Иванов М.С. Понятие «таинство» в православном богословии//К истине. Миссионерско-апологетический проект. URL: (дата обращения: 12.11.2014.) Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Вып. 2. Годы 1867 – 1913. Пг., 1918. 222 с. Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб., 1877. 427 с. Катанский А.Л. Очерк истории древних национальных литургий Запада//Христианское чтение. 1869. 4. С. 17–69. Катанский А.Л. Очерк истории литургии нашей Православной Церкви. СПб., 1868. 164 с. Катанский А.Л. К истории литургической стороны таинства брака//Христианское чтение. 1880. 1–2. С. 98–127. Катанский А.Л. Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения//Христианское чтение. 1880. 7–8. С. 92–131. Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности проф. А.Л. Катанского . СПб., 1913. 19 с. Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 год//Христианское чтение. 1874. 3. С. 435–476. Успенский Н.Д. О Гоаре//Богословские труды. М., 1968. 4. С. 37–38. 1 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.). Пг., 1918. С. 11. 10 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1895/96 учебный год. СПб.,1900. С. 290. 11 Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 год//Христианское чтение. 1874. 3. С. 460. 13 Право читать лекции. (лат.) Лепорский П., прот. Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности. С. 8. 14 Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1874 г. СПб., 1874. С. 183. 16 Желтов М. С., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века// Богослов. Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата обращения: 24.10.2014). 17 Долоцкий Василий Иванович (1814–1885 гг.) – заслуженный ординарный профессор. Санкт- Петербургской духовной академии. Первый профессор литургики со времени введения ее в академии в 1839 г. По словам И.А. Чистовича , «он создал науку литургики». Его академические неопубликованные лекции неоднократно литографировались и впоследствии оказали значительное влияние на последующее развитие русской науки о богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

S. 152 — 153. Рынин, id. (Н.А.Рынин, Начертательная геометрия. Перспектива, М., 1918, § 8, стр. 72 — 73.); Рынин, id. (Н.А.Рынин. Начертательная геометрия. Методы изображения. Петроград, 1916.). 88 Schilling, id. (Friedrich Schilling. Über die Anwendungen der darstellenden Geometrie insbesondere über die Photogrammetrie, (Фридрих Шиллинг. О применении представлений геометрии, в особенности, о светографии (нем.).) Lpz. und Berlin, 1904. S. 152 — 153.), S. 153, Anm. 1 89 Франц Куглер. Руководство к истории живописи со времени Константина Великого, 3–е издание, М., 1874, стр. 584. 90 Миронов, — id. (Ср. Алексей Миронов, Альбрехт Дюрер, его жизнь и художественная деятельность, М., 1901, стр. 375 (Ученые Записки Императорского Московского Университета. Отдел историко–филологический. Вып. 31).), стр. 347. 91 А.А.Сидоров, «Четыре апостола» Альбрехта Дюрера и связанные с ними спорные вопросы. П., 1915 (отд. оттиск из «Записок Классического Отделения Императорского Русского Археологического Общества»), стр. 15. 92 Одна из рукописей Дюрера, принадлежащих Британскому Музею и представляющих черновые наброски художника для предполагавшихся в будущем печатных произведений его. Опубликована A. von Zahn " ом в 1868 г. W.M.Conwey " ем в 1889 г., переиздана K.Lange und F.Fuchs. Dürers schriftliche Nachlass auf Grund der Original Handschriften und theilweise neu entdeckter alter Abschriften. (К.Ланге и Ф.Фукс. Рукописное наследие Дюрера, на основе подлинных манускриптов и, частично, новонайденных старинных копий (нем.). — Ред.) Halle, 1893, S. 326. 93 Рынин, Перспектива (Н.А.Рынин, Начертательная геометрия. Перспектива, М., 1918, § 8, стр. 72 — 73), § 8, стр. 75 — 78. Рынин, Методы изображения (Н.А.Рынин. Начертательная геометрия. Методы изображения. Петроград, 1916), § 15, стр. 113 — 117. 94 Э.Мах. Для чего человеку два глаза. «Популярно–научные очерки». Перевод Г.А.Котляра, «Образование», 1909, стр. 64. 95 Элементарное объяснение примененных здесь терминов «учения о множествах» — множество, соответствие, мощность, эквивалентность, подобие или конформность и т.п. — можно найти в статье: П.А.Флоренский. О символах бесконечности, «Новый Путь», 1904 г., сентябрь, стр. 173 — 235. 96

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=756...

Подписанное председателем ВЦИК Яковом Свердловым, замнаркома просвещения «историком-марксистом» Михаилом Покровским и секретарем ВЦИК Варлаамом Аванесовым (Суреном Мартиросяном), Положение было опубликовано в форме декрета ВЦИК от 16 октября 1918 года .   Покровский Михаил Николаевич (1868-1932)   Декрет этот отменял в частности, единые программы, классно-урочная система, оценки, дисциплина, вместо учителей вводились «школьные работники», те самые «шкрабы» из советского новояза. Тот же современный автор, по мнению которого в работе Комитета по образованию Временного правительства «просматривалась явная преемственность с осуществлением реформы средней школы под руководством П.Н. Игнатьева», оценивая «Положение об единой школе», и ряд большевистских декретов, принятых в догонку ему, находит, что: «В них, несомненно, заключался значительный прогрессивный потенциал» . Что же, прогрессивным бывает и паралич.   Упразднение концепции и структуры   «Старая концепция общего образования также упразднялась. В структурном отношении вместо единой системы образования создавалась единая школа (без сложного, ориентированного на местные нужды разделения на типы учебных заведений и параллельные “треки”). Единая трудовая школа (ЕТШ) состояла из двух ступеней: первая (начальная) – 5 лет, вторая (средняя) – 4 года» .   «Единая трудовая» – бывшая «высшая начальная»   «В пятом разделе Положения достаточно ясно был описан порядок преобразования существующих типов школ в “ступени” Единой школы. Первая ступень образовывалась на основе пятилетних (министерских) начальных школ, остальные типы начальных школ (трех- и четырехлетние) “достраивались” до пятилетнего курса прибавлением дополнительных возрастных групп. Из текста Положения, а также из самой идеи “трудового” обучения в новой школе, вполне очевидно, что в основу “второй ступени” были положены Высшие начальные училища (по закону 1912 года) и находящиеся на одном уровне с ними профессиональные посленачальные учебные заведения (например, торговые школы, которые упоминаются в тексте Положения 1918 года)» .

http://ruskline.ru/analitika/2022/09/29/...

Сын священника с. Княжова Рижского уезда Рязанской губ. После окончания Рязанской духовной семинарии, в 1867–1868 гг. слушал лекции в Цюрихском университете. С 1870 г. преподаватель немецкого языка Московской духовной академии, в 1872–1878 гг. помощник библиотекаря Академии (См.: Василий Петрович Лучинин, лектор немецкого языка в МДА ( 18 апреля 1911 г.) Ц Богословский вестник. 1911. Т. 2. Прил. С. 1–4). – Примечание. 318 Смирнов Сергей Иванович (1870–1916), профессор Московской духовной академии по кафедре Истории Русской Церкви. В 1895 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, профессорский стипендиат. С 1896 г. и. д. доцента по кафедре Истории Русской Церкви. В 1906 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии, экстраординарный профессор. С 1907 г. приват-доцент Московского университета по кафедре Истории Церкви. В 1914 г. удостоен степени доктора церковной истории, ординарный профессор. – Примечание. 319 Шостьин Александр Павлович (1862–1916), заслуженный профессор Московской духовной академии. В 1885 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, профессорский стипендиат. С 1886 г. и. д. доцента Академии. В 1890 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии. С 1896 г. экстраординарный профессор Академии. В 1907–1912 гг. инспектор Академии, с 1911 г. заслуженный профессор (Профессор Александр Павлович Шостьин : Некролог. Сергиев Посад, 1916. 67 с. (с библиографией)). – Примечание. 320 Спасский Анатолий Алексеевич (1866–1916), профессор Московской духовной академии. Окончил Московскую духовную академию в 1890 г. С 1893 г. и. д. доцента Московской духовной академии по кафедре Новой гражданской истории, с 1895 г. по кафедре Общей церковной истории. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия. С 1897 г. экстраординарный профессор. С 1903 г. редактор академического журнала «Богословский вестник». В 1907 г. удостоен степени доктора церковной истории. В 1915 г. уволен по выслуге лет ( Лебедев Д. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: К характеристике его научной деятельности как историка древней Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕЕВ Иван Евсеевич (9.08.1868, с. Каменка Порховского у. Псковской губ.- 7.08.1921, там же), филолог, специалист по текстологии слав. Библии. Род. в крестьянской семье. Учился в Псковском ДУ, затем в Псковской ДС. В 1893 г. окончил СПбДА и за соч. «Лукиановская рецензия LXX в славянском переводе» удостоен степени кандидата богословия. Работал помощником библиотекаря в б-ке академии. В 1895 г. совершил поездку на Восток для изучения рукописей б-ки Александрийского Патриархата в Каире. В 1897 г. за соч. «Книга пророка Исайи в древнеславянском переводе» был удостоен степени магистра богословия. В 1898 г. назначен смотрителем Московского Заиконоспасского уч-ща, в 1902 г.- инспектором Подольской, а в 1904 г.- Орловской ДС. В 1906 г. защитил докт. диссертацию «Книга пророка Даниила в древнеславянском переводе» и занял место доцента, а затем сверхштатного профессора СПбДА. С 1907 г. ординарный профессор. С 11 сент. 1909 г. Е. возглавлял в СПбДА кафедру рус. и церковнослав. языков и истории рус. лит-ры. С 1914 г. чл.-кор. АН по отделению лит-ры и языка. В 1918-1920 гг. жил с семьей в с. Каменка, занимался сельским хозяйством. Одной из причин, по которой Е. в 1918 г. уехал из Петрограда на родину, было приглашение участвовать в организации Народного ун-та в г. Порхове ( Робинсон. 2004. С. 68), но этот замысел не был осуществлен. Е. по окончании сезона полевых работ неоднократно приезжал на короткое время в Петроград для научных занятий и постоянно выражал готовность принимать участие в работе Библейской комиссии, если ему будут обеспечены хотя бы минимальные средства к существованию. В 1920 г. акад. А. И. Соболевский считал Е. потенциальным кандидатом из петроградцев для избрания в действительные члены АН (Там же. С. 315). В 1921 г. Е. описывал бедственное положение своего большого семейства (12 чел.) в письме Н. Н. Глубоковскому (Сосуд избранный. 1994. [Вып. 1.] С. 297). Скоропостижно скончался от воспаления уха. Труды по библейской текстологии

http://pravenc.ru/text/187398.html

2391 Юревич Вадим Александрович (1872–1963), врач-патологоанатом, доктор медицины (1902), про­фессор и заведующий кафедрой учения о заразных болезнях с бактериологией (1910–1918) Военно­-медицинской академии в Петербурге, после Февральской революции 1917 г. избран общественным градоначальником Петрограда, в годы гражданской войны служил в Добровольческой армии, в 1919 г. эмигрировал, в 1920-х гг. жил в Праге, член Русской академической группы, председатель Русского туберкулезного комитета и член Комиссии по борьбе с туберкулезом, в 1930-х гг. женился, переехал в Париж, незадолго до Второй мировой войны работал в филиале Пастеровского института в Сайгоне. 2392 Шебор Иозеф (Sebor Josif; Иосиф Антонович; 1848–1928), чешский филолог-классик, специалист по римской литературе. Выпускник Петербургского университета (1868–1872), с 1877 г. ис­правляющий должность экстраординарного профессора (утвержден в 1883) по кафедре римской сло­весности ПИФИ, приват-доцент по кафедре классической филологии Петербургского университета (1876–1896). В 1906 г. вернулся в Прагу. С 1922 г. преподавал в Русском народном университете в Праге. Перевел на чешский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя (1887), на русский – сатиры Горация и издал (СПб., 1909) избранные стихотворения этого поэта (благодарю за уточнения Л. Л. Копецкую). 2393 Вергун Дмитрий Николаевич (1871–1951), филолог-славист, переводчик, редактор, публицист, журналист, поэт, общественный деятель. С 1918 г. приват-доцент славянской филологии в Москов­ском университете, затем профессор Иркутского университета. В 1919 г. эмигрировал в США, в начале 1921 г. переехал в Ригу, в 1922 г. – в Прагу, профессор истории русской культуры в Высшем коммер­ческом училище, преподаватель русского языка и славяноведения в Высшей технической школе (1922–1928), Русском педагогическом институте им. Я. А. Коменского (1923–1925), на Русском юридиче­ском факультете, соавтор Масариковского энциклопедического словаря (т. 5), председатель Русского сокольства в ЧСР (1922–1925), председатель Карпато-русского национального комитета, Русского сокольства за границей (1923–1930), редактор журнала «Русский Сокольский вестник» (1927–1941), член Союза русских писателей и журналистов в ЧСР, Русского исторического общества (с 1925 г.). С 1940 г. проживал в Белграде, с 1945 г. – в США, профессор университета в Хьюстоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Tom Burke of Ours (1843) – 323 «Russia and Englan» – «Russia and Englan from 1876 to 1880» (London, 1880) – книга О. А. Новиковой – 272 Выставка картин П. П. Верещагина – 197, 205 Залы в Академии художеств – 102, 162 Залы русской и французской живописи в Зимнем дворце – 126 Мозаичное заведение Академии художеств – 101 Музей Общества поощрения художников – 143 Парижская выставка – 102, 155 Портреты дома Романовых в Зимнем дворце – 126 Публичная библиотека – Императорская публичная библиотека – 183 Завтрак в Зимнем дворце по случаю водоосвящения – 127 Завтрак в доме графа С. Д. Шереметева – 144, 229 Обед у великой княгини Екатерины Михайловны – 119 Обед у Московского митрополита Макария – 276 Обед у Петербургского митрополита Исидора – 164 Обед в Благородном собрании в юбилей Пушкина – 293 Трапеза в Александро-Невской лавре- 115, 200, 234 Американское Библейское общество (основано в 1817 г.) – 212 Археологическое общество – Императорское русское археологическое общество (основано в 1846 г.) – 132 Общество взаимного вспомоществования русских художников (1871–1918) – 108 Общество вспоможения бедным студентам – Общество вспомоществования студентам (основано в 1873 г.) – 190 Общество естествознания – Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (основано в 1863 г.) – 159 Общество любителей Российской словесности (основано в 1811 г.) – 294 Общество поощрения художников (1820–1882) – 143 «Варшавский дневник» (1864–1915) – ежедневная газета, издавалась в Варшаве – 277 «Голос» (1863–1884, 1906, 1915–1916) – петербургская политическая и литературная ежедневная газета – 160, 175, 176, 183, 213, 232, 236 «Древняя и новая Россия» (1875–1881) – петербургский иллюстрированный ежемесячный исторический сборник – 82, 103, 106, 122, 136, 220, 327 «Журнал Министерства Народного просвещения» (1803–1917), издавался в Москве – 168 «Московские ведомости» (1756–1916) – газета; с 1859 г. выходила ежедневно – 232, 242, 254, 268, 269, 272, 294 «Нива» (1870–1918) – петербургский еженедельный журнал для семейного чтения – 321 «Новое время» (1868–1916) – петербургская политическая и литературная ежедневная газета – 132, 153, 164, 166, 169, 173, 241 «Полицейские московские ведомости» – «Ведомости московской городской полиции» (1848–1905) – ежедневная газета – 274 «Правительственный вестник» (1869–1916) – петербургская ежедневная газета – 166 «Православное обозрение» (1860–1891) – московский журнал – 218, 272 «Рассвет» (1879–1884) – еженедельная петербургская газета, орган русских евреев – 155 «Русский вестник» – московский журнал; в 1856–1887 гт.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

606 Белякова Е.В. Вопрос о церковном суде на поместном Соборе 1917–1918 гг. – http://www.pravoslavie.ru 607 Цит. по: Ионов А.С. Архивы Русской Православной Церкви в 1917–1921 гг.: Дипломная работа выпускника Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (рукопись). – М., 2003. – С. 151–152. 610 В июне 1853 г. Св. Синодом был учрежден, под председательством архиепископа Казанского Григория (Постникова) , особый комитет из пяти членов с целью приведения в известность монастырского и церковного достояния и охраны от растраты и порчи замечательных или по своей ценности или по особенному значению в церковно-историческом и археологическом отношениях памятников русского благочестия. На комитет были возложены просмотры всех описей церковных ризниц, доставленных Св. Синоду в силу циркулярного указа от 31 марта 1853 г. Комитет приступил к выполнению возложенной на него задачи, но не довел дела до конца: постепенно члены комитета выбыли, следы их работ исчезли и к концу 1868 г. в Петербурге не осталось ни одного из его членов. Вместе с тем прекратили свое существование и епархиальные комитеты. 613 Пятидесятилетие Высочайше учрежденной Комиссии... – С. 88; Здравомыслов К. О мерах к охранению вещественных и письменных памятников родной старины//Прибавления к Ц Вед. – 1906. – – С. 394. 614 Заседание членов Высочайше учрежденной комиссии по разбору и описанию Синодального Архива//Прибавления к Ц Вед. – 1906. – – С. 513. 615 Ростовский А. О сохранении памятников старины//Прибавления к Ц Вед. – 1908. – – С. 1228. 617 Здравомыслов К. Пятидесятилетие Высочайше утвержденной Комиссии по описанию Архива Святейшего Синода//Приложение к Ц Вед. – 1915. – – С. 2449–2450. 618 Соболевский А.И., академик. По поводу думского законопроекта о мерах к охранению памятников древности//Прибавления к Ц Вед. – 1912. – – С. 943. 619 В статье А.И. Соболевского этот текст несколько сглажен. Настоящая цитата взята из статьи К.Я. Здравомыслова «Пятидесятилетие Высочайше утвержденной Комиссии по описанию Архива Святейшего Синода», для которой он, видимо, пользовался подлинной рукописью академика Соболевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

в состав НЦАО входило 129 членов). Важнейшим итогом научной деятельности общества явилось издание сборника «Труды Новгородского Церковно-Археологического общества» (Новгород, 1914), получившего высокую оценку современников. Общество прекратило свое существование в 1920 г. – Примечание. 602 Новгородское общество любителей древностей возникло в 1894 г. Целью общества было изучение памятников старины, собирание, описание, хранение остатков старины, произведение раскопок, разбор рукописных и книжных материалов о прошлом Новгорода, устройство древлехранилища и библиотеки для научных целей. В 1931 г. в связи с общим гонением на краеведение Общество было ликвидировано. – Примечание. 603 Переговоры с Германией о перемирии начались в Брест-Литовске 20 ноября (3 декабря) 1917 г. В тот же день в ставку верховного главнокомандующего русской армии в Могилеве прибыл Н. В Крыленко, вступивший в должность Главковерха. Переговоры о мире в дальнейшем продолжились 9/22 декабря 1917 г. Не приняв решения, 15/28 декабря 1917 г. советская делегация выехала в Петроград. – Примечание. 604 Горемыкин Иван Логгинович (1839–1917), видный государственный деятель царской России, сенатор, член Государственного совета, председатель Совета министров в апреле-июле 1906 г., 1914–1916 гг. Был убит 11 декабря 1917 г. во время разбойного нападения на его дачу в Сочи. Овчинников Иван Александрович (1865–1917), специалист в области международного морского права, профессор, генерал-лейтенант флота (1915 г.). По окончании Морского корпуса (1886 г.) произведен в мичманы. Был в заграничном плавании на фрегате «Дмитрий Донской». В 1893 г. окончил Военно-юридическую академию. Представлял Морское министерство на многих международных конференциях. С 1910 г. ординарный профессор Николаевской морской академии. Во время Первой мировой войны руководил центральным справочным бюро о военнопленных при Российском Обществе Красного Креста. – Примечание 605 Лепорский Александр Иванович (1868–1937), протоиерей. В 1892 г. окончил МДА, с 1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Аграрная реформа 1861 г., по которой крестьяне Российской империи освобождались от крепостного права, в Бессарабии коснулась лишь 1,7% населения края - рус. крепостных и помещиков, а также цыган, считавшихся рабами. Положением от 14 июля 1868 г. безземельные крестьяне были наделены участками с правом собственности после их выкупа. В 1869 г. в Бессарабии была проведена судебная реформа, в 1870 г.- земская, в 1871 г.- городская. Военной реформой в 1874 г. была введена обязательная военная служба, как и на остальной территории империи. В Бессарабии сохранялся низкий уровень грамотности. В 1847 г. здесь было 15,6% грамотных от общего числа жителей края. В 1842 г. молдав. язык был изъят из употребления не только в гос. учреждениях, но и в начальных и средних школах, а в 1866 г.- и как отдельный предмет. По Парижскому мирному договору 1856 г., юго-зап. часть Бессарабии была передана Молдавскому княжеству, составив 3 уезда: Кагульский, Болградский и Измаильский. После объединения Молдавского и Валашского княжеств в 1859 г. эти уезды вошли в состав Румынского гос-ва. По Берлинскому трактату 1878 г., одновременно с признанием независимости Румынии эти уезды были уступлены Российской империи. Революция 1905-1907 гг. создала условия для развития национально-освободительного движения в Бессарабии и формирования политических партий. После 1905 г. появились периодические издания на молдавском языке: «Басарабия», «Молдованул» и др. После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в Бессарабии усилилось движение за самоопределение. 21 нояб. 1917 г. был созван представительный орган Бессарабии - Краевой совет (Сфатул Цэрий), провозгласивший 2 дек. 1917 г. Молдавскую Демократическую Республику (в составе демократической России), которая 24 янв. (6 февр.) 1918 г. объявила о своей независимости. В нач. янв. 1918 г. с согласия российского командования Румынского фронта Румыния ввела в Бессарабию воинские части для охраны воинских складов и обеспечения общественного порядка в условиях анархии, вызванной большевизацией российских частей.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010