Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2012 18 мин., 30.04.2012 1 страница обложки – «Бурановские бабушки», сельский творческий коллектив, выигравший в 2012 году право представлять Россию на международном конкурсе Евровидение (PhotoXpress). См. в «Интервью номера» статью «”Бурановские бабушки”: Евровидение как способ построить храм» (С.10-14). Пролог : (на заставке – фото Валерия Пешкова) Владимир Набоков. Пасха. На смерть отца («Я вижу облако сияющее, крышу…»). Стихотворение. 1922 г.//Фома. - – апрель 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма о Боге. О самой главной в жизни встрече . Подборка писем и цитат//Фома. - – апрель 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). Первое послание Иоанна I :5. Цитата: «Бог есть свет…». – С.4; Освобождение / Вера , 23 года, Санкт-Петербург. – С.4; Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949). « Беседа Бога с душою человека ». Цитата: «Думал ли ты когда либо, что все касающееся тебя, касается и Меня?..». – С.4; Николай Бердяев (1874-1948). Цитата: «Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего…». – С.4; Сомневающийся физик / М.- С.4-5; Митрополит Анастасий ( Грибановский ) (1873-1965). Цитата: «Я бы хотел верить, - говорят некоторые, - но не могу. «Нет, ты можешь, но не хочешь», - следует ответить им… ». – С. 5; Святитель Иннокентий ( Борисов ), архиепископ Херсонский (1800-1857). Цитата: «Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим…». – С.5; « Отрекаюсь!»/ В ., Санкт–Петербург. – С.5-6; Евангелие от Иоанна 3:16 . Цитата: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…». – С.6; Преподобный Силуан Афонский (1866-1938). Цитата: «Сердце рвется сказать…». – С.6; Гилберт К. Честертон (1874-1936). « Вечный человек ». Цитата: «В наши дни принято считать, что все религии равны, а все основатели религий – соперники…». – С.6; Сон / Вера , г. Саки, Украина. – С.6; См. также: Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом малом театре. Что почитать атеистам //Фома. - – апрель 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-108-...

Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Мятежный апостол свободы Творчество Николая Александровича Бердяева (1874–1948) теснейшим образом связано с особенностями того нового направления в европейской философской мысли, которое получило широкое развитие еще со второй половины XIX века. Крупные представители этого направления провозгласили необходимость переоценки ценностей классической философии, отказа от ее традиционной проблематики. Отвергая господствовавшие в истории философии принципы рационализма, они обращались в своем творчестве к интуитивным, эмоционально-волевым и т. п. способам освоения духовного опыта человека, его конкретного существования. Первые импульсы этого процесса проявились уже в 30–40-е годы XIX века, которые ознаменовались настолько важными событиями в европейской философии, что и поныне оказывают влияние на развитие философской мысли во всем мире. Казавшаяся многим вершиной философской мысли логизированная гегелевская школа распалась. Одной из причин этого явилась полемика по проблемам человека, точнее – отдельно взятого индивида, его соотношения с обществом и историей. Гегель высказал много ценных идей по этим вопросам в работах «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права» и др. Вместе с тем в грандиозной логической системе Гегеля («Наука логики» и др.) функции отдельного индивида выполняет саморазвивающееся логическое «понятие», которое философ наделял человеческой способностью к творчеству. Истолкование человека как средства для «мирового духа», абсолютизация всеобще-абстрактного в ущерб индивидуальности вызвали в европейской философии прямо противоположную тенденцию – поворот к проблемам «живого», «конкретного» человеческого существования. В результате образовались антигегелевские течения различной мировоззренческой ориентации: от антропологическо-материалистической (Л. Фейербах) до экзистенциально-религиозной (С. Кьеркегор). Особая роль принадлежит Кьеркегору, оказавшему сильное влияние на всех видных последователей нового, неклассического типа философствования. К этой экзистенциальной линии развития философской мысли можно отнести такие течения, как «философия жизни» (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), экзистенциализм (К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель), философская антропология (М. Шелер) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни схиархимандрита Серафима (Амелина) Великий старец схиархимандрит Серафим (в миру Симеон Дмитриевич Амелин) был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Отец Серафим родился 21 июля 1874 г. в деревне Соломине Курской губернии. В 1893 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1899 г. пострижен в рясофор, а 28 ноября 1904 г. – в мантию с именем Серафим. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, ав1917г. – во иеромонаха. Настоятель архимандрит Нектарий, видя его духовную зрелость, возложил на отца Серафима в ноябре 1919 г. ответственную и особенно трудную в то время должность казначея обители. После закрытия Глинской пустыни жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (позднее Сумской) области, занимался столярно-слесарными работами. Еще во время революции тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Став схимником, отец Серафим как бы совсем ушел от внешнего мира в свой внутренний, сердечный, обретая там Бога. С 1941 г. стал служить в Ильинской церкви села Ковенки. Вернулся в Глинскую пустынь в 1942 г. и много потрудился для восстановления обители и возрождения ее духовных традиций. 29 мая 1943 г. утвержден в должности настоятеля Глинской пустыни и возведен в сан игумена. После назначения настоятелем усилил свои подвиги, предался великому воздержанию и слезно молился о возрождении духовной жизни обители. Особой отличительной чертой духовности отца Серафима было его миротворчество. Мир Христов, который царил в его душе, он нес всем окружающим и объединял самых разных людей. Отца Серафима глубоко почитали все правящие архиереи. Епископ Сумской и Ахтырский Иларион (Прохоров) в 1948 г. возвел его в сан архимандрита и назвал «благоговейным и усердным молитвенником, уважаемым братией за добрую жизнь». Если архимандрит Нектарий (Нуждин) только начал дело возрождения старчества, то при отце Серафиме (Амелине) оно процвело в обители и принесло обильные духовные плоды. Схиархимандрит Серафим (Амелин) отошел ко Господу в день памяти великих Московских святителей, 18 октября 1958 г. Погребение его совершилось при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. После вторичного закрытия обители, при перезахоронении усопших старцев от храма на общее братское кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. Даже облачение и гроб старца не были повреждены тлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.В. Бычков Глава XIII. Николай Бердяев. Эстетика эсхатологических прозрений Мы живем в мире безумия. Н. Бердяев . Судьба человека в современном мире Один из крупнейших мыслителей первой половины 20 века Николай Александрович Бердяев (1874–1948) был философом типично русского склада и менталитета. Ему, как и многим другим русским философам того времени, был чужд дух немецкого рационализма и формально-логической эквилибристики. Интуитивно-эстетическое узрение – вот основа нашего национального философствования, и Бердяев хорошо ощущал это на своем личном опыте. Я в сущности не могу развивать своей мысли, доказывать. Анализ – сравнительно слабая сторона моей мысли. Я мыслитель типа исключительно интуитивно-синтетического. У меня бесспорно есть большой дар сразу понять связь всего отдельного, частичного – с целым, со смыслом мира. Самые ничтожные явления жизни вызывают во мне интуитивные прозрения универсального характера. При этом интуиция носит интеллектуально-эмоциональный, а не чисто интеллектуальный характер (III, 256) 420 . Для Бердяева, по его собственному признанию, писание всегда было высшим творческим актом. Мысли приходили к нему как «блеск молнии, как лучи внутреннего света», и он еле успевал их записывать, не обдумывая ни формы, ни логики их изложения. Поэтому у него, как и у некоторых русских мыслителей его времени (Розанова, Шестова), явно не без влияния их кумира Ницше сложилась афористическая (т. е. полухудожественная) манера философствования. Афоризм для меня есть микрокосм мысли, в нем, в сжатом виде, присутствует вся моя философия, для которой нет ничего раздельного и частного. Это философия конкретно-целостная. Я всю жизнь пишу. Писание для меня духовная гигиена, медитация и концентрация, способ жить (III, 256). Отсюда понятен и экзистенциальный характер философии Бердяева, на чем он и сам постоянно акцентирует внимание. Для него жизнь и философия нераздельны. Жизнь, и прежде всего личная, личный духовный опыт, является главным и важнейшим источником его философии. «Мое философское мышление не наукообразное, не рационально-логическое, а интуитивно-жизненное, в основании его лежит духовный опыт, оно движется страстью к свободе. Я мыслю не дискурсивно, не столько прихожу к истине, сколько исхожу от истины» (VIII, 381).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

К.Б. Ермишина Скачать epub pdf Глава 13. Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев Все мыслители персоналистического направления ( Н. А. Бердяев , Б. П. Вышеславцев , С. Л. Франк , Н. О. Лосский, В.  В. Зеньковский , Л. Шестов и др.), безусловно, отличались индивидуальностью, неповторимостью идей, но их объединяло и нечто общее. Для них общим был опыт личности, глубокий антропологический анализ, подход к философским проблемам с точки зрения человека. Персоналисты предлагали своеобразные методы и подходы, которые по-разному раскрывали проблему личности. Например, В.  В. Зеньковский с самого начала был персоналистом, связывающим идею личности с православной культурой и психологией. Персонализм, несмотря на то что развивался оригинальными мыслителями, тем не менее имел общие тенденции, которые можно описать как определенную традицию антропологической мысли. В данном случае наибольший интерес представляют самые значимые для русского персонализма мыслители. Одним из самых оригинальных русских философов-персоналистов был Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Определяя место Бердяева в истории философии, его традиционно относят к экзистенционализму или персонализму. Если принадлежность к первой философской традиции Бердяев в целом отрицал, поскольку его философия сложилась гораздо раньше появления западного экзистенционализма, то со вторым определением он вполне соглашался. В его философской системе понятие личности было ключевым, а термин «экзистенция» был только указанием на отдельный момент в жизни личности. В целом антропологические взгляды Бердяев развивал на основе христианских идей, интерпретированных с точки зрения позиции своей философской системы. Бердяева можно считать олицетворением философской традиции, ориентированной на опыт личного самосознания и самопознания. Бердяев испытал много различных влияний, из которых он сам признавал Ф. М. Достоевского, А. Шопенгауэра, И. Гете, Т. Карлейля, И. Канта. В более поздний период жизни на Бердяева оказали влияние немецкие мистики, особенно Я. Беме. Однако внешние влияния никогда не были для Бердяева определяющими, так как в основе его творчества всегда было личное миропонимание. Антропология Бердяева сложилась под воздействием двух идей – свободы и творчества, которые были центральными для его мировоззрения. Развитию этих двух идей посвящены известные книги Бердяева «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916). Вторая книга имеет подзаголовок «Опыт оправдания человека», т. е. главной темой книги является антроподицея. Из антроподицеи, под которой имелось в виду оправдание человека через творчество, вытекают и взгляды Бердяева на отношения между Богом и человеком. По мнению Бердяева, религиозное Откровение исходит от Бога, но получает его человек и своим ответом влияет на раскрытие того послания, которое исходит от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Статистика Бердяев Николай Александрович Николай Александрович Бердяев (6 (18) марта 1874, Киев — 23 марта или 24 марта 1948, Кламар под Парижем) — религиозный русский философ XX века. В 1922 году был выслан из Советской России, с 1925 года проживал во Франции. Биография Семья Н. А. Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером-кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления киевского земельного банка; мать, Алина Сергеевна, урождённая княжна Кудашева, по матери была француженкой. Образование Бердяев сперва воспитывался дома, потом поступил во 2-й класс киевского кадетского корпуса. В 6-м классе оставил корпус «и начал готовиться на аттестат зрелости для поступления в университет. Тогда же у меня явилось желание сделаться профессором В 1894 Бердяев поступил в Киевский университет — сначала на естественный факультет, но через год перешёл на юридический. Жизнь в России Бердяев, как и многие другие русские философы рубежа XIX—XX веков, прошёл путь от марксизма к идеализму. В 1898 г. за свои социал-демократические взгляды он был арестован (вместе с 150 другими социал-демократами) и исключён из университета (до этого он однажды уже подвергался аресту на несколько дней как участник студенческой демонстрации). Месяц Бердяев провел в тюрьме, после чего был освобождён; его дело тянулось два года и кончилось высылкой в Вологодскую губернию на три года, два из которых он провёл в Вологде, а один — в Житомире. В 1898 г. Бердяев начал печататься. Постепенно он стал отходить от марксизма, в 1901 г. вышла его статья «Борьба за идеализм», закрепившая переход от позитивизма к метафизическому идеализму. Наряду с С. Н. Булгаковым, П. Б. Струве, С. Л. Франком Бердяев стал одной из ведущих фигур движения, которое впервые заявило о себе сборником «Проблемы идеализма» (1902), затем сборником «Вехи», в котором резко отрицательно характеризовалась русская революция 1905 года. За последующие годы до своей высылки из СССР в 1922 Бердяев написал множество статей и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории»; он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года

http://lib.cerkov.ru/authors/346

Орёл. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь, Богородицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Известна деревянная церковь еще в XVII веке. Каменная построена в 1749 году. После пожара 1848 года капитально перестраивалась (по сути велось новое строительство) по проекту архитектора Н.Т. Орлова. Руководил строительством до 1874 года церковный староста, купец I гильдии А.Н. Перелыгин. Но в 1863 году обрушился главный и боковые купола. Придельный храм освящен в 1874 году, а главный 22 года лежал в развалинах, и только в 1885 году началось его восстановление. Еще понадобилось 20 лет, прежде чем 1904 году были закончены все работы и церковь была освящена. За это время в ней был устроен мраморный иконостас, выполнена настенная роспись. Это была одна из самых величественных и вместительных церквей города Орла. В феврале 1918 года по приказу местных властей рабочие стали снимать двуглавых орлов с колокольни. По набату собрались толпы верующих, мастера были избиты. Вызванные милиция, кавалерия, красногвардейцы разогнали толпу, один человек был убит. Короткое время церковь была соборной у обновленцев. Закрыта в конце 30-х годов, взорвана в 1948 году. На ее месте в 1962 году был построен Центральный универмаг города Орла, который работает и сегодня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы известна еще деревянной с XVII века. Деревянный храм был выстроен недалеко от деревянного Сошного моста через Оку (позже железный Мариинский, ныне — Красный). Большой кирпичный храм эклектичной архитектуры, построенный на месте каменной церкви 1749. Четырёхстолпное пятикупольное здание с трапезной и многоярусной колокольней. Заложен в 1853, в 1863 обрушился центральный купол. Трапезная с Мироносицким и Петропавловским приделами достроена в 1874, главный храм достроен в 1885-1904. Здание храма яркого бордового цвета стало самым большим и красивым в городе. Закрыт в конце 1930-х, взорван в 1948, руины разобраны в 1950-х. На месте церкви здание Центрального универмага.

http://sobory.ru/article/?object=34727

John Anthony McGuckin Berdiaev, Nikolai A. (1874–1948) KONSTANTIN GAVRILKIN Nikolai Berdiaev (also spelled Nicholas Berdyaev) was one of the foremost repre­sentatives of a generation of Russian intel­lectuals, many of whom, after a shortlived interest in Marxism and socialism, embraced Orthodox Christianity in the 1900s and gave birth to the so-called Russian Religious Renaissance of the 20th century (Zernov 1963). Exiled from Russia by the Bolshevik regime in 1922, Berdiaev, after a short stay in Berlin, moved to France, where he spent the rest of his life (1924–48), playing a key role in uniting the intellectual forces of the Russian diaspora both as pro­moter of various academic and cultural institutions and editor-in-chief of the journal Put’ which, under his leadership (1925–40), became the most significant Russian intellectual periodical of the time. From the early books, Philosophy of Freedom (1911) and The Meaning of Creativity (1916), to the philosophic autobiography, published posthumously (1949), Berdiaev was preoccupied with the problems of freedom, creativity, and the dialectic of divine and human. Berdiaev believed that a static concept of God needed to be replaced with a dynamic one in order to provide an adequate under­standing of human life and history. He argued that freedom was ontologically prior to God, who was bound by it himself. The creation of the world – of something that never existed before – was a unique act of freedom, the archetype of creativity. Human beings received from God the gift of freedom: it is reflected in personhood and creativity, the true image and likeness of God. However, human existence in the world is tragic, since freedom allows indi­viduals to choose evil which cannot be eradicated except by the same free will. Furthermore, existence in the world is dual- istic at its core: as a free and creative person, the human being belongs to the noumenal world of spirit, freedom, and creativity; as an individual, he or she is immersed in the phenomenal world of objectification through body, society, politics, culture, and economy.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

Иркутск. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты 1867 г. - выделение земли под скит у Иннокентьевского источника. В 1872 г. заложен деревянный храм. В 1874 г. построена церковь во имя Святого Архистратига Михаила на месте Жилкинского скита, долгое время бывшего обителью святого Иннокентия Иркутского. Здесь расположены два чудодейственных целебных источника. 27 июня 1876 г. был освящён храм во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Церковь маленькая, скитская, не предназначалась для большого количества молящихся, а лишь для немногих отшельников Вознесенского монастыря. 1948 г. - строительство 2-х приделов и дома для настоятелей. В 1953 г. проведён капитальный ремонт всего храма. В 1994 г. возведена часовня над Иннокентьевским источником. В 1994-1996 гг. - строительство церковно-приходской школы, в 1997 г. построена иконописная мастерская. Первый Иркутский епископ святитель Иннокентий, проходя в Малую Елань, любил остановиться у источника, отдохнуть на берегу небольшого озерка и помолиться. Икона святителя и сегодня украшает часовню над источником, а сам источник до сих пор называется Иннокентьевским, да и вся округа и железнодорожная станция, получившие от новой власти новые имена, в то время носили имя святителя Иннокентия. В июне 1945 года храм был вновь открыт. Настоятелем храма был назначен Александр Доброхотов. При нём к 1950 году были сделаны пристрои, и храм изменил свою форму и крест. Храм стоит посреди небольшого кладбища, рядом новое двухэтажное здание церковно-приходской школы. Источник: История строительства и деятельность храма Михаила Архангела В 1867 г. была выделена земля под скит у Иннокентьевского источника. В 1872 г. заложен деревянный храм. В 1874 г. была построена церковь во имя Святого Архистратига Михаила на месте Жилкинского скита, долгое время бывшего обителью святого Иннокентия Иркутского. Здесь расположены два чудодейственных целебных источника. Храм был освящён 27 июня 1876 г. во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Церковь маленькая, скитская, не предназначалась для большого количества молящихся, а лишь для немногих отшельников Вознесенского монастыря. Расположена она в начале одного из самых больших микрорайонов города, в северо-западной части на небольшой сегодня территории. Когда-то здесь были огромные угодья знаменитого Иркутского Вознесенского мужского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=19649

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010