Петр (Лосев Петр Леонтьевич), еп. Пермский и Соликамский Родился в 1833 году в семье причетника Рязанской епархии. В 1854 году окончил Рязанскую семинарию и определен пом. наставника в Рязанском Троицком сиротском училище. В 1856 г. – наставник Рязанского духовного училища. 15 мая 1857 г. рукоположен в сан иерея. Овдовел и в 1862 году поступил в Московскую духовную академию. В 1866 году окончил академию и 18 ноября того же года был назначен преподавателем Рязанской духовной семинарии. 22 апреля 1868 г. – инспектор Рязанской семинарии. 31 янв.1869 г. удостоен степени магистра богословия. 2 июля 1875 года – ректор Вологодской духовной семинарии. 19 июля 1875 г. возведен в сан протоиерея. 5 окт.1887 года уволен от должности ректора Вологодской семинарии. 10 окт.того же года пострижен в монашество и II октября возведен в сан архимандрита. I ноября 1887 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 22 июля 1889 года – епископ Владикавказский и Моздокский. (В БЭС т.1, стб.519 и в БЭЛ m.III, стр.545, ошибочно указан год назначения на ВладиКавказскую епархию 1889-й, см. «Церк. Вед.» 1899 г., стр.300). С 3 мая 1891 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Пермской епархии. С 7 мая 1892 г. – епископ Пермский и Соликамский. В 1901году был вызван в Св.Синод для присутствия. Скончался 30 марта 1902 года. Отличался исключительной добротой. Труды: «Вифлеем». «Приб. к «ЦВ» 1868, 52, стр.1607. «Увещательная речь к Пермской пастве». «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799–1802. Литература: “Церк.Вед.” 1889, 32, стр.300. -“- 1891, 20, стр.169. -“- 1894, 20, стр.192. -“- 1901, 47, стр.379. «Приб. к «ЦВ» 1893, 50, стр.1799. -“- 1902, 14, стр.507–509. «Волог.Еп.Вед.» 1901, 6. «Новое Время» 9370. «Рус.Паломн.» 1889, 33, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 21, стр.332. -“- 1891, 25, стр.394. -“- 1891, 46, стр.731. “Состав Св.Прав.Всер.Син· и Рос.Церк.Иерархии на 1894 год», стр.78–79. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 504·, стр.78. Булгаков, стр. 1395, 1397, 1408, 1416. БЭС т.1, стб.519. БЭС m.II, стб.1795. БЭЛ т. III, ст,.545, 722. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

100 . Письма к Афанасию, епископу Новочеркасскому и Георгиевскому (Душеп. чтен., 1892, II, июль, с. 467). 101 . Письма к преосвящ. Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии (1827–1842 гг.). М., 1887 и Прав. обозрен., 1887, февраль, март. 102 . Письмо к Наказному атаману Донского войска генералу от кавалерии Максиму Григорьевичу Власову (31 января 1846 г.) (Душеп. чтен., 1895, ч. I, с. 95). 103 . Письма к г-ну управл. московскою палатою государственных имуществ, ст. сов. Сепану Гавриловичу Вишневскому (25 октября 1855 г.) и Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 245–246. 104 . Письма к Гавриилу, архиеп. Рязанскому. М., 1868 и см. Чтен. в общ. истор. и древн. Рос., 1868, кн. 2, с. 114–207. 105 . Письма в Бозе почившего святителя Филарета, митр. Московского, к Гавриилу, архиеп. Тверскому (Душеп. чтен., 1869, ч. III, с. 201–204). 106 . Письмо митр. Филарета Спасо-Андрониевскому архим. Гермогену, члену Московской дух. консистории в ответ на приветственное письмо от членов консистории, от 14 июля 1821 г. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, с. 67–68). 107 . Письма к министру дух. вел. и народного просвещ. князю А.Н. Голицыну (28 ноября 1822 г.) и 1817–1840 гг.). (Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 121; 1892, ч. II, август и Труды К. Д. А., 1868, апрель, с. 187–195). 108 . Письма высокопреосвящ. Филарета, митр. Московского, к московскому военному генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну из С.-Петербурга 1829 г. (Поздравление с праздником Рождества Христова). См. Душеп. чтен., 1890, ч. I, с. 356; -«- 1891, ч. III, с. 307–310; 671; -»- 1892, ч. II, май, июнь; - " - 1895, ч.I, с. 629. 109 . Письма Филарета, митр. Московского к князю С.М. Голицыну. 1823–1858 гг. М., 1884 и Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1868, кн. IV, Душеп. чтен., 1886, ч. II, с. 249; 1890, ч. I, с. 119; 1892, ч. III, с. 292. 110 . Письма митр. Филарета к Д.П. Голохвастову, по случаю издания Домостроя Сильвестра (Воспом. архим. Пимена, смесь. М., 1877, с. 125–126). 111 . Письма к игуменье Евгении (Душеп. чтен., 1869, ч. III, сентябрь, с. 227–229).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Письмо митрополита Филарета Спасо-Андрониевскому архимандриту Гермогену, члену Московской духовной консистории в ответ на приветственное письмо от членов консистории, от 14 июля 1821 г.//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 67–68. Письма к министру духовных дел и народного просвещения князю А.Н. Голицыну (28 ноября 1822) и 1817–1840 гг.//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 121; 1892, ч. 2, август//Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1868, апрель, стр. 187–195. Письма высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского к Московскому военному генерал-губернатору, князю Д.В. Голицыну из Санкт-Петербурга 1829 г. (поздравление с праздником Рождества Христова)//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 356; 1891, ч. 3, стр. 307–310, 671; 1892, ч. 2, май, июнь; 1895, ч. 1, стр. 629. Письма Филарета, митрополита Московского к князю С. М. Голицыну 18231858 гг. М. 1884//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.Сергиев Посад. 1863–1894; 1868, – Кн. 4; Душеполезное чтение. М. 1886, ч. 2, стр. 249; 1890, Ч. 1, стр. 119; 1892, Ч. 3, стр. 292. Письма митрополита Филарета к Д.П. Голохвастову, по случаю издания «Домостроя Сильвестра»//Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Смесь. М. 1877, стр. 125–126. Письма к игумении Евгении//Душеполезное чтение. М. 1869, ч. 3, сентябрь, стр. 227–229. Письма к князю М.Н. Голицыну (28 августа 1849)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1868, стр. 90–92. Письмо к московскому военному генерал-губернатору графу А.А. Закревскому (20 февраля 1850 г. и 13 марта 1857)//Душеполезное чтение. 1890, ч. 1, стр. 244–245, 357. Письмо к архиепископу Иннокентию (13 февраля 1860)//Письма Иннокентию, митрополиту Московскому и Коломенскому. СПб., 1898. Кн. 2, стр. 264. Письма к Иннокентию, архиепископу Херсонскому (1834–1857)//Христианское чтение. СПб., 1884, ч. 1, стр. 194. Письма к Иннокентию, епископу Дмитровскому//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. М. 1844–1891; 1871, 1872, 1886.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Поликарп, епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (Гонорский Петр) Родился в 1813 году в Тамбовской губернии в семье причетника. Первоначально учился в Тамбовской духовной семинарии. В 1834 году, по окончании курса Тамбовской духовной семинарии, поступил в Московскую духовную академию. 13 июня 1837 года пострижен в монашество; 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 20 июля 1838 года – во иеромонаха. В 1838 году окончил курс Московской духовной академии со степенью кандидата богословия; 8 августа того же года определен смотрителем Ростовских Борисоглебских духовных училищ Ярославской губернии. 28 сентября 1842 года назначен учителем Псковской духовной семинарии. 3 декабря 1845 года определен цензором проповедей псковского уездного духовенства. В июне 1845 года и в июле 1850 года обозревал Великолуцкое, Порховское и Торопецкое духовные училища. С 8 мая 1848 года (по Строеву, с 1852 года) – игумен Псковского Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря. С 17 февраля 1850 года исполнял должность ректора Псковской духовной семинарии. 8 апреля 1856 года возведен в сан архимандрита. 13 марта 1858 года перемещен смотрителем Санкт-Петербургского Александро-Невского училища с увольнением от настоятельства Крыпецкого монастыря. С 17 марта 1866 года – наместник Александро-Невской лавры. 14 января 1868 года хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. 8 ноября 1886 года уволен на покой в Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь. Скончался 7 марта 1891 года в Нижнем Новгороде. Погребен в Печерском монастыре, в усыпальнице под собором. Литература: Смирнов С. К., протоиерей. История Московской духовной академии до ее преобразования 1814–1870 гг. – М., 1879. – С. 164. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1406. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 393, 608. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 59. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896. 401. Списки студентов Московской духовной академии за 75 лет ее существования, 1814–1889 гг. – М., 1889. – С. 22. Нижегородские епархиальные ведомости. – 1891. 6 (некролог). Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891. – 13. – С. 422 (некролог). Церковный вестник. – СПб., 1891, 13. – С. 201. Известия по Казанской епархии. – 1869, 4. – С. 98. –»– 1886. 24. – С. 623. Русский архив. – М., 1903. – Кн. 2, 6. – С. 282. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 14. – С. 355. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С. 3-58). Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Церковь в с. Хуло (Аджария, Грузия), выстроенная обществом. Фото: Альбом. 1910. С. Одним из наиболее ярких проповедников О. в. был еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе). С 14 мая по 4 июня 1868 г. он при помощи переводчиков проповедовал среди абхазов и др. горцев, в результате его миссии приняли крещение 6 тыс. абхазов. Также миссионерскую деятельность в Абхазии вели грузинские священники В. Жордания, Д. Мачавариани, Н. Киртадзе, К. Топуридзе и др. Особое значение имел основанный в 1875 г. близ Сухума рус. монахами афонского Русского великомученика Пантелеимона монастыря с целью активизации миссионерской деятельности в Абхазии Новоафонский во имя апостола Симона Кананита мужской монастырь . В течение 14 лет среди осетин проповедовал еп. Владикавказский Иосиф (Чепиговский), к-рого называли «апостолом Осетии»; еп. Иосиф уделил много внимания переводу Свящ. Писания на осетинский язык. С 1864 по 1893 г. в лоно Православия вернулось 4118 осетин; в 1889-1899 гг.- 93 старообрядца; в 1890-1899 гг.- 116 сектантов; в 1869-1892 гг. было крещено 115 ингилойцев; в 1867 г.- 16 хевсуров; в 1864-1868 гг.- 161 кистин; в 1867-1899 гг.- 3304 ассирийца ( Гаджиев. 2006. С. 217). Большой вклад в миссионерскую деятельность внес инспектор школ О. в. архим. Амвросий (Кавкасидзе; 1849-1896). 1 марта 1890 г. он был избран членом О. в. и проповедовал в мусульманских и полуязыческих поселениях Зап. Грузии (Абхазия, Самурзакано, Сванети, Ахалцихский у., Самцхе-Джавахети, Артвинский и Батумский округа). В 1891 г. др. миссионеру были переданы Артвинский и Батумский округа, в 1892 г. еп. Сухумскому Агафодору (Преображенскому) - Самурзакано и Абхазия, в 1895 г. архим. Леониду (Окропиридзе; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) - Ахалцихский у. Важную роль в развитии Православия в Саингило сыграл уроженец края выпускник Тифлисской ДС свящ. Тарасий Иваницкий, к-рый в 1894-1899 гг. проповедовал среди ингилойцев, а также среди населения азербайджанских и лезгинских сел.

http://pravenc.ru/text/2578095.html

Вероятно, после 1834 г. на средства монастырской братии построена небольшая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, к к-рой в XX в. с вост. стороны пристроили братский корпус. 14 апр. 1837 г. освящена монастырская часовня на Старом базаре Одессы. В 1837 г. обители принадлежало 158 дес. 1610 саж. земли. К сер. XIX в. помимо храмов на территории О. У. м. находились каменные 2-этажный настоятельский дом под железной крышей, 2 корпуса для старшей братии, 2 дома под черепичной крышей, в одном из которых помещалась трапеза с кухней, а в другом - настоятельская кухня с 2 кладовыми, малый флигель с 2 кельями и просфорней (при нем 2 деревянных сарая, ледник и цистерна для воды). За каменной оградой, на сев. стороне, стояла 2-этажная гостиница (ныне в этом здании располагается Одесская ДС) с каменным флигелем, а напротив имелся дом с кухней, кладовой и конюшней. Площадь юго-вост. берега моря, на к-рой располагался мон-рь, постепенно расширяясь к северо-западу, образовывала треугольник (вершину занимал высокий монастырский маяк). После образования в 1837 г. новой Херсонской и Таврической епархии архиеп. Гавриил (Розанов) по приезде в Одессу поселился в О. У. м. С 1841 г. мон-рем управляли ректоры Херсонской ДС: в 1841-1845 гг.- архим. Никодим (Казанцев), в 1845-1848 гг.- Израиль (Лукин), в 1848-1852 гг.- архим. Парфений (Попов), в 1852-1858 гг.- архим. Серафим (Аретинский), в 1858-1868 гг.- архим. Феофилакт (Праведников; † 1869). На 10 июля 1857 г. в О. У. м. проживали архим. Серафим, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 диакона, монах и 5 послушников, в 1880 г.- архим. Герасим и 36 насельников. После Крымской войны (1853-1856) некоторые иеромонахи обители были награждены наперсными крестами «В память Отечественной войны 1853-1856 годов». В связи с открытием Одесского (1853) и Елисаветградского (1880) викариатств Херсонской епархии О. У. м. стал местом пребывания викарных епископов. Обителью управляли: в 1880-1883 гг.- Неофит (Неводчиков), в 1884-1891 гг.- Мемнон (Вишневский; † 1903), в 1891-1894 гг.- Акакий (Заклинский; † 1902), в янв.-авг.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

На протяжении столетий над источником сменилось неск. деревянных надкладезных часовен. В 1869 г. над источником вместо обветшавшей деревянной возвели каменную часовню в честь Макариевской иконы Божией Матери. Крестные ходы и ярмарки В 50-60-х гг. XIX в. крестные ходы из М. У. м. с иконой прп. Макария и Макариевской иконой Божией Матери совершались по Макарьевскому, Кологривскому, Ветлужскому и Варнавинскому уездам. В 1890 г. был учрежден крестный ход с иконой прп. Макария из монастыря в г. Унжу. Он начинался 15 июня, и 1 июля его участники возвращались обратно. Первое упоминание о ярмарках у стен М. У. м. содержится в грамоте царя Михаила Феодоровича от 20 сент. 1627 г. В XVIII - нач. XX в. в г. Макарьеве ежегодно устраивали 3 ярмарки: Крещенскую (12-20 янв.), Благовещенскую (17-26 марта) и Ильинскую (14-21 июля). На главный праздник обители - в день прп. Макария (25 июля) - ярмарка не проводилась, т. к. купцы всех ближайших к мон-рю губерний уезжали в это время на главную ярмарку России - Нижегородскую (Макариевскую). Макарьевское ДУ Часовня над источником. 1869 г. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Часовня над источником. 1869 г. Фотография. С. М. Прокудина-Горского. 1910 г. Было образовано в г. Макарьеве в 1791 г. В 1802 г. его перевели в мон-рь, в 2-этажный корпус больничных палат, примыкавших к Успенской ц. (первоначально уч-ще занимало только 1-й этаж, а в 1867 ему отдали и 2-й этаж). По инициативе смотрителя Херсонского 24 сент. 1872 г. на окраине г. Макарьева состоялась закладка 3-этажного здания (1873-1880; архит. Алексеев), в к-рое в 1880 г. было переведено уч-ще. Среди выпускников уч-ща, периода его нахождения в мон-ре,- архиеп. Владимирский и Суздальский Антоний (Павлинский) , архиеп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов; † 1910), архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) и др. Херсонский (1843-1912), выпускник СПбДА, родной дядя еп. Кинешемского св. Василия (Преображенского) , служил смотрителем в 1868-1891 гг. На основании данных из монастырского архива Херсонский написал несколько работ по истории обители.

http://pravenc.ru/text/2561272.html

Самарин Ю.Ф. Письмо А.О. Смирновой. 13 марта 1859 г.//Самарин Ю.Ф. Собрание сочинений. В 5 т. Т.3. СПб., 2016. С.457. Самарин Ю.Ф. Письмо И.С. Аксакову. 23 апреля 1861 г.//Самарин Ю.Ф. Собрание сочинений. Т.3. С.495. Раден Эдита фон. Письмо Ю.Ф. Самарину. Петербург, 26 февраля 1869 г.//Самарин Ю.Ф. Собрание сочинений. Т.3. С.633. Шмеман Александр, протопресвитер. Дневники. 1973-1983 гг. Четверг, 11 октября 1979 г. М., 2007. С.480. Леонтьев К.Н. Письмо С.Ф. Шарапову. 3 июля 1890. Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений. В 12 т. Т.12 (II). СПб., 2020. С.485 Леонтьев К.Н. Письмо Я.А. Денисову. 8-9 ноября 1887 г., Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854-1891 гг. СПб., 2017. С.280. Чичерин Б.Н. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей//Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858. С.237-241, 256, 260, 273-276, 292. Вудс Томас. Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию. М. -Челябинск, 2010. С.225. Михайловский И.В. Наказание как фактор культуры//Вопросы философии и психологии. Книга 77. М., 1905. С.269, 270. Леонтьев К.Н. Письмо И.И. Фуделю. 10 августа 1888, Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Избранные письма 1854-1891. С.344. Суворов Н.С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль, 1888. С.192-195, 204, 205. Павлов А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Часть 5. Одесса, 1871. С.61, 62. Суворов Н.С. Церковное право, как наука//Юридический вестник. Том XXVIII. Книга 4. М., 1888. С.532. Аксаков И.С. Ответ М. Погодину по вопросу государственного ограждения Церкви. «Москва», 27 апреля 1868 г.//Аксаков И.С. Сочинения. В 5 т. Т.4. М., 1886. С.90. Леонтьев К.Н. Письмо К.А. Губастову. 10 декабря 1890 г. Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Полное собрание сочинений. Т.12 (II). С.560. Шмеман Александр, протопресвитер. Дневники. 1973-1983 гг. Четверг, 8 ноября 1979 г. С.489, 490. Леонтьев К.Н. Письмо К.А. Губастову. 17 августа 1889 г. Оптина пустынь//Леонтьев К.Н. Избранные письма. 1854-1891. С.469-471.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/19/...

и Г. е., т. к. Глуховское викариатство Черниговской епархии не было упразднено, еп. Дамаскин управлял им до кон. нояб. 1925 г. Еп. Матфей занимал Новгород-Северскую кафедру до кон. 1925 г. В 1925-1926 гг. существовала Новгород-Северская обновленческая кафедра, к-рую занимал «епископ» Сергий Белопольский. Успенский собор в Новгороде-Северском был закрыт в 30-х гг. XX в., богослужение в нем возобновилось в 1941 г. Первым настоятелем после открытия стал свящ. Михаил Бунак. По его инициативе прихожане обращались в Черниговскую епархию с просьбами о восстановлении в Новгороде-Северском муж. мон-ря и епископской кафедры, однако из-за боевых действий это было невозможно. 28 июня 1998 г. во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии, был хиротонисан архим. Амвросий (Поликопа). В 2003 г. он стал архиепископом Черниговским и Нежинским, с 31 мая 2007 г., после разделения Черниговской епархии, имел титул «епископ Черниговский и Новгород-Северский». Архиереи Новгород-Северские и Глуховские епископы: Иларион (Кондратковский; 27 марта 1785 - 1 сент. 1797), Матфей (Храмцов; 23 апр.- нач. мая 1923; 20 февр. 1924 - 1925 - епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии). Новгород-Северские и Глуховские викарные епископы: Феофилакт (Праведников; 13 окт. 1868 - 12 янв. 1869), Серапион (Маевский; 29 мая 1869 - 15 мая 1876), Афанасий (Пархомович; 9 июня 1885 - 4 марта 1889), Антоний (Соколов; 24 сент. 1889 - 19 янв. 1891), Сергий (Соколов; 2 февр. 1891 - 26 марта 1893), Мефодий (Никольский; 15 июля 1893 - 28 июня 1894), Питирим (Окнов ; 17 июля 1894 - 2 нояб. 1896), Евфимий (Счастнев; 17 нояб. 1896 - 28 окт. 1898), Михаил (Ермаков ; 31 янв.- 20 окт. 1899), Филипп (Бекаревич; 6 нояб. 1899 - 17 февр. 1902), Исидор (Колоколов; 12 мая 1902 - 4 нояб. 1903), Нестор (Фомин; 4 нояб. 1903 - 19 авг. 1910), Иоасаф (Романов; 22 сент. 1910 - 16 февр. 1911), Василий (Богоявленский; 4 марта - 12 мая 1911), исп. Пахомий (Кедров; 30 авг. 1911 - 17 сент. 1916), Иоанн (Доброславин; 16 окт. 1916 - нач. 1923), Матфей (Храмцов; 20 февр. 1924 - 1926), Амвросий (Поликопа; 28 июня 1998 - 16 окт. 2003). Ист.: Церковное торжество в Новгород-Северске//Вера и жизнь. Чернигов, 1916. 21/22. С. 162-163.

http://pravenc.ru/text/2577759.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010