С 1920 года до самой своей кончины в 1934 году владыка Виктор пользовался особым вниманием у карательно-репрессивной машины советского государства. В 1921 году епископ был перемещен на Глазовское викариатство Вятской епархии. В 1922-1928 годах владыка Виктор окормлял паству Удмуртского края в качестве викария, а в 1926 году, с момента образования самостоятельной Ижевской и Вотской епархии — уже в качестве правящего архиерея, будучи при этом временно управляющим Вятской епархией . В 1927 году владыка Виктор не смог принять намеченный в «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля принцип отношения Церкви к безбожному советскому государству, и вследствие этого отказался от назначения епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией.   Движение несогласных с церковной политикой митрополита Сергия на Вятке и в Удмуртии сформировалось под омофором владыки Виктора и в историографии получило название «викторианской» или «викторовской» оппозиции. За период своего четырнадцатилетнего архипастырского служения священноисповедник Виктор провел три года в лагере, шесть лет в ссылке и более пятнадцати месяцев в различных тюрьмах, находясь под следствием.   Более полную информацию о священноисповеднике Викторе можно найти в Православной энциклопедии и в различных изданиях жития владыки . Однако не хватает серьезной научной биографии исповедника. Существует и ряд спорных вопросов. В нашей статье мы хотели бы обратить внимание на некоторые факты из биографии преосвященного Виктора, которые нам удалось прояснить на основании документов, обнаруженных в Национальном Архиве Республики Татарстан.   I. Первым проблемным местом в биографии владыки Виктора является дата его рождения. В литературе встречается три различных версии этой даты.   Первая версия — 20 мая 1875 года. Эта версия отражена в статье Православной энциклопедии , посвященной владыке Виктору; в деянии Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ о соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ; в житии священноисповедника Виктора, составленном игуменом Дамаскиным (Орловским) ; в статье В. Семибратова в Энциклопедии Земли Вятской . 1875 также указан, как год рождения еп. Виктора в биографических данных о духовенстве и церковных деятелях, упоминаемых в книге «Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы» .

http://bogoslov.ru/article/373834

Кроме личных поздравлений с новым годом получил я в этот день несколько и письменных приветствий, так, между прочим, Получил я первое и последнее поздравительное письмо от почтенного и доброго моего знакомого Управляющего Харьковской Контрольной Палатой, Действ. Ст. Советника, Владимира Андреевича Морошкина. Вот что писал он мне: «Ваше Преосвященство! Позвольте принести Вам от себя и от всей моей семьи искреннейшее и почтительнейшее поздравление наше с наступившим новым годом и пожелать Вам всех лучших благ в мире. Глубоко скорблю, что и по сие время не имею возможности лично поздравить Вас со Св. праздниками: лежу и сижу обложенный мушками и окруженный микстурами. Не могу понять, что сделалось с моим крепким здоровьем? На днях у меня были отчаянные приступы раздирающей боли в груди. Прося молитв о себе, с отличным уважением и глубокою преданностью имею честь быть». 6-го числа не стало этого умного, честного и в высшей —250— 1875 г. степени благонамеренного слуги Отечества. Он умер, по уверению врачей, от жабы в груди. 9-го числа я совершил в Кафедральном Соборе над почившим в Бозе рабом Божиим Владимиром отпевание, а тело его в тот же день отправлено было, для погребения, в его имение, за Чугуевым. До крайности мне было прискорбно расстаться с этим благородным, образованным и любезным собеседником моим, которого я в короткое время от души полюбил. 2-го числа получено было мною письмо из Ментоны (во Франции) от В. М. Бостанжогло. Вот что писал мне Василий Михайлович от 25-го декабря минувшего 1875 года: «Принося Вашему Преосвященству мое и жены моей усерднейшее поздравление с сегодняшним торжественным праздником Рождества Христова, от всей души оба мы желаем Вам, Милостивый Архипастырь, провести его в добром здоровье и в радости встретить новый год. Обстоятельства колотят меня со всех сторон. Вы, вероятно, слышали о катастрофе Ссудного Банка в Москве: я и родственники мои потеряли много там денег, да что всего хуже – это то, что бедный брат мой Николай Михайлович 397 , будучи членом Совета (не Правления), как и многие другие, подвергается судебному преследованию за дело, в котором он вовсе не виноват, и что затем силятся отнять у него все состояние. Вот мое нравственное положение, Владыко Святый! Можно после этого поправляться, когда находимся в постоянных треволнениях. – Вся моя надежда и упование на Милосердие Божие и на Ваши Святые благоприятные Господу молитвы. Помолитесь о нас недостойных, Владыко Святый, и Вашу молитву за нас с братом Господь приемлет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При игум. Дорофее в М. м. стало развиваться скотоводство: имелось 13 лошадей, более 20 коров и быков и 20 овец. Для наблюдения за полевыми работами на принадлежащей мон-рю земле при р. Жуковке была основана заимка: построен деревянный дом с кельями для сестер и хозяйственными службами, ветряная мукомольная мельница; выращивали рожь и пшеницу, ячмень и овес, сажали огородные растения. Так, в 1874 г. было засеяно до 70 дес. злаковыми культурами, табун состоял из 45 лошадей, в стаде было 40 голов рогатого скота, 20 овец, ок. 90 штук «разной дворовой птицы». В 1868 г. в М. м. было 8 монахинь, 13 послушниц, 49 сестер, проживавших «по законным видам». В том же году во время посещения г. Тобольска вел. кн. Владимиром Александровичем мон. Дорофея со старшими сестрами поднесла ему икону св. Иоанна Предтечи, вышитую золотом насельницами и ученицами духовного уч-ща, туфли, «сшитые золотом» из голубого бархата и записную книжку, прошитую золотом по малиновому бархату, а также неск. лучших произведений других монастырских мастерских. Великий князь пожертвовал на нужды обители 50 р. В 1872 г. в Тобольске настоятельница Дорофея подарила вел. кн. Алексею Александровичу икону св. Иоанна Предтечи, шитую золотом. 19 апр. 1869 г. мон. Дорофея была награждена наперсным крестом, 3 марта 1873 г. временно управляющим Тобольской и Сибирской епархией еп. Ефремом (Рязановым) возведена в сан игумении ( Грамматин. 1889. 19/20. С. 399-405). После кончины игум. Дорофеи, погребение которой 13 авг. 1874 г. возглавил еп. Ефрем, общим собранием сестер настоятельницей была избрана казначея мон. Мария (Назимова). С юных лет, как и мон. Дорофея, она проживала в екатеринбургском Тихвинском мон-ре. Но по слабости здоровья мон. Мария отказалась от этого служения. Собор св. Иоанна Предтечи. 1808–1814 гг. Архит. Дранишников. Фотография. 2014 г. Собор св. Иоанна Предтечи. 1808–1814 гг. Архит. Дранишников. Фотография. 2014 г. 19 мая 1875 г. указом консистории настоятельницей была утверждена прибывшая из екатеринбургского Тихвинского монастыря мон. Августа (Бердникова). При ней в дек. 1875 г. за оградой обители была построена деревянная гостиница для богомольцев и странников. 4 апр. 1877 г. по слабости здоровья и собственному желанию мон. Августа была уволена с этой должности. 14 июля 1877 г. М. м. возглавила мон. Евсевия († 31 марта 1885), ранее подвизавшаяся во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре .

http://pravenc.ru/text/2562776.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить деятельность организационного комитета по подготовке празднования 625-летия Куликовского сражения под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии. 2. Утвердить разработанный проект программы празднования 625-летия Куликовского сражения. 3. Определить период проведения праздничных мероприятий с 18 июля по 8 октября 2005 года.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых , о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Справка: Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века следующие имена подвижников: от Московской епархии: протоиерея Георгия (Извекова; 1874 – 27 ноября 1937), протоиерея Николая (Сафонова; 1900 – 15 декабря 1937), иеромонаха Валентина (Лукьянова; 1875 – 1 июня 1940), священника Николая (Гаварина; 1870 – 24 апреля 1938), священника Алексия (Скворцова; 1875 – 4 июля 1938), монахини Мстиславы (Фокиной; 1895 – 10 марта 1938), Иоанна (Колесникова; 1877 – 17 апреля 1943); от Тамбовской епархии : священника Михаила (Богородицкого; 1872 – 7 декабря 1937). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы.   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о поступившем прошении настоятельницы Спасо-Бородинского женского монастыря Можайского района Московской области игумении Таисии (Исаевой) с просьбой об освобождении ее от занимаемой должности по состоянию здоровья и представлении о назначении игумении Рахили (Райш) настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря, а монахини Серафимы (Шумейко) — настоятельницей Колоцкого Успенского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Храм иконы Богородицы " Живоносный источник " на роднике. Жадовская Казанская пустынь. Лит. А. Ильина, 2-я пол. XIX в. 13 июня 1856 года был освящен во имя иконы Богородицы " Живоносный источник " новый храм, построенный вместо ветхой часовни на святом источнике. При иеромонахе Пионии были произведены некоторые исправления в монастырской ограде, гостином дворе и монастырской мельнице, ветхие деревянные строения на ярмарочной площади у стен обители были заменены на новые и благоустроенные, а количество их было увеличено. В 1863 году было окончено строительство нового братского каменного двухэтажного корпуса с общей монастырской трапезой, который возвели рядом с уже существующим, на месте, где перед тем стояли деревянная трапеза и кухня. В период частой смены управляющих в начале 1870-х годов хозяйство пустыни пришло в упадок. Из " Описания посещения Жадовской пустыни епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом в июле 1875 года " : " Хозяйство обители оказалось в довольно запущенном состоянии. Небольшая монастырская мельница почти в развалинах, механизм ее плох и во время осмотра не действовал; пруд затинился и порос травой; бывший некогда скотный двор заброшен и разрушается; пчельник оскудел; угодья пустыни вряд ли приносят какую-либо пользу ... и не могут удовлетворять потребностям обители. Построенная на источнике деревянная церковь, по влажности места, обильного родниками, сделала наклонение в одну сторону и требует поправки фундамента " . В 1875 году управляющим Жадовской пустынью стал иеромонах Макарий. Уже через год обитель во многих отношениях была приведена в порядок. К началу 1880-х годов были завершены работы по ремонту храма на источнике. Вероятно, к тому же времени относится строительство рядом с монастырской стеной вне обители двухэтажного каменного дома с номерами для приезжих (гостиницы) вместо деревянного обветшавшего здания. В 1894 году в обители построен при архиерейских покоях епископом Симбирским Варсонофием домовой храм, освященный в честь Алексия, человека Божия .

http://drevo-info.ru/articles/13671164.h...

164 . Олесницкий А. Ветхозаветный Храм в Иерусалиме. СПб., 1889. 165 . Олесницкий А. Вопрос о новейших открытиях моавит-ских древностей//ТКДА. 1877, 10, отд. 1. С. 3–78. 166 . Олесницкий А. Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1895. 167 . Олесницкий А. Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в XIV в. пред Р.Х.//ТКДА. 1876, 3, отд. 2. С. 452–509. 168 . Олесницкий А. Святая Земля//ТКДА. 1875, 2, отд. 3. С. 215–372; 3, отд. 2. С. 481–569; 4, отд. 3. С. 93–192; 6, отд. 1. С. 511–587; 7, отд. 4. С. 107–160; 12, отд. 2. С. 275–350; 1876, 1, отд. 2. С. 50–111; 5, отд. 4. С. 336–409; 8, отд. 1. С. 249–276; 10, отд. 2. С. 17–72; 1877, 2, отд. 2. С. 335–379; 3, отд. 1. С. 441–468; 5, отд. 2. С. 262–300; 12, отд. 1. С. 463–524; 1878, 2, отд. 1. С. 249–298; 4, отд. 2. С. 48–97; 6, отд. 1. С. 427–501; 9, отд. 2. С. 505–589. 169 . Олесницкий А. Судьбы древних памятников Святой Земли//ТКДА. 1875, 11, отд. 7. С. 1–21. 170 . Ольман Л. (Арье). Влияние культурного суперстрата на жизнь евреев Палестины II в. до н. э. – III в. по н. э. (на примере системы мер длины)//Проблемы социального и гуманитарного знания: Сб. науч. работ/Отв. ред. Н. Вахтин. СПб., 1999. Вып. 1. С. 293–304. 171 . Открытие Археологического института в Ярославле//ИВ. 1912, 12. С. 1294. 172 . Отчет г-на управляющего Восточным отделением за 1852-й и 1853 год//Записки ИАО: Перечень заседаний ИАО за 1853-й и 1854 г. 1856. Т. 8: Перечень заседаний ИАО за 1854 г., отд. 3 «Приложения». С. 155–158. 173 . Очерки по истории техники Древнего Востока/Под ред. B. Струве. М.; Л., 1940. 174 . Павлов В. Из истории взаимоотношений Египта и Рас-Шамры в середине II тысячелетия до н. э. по памятникам искусства//ВДИ. 1955, 4. С. 124–135. 175 . Павский Г. Библейские древности для разумения Священного Писания: Лекции, читанные наследнику цесаревичу Александру Николаевичу в 1830–1834 гг. СПб., 1884. 176 . Песоцкий С. Начало Вавилона//ТКДА. 1902, 9. C. 3–76. 177 . Песоцкий С. Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира//ТКДА. 1901, 10, отд. 5. С. 228–262.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Зафиров Христо Василев; 1853, Стара-Загора - 4.11.1906, Битола), митр. Пелагонийский Болгарского Экзархата. Начальное образование получил в родном городе. Преподавал в уч-ще в Стара-Загоре, затем в Казанлыке. В 1874 г. митр. Великотырновским Иларионом (Стояновым) пострижен в монашество и рукоположен во диакона. В кон. 1875 г. поступил в Петропавловскую семинарию при Лясковском мон-ре, с 1878 г. продолжил обучение в России в Одесской ДС, к-рую окончил в 1881 г. С 1881 по 1885 г. учитель в Петропавловской семинарии, в этот период рукоположен во иерея. В 1885-1889 гг. учился в МДА, окончил ее со степенью кандидата богословия. Переехал в К-поль, возведен в сан архимандрита и выбран председателем болг. церковной общины в Фессалонике. 6 дек. 1890 г. хиротонисан во епископа Макариопольского, в 1891 г. назначен управляющим Охридской епархией. 6 авг. 1894 г. избран митрополитом Охридским, но из-за возникших проблем с местными властями в 1897 г. ушел в отставку. 18 дек. 1897 г. избран митрополитом Пелагонийским. Погребен в притворе храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Битоле. Лит.: Цацов Б. Архереите на Българската православна Църква. София, 2003. С. 290-291. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/166660.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 15 лет исполнилось 13 января со дня вступления в должность митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. По случаю знаменательной даты в митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры в присутствии сотрудников епархии и гостей, пришедших его поздравить, владыка Владимир совершил благодарственный молебен. За богослужением пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. Митрополит Владимир был назначен на Санкт-Петербургскую кафедру определением Священного Синода 27 декабря 1995 года. 13 января 1996 года владыка прибыл в северную столицу в качестве управляющего второй по величине епархии РПЦ. По прибытии в город на Неве митрополит направился в Николо-Богоявленский собор, где в то время находилась архиерейская кафедра. Здесь в присутствии клириков и мирян состоялось его торжественное вступление в должность. Был отслужен молебен небесному покровителю Санкт-Петербурга — великому благоверному князю Александру Невскому. Первую Божественную литургию митрополит Владимир совершил в том же соборе в праздник Крещения Господня 19 января. «Вода живая», 13.01.11

http://old.aquaviva.ru/news/2011-01-13/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (Малинков Костадин) (14.05.1843 или 1847, Калофер - 4.12.1912, Враца), митр. Врачанский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Образование получил в греч. уч-ще в К-поле, в 1863-1869 гг.- в греч. папской коллегии св. Афанасия в Риме. После возвращения на родину пострижен в монашество и рукоположен во иерея, в 1873 г. возведен в сан архимандрита. В 1874 г. назначен управляющим Врачанской епархии , но из-за недовольства паствы жил в г. Плевен. 11 нояб. 1884 г. хиротонисан во епископа, возглавил Врачанскую кафедру. Был сторонником митр. Тырновского Климента (Друмева) , за русофильские взгляды в правление С. Н. Стамболова (1887-1894) подвергся преследованиям. В 1905-1908 гг. председатель Синода БПЦ. На личные средства приобрел участок и построил здание училища во Враце (позже носило его имя, в 2014 преобразовано в молодежный центр) и основал фонд (действовал до 1952) для ежегодной оплаты учебы 2 студентов (уроженцев Врацы и Калофера, при условии что они станут священниками) в ДС в Софии. Погребен в притворе собора свт. Николая Чудотворца во Враце. Лит.: Цацов Б. Архиереите на БПЦ. София, 2003. С. 176-177. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Петков), митр. Нью-Йоркский Болгарской Православной Церкви - см. Американо-Австралийская епархия Болгарской Православной Церкви (1893-1978) БОРИС (Георгиев Константин; 1875 - 1938), митр. Охридский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви БОРИС (Разумов Вангел Симов; 1888 - 1948), митр. Неврокопский Болгарского Экзархата Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2057006.html

44. Во дни Царей сих Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и над которым власть не будет дана другому народу; оно раздробит и уничтожит все оныя царства, а само будет стоять во веки; 45. так как ты видел, что от горы оторвался камень не руками, и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Таким образом Бог великий возвещает Царю, что будет после сего. Сон точно был сей, и истолкование его верно. 46. Тогда Царь Навуходоносор пал ниц, и поклонился Даниилу, и приказал принести ему дары и благовонное курение. 47. Царь отвечал, и сказал Даниилу: по истине ваш Бог есть Бог богов и Владыка царей; и Он открывает тайны, ибо ты мог открыть мне тайну сию. 48. После сего Царь возвысил Даниила, и дал ему много даров великих, и поставил его начальником над всею Вавилонскою областию, и главным настоятелем над всеми мудрецами Вавилонскими. 49. Но Даниил просил Царя, чтоб он управление Вавилонскою областию поручил Седраху, Мисаху и Авденагу, а Даниил сам жил при дворе Царском 784 . Всматриваясь ближе в характер отношения этого отрывка перевода к подлиннику еврейско-арамейскому, с которого он сделан, и сравнивая его с другими позднейшими переводами того же отрывка из книги пророка Даниила, напр. с переводом Макария и изданным по благословению Святейшего Синода в 1875 году, мы не можем не повторить вышесказанного о его качествах и достоинствах, то есть, что перевод Филарета, в общем, точно и ясно передает еврейско-арамейскую речь подлинника русскою речью и хотя в некоторых местах менее представляет точности, нежели перевод, сделанный через 50 с лишком лет после него, но зато в некоторых случаях даже точнее его передает значение слов и речи подлинника и в бóльшей части случаев точнее перевода Макария. Вот примеры в доказательство этого. В 1 ст. выражение подлинника: chalam Nebuchadnezar chalomoth передано у Филарета словами: видел Навуходоносор сны; у Макария: Невухаднецар видел сны; в Синодском же издании 1875 года: снились Навуходоносору сны. При этом не упустим из виду, что, хотя у LXX то же выражение передано словами: νυπνισθη Ναβουχοδονσορ νπνιον, но в славянском читается оно так: соние виде Навуходоносор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010