Одним из признанных специалистов по истории Церкви был действительный член ОИДР Г. Ф. Карпов. В ЧОИДР он опубликовал работу «Очерки из истории Российской церковной иерархии» (1864. Отд. 1. Кн. 3, 4), в к-рой прежде всего рассматривал вопрос о влиянии Церкви на процесс объединения земель вокруг Москвы. В ЧОИДР были опубликованы труды Е. Е. Голубинского «История Русской Церкви» (1900. Кн. 1; 1901. Кн. 3; 1904. Кн. 2-3; 1906. Кн. 2; 1916. Кн. 4; в качестве приложений помещены библиография, атласы, фототипические снимки) и «История канонизации святых в Русской Церкви» (1903. Кн. 1). Некоторые публиковавшиеся исследования были посвящены крупным памятникам книжности XVI-XVIII вв. и изучению биографий их создателей. Наряду с церковной историей важное место в публикациях ОИДР отводилось внутренней и внешней политике средневек. Руси («История борьбы Московского государства с Польско-Литовским» Г. Ф. Карпова (1866. Отд. 1. Кн. 3, 4), «Новгород сам в себе» В. В. Пассека (1869. Отд. 1. Кн. 4), «О влиянии борьбы между народами и сословиями на образование строя Русского государства в домонгольский период» М. Д. Затыркевича (1873. Отд. 1. Кн. 1-4)), истории XIX в. («Пятидесятилетие Бородинской битвы» И. П. Липранди (1866. Отд. 1. Кн. 1-4), «О существе польских волнений» С. П. Шипова (1862. Отд. 1. Кн. 1)). В ЧОИДР публиковались различные типы источников: Изборник 1073 г. (1882. Кн. 4; подготовлен к изданию Бодянским и А. Л. Дювернуа); «Историко-юридические акты переходной эпохи XVII-XVIII вв.» (1886. Отд. 1. Кн. 3, 4; К. П. Победоносцев); «Русско-австрийский союз 1759 г.» (1887. Отд. 1. Кн. 1; Д. Ф. Масловский); «Россия и Швеция в 1-й пол. XVII в. Сб. мат-лов, извлеченных из Московского гл. архива МИД и Шведского гос. архива... в 1616-1651 гг.» (1897. Отд. 1. Кн. 3, 4; 1898. Кн. 1; К. И. Якубов); «Акты Литовско-Русского государства» (1899. Отд. 1. Кн. 4; М. В. Довнар-Запольский); «Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.)» (1907. Отд. 1. Кн. 2-3; Белокуров); «Дневальные записки приказа Тайных дел 7165-7183 гг.» (1908. Отд. 1. Кн. 1-2; Белокуров); «Сотницы, грамоты, записи» (1902. Отд. 1. Кн. 2; 1903. Кн. 3; 1904. Кн. 4; 1908. Кн. 4; 1909. Кн. 4; 1911. Кн. 3; 1913. Кн. 4; С. А. Шумаков); серия документов под общим названием «Смутное время Московского государства» (1910. Отд. 1. Кн. 3; 1911. Кн. 4; 1912. Кн. 1-2; 1915. Кн. 2, 4; 1916. Кн. 1; 1918. Кн. 1; С. К. Богоявленский, С. Б. Веселовский , Готье, Н. В. Рождественский, Л. М. Сухотин и др.). Члены ОИДР (Барсов, Белокуров и др.) публиковали различные документы из монастырских архивов и др. источники по истории Русской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578101.html

В качестве приложений к «П. е. в.» издавались «Устав православных духовных академий» (1869), «Хронологический указатель узаконений, относящихся к духовному ведомству православного исповедания», составленный прот. А. Луканиным (1878-1881), отчеты о деятельности епархиального братства св. Стефана (1891-1916), отчеты церковноприходских школ и школ грамоты (1892-1916), «Краткий список лицам, служащим в духовно-учебных заведениях Пермской епархии» (1899, 1908), журналы съездов духовенства и церковных старост епархии (1908, 1909, 1912), «Из жизни Пермской епархии в 1913 г.» (1914), «Архипастырский призыв» и «Архипастырское настойчивое обращение» еп. сщмч. Андроника (Никольского) (1917, 1918), «Избрание на Всероссийской патриарший престол митрополита Московского Тихона (от частного корреспондента)» (1917), листки, ноты и др. В июле-дек. 1926 г. «П. е. в.» издавало Пермское епархиальное управление обновленцев 1-6; редакторы - правящие «архиереи», издатель - прот. А. А. Пастухов). Лит.: Смышляев Д. Д. Статьи о Пермской губ. ист. и этногр. содержания, напечатанные в «Пермских ЕВ» в 1880 и 1881 г.//Пермские ГВ. 1882. 23. С. 122; он же. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губ., помещенных в «Пермских ЕВ» 1867-1889 гг.//Памятная кн. и адрес-календарь Пермской губ. на 1892 г. Пермь, 1891. С. 102-107 (2-я паг.); Шестаков И. В. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губ., помещенных в «Пермских ЕВ» 1867-1893 гг.//Адрес-календарь Пермской епархии на 1894 г. и справ. кн. для духовенства. Пермь, 1894. С. 116-122; он же. Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губернии, помещенных в «Пермских ЕВ» со времени их основания по авг. 1915 г. Сарапул, 1915. С. 1-37; Указатель статей о Екатеринбургской епархии, помещенных в неофиц. отделе «Пермских ЕВ» с 1867 по 1885 г. включительно//Екатеринбургские ЕВ. 1895. 17, 18, 20/21, 24, 37, 38, 44, 48, 49; Указатель статей по археологии, истории и этнографии Пермской губ., помещенных в «Пермских ЕВ» 1867-1899 гг.//Адрес-календарь и памятная кн. Пермской губ. на 1900 г. Пермь, 1900. Прил. С. 38-46; Андреев. Христианская периодика. 496.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Макарий Опоцкий, паки (1932) 19.12.1933(01.01.1934 04(17)03.1934 08(21)05.1934 08(21)05.1934 19.02(04.03)1937 Череповецкая, григ. Дата основания неизвестна. Именование – по г. Череповец (Вологодская губерния). Вологодское викариатство (при несуществующей основной кафедре). Николай Череповецкая, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Череповец (Вологодская губерния). Вологодское викариатство. Упразднена в 1937 г. Викарная кафедра: Тихвинская. 19.02(04.03)1923 19.05(01.06)1925 19.05(01.06)1925 23.07(05.08)1927 15(28)01.1928 08(21)02.1928 28.05(10.06)1930 Николай Федотов 09.1931 10.1931 10.1931 21.03(03.04)1932 21.06(04.07)1936 Виктор Путята, паки 21.06(04.07)1936 10(23)08.1937 Черкасская Основана 30.12.1909. Местопребывание – в г. Киев. Киевское викариатство. Упразднена в 1932 г. Возобновлена 10(23)01.1992. Киевское викариатство. Самостоятельная с 16(29)07.1992. Именовалась: Черкасская; в 1923–1932 гг. – Черкасская и Чигиринская; с 16(29)07.1992 – Черкасская и Каневская. (05(17)10.1869 31.01(13.02)1910 Назарий Блинов 26.09(09.10)1921 1923 (?) 19.11(02.12)1923 30.04(13.05)1932 16(29)07.1992 26.07(08.08)1992 27.07(09.08)1992 Черкасская, обн. Основана в 1924 г. Киевское викариатство. Упразднена в 1938 г. 22.08(04.09)1924 17(30)01.1926 27.01(09.02)1938 Черниговская Основана в 991/992 г. В Никоновской лет. под 992 г. сказано: «постави Леонтъ митрополитъ и всея Руси епископы по градомъ». Т. е., были учреждены епископские кафедры. Здесь же сказано: «Того же лта постави Леонтъ, митрополитъ и всея Руси, Чернигову епископа Неофита» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). В современной историографии закрепилось мнение, что некоторые Черниговские епископы II пол. XI в. были «титулярными митрополитами» (см. Киевская). К этим выводам исследователей привело неверно истолкованное именование в ряде источников Черниговского епископа митрополитом. Но это связано с особой ролью черниговского епископа в Русской иерархии, где он, как епископ второго (после Киева) крупнейшего города южной Руси, мог замещать митрополита в период отсутствия последнего, мог быть своего рода «местоблюстителем» митрополичьего престола, временно управляющим «Митрополией России». Именование черниговского архиерея в источниках митрополитом должно читаться как указание на административную роль последнего, но не на сан митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно сказать, что взгляды Лотце по данному вопросу менялись, как это видно уже из сравнения трех первых изданий I тома Mikrokosmus (см. Schöneberg G. Vergleichung der ersten drei Auflagen von Lotzes Mikrokosmus. Berlin. 1903, 29–45). В первом издании (1856 г.) он прямо утверждает, что предположение о постоянном месте души не представляет ничего невозможного (339), что его нужно искать в известной части центральных органов, которою собственно и ограничен круг непосредственных взаимодействий между душою и телом (342), именно в головном мозгу, – в том его пункте, куда сходятся «все приводящие нервные нити и откуда расходятся все отводящие каналы действий» (322), хотя определить точно это место души, отграничив его от окружающего аппарата приводящих и отводящих нервов, едва ли возможно не только для непосредственного наблюдения (320), но и для научного исследования (322). Такой же в общем взгляд проводится в Streitschriften, 1857 г. (132–135) и в более ранних сочинениях философа (ср. Kleine Schriften, II, 158–159; Medizinische Psychologie, 1852 г., 118–119;). Но в последующих двух изданиях Mikrokosmus (2-м – 1869 г. и 3-м – 1876 г.), а также в Principes généraux de Psychologie physiologique, т. е. во 2-м (французском) издании Medizinische Psychologie (1876 г.) Лотце проводит взгляд, окончательное выражение которого мы находим в Metaphysik, 1879 г. и Grundzüge d. Metaphysik, 1887 г. и который отличается от взгляда Mikrokosmus в 1 изд. и других ранних сочинений тем, что теперь признается возможным допустить уже не один центральный пункт в мозгу, как постоянное местопребывание души, а множество отдельных пунктов в качестве равнозначных мест души, из коих в одном она совершенно также может присутствовать, как и в другом; причем, если наша фантазия обнаруживает склонность противопоставить этим многим пунктам один, как собственное и истинное место души, то, по Лотце, подобное представление только «невинное подспорье» в интересах наглядности, в действительности же ему ничто не соответствует (Metaphysik, 1879 г., 580; Mikrokosmus в 3-х томах; 5 изд. 1896–1909, I, 337). В этом случае взгляд Лотце приближается к взгляду Фехнера, полемике с которым, без сомнения, нужно приписать большое значение в данной эволюции воззрений нашего философа (ср. Simon Th. Leib und Seele bei Fechner und Lotze als Vertretern zweier massgebenden Weltanschauungen. Göttingen. 1894, 32–48; Озе Я. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. Юрьев. 1896, 432–435; Stratilescu E. Die physiologische Grundlage des Seelenlebens bei Fechner und Lotze. Berlin. 1903, 34; Baerwald L. Die Entwicklung der Lotzéschen Psychologie. Breslau. 1905:61); впрочем, здесь не без влияния могла остаться и полемика с Фихте-Младшим (Streitschriften, 1857 г., 132). Этот взгляд, как окончательное выражение мнения Лотце, наиболее соответствующее, притом, его телеологическому идеализму, и излагается нами далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Библиография 3028 Aall A. Geschichte der Logoslehre in der griechischen Philosophic. Leipzig. 1896. Bd. I. Albertz M. Untersuchungen über die Schriften des Eunomius. Wittenberg, 1908. Amelineau E. Histoire des monasteres de la Basse-Egypte. Texte copte et traduction français. Paris, 1894. Anz W. Zur Frage nach dem Ursprung des Gnostizismus//Texte und Untersuchungen. Leipzig, 1897. Bd. XV. Aristoteles. Opera/Ed. Academia regia Borussica. Berolini, 1831–1870. 5 vols. Arnold L. De Apologia Athenagorae. Parisiis, 1898. Babut C. Priscillien et le priscillianisme. Paris, 1909. Baeumker C. Das Problem der Materie in der griechischen Philosophic. Eine historisch-kritische Untersuchung. Münster, 1890. Baeumker C. Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII Jahrhunderts. Münster, 1908. (Beiträge zur Geschichte der Philosophic des Mittelalters. Bd. III. Hf. 2). Bardenbewer O. Patrologie. 3 Aufl Freiburg im Breisgau, 1910. Βαρσανουφου κα Ιωννου Ββλος Ψυχοφελεσττη. ‘Ενετεσιν, 1816. Bauer K. Die Lehre des Athenagoras von Gottes Einheit und Dreieinigkeit. Bamberg, 1892. Baumgartner M. Die Erkenntnisslehre des Wilhelm von Auvergne. Münster, 1893. (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters. Bd. II. Hf. 1). Bertrand L. Saint Augustin. Paris, 1913. Bigg C. The Christian Platonists of Alexandria. Oxford, 1886. Bindemann C. Der heilige Augustinus Berlin, 1844. Bd. I. Böhringer F. Aurelius Augustinus, Bischof von Hippo. Stuttgart, 1877. Böhringer F. Kirchengeschichte in Biographien. Zürich, 1869. Bd. I. Böhringer Fr. Die Kirche Christi und ihre Zeugen. 2 Aufl. Stuttgart, 1877. Bd. X: Ambrosius, Erz-bischof von Mailand. Boissier G. Etudes d " histoire religieuse. VI. La conversion de saint Augustin//Rev. des deux mondes. T. 85 (1888). Bonwetsch G.N. Die Geschichte des Montanismus. Erlangen, 1881. Bouche-Leclercq A. Histoire de la Divination dans l " antiquite. Paris, 1879. Т. 1. Bouillet M.N. Les Enneades de Plotin traduites pour la prèmiere fois en françáis. Paris, 1857–1861. Vol. 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

с 1881/2 года возникли трения (Ж с. 201), выразившиеся, правда, в стремлении студента разделываться с требованиями материального образования путем так называемой предметной системы (а у студентов заложены один–два экзамена для приготовления к ним в каникулярное время), то при действии Устава 1884 г. естественно было им принять более широкие размеры, обострившиеся вдобавок под горестным влиянием случайных явлений общей нашей жизни, и заставившие заметить себя еще при 4-м ректоре (см. Ж 1890/1г. с. 290; ср. 1896/7г. с. 64; 1892/3г. 19 март. 7 и 8; 1895/6г. с. 271; 1901/2 с. 49; 1904/5г. с. 223; 1905/6г. с. 3; 1907г. 2 апр. 1; 7 мая 8; 20 дек. 5; 1908г. 4 апр. 8; 7 мая 7; 28 мая 2; 12 июн. 8; 23 окт. 19; 27 нояб. 12; 1909 г. 5 фев. Но все это спорадические аномалии. Если признать вышеуказанную корневую их причину, тогда есть все основания смотреть на дело с легким сердцем, как на переломное скоропреходящее время, особенно у нас, при нашей петербургской особенности. Только, конечно, не с пустыми руками. Академическое образование должно быть строго научным, и, как такое, оно должно вмещать в себе достаточную массу материала, который должен быть усвоен. Но тут требуется употребить все усилия к тому, чтобы эта масса и была наверно усвоена и не подавляла, не задушала ума. Если не ошибаюсь, то последнее для нашей академии даже важнее. 202 В начале действия Устава 1869 г. профессора радовались, что они надумали такую меру, которая даст им возможность преподавать студентам вместо трех шесть недельных лекций по своему предмету и которая состояла в том, что они стали читать враз двум курсам по три лекции в течение 2 лет (Отч. за 1872 год с. 522). Преосв. Макарий в своем докладе Синоду после ревизии у нас отметил это читание одновременно двум курсам как недостаток, который и был поставлен нам на вид (Ж 1875г. с. 179). Однако уже в плане лекций на 1876–1877гг. (с. 41 сл.) это одновременное читание полагается и утверждается митрополитом и засим систематически продолжается. А в объяснении практического отделения (там же, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

324 Н.В.Бугаев. " См.: П.А.Флоренский. О типах возрастания. – «Богословский вестник», 1906, т. 2. с. 539: «Во всех этих случаях мы имеем дело с различными порядками бесконечностей. Но оказывается, что так – далеко не всегда, и существуют функции безусловно не сравнимые таким образом. Другими словами, отношение функциональных значений стремится к бесконечности с возрастанием x и, какие бы итерации и действия, им подобные, мы ни производили над функцией меньшего типа возрастания, функция большего типа окажется для нее недостижимой, имеющей бесконечность не только другого порядка, но и другой породы, по терминологии Н.В.Бугаева («Слышал от покойного на его лекциях-беседах. В печати этот термин появляется, кажется, впервые»)». 325 См. кн.: Георг Кантор. Труды по теории множеств. М., «Наука», 1985, с. 66, 92 – 93, 221, 360. 326 Л.Кутюра, – Алгебра логики. Перевод с прибавлениями проф. И.Слешинского. «Mathesis», Одесса, 1909, с. 1 – 2, § 2. 329 Сноска не сохранилась. Приведем определение экзистенциальных суждений по Гефлеру, указанная книга которого цитируется далее П.А.Флоренским. Проф.  Алоиз Гефлер. Основные учения логики. Пер. с четвертого нем. изд. И.Давыдова и С.Салитан. С пред. И.И.Лапшина. СПб., Издание «Научно-философской библиотеки», 1910, с. 84: «Такие суждения, как «Бог есть», «Нет призраков», не имеют другого смысла и другой цели, кроме утверждения или отрицания «существования» обсуждаемого». 330 Вильям Уэвелль, – История индуктивных наук от древнейшего и до настоящего времени. Перев. с 3го англ. изд. М.А.Антоновича. СПб., 1869, т. 3, с. 402, книга XVI, rл. IV, § 2. 331 Сноска не сохранилась. В подготовительных материалах к работе «Термин» сохранился листок с записью: «Термин. Джевонс, Основы Науки, с. 628. О значении классификации». Стенли Джевонс.  Основы Науки. Трактат о логике и научном методе. Пер. со второго англ. изд. М.Антоновича. СПб., Издание Л.Ф.Пантелеева. 1881, с. 628: «Только применение к делу классифицирующих и обобщающих способностей дает человеческому уму возможность справиться до некоторой степени с бесконечным числом естественных явлений Мы возвращаем природу к простым условиям, из которых развилось ее бесконечное разнообразие. Как сказал Боуэн, «первая необходимость, которую налагает на нас самое строение нашего ума, состоит в том, чтобы расположить бесконечное богатство природы на группы и классы вещей по их сходствам и сродству и тем расширить кругозор, охватываемый нашими умственными способностями, даже с пожертвованием мелочами, которые могут быть узнаны только при подробном изучении предметов. Поэтому первые усилия при разработке знания должны быть направлены на дело классификации. Может быть, впоследствии окажется, что классификация есть не только начало, но и высшая точка и конец человеческого знания». A.Treatise on Logik, or Laws of Pure Thought,T.Bowen, Cambridge, U.S. 1866, p. 315.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Isaaci Armeniae catholici Narratio de rebus Armeniae. P. G. 132, 1237–1257. Géographie de Moise de Corène d’après Ptolèmèe. Texte arménien traduit français par Arsène SouJcry. Venise. 1881. 3 Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 году. Изд. проф. Марр. (Тексты и разыскания по арм.-груз. фил. Кн. IX. 1909). Couret. La prise de Jérusalem par les Perses en 614. Rev. de l’ Or. Chr. II (1897), 125–164. (Элегии Софрония и арабский отрывок). Завоевание Иерусалима персами (перевод с арабского того же текста). Сообщения Имп. Прав. Пал. Общ. 1897, стр. 598–614. Incerti De persica captivitate. P. G. 86, 2, 3236–3268. Vita s. Theodori Siceotae. Acta Sanct. Aprilis, III. 32–61. Leontios von Neapolis. Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien, herausgeg. v. H. Gelzer. Freiburg. 1893. Acta martyris Anastasii Persae graece primum edidit H. Usener. Bonnae. 1894. Doctrina Jacobi nuper baptizati ed. Bonwetsch. Berlin. 1910. S. Demetrii miracula, Acta Sanct., Octobris, IV, 104–209. Tougard. De l " Histoire profane dans les actes grecs de Bollandistes. Paris. 1874 Mansi. Collectio conciliorum, XI-XII. S. Martini Epistolae. P. L. 87, 119–204. S. Maximi Confessoris Opera. P. G. 90; 91. Anastasii bibliothecarii sedis Apostolicae Collectanea ad Joannem diaconum P. L. 129, 557–690.   Литература (монографии и исследования) Spintler. De Phoca imperatore Romanorum. Jena. 1905. Drapeiron. L’empereur Heraclius et l’Empire byzantin au VII siede. Paris, 1869. Ласкин. Ираклий. Византийское государство в первой половине VII века. Харьков. 1889 . Pernice. L’Imperatore Eraclio. Firenze. 1905. Kaestner. De imperio Constantini III (641–668). Lipsiae. 1907. Vailbé. La prise de Jérusalem par les Perses, en 614. Rev. de l» Or. Chr. V (1901), 647–649. Kretschmann. Die Kâmpfe zwischen Heraclius I und Chosroes II. Programm der Domschule zu Gastrow. I-II. 1875, 1876. Gerland. Die persischen Feldziige des Kaisers Heraclius. Byz. Zeitsch. III (1898). 330–373. Болотов. К истории императора Ираклия. Виз. Врем. XIV (1907), 68–124.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Автор ряда популярных исследований историко-правового и практико-догматического характера Яков Абрамович Канторóвич (1859–1925) особое внимание уделял, помимо вопроса борьбы с пережитками суеверий в юриспруденции, исследованию мистико-дедуктивного и склонного к формализму духа средневековой юстиции, согласно которому «всякая вина формально виновата и должна быть наказана» 1593 . В Москве исторические исследования в области канонического права развивались в стенах Московского университета и Московской духовной академии. Профессор кафедры церковной истории Николай Кириллович Соколов активно проявил себя как историк церковного права рядом публикаций в «Московских университетских известиях»: «О судьбе науки церковного права» (1868), «Средневековые учения об отношении церкви к государству» (1869), «О влиянии церкви на историческое развитие права» (1870) и др. Широкий общественный резонанс вызвали статьи Соколова по вопросу о духовно-судебной реформе, в которых были указаны многие причины недостатков духовных судов и приведены способы их устранения 1594 . Эти статьи вызвали, с одной стороны, сочувствие к нему известной части общества и Св. Синода, который даже руководствовался ими, а с другой – страстную полемику; в ответ на нее он напечатал статью «О разделении суда и администрации в епархиальном ведомстве» (Православное обозрение. 1871. 10, 11), где старался разъяснить свои базовые теоретические посылки. Университетские лекции Н.К. Соколова были опубликованы уже посмертно (Из лекций по церковному праву. Вып. I. Введение в церковное право; Вып. II. Система канонического права. M., 1874–1875). Известный канонист, профессор юридического факультета Московского университета Николай Семенович Суворов (1848–1909) получил степень магистра богословия за исследование «О церковных наказаниях» (СПб., 1876), защитил докторскую диссертацию «Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов» (Ярославль, 1884; 2-е изд. M., 1906). Труды Н.С. Суворова охватывают самый широкий спектр историко-канонических проблем: «Римское папство до разделения Церквей» (1882), «К вопросу о тайной исповеди и о духовниках в Восточной Церкви» (Ярославль, 1886; 2-е изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Харьков, 1910; Маргаритов С. История русских мистических и рационалистических сект. Симферополь, 1910; Кальнев М. А. Русские сектанты, их учение, культ и способы пропаганды. Одесса, 1913. Он же: Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов; Плотников К История и обличение русского сектантства. СПб., 1910. Вып. 1. Он же: История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. Наряду с пособиями было опубликовано несколько исследований по отдельным вопросам сектоведения: Кутепов К. Секты хлыстов и скопцов. Казань, 1882; Рождественский А. , свящ. Хлыстовщина и скопчество в России. Москва, 1882. Он же: Южно-русский штундизм. СПб., 1889; Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад, 1908; Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. Он же: «Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия». Казань, 1908; Харузин А. Н. Очерки сектоведения. СПб., 1911. После открытия духовных школ в советское время сектоведение как отдельная дисциплина существовало в семинариях и академиях, где оно преподавалось по одной лекции (2 часа) в неделю. В ходе очередной реформы системы духовного образования в 1990–2000-е гг. сектоведение в семинариях сохранилось в виде самостоятельного предмета и читается по 2 лекции (4 часа). В академиях оно отнесено к кафедре Богословия, но лишено статуса общеобязательной дисциплины и преподается на первом курсе церковно-практического отделения (две лекции, 4 часа), несмотря на то, что в современной России появилось много новых сект и возросло количество сектантов по отношению к численности православных в сравнении с началом XX в. Современная ситуация с преподаванием сектантской проблематики схожа с изучением сектантства в академиях после принятия Устава 1869 г. Тогда данная тематика изучалась на церковно-историческом отделении. Но в начале XX в. по причине активизации сектантской деятельности и недостаточной подготовки священнослужителей к противодействию сектантству сектоведение по Уставу 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010