ок. 1844) – священник. Окончил Олонецкую ДС (1869), с 3 октября 1869 – надзиратель, а с 18 декабря 1869 – учитель Петрозаводского ДУ; с 28 августа 1872 по 1 ноября 1901 – преподаватель арифметики и географии Каргопольского ДУ, Казначей Каргопольского уездного отделения Олонецкого Епархиального училищного совета – с 17 мая 1889. Был гласным (ок. 1878–1889, ок. 1896–1901, ок. 1905–1909) Каргопольской городской думы. С 1910 – городской голова Каргополя. 5 октября 1913 рукоположен во диакона, а 6 октября 1913 – во священника к церкви Каргопольского ДУ, в котором стал духовником. 80 Добрынин Михаил Алексеевич; (1922 – 21 ноября 1963). После окончания средней школы поступил в 1940 году на Восточный факультет Ленинградского государственного университета. Участник Великой Отечественной войны. После войны возобновил занятия в Ленинградском университете. В 1950 окончил Восточный факультет по кафедре иранской филологии, затем работал научным сотрудником в Государственном Эрмитаже. В 1954 поступил в Ленинградскую ДА и в 1958 окончил ее, к. б. Оставлен профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности и одновременно назначен помощником инспектора ленинградских духовных школ. С 1959 преподавал древнееврейский язык, а с 1960, кроме того, – Священное Писание Ветхого Завета на II курсе академии. Член Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии. Редактор «Stimme der Orthodoxie» (1961–1962). См.: Иванов А. , свящ. М. А. Добрынин. (Некролог).//ЖМП. 1964. 1. С. 21–23. 433 Догуревич Тихон Алексеевич. Окончил Могилевскую ДС (1893) и С.-Петербургскую ДА (1897), к. б. Соч.: Свет Азии. Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб. 1899 (на титульном листе 1897). Отзыв: Русская мысль. 1898. 9. С. 379. 68 Доронин – член Совета Высших Богословских курсов от мирян с 21 сентября 1925. 351, 357 Достоевский Федор Михайлович; (30 октября 1821 – 28 января 1881) – русский писатель. 44, 229, 249, 301, 302, 325, 393 Драницын 272 Дроздин Иван Никифорович; (1859 – ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В отношении Н.И.Ильминского здесь тот же примитивный штамп, который превращает приведённую тираду в абсурд. Спрашивается, для чего же тогда Н.И.Ильминский разрабатывал азбуку, издавал букварь, занимался переводом учебных пособий и молитвенных текстов, преследовал цель через грамоту приобщить кряшенских детей и их родителей к православию, если он был противником изучения орфографии и грамматики? Тем более что до 1872 года в ведении Н.И.Ильминского были только упомянутые в статье начальные школы грамотности. Невероятно, что это говорится применительно к учёному языковеду, филологу, педагогу, одному из создателей отечественной системы народного образования. Простим обкомовских спичрайтеров за невежество и фактологические неточности, отсутствие логики и предвзятость суждений. Но сам-то Табеев должен был понимать, что противопоставление Ильминского Насыри противоречит исторической истине, так как эти просветители весьма плодотворно сотрудничали, и Ильминский, в частности, содействовал Насыри в открытии русско-татарской (но отнюдь не православной) школы в Казани. Это реальный факт, о котором не любят писать современные татарские историки. Хуже того, под тоталитарным идеологическим прессом предавали своего учителя и наставника некоторые бывшие его ученики, быстро нашедшие общий язык с новой властью и новоявленными фальсификаторами истории. Об одном из них, Василии Горохове (1891-1960), который в своё время закончил учреждённую Н.И.Ильминским учительскую семинарию, затем заведовал кряшенским педагогическим техникумом, преобразованным из основанной Н.И.Ильминским же центральной крещёно-татарской школы, стал первым, по словам краеведа Максима Глухова (1937-2003), доктором педагогических наук среди татар, его соученик Иван Максимов (1903-1981) отозвался так: «ради получения докторской степени (1950) нагадил у того источника образования и знаний, которым сам пользовался и благодаря которому вышел в люди». Идеологические антинаучные инсинуации заполонили советскую научную литературу, периодическую печать, стали устойчивым компонентом общественного мнения и вытеснили любое инакомыслие.

http://pravoslavie.ru/55796.html

Там же. С. 338. 79 Гин M. Об отношении Некрасова с народничеством 70-х годов//Вопр. лит. 1960. С. 118. 80 Отеч. зап. 1881. Отд. II. С. 262 81 Там же. 1875. Отд. II. С. 290. 82 Там же. 1876. Отд. II. С. 151. Ср.: наст. изд. T. 8. С. 773. 83 Успенский Г. И. Полн. собр. соч. M; Л., 1953. T. 6. С. 440–441. 84 Отеч. зап. 1881. Отд. П. С. 262. 85 Там же. С. 263. 86 Гоголь H. В. Полн. собр. соч. M., 1937. T. 3. С. 195. 87 Уже в начале 1870-х годов внимание Достоевского привлек один из псевдонимов писателя — «Боб», переделанный неутомимым преследователем Боборыкина В. П. Бурениным в «Пьера Бобо». В фельетоне Достоевского «Из дачных прогулок Кузьмы Пруткова» (1878) фигурирует именно Пьер Бобо, «всплывший для оригинальности» (по фантастическому предположению зевак) в облике тритона 88 Салтыков-Щедрин M. E. Собр. соч. M., 1970. T. 9. С. 38–45. 89 Там же. С. 46. 90 Там же. С. 40. 91 Своеобразным прототипом Домбровича, видимо, послужил Д. В. Григорович, по определению Боборыкина, «откровенный рассказчик всяких интимностей о своих собратах…» ( Боборыкин П. Д. Воспоминания. M., 1965. T. 1. С. 196). Во всяком случае Григорович сообщил Боборыкину много сведений интимно-скандального характера о Дружинине, Боткине, Лонгинове, Некрасове, Тургеневе, использованных писателем в «Жертве вечерней» (см. там же. С. 196–197). 92 Салтыков-Щедрин M. E. Собр. соч. T. 9. С. 47. 93 Она ассоциируется прежде всего с фамилиями героев «Жертвы вечерней» (Домбрович, Балдевич). По свидетельству самого Боборыкина, в его романе «является некий Балдевич, очень смахивающий на М вича» ( Боборыкин П. Д. Воспоминания. M., 1965. T, 1. С. 204). Беллетрист «Русского вестника», внесший свой вклад в «антинигилистическую» литературу романом «Марина из Алого рога», Б. M. Маркевич (1822–1884), кстати, в журналистских и литературных кругах получил прозвище «Бобошка». Созвучна фамилия героя «Бобка» и фамилия литератора Кинаревича в «Литературной тле» И. И. Панаева (1843). 94 Боборыкин П. Д. Жертва вечерняя. СПб., 1872. С. 46–48. 95

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Дворцова Наталья Петровна, литературовед 29, 39, 136, 387, 496, 500, 529 Девриен Альфред Федорович (1842 – после 1918), издатель 102–103, 231, 525 Дедков Игорь Александрович (1934–1994), критик 30 Дедков Николай И., ученик М. М. Пришвина 205, 222—223 Деникин Антон Иванович (1872–1947), генерал Белой армии 217 Десницкий, учитель гимназии, где преподавал В. В. Розанов 36—37 Добролюбов Александр Михайлович (1876—?), поэт 123—124 Добролюбов Николай Александрович (1836–1861), критик, публицист 482 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель 11, 47, 92, 142, 160, 191, 232, 265, 277, 350, 369, 379, 383, 385, 412, 435, 439, 441–442, 445 Дуничка см. Игнатова Е. Н. Еголин Александр Михайлович (1896–1959), литературовед 442 Есенин Сергей Александрович (1895–1925), поэт 10, 74, 214, 235, 238, 353 Ефимова Софья Васильевна (Козочка) (р. около 1900—?), знакомая М. М. Пришвина 183–188, 190, 287–289, 429, 527 Ефремин Александр Владимирович (1888—?), критик 244, 255, 309–310, 508–509, 513, 529 Желудков, учитель женской гимназии в Ельце 36—37 Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт 19 Закс Николай Александрович, директор елецкой гимназии 23, 27 Замошкин Николай Иванович (1896–1960), критик 33, 60, 76, 235, 310, 492, 496, 507, 529 Замятин Евгений Иванович (1884–1937), писатель 10, 53, 74, 133, 259, 272, 304, 319 Зарудин Николай Николаевич (1899–1937), писатель, председатель литературной группы «Перевал» 310 Захар, елецкий крестьянин 196 Златовратский Николай Николаевич (1845–1911), писатель 302 Зощенко Михаил Михайлович (1895–1958), писатель 460 Зоя, невестка М. М. Пришвина 370 Зубрилин, агроном 398 Ибсен Генрик (1828–1906), норвежский драматург 320 Иванов-Разумник (наст. фам. Иванов) Разумник Васильевич (1878–1946), критик 39, 43, 53, 94, 103, 113, 116–117, 132–133, 165, 168, 179, 210, 213–217, 219, 227, 233, 263, 272, 298, 317, 346, 353–365, 368, 370–372, 380–381, 399–403, 423, 432, 466, 496, 498–500, 506, 516–518, 526–527, 529 Иванов Всеволод Вячеславович (1895–1963), писатель 235, 292, 473

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Кто такие “свидетели Иеговы”? Эта секта была основана Чарльзом Расселом в 1872 г. Рассел, уроженец штата Пеннсильвании, был пресвитерианцем. На основе каких-то, говорят, сложных вычислений, связанных с египетскими пирамидами, он предсказал, что конец мира наступит в 1874 г., т.е. два года спустя после основания секты “свидетелей Иеговы.” Потом Рассел перенес конец мира на 1914 год. Но Рассел умер в 1916 г., а “конец мира” так и не наступил. Другой возглавитель секты, Ротерфорд, обличал Рассела, как “слугу дьявола.” Он создал новую теорию, согласно которой при конце мира произойдет “Армагеддон” битва “войск Иеговы” с войсками дьявола. При этом 144.000 избранных “свидетелей Иеговы” превратятся как бы в бесплотных ангелов, а миллион других “свидетелей Иеговы,” принадлежащих к нижнему классу, обретут свою мирскую плоть и станут бессмертными. Именно на бессмертие и напирают те проповедники, которые ходят по домам. Начинают они с того, что приносят будто бы “надежду на будущее”: станьте “свидетелями Иеговы,” и вы обретете бессмертие… Главное, что следует знать и помнить, это то, что “свидетели Иеговы” – воинственная АНТИХРИСТИАНСКАЯ СЕКТА. Они отрицают Божественное происхождение Христа, не верят в Святой Дух, в существование души. Воинственность, агрессивность этой секты проявляется не только в хождении по домам, но также в необыкновенно напористом распространении литературы. Если в 1957 г. “свидетели Иеговы” распространили 16.547.180 книг, брошюр и листовок, то в 1960 г. – 22.726.433. Они выпускают 2 журнала: “Овейк” и “Ватчтауэр” – “Пробудись!” и “Сторожевая башня.” В Бруклине у них давно уже была огромная, занимающая целый квартал, типография; теперь они должны были добавить новую тринадцатиэтажную типографию. В их главном штабе в Бруклине работают 607 человек. Теперь выстроен новый дом в 12 этажей, так как штат увеличивается ещё на 1100 человек. Все “свидетели Иеговы,” принявшие “крещение,” считаются “священниками.” Разумеется, они чрезвычайно начитаны в Библии. Не думаю, чтобы какой-нибудь простой грешный мог выдержать с ними спор на библейские темы. Поэтому, не проще ли вообще не вступать с ними в такие споры? Католикам недавно было не то, чтобы официально, но, скажем, полуофициально предложено избегать контактов со “свидетелями Иеговы.” Это весьма разумное предложение. Его следует принять и нам, православным, чтобы не совратились с пути истины и не отпали от родной Православной Церкви. Нравоучительные темы Деятельная вера, январь 1958 года

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Vol. XI. 1956, pp. 443-471. Ср. мою статью: The Concept of Creation in St. Athanasius//Studia Patristica. Vol. VI. Berlin, 1962, pp. 36-57 [см. с. 80 настоящего издания]. Ср. Bernard, Regis. L " Image de Dieu d " apres saint Athanase. Paris, 1952, pp. 48-54, 62-79, 131 ss. См. также Camelot Th. Op. cit.; и Gross, Julius. Entstehungsgeschichtedes Erbsundendogmas. Bd. I. Munchen-Basel, 1960, SS. 125-132. Ср. Burghardt, Walter J (S. J). The Image of God in Man according to Cyril of Alexandria. Washington, 1957, pp. 141-159. Следует заметить, что святитель Кирилл продолжил борьбу с египетскими антропоморфитами. Сочинение " Adversus Anthropomorphitas " [Против антропоморфитов] в действительности является более поздней компиляцией писаний святителя, в том числе в нее попали два письма, обращенные к некоему Диакону Тиверию и его единомышленникам. См. критическое издание Пьюзи (Philip ?. Pusey): Cyrilli Archiepiscopi Alexandrini in D. loannis Evangelium. T. III. Oxonii, 1872. Подведем итоги 2. Антропоморфиты Египетской пустыни Подведем итоги В беседе Афу с Феофилом мы встречаемся с двумя противоположными взглядами на to kat " eikna qeo, то есть на природу и характер " образа Божия в человеке " . Можно предположить, что здесь и содержится главный предмет бурного спора, известного нам под названием " антропоморфитского " . Без сомнения, были в Египте и невежественные монахи, злоупотреблявшие буквальным толкованием образов Писания simplicitate rustica [по своей невежественной простоте], как говорит о таких блаженный Иероним, описывая, впрочем, ситуацию в Палестине. Но существовала и более глубокая подоплека богословских разногласий - неприятие всей оригеновской традиции. В. Буссе верно замечает: " Wenn die Theo-philus Bekampfung des Anthropomorphismus eine so grosse Erregung bei den sketischen Monchen hervorruft (Cassian, " Coll " . X), so handelt es hier eigentlich nicht um das Dogma, sondern um eine Lebensfrage fur die von der Gottesschau lebende enthusiastische Frommigkeit " [Когда борьба Феофила с антропоморфизмом подняла такое волнение среди скитских монахов, речь шла не просто о догме, но об опыте восторженной набожности, рождаемой созерцанием Бога] [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

Regensburg, 2004 (Mariologische Studien; Bd. 17); Memorial jubilaire du Cardinal Mercier, 1874–1924. Anvers, 1924; Simon A. Position philosophique du Cardinal Mercier: esquisse psychologique. Bruxelles, 1962. 725 Marechal J. Le point de depart de la metaphysique. 5 Cahiers. Bruges; Louvain, 1922–1947; idem. Etudes sur la psychologie des mystiques. 2 vols. Bruges; Bruxelles, 1924–1937; idem. Precis d’histoire de la philosophic modeme. Louvain, 1933. 726 Кардинал Бийо участвовал в подготовке энциклики Пия X Pascendi Dominici gregis (1907), осуждавшей модернизм. В 1927 г. он был лишен Пием XI кардинальского достоинства за критику отношения папы к Action frangaise: папа в 1926 г. осудил национализм и роялизм движения; и хотя это осуждение было снято в 1939 г. Пием XII, Бийо умер в Риме простым священником. 727 Основные его работы: Institutiones Philosophicce; Instructiones Ethicce; Della Conoscenza intellettuale; Del Composto umano; Dell’Anima umana; Degli Universali; Chiesa e Stato; Dialoghifilosofici; II Matrimom; Le Commedie filosofiche; Spicilegio. 728 Del Canonico Gaetano Sanseverino. Naples, 1867; Naddeo P. Le origini del neotomismo e la scuola di Gaetano Sanseverino/Storia della filosofia. Vol. 2. Torino, 1940; Orlando P. L’Accademia tomista a Napoli, storia e filosofia/Saggi sulla rinascita del tomismo. Roma, 1974. 729 Cornoldi G.M. Lezioni di Filosofia. Roma, 1872 (лат. пер. кардинала Агостини: Institutiones Philosophicæ ad mentem divi Thomæ Aquinatis); о. Корнольди принадлежит также философско–богословский комментарий к «Божественной комедии» Данте. 730 См. его: Des ecrits authentiques de saint Thomas d’Aquin/Revue thomiste. L’GEuvre de Saint–Paul (1909–1910); Bibliographic thomiste (avec J.A. Destrez), 1921 (reed.: Paris, 1960); Melanges: Etudes d’histoire litteraire et doctrinale du Moyen Age. Paris, 2002 (reed.). 731 См. его: S. Thomas d’Aquin (2 vols. 1910); Les Idees et les jours: propos de Senex (2 vols. 1928); Le Christianisme et les philosophies (2 vols.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

In 1954, when the Synod of Bishops created the Diocese of Chicago and Cleveland, Vladika Gregory was appointed to head the new Diocese. Vladika Gregory was active in his new Diocese, consecrating the Holy Trinity Church in Milwaukee, Wisconsin in 1954; the Saint Sergius Cathedral in Cleveland, Ohio in 1955; and Saint Panteleimon’s Church in Minneapolis, Minnesota in 1956. Also, while Vladika Gregory headed the Diocese, the following parishes were established: Holy Trinity in Fort Wayne, Indiana; Joy of All Who Sorrow in Cleveland, Ohio; and Holy Protection in Goshen, Indiana. In 1957, upon the repose of Archbishop Ieronim of Detroit and Flint 25 , this small Diocese of four parishes was joined to the Diocese of Chicago and Cleveland, and Vladika Gregory was given the new title “of Chicago & Detroit.” Vladika Gregory became ill with cancer in 1957, and reposed in the Lord on 13/26 October 1957, just two days after the 14th anniversary of his consecration to the episcopate. He was buried in the monastic cemetery behind the Holy Trinity Cathedral at Holy Trinity- Monastery in Jordanville, New York. Memory Eternal! 26 октября 2015 г. Sources: Footnotes: . Alexei Pavlovich Khrapovitsky, 17 Mar 1863-28 Jul/10 Aug 1936, later Metropolitan and first Chief Hierarch of the Russian Orthodox Church Outside of Russia. . Vladimir Pokrovsky, 1888-20 Oct 1925, Glorified as Saint Jonah of Hankow. . Mikhail Zaborovsky, 07 Jul 1869-24 May/06 Apr 1946. . Nikolai Alexandrovich Anisimov, 09 Nov 1884-04 Nov 1962, last post in Church Abroad Archbishop of Kamchatka & Petropavlovsk. . Sergey Andreevich Vinogradov, 1876-11/24 Feb 1933. . Alexander Troitsky, 12 Apr 1883-30 Mar 1963. . Vassily Ivanovich Maksimenko, 1873-1960. . Vyacheslav Mikhailovich Tikhonitsky, 1873-1959, last post in Church Abroad Archbishop of Nice, France. . Vassily Semenovich Georgievsky, later Metropolitan and leader of the “Paris jurisdiction,” which broke from the Russian Church Abroad in 1926. . Ivan Vassilievich Uspensky, 12 Nov 1872-31 Dec 1937, later Archbishop of Tver & Kashinsk, and a New Hieromartyr of Russia.

http://pravoslavie.ru/87122.html

129 См.: Theodosius Alexandrinus. Documenta ad origines monophysitarum illustrandas/J.-B. Chabot, ed., trans.//Louvain, 1933 (CSCO; 103). P. 1–6, 22–24, 26–63, 66–87, 92–99. 130 См.: Paulus Antiochenus. Documenta ad origines monophysitarum illustrandas... Louvain, 1933. P. 68–79, 123–125, 215–233. 131 O принятой в современной науке датировке произведений свт. Кирилла см.: Сидоров А.И. Святитель Кирилл Александрийский , его жизнь, церковное служение и творения//Свт. Кирилл Александрийский . Творения. М., 2000. Кн. 1. С. 46–108. Большинство произведений свт. Кирилла еще в XIX в. было переведено на русский язык (см.: Свт. Кирилл Александрийский . Полное собрание сочинений. М., 1885; Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 1:2). Однако пользоваться этими переводами в научном исследовании невозможно по причине весьма неточной передачи в них основных богословских терминов. 133 См.: Cyrillus Alexandrinus. In Ioannis Evangelium//Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium/P. E. Pusey, ed. Oxford: Clarendon Press, 1872. Vol. 1–3. 138 См.: Cyrillus Alexandrinus. Scholia de incarnatione Unigeniti//Acta conciliorum oecumenicorum. 1963R. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 219–231. 139 См.: Cyrillus Alexandrinus. Libri V contra Nestorium//Acta conciliorum oecumenicorum. 1960 R .T. 1. Vol. 1. Pt. 6. P. 13–106. 140 См.: Cyrillus Alexandrinus. Explicatio duodecim capitum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1927. T. 1. Vol. 1.1. Pt. 5. P. 15–25. 141 См.: Cyrillus Alexandrinus. Apologia XII capitulorum contra Orientales//Acta conciliorum oecumenicorum. 1962 R . T. 1. Vol. 1.Pt. 7. P. 33–65. 142 См.: Cyrillus Alexandrinus. De recte fide ad Theodosium imperatorem//Richard M. Deux lettres perdues de Cyrille d " Alexandrie//Opera minora. 1977. Vol. 49. P. 274–275. 143 См.: Cyrillus Alexandrinus. Apologia XII anathematismorum contra Theodoretum//Acta conciliorum oecumenicorum. 1960R. T. 1. Vol. 1. Pt. 6. P. 110–146. 144 См.: Cyrillus Alexandrinus.Oratio ad Arcadiam et Marinam augustas de fide//Acta conciliorum oecumenicorum. 1927. T. 1. Vol. 1. Pt. 5. P. 62–118; Cyrillus Alexandrinus. Oratio ad Pulcheriam et Eudociam augustas de fide//Acta conciliorum oecumenicorum. 1927. T. 1. Vol. 1. Pt. 5. P. 26–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

26 Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) – французский социалист, теоретик анархизма. Деятель французской революции 1848 года. 29 System of Economical Contradictions or The Philosophy of Misery. – Boston, 1888. Vol. I. P. 448. 31 Альбер Камю (1913–1960) – французский писатель, публицист и философ-экзистенциалист. В его пьесах и философских трудах – поиски мировоззренческой опоры в лишенном Бога мире. 33 Бертран Рассел (1872–1970) – английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1950). 38 Joseph de Maistre. On God and Society (Essay on the Generative Principle of Political Constitutions and other Human Institutions). – Henry Regnery Company (Gateway Edition), 1959. P. 84–86. 41 Max Picard. Flight from God. – Henry Regnery Company, 1951; Hitler in Our Selves. – Henry Regnery Company, 1947. 44 Karl Marx. Capital. – Chicago. Charles Kerr and Company, 1906. Vol. 1. P. 824. На рус. яз. см.: Карл Маркс. Капитал. 46 О выводах Маркса о насилии см.: J.E.LeRossignol. From Marx to Stalin. – New York: Thomas Y.Crowell Company, 1940. P. 321–322. 47 «Коммунизм левого крыла» цитируется по кн.: Stalin. К вопросам ленинизма. – New York: International Publishers, 1932. P. 47. Lenin. The Proletarian Revolution and the Renegade Kautsky. – Little Lenin Library. 18. P. 19). На рус. яз. см: Сталин И.В. К вопросам ленинизма. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 3-е изд. С. 441. Ср.: «Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченное, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть». См. также: Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский. – М.: Прогресс, 1978. 48 Пауль Иозеф Геббельс (1897–1945) – доктор философии, был создателем системы пропаганды Германии, добившись на этом поприще блестящих успехов. Перед смертью Гитлер назначил его своим преемником на посту имперского канцлера, и юридически Геббельс занимал этот пост с 30 апреля 1945 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/c...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010