профессор Григорий Александрович Воскресенский (08.02.1849–23.03.1918) Священное Писание Филология Жизнеописания профессор Григорий Александрович Воскресенский Богослов, филолог-славист, специалист по истории библейских переводов; заслуженный профессор МДА, член-корреспондент Императорской Академии наук. Биография Родился в селе Чернейка Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1868 году поступил в Московскую Духовную Академию, в 1871 году как один из лучших воспитанников Советом Академии был определен к замещению кафедры русского языка и славянских наречий. Для подготовки он был направлен в Петербург, где в течение двух лет прослушал курс славянской филологии под руководством известного ученого Измаила Ивановича Срезневского. По окончании курса Григорий Александрович был командирован за границу. Посетил Вену, Прагу, Загреб и Белград, где изучал древние списки Апостола. По возвращении из заграничной командировки, в 1875 году он был избран на вышеуказанную кафедру в должности приват-доцента. В 1879 году Григорий Александрович представил диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века. Опыт исследования языка и текста славянского перевода Апостола по рукописям XII—XV веков». За эту работу, посвященную «памяти незабвенного А.В. Горского», он был удостоен степени магистра богословия и утвержден в звании доцента Академии. В 1883 году Григорий Александрович был утвержден в звании профессора, а в 1894 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук. В 1896 году за представленные труды «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по сто двенадцати рукописям Евангелия XI—XVI веков» и «Древнеславянское Евангелие от Марка по основным спискам четырех редакций рукописного славянского Евангельского текста с разночтениями из ста восьми рукописей Евангелия XI—XVI веков» он был удостоен степени доктора богословия и утвержден на преобразованной кафедре русского и церковно-славянского языков и истории русской литературы. В 1901 году Григорий Александрович вышел в отставку, в 1902 году был избран почетным членом Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Апология христианства/Пер. с нем. СПб., 1915 (авт. — протес. богослов). Маккари Дж. Язык религии и язык аналитической философии. «Логос». Париж — Брюссель, 1971. Ном. 2 (авт. — англ. католич. философ). Маритен Ж. Метафизика и мистика/Пер. с фр. — «Путь». Париж: YMCA. 1925. Ном. 2. (авт. — католич. философ-неотомист). Марле Р. О так называемом «богословии смерти Бога»/Пер. с фр. — «Логос», Париж — Брюссель, 1971. Ном. 2. Марсель Г. Трансцендентное как метапроблематика/Пер. с фр. — «Логос». Париж — Брюссель, 1972. Ном. 5 (авт. — католич. философ-экзистенциалист). Метерлинк М. Сокровище смиренных/Пер. с фр. — В кн.: М. Метерлинк. Собр. соч. Т. 1, СПб., 1915 (авт. — бельгийск. драматург, поэт и эссеист). Михаил (Грибановский), еп. Истина бытия Божия. СПб., 1888 (авт. — правосл. богослов и проповедник). Мон В. Анимистическая теория происхождения религии. — «Странник». 1914. Ном. 12. Моравский М. Религиозно-философские вечера/Пер. с нем. 2-е изд. СПб., 1913 (авт. — польск. католич. богослов). Навилль Э. Небесный Отец: Беседы о Боге и Его отношении к миру и человеку/Пер. с фр. СПб., 1868. Его же. Что такое философия?/Пер. с фр. СПб., 1896. Неплюев И. Н. Что такое истина? Лейпциг, 1893 (авт. — правосл. религ. писатель и деятель). Несмелов В. Наука о человеке. Т. 1 — 2. Казань, 1905 (авт. — правосл. богослов и философ). Новоселов М. А. Забытый путь опытного опознания, 3-е изд. М., 1912 (авт. — правосл. писатель и деятель). Остроумов М. А. История философии в отношении к откровению. Харьков, 1886 (авт. — правосл. богослов). Паскаль Б. Мысли о религии/Пер. с фр. М., 1902 (новый сокращ. перевод в «Библиотеке Всемирной Литературы». Т. 42. М., 1974). Пирогов И. Н. Вопросы жизни: Дневник старого врача. — В кн.: И. Пирогов. Собр. соч. Т. II. Киев, 1910 (авт. — русский хирург и педагог). Поварни и С. И. У истоков живой религии. Пг., 1918 (авт. — правосл. философ). Прозоров И., свящ. Чтения по основному богословию. Киев, 1900 (авт. — правосл. богослов). Пфлейдерер О. О религии и религиях/Пер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В 1848 г. в Сремских Карловцах состоялась Майская скупщина, провозгласившая создание «Воеводства Сербского» (Срем, Баранья, Бачка и Банат), но долго оно не просуществовало. В 1867 г. империя была преобразована в Австро-Венгрию. Вслед за этим в 1868 г. Хорватия получала автономию в составе королевства Венгрия, получив в свой состав часть Военной границы. При этом хорваты подтвердили право сербов на использование кириллицы и сохранили церковную автономию. В то же время венгры чинили всяческие препятствия православным, так в городке Нова Градишка управитель местной школы запрещал православному законоучителю подписывать свидетельства на кириллице, а в Госпиче требовали, чтобы Закон Божий преподавался ученикам на венгерском языке.  После Восточного кризиса и освобождения православных народов Балкан благодаря силе русского оружия от Османского ига потребность в содержании Военной границы отпала, и 15 июля 1881 г. она была окончательно упразднена.  Согласно данным переписи населения 1910 г., православных сербов на территории Хорватии насчитывалось около 650 тысяч человек, а на территории Далмации проживало около 105 тысяч. После покушения серба Гаврилы Принципа на престолонаследника Франца Фердинанда в 1914 г. в Сараево, по всей империи прокатилась волна демонстраций и антисербских погромов, сопровождавшихся осквернением церквей и кладбищ. Во время Первой мировой войны Австро-Венгрия продолжила репрессивную политику против сербов, создавались концентрационные лагеря. После поражения Вены и победы сербского оружия, 1 декабря 1918 г. было провозглашено создание Королевства сербов, хорватов и словенцев. 2 сентября 1920 г. в Сремских Карловцах, духовном центре православных сербов во времена Австро-Венгрии, было торжественно провозглашено воссоединение Сербской Православной Церкви и восстановление Патриархата.  Отношения между сербами и хорватами оставались крайне напряженными в период существования Королевства сербов, хорватов и словенцев, а затем Югославии (с 1929 г.), поскольку новое государство носило унитарный характер, что не устраивало хорватское население. Также активную роль в межнациональной вражде играл Ватикан, проводивший т.н. «Католическую акцию», целью которой стало привлечение молодежи в различные религиозные организации («Орлы», «Крестоносцы»), а также продолжение политики окатоличивания сербов и боснийцев. 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

Т. 1: Книга Бытия. – 1875 (обл. 1876). – 680 с. разд. паг.. л. карт. Т. 2: Вторая и третья книги Моисеевы. Исход и Левит. – 1877. – 677 с. разд. паг., л. карт. Т. 3: Четвертая и пятая книги Моисеевы. Числа и Второзаконие: С указателем к Пятокнижию. – 1878. – 457 с. разд. паг. Т. 4, ч. 1: Пророки и пророчества до разделения Царств в Священных книгах этого периода. – 1893. – VI, 372 с. Т. 4, ч. 2: Пророки Илия, Елисей и Иона. – 1893. – 248, VIII с. Т. 5: Пророк Исайя: В 2 ч. – 1898. 403 . Священная летопись первых времен мира и человечества как путеводная нить при научных изысканиях: [Тексты книг Ветхого Завета с комментариями]. – 2-е изд., испр. – М.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1878--1879. – Загл. Т. 2: Священная летопись. Т. 1: Вступление и Книга Бытия. – 1879 (обл. 1878). – 130. 390, 3 с. Т. 2: Вторая и третья книги Моисеевы. Исход и Левит. – 1878. – 527 с. разд. паг., л. ил., карт. Переводы 404 . Поэмы Гесиода. Подстрочный перевод с греческого/Вступл., пер. и примеч. – СПб.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1885.-X, 280 с. 405 . Теогония Гесиода и Прометей: Разбор сказаний/Доп. к рус. пер.» с примеч. – СПб.: Тип. Глазунова, 1897. – XX, 579 с. Воскресенский Григорий Александрович (1849–1918) Григорий Александрович Воскресенский родился 23 января 1849 года в селе Чернейка Ржевского уезда Тверской губернии в семье священника. В 1868 году поступил в Московскую Духовную Академию, в 1871 году как один из лучших воспитанников Советом Академии был определен к замещению кафедры русского языка и славянских наречий. Для подготовки он был направлен в Петербург, где в течение двух лет прослушал курс славянской филологии под руководством известного ученого Измаила Ивановича Срезневского . По окончании курса Григорий Александрович был командирован за границу. Посетил Вену, Прагу, Загреб и Белград, где изучал древние списки Апостола. По возвращении из заграничной командировки в. 1875 году он был избран на вышеуказанную кафедру в должности приват-доцента. В 1879 году Григорий Александрович представил диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наместники Патриаршей (Синодальной) области 16.10.1700 16.12.1701 16.12.1701 14.02.1721 27.01.1719 14.06.1721 14.06.1721 23.08.1721 23.08.1721 03.03.1722 03.03.1722 09.11.1731 29.11.1731 08.04.1735 08.04.1735 18.05.1739 29.07.1739 01.09.1742 Архиепископы и митрополиты Московские 01.09.1742 10.06.1745 10.06.1745 14.04.1748 14.04.1748 14.06.1754 14.06.1754 25.01.1758 22.10.1757 18.04.1767 18.04.1767 18.01.1768 18.01.1768 16.09.1771 16.09.1771 20.01.1775 в/у Самуил Миславский 20.01.1775 13.07.1811 13.07.1811 19.02.1818 19.02.1818 03.03.1819 15.03.1819 29.06.1821 03.07.1821 19.11.1867 05.01.1868 31.03.1879 31.03.1879 08.04.1879 08.04.1879 09.06.1882 09.06.1882 27.06.1882 27.06.1882 17.11.1891 17.11.1891 01.08.1893 01.08.1893 09.08.1893 09.08.1893 11.02.1898 21.02.1898 23.11.1912 26.04.1910 26.06.1910 25.11.1912 20.03.1917 11.1912 23.12.1912 01.06.1914 01.09.1914 20.03.1917 21.06.1917 23.06.1917 21.11.1917 Наместники Патриаршей Области 16.01.1918 21.01(03.02).1920 05(18)01.1922 01.1922 (23.06)06.07.1923 (30.10)12.11.1923 29.12.1923(11.01.1924) 30.03(12.04)1925 27.11(10.12)1925 18.02(03.03)1926 02.1926 04.1927 05.1927 26.01(08.02)1931 29.04(12.05)1932 01.1936 14(27)04.1934 30.08(12.09)1943 10.1941 12.1941 12.1941 02.1942 02.1942 09.1943 02(15)05.1944 06(19)09.1960 06(19)09.1960 28.07(10.08)1963 26.09(09.10)1963 21.05(03.06)1971 12(25)06.1971 29.05(11.06)1977 29.05(11.06)1977 Московская, григ. Основана в 1925 г. (местопребывание – в Московском Донском монастыре, в бывших покоях Патриарха Св. Тихона). Московская I, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1946 г. Викарные кафедры: Богородская, Бронницкая, Можайская, Подольская, Дмитровская, Клинская, Коломенская, Каширская, Орехово-Зуевская, Серпуховская, Викариатство Московской епархии, Звенигородская, Загорская. 08.1922 12(25)06.1923 03(16)10.1924 06(19)05.1927 23.04(06.05)1930 27.04(10.05)1930 04.1931 12(25)09.1931 05.1933 17(30)12.1935 22.11(05.12)1935 27.12.1935 (09.01.1936) 27.12.1935 (09.01.1936) 23.06(06.07)1938 27.04(10.05)1941

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Николай Богданов-Бельский «Устный счет» Один из тех, в котором татевская школа раскрыла эти силы, – художник Николай Богданов-Бельский (1868–1945). Благодаря Сергею Александровичу способный мальчик, незаконный сын батрачки, который даже и фамилию-то получил от крестившего его священника (Бельский – псевдоним, взятый взрослым уже художником по названию уезда), поступает сначала в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, затем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Свято сохранив в сердце благодарность учителю, Николай Богданов – действительный член Императорской академии художеств (!) – стал своего рода летописцем его школ и той деревенской жизни, в которую эти школы были вписаны. Кстати, широко известная картина Богданова-Бельского «Устный счет» говорит о той атмосфере, которая создавалась в школах Рачинского. Вероятно, действие происходит во время дополнительных послеобеденных занятий. Ученики не сидят за партами, они свободны в передвижении; и в то же время – все они глубоко сосредоточены на предложенной задаче, каждый хочет поскорее порадовать Сергея Александровича (который тоже изображен на полотне) правильным ответом. Протоиерей Александр Васильев с наследником российского престола Нельзя не сказать еще об одном воспитаннике Сергея Рачинского – протоиерее Александре Васильеве. Деревенский мальчик-сирота был одним из тех, кого школа Рачинского направила на духовную стезю. «Ничто не может быть разительнее, отраднее той внутренней метаморфозы, – писал Рачинский Василию Розанову в феврале 1894 года, – которой подвергаются хорошие мои ученики, меняя пиджак на рясу. Это явление, столь же любопытное и наглядное, как превращение куколки в бабочку, всегда радует меня в качестве натуралиста, как экспериментальное доказательство действительности таинства священства». Так вот, «вылетев из куколки», окончив Вифанскую духовную семинарию и затем Санкт-Петербургскую духовную академию, Александр Васильев по рукоположении своем энергично продолжал и развивал еще одну миссию своего учителя: дело трезвости (подробнее об этом ниже). Создавая общества трезвости в рабочих слободках – там, где по праздникам даже куры во хмелю, – отец Александр обрел широкую известность в России и был приглашен в царскую семью. С 1910 года он законоучитель и духовник царских детей, с 1914 – и царственных родителей. В августе 1918 года протоиерей Александр Васильев, отец шестерых детей, был арестован, в октябре – расстрелян в бессудном порядке красного террора.

http://pravoslavie.ru/153935.html

Экк Эдуард Владимирович (Вильгельмович) (1851–1937) – генерал от инфантерии. Получил домашнее образование и окончил Николаевскую академию Генерального штаба (1878). На службу вступил в 1868 г. в лейб-гвардии Семёновский полк, а в ноябре 1869 г. был произведён в гвардейские прапорщики. Участвовал в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. помощником штаб-офицера над колонновожатыми действующей армии. После войны занимал штабные должности в Харьковском военном округе. В 1884 г. – полковник и штаб-офицер для поручений при штабе Московского ВО. В 1895 г. – командир 26-го Могилёвского полка. В 1897 г. – генерал-майор и начальник штаба 7-го армейского корпуса. С 1900 по 1904 г. – помощник начальника штаба, а затем дежурный генерал Одесского военного округа. Во время Русско-японской войны – командующий, а затем начальник 71-ой пехотной дивизии. С 1907 по 1912 г. – командир Гренадерского корпуса в Москве. Генерал от инфантерии. С 1912 г. – командир 7-го армейского корпуса, с которым выступил на фронт Первой мировой войны. Кадры дивизий этого корпуса – 13-ой и 34-ой – послужили для восстановления этих дивизий в составе Добровольческой армии, а затем ВСЮР. Участник Брусиловского прорыва. В 1917 г. – командир 23-го армейского корпуса. В Добровольческой армии с 1918 г. – в распоряжении Главнокомандующего. С начала 1919 г. – Председатель военно-полевого суда при штабе Главнокомандующего ВСЮР. В Русской армии – Председатель высшей комиссии правительственного надзора, учреждённой приказом генерала Врангеля в сентябре 1920 г. После эвакуации Русской армии из Крыма проживал в Королевстве СХС, где, после создания генералом Врангелем в сентябре 1924 г. Русского Обще-Воинского Союза, был назначен начальником 4-го отдела РОВСа (Югославия, Греция и Румыния). В то же время был Председателем совета Объединенных офицерских обществ. В 1925 г. по инициативе генерала Экка в Белграде начал выходить «Русский военный вестник» – орган объединённых офицерских обществ. С 1927 г. журнал утратил связь с учредившей его организацией и был переименован в «Царский вестник».

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

С 1868-го по 1876-й год семья проживала в Харькове, где Владимир Иванович три года учился в Харьковской классической гимназии. По возвращении семьи в Санкт-Петербург продолжал обучение в Первой Петербургской классической гимназии, которую окончил в 1881 году. В 1881 - 1885 годах учился на естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Его учителями были выдающиеся русские ученые В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев, А.Н. Бекетов и другие. Вернадский писал: «Я старый студент Петербургского Университета выпуска 1885 г., в блестящую пору его жизни – ученик Докучаева, Менделеева, Фаминцына, Глазенапа, Иностранцева, Бекетова, Меншуткина, Костычева, Воейкова, Фандерфлита, Петрушевского, Богданова, Вагнера. Всё моё университетское прошлое оказало решающее влияние на мою жизнь» В.И. Вернадский «отдал дань» и политической деятельности. Из дневника 1884 года (21 мая, Петербург): « Государство и правительство существуют для народа, а не народ для государства и правительства»; 1890 года (7 ноября, Москва): «В душе тяжело от мглы, от темноты царства, от разгрома. Но энергия этим будится. И желание работать, желание бороться за права человека растет» Он – «Участвовал в студенческой сходке 10 (22) ноября 1882, за что был задержан полицией. Был знаком с А.И. Ульяновым. Член народнического кружка Д.И. Шаховского ( " Приютинское братство " ). …В 1903 году принимал участие в учредительном съезде Союза освобождения. В 1904 году был делегатом Земского съезда, потребовавшего введения конституции, гражданских свобод и выборов Государственной думы. В 1905 году участвовал в создании Конституционно-демократической (кадетской) партии и состоял членом её Центрального комитета. Входил от партии в Государственный совет Российской империи (1906, 1907 - 1911, 1915 - 1917), а в 1917 году – во Временное правительство России (товарищ министра народного просвещения). В мае 1918 года вышел из кадетской партии» Но естественно, о чем, напишет он ( 20. IV. 1921 г., Петербург, Академия наук): «…в моем мировоззрении произошел под влиянием событий глубокий сдвиг…»

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

84 «Принцесса Греза» – пьеса французского поэта и драматурга Эдмона Ростана (1868–1918), ставшего популярным в России благодаря переводам Т. Щепкиной-Куперник. 85 Кусевицкий С. А. (1874–1951), выдающийся русский дирижер, контрабасист и музыкальный деятель, особенно популярный в России начала века. С 1920 г. жил за границей, где возглавил «Симфонические концерты Кусевицкого > > . Шор Д. С. (1867–1942) пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1892 г. основал «Московское трио» (пианист Шор, скрипач Д. С. Крейн, сменивший М. И. Альтшуллера, виолончелист Р. И. Эрлих). Эти камерные концерты пользовались большой известностью в Москве, Петербурге и за границей (Берлин, Париж, Лондон). Д. С. Шор основал «Бетховенскую студию», пропагандируя классическую музыку (1912–1916 гг.), в деятельности которой принимало участие и «Московское трио». 86 Молодой Лосев обозначал номерами девушек, не только знакомых, но и незнакомых, которые произвели на него большое впечатление или вызвали глубокий интерес. 87 Студент Лосев для заработка давал уроки греческого и латинского языков гимназистам и студентам. 88 Волконский С. М. (1860–1937), князь, филолог, писатель и театральный деятель. Читал курсы лекций по русской истории и литературе в США. С 1899 по 1902 директор Императорских театров, близкий к «Миру искусств» и вообще к новым исканиям в балете и опере. В 1917 г. эмигрировал во Францию. С Волконским была близка Марина Цветаева. 89 Молодой Лосев противопоставляет свою идею добра известным словам Достоевского о красоте, которая спасет мир («Братья Карамазовы»). 92 «Сомневаюсь, следовательно мыслю. Мыслю, следовательно существую» (лат.). Факт сомнения, необходимый для мышления, – один из главных принципов философии Декарта (1596–1650). 94 Тезисы «О моральности истины. Эмпирическая и психологическая точка зрения» написаны в конце 1912 г. Они несомненно связаны со статьей Лосева «Этика как наука», датированной автором 1912 г. (сохранился оригинал с титульным листом), и с тезисами этой работы (см. «Человек», 1995, 4). Во всех этих сочинениях ощущается влияние проф. Г. И. Челпанова. Его лекции «Введение в философию и логику» слушал Лосев-студент, участвуя также в просеминариях по экспериментальной психологии. В 1912 г. открылся основанный Челпановым Психологический Институт, членом которого по рекомендации профессора стал Лосев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Законы христианской морали — то же, что эаконы естественной морали (In Rom. VI 8). 73 О последующем отношении церкви к учению Оригена см. Скворцов К. Философия отцов и учителей церкви (период апологетов). Киев, 1868, гл. «Ориген». См. также Harnack А. Op. cit., Bd 1, S. 650—697; его же. Der Kirchengeschichte Ertrag der eiegetischen Arbeitpn des Origenes, Bd Leipzig, 1918—1919. 74 Сходство этих воззрений со взглядами Плотина указывает на их общий источник — философию Аммония Саккаса, Ср. Enn. V 3; VI 9. 75 То, что этот мир сотворен, подтверждается в книге Бытия (1, 1—2); то, что до него были миры, подтверждает Еккле–эиаст (1, 10, 15); о том, что после этого мира будут другие, учит Исайя (56, 22) (см. De рг. III 4). 76 Ориген отождествляет «замороженные духи» с душами, исходя из сомнительной этимологии слова «душа»; греч. psyche— душа он производит от psychos — холод, мороз (De рг. II 8). 77 См. De рг. I 5 (о творении духовного мира); De рг. I б; II 9 (о свободе); De рг. III 1—3 (о воплощении духов); De рг. IV 4 (о материи); De рг. III 3 (апокатастасис). 78 Влияние стоиков видно, например, в таких местаи De рг. IV 1 (о провидении); In Luc. 35 (учение о «notiones communes») и др. 79 Заслуживает упоминания, пожалуй, Евсевий Кесарийский (ок. 263—339) — идеолог и историк церкви времен Константина, автор знаменитой в средние века «Praeparatio Evangelical, а также первой «Церковной истории» (Historia Eccle-siastica). В первом из этих сочинений Евсевий выступает как «апологет», широко развивая уже известную нам идею «при–уготовления» христианства всей предшествующей культурной историей. Во втором, так же как и в сочинении «Жизнь Константина» (Vita Constantini), старается доказать, что история христианской церкви есть продолжение священной библейской истории и что судьбы церкви и судьбы империи всегда были неразрывно связаны и вели их к окончательному единению. С его точки зрения, с восшествием на престол Константина и легализацией христианства наступает эпоха осуществления на земле христианских идеалов — «царство божие на земле». О Евсевии см., напр., Salvatorelli L. Costan-tino il grande. Roma, 1928; Burckhardt J. L " eta di Costantino il grande. Firenze, 1957. 80

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010