Будучи уроженцем г. Тулы, будущий жировичский настоятель в шестнадцатилетнем возрасте поступил послушником в Свято-Макариевскую пустынь Тульской епархии, где по прошествии двух лет принял иноческий постриг. В 1911 г. он был переведен в Успенскую Почаевскую лавру, пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1912 г. состоялась иерейская хиротония Тихона (Шарапова), после которой он получил назначение на должность помощника редактора журнала «Русский инок», а через два года возглавил редакцию журнала. Начало Первой мировой войны коренным образом изменило жизнь почаевского насельника. Распоряжением епископа Кременецкого Дионисия (Валединского) (1876–1960), викария Волынской епархии, в августе 1914 г. иеромонах Тихон был командирован в Галицию для участия в деле воссоединения униатов. В сентябре того же года священнослужитель был зачислен в санитарный отряд Государственной думы, а в апреле 1915 г. его прикомандировали к 177-му Изборскому пехотному полку. Не ограничиваясь исполнением обычных священнических обязанностей, он организовал полковое православное братство Христа Спасителя. В 1916 г. священнослужитель был награжден орденом св. Владимира с мечами, орденом св. Анны с мечами и золотым наперсным крестом, а в декабре 1917 г. удостоился благословения Всероссийского Поместного Собора и Патриаршей грамоты. После заключения Брестского мирного договора и выхода России из войны архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) (1868–1946) направил иеромонаха Тихона на служение в подворье Почаевской лавры в г. Здолбунове (ныне райцентр Ровенской области, Украина). В кратчайшие сроки священнослужитель организовал на базе подворья Здолбуновское православное братство в честь Пресвятой Богородицы, за что был награжден Патриаршей грамотой. К 1919 г. братство стало центром антиуниатской миссии в регионе, успешность которой во многом была обусловлена изданием редактируемого иеромонахом Тихоном миссионерско-апологетического журнала «Православие» . В том же году деятельность братства обратила на себя внимание руководства Украинской Народной Республики, по распоряжению которого иеромонах Тихон (Шарапов) был заключен под стражу и сослан в греко-католический базилианский монастырь в местечке Бучача Тернопольского округа. На протяжении нескольких месяцев он разделял свое заключение с пребывавшими под арестом в этой же обители митрополитом Киевским Антонием (Храповицким) (1863–1936), архиепископом Волынским Евлогием (Георгиевским) (1868–1946), епископом Чигиринским Никодимом (Кротковым) (1868–1938) и архимандритом Виталием (Максименко) (1873–1960) . Поражение петлюровских войск в ходе боевых действий гражданской войны позволило бучачским узникам получить свободу и вернуться к церковному служению. По возвращении в Здолбунов иеромонах Тихон продолжил свою активную миссионерскую деятельность.

http://bogoslov.ru/article/6192400

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Москва. Церковь Софии, Премудрости Божией в Средних Садовниках. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме датируется 1495 г. В XVII в. царские садовники поселились на территории сада, который был уничтожен большим пожаром 1701 г. и более не восстанавливался, и построили здесь церковь Софии, стоящую доныне. По церкви была названа и набережная - Софийская. В 1682 г. выстроена нынешняя главная церковь в камне. Придел Андрея Первозванного числится с 1722 г. В 1757 г. слева в трапезной освящен придел Димитрия Ростовского, впоследствии упраздненный. В 1868 г. архитектором Н.И. Козловским выстроена нынешняя колокольня, старая шатровая была при трапезной. В 1890 г. разобрали трапезную и стали строить новую, где 15 сентября 1891 г. освящен придел Андрея Первозванного, а 8 мая 1893 г. придел св. Николая. Главный иконостас был устроен в 1857 г. После закрытия в храме располагалось жилье. В 1965 г. М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами отвалилась, некоторые кирпичи выскочили, а в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е гг. реставрировалась». Реставрация самого храма началась в 1976 г. К 1983 г. было почти полностью восстановлено покрытие с кокошниками и пять главок. Вновь сделаны наличники XVII в. Внутри работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980-х гг. в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой». К 1990 г. на церкви восстановлены главы без крестов. К Пасхе 2004 г. внешнее убранство храма - кресты, главы и барабаны и кровля трапезной были отреставрированы, весь храм изнутри отштукатурен и побелен, положены новые каменные полы. Были изготовлены новый временный однорядный иконостас главного алтаря и престол с жертвенником. 11 апреля 2004 г. в праздник Светлого Христова Воскресения была отслужена первая Божественная Литургия. Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках церковь (Софийская набережная, дом 32).

http://sobory.ru/article/?object=02401

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. Л. Пастернак. Фотография. 1956 г. Фото: А. Лесс Борис Леонидович (29.01.1890, Москва - 30.05.1960, пос. Переделкино, ныне в черте Москвы), поэт и писатель. Сын художника Л. О. Пастернака (1862-1945) и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак (в девичестве Кауфман, 1868-1939). Родители П. исповедовали иудаизм, и, хотя они не придерживались строгих религ. взглядов, тем не менее смену религии глава семьи считал абсолютно неприемлемой. Согласно позднейшим признаниям П., в детстве он был тайно окрещен няней. В зрелом возрасте он осознавал себя правосл. христианином, знал Евангелие и церковные службы. Перед смертью просил близких о церковном отпевании, что свидетельствовало о его глубокой убежденности в истинности совершённого над ним в детстве крещения. В 1901 г. П. поступил во 2-й класс 5-й московской муж. гимназии (годом ранее, несмотря на отлично сданные экзамены, его не приняли в гимназию из-за процентной нормы на учеников-евреев). Большое влияние на развитие мировоззрения П. оказало творческое окружение родительской семьи, с к-рой поддерживали дружбу известные художники, писатели и музыканты. 6 авг. 1903 г., в день праздника Преображения Господня, во время отдыха семьи на даче в с. Оболенском (ныне Малоярославецкого р-на Калужской обл.), П. упал с лошади в перегоняемом табуне и чудом остался жив, получив сложный перелом берцовой кости (из-за ее неправильного срастания легкую хромоту П. сохранил на всю жизнь, по этой причине он был освобожден от военной службы). Подростку пришлось неск. недель пролежать в гипсе. П. воспринимал это событие как знак, своего рода перерождение, пробудившее его творческие силы. «Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества… И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошенным, начинать собою то, что до тех пор… стояло уже тут, как природа» (Сейчас я сидел у раскрытого окна…//ПСС. Т. 5. С. 319).

http://pravenc.ru/text/2579138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛЬСКИЙ Михаил Васильевич (20.09.1848 - 2.07.1917, имение Дубки близ Москвы), правосл. библеист, востоковед, основатель российской ассириологии. Родился в семье диакона Николаевской ц. в с. Мясном (Мяснове; ныне в составе городского округа Ступино) Серпуховского у. Московской губ. С 1862 по 1868 г. учился в МДС, где содержался на собственном иждивении. По окончании семинарии по 1-му разряду в том же году поступил в МДА, прослушал полный курс общеобязательных и специальных наук по богословскому отделению. Являясь выпускником 28-го курса академии (1868-1872), Н. был удостоен степени кандидата с правом соискания степени магистра без устного испытания. Будучи студентом МДА, Н. наряду с классическими языками - греческим и латинским овладел также и древнееврейским. Он был оставлен в академии для получения профессорского звания и нек-рое время работал в МДА в качестве исполняющего должность доцента по кафедре евр. языка и библейской археологии. Еще в 1872 г., когда Н. оканчивал МДА, он серьезно занимался проблемами библейской критики. По всей видимости, расхождение во взглядах по этому вопросу с ректором МДА профессором прот. А. В. Горским помешало Н. получить профессорское звание ( Редер. 1960. С. 108). Большую часть своей жизни Н. оставался «частным» ученым и, по свидетельствам современников, работал при самых невыгодных научных и материальных условиях, мужественно перенося все неблагоприятные последствия этого положения. По окончании МДА Н. отказался от богословской деятельности и предпочел положение преподавателя древнегреч. языка в Воронежской ДС (с 11 сент. 1872). Затем занимал должности преподавателя древнееврейского и греч. языков в МДС (1873-1884) и старшего справщика Московской Синодальной типографии (1884-1894). Параллельно в течение неск. лет начиная с 1881 г. и в 1898-1900 гг. состоял приглашенным преподавателем древнеевр. языка и ассириологии на историко-филологическом фак-те Московского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

Зарайск. Часовня Александра Невского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Зарайск. Александра Невского, часовня. Напротив храма Троицы Живоначальной во второй половине 1860-х годов была построена часовня св. Александра Невского, а рядом размещались торговые ряды. По праздникам рядом с часовней выстраивались городовые. После революции часовню снесли, как и многие храмы. А в 1960-х годах поставили памятник зарайцам погибшим в ВОВ. Получается, что фактически на месте памятника-мемориала воинам-зарайцам, погибшим во время Великой Отечественной войны, ранее находилась часовня Александра Невского, построенная не ранее 1868 года в стиле эклектики. В Рязанских епархиальных ведомостях от 1 мая 1868 года сообщается: «…4 апреля протоиереем г. Зарайска Михаилом Ремезовым освящена в г. Зарайске часовня, в память избавления Государя Императора от руки убийцы 4 апреля 1866 г.». В апреле 1866 года в Санкт-Петербурге было совершено первое покушение на жизнь Александра II. Император после прогулки направлялся от ворот Летнего сада к своей карете. Дмитрий Каракозов, революционер-террорист, был неподалеку. Спрятавшись в многоликой толпе, он выстрелил почти в упор… Однако промахнулся. Причиной промаха стал крестьянин Осип Комиссаров. Осип инстинктивно оттолкнул Каракозова, ударив его по руке, в результате чего все окончилось для императора благополучно. Преступника Дмитрия Каракозова задержали и отправили в Петропавловскую крепость. В дальнейшем суд вынес решение казнить Каракозова путем повешения. Крестьянин же, спасший самодержца, был возведён в дворянское достоинство с фамилией Комиссарова-Костромского, получил пожизненную пенсию в 3000 рублей, имение, Орден Святого Владимира IV степени, ряд других наград и массу почестей. Интересно, что для Осипа была отчеканена золотая медаль «4 апреля 1866 года» в единственном экземпляре, а на месте покушения на царя была установлена часовня. Показательно, что подобные часовни строились во многих городах России. В Зарайске, например, во второй половине 1860-х годов на Троицкой площади возвели часовню св. Александра Невского в честь чудесного спасения жизни императора. Освятили ее 4 (16) апреля 1868 года. Часовня была разрушена после 1917 года.

http://sobory.ru/article/?object=41927

Курган. Церковь Спаса Преображения при тюремном замке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Домовый храм в тюремном замке, 1868 г. В 1895 г. выстроена колокольня с часовней внизу. В 1960 г. здания разрушены. По первоначальному плану каменный тюремный замок хотели выстроить на площади напротив Троицкой церкви, с одним двором при доме присутственных мест, но когда в 1850-е годы вплотную подошли к строительству замка, решили вынести его на окраину города, к Шавринской слободе, и он занял квартал между Дворянской (ныне Советской) и Солдатской (Горького) улицами и переулками Телеграфным (ул. Красина) и Казарменным (ул. Кирова). Курганский тюремный замок был построен в 1853 г. и рассчитан на 100 человек, но с каждым годом число арестантов увеличивалось. Кроме того, численность обитателей замка резко колебалась в зависимости от времени года. К зимним месяцам уже в 1830-1840-е годы цифра доходила до 200, а весной падала до 45. Так как сроки за бродяжничество, за мелкие кражи, драки давались небольшие, то бездомные бедняки старались на зиму попасть в тесную, но теплую камеру, на скудный, но гарантированный обед. Всего в тюрьме было 29 камер и при наибольшей цифре сидельцев - 293 на одну камеру приходится более 10 человек. Чтобы избежать тесноты, в 1894 г. был выстроен новый корпус больницы, а больничные комнаты в главном тюремном здании были превращены в камеры. Еще в 1868 г. в тюрьме была выстроена Преображенская церковь, к 1895 году между главным зданием тюрьмы и новой больницей построена часовня для умерших и наверху ее колокольня. Вся тюрьма окопана канавою и земляным валом, но канава и вал не были непреодолимым препятствием. В 1895 году вокруг тюремного замка была выстроена деревянная ограда, несмотря на то, что существовала высокая каменная стена. Ныне от тюрьмы сохранилось только одно здание по ул. Красина, 48. Оно было надстроено и превращено в жилой дом. Спасо-Преображенская (тюремная) помещается в общем каменном корпусе тюремного замка, занимает юго-восточную часть его, находится здесь церковь с 1868 года, в 1891 г. церковь была расширена присоединением к ней другой камеры. Колокольня помещается на дворе замка, особо от церкви. В церкви один престол во имя Преображения Господня. При церкви положено быть священнику, который получает жалованья 480 руб., квартирных 240 руб. и проценты с капитала 789 руб. 39 коп.

http://sobory.ru/article/?object=40835

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Александр Невский, св. Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. XVI.] Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед битвой. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в. Файл 3575.jpg:   Размер: 852x1200, 1.02 MPix, 195 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (802) , (55) . Описание: [Москва. XVI.] Святой Александр Невский. Икона. Москва. Конец XVI в. 35.8 х 30.3. Из Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 1919 поступила из Древлехранилища Костромского церковно-исторического общества. КГОИАМЗ " Ипатьевский монастырь " . Кострома. Файл 3577.jpg:   Размер: 1016x1200, 1.22 MPix, 224 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (875) , (58) . Описание: [Сольвычегодск. 1670-1690.] Покров на раку. Шитьё. Строгановские мастерские (Сольвычегодск). 1670-1690-е гг. 192 х 60.5. Вклад в Успенский собор г. Владимира. С 1957 г. в музее Сергиева Посада (тогда Загорска). Файл 3579.jpg:   Размер: 370x1200, 0.44 MPix, 107 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (430) , (19) . Описание: [Ярославль. 1898.] Св. кн. Александр со Спасителем, " Владимирской " , свт. Николаем и мч. Александрой Римской. Икона. Ярославль. 1898 г. Файл 3583.jpg:   Размер: 977x1200, 1.17 MPix, 424 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1267) , (73) . Описание: [Москва. 1960-1980.] Св. Александр. Мон. Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1960 - 1980. Пособие для иконописного кружка МДА. Файл 3584.jpg:   Размер: 570x1200, 0.68 MPix, 154 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 9 (814) , (34) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 27 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

http://pravicon.com/icon-1099-photo

Николаев. Церковь Симеона Богоприимца и Агриппины. Симеоно-Агриппиновская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Симеона Богоприимца , Агриппины мученицы Год постройки:Между 1867 и 1869. Год утраты:1960 (взорвана в сентябре 1960) Адрес: Николаевская обл., г. Николаев, пересечение Центрального проспекта и Пушкинской улицы Координаты: 46.967403, 31.981018 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Инициатором строительства Симеоно-Агриппинской церкви был надворный советник Пав­лов. Умершая сестра вице-адмирала Семена Алексеева – девица Агриппина – завещала ему 5000 рублей серебром на постройку в Николаеве молитвенного дома во имя Симеона Богоприимца и святой мученицы Агриппины. В марте 1865 года домовладельцы Николаева обратились в городскую Думу с просьбой о строительстве мо­литвенного дома «на площади выше привозного рын­ка, к пескам, и уже было собрано пожертвований доб­рохотов 1865 руб. (список добровольцев, 19 человек, прилагается)». Переписка о строительстве церк­ви велась с апреля 1865 года. 13 июня 1867 года адмирал Б.А. Глазенап утвер­дил фасад и план молитвенного дома, составлен­ный николаевским городским архитектором Вла­димиром Ефремовичем Андриевским. Церковь предназначалась для 55-го пехотного полка. 3 января 1868 года адмирал Б.А. Глазенап предупреждает городскую Думу о том, что постройка в городе Николаеве каменного молитвенного дома для квартирующего 55-го полка должна быть допущена в виде временной меры, так как пре­бывание полка должно считаться временным (ГАНО, ф.222, оп. 1, д. 1083, л. 19-21). В календаре-справочной книге «Николаев. 1882 год» есть об этой церкви несколько слов: «Симеоно-Агриппинский молитвенный дом, однопрестольная церковь, начата строитель­ством в 1867 году, построена и освящена в 1869 году». В 1897 году Симеоно-Агриппинская церковь была капитально отремонтирована и перестрое­на на церковные средства и пожертвования граж­дан в 2-престольную (Справочная книга Херсон­ской епархии, Одесса, 1906 г.).

http://sobory.ru/article/?object=43338

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010