составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Часть I. Жизнеописание митрополита Иосифа (Петровых) Детство и годы учебы 15 декабря по старому стилю 9 1872 года в Устюжне 10 , тихом уездном городке Новгородской губернии, в семье мещан Петровых, имеющих многочисленную родню, родился четвертый ребенок, которого нарекли простым русским именем – Иван. Глава семьи – Семен Кириллович Петровых – был булочником. Во дворе их родового дома по Казанскому переулку 11 стояла маленькая пекарня, где Семен Кириллович вместе со своим помощником пекли хлеб, бублики и пироги. Все изготовленное разносилось по домам жителей; и хлеб, и бублики, и пироги пользовались большим успехом и охотно раскупались жителями Устюжны. Жена Семена Кирилловича, Евдокия Ивановна, урожденная Ганьковская, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а затем и многочисленных внуков. В семье Петровых было девять детей: Мария, Андрей, Сергей, Иван, Александр, Петр, Клавдия, Николай, Антонина. Вести хозяйство такой большой семьи было нелегко, и Евдокии Ивановне помогала взятая из деревни кухарка. Семья всегда отличалась набожностью – отмечались все церковные праздники, на дни ангелов собирались у именинника за общим столом. Эта традиция сохранялась до 1960-х годов, когда в Устюжне еще были живы братья и сестры Петровых, многих из них 12 автор застал в живых, так что удалось, хотя и не полностью, составить родословную семьи Петровых. Была у этой семьи своя родовая церковь – церковь Вознесения Господня на Всполье, позднее разрушенная в период гонений на Церковь Христову, как и другие храмы города. В метрической книге этой церкви о родившихся в 1872 году значилось в первой части под 9: «Пятнадцатого декабря родился Иоанн, крещен семнадцатого числа того же месяца, родители – Устюженский мещанин Семен Кириллович Петровых и законная жена его Евдокия Ивановна, оба православного исповедания» 13 . По рекомендации священника Вознесенской церкви маленький Иван был принят в Устюженское духовное училище, очевидно, после окончания народного училища или церковно-приходской школы. Память о знаменательном для него событии владыка Иосиф хранил всю жизнь; уже будучи архиереем, много лет спустя он записал в своем дневнике:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

About the Author Born in Odessa in 1893, Father Georges Florovsky was Assistant Professor at the University of Odessa in 1919. Having left Russia, Fr. Florovsky taught philosophy in Prague from 1922 until 1926. He was then invited to the chair of Patrology at St. Sergius’ Orthodox Theological Institute in Paris. In 1948 Fr. Florovsky came to the United States. He was Professor and Dean of St. Vladimir’s Theological School until 1955, while also teaching as Adjunct Professor at Columbia University and Union Theological Seminary. From 1956 until 1964 Fr. Florovsky held the chair of Eastern Church History at Harvard University. Since 1964 he has taught Slavic studies and history at Princeton University. Fr. Georges Florovsky, Emeritus Professor of Eastern Church History at Harvard University and recipient of numerous honorary degrees, is a member of the American Academy of Arts and Sciences. I. Aspects of patristic thought and history Patristic theology and the ethos of the Orthodox Church This article originally appeared as “The Ethos of the Orthodox Church” in The Ecumenical Review, Vol . XII, No . 2 ( Geneva, 1960), pp. 183 – 198. It was a paper presented to the Faith and Order Orthodox Consultation in Kilissia, Greece, August 16 – 18, 1959. Reprinted by permission of the author In 1872 WILHELM GASS published his Symbolik der Griechischen Kirche. Gass was an expert scholar, especially competent in the field of Byzantine studies. His monographs Gennadius und Pletho (Breslau 1844) and Die Mystik des Nikolaus Kabasilas (Greifswald 1849), were notable contributions to the study of late Byzantine theology, little known at that time. His Symbolik also was an able book, well written and well documented. Yet, a problem of method was involved in his exposition. It was at this methodological point that Gass was strongly challenged by another distinguished German scholar, Ferdinand Kattenbusch. 1 In fact, Gass based his exposition of Greek doctrine, mainly and deliberately, on the alleged “symbolic books” of the Eastern Church, in particular on Peter Mogilás Orthodox Confession (in its revised Greek version) and the Decrees of the Jerusalem Council of 1672.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Малые Карелы. Музей деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца из с. Горка Верхнетоемского р-на. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Георгиевская церковь из села Вершины Верхнетоемского района Летняя (холодная) церковь святого великомученика Георгия первоначально находилась на правой стороне речки Верхней Тоймы (правый приток Северной Двины) и входила в число храмов Николаевского прихода Вершинского погоста. Сведений о времени его образования не сохранилось, так как пожар 1717 года уничтожил зимний (теплый) храм этого прихода (тоже деревянный – во имя святителя Николая) и все записи о селении. В 1777 году на месте сгоревшего храма поставили новый, поэтому наиболее древним строением стала считаться Георгиевская церковь 1672 года. «Сей и сгоревший теплый были первые храмы по открытии здесь прихода, который, вероятно, составили поселившиеся жители соседственного селения - Верхней Тоймы, стесненные нуждами жизненного продовольствия». Ансамбль из теплого и холодного храмов некогда дополняла колокольня. Находившийся на ней старинный колокол относился к несколько более раннему времени, нежели Георгиевская церковь. Такой вывод следует из текста надписи, вылитой на нем: «HENRICX TER HORST FECIT DAЛENTRIAE ANNO 1633» Надпись имеет некоторые неточности, но несомненно, что колокол отлил некий мастер Генрих … Хорст в 1633 году. Возможно, это дает основание отнести возникновение села и строительство первого Никольского храма примерно к 1630 году. Ни колокольня, ни теплый деревянный храм не сохранились до нашего времени. В 1872-1875 годы на месте теплой церкви построили каменный Никольский храм, тоже не сохранившийся Сегодня единственной уцелевшей постройкой этого комплекса остается деревянный Георгиевский храм. В 1960-е годы его перевезли в музей деревянного зодчества «Малые Корелы» (Приморский район Архангельской области). В 1969 году церковь была отреставрирована под руководством В.А. Крохина. Проведенные в ходе работ исследования позволили восстановить обходную галерею и высокое «боярское» крыльцо с нарядным перекрытием «бочкой» и двумя лестницами-всходами по обе стороны от него

http://sobory.ru/article/?object=06047

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЬНИКОВ Федор Ефимович (1879 (?), г. Новозыбков Черниговской губ.- 26.05.1960, Мануиловский мон-рь (совр. жудец Сучава, Румыния)), старообрядческий писатель, издатель. Отец М., старообрядческий свящ. Евфимий Павлович Мельников (ок. 1845 - 3 янв. 1907), был рукоположен в 1872 г. старообрядческим Московским и Владимирским архиеп. Антонием (Шутовым) на приход в Новозыбкове. В 1892 г. вместе с представителями от старообрядцев-поповцев, не признающих Белокриницкую иерархию , совершил путешествие в К-поль для изучения вопроса о крещении митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . Выступал как апологет Белокриницкой иерархии (Беседа старообрядческого священника о. Евфимия Мельникова с беспоповцем Семеном Ивановичем Коликовым, происходившая 1890 г. мая 22-го в г. Новозыбкове - РГБ. Ф. 247. 908). Об активной деятельности Е. П. Мельникова упоминал К. П. Победоносцев в докладе за 1899-1900 гг. имп. Николаю II. Василий Ефимович, старший брат М.,- участник всероссийских съездов старообрядцев. Год рождения М. точно указать невозможно. Принятая в лит-ре дата - 1874 г. опровергается источниками. В приговоре Московского окружного суда 1911 г. по делу о книге «Блуждающее богословие» М. указан как мещанин г. Городня Черниговской губ. 32 лет (Слово Церкви. 1917. 18. С. 331). Следов., год рождения публициста - 1879-й. Эта дата подтверждается депутатской карточкой Временной Сибирской областной думы, заполненной М. в авг. 1918 г., где он пишет, что ему 39 лет ( Приль. Ф. Е. Мельников. 2007). В фонде Мельниковых в РГБ имеется гимназический билет М., выданный в 1891 г., когда он учился во 2-м классе; по всей видимости, ему тогда было ок. 12 лет, следов., он родился в 1879 г. Однако в том же архиве имеется список семейства свящ. Евфимия Мельникова, который он составил в 1887 г. В списке 9 детей, против имени Федора указано, что ему 10 лет (РГБ. Ф. 164. Карт. 16. Д. 20. Л. 1). Еще одна дата рождения публициста содержится в выявленной Л. Н. Приль автобиографии М., которую он подготовил в Праге (уже в эмиграции): 5 марта 1876 г.

http://pravenc.ru/text/2562954.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ [греч. Γρηγριος Θαυματουργς] (ок. 213, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) - после 270, там же), свт. (пам. 17 нояб.), еп. Неокесарийский. Жизнь Основными источниками жизнеописания Г. Ч. являются: 1. «Благодарственная речь Оригену», произнесенная им в Кесарии Палестинской по окончании обучения. В ней Г. Ч. сообщает краткие сведения о своем происхождении, о первоначальном воспитании и образовании, о пути, приведшем его к Оригену , подробно описывает общение с ним. Это наиболее достоверный источник, охватывающий жизнь Г. Ч. до начала его церковно-общественного служения. 2. Письмо Оригена к Г. Ч. (PG. 11. Col. 87-92; рус. пер.: Творения св. Григория Чудотворца. С. 53-56) - важное дополнение к «Благодарственной речи...». 3. «Слово о жизни св. Григория Чудотворца», написанное свт. Григорием , еп. Нисским (Ες τν βον το γου Γρηγορου το Θαυματουργο, De vita Gregorii Thaumaturgi//PG. 46. Col. 893-957; рус. пер. Творения св. Григория Нисского//ТСОРП. 1872. Т. 45. Ч. 8. С. 126-197), принадлежит к жанру похвальных слов. 4. «Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского», сохранившаяся в сир. переводе (ркп. VI в.- Британский музей (add. 14648, опубл.: Bedjan. Acta. T. 6. P. 83-106; рус. пер. этого Жития: Творения св. Григория Чудотворца. С. 1-17); др. сир. копия VI в.: Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//Палестинский сборник. 1960. Т. 6 (69). С. 140-143 (ркп. N S. 4), груз. версия сир. Жития: Кекел. A-90. Fol. 312rb). 5. Сообщение Руфина Аквилейского в его дополнениях к лат. переводу «Церковной истории» Евсевия Кесарийского ( Eusebius. Werke. Bd. 2: Die Kirchengeschichte/Hrsg. E. Schwarz; Die lateinische Übers. d. Rufinus/Hrsg. T. Mommsen. Lpz., 1908. Tl. 2. S. 953-956). 6. Краткие упоминания свт. Василия Великого в кн. «О Святом Духе» ( Basil. Magn. De Spirit. Sanct. 29). Последние 4 источника касаются гл.

http://pravenc.ru/text/168083.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июнь 2012 16 мин., 30.06.2012 1 страница обложки – Доктор Лиза , Елизавета Глинка, руководитель Международной общественной организации «Справедливая помощь» ( фото Владимира Ештокина). См. в рубрике «Интервью номера» статью: Доктор Лиза: «Я всегда на стороне слабого». Бомжи и другие обычные люди глазами Елизаветы Глинки (С.10-18). Пролог : (на заставке – фото Василия Хименко. www.photomaster.kz) Марина Цветаева. «Над синевою подмосковных рощ…». Стихотворение. Троицын день. 1916//Фома. - – июнь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма :   Письма … о папах . Подборка писем и цитат. Фото Владимира Ештокина//Фома. - –июнь 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »).            На руках /Владимир Гурболиков . – С.4; Запах пороха /Елена Евсеева . - С.4; Святитель Феофан , затворник Вышенский (1815-1894). – С.4; Погодки /Священник Святослав Шевченко , г. Благовещенск. – С.4; Послание к Колоссянам святого апостола Павла 3:21 . Цитата: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». – С.5; Гилберт Честертон (1874-1936), « Вечный человек ». Цитата: «Те, кто копается во тьме начала, говорят иногда, что людьми когда-то правили женщины…». – С.6; « Светилось в нем детство …»/Протопресвитер Александр Шмеман (1921-1983). Из дневников . – С.6; Императрица Александра Федоровна Романова (1872-1918). Цитата: «Отец вносит в жизнь ребенка Закон и Порядок…». – С.6; Папина дочка/ Ангелина Филатова , г. Первомайск. – С.6;   «Ничего не бойся, сынок!» /Евгений Леонов (1926-1994). « Письма сыну ». – С.6;   Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 3:5. Цитата: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих…». – С.6.   Реклама : С.7. Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . Главное – кто, или Несколько слов на тему искусства – современного и не очень . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Автопортрет. Норман Рокуэлл, 1960//Фома. - – июнь 2012. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-110-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛЬСКИЙ Михаил Васильевич (20.09.1848 - 2.07.1917, имение Дубки близ Москвы), правосл. библеист, востоковед, основатель российской ассириологии. Родился в семье диакона Николаевской ц. в с. Мясном (Мяснове; ныне в составе городского округа Ступино) Серпуховского у. Московской губ. С 1862 по 1868 г. учился в МДС, где содержался на собственном иждивении. По окончании семинарии по 1-му разряду в том же году поступил в МДА, прослушал полный курс общеобязательных и специальных наук по богословскому отделению. Являясь выпускником 28-го курса академии (1868-1872), Н. был удостоен степени кандидата с правом соискания степени магистра без устного испытания. Будучи студентом МДА, Н. наряду с классическими языками - греческим и латинским овладел также и древнееврейским. Он был оставлен в академии для получения профессорского звания и нек-рое время работал в МДА в качестве исполняющего должность доцента по кафедре евр. языка и библейской археологии. Еще в 1872 г., когда Н. оканчивал МДА, он серьезно занимался проблемами библейской критики. По всей видимости, расхождение во взглядах по этому вопросу с ректором МДА профессором прот. А. В. Горским помешало Н. получить профессорское звание ( Редер. 1960. С. 108). Большую часть своей жизни Н. оставался «частным» ученым и, по свидетельствам современников, работал при самых невыгодных научных и материальных условиях, мужественно перенося все неблагоприятные последствия этого положения. По окончании МДА Н. отказался от богословской деятельности и предпочел положение преподавателя древнегреч. языка в Воронежской ДС (с 11 сент. 1872). Затем занимал должности преподавателя древнееврейского и греч. языков в МДС (1873-1884) и старшего справщика Московской Синодальной типографии (1884-1894). Параллельно в течение неск. лет начиная с 1881 г. и в 1898-1900 гг. состоял приглашенным преподавателем древнеевр. языка и ассириологии на историко-филологическом фак-те Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

Голубцов С. Профессура МДА Голубцов С. А., протодиак. Московская Духовная Академия в нач. ХХ в.: Профессура и сотрудники: Осн. биогр. сведения: По мат-лам архивов, публ. и офиц. изданий. М., 1999 Горский, Невоструев. Описание Горский А. В., прот., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной б-ки. М., 1855-1917. 3 отд., 6 т. Гранат Энциклопедический словарь Русского библиографического института «Бр. А. и И. Гранат». М., 1910-1948. 58 т. Григорианский хорал: (Сб.) Григорианский хорал: Сб. науч. тр./Сост.: Т. Кюрегян, Ю. Москва. М., 1998 Груз. лит. История грузинской литературы. Тбилиси, 1951. Т. 1; 1960. 6 т. (на груз. яз.) ГСАН Гласник Српске Akaдeмuje наука. Београд, 1949-. ГСКА Гласник Српске Akaдeмuje. Београд, 1887-. (с 1949 - ГСАН) ГСНД Гласник Скопског научног друштва. 1925-1940. Вып. 1-21 ГСУ, БФ Годишник на Софийския университет, богословски факултет. София, 1924-1950 ГСУД Гласник Српског Ученог друштва. Београд, 1847-. Т. 1-. ГСУ, ИФФ Годишник на Софийския университет, историко-филологически факултет. София, 1910-1950. Т. 5-46. ГСУ, ФилолФ Годишник на Софийския университет, филолошки факултет. София, 1908-. Т. 1-. ГСУ, ФСФ Годишник на Софийския университет, факултет по славянски филологии. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ФФ Годишник на Софийския университет, филозофски факултет. София, 1924-. Т. 1-. ГСУ, ЦСВП Годишник на Софийския университет, научен център за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев». София, 1987-. Т. 1-. ГТГ: Кат. собр. Государственная Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 1995. Т. 1: Древнерусское искусство X - нач. XV в./Ред.: Я. В. Брук Губонин. История иерархии История иерархии Русской Православной Церкви: Коммент. списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г./Сост.: М. Е. Губонин; ПСТГУ. М., 2006 Гуниа. Груз. мон-ри Гуниа И. Грузинские монастыри: Энцикл. справ. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.) ГФФНС филозофског факултета у Новом Саду. Нови Сад, 1956-. Т. 1-. ДАИ Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846-1872. 12 т. Дамаскин Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия. Тверь, 1992-2002. 7 кн., 20053. Кн. 1-4 ДанБлаг Даниловский благовестник. М., 1991-. ДБ Духовная беседа. СПб., 1858-1876 ДВ Духовный вестник. Х., 1862-1867 ДВГЭ Духовный вестник Грузинского Экзархата. Тифлис, 1891-1906 ДВС Деяния Вселенских Соборов: В 4 т. Каз., 1908-1912. СПб., 1996-1997р ДГВЕ Древнейшие государства Восточной Европы: [Ежег.]. М., 1991-. (до 1990 г.- ДГСССР) ДГСССР Древнейшие государства на территории СССР: Мат-лы и исслед./Ин-т истории СССР. М., 1976-1990 (далее - ДГВЕ) ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1950 Денисов Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М., 1908

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=5

Полтава. Церковь Всех Святых. Всесвятская кладбищенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Деревянная Всехсвятская церковь известна с 1740 г., находилась на территории кладбища (ул. Новый Базар ). В 1808 г. перенесена на территорию старого кладбища (теперь парк им. И.П. Котляревского). В 1858-1864 гг. построена каменная, пятиглавая Всехсвятская церковь с двумя башнями – колокольнями вдоль главного входа. Под ней был устроен склеп с многочисленными захоронениями. Разобрана в 1960-1962 гг. На этом месте воздвигнут мемориальный комплекс Солдатской славы. Находилась в начале аллеи со стороны ул. Фрунзе, ведущей к Вечному огню, на том месте, где лежит гранитный камень с надписью ”1941-1945“. Всесвятская кладбищенская церковь была заложена 29 июня 1858 г., окончена и освящена 18 октября 1864 г. Стояла на окраине города по Кобеляцкой улице. Каменная, пятиглавая, с колокольней в одной связи. Строительство производилось при главном участии управляющего здешней палатой государственных имуществ генерал-майора Г.В. Яковлева. Постройка церкви обошлась в 15402 руб. 81 коп. Причта при ней не было, попеременно ею заведовали священники Полтавского Крестовоздвиженского монастыря и Успенского собора. С 1862 г. стала самостоятельной. Престолов три: главный - во имя Всех Святых, придельные – с правой стороны во имя святой и праведной Елисаветы, освящен 27 апреля 1865 г., с левой – во имя св. княгини Ольги, освящен 25 ноября 1890 г. Под церковью находился погребальный склеп. В конце XIX - началле XX в. священником Всехсвятской церкви был Г.А. Гапон (1870-1906). Новое кладбище было открыто 1 сентября 1872 г. При церкви 12 января 1897 г. было открыто Братство во имя Пресвятой Богородицы. Разобрана в 1960-62 гг. На месте храма в 1969 г. был построен мемориальный комплекс Солдатской славы. Всесвятская кладбищенская церковь, по Кобелякской улице, каменная о пяти главах, с колокольней в одной с ней связи, начата постройкой 29 июня 1858, окончена и освящена 18 октября 1864 г. Постройка ее произведена при главном участии управлявшего в то время здешней палатой государственных имуществ генерал-майора Григория Васильевича Яковлева. Постройка церкви обошлась в 15402 р. 81 к.

http://sobory.ru/article/?object=39737

Болдово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Село Болдово в 1913 году было довольно крупным - 510 дворов. Проживало в нем 3 483 человек. В настоящее время в селе Болдово проживает около 700 чел. Первый храм в Болдове был построен в середине XVIII века, пос­ле крещения всего языческого населения села. Во второй половине XIX века было предпринято возведение второго деревян­ного храма, оказавшегося для прихода тес­ным и неудобным. В 1871 году священник И. Колоколов уговорил крестьян взяться за возведение каменного храма. Закладка состоялась 2 июля 1872 года; воодушевле­ние людей было настолько велико, что в этот же день народ пожертвовал на строи­тельные материалы много денег и 1500 аршин холста. В дальнейшем за неиме­нием денег прихожане жертвовали зерно, холсты, а средства от продажи шли на продолжение стройки. Общестроительные работы были завершены в 1878 году и сто­или 40 тысяч рублей. К осени 1879 года уже был готов иконостас для летней час­ти (современниками он признавался очень хорошей работы), среди икон были четы­ре превосходных образа кисти академика И. К. Макарова. Для остекления использо­валось дорогое бемское стекло. 7 октября 1879 года состоялось освящение зимней (придельной) Вознесенской церкви, а в 1880-82 годах были освящены придель­ная Казанская церковь и основной храм, летний, во имя святителя Николая Чудот­ворца. Построенная в новорусском стиле, в одну главу под шатровым перекрытием, Никольская церковь отличалась изяществом и благородной красотой. В советское время храм был реквизирован, превращен в склад и наполовину уничтожен (снесли придель­ные церкви и колокольню). В начале 1960-х наступление на церковь было столь сильным, что на всю Мордовию осталось только 14 действующих храмов, в т. ч. 3 молитвенных дома. В это же время началось «добивание» уцелевших церквей: сносили не просто стены, даже фундаменты выкорчевывали. Полностью были уничтожены храмы в Чамзинке…, Болдове, в десятках др. сел. Власти уже даже не желали использовать храмы как склады, ссыпные пункты или клубы – рушили все подряд.

http://sobory.ru/article/?object=25939

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010