Было ли восстановление Собором праздника всех Русских святых таким же важным для судеб России и Русской Церкви событием, как и восстановление Патриаршества, - это знает Бог, и Волей Его в роковом 1941 году этот праздник также пришелся на 22 июня. Русская Церковь (вернее, то, что нее осталось) вознесла молитву всем Русским святым, и через четыре года война закончилась. В 1952 году второе воскресенье по Пятидесятнице пришлось на 22 июня. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий писал в дневнике: «Сегодня день Ангела моего отца; годовщина нападения Гитлера на СССР; день памяти всех святых, в Российской церкви просиявших... Бывало, в этот день мы с Борисом Александровичем Тураевым, составившим службу на этот день, с особым чувством молились в нашей маленькой Университетской церкви в 1919 и 1920 гг., посвященной в честь Русских Святых... Все позади... И отца нет уже с 1889 года; и Университетская церковь не существует (кажется с 1923 г.), и Тураев умер в 1920 году. А война унесла без числа... Но жизнь предъявляет свои требования, и приходится, «предняя забывая», с усердием работать, несмотря на слабеющие силы, на отсутствие помощников и т.п...». «Иду служить... много неразрешенных вопросов осталось», - были последние слова Б.А.Тураева. Судя по дневниковым записям владыки Григория, единомышленниками его на архипастырском пути в то непростое время были митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцев) и прот. Всеволод Шпиллер, который пришел к владыке на прием в Софии, когда митрополит Григорий возглавлял делегацию РПЦ в Болгарию в апреле 1945 года. После этой беседы с владыкой прот. Всеволод стал думать о возвращении на Родину. Но таких «близких по душе» людей, как Б.А. Тураев, в жизни митрополита больше уже не было. Тураев Б.А. Проект обители ученых иноков. Опубл.: (11 ноября ст.ст.). С.2-3, и в сборнике Христианский Восток. СПб. М.2001.С.370-375. Публикацию подготовил И.С.Клочков. Чуков Н.К., протоиерей (митр. Григорий). Дневник, фрагменты, фотографии (1920 г.). Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К.СПб.2010. А.С.Николаев - историк-архивист, активный мирянин, член Совета Богословского института и правления Общеприходского совещания. В 1920 году отошел от церковной работы, в 1921-1924 гг. директор Петроградского археологического института.

http://bogoslov.ru/article/953836

В начале 1980-х гг. два видных еврейских общественных дея­теля – Лев Поляков и Георгий Веллерс – решили ходатайство­вать перед Мемориальным центром памяти жертв холокоста и институтом «Яд Вашем» в Иерусалиме о при­суждении матери Марии и священнику Димитрию Клепинину звания «Праведник народов мира» (оно дается людям, помогавшим евреям избежать преследования нацистов в годы Второй мировой войны). Л. Поляков и Г. Веллерс обратились к вдове священника – Тамаре Федоровне Клепининой, прося ее найти евреев, спасенных благодаря помощи членов «Право­славного Дела», и попросить их письменно засвидетельство­вать о том, что именно выдача документов о крещении или укрытие в домах «Православного Дела» спасли их от уничто­жения. Тамаре Федоровне было неудобно этим заниматься, к тому же многие уцелевшие евреи разъеха­лись по различным странам мира. Тогда Л. Поляков и Г. Веллерс сами приня­лись за поиски и за несколько лет собрали увесистый сборник документов на рассмотрение института «Яд Вашем». И в феврале 1985 г. монахине Марии и отцу Димитрию было присвоено звание «Праведник народов мира». 15 июля 1986 г. вдову и дочь священника Димитрия Клепинина пригласили в посольство Израиля во Франции, где гене­ральный консул вручил им аттестаты на имя матери Марии и отца Димитрия. Через несколько недель Елена Клепинина и ее дочери Татьяна и Светлана посетили Иерусалим, где состоялась торжественная церемония, в ходе которой на аллее Праведников народов мира были посажены мемориальные деревья с именами обоих мучеников [lxiii] . 7 мая 1985 г. указом Президиума Верховного Совета СССР монахиня Мария (Кузьмина-Караваева) была награждена орденом Отечественной войны II степени (посмертно). В 1992 г. в селе Юровка под Анапой, на могиле предков матери Марии, произошло символическое захоронение праха из концлагеря Равенсбрюк. 9 февраля 2003 г. на месте бывшего общежития матери Марии – дома «Православное Дело» (Париж, ул. Лурмель, 77) – была установлена мемориальная доска [lxiv] .   Евлогий (Георгиевский Василий Семенович), митрополит. Родился 10 апреля 1868 г., в 1892 г. окончил Московскую Духовную Академию. В 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, с 14 мая 1914 г. - архиепископ Житомирский. 19 января 1920 г. эмигрировал из России в Сербию, в 1921 г. поселился в Париже. С 21 апреля 1921 по 10 июня 1930 гг. управлял Западно-Европейским экзархатом Московской Патриархии. В 1931 г. перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, про должая возглавлять экзархат. 2 сентября 1945 г. воссоединился с Русской Церковью, остав лен экзархом Западной Европы. Скончался8 августа 1946 г. в Париже.

http://bogoslov.ru/article/2044123

  Seeking to convince Soviet authorities to stop the campaign of terror and persecution against the Church, Metropolitan Sergei sought means of peaceful reconciliation with the government. On July 29, 1927, he issued his infamous Declaration, in which he professed the absolute loyalty of the Russian Orthodox Church to the Soviet Union and to its government’s interests. The Declaration, albeit well intentioned, sparked immediate controversy among Russian churchmen, many of whom (including many notable and respected bishops in prisons and exile) broke communion with Sergei. Later, some of these bishops reconciled with him, but St. Athanasius and many other bishops remained in opposition to the “official Church” until the election of Patriarch Alexei I in 1945.   Boris Aleksandrovich Turaev (Born July 24 [Aug. 5 O.S.], 1868 – July 23, 1920, in Petrograd (St. Petersburg). Russian Orientalist. Founder of the Russian school of the history and philology of the ancient East. Seminal figure in Russian Egyptology and Ethiopian studies. Academician of the Russian Academy of Sciences (1918; corresponding member, 1913).   Translated from Russian by Sophia Moshura. Tweet Donate Share Code for blog When Time Does Not Matter: Saint Athanasius the Confessor, Bishop of Kovrov Alexander Kravetsky The difference between the approach of historians and hagiographers is well known. The historian describes the life of a person, his biography, while the hagiographer writes a description of his holiness. The short span of time separating us from the New Martyrs allows us the opportunity to see ... Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable.

http://pravmir.com/when-time-does-not-ma...

Преодолеть греко-болгарский раскол удалось лишь в 1945 г., когда Константинопольский патриарх Вениамин издал Томос об автокефалии Болгарской Православной Церкви. Но этот сюжет заслуживает отдельного изложения. Болгарский раскол: церковное или национально-политическое противостояние? Вполне очевидно, что греко-болгарский церковный конфликт стал результатом национального возрождения, охватившего порабощенные народы Османской империи. Православная Церковь в XIX в. столкнулась с абсолютно новым для себя вызовом – вызовом национальных идеологий . Это был глобальный процесс, охвативший не только Османскую, но и иные империи (прежде всего Российскую и Австро-Венгерскую). У тех народов, которые не имели (или лишились) своей государственности, национальная идеология обязательно включала в себя в качестве конечной цели создание национального государства. Соответственно, национальное возрождение болгар предполагало воссоздание и своего независимого государства, и своей независимой Церкви. Выше мы уже обращали внимание на то, что концепции греческого и болгарского национального возрождений вступали в явное противоречие между собой. Потому Константинопольский патриархат, отстаивавший общегреческие интересы, негативно реагировал на требования болгар. В ряде Синодальных постановлений, принятых в Константинополе, болгарское национальное возрождение резко осуждалось как таковое. Например, в послании к Поместным Церквам в декабре 1868 г. Константинопольский Синод само национальное чувство болгар называл дьявольским изобретением, направленным против Церкви. Весьма показательно, что еще в 1870 г. патриарх Гpuropuй VI прямо говорил болгарам, что не признает ни болгарского народа , ни полномочий его представителей . Это яркое свидетельство того, что в основе церковного спора лежало противостояние проектов греческого и болгарского национальных возрождений. Хотя Константинопольские патриархи, понимая сложность ситуации, пытались идти на определенные уступки болгарской стороне, но они не успевали за стремительным развитием событий. Те компромиссы, которые были приемлемы для болгар в 1840-е гг., оказывались неактуальными двадцать лет спустя. В результате Константинопольский патриархат упустил инициативу, и Болгарский экзархат был создан правительством без учета мнения греческих иерархов.

http://bogoslov.ru/article/6176739

по решению Св. Синода Русской Православной Церкви. Это было время, когда согласно русско-японскому договору – Эдоскому трактату 1858 г. между Россией и Японией были установлены дипломатические отношения. Но проповедь среди японцев была невозможна, так как в стране действовали антихристианские законы. Восемь лет о. Николай, будучи священником при русском консульстве, изучал японский язык, литературу, традиции и обычаи, беседовал с бонзами. В 1868 г. он обратил в христианство самурая Такума Савабе. Вскоре были крещены еще два японца. Крещеные японцы начали проповедовать христианство по городам Японии, заложив основы христианских общин. В 1870 г. свт. Николай основал и возглавил Русскую Православную миссию в Японии. Перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. В 1912 г. (последний год служения свт. Николая) в Японии насчитывалось 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и 8 церквей стационарных, в клире состояло 40 священнослужителей японцев. С 1912 г. по 1945 г. Японскую Церковь возглавлял епископ Сергий (Тихомиров) . При нем, несмотря на все испытания, в 1929 г. Церковь насчитывала 39000 членов (при 70 млн. населения и общем числе христиан в стране порядка 300000 человек). Вторая мировая война была тяжелым испытанием для Церкви: из-за бомбежек многие храмы были разрушены. После кончины еп. Сергия (Тихомирова) в 1946 г. консисторией Японской Православной Церкви и епископом Николаем (Оно) было подано прошение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о воссоединении с Матерью Русской Церковью, но американцы, оккупировавшие в то время Японию, не впустили посланных двух православных епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина) в страну. В 1947 г. Американская митрополия направила в Японию епископа Питтсбурского Вениамина (Басалыгу), который возглавлял Церковь до 1953 г. Так часть японских православных приходов стала подчиняться Американской митрополии, часть оставалась верной Московскому Патриархату.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Разделы портала «Азбука веры» Христианское искусство Богданов-Бельский Николай Петрович (1868–1945) 4 произведения Николай Петрович Богданов-Бельский (1868–1945 гг.) – русский художник-передвижник, действительный член Императорской Академии художеств, председатель Общества имени Куинджи. Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889 год) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. Его живопись зиждется на двух полюсах. На одном – парадно-салонные портреты знати всех мастей, которые сейчас представляют интерес скорее с исторической точки зрения. Гораздо большим спросом у ценителей искусства пользуются картины Богданова-Бельского, живописующие нехитрые сценки из жизни крестьянских детей: как развлечения, так и процесс школьного обучения. После работы в студиях Кармона и Каларосси во время путешествия по Европе живопись Богданова-Бельского обогащается импрессионистскими красками и методами: мазок становится раздельным и дробным, а палитра – солнечной и яркой. Прочее Популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 1.3 млн. Всего записей 1129 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/avtor/bogdanov-bels...

Тарту. Церковь Георгия Победоносца. Jüri kirik Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 1868 и 1870. Архитектор: А.Н. Эдельсон Ссылки:   Адрес: Narva mnt. 103, 51008 Tartu. Eesti Координаты: 58.387136, 26.727325 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Завет экзотической красоте русской православной архитектуры - эта живописная розовая церковь как раз на востоке реки была первоначально построена в 1870 году, потом вновь освящена в 1945 году после послевоенной реконструкции. Попытайтесь заглянуть на искусно сделанный иконостас. Источник: Tartu inyourpocket. Winter 2008/Spring 2009. В 1845 году открылся эстонский Георгиевский православный приход. В 1868-70 гг. была сооружена каменная пятиглавая церковь с надвратной колокольней. 2 сентября 1870 года епископ Рижский и Митавский Вениамин освятил храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Здание церкви серьезно пострадало во время авиационной бомбежки Тарту 1944 года, особенно сильно были разрушены крыша, окна и двери. Восстановительные работы завершились к лету 1945 года, и 17 июня состоялась первая после войны Божественная литургия. 26 апреля 1993 года российский патриарх Алексий II восстановил преемственность церковной автономии, согласно которой построенный в 1870 году Юрьевский собор и его приход находятся в юрисдикции Русской православной церкви. Юрьевский собор был первым местом службы после окончания Духовной академии патриарха Алексия II, который является уроженцем Эстонии. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=13155

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Епископат АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ ВАСИЛИЙ (Преображенский Вениамин Сергеевич; 1876-1945), еп. Кинешемский, вик. Костромской епархии, свт., исп. (пам. 31 июля, 5 окт., в Соборе Ивановских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЕНИАМИН (Казанский Василий Павлович; 1873-1922), митр. Петроградский и Гдовский, сщмч. (пам. 31 июля, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Самарских святых и в Соборе С.-Петербургских святых) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке

http://pravenc.ru/rubrics/121820.html

Август 13 августа 1868 г. 13 августа 1868 г. Сколь многомилостив и благопослушлив Господь! Молил я Его всесердечно с верою и упованием крепким, да ниспошлет Он дождь земле, да погасит огонь лесов и мглу дыма рассеет, молил неотступно, несколько раз исполнить молитву мою ради возлюбленного Своего Господа нашего Иисуса Христа – и исполнил Господь прошение сердца моего: 13-го числа во время обедни небо покрылось облаками дождевыми, дым, стоявший месяц сряду, исчез, и пошел дождь. Слава милосердию Твоему, Господи! Слава благопослушливости Твоей, Владыко; слава вере и упованию на Тя, яко верою и упованием вся можем от Твоей благости получити. Благодарю Тя, яко сподобил мя еси непреткновенно совершити Божественную литургию и неосужденно причаститися Божественных и Животворящих Твоих Таин, в мир душевных моих сил. Слава Тебе, милосте бесконечная, Господи Иисусе! Был у лейтенанта Михаила Васильевича и провел у него час-другой. Умный и добрый собеседник. Говорил о быте сельских священников, о том, как безотрадно поставлены священники во многих приходах, как они мало могут иметь влияния на народ: о средствах сделать священников влиятельными; посылать священников в села из Академии или из Семинарий – лучших, с хорошим обеспечением, как людей семейных; обложить прихожан оброком. Говорили о нужде образования народного; также была речь о монахах, о их образе жизни. Стыдящимся священнического благословения и крестного знамения. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий... [ Мк. 8, 38 ]; не восхотел благословения, – оно и удалится от него... [ Пс 108, 17 ]; я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира [ Гал. 6, 14 ]. Приидите, благословенные Отца Моего... [ Мф. 25, 34 ]; идите от Меня, проклятые (отвергавшие благословение) [Мф. 25, 41]. Не благословение – так клятва. Если не хотите благословения, то клятву преподать вам? Разве пустая церемония и форма – крестное знамение? О, нет: сила Божия для приемлющих оное с верою. От знаменующихся крестным знамением бежат бесы – а в незнаменующихся они живут, как в своих домах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Свете Святый, просвети мя. Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие [ Пс. 118, 133 ]. Октября 27-го дня 1868 года. Воскресение. Изменил я Тебе, любителю моему, Господу, возлюбив тленную, суетную славу человеческую, блестящую награду земную, хотя и напоминающую о Твоем вольном за нас распятии. Что мне любить, кроме Тебя? Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72, 25 – 26 ], ибо Ты един жизнь, покой, свет, сила, свобода моего сердца. Телу златому премудрыя дети не послужиша 12 . А мы? Служим телу златому, хотя иногда под видом даже креста наперсного. Табачники тлят и тела и души свои табаком. О, тля греховная! Мало еще у нас тебя что ли? Сколько душетленных страстей и навыков! Господи! Скоропослушниче мой, помощниче и Спасителю мой и радосте моя! Благодарю Тебя, яко двукратно поутру (24 сентября) спасл еси мя от закваски греховной, юже 13 враг вливати начат в мое сердце: первое – в доме Сидельникова во время молебна, от блудной закваски; второе – дома, от закваски злобы на сестру Анну и служанку Екатерину. Благодарю Тебя за мир и свободу духа, яже 14 ми даровал еси по очищении страстной, душетленной закваски. Благодарю Тя, яко по молитве моей умирил еси и всех домашних моих. Слава Тебе, везде сый и вся исполняяй, Творче наш, Промыслителю и Спасителю наш. Се, тако благоустрояй, Господи, души всех людей, наипаче же достояния Твоего, стяжанного кровию Твоею, во всех пределах земли, от восток солнца и до запада. Да славится имя Твое всеспасительное всеми языки, да познают его все земнородные, от мала и до велика, вкупе богат и убог. Бегай враждебных столкновений с ближними из-за каких-либо вещей: это делает диавол, не терпящий мира братии. Молись усерднее о погрешающем брате Богу, а не доноси на него высшему начальству, хотя он и доносит, может быть, на тебя. Донос – дело злобы и зависти, а не любви. Помни слова Апостола, что мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна [ Иак. 3, 17 ]. Итак мирно и кротко предъявляй начальнику свои просьбы и намерения и в случае несогласия его не будь раздражителен и непослушлив. Послушание паче 15 всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010