На др. землях устав и уния привели мн. людей к возврату к старому лютеран. богословию и к традициям, отраженным в Книге Согласия. Такие богословы и пасторы, как Лёэ в Баварии и др., начали глубоко изучать историю лютеран. литургической традиции, как она отражена в церковных уставах XVI в. и более позднего периода. Это послужило толчком к созданию территориальными церквами вне Прусской унии уставов, базировавшихся на результатах этих разысканий. В 1852, 1854 и 1856 гг. в Дрездене были проведены конференции представителей местных церквей Саксонии, Баварии, Ганновера, Вюртемберга, Мекленбург-Шверина и Мекленбург-Стрелица. В 1856 г. были опубликованы фундаментальные тезисы этих конференций относительно богослужения. Новые уставы возникли в Мекленбург-Шверине в 1867 г., в Рейсс-Грейце (Ройс-Грайце) в 1869 г., в королевстве Бавария в 1879 г., в королевстве Саксония в 1880 г., в Липпе-Детмольде в 1883 г., в Саксен-Веймаре в 1885 г., в Гессен-Касселе в 1897 г., в Гамбурге в 1890 г. и в Брауншвайге в 1895 г. В 1886 г. свой устав опубликовала Старолютеранская церковь в Пруссии. За пределами Германии новые уставы появились в Польше в 1886/1888 и 1889/1891 гг., в России в 1832 и 1897 гг., в Дании в 1912 г., в Норвегии в 1887/1889 г., в Финляндии в 1886 г. (опубл. в 1888) и в других странах. В сер. XX в. лютеране в Сев. Америке использовали уставы, изданные их собственными синодами. В лютеран. церкви (Миссурийском синоде и др. церквах Синодальной конференции) использовались «Лютеранский сборник гимнов» 1941 г. и алтарная кн. «Лютеранская литургия» 1943 г., а также пасторская кн. «Лютеранский служебник» 1948 г. Богослужение «Лютеранского сборника гимнов» и «Лютеранской литургии» было основано на «Общем богослужении», изначально опубликованном в 1868 г. под названием «Общий совет как средство против безразличного отношения к литургии, богословию и таинствам». Немецкоговорящие лютеране Миссурийского синода использовали «Церковный устав» (Kirchenagende) 1856 г. Его источниками являются саксон.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

39 Карлейль Томас (1795–1881) — английский философ-идеалист. 40 Молокане — одно из направлений в духовном христианстве. 41 одна из разновидностей духовного христианства. 42 Волконский Петр Михайлович (1776–1852) — князь, министр императорского двора; генерал-адъютант. 43 Меншиков Александр Сергеевич (1787–1869) — светлейший князь, адмирал; с 1827 г. возглавлял морское ведомство. 44 Аггеев Константин Маркович (1868 —?) — священник, религиозный писатель. 45 Розанов Василий Васильевич (1856–1919) — религиозный мыслитель, прозаик, публицист. 46 Победоносцев Константин Петрович (1827–1907) — государственный деятель; обер-прокурор Синода (1880–1905). 47 Страхов Николай Николаевич (1828–1896) — философ и публицист. 48 Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891), религиозный мыслитель, писатель, публицист. 49 Михаил (Семенов Павел Васильевич; 1874–1916) — духовный писатель; публицист; профессор Духовной академии (СПб.); был отстранен от должности после сближения с социалистами. 50 Никон (Никита Минов; 1605–1681) — седьмой патриарх Московский и всея Руси; при нем была осуществлена церковная реформа. 51 Новиков Николай Иванович (1744–1818) — просветитель, литератор, издатель; член масонской ложи. 52 Лабзин Александр Федорович (1766–1825) — историк, литератор, переводчик, издатель; мистик и масон. 53 Хлысты (или христоверы) — секта, сформировавшаяся в XVII в. 54 Скопцы, скопчество — религиозная секта; появилась в России с 1770-х гг.; ее последователи подвергают себя оскоплению, чтобы избежать мирских соблазнов. 55 Штундисты — представители русского евангелического христианства; ответвление от молоканства; оформились в 1860 — 1870-е гг. 56 Скворцов Василий Михайлович (1859–1932), служил чиновником особых поручений при обер-прокуроре Синода. 57 Галина Г. (псевд. Ринкс Глафиры Адольфовны; 1870 или 1873–1942), поэтесса, прозаик, переводчица. 58 Надсон Семен Яковлевич (1862–1887) — поэт, кумир русской молодежи 1880-х гг. 59 Монферран Август Августович (Огюст Рикар де Монферран; 1786–1858) — архитектор; в России с 1816 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

д., в приложении размещались материалы по истории и культуре Грузинской Церкви, публиковались жития груз. святых. Экзарх Евсевий (Ильинский) под предлогом недостатка средств закрыл журнал (1868), после чего в течение мн. лет Экзархат не имел своего печатного органа. В 1891-1917 гг. на рус. и груз. языках выходил «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1910-1917 - Вестник Грузинского Экзархата). В 1883-1910 гг. в Зестафони на груз. языке выходил издаваемый на средства прот. Давида Гамбашидзе ж. «Мцкемси» (Пастырь), сыгравший важную роль в усилении патриотизма груз. духовенства и укреплении Православия среди населения. Несмотря на жестокую цензуру, журнал освещал историю не только ГПЦ и Грузии в целом, но и отражал совр. политические процессы. В 1886-1903 гг., чтобы заинтересовать негруз. читателя, выходили параллельные номера журнала на рус. языке. В кон. XIX в. в России встал вопрос о возможности восстановления Патриаршества в РПЦ. В среде груз. общественности появилась надежда, что определенные преобразования затронут и Г. Э. В 90-х гг. сформировалось новое поколение груз. духовенства, воспитанное в духе верности Православию и ГПЦ и впитавшее идеи груз. просветителей 2-й пол. XIX в. Его представители - позже канонизированные Грузинской Церковью епископы Кирион III (Садзаглишвили ; в 1917-1918 Католикос-Патриарх), Леонид (Окропиридзе ; в 1918-1921 Католикос-Патриарх), Амвросий (Хелая ; в 1921-1927 Католикос-Патриарх), Каллистрат (Цинцадзе ; в 1932-1952 Католикос-Патриарх) и др.- внесли большой вклад в защиту ГПЦ и обретение ею автокефальных прав. Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) Свт. Гавриил (Кикодзе), экзарх Грузии Иоанникий (Руднев), свт. Александр (Окропиридзе). Фотография. Кон. XIX в. (ГМИГ) В период управления Г. Э. архиеп. Евсевием (Ильинским) имели место случаи расхищения церковного имущества. Груз. пресса того времени обвиняла его в том, что он через посредников продавал частным коллекционерам митры и драгоценные кресты груз. архиереев и патриархов. В 1869 г. при его покровительстве и содействии кутаисский ген.-губернатор В. В. Левашов изъял из Гелатского мон-ря драгоценную Хахульскую икону Божией Матери Х в. Худож. В. А. Васильеву был заказан эскиз иконы, с к-рого худож. В. Сазиков выполнил копию. Оригинал был продан коллекционеру М. П. Боткину, а копия возвращена в Гелатский мон-рь. Афера не осталась тайной и вызвала возмущение общественности. Груз. духовенство обвиняло экзарха Евсевия в попустительстве доносам и в репрессиях среди груз. учителей и священников. С особой неприязнью экзарх относился к свт. Гавриилу (Кикодзе), убеждая Синод в неблагонадежности архиерея и прибегая к политическим интригам. Однако высокий авторитет еп. Гавриила среди паствы и известность в масштабах империи обусловили его неприкосновенность, Святейший Синод не реагировал на доносы экзарха.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Рака с мощами прп. Гавриила Афонского. Храм прор. Илии в Одессе В 60-х гг. XIX в. паломничал по мон-рям Киевской губ., поступил послушником в скит Феофания, приписанный к Златоверхому киевскому мон-рю , стал учеником игум. Вонифатия (Виноградского) . В 1867-1868 гг. совершил паломничество на Св. землю и Афон и поступил послушником в скит прор. Илии. В 1869 г. пострижен в монашество с именем в честь арх. Гавриила. В 1874 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1876 г.- иеромонаха. С 1876 г. служил экономом монастырского корабля, с 1878 г.- казначеем скита, настоятелем подворья скита в К-поле. В 1891 г. К-польским патриархом Иоакимом III возведен в сан архимандрита. Г. А. удалось разрешить конфликт с кириархиальным мон-рем Пантократор, что позволило продолжить строительство скита. Получив разрешение на сбор средств в России, в 1893-1901 гг. побывал во мн. рус. городах со святынями Ильинского скита: иконой «Млекопитательница» (XVII в.), частицей древа Животворящего Креста Господня и левой стопой от мощей ап. Андрея Первозванного. По инициативе Г. А. в 1894-1896 гг. в Одессе для паломников было построено подворье скита с храмом и колокольней. Часть камней для строительства Г. А. привез с Афона на корабле «Св. пророк Илия». 22 дек. 1896 г. Г. А. вместе с архиеп. Херсонским Иустином (Охотиным) освятил главный придел церкви в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница», 23 дек.- правый придел во имя прор. Илии, 28 дек.- левый придел во имя арх. Гавриила. По обеим сторонам храма были построены 3-этажные флигели для братии подворья и для паломников, отправлявшихся на Афонскую гору и в Иерусалим. В 1894 г. заложил, а в 1898 г. построил общежительный корпус в Ильинском скиту на Афоне. Им были построены 2 цистерны для запаса воды и новые стены для виноградников. Построены подворья скита в Таганроге и ст-це Новониколаевской. В 1899 г. начал перестройку скитского собора с фундамента и подвальной части. 16 июля 1900 г. вместе с еп. Волоколамским Арсением (Стадницким) Г. А. сослужил К-польскому патриарху Иоакиму III при освящении собора Андрея апостола скита на Афоне.

http://pravenc.ru/text/161351.html

425 Извлечение… за 1868 г. СПб., 1869. С. 149–150. 426 Извлечение. за 1870 г. СПб., 1871. С. 135–137. 427 Извлечение. за 1871 г. СПб., 1872. С. 96. 428 РГИА. Ф. 797. Оп. 36. III отд. Ед. хр. 42. 429 Извлечение. за 1870 г. СПб., 1871. С. 201. 430   Бушуев В. Ф.Об участии монастырей в деле народного врачевания. С. 59–74. Дискуссия о благотворительности монастырей: Круглов А. В. и о. Никон//Душеполезное чтение за 1902 г., октябрь Д.-в. Вопрос о реформе монастырей//Вестник Европы. 1873. 431 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 103. Л. 63–64. 432 РГИА. Ф. 1574. Оп. 2. Ед. хр. 103. Л. 66 об. – 70 об. 433 Сердобольные монахини в Москве//Православное обозрение. М., 1863. Т. XII. Отд. II. С. 178. 434 ЦГИАМ. Ф. 1175. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 4–4 об., 6–6 об. 435 ЦГИАМ. Ф. 1175. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 2–3 об. 436 Женская общинная благотворительность//Гражданин. СПб., 1875. С. 371–375. По сведениям журнала, в России на этот период существовало 40 женских общин, в которых призревалось 4000 женщин. 437 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883 С. 72. 438 Отчет. за 1884 г. СПб., 1886. С. 257–261. 439 Отчет псковской епархиальной Иоанно-Ильинской общины сестер милосердия за 1879 г.//Псковские губернские ведомости. 1880. 440 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883 С. 72. 441 Извлечение. за 1870 г. СПб., 1871. С. 137–139. 442 Сборник сведений по общественной благотворительности. СПб., 1883. Т. 2. С. 179–181. 443 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883 С. 72–74. 444 Отчет. за 1884 г. СПб., 1886. С. 257–261. 445 Отчет. за 1885 г. СПб., 1887. С. 201–203. 446 Отчет. за 1886 г. СПб., 1888. С. 17–19. 447   Баженов И.Костромской Богоявленско-Анастасьин женский монастырь. Исторический очерк. М., 1913. С. 46. 448 Извлечение. за 1874 г. СПб., 1876. С. 81–82. 449 Извлечение. за 1881 г. СПб., 1883. С. 69–72. 450 Отчет. за 1888 и 1889 гг. СПб., 1891. С. 48–49. 451 Обзор деятельности больничных учреждений императора Николая II при Киевском Покровском общежительном монастыре за первое десятилетие. 1893–1903 гг. Киев, 1905. С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

547 . Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия/М[акария], а[рхиепископа] Л[итовского]. – СПб.: Синод, тип., 1869. – 382, VIII с. – Авт. установлен по обл. изд. 1913 г. То же. – 2-е изд., доп. – 1874. – 378, X с. То же. – 1885. – VIII, 382 с. То же. – 1888. – 368, VIII с. То же. – 1898. – 368, VIII с. – Загл. обл.: Руководство к изучению догматического богословия Макария, митрополита Московского. То же. – 1913. – 368, VIII с. 548 . Слова и речи Макария, архиепископа Харьковского. – СПб.: Тип. Деп. уделов, 1864. – 305, V с. 549 . Слова и речи Макария, бывшего архиепископа Литовского и Виленского (ныне митрополита Московского)/Предисл. протоиер. Александра Булгакова. – СПб.: Тип. Балашова, 1880. – 158, III с. 550 . Слова и речи Макария, епископа Тамбовского и Шацкого. Т. 1. 328, III с. Т. 2. – 374, IV с. 551 . Слова и речи Макария, митрополита Московского, произнесенные в Московской епархии в 1879–1882 гг. – СПб.: Типо-лит. Голике, 1890. – IV, 122, VI с. 552 . Слова и речи Макария. митрополита Московского, произнесенные в 1841–1868 гг. в Киеве и Петербурге, в Тамбовской и Харьковской епархиях. – 2-е изд. – СПб.: Типо-лит. Голике, 1891.-X, 711, IV с., 1л. портр. 553 . Слово в день Рождества Христова, сказанное преосвященным Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским, в Кафедральном соборе 25 декабря 1865 года. – Харьков: Унив. тип., 1866. – 5с. – Отт. из: Духов, вестник. – 1866. 554 . Слово в день священного венчания и миропомазания императора Александра Николаевича, произнесенное митрополитом Московским и Коломенским в Большом Успенском Соборе 26 августа 1879 года/Моск. церков. кафедра, IV Большой Успенский Собор. – М.: Снегирев, 1879. – 8с. – Из: Моск. епарх. ведомости. – 1879. – 36. 555 . Слово в день юбилейного торжества Николо-Угрешского монастыря, сказанное высокопреосвященным Макарием, митрополитом Московским и Коломенским, 9 августа 1880 года. – М.: Тип. Снегирева, 1880. – 7с. – Из: Моск. церков. ведомости. – 556 . Слово на новый год, сказанное преосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским, в Кафедральном Соборе 1 января 1865 года. – Харьков: Унив. тип., 1865. – 7с. – Отд. отт. из: Духов, вестник. – 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1858 г. – родился. 1882 г. – окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 1906 г. – иеромонах, настоятель Московского Высокопетровского монастыря; архимандрит. 1907 г. – настоятель Новоспасского монастыря. 1914 г. – хиротонисан во епископа Балахнинского. 1917 г., 25 января – епископ Орловский. 1917 г., 26 мая – уволен на покой, проживал в Смоленском Спасо-Авраамиевом монастыре. 1918 г. – убит в Смоленске. МАКАРИЙ (Парвицкий «Невский» Михаил Андреевич), митрополит Алтайский. 1835 г., 1 октября – родился в селе Шапкине, Ковровского уезда, Владимирской губ., в семье пономаря. 1854 г. – окончил Тобольскую духовную семинарию. 1855 г. – начал свою деятельность в составе алтайской духовной миссии. 1861 г. – принял монашество, рукоположен в иеромонаха. 1861–1864 гг. – трудился над устроением Чулышманского монастыря. 1868–1869 гг. – работал в Казани над грамматикой алтайского языка, издал ряд богослужебных и святоотеческих книг на алтайском языке. 1883 г. – начальник Алтайской духовной миссии; архимандрит. 1884 г. – епископ Бийский, викарий Томской епархии. 1891 г., 26 мая – епископ Томский и Семипалатинский. 1905 г. – епископ Томский и Барнаульский. 1906 г. – архиепископ. 1908 г. – архиепископ Томский и Алтайский. 1912–1917 гг. – митрополит Московский и Коломенский, член Св. Синода. 1913 г. – почётный член Санкт-Петербургской Духовной Академии. 1917 г., 20 марта (1 апреля) – уволен на покой с поселением в Николо-Угрешский монастырь. 1920 г., август – Св. Патриархом Тихоном митрополиту Макарию дарован почётный пожизненный титул митрополита Алтайского. 1926 г., 2 марта – скончался в п. Котельничи Московской области Люберецкого р-на. 1956 г. – останки перенесены в Загорск и захоронены под Успенским Собором. Выдающийся святитель-миссионер, просветитель алтайского народа. За его деятельность и благочестивую жизнь народ назвал его «Апостол Алтая» и «Сибирский столп православия». Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

епископ Екатеринославский; с 1868 г. Томский. Ск. 1878 г. 1424 Серафим Протопопов, ректор Тверской семинарии с 1857 г.: с 1866 г. епископ Старорусский; с 1869 г. Смоленский; с 1874 г. Римский; с 1877 г. Самарский. Ск. 1891 г. 1426 Пользовавшийся большой известностью в Москве юродивый Иван Яковлевич Корейша, содержавшийся в Преображенском умалишённом доме. Сведения о нём в книжке Баркова: двадцать шесть Московских лжепророков. Издание 1864 г. 1427 В основанной преп. Серафимом Дивеевской общине возникли нестроения вследствие удаления, по распоряжению Нижегородского епископа Нектария, настоятельницы Елизаветы Ушаковой и избрания на её место Гликерии Запятовой. Для производства следствия по этому делу назначен был Даниловский архимандрит Иаков и Синодский чиновник Барков. Это дело, касавшееся внутренней жизни общины, осложнилось противодействием Нижегородского епископа распоряжениям Св. Синода. Следственное Дивеевское дело, изложенное на 380 листах, доставило не мало забот церковной власти, в особенности митрополиту Филарету, который принимал самое деятельное участие в решении его. См. собр. мнений и отз. м. Филарета. Т. V. Ч. 1. 1431 Антоний Радонежский, епископ Оренбургский с 1858 г.; в 1862 г. уволен от управления епархией и назначен управляющим Новоиерусалимским монастырём. 1432 Князь Д. Д. Оболенский в своих воспоминаниях сообщает следующее: „Подбитые поляками, толпы студентов отправились к генерал губернатору Тучкову подавать просьбу. Тут и произошло так называемое Дрезденское сражение, т. е. около гостиницы Дрезден, где собрались студенты; разогнали несчастную их толпу, и между ними не оказалось ни единого из поляков, благополучно вернувшихся с полдороги“. 1433 См. Бог. Вест. 1904 г. Март, стр. 569, прим. 1. Графиня Евдокия Максимовна Толстая, жена графа Толстого, известного в обществе под именем американца, происходила из цыганского племени и в юности отличалась красотой и искусством пения. 1435 Софония Сокольский , настоятель посольских церквей в Константинополе и Риме (1848–1855 гг.), в 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

251 «Сочинения Филарета, митрополита московского и коломенского. Слова и речи», т. III, 1826–1836. Москва, 1877. Стр. 1–8. 252 Е.П. Ковалевский, «Сочинения. Граф Блудов и его время (царствование Александра I)», СПб. 1871, стр. 168–174. 253 П. Попов, «Император Николай I». М. 1899. Н.К. Шильдер, «Император Александр I», т. IV, стр. 70. «Материалы и черты в биографии императора Николая I и к истории его царствования», под редакцией Н.Ф. Дубровина, в «Сборнике Императорского Русского Исторического Общества», г. XCVIII, СПб. 1896. Н.К. Шильдер, «Пятьдесят лет русской истории – в приложении к „Неве“» 1901 г. – «Император Николай I и краткий обзор событий его царствования». СПб. 1899. Н.Д. «Несколько слов в память императора Николая I», в «Русской Старине» 1896 г., I, 449–470. А. Шидловский, «Болезнь и кончина императора Николая Павловича», в «Русской Старине» 1896 г., II, 615–631. 256 «Об обращении в христианство мезенских самоедов в 1828–1830 гг.», в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 64–83. «Сведения о миссионере архимандрите Вениамине», в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 84 и сл. 257 «Дневник архиепископа ярославского Евгения Казанцева», в «Душеполезном Чтении» 1868 г., кн. X. Протоиерей И. Благовещенский, «Особенно замечательные черты жизни в характере преосвященнейшего Евгения, архиепископа ярославского», в «Душ. Чт.» 1869 г., I. Протоиерей А. Сулоцкий , «Архиепископ Евгений Казанцев, как архипастырь тобольский», в «Страннике» 1872 г., II. 258 П.В. Птохов, «Архимандрит Макарий Глухарёв, основатель алтайской миссии», М. 1899. Д.Д. Ф. (Филимонов), «Материалы для биографии основателя алтайской миссии, архимандрита Макария», изд. 2, М. 1892. «Письма покойного миссионера, архимандрита Макария, бывшего начальником алтайской миссии», части I и II, М. 1860. В.И. Карпов, «Воспоминания о болховском архимандрите Макарии, учредителе алтайской миссии», в «Страннике» 1876 г. Священник А. Лавров, «Архимандрит Макарий, начальник алтайской церковной миссии», в «Страннике» 1860 г., кн. VIII. 259 Граф М. Толстой, «Хранилище моей памяти» – «Нил, архиепископ ярославский», в «Душ. Чт.» 1891 г., I, 613–618.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

582 Христофор (Смирнов Феодор Алексеевич; 1842 – после 1918). Из Смоленской губернии, окончил курс в Киевской ДА в 1869 г., в 1870 г. получил степень магистра богословия, был профессором Киевской ДА, ректором Тамбовской и Вифанской ДС, а с 1886 г. ректором МДА; с 1887 г. – епископ Волоколамский. В конце 1890 г., по расстроенному здоровью, уволен на покой и назначен управляющим Воскресенским монастырем, именуемым Новым Иерусалимом. С 1892 г. был епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, с 1897 г. – епископом Екатеринбургским, с 1900 г. – епископом Подольским и Брацлавским, а с 1903 г. – епископом Уфимским и Мензелинским. С 1908 г. на покое. Преосвященный Христофор известен своими учеными трудами по церковной археологии и литургике, богослужению апостольского времени, богослужению первых трех веков христианства, литургическому характеру Таинств и др. – Изд. 583 Поликарп (Гонорский Петр; 1813–1891), епископ. Из Тамбовской губернии, окончил МДА в 1838 г., был смотрителем Санкт-Петербургского Александре-Невского ДУ и наместником Александро-Невской лавры; в 1868 г. хиротонисан во епископа Балахнинского; уволен на покой в 1886 г., жил до самой своей смерти в Нижегородском Печерском монастыре совершенным отшельником; погребен в монастырской усыпальнице под собором. – Изд. 584 Саблер Владимир Карлович (1847–1929) – выпускник юридического факультета МГУ, получил степень магистра за сочинение «О значении давности в уголовном праве» (М., 1872). В 1872–1873 гт. читал уголовное судопроизводство в МГУ, был привлечен К. П. Победоносцевым к службе по духовному ведомству в качестве юрисконсульта и управляющего канцелярией Святейшего Синода. Действительный тайный советник, сенатор, товарищ обер-прокурора Святейшего Синода (1892–1905), обер-прокурор Святейшего Синода (1911–1913). О близости В. К. Саблера к кругу Михаила (Грибановского) вспоминал в 1930-е гг. митрополит Антоний (Храповицкий) : «Во время вакаций мы собирались вместе, вместе читали, писали друг другу доклады о новых задачах монашества в Русской Церкви и в русском обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010