Часть II Генрих Пахали. Сотирих и Николай Мифонский 110 На фоне общего представления о том застое, в который вступила Греческая Церковь после завершения ее догматического развития, подчас недооцениваются действительно имевшие место попытки преобразования церковного учения. Вопреки именно этой тенденции я бы и хотел попытаться в настоящей работе доказать важность для истории богословия полемики, возникшей между Сотирихом Пантевгеном, с одной стороны, и Николаем Мефонским с другой. Источниками по истории этого спора являются, как известно, работы византийских историков Киннама, Ефрема и Никиты; кроме того, косвенно сюда же относятся труды JI. Алляция (Allatius L. Adversus Creyghton, 26; De ecclesiae occidentalis et orientalis perpetua consensione, II.12; Vindiciae synodi Ephesinae, 73; предисловие к Excerpta varia rhetorum ac philosophorum). В существенных поправках нуждаются соответствующие сообщения Лекьена (Le Quien) в Oriens Christianus; неточны и краткие сообщения у Манси (Mansi), а также в более новое время у Штайца (Steitz G. II Jahrbücher für deutsche Theologie, 13 (1868). S. 23–31). Напротив, важными являются издания Φ. Тафеля (Tafel Ph. Annae Comnenae supplementa historiae ecclesiasticae Graecorum. Tübingen, 1832), затем А. Май (Mai A. Spicilegium Romanum. Romae, 1844. Tom. X. P. 1–93), где опубликованы деяния Соборов по тексту Никиты) и особенно статьи И. Дрэзеке (J. Dräseke), из которых здесь я хочу отметить только: Der Dialog des Soterichos Panteugenos//Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie, 29 (1886). S. 224–237; Zu Nikolaos von Methone//Zeitschrift für Kirchengeschichte, 9 (1888). S. 405–431; 565–589; Nikolaos von Methone//Byzantinische Zeitschrift, 1 (1892). S. 438478; Zu Michael Glykas//Byzantinische Zeitschrift, 5 (1896). S. 54–62 111 . Следует также упомянуть и исследование X. фон Капхера (von Kap-Herr Η. Die abendländische Politik Kaiser Manuels. Strassburg, 1881). Правда, даже и в этих работах не все детали еще прояснены до конца. Так, например, нет до сих пор еще полного согласия по поводу года, когда состоялся Собор против Сотириха. Но тем не менее внешняя сторона спора уже столь хорошо известна, что я могу ограничиться в данном случае лишь кратким обзором, чтобы затем обратиться непосредственно к изложению содержания тех произведений, которые вышли в ходе спора из-под пера оппонентов, а также к оценке значения этого спора с точки зрения истории христианского вероучения. Я буду пользоваться изданиями Май, Тафеля и Дрэзеке при обращении к текстам Сотириха, а для текстов Николая изданиями Андроника Димитракопулоса. 1. Внешний ход спора

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Шмаково. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь, Богородицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Каменная двухпрестольная церковь с Вознесенским приделом. В советское время закрыта, в здании располагался клуб. Частично разобрана, сохранился ярус первого этажа. Действующий ныне Покровский приход размещается в приспособленном здании. По материалам сайта " Храмы России " В 1727 году епархиальным начальством было велено вместо деревянной церкви в Усть-Суерской слободе возвести каменную, а в д. Шмаковой устроить деревянную. Между 1727 и 1743 годами была срублена деревянная Покровская церковь, сгоревшая в конце 1749 года или в начале 1750 года. В 1751 году построена новая деревянная однопрестольная церковь. Впоследствии здание обветшало и 23 февраля 1827 года были выданы утвержденные план и фасад нового каменного храма. В нем решено было устроить два престола: в главной холодной церкви — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в теплом зимнем приделе — в честь Вознесения Господня. Храм заложен 15 августа 1827 года. В теплом Вознесенском приделе богослужения начали совершаться с 1833 года, главный престол в холодной Покровской церкви из-за неготовности иконостаса был освящен только к 1835 году. К 1850 году храм был обнесен кирпичной с деревянными решетками оградой, на западных углах которой были выстроены каменные училище и лавка для продажи свеч. В 1865 и 1868 гг. ограда пострадала от весенних разливов реки Суери. В храме была икона Божией Матери «Достойно есть», выписанная из Афонского Андреевского скита по почину настоятеля протоиерея Григория Рещикова с разрешения епархиального начальства. Образ был освящен в 1892 году на Святой горе Афон с положением в него по благословению епископа Тобольского и Сибирского Иустина частиц мощей Святого Великомученика Пантелеимона и Преподобного Иоанна Кукузеля. Ежегодно в день празднования иконы, совершаемого 11 июня по старому стилю, проводился крестный ход с ней вокруг села, а потом по дворам всех прихожан. Последняя из членов общины Елизавета Андреевна Рухлова в 2003 году передала образ в Успенский храм пгт Варгаши.

http://sobory.ru/article/?object=39807

Юлия Балакшина Данная публикация продолжает материал Юлии Балакшиной о движении 32-х петербургских священников за церковное обновление в начале ХХ века. Константин Маркович Аггеев родился 28 мая 1868 года в с. Лутово Богородицкого уезда Тульской губ. в крестьянской семье. Благодаря своим способностям и помощи местного священника Константин был принят в духовное училище, открывавшее ему дорогу в семинарию. По окончании курса наук в Тульской Духовной семинарии в 1887 г. он в течение года исполнял должность надзирателя Ефремовского духовного училища, а затем для продолжения образования поступил в Киевскую духовную академию. Поскольку материальное благосостояние семьи к этому времени сильно ухудшилось из-за психического заболевания отца, Константин Маркович был принят в академию на содержание Богоявленского братства для вспомоществования нуждающимся студентам. Друзьями и товарищами Константина Аггеева со времен учебы в Тульской семинарии были Петр Кудрявцев, будущий профессор КДА по кафедре истории философии, первый председатель Киевского РФО, и Василий Георгиевский , впоследствии митрополит Евлогий, экзарх русских церквей в Западной Европе. Сохранились воспоминания П.П. Кудрявцева о детских и юношеских годах Константина Аггеева . Повествуя о первых шагах своего друга «на поприще самостоятельной общественной деятельности» в качестве смотрителя Ефремовского духовного училища, Кудрявцев вспоминал, что уже в это время «его натура, цельная и непосредственная, выразилась вся целиком». Основными чертами «натуры» Аггеева он считал: «цельность и непосредственность всех его действий», «органическую неспособность к деланному движению или изысканному слову, к позе и фразе», «доверие и ощущение своего внутреннего человека», «богатый запас внутренней энергии», которая искала реализации в деле, в игре, в борьбе. Летние месяцы, свободные от занятий в Академии, Константин Аггеев проводил в селе Великое Староселье в качестве репетитора сына свящ. Иоанна Чернявского. Летом 1892 года он сделал предложение младшей дочери о. Иоанна Марии Ивановне Чернявской, которая и стала его женой.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – известный русский православный библеист, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Аким Алексеевич родился в Волынской губернии в семье протоиерея; с 1857 г. по 1863 г. учился в Волынской духовной семинарии, затем – в Киевской духовной академии, по окончании которой в 1867 г. был оставлен преподавателем по кафедре еврейского языка и библейской археологии. В 1868 г. получил степень магистра богословия за рукописное сочинение об И. Канте. С 1869 г. – доцент, с 1873 г. – экстраординарный профессор КДА. В 1873 г. А. А. Олесницкий был направлен на год в Палестину и соседние страны для изучения древних памятников. Результатом его поездки явился труд «Святая Земля. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи» (К., 1875–78), за которую он получил звание доктора богословия. С 1881 по 1883 г. Аким Алексеевич трудился в должности инспектора КДА. В 1883 г. он стал ординарным, а в 1892 г. – заслуженным профессором академии. В 1899 г. А. А. Олесницкий вышел в отставку, но до самой смерти не переставал интересоваться академическими делами. Как писал его ученик, профессор В. П. Рыбинский , «Аким Алексеевич был ‹...› ученым в настоящем смысле этого слова: для него не существовало других интересов, кроме научных, и вся его жизнь прошла в кабинете, над письменным столом, за разработкой научных вопросов. От природы он обладал редкими дарованиями, соединяя глубокий оригинальный, философский ум с живым художественным чувством и с огромной памятью. Блестящие природные дарования при этом сочетались ‹...› с замечательным трудолюбием и удивительной методичностью». У А. А. Олесницкого были все предпосылки для занятий в сфере Священного Писания Ветхого Завета и библейской археологии: он прекрасно владел древнееврейским языком, знал арабский, сирийский, а также классические и новые языки. Считая необходимым условием всестороннего изучения Ветхого Завета знакомство с Палестиной, он четыре раза ездил туда в продолжительные научные командировки (1873–1874, 1886, 1889, 1891). Он посещал еще и западные археологические музеи, в которых лично знакомился с новейшими артефактами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Гурий (Буртасовский Сергей), еп. Симбирский и Сзыранский Родился в 1845 году 30 июня в семье диакона г. Казани. В 1868 году по окончании Казанской духовной семинарии поступил в Казанскую духовную академию. 16 марта 1871 года пострижен в монашество, будучи студентом академии. 4 июня 1872 года рукоположен в сан иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия 16 июня того же года назначен на должность преподавателя Иркутской духовной семинарии. 23 ноября 1877 г. переведен на должность смотрителя Иркутского духовного училища. 14 янв.1879 г. возведен в сан архимандрита. 12 сент.1880 г. назначен начальником Иркутской Духовной Миссии и настоятелем Ниловой пустыни. 30 дек. этого же года, как опытный в духовно-просветительной деятельности, переводится на должность и.о.ректора Благовещенской духовной семинарии. С 8 февр.1885 г. – ректор той же семинарии. 22 июля 1885 г. хиротонисан во епископа Камчатского. Курильского и Благовещенского. На этой кафедре он пробыл до 1892 года, когда получил назначение на кафедру епископа Самарского и Ставропольского. Характеристика и критика работы Преосв. Гурия на Дальневосточной кафедре дана в письмах Н.И.Ильминского к обер-прокурору Святейшего Синода К.П.Победоносцеву , печатавшихся в журнале «Православный Собеседник» за 1897 год. Он пишет, что проводя на Дальнем Востоке большую миссионерскую работу среди местного населения Преосвящ. Гурий находил неудовлетворительными существующие миссионерские школы при станах и вместо них предлагал устроить одну общую школу для детей вообще всех национальностей с пансионом на 50 человек, при двухгодичном курсе по программе школ церковно-приходских. Она должна быть устроена в Хабаровске и состоять под покровительством гражданского начальства, которое примет на себя заботу доставлять в нее детей. Приходится удивляться, как Преосв. Гурий, обучавшийся в Казанской духовной академии, тогда когда уже вполне устроилась и развилась Казанская крещено-татарская школа, процветало братство св. Гурия, выяснились и определились основы и способы инородческого просвещения и устройства миссионерских школ, мог придумать меры и способы далеко несогласные с Казанскими, уже на опыте оправдавшимся порядками. Его мысль собрать детей разноплеменных в одну центральную школу, по-видимому, без всякой подготовки, на двухлетний курс, не имеет практической целесообразности и основательности. Одного уже этого принудительного или вернее насильственного разлучения на долгое время детей с их родными и родиной достаточно, чтобы возбудить общее неудовольствие против этой школы со стороны детей и всего инородческого населения, а это в самом начале подорвет просветительное действие задуманной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть Император Николай II – мудрый и решительный военачальник 1868 - 1918 20.12.2022 781 Время на чтение 14 минут Богом да царем Русь крепка. (Русская пословица) Цесаревич Наследник Николай Александрович Романов, готовясь к занятию престола, получил всестороннее образование, которое включало и курс экстерном Академии Генерального Штаба. С момента принятия воинской присяги (6 мая 1884 года) он поступил на действительную военную службу. В июле 1887 г. Николай был произведен в штабс-капитаны и определен в лейб-гвардию Преображенского полка. Там Николай Александрович прослужил 2 года, исполняя обязанности взводного, а затем ротного командира. Для приобщения к кавалерийской службе отец, Император Александр III, перевел старшего сына в лейб-гвардии Гусарский полк, где тот два сезона был взводным командиром, затем принял под командование эскадрон Его Величества. В рядах артиллерии Наследник провел один лагерный сезон. Генерал-майор А.А. Зуров писал о Наследнике Цесаревиче: «Он был подлинным отцом-командиром, заботившимся о своих подчиненных, как офицерах, так и солдатах, о солдатах же в особенности, так как он любил их всем своим русским сердцем…» В 1891 г. Николай Александрович был произведен в звание капитана, а в декабре 1892 года – в полковники. Чин полковника сохранил на всю жизнь, считая недопустимым повышать самого себя в звании. 1 января 1893 года он принимает 1-й батальон лейб-гвардии Преображенского полка, которым и командует до своего вступления на престол – 21 октября 1894 года. Цесаревич Николай взошел на престол в возрасте 26 лет, приняв на себя тяжкий груз управления великой державой. С этого времени история России складывалась из его решений: достижения страны приписывались его личным заслугам, а ошибки правительства, высших чиновников и неудачи армии ставились в вину лично ему. В первые же дни своего царствования Государь Николай II увеличил содержание и пенсии офицерам. Было улучшено довольствие, повышено жалованье солдатам, была увеличена продолжительность их отпусков. Обладая феноменальной памятью, Царь знал всех командиров боевых кораблей, а также многих командиров полков. Генерал от инфантерии А.Ф. Редигер (военный министр в 1905 – 1909 гг.) отмечал, что Николай II прекрасно знал многих лиц, служивших в Гвардии и армии, помнил боевые подвиги воинских частей и отдельных лиц, знал номера и названия всех полков, состав всех дивизий и корпусов, пункты дислокаций и соединений. Знал полковую жизнь, ежедневно читал все приказы по лейб-гвардии Преображенскому полку. 1 Чтобы проверить пригодность новой экипировки, 24 октября 1909 года Император, находясь в Ливадии, при полном боевом снаряжении прошагал 40 верст.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/20/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕРИНСКИЙ Василий Васильевич (13.02.1835, Раненбургский у. Рязанской губ.- 22.02.1893, С.-Петербург), статистик, исследователь мон-рей. Из дворян, отец - отставной армейский поручик. З. воспитывался в частном учебном заведении, имеются сведения о его поступлении в С.-Петербургский ун-т. В конце Крымской войны, 21 февр. 1856 г., ушел на воинскую службу, поступил вольноопределяющимся в чине унтер-офицера в Резервный гренадерский полк кор. Фридриха Вильгельма III. С 14 июля того же года служил в С.-Петербургском гренадерском полку кор. Фридриха Вильгельма III. 17 июля 1858 г. переведен в Камчатский пехотный полк. 28 нояб. 1860 г. «по домашним обстоятельствам» вышел в отставку в чине подпоручика. С 1860 г. служил в Имп. Рус. географическом обществе (РГО), в 1862 г. избран его членом-сотрудником. С 1 февр. 1862 по 1 нояб. 1863 г. служил письмоводителем об-ва. 2 февр. 1866 г. назначен исправляющим должность помощника секретаря, с 25 июня 1870 г.- младшего редактора, с 1882 г.- старшего редактора Центрального статистического комитета Мин-ва внутренних дел. В 1884, 1885, 1887 гг. временно замещал директора Центрального статистического комитета. 1 янв. 1887 г. З. присвоен чин действительного статского советника. 22 нояб. 1888 г. вышел на пенсию, хотя продолжал статистическую деятельность. Участвовал во многих статистических работах комитета в 60-80-х гг. XIX в., в частности в разработке «Статистических временников Российской империи» начиная с 1-го вып. 1-й серии (1866), в экспедиционной работе: в 1867 г. изучал «торговые пути и производительность» Могилёвской, Полтавской, Харьковской, Черниговской губерний; в 1888 г. участвовал в военно-конской переписи в Лифляндской, Новгородской, Псковской, С.-Петербургской, Тверской, Эстляндской губерниях. Руководил разработкой, сводкой и изданием подготовленного материала по урожайности в России с 1883 по 1892 г. и до 1888 г. ежегодно прибавлял к изданию составленный им общий обзор урожая. В авг. 1868 г. в результате пожара лишился всего имущества, но спас статистические работы.

http://pravenc.ru/text/199667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Богословская дисциплина, задачей к-рой является анализ фундаментальных положений христ. вероучения с позиции интеллектуальных, моральных, культурных и др. общепризнанных норм и критериев. Как самостоятельная дисциплина возникла в сер. XIX в. в католич. богословской науке. Название «основное богословие» является калькой с нем. слова Fundamentaltheologie. Первое сочинение с таким подзаголовком «Leitfaden für Vorlesungen über die allgemeine Einleitung in die theologische Wissenschaft und die Theorie der Religion und Offenbarung als erster Teil der Fundamental-Theologie» (Руководство для лекций по всеобщему введению в теологическую науку и теорию религии и откровения как первая часть фундаментальной теологии) было опубликовано в Праге в 1859 г. Й. Н. Эрлихом, к-рый в 1856 г. занял кафедру О. б. в Пражском ун-те. В 1856 г. была образована 1-я кафедра основного и обличительного богословия в рус. духовных школах, в КазДА ( Знаменский П. В. История Казанской ДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870). Каз., 1892. Вып. 2. Ч. 1. С. 250). Произошло это, вероятно, благодаря архиеп. Григорию (Постникову), в то время архиепископу Казанскому и Свияжскому, уделявшему большое внимание развитию апологетической и миссионерской деятельности. Согласно новому уставу духовных академий 1869 г., О. б. стало обязательным предметом для всех академий наряду с догматическим богословием (Объяснительная записка к проекту устава духовных академий. СПб., 1868). В уставе 1884 г. О. б. было заменено дисциплиной «Введение в круг богословских наук», к-рая знакомила студентов с основной лит-рой, методологией богословских дисциплин, определяла место каждой из них в «общем строе академического образования» (Объяснительная записка к проекту изменений в уставе православных духовных академий. СПб., 1883. С. 18). Как следует из объяснительной записки к проекту устава 1909 г., эти задачи оказались трудновыполнимыми на практике. Кроме того, авторы проекта нового устава отмечали, что ввиду «крайнего развития атеистических и рационалистических учений» назрела необходимость вернуть в учебный план О. б. (Устав православных духовных академий, высочайше утвержденный 2 апр. 1910 г. Серг. П., 1910. С. 63). В результате в уставе 1910 г. О. б. было возвращено в учебные планы духовных академий и преподавалось вплоть до их закрытия в революционные годы. После возрождения духовных школ в СССР, в 40-х гг. XX в., было восстановлено и преподавание О. б.

http://pravenc.ru/text/2581633.html

[Нем. Niemöller] Мартин Фридрих Густав Эмиль (14.01.1892, Липпштадт, совр. земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия - 6.03.1984, Висбаден, ФРГ), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968). Н. род. в семье лютеранского пастора Иоганна Генриха Нимёллера (1859-1941) и Паулы Мюллер (1868-1956), в к-рой было еще 5 детей. В 1900 г. семья переехала из Липпштадта в Эльберфельд. В 1910 г. закончил евангелическую гимназию, поступил на флот и служил на кораблях «Герта» и «Тюрингия». В 1915 г. Н. был приписан к подводному флоту, а в октябре того же года стал вахтенным офицером на плавучей базе подводных лодок «Вулкан» и начал обучение на офицера-подводника. В февр. 1916 г. получил место 2-го вахтенного офицера на подводной лодке U-73. В апр. лодка была отправлена в Средиземное м. на Салоникский фронт, где несколько раз прорывала блокаду Отранто, минировала торговые пути в районе г. Порт-Саид (Египет) и потопила 2 брит. корабля. В янв. 1917 г. Н. стал штурманом подводной лодки U-39, где служил вместе с будущим гросс-адмиралом К. Дёницем. После возвращения в Киль был назначен помощником капитана на лодку U-151, выполнявшую боевые задания в районе Гибралтарского прол. и Бискайского зал. В июне 1918 г. Н. стал командиром UC-67 и выполнял боевые задачи в Средиземном м., в частности в районе порта Марсель. Награжден Железным крестом 1-й степени. В 1919 г. вышел в отставку и женился на Э. Бремер (1890-1961). Н. не признал законность нового нем. правительства и Веймарскую республику, т. к. с его т. зр. истинное немецкое гос-во могло существовать только опираясь на «трон и алтарь». Будучи убежденным националистом и антикоммунистом, в марте 1919 г. вступает во Фрайкорпс (Добровольческий корпус) - негосударственные вооруженные формирования, созданные для подавления революционных выступлений в Германии,- и в качестве командира 3-го батальона принимает участие в подавлении Рурского восстания рабочих в 1920 г. После неудачных попыток (в основном из-за отсутствия денег) заняться сельским хозяйством и стать крупным землевладельцем Н. решает в соответствии с семейной традицией изучать теологию в Мюнстерском ун-те (1919-1924).

http://pravenc.ru/text/2577659.html

Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010