Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Католицизм в Республике Корея. Досье 15.08.2014 10:13 Версия для печати 14 августа 2014 г. Папа Римский Франциск впервые со времени его вступления в сан (в марте 2013 г.) прибыл в Республику Корея, где пробудет пять дней. В ходе визита Папа римский проведет богослужения (литургии) по причислению к лику блаженных 124 корейских мучеников и по примирению в стране. У понтифика также запланирована встреча с выжившими после катастрофы парома «Сэволь». По данным южнокорейского информационного агентства Ренхап, в период с 1980 г. по 2013 г. число католиков в Республике Корея увеличилось примерно в 4 раза - с 1,3 млн человек до 5,4 млн человек, что составляет 11% населения. Христианские идеи в Корее начал распространяться в XVII в., чему способствовала деятельность корейского просветительского движения «Сильхак», предлагавшего реформировать страну, изучая европейский опыт. В 1770-х гг. в Сеуле появился кружок, члены которого занимались изучением христианства. В 1784 г. один из представителей кружка, Ли Сын Хун, посетил Китай в составе корейской дипломатической миссии. В Пекине он принял крещение и, вернувшись на родину, начал активную миссионерскую деятельность. Число новообращенных начало расти, в ответ власти приняли меры по запрету распространения христианства. Миссионеры подвергались жестоким преследованиям. Запрет был снят в 1876 г.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

154). На этих же позициях автор остался и в обобщающем своём труде «Психология. Исследование основных явлений душевной жизни» (в 2х т. СПб., 1881) (будучи профессором философии, в Санкт-Петербургском университете). Кроме того, в дополнение к этому он обращается к теме о религиозных чувствованиях, в качестве которых он в конце 1го тома указывает и анализирует следующие: чувство высокого, чувство почитания, чувство страха (Божия), благоговение, смирение, веру, надежду и любовь (с. 601–608). Во 2м томе он отдельно говорит о религиозных чувствованиях веры и любви (с. 185–188). Эта книга является неплохим примером того, как в академической психологической работе могут вполне грамотно подходить к религиозным проблемам. Хотя для Владиславлева это было легче, чем для современных психологов, потому что по роду своих занятий он не замыкался в узких психологических темах, и с христианством был знаком не понаслышке. Сохранились курсы его лекций по истории христианской философии, читанные им в Санкт-Петербургском университете (СПб., 1881; 1885). В 1867 г. в Педагогическом сборнике началась печататься большая работа Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870) «Человек, как предмет воспитания». Эта работа стала важной вехой в развитии отечественной психологии. «Ушинский первым в истории русской науки подходит к анализу психических явлений под углом зрения педагогической практики. Он делает это в конце 60х годов, т. е. еще до того, как идеи педагогической психологии получили развитие на Западе. Ушинского по праву можно считать основоположником педагогической психологии в России» (Рубинштейн, 1940, с. 64). «Курс опытной психологии» Иллариона Алексеевича Чистовича (1828–1893) выдержал много изданий и был предназначен для семинарий духовного ведомства (1е изд.: СПб., 1868. 5е изд. СПб., 1896. 4е изд.: СПб., 1889; 3е изд.: СПб., 1884; 2е изд.: СПб., 1876). Он состоит из двух частей. Главные отделы первой части: 1) учение о сознании; 2) об ощущениях; 3) об уме и умственной деятельности; 4) о воле и практической деятельности и 5) о сердце и чувствованиях.

http://azbyka.ru/tryoxvekovoj-dialog-psi...

В этом же году принял сан священника. Служил на станице Сершевской. Во время Первой мировой войны находился в составе 9-го Донского кавалерийского полка и в других военных частях. В марте 1920 г. в Евпатории вступил в Русскую армию генерала Врангеля полковым священником. В начале ноября 1920 г. эвакуировался в Константинополь. В 1921–1928 гг. проживал в болгарском городе Ломеч, где выполнял обязанности военного и приходского священника. В апреле 1928 г. переехал в Будапешт, занял приход в эмигрантской колонии. Воктябре 1931 г. освобожден от занимаемой должности и лишен сана за вмешательство в дела политических и общественных организаций и аморальное поведение. Перешел под юрисдикцию Карловацкого Синода русской зарубежной православной церкви. В 1932 г. арестован венграми и интернирован; сначала проживал в Хайдунамаше, а с 1935 г. – в Дебрецене. Занимался журналистикой, читал лекции в местном университете, где в то же время окончил философский факультет. В 1938 г. получил венгерское гражданство. В сентябре 1940 г. назначен администратором православной церкви в Венгрии в сане протопресвитера. В апреле 1941 г. назначен «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей». В июне 1944 г. арестован венгерской полицией по подозрению в крещении еврейских детей за большие взятки. В конце декабря 1944 г. выслан в Германию на принудительные работы. Во время этапа бежал и скрывался до прихода советских войск. В мае 1946 г. обратился к Патриарху Московскому Алексию (Симанскому) с просьбой принять его под свою юрисдикцию как священника, или мирянина. В начале апреля 1947 г. в Будапеште арестован советскими органами госбезопасности. В сентябре 1947 г. Закарпатским областным судом приговорен к 25 годам ИТЛ. Отбывал наказание в Воркуте и Мордовских лагерях. В октябре 1955 г. направил жалобу в Москву, в которой сообщал, что в сентябре того же года был освобожден досрочно, и хлопотал о возвращении в Венгрию. Последующая судьба не известна. Попов Тихон Дмитриевич (1876–1962) – протоиерей, профессор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XX в. связан также с открытиями в области старинных, прежде всего средневековых, музыки и текстов. Напр., мн. авторы писали концертные произведения, вдохновляясь фигурой католич. св. Франциска Ассизского и текстами, относящимися к францисканскому движению (Марио Кастельнуово-Тедеско (1895-1968), Фердинандо Льюцци (1884-1940), Лодовико Рокка (1895-1986), Бонавентура Сомма (1893-1960) и др.), или текстами, восходящими к старинной народной традиции («Страсти» для хора a cappella Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948)). Джан Франческо Малипьеро (1882-1973) сочинил оперу «Святой Франциск Ассизский», вдохновляясь фресками Джотто; григорианское пение использовано композитором как модель муз. языка, простого и необычайно гибкого при соединении со словесным текстом. Др. комплекс приемов в работе с текстом Малипьеро заимствовал у Монтеверди (чье собрание сочинений он издавал), что нашло отражение в свободной декламации «Действа о Тайной вечере и Страстях» (Rappresentazione della Cena e Passione), написанного на текст поэта рубежа XV и XVI вв. Кастеллано да Кастеллани (2 части созданы соответственно в 1927 и 1936). Во 2-й пол. XX в. особый интерес представляют «Три лауды» для голосов и камерного оркестра Луиджи Даллапикколы (1904-1975). Тональная область этого произведения расширена с помощью новых парадигм в области гармонии, не совпадающих полностью с системой додекафонии. Самым известным духовным произведением Даллапикколы является литургическое действо (sacra rappresentazione) «Иов» (1950) - медитация на тему человека, обуреваемого сомнениями, к-рый задается вопросами о смысле жизни и загробном мире. Повествование Историка здесь основано на ритмизованной речитации, поддерживаемой оркестром; муз. язык гл. обр. додекафонический. Глубиной замысла и оригинальной структурой отличаются произведения Марко Энрико Босси: библейская кантата «Песнь Песней» (Canticum canticorum) для сопрано, баритона, хора и оркестра (премьера: Лейпциг, 1900) - масштабное муз. полотно, в котором григорианская мелодия секвенции «Lauda Sion» (Хвали, Сион) периодически повторяется в качестве объединяющего элемента; вокально-симфоническая поэма «Потерянный рай» для солистов, хора и оркестра (премьера: Аугсбург, 1903) на текст поэмы Дж.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Маринетти Филиппо Томмазо (1876–1944) — итальянский писатель-футурист. Поддерживал Муссолини. Толстой Алексей Николаевич (1882/83–1945) — русский советский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1939). Ему принадлежат: трилогия «Хождение по мукам» (1922–1941) о путях русской интеллигенции в годы революции, неоконченный исторический роман «Nemp I» (1929–1945), научно-фантастические романы «Аэлита» (1922–1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927); автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1922), произведения для детей, антифашистская публицистика. Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946 гг.). Павлов Иван Петрович (1849–1936) — великий русский ученый-физиолог. Лауреат Нобелевской премии (1904 г.). Бубнов Андрей Сергеевич (1884–1940) — советский партийный и государственный деятель, член Политбюро ЦК партии во время Октябрьской революции. В 1925 г. — секретарь ЦК, с 1929 г. работал в Наркомпросе РСФСР. Джонс Генри Артур (1851–1929) — английский драматург. Его творчество довольно высоко ценили Б. Шоу, У. Арчер и М. Бирбом. Будберг Мура — Мария Игнатьевна Закревская (1892–1973), в 1911 г. вышла замуж за И. А. Бенкендорфа, погибшего в 1917 г., с 1922 г. — баронесса Будберг. В 1918 г. в Петрограде близко познакомилась с английским дипломатом Робертом Брюсом Локкартом (см. примеч. 22 к гл. I «Влюбленного Уэллса»/В файле — комментарий — прим. верст. /). После высылки Локкарта из Росии возвращается в Петроград, становится литературным секретарем А. М. Горького. В его доме в 1920 г. встречается с Уэллсом. В 1924 г. вместе с Горьким и его семьей переезжает в Италию. Встречается снова с Локкартом и Уэллсом. После отъезда Горького в СССР обосновывается в Лондоне. С 1935 г. становится интимным другом Г.-Д. Уэллса, однако живет отдельно, сохраняя свободу и независимость в поступках. В 1936 г. приезжала к умиравшему Горькому. Пережила Уэллса на двадцать восемь лет. Умерла в Италии в доме своего сына, Павла Бенкендорфа. Ее дочь Таня (Татьяна) Бенкендорф-Александер опубликовала в 1997 г. книгу воспоминаний «Эстонское детство» (рус. пер. 1999).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Закон Гримма.  — Этим термином принято обозначать одно из положений «Немецкой грамматики» (1819–1837) Якоба Гримма (1785–1863), легшей в основу немецкой филологии. Якобу Гримму принадлежат также книги «Немецкая мифология» (1835) и ряд других. Часть произведений Якоба Гримма, включая знаменитый сборник сказок, написана им совместно с братом Вильгельмом (1786–1859). «Маленькие войны».  — Эта книжечка Уэллса была издана в 1913 г. с подзаголовком «Игра для мальчиков до ста пятидесяти лет и самых умных девочек, которые любят те же игры и книги, что и мальчики». Эмери Леопольд Чарльз Морис Стеннет (1873–1955) — английский публицист и государственный деятель, занимал посты государственного секретаря по колониальным вопросам и доминионам, первого лорда Адмиралтейства, был членом редакционного совета «Таймс». Автор книг «Империя в новой эре» (1928), «Заглядывая в грядущее» (1935) и др. Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874–1965) — премьер-министр Великобритании в 1940–1945, 1951–1955 гг. До 1904 г. консерватор, затем либерал, с 1920х годов — лидер Консервативной партии, враг большевизма и Советской России, в 1942 г. был вынужден заключить союз с СССР (антигитлеровская коалиция). Его речь в Фултоне (1946 г.) положила начало «холодной войне». Тревельян Джордж Маколей (1876–1962) — английский историк, профессор современной истории в Кембридже, автор трилогии, посвященной Гарибальди (1907, 1909, 1911), а также книг «История Британии в XIX веке, 1782–1901» (1922), «История Англии» (1926), «Англия при королеве Анне» (1930–1934), «Английская революция, 1688–1689» (1938), «Социальная история Англии» (1944). Ему принадлежит также ряд биографий. Мастерман Чарльз Герни (1874–1927) — английский журналист и писатель, член Христианской социалистической партии, видный политик, член Палаты общин. Особую популярность приобрел в годы Первой мировой войны, когда руководил правительственным бюро военной пропаганды. Алли Слопер — герой первой в Англии серии комиксов «Суббота Алли Слопера» (начата в 1884 г.).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

В основе движения лежала «теория двух наций», в формировании к-рой видную роль сыграли Сайид Ахмад-хан (1817-1898), Мухаммад Икбал (1877-1938) и Мухаммад Али Джинна (1876-1948). Согласно этой теории, мусульмане Индийского субконтинента представляют собой единую нацию, противопоставленную нации индусской. В 1930 г. Икбал впервые озвучил необходимость создать в Сев. Индии отдельное мусульм. гос-во. В 1933 г. Чоудхури Рахмат Али (1897-1951) предложил для этого гос-ва название «Пакистан», представляющее собой аббревиатуру названий 5 его областей: «П» - Пенджаб; «А» - афган. территории, т. е. Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП); «К» - Кашмир; «С» - Синд; «ТАН» - Белуджистан. 22-24 марта 1940 г. на сессии ВМЛ в г. Лахор была принята резолюция, призвавшая все мусульм. население Северо-Запада и Востока Индии бороться за собственную государственность. 14 авг. 1947 г. в соответствии с законом о независимости Индии Британская Индия была разделена на 2 гос-ва - Индийский Союз и П. В состав П. вошли 2 региона Индийского субконтинента, населенные преимущественно мусульманами,- 4 провинции на северо-западе (Зап. Пенджаб, Синд, СЗПП, Белуджистан), а также пров. Вост. Бенгалия (ныне Бангладеш) на северо-востоке, удаленная от проч. земель на 1600 км. На княжество Джамму и Кашмир, получившее в 1946 г. самоуправление, заявили претензии и Индия, и П. М. А. Джинна. Фотография. 1945 г. В П. к моменту его образования проживали ок. 70 млн чел., из к-рых мусульмане составляли 74% (51,8 млн чел.). В 1947-1951 гг. в П. преимущественно из Сев. Индии переселились ок. 8 млн мусульман, к-рые составили ок. 5% пакистанцев. Переселенцев стали называть мухаджирами (дословно «совершивший хиджру»); ими были, как правило, представители мусульм. элиты инд. провинций, к-рые принадлежали к разным этносам и были объединены только религией и языком (урду). Большинство из них селились в пров. Синд (гл. обр. в г. Карачи). Во внутренней политике федеральное правительство взяло курс на подавление этнорегионализма.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Новый президент, О. Р. Бенавидес Ларреа (1876-1945), запретил АПРА и Коммунистическую партию П. После неудачи на выборах 1936 г. Бенавидес совершил гос. переворот, продлив свои полномочия до 1939 г. В тот период развивалось сотрудничество с тоталитарными режимами Испании, Италии и Германии. В 1939-1945 гг. Президентом П. был М. Прадо-и-Угартече (1889-1967). При нем, в 1942 г., отношения со странами «оси Берлин-Рим-Токио» были разорваны, а в 1945 г. П. объявило войну Германии. Согласно проведенной в 1940 г. переписи населения, в стране проживало 98,5% католиков и 0,9% протестантов, 0,4% населения исповедовало др. религии, 0,1% были атеистами, 0,08% не указали свою религ. принадлежность. В 50-х гг. ХХ в. больше половины священников (800 из 1500) составляли иностранцы. 18 февр. 1946 г. Пий XII назначил 1-го перуанского кардинала, к-рым стал архиеп. Лимы Хуан Гуальберто Гевара (1945-1954). С тех пор кардиналом всегда становился архиепископ Лимы. (В 2018 2-м перуанским кардиналом наряду с архиеп. Лимы Хуаном Луисом Сиприани Торном (1999-2019) стал архиеп. Уанкайо (с 2004) Педро Рикардо Баррето Химено.) 23 мая 1943 г. еп-ство Куско было возведено в ранг архиеп-ства. В 1955-1989 гг. архиепископом Лимы был Хуан Ландасури Рикеттс (1913-1997). Он начал строительство новых приходов, нехватка к-рых стала особо ощущаться из-за быстрого роста городов. В 1958 г. Конференция католических епископов П. опубликовала «Пастырское послание перуанских епископов о некоторых аспектах социального вопроса в Перу», в к-ром содержался призыв к глубоким социальным преобразованиям. В 50-60-х гг. XX в. произошли крупные изменения в структуре Церкви: в 1958 г. учреждены епископства Абанкай и Уачо, в 1959 г.- территориальная прелатура Сикуани, в 1967 г.- еп-ство Кальяо. В 60-х гг. XX в. католич. духовенство П., как и др. стран Лат. Америки, по-разному отреагировало на решения Ватиканского II Собора (1962-1965) и II Генеральной конференции Латиноамериканского епископского совета в Медельине (Колумбия) (1968), а также находилось под влиянием освобождения теологии и харизматического движения католич.

http://pravenc.ru/text/2580058.html

Апаньский, заместитель начальника минского ГПУ Арманов Сергей (наст. имя Иван Андреевич ) (1885–?), актер. Арестован в июне 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где был сотрудником лагерного театра Арнольди Алексей Александрович (1892– 1938), внук декабриста А. Т. Беляева, библиотекарь Академии наук. Арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. В 1926 г. после досрочного освобождения из лагеря, отправлен в ссылку Аронович Яков Васильевич (1904 – 8 октября 1923), социал-демократ. Арестован в июле 1924 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Покончил жизнь самоубийством в Кемперпункте Арсен Люпен, литературный персонаж Артаганович, см. Мальсагов Ауке [Ауге] Фердинанд Вильгельмович (1889–?), немецкий военнопленный, комбат латышской Стрелковой дивизии. С 1922 г. сотрудник ГПУ, с февраля 1923-го – комендант пересыльного пункта в Архангельске, с декабря того же года комендант I отделения СЛОНа. В 1925 г. получил строгий выговор с предупреждением от Архангельской ГУБКК ВКП(б) за «вступление в брак по церковному обряду», в следующем году – строгий выговор «за выпивку». С декабря 1926 г. начальник Канского исправительного трудового дома в Сибирском крае Ахматова Анна Андреевна (урожд. Горенко, по мужу – Гумилева) (1889 – 5 марта 1966), поэтесса Б Бабель Исаак Эммануилович (1894 – 27 января 1940), писатель. Расстрелян Бабина-Невская Берта Александровна (1894(6) – 17 февраля 1983), социалист-революционерка, жена эсера Бориса Вячеславовича Бабина (1886–1944(5) Бабичева Майя Евгеньевна, член редакционной коллегии настоящего сборника Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788– 1824), английский поэт Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876), теоретик анархизма Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 23 декабря 1942), поэт. В эмиграции с 1920 г. Баранов, комендант минского ГПУ Барановский Леонард Николаевич (1875 – 12 декабря 1930), католический священник. Арестован в июне 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. После освобождения из лагеря, сослан в Нарымский край, где и скончался

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010