Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЕЗОВСКИЙ Михаил Андреевич (1868 - 5.11.1940), свящ., хоровой дирижер, композитор, педагог. Окончил Кишинёвскую ДС (1889). В 90-х гг. посещал занятия А. К. Лядова в С.-Петербурге, а также учился в муз. школе В. П. Губора в Кишинёве. В 1891 или 1892 г. назначен регентом Кишинёвского архиерейского хора, к-рым руководил более 25 лет. Служил преподавателем пения в учебных заведениях Кишинёва, устраивал концерты хоровой духовной и светской музыки. В 1909 г. принимал участие в работе II Всероссийского съезда хоровых деятелей в Москве. Б.- автор не только духовных сочинений, но и светских кантат и обработок народных песен. Духовно-муз. переложения и сочинения композитора были опубликованы в Москве в изд-ве П. И. Юргенсона . В «Литургии св. Иоанна Златоуста на 3 голоса по напевам обиходно-обычным и др.» (цензура 1900; переиздана Православным центром «Живоносный источник» в 1996) Б. соединил разные напевы, причем основные песнопения представлены им в неск. вариантах. Были выпущены также отдельные песнопения: 1-5 (цензура 1901) - «Тебе поем» (киевского распева) для смешанного и муж. хоров, «Милость мира... Тебе поем» (на литургии Василия Великого), «Бог Господь» и Тропарь св. Николаю Чудотворцу (греч. распева), «Тебе, Бога, хвалим» (греч. распева); 7-17 и 19-21 (изд. 1911) - Херувимская (молдав. распева), «Милость мира», Кондак к акафисту на Покров Пресвятой Богородицы, «Достойно есть», «Господи, спаси благочестивыя» и Трисвятое, Тропарь св. Иоанну Златоусту (для муж. хора), «Милосердия двери» (для однородного хора), «Разбойника благоразумнаго», «Плотию уснув», «Взбранной Воеводе» 1 и 2), Стихира в Неделю ваий (знаменного распева), «Преславная днесь» (знаменного распева), «Царю Небесный» (знаменного распева). Переложения и сочинения Б. отличают ярко выраженная напевность, хорошо развитая фактура (правда, иногда перегруженная из-за удвоений), они грамотно изложены с указанием источника заимствованного напева (композитор использует различные распевы вплоть до местного), в то же время не выдержаны с т. зр. принятых в то время норм гармонии и голосоведения. Наиболее удачными являются 7 (Херувимская) и 20 («Преславная днесь»). А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/78132.html

Кедайняй. Церковь Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая деревянная церковь в Кедайняй, во владениях Радзивилов, построена еще в 1652 году вместе с монастырем. В 1771 году монастырь сгорел и пришел в запустение (официально Священным Синодом закрыт в 1798 году). Деревянный храм из-за отсутствия общины не действовал. Позднее отремонтирован, но богослужения в нем совершали только военные капелланы останавливающихся в городе военных частей. Постоянный приход был открыт только в 1846 году. Нынешний каменный храм в честь Преображения Господня был воздвигнут на средства Священного Синода в 1895 году. Он находится в самом центре города. Во время Первой мировой войны не пострадал. Богослужения возобновлены в ноябре 1918 года. По сведениям Литовского епархиального совета, в 1937 году постоянных прихожан в Преображенском храме было 341 человек. В 1945 году было около 230 прихожан. Советской властью приход был зарегистрирован в 1947 году вместе с кладбищенской часовней в честь ап. Андрея Первозванного, которая в 1961 году была снята с регистрации и стала использоваться под склад. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии В 1802 г. в Кейданах была сооружена деревянная военная церковь во имя ап. св. Андрея Первозванного на основе старой монастырской церкви 1652 г. (Пашкевич М. Кейданы, бывший Кейданский Преображенский монастырь. Вильна, 1908). В 1853 г. владелец городка граф Ф. Чапский подарил приходу здание, которое по проекту архит. Н. Иконникова было реконструировано под новый храм. 18 августа 1861 г. он был освящен в честь Преображения Господня. Андреевская церковь стала приписной, а в 1904 г. была перенесена на городское кладбище и 26 августа 1907 г. освящена во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1988 г. с устного согласия настоятеля прихода о. Ярослава Брынского она была разобрана и перенесена в музей народного быта Литвы в Румшишкес, но там не восстановлена. С 1865 г. до своей кончины 19 января 1929 г. настоятелем прихода служил о. Антоний Лихачевский, с 1924 г. – митрофорный протоиерей. Кейданским имением владел знаменитый фортификатор, в 1880-1884 гг. – главный начальник Северо-Западного края, Э.И. Тотлебен. Лютеранин по вероисповеданию, он материально помогал храму, в 1868 г. подарил ему большой образ Спасителя, семисвечник, облачения. Прихожанином храма был владелец соседнего имения Калнабярже, Ковенский губернский предводитель дворянства, выдающийся государственный деятель П.А. Столыпин. Несколько лет он возглавлял приходское попечительство, был почетным членом Преображенского братства. Устроенная им церковно-приходская школа называлась «Столыпинско-Кейданской». После того, как в октябре 1893 г. церковь сгорела, П.А. Столыпин внес самый значительный вклад в постройку нового храма. 1700 руб. пожертвовал св. прав. Иоанн Кронштадтский (Шлевис Г. Православные храмы Литвы. Вильнюс, 2006. С. 220-233).

http://sobory.ru/article/?object=24840

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) митрополит Евлогий (Геогиевский) (в миру — Василий Семёнович Георгиевский; 1868 — 1946) — один из главных деятелей Православной Церкви XX века. В судьбе митр. Георгия (Георгиевского) преломились все главные моменты истории России и Русской Церкви эпохи гонений и рассеяния. Вырос в бедной семье свяшенника, в юности часто посещал св. Амвросия Оптинского. Первоначально его судьба не отличалась от большинства судеб русских епископов царской России: учеба в Академии, преподавание, наконец хиротония (он стал архипастырем вновь учрежденной Холмской и Люблинской епархии). Затем Росиия стала меняться: мит. Евлогий успел побывать депутатом Государственной Думы, членом Всероссийского Поместного Собора, арестовывался украинской Директорией. Мит. Евлогий, вместе с огромным количеством русских (своей будущей паствой) оказывается заграницей. Мит. Евлогий, хотя сам был консервативно настроенным человеком, отказался принимать решения Карловацкого Собора: Церковь Христова выше политики. Назначается св. Патриархом Тихоном управляющим заграничными приходами Русской Церкви. Мит. Евлогий один из немногих епископов диаспоры, кто сохранил верность Матери-Церкви и после Декларации мит. Сергия. В 1930 г. за молитву о мучениках в СССР, был отстранен мит. Сергием от управления. Мит. Евлогий (Георгиевский) вместе с паствой переходит в юрисдикцию Константинополя (так образовался Западноевропейский экзархат русских приходов). В 1945 г. ему все-таки позволили вернуться под омофор Москвы. Это внешняя канва жизни мит. Евлогия (Георгиевского). Значение его в том, что он был связан с лучшими явлениями православной диаспоры: по инициативе мит. Евлогия создается Св.-Сергиевский Институт в Париже, ставший центром православной культуры, он постригает св. мать Марию (Скобцову) в монахини, активно поддерживает ее дело, поддерживает РСХД, организацию, сделавшую очень много для Православия на Западе, был председателем Содружества святого Албания и преподобного Сергия, именно он был пастырем русской диаспоры в самые трудные её годы. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/evl...

Судак. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 2003 г. - подворье Кизилташского Св. Стефана Сурожского мужского монастыря . Торжественная закладка церкви состоялась 20 сентября 1819 года, на мраморной плите сделали надпись: «Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Сооружён сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней. Приидете и поклонимся, и припадём Ему, и восплачемся пред Господом, сотворившим нас». Эту плиту вмонтировали в западную стену храма над дверью. Строительство храма затянулось из-за постоянной нехватки денег. В 1828 году начали возводить колокольню, но построили только первый ярус. Несмотря на пожертвованные графом М.С.Воронцовым 200 рублей, колокольня была достроена только в 40-х годах на средства Яни Сандета. Иконостас, иконы и церковную утварь в новый храм перенесли из Матфеевской церкви. В 1835 году старый иконостас заменили новым, выполненным на средства местного церковно-приходского братства. За долгие годы храм претерпел архитектурные изменения. Купол колокольни оказался слишком тяжёлым, из-за этого в 1858 году по стенам пошли трещины. Пришлось разобрать каменный восьмерик, на котором был установлен шпиль колокольни, и заменить его деревянным. 5 марта 1861 года церковь была вновь освящена игуменом Парфением. Храм в Судаке неоднократно посещали представители императорской семьи. В 1868 году здесь побывала императрица Мария Александровна с дочерью Марией, сыном, будущим императором Александром III, и его супругой Марией Фёдоровной. В 1912 году император Николай II по дороге в Новый Свет сделал остановку в Судаке и посетил церковь. Сопровождавший его князь Л.С. Голицын обратил внимание царя на ветхость храма, пострадавшего при землетрясении 29 сентября 1869 года, и государь выделил деньги на ремонт. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Судаке оставалась действующей до 1936 года… В здании закрытого храма собирались устроить пионерский клуб, поэтому разрушили колокольню. Однако вскоре началась Великая Отечественная война, Крым был оккупирован немцами, которые, для того чтобы расположить к себе население, часто открывали православные храмы. В Судакской церкви тоже возобновились богослужения. Но после освобождения города советскими войсками в 1944 году вдруг оказалось, что храм не зарегистрирован, в нём нет священника, поэтому он снова перестал быть действующим. Богослужения возобновились в 1945 году и продолжались почти 20 лет. В 1962 году здание церкви передали Судакской средней школе для организации в нём Дворца пионеров. В 80-е годы здесь находилась мастерская по ремонту телевизоров.

http://sobory.ru/article/?object=01383

Владимир-Волынский. Часовня Владимира равноапостольного. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Владимира равноапостольного Год постройки:Между 1891 и 1892. Адрес: Украина, Волынская обл., г. Владимир-Волынский, улица Данила Галицкого, 6 (ул. Соборная, д. 1) Координаты: 50.845326, 24.31649 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 17 октября 1888 года в предместье Харькова потерпел крушение царский поезд с императором Александром III (1845-1894) и членами его семьи, спасение которых православная церковь сразу же объявила чудом. Для увековечивания сего знаменательного события в 1889-ом на пожертвования братчиков и благотворителей была изготовлена икона с ликами святых, тезоименных членам семейства Романовых. В том же году 22 апреля в японском городе Оцу при покушении удалось выжить наследнику российского престола Николаю Александровичу (1868-1918), что также было истрактовано православными отцами как заступничество небес. Именно это событие Владимир-волынское братство и решило увековечить строительством каменной часовни в сердце старого города. Владимирская часовня была заложена 29 апреля 1891 года на приобретенных и пожертвованных городом братству для этого двух земельных участках. Курируемое непосредственно председателем Омельяном Дверницким (1836–1908) строительство благополучно закончилось освящением 11 мая 1892 года, которое провел митрополит Галицкий и Киевский Иоаникий (1826–1899). Храм оставался действующим вплоть до Второй мировой войны 1939-1945 годов, из огненного пожарища которой он вышел хоть и невредимым, но, оказавшись в стране воинствующего атеизма, был закрыт и четыре с половиной десятилетия находился на грани существования. Расхожая легенда, состарившая его на четыре года и приурочившая его строительство к девятисотой годовщине крещения Руси-Украины, родилась уже в годы украинской независимости (при советах религия и царизм находились под одинаковым запретом), когда часовня была возвращена в лоно православной церкви, а на заре 2010-х гг. она была капитально отреставрирована.

http://sobory.ru/article/?object=29194

Не удалось извлечь искомое из базы (((

С 1930 по 1936 гг. разрушению подверглись и помещения храмов. Камень разобранных церквей отправляли в Белозерку и другие места. С 1945 по 1957 гг. на территории монастыря находилась школа механизаторов (по другим данным - Белозерский специальный детский дом для детей фронтовиков, погибших во время Великой Отечественной войны), затем было создано ПТУ 6, которое находится там и по этот день. 1 мая 2007 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви на основании Рапорта Высокопреосвященнейшего Иоанна, Архиепископа Херсонского и Таврического, принял решение о возрождении Благовещенского женского монастыря в с. Приозерное. 7 декабря 2009 г. надвратная часовня Благовещенского женского монастыря была возвращена Херсонской епархии Украинской Православной Церкви. 7 апреля 2010 г. Архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн совершил первую Божественную литургию у стен этой часовни, с 23 апреля начались строительные работы по ее восстановлению. 30 мая 2010 г. Правящим архиереем был освящен крест, который был установлен на куполе Благовещенского храма (бывшей часовне). Параллельно со строительными работами в храме было начато строительство временных жилых построек для насельниц обители. 29 августа 2010 г. состоялось освящение Благовещенского храма обители. По материалам официального сайта pravoslavie.ks.ua В 1856 г. на месте будущей обители благотворитель Лев Скадовский выделил землю для приюта девиц бедного сословия и вдов. В 1868-1869 гг. в усадьбе приюта построили каменный храм Св. Троицы. В 1883 г. община насельниц приюта была преобразована в женский Благовещенский монастырь. В 1891-1896 гг. в обители возвели Благовещенский собор с приделами Рождества св. прор. Иоанна Предтечи (правый) и св. вмч. Георгия Победоносца (левый). К 1897 г. были построены колокольня, ограда, новая монастырская школа с интернатом, гостиница. В 1900-1909 гг. сооружен собор Св. Троицы с приделами Владимирской иконы Божией Матери (правый) и прп. Евфросинии Полоцкой (левый). В 1920 г. в монастыре был создан детгородок, в 1922 г. инокинь изгнали, в 1930-х гг. разрушили храмы. После Великой Отечественной войны до 1957 г. в обители находилась школа механизаторов, затем – профтехучилище. В 2007 г. Свящ. Синод УПЦ принял решение возродить монастырь, в 2009 г. Церкви возвращена надвратная часовня, в 2010 г. у ее стен совершена 1-я Литургия, в том же году часовня освящена как Благовещенский храм и начато строительство жилых помещений.

http://sobory.ru/article/?object=42051

Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло. Годом ранее священник Феодор Адамович, ввиду непригодности для богослужения каменного приходского храма, рядом с ним на церковном погосте на собственные средства построил небольшую церковь во имя святителя Николая. Церковь была деревянная на каменном фундаменте, без колокольни. До нашего времени она не сохранилась. В 1888 г. в Бытче началось строительство новой каменной церкви, которая, видимо, возводилась на месте разобранной старой. Строительство церкви было завершено в 1891 г. В клировых ведомостях сохранилось описание этой новой церкви: «зданием каменная с деревянным куполом, таковою же колокольнею в одной связи с церковью, крыта железом, прочная. Престол в ней один во имя Святой Троицы». В церкви был дубовый иконостас «с 5-ю большими и 9-ю малыми иконами, писанными на холсте». К Троицкой церкви были приписаны Николаевская церковь, построенная в Бытче на церковном погосте, и Николаевская кладбищенская церковь в Ляховке. В 1910 г. приходского священника Феодора Адамовича сменил Илларион Бразовский. Прихожан в это время насчитывалось 2000-2500 человек. Отец Илларион служил в церкви до ее закрытия в 1930-е годы. Он не принял распространявшегося в то время в церковной среде «обновленчества», до конца дней оставшись верным Православию. В апреле 1922 г. в храме под предлогом помощи голодающим Поволжья было произведено изъятие наиболее ценных церковных предметов. В 1942 г. Свято-Троицкая церковь возобновила свою деятельность. После освобождения Беларуси от фашистов, в октябре 1944 г. настоятелем церкви был назначен священник Василий Васильевич Стукалов. В свое время отец Василий был участником русско-японской войны и имел Георгиевский Крест за храбрость. В годы Великой Отечественной войны он внес большой денежный вклад в приобретение техники для Красной Армии, за что был удостоен благодарности Минского архиепископа. В 1945 г. Борисовский райисполком официально передал верующим «в бессрочное и бесплатное пользование одно каменное с 2 куполами церковное здание и приписное кладбищенское деревянное здание, находящееся в д. Ляховке, а также находящиеся в них утварь и богослужебные предметы».

http://sobory.ru/article/?object=42882

За трехвековую историю собора в нем служили многие священнослужители, но не о многих осталась память. Среди тех, кого пощадило время - протоиерей Платон Иоаннович Куртеев. В 1848 году он был рукоположен в сан иерея к Слободскому Вознесенскому собору. Кроме того, он был духовником двух благочиний: Слободского - градского и 1-го округа. В 1898 году он отметил юбилей 50-летнего служе­ния в священном сане. В день юбилея ему было 75 лет. Небезынтересным представляется и родосло­вие Куртиевых, поистине «благословенное Богом». Его дед - Василий Дмитриевич Куртиев - с 1803 года служил протоиереем в Вознесенском соборе. В 1807 году переведен в Преображенский собор, где служил до выхода за штат в 1842 году. Отец Платона Иоанновича - Иоанн Васильевич - служил протоие­реем в Слободском Преображенском соборе с 1842 года до самой смерти в 1869 году. 22 декабря 1868 года он тоже праздновал свой 50-летний юбилей в священном сане и был награжден палицею. Прадед и прапрадед Платона Иоанновича также служили в церквях Вятской епархии. В 1930 году была закрыта, а затем и разрушена Вознесенская церковь. Екатерининская церковь была закрыта по решению Президиума Верховного Совета от 17 февраля 1940 года. Во времена сталинских репрессий за нее пострадали настоятель церкви священник Александр Свешников и староста Степан Анфилатов. Они были отправлены в ГУЛАГ и, по слухам, впоследствии утоплены в Волге в районе Самары. В годы Великой Отечественной войны в храме находилась военная база, правый придел был занят радиоузлом. Вновь Екатерининский собор был открыт в 1945 году. Первым старостой, выдвинутым из общины верующих, стал крестьянин-единоличник Егор Николаевич Минчаков из деревни Старые Минчаки. А первым настоятелем храма, после его открытия, стал протоиерей Владимир Емельянов. Ему при­шлось положить много сил, стараний, здоровья, чтобы возродить одну из самых красивых в области церквей. Старики и старушки несли последние рубли и копейки, а порой и иконы, лишь бы воскре­сить Божий храм. Иконостасы для маленьких приделов перевезены из села Анкушино.

http://sobory.ru/article/?object=03202

Она была освобождена только в конце 1944 г., после того как стал очевиден смертельный исход ее болезни. Первое время матушка жила у дочери Юлии в Мичуринске, а когда приехала другая дочь, Вера, Хиония попросила перевезти ее поближе к могилам родных. Они выехали в ненастный ноябрьский день и с трудом доехали, чудом перебравшись по гнилым ялам моста и едва не упав вместе с лошадью и повозкой в глубокий овраг. Хиония поселилась возле села Тютчево в деревне Кривушке, где ее дочь Ирина купила небольшую избушку. Доехав до дома, исповедница совсем разболелась и почти не вставала с кровати, но, несмотря на это, взялась подрабатывать шитьем. Платили ей за работу продуктами, часть из них она отдавала дочерям, а часть оставляла на свои поминки – и молилась, и заготавливала все на свою смерть, чтобы по возможности никого не обременить. Последние недели перед смертью она, по болезни, уже не принимала никакой пищи. Скончалась исповедница Хиония в декабре 1945 г. Похоронили ее на местном кладбище 22 декабря. Священномученик Тихон и его супруга исповедница Хиония Архангельские канонизированы для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. Царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы и их дети Эмалевый крестик в петлице, И серой тужурки сукно. Какие печальные лица, И как это было давно...   Какие прекрасные лица, И как безнадёжно бледны Наследник, императрица, Четыре Великих Княжны... Георгий Иванов Будущий Император Николай II Александрович Романов родился в день праведного Иова Многострадального, 6 мая 1868 г. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим. Первой его воспитательницей была скромная учительница гимназии Александра Петровна. Поручая ей воспитание своего наследника, будущий Император Александр III наказывал: «Мне нужны нормальные, здоровые русские дети». Простота в отношениях со своими подданными императора Александра III перешла и к его сыну – Николаю II. Он всегда тянулся к простому народу, в общении с ним отводил свою душу, так как сам по природе был человеком простым и бесхитростным и в людях умел ценить простоту.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010