человеческого сообщества (Ibid. S. 20). Осенью 1864 г. Д. вступил на университетскую кафедру в Берлине в качестве приват-доцента философского фак-та; его первыми лекционными курсами были «Логика и система философских наук» и «Система Шлейермахера». В 1866 г. Д. получил должность профессора в Базеле, где преподавал до 1868 г. К 2 прежним лекционным курсам здесь добавились лекции по психологии и педагогике, которые свидетельствуют о его первых попытках сконструировать некую комбинацию исследований психического и социально-исторических структур, преодолевающую ограниченность индивидуальной и социальной психологии. В 1868 г. Д. покинул Базель и отправился в Киль. Его 3-летнее пребывание там почти целиком было посвящено работе над «Жизнью Шлейермахера» (Leben Schleiermachers: In 2 Bde//GS. 1970. Bd. 13; 1966. Bd. 14; 1-й т. в 2 ч. впервые издан в 1867 и 1870, материалы 2-го т. опубл. посмертно). В Киле Д. начал читать постоянный курс истории философии от древности до нем. идеализма, стимулировавший его обширные исследования в данной области. По материалам курса Д. опубликовал очерк истории философии, неоднократно переиздававшийся в позднейшее время: «Биографически-литературный очерк всеобщей истории философии» (Biographich-literarischer Grundriss der allgemeinen Geschichte der Philosophie. Altenburg, 1885). В 1871-1882 гг. Д. занимал должность профессора философии в ун-те г. Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Здесь окончательно складывается его план «критики исторического разума» - системного исследования методов познания гуманитарных наук. В 1877 г. у Д. завязалась дружба и постоянная переписка с гр. П. Йорком фон Вартенбургом, давшая Д. импульс к созданию философии исторических наук.

http://pravenc.ru/text/172042.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010