Особенно последние годы представляют очень неутешительные для протестантов данные. Прежде всего статистика говорит не в пользу их, как показывает следующая таблица: 1871 г. 1880 г. 1885 г. 1890 г. 1900 г. Протестанты % Католики % Таким образом, если с 1871 г. до 1890 г. замечалось постоянное ослабление католичества, то за последние 10 лет оно растёт быстрее своего противника: за это время протестантство увеличилось на 4,204,294 человека, или 13, 55%, а католичество на 2,653,011 ч., т. е. на целых 15,01%. – Правда, статистика смешанных браков и переходов из одного вероисповедания в другое даёт очень благоприятные для протестантов цифры: из детей от смешанных браков в общем становятся протестантами 56%, католиками 44%; перешло: в протестантство в католичество 1895 г. 3,895 чел. 588 чел. 1896 г. 4,367 чел. 664 чел. 1897 г. 4,469 чел. 705 чел. 1898 г. 5,176 чел. 699 чел. 1899 г. 5,651 чел. 668 чел. 1900 г. 6,104 чел. 669 чел. Следовательно, увеличение католичества объясняется исключительно переселением в Германию католиков из соседних стран (преимущественно из Русской Польши), т. е. явлением более или менее случайным. Но чем бы не объяснялось усиление противника, – протестантов это крайне тревожит, тем более, что в точности только-что приведённых цифр многие сильно сомневаются (думают, что католические власти в своих отчётах намеренно уменьшают число обращений в католичество). Ещё более смущает протестантов церковная политика —724— Пруссии за последние годы. Учреждение католического богословского факультета в Страсбурге, победа Трирского эпископа над Имперским канцлером в школьном споре, уступка католикам в вопросе об иезуитах и другие, более мелкие факты доказывают, что Пруссия на всех пунктах отступает перед грозным папизмом. Последняя поездка Императора Вильгельма II в Рим носила совершенно иной характер, чем первая: насколько тогда он был холоден и сдержан по отношению к папе, настолько теперь он любезен, заискивающе-ласков, даже – раболепен к нему; summus episcopus Прусской протестантской церкви рассыпался в любезностях перед главой католической церкви, который в своей Canisius – Enzyklika ругает реформацию и который ежегодно торжественно проклинает протестантов, как еретиков! Конечно, Император не добровольно унижался, так как он истинный протестант; очевидно, высшие политические соображения, заботы о своём народе принудили его к тому!..

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синода, т.е. 1721 годом 39 . Эти «Рассказы», мысль о которых внушил автору М.М. Евреинов († 1878), печатанные в Душеполезном чтении за 1865–1871, 1873–1875 годы, выходили и отдельными книгами, сначала как оттиски из сего журнала, а потом и особыми изданиями, которых было до шести. «Рассказы» сделали автора еще более известным, нежели прежние его труды 40 ; 2) «Путевые письма с Севера» (Описание путешествия в северные русские монастыри), напечатанные в Душепол. Чтении за 1867 и 1868 годы, также вышли и отдельною книгою (М. 1868; 3) «Путевые письма из древней Суздальской области» (Душепол. Чтен 1868 и 1869гг.); 4) «Письма из Киева» (там же, 1869 и 1870); 5) «Путевые письма с берегов Волги» (там же, 1871 г., т. I и III); 6) «Задонские и Елецкие подвижники. Письма к М.М. Евреинову» (там же, 1872, т. III); 7) «Ученики преподобного Сергия и основанные ими обители» (там же, 1877, II); 8) «Святыни и древности Старой Руссы» (там же, 1878, II); 9) «Святые властители Русской земли» (там же, 1890, I, II); 10) «Село Подсосенье» (там же, 1892, III) и мн. др. того же рода 41 или 11) «Живой мертвец» (там же, 1869, II), статейка, напечатанная едва не во всех Епархиальных Ведомостях; 12) «Освящение храма в Московской Духовной академии» (Душепол. Чтен 1870, I); 13) «Письмо к М.М. Евреинову, в дополнение к его воспоминаниям о митроп. Филарете» (там же, 1870, III); 14) «Мысли при гробе княгини А.П. Волконской» (там же, 1872, III) – превосходнейшая по тону, глубине чувства и изяществу изложения статья 42 ; 15) «Нечто о спиритизме» (там же, 1883, III) и мн. др. 43 . Имея большую склонность к занятиям стариною и обладая обширною, крепкою памятью, а вместе с тем видев на своем веку весьма многое и весьма многих, граф М.В. Толстой с любовью отдавался нередко воспоминаниям о былом в своей жизни и в своих соотношениях с разными лицами и событиями. Сюда можно отнести, кроме некоторых из перечисленных сейчас статей в Душеполезном Чтении, как печатаемые в том же Душеп. Чтении (с 1890 года и по 1895 год) статьи под общим заглавием «Хранилище моей памяти», составившие доселе уже три книжки (1 и 2-ая Москва, 1891 и 1893; 3-я М.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ в Российской империи проводились в 1869-1911 гг. Всего было 15 А. с.: 1-й - в Москве (1869), 2-й - в С.-Петербурге (1871), 3-й - в Киеве (1874), 4-й - в Казани (1877), 5-й - в Тифлисе (1881), 6-й - в Одессе (1884), 7-й - в Ярославле (1887), 8-й - в Москве (1890), 9-й - в Вильно (1893); 10-й - в Риге (1896), 11-й - в Киеве (1899), 12-й - в Харькове (1902), 13-й - в Екатеринославе (1905), 14-й - в Чернигове (1908), 15-й - в Новгороде (1911). Предполагавшийся 16-й съезд в 1914 г. во Пскове не состоялся из-за начала первой мировой войны. Идея проведения А. с. в России (по примеру ведущих европ. стран) была высказана в 1864 г. председателем Московского археологического об-ва гр. А. С. Уваровым . Разрешение на открытие 1-го съезда было получено 27 апр. 1867 г. А. с. (как и Археологические об-ва) находились в ведомстве Мин-ва народного просвещения, утвердившего в 1868 г. правила их проведения. Мин-во финансировало А. с., выделяя на каждый из них 3 тыс. р. Кроме того, на подготовку А. с. жертвовали средства члены имп. фамилии (напр., вел. кн. Михаил Николаевич), общественные орг-ции городов - мест проведения съездов, различные учреждения и частные лица. Место проведения каждого съезда определялось на последнем заседании предыдущего, на к-ром происходило избрание предварительного комитета для осуществления подготовительной работы. На А. с. работали тематические отд-ния (древности первобытные, древности историко-географические и этнографические, памятники искусств и художеств, рус. быт, памятники церковные, памятники славяно-рус. языка и письма, памятники археографические и т. д.). Функции научного руководства А. с. осуществлял ученый комитет (председатели А. с. и секретари отд-ний). Председателем 1-4-го и 6-го А. с. был гр. Уваров, 5-го - А. В. Комаров, 7-го - И. Е. Забелин и т. д. Кроме того, на отдельных А. с. избирались почетные председатели (в 1871 - вел. кн. Константин Николаевич, в 1884, 1890 - вел. кн. Сергей Александрович).

http://pravenc.ru/text/76470.html

Ростов н/Д, 2012. 66 Гераськин Д.П. Новочеркасское духовное училище в период 1821–1867 гг.//Просвещение, миссия, образование в истории Донской (Ростовской) епархии. Сб. материалов церковно-исторической конференции Ростовского-на-Дону ЦДО ПСТГУ. Ростов н/Д, 2006. С. 38–62; Енина И.А. Донская духовная семинария//Донской архив. Историко-генеалогический альманах. Вып. 5. Ростов н/Д, 2009. С. 10–19; Степаненко Н.А. Донской епархиальный церковно-исторический комитет//Донской архив. Историко-генеалогический альманах. Вып. 5. Ростов н/Д, 2009. С. 13–19. 67 Шадрина А.В. Духовенство Донской епархии 1908–1919 годы//Вестник Ростовского Генеалогического общества. Вып. 3. Ростов н/Д, 2012. С. 4–294. 68 Полн. собр. зак. Собр. 2. 1862. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1865. Т. XXXVII. Отделение первое. Собр. 2. 1863. Т. XXXVIII. Отделение первое. Собр. 2. 1867. Т. XLII. Отделение первое. 1868. Т. XLIII. Отделение первое. 1869. Т. XLIV. 1871. Т. XLVI. Отделение первое. 1875. Т. L. Отделение второе. 69 Устав духовных консисторий. 1883//Полн. собр. зак. Собр. 3. 1883. СПб., 1886. Т. III. С. 111–155. 70 Положение об управлении Донского Войска. Ч. I, II и III. СПб: В Военной Типографии, 1835; Приложения к наказу гражданскому управлению Донского войска. СПб.: В Военной Типографии, 1835; Полн. собр. зак. Собр. 2. 1835. СПб.: Типография II Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1836. Т. X. Отделение первое. 71 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева за 1888–89 гг. СПб., 1890. Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора святейшего Синода за 1869 г.//Донские епархиальные ведомости. 1871. 14. 15 июля. С. 424–430. 16. 15 августа. С. 424–428; Извлечение из всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода, графа Д.А. Толстого по Ведомству Православного Исповедания за 1871 г.//Там же. 1873. 10. 15 мая. С. 294–295; Извлечение из всеподданнейшего отчета Обер-Прокурора Святейшего Синода по духовному ведомству за 1873 год//Там же. 1875. 15. 1 августа. С. 449–453.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Командировка эта была дана ему в мае 1872 года. Подробнее об этом – ниже. 2408 М.И., магистра XXIII курса (1862 г.) Московской Духовной Академии, впоследствии, до 1894 года, экстраординарного профессора С.-Петербургской Духовной Академии по кафедре истории философии. Заграничная командировка с ученою целью дана была ему в 1873 году. 2409 Богословского, Главного священника армии и флотов (бывшего прежде, до 1865 г., законоучителем в Училище Правоведения), переведенного в Москву, кафедральным протоиереем Архангельского собора, а потом, с 1879 г., протопресвитера Московского Успенского собора, автора известной Священной Истории Ветхого и Нового Завета (за Свящ. Историю Нового Завета он был удостоен степени доктора Богословия), «Курса общего церковного права» и др. сочинений. Скончался в 1884 г. 2411 Высокопреосвященный Филарет, Митрополит Московский, по случаю совершившегося в 1864 году пятидесятилетия существования Московской Духовной Академии, пожертвовал капитал в 12.500 рублей, с тем, чтобы проценты с этого капитала (в размере 640 рублей) ежегодно присуждаемы были как пособие и поощрение одному из наставников Академии и чтобы основанием такого присуждения были преимущественно – полезное и нравственное влияние на наставляемых и не кратковременная служба («старшинство по полезной и усердной службе»), а также чтобы наставник, получивши однажды эту награду, мог быть удостоен её снова не ранее, как чрез шесть лет после получения первой награды. Премия эта существует в Академии и доселе и ежегодно выдается одному из наставников. В заседании Совета Академии 28 ноября 1871 года премия эта была присуждена А.Ф. Лаврову. Подробнее об этом в Протоколах Совета Академии за 1871 год, стр. 228–230. 2412 Т. е. с первым в Московской Духовной Академии докторским диспутом, происходившим 9-го декабря 1871 года. На этом диспуте ординарный профессор Академии архим. Михаил защищал свое сочинение: «О евангелиях и евангельской истории» (по поводу книги Ренана «Жизнь Иисуса», издан. 2-е, Москва, 1870 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: «Блажен, кому дано два слуха — кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа». Последнее собрание стихотворений Полонского достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом «Мечтатель», смысл которого в том, что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем-то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени — та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положени51 одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стихотворение «Аллегория», яснее — в стихотворении «То в темную бездну, то в светлую бездну» и всего яснее и живее — в стихотворении «Детство нежное, пугливое»). Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе: «Признания Сергея Чалыгина» (Спб., 1888), «Крутые горки» (Спб., 1888), «Дешевый город» (Спб., 1888), «Нечаянно» (Москва, 1844). Его юмористическая поэма «Собаки» издана в 1892 г. (Спб.). Сборники стихотворений Полонского: «Гаммы» (1844), «Стихотворения 1845 года» (1846), «Сазандар» (1849), «Несколько стихотворений» (1851), «Стихотворения» (1855), «Оттиски» (1860), «Кузнечик–Музыкант» (1863), «Разлад» (1866), «Снопы» (1871), «Озими» (1876), «На закате» (1881), «Стихотворения 1841 — 1885 гг.» (1885), «Вечерний звон» (1890). Полное собрание стихотворений Полонского издано в 1896 году в 5 томах. Собрание сочинений издано в 1869 году в 3 томах, в 1886 г. — в 10 т. Ср. о Полонском Белинский, «Сочин.» (т. X); Добролюбов (т. III); Эдельсон, в «Библиот. для чтения» (1864 г., 6); Арсеньев, «Крит, этюды» (т. 11); Страхов, в «Заре» (1871, 9); Кельсиев, в «Всем. Труде» (1868, 9); «Историч. Вестн.» (1887, 5); Вл. Соловьев, в «Ниве» (1896, 2 и 6); Я. П. Полонский, «Рецензент «Отеч. Записок» и ответ ему» (Спб., 1871, брошюрка); Евг. Гаршин, «Поэзия Я. П. Полонского» (Спб., 1887); Перцов, «Философские течения в русской поэзии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

П.А. Зайончковского: В 2 т. Т. 1. М., 1966. С. 390. 79 Дневник государственного секретаря А.А. Половцова/Под ред. П.А. Зайончковского. Т. 1. С. 390. 130 Письма к С.А. Рачинскому//ОР РНБ. Ф. 631 (С.А. Рачинский). 1881. Январь-август. Л. 104–104 об. 131 Письма к С.А. Рачинскому//ОР РНБ. Ф. 631 (С.А. Рачинский). 1882. Январь-июль. Л. 145 об.–146. 150 Письма разных лиц к П.И. Бартеневу (1887)//Российский государственный архив литературы и искусства (далее – РГАЛИ). Ф. 46 (П.И. Бартенев). Оп. 1. Ед. хр. 579. Л. 265 об. 151 Цит. по: Тальберг Н.Д. Победоносцев: Очерки истории императорской России. М., 2000. С. 123–124. 168 Письма разных лиц к П.И. Бартеневу (1904)//РГАЛИ. Ф. 46 (П.И. Бартенев). Оп. 1. Ед. хр. 596. Л. 394. 184 Хроника русской юридической литературы за 1889 г.//Юридическая летопись. 1890. Февраль. С. 133. 186 Оршанский И. [Рецензия]: Курс гражданского права. Сочинение К. Победоносцева . Часть вторая: Права семейственные, наследственные и завещательные. Второе издание с переменами и дополнениями. СПб., 1875//Журнал гражданского и уголовного права. СПб., 1876. Кн. 1. Февраль. С. 259–260. 187 Чичерин Б.Н. История политических учений: В 5 ч. М., 1869–1902. Ч. 4. М., 1877. С. 439. 188 Победоносцев К.П. Критика на сочинение М. М. Михайлова о русском гражданском судопроизводстве до издания Свода Законов 1832 г.//Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачовым. СПб., 1859. Кн. 1. С. 1. 190 Победоносцев К.П. Критика на сочинение М.М. Михайлова о русском гражданском судопроизводстве до издания Свода Законов 1832 г. С. 1–2. 209 Победоносцев К.П. Судебное руководство: Сборник правил, положений и примеров, извлеченных из теории и практики гражданского судопроизводства с полным указателем к судебным и распорядительным решениям по сему предмету кассационных департаментов Сената. СПб., 1872. С. II. 211 Кр. М. [Рецензия]: Курс гражданского права. Часть 1: Вотчинные права. 1868; Ч. II: Права семейственные, наследственные и завещательные. 1871. Соч. К. Победоносцева //Судебный вестник: Газета юридическая и политическая. СПб., 1871. 4. С. 1. 226 Спасович В. Разбор 2-й части “Курса гражданского Права К. Победоносцева ”: О правах семейственных//Спасович В. За много лет (1859–1871): Статьи, отрывки, история, критика, полемика, судебные речи и проч. СПб., 1872. С. 150. 234 Письма к С.А. Рачинскому//Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 631 (С. А. Рачинский). 1896. Май-июнь. С. 154 об. 237 Интересно, что г. Победоносцев, изложение которого отличается чрезвычайной монотонностью, упрекает Неволина в сухости изложения (т. I, стр. 745), а Неволин упрекает в том же Рейца. Читать далее Источник: Курс гражданского права : [в 3 ч.]/соч. К. Победоносцева. - СПб. : Тип. А. А. Краевского, 1868- 1880. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

К лучшим произведениям Полонского относится " Кассандра " (за исключением двух лишних пояснительных строф — IV и V, ослабляющих впечатление). В больших поэмах Полонского из современной жизни (человечьей и собачьей), вообще говоря, внутреннее значение не соответствует объему. Отдельные места и здесь превосходны, например: описание южной ночи (в поэме " Мими " ), в особенности звуковое впечатление моря: В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: " Блажен, кому дано два слуха — кто и церковный слышит звон, и слышит вечный голос Духа " . Последнее собрание стихотворений Полонского достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом: " Мечтатель " , смысл которого в том, что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем-то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясной тайна времени — та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стихотворение " Аллегория " , яснее — в стихотворении " То в темную бездну, то в светлую бездну " и всего яснее и живее — в стихотворении " Детство нежное, пугливое " ). Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе: " Признания Сергея Чалыгина " (СПб., 1888), " Крутые горки " (СПб., 1888), " Дешевый город " (СПб., 1888), " Нечаянно " (М., 1844). Его юмористическая поэма " Собаки " издана в 1892 г. (СПб.). Сборники стихотворений Полонского: " Гаммы " (1844), " Стихотворения 1845 г. " (1846), " Сазандар " (1849), " Несколько стихотворений " (1851), " Стихотворения " (1855), " Оттиски " (1860), " Кузнечик–музыкант " (1863), " Разлад " (1866), " Снопы " (1871), " Озими " (1876), " На закате " (1881), " Стихотворения 1841 — 85 г. " (1885), " Вечерний звон " (1890). Полное собрание сочинений Полонского издано в 1896 г. в 5 томах. Собрание сочинений изд. в 1869 г. в 3 т., в 1886 г. — в 10 т. Ср. о Полонском Белинский " Сочинения " (том X); Добролюбов (том III); Эдельсон в " Библиотеке для Чтения " (1864, Л 6); Арсеньев " Критические этюды " (том II); Страхов в " Заре " (1871, Л 9); Кельсиев во " Всемирном Труде " (1868, Л 9); " Исторический Вестник " (1887, Л 5); Вл. Соловьев в " Ниве " (1896, Л 2 и 6); Я. П. Полонский " Рецензент Отечественных Записок и ответ ему " (СПб., 1871, брошюрка); Евг. Гаршин " Поэзия Я. П. Полонского " (СПб., 1887); Перцов " Философские течения в русской поэзии " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

Сын С. Д. Шереметева; Шереметев Сергей Дмитриевич (1844–1918), граф, историк, искусствовед, общественный и государственный деятель, коллекционер, почетный член Петербургской АН (1890), член-корр. (1900), почетный член (1903) Национальной академии в Реймсе. Предводитель дворянства Московской губ. (1885–1890). Основатель (1877) и председатель (1888–1917) Об-ва любителей древней письменности, председатель АК (с 1900), Об-ва ревнителей русского исторического просвещения (с 1895), К-та о русской иконописи (с 1901), редактор и издатель сборников «Старина и новизна» (Кн. 1–22), инициатор открытия в своем имении в Остафьеве первого в России музея-заповедника дворянского быта и культуры (1903, дом имения был открыт для бесплатного посещения с 1899), член Государственного совета (с 1900), попечитель Странноприимного, в Москве, дома гр. Шереметева (1871–1917). Почетный член ОИДР (1883), МДА (1903), Петербургского ун-та (1913) и др. Отец П.С. Шереметева; Шестаков Сергей Петрович (1864–1940), филолог-классик, историк античности, византинист, магистр (1893), доктор (1898) греческой словесности, член-корр. Петербургской АН (1916). Приват-доцент (1890–1900), профессор (1902–1933), декан (1906, 1907, 1909, 1911–1917), заслуженный профессор (1915) историко-филологического ф-та, старший научный сотрудник Научной б-ки (1934–1938) Казанского ун-та. Член Попечительского совета Казанского учебного округа (1904–1910), преподаватель (с 1906), директор (с 1911) ВЖК в Казани. Профессор Восточного археологического ин-та, преподаватель Восточно-педагогического ин-та (с 1928), сотрудник Казанского ин-та советского права и советского строительства (1933–1934); Шестаков Сергей Сергеевич (1862–?), инженер-механик. Участковый инженер Московской Городской управы, позже зав. планировочно-земельным подотделом Московского Коммунального хозяйства, профессор Московского Высшего технического уч-ща и Московского межевого ин-та. Расстрелян; Шестаковы, семья С. С. Шестакова; Шидловский Сергей Иллиодорович (1861–1922), политический деятель, крупный землевладелец. Член правления Крестьянского поземельного банка (с 1900), директор Департамента земледелия (1905). Октябрист, депутат III (товарищ председателя) и IV Государственных дум, в IV думе возглавлял левое крыло партии октябристов, председатель бюро Прогрессивного блока. В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, затем член Главного земельного к-та, Предпарламента. С 1920 в эмиграции в Эстонии;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

А.П. Соловьев Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) и философская мысль в Казанской Духовной Академии последней четверти XIX – начала XX века Источник Содержание 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии 2. Начало формирования философской системы архиеп. Никанора в Казанской духовной академии 3. Идейное наследие архиеп. Никанора в Казанской духовной академии: П.А. Милославский, В.Н. Несмелов, А.А. Воронцов Источники и литература     Статья посвящена выявлению тех истоков философской системы архиеп. Никанора (Бровковича) (1826–1890), которые связаны с его деятельностью на должности ректора Казанской духовной академии (1868–1871). Дана общая характеристика его отношения к академии и проанализированы его философские труды и идеи, сформировавшиеся во время ректорства в КазДА. Определено его влияние на крупнейших представителей казанской духовно-академической философии конца XIX – начала XX века П.А. Милославского и В.И. Несмелова . Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно – исследовательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии В самом начале XX века в Казанской духовной академии была учреждена стипендия имени высокопреосвященнейшего Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского и Херсонского. Стипендия исчислялась с процентов капитала, пожертвованного академии ее выпускником (1870 года) и почетным членом (с 1903 года) епископом Глазовским Варсонофием (Кургановым). Стипендию должен был получать «один из беднейших студентов духовного звания, отличающийся благонравием и успехами» 1 . Еп. Варсонофий оказался не единственным учеником и коллегой архиеп. Никанора, кто почтил его память пожертвованием. Ранее, а именно 3 февраля 1891 года, накануне сорокового дня после кончины архиеп. Никанора, в Казанской духовной семинарии прошел памятный вечер с панихидой по почившему архиерею. На этом вечере преподавателем казанской семинарии И.А. Невзоровым 2 была прочитана лекция «Взгляд Высокопреосвященного Никанора на современную культуру и русское общество» 3 . Весь сбор от чтения пошел на пополнение капитала, с которого выдавалась премия двум лучшим студентам Казанской семинарии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010