Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЬВОВСКИЙ СОБОР (8-10 марта 1946) Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), принявший решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и о воссоединении с РПЦ. В решениях Л. С. нашли отражение как объективные процессы преодоления многовекового разделения правосл. Церкви на Украине, так и политика Советского гос-ва по отношению к УГКЦ в сер. 40-х гг. ХХ в. Навязанная правосл. населению Речи Посполитой Брестская уния препятствовала национально-религ. развитию белорус. и укр. народов, привела к тяжелым и продолжительным межконфессиональным конфликтам. На Полоцком Соборе 1839 г. произошло воссоединение с правосл. Церковью униатов Белоруссии, Волыни и Подолья, входивших в состав Российской империи. Однако на территории Галиции, ставшей частью Австрийской империи (с 1867 - Австро-Венгрии), уния была сохранена. С кон. XIX в. среди униатов развивалось движение против латинизации, за сближение с правосл. Церковью (такие тенденции не были чужды даже митр. Андрею Шептицкому , главе Львовско-Галицкой архиепархии УГКЦ с 1901); нередко происходили массовые переходы в Православие греко-католич. общин. Однако подобные процессы сдерживались репрессиями со стороны властей Австро-Венгрии, а с 1918 г.- Польского гос-ва, негативно относившихся к правосл. Церкви. После разгрома Польши гитлеровской Германией в сент. 1939 г. Зап. Украина была включена в состав СССР. Для Советского гос-ва в тот период была характерна политика подавления всех религ. конфессий. В Галиции происходили аресты и высылки греко-католич. священников, закрытие униат. изд-в, больниц и благотворительных учреждений, конфискация церковной собственности. Однако эти репрессивные акции не достигли масштаба гонений, к-рым подвергалась ранее в СССР правосл. Церковь. Не шла тогда речь и о запрете УГКЦ (хотя советские власти прорабатывали вопрос о возможности выведения униатов из-под контроля Ватикана). С началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны Зап. Украина оказалась под нем. оккупацией. В это время руководство УГКЦ активно сотрудничало с властями гитлеровской Германии и способствовало организации укр. националистических формирований. После освобождения в июле-авг. 1944 г. Зап. Украины советскими войсками отряды укр. националистов начали террор против местных органов власти и лояльного к ним населения. Ответственность за связь с гитлеровской Германией и вооруженным националистическим движением могла создать для УГКЦ серьезные проблемы во взаимоотношениях с советскими властями, однако к.-л. организованных репрессий по отношению к униат. духовенству сразу после освобождения Зап. Украины не последовало.

http://pravenc.ru/text/2561010.html

59. Записка Преосвященного Филарета о древнем церковном пении в Российской церкви (Не позже 1946 года). Древнее церковное пение в Российской церкви существует, по способам писания оного, в трех видах: 1. крюковое безлинейное, 2. нотнолинейное старое, 3. нотнолинейное новое. Первое глубоко древнее, второе началось не прежде семнадцатого столетия; третье введено в восемнадцатом учениками Италианских певцов. Несмотря на то, что крюковое письмо старее, нотнолинейное старое вернее сохраняет в себе древний характер пения, потому что переложено с крюков с точностью, когда они хорошо были известны. Ныне крюковое пение, по способу письма понятное только при верном предании между немногими знающими, не точно сохраняется, по слабому и грубому преданию. Между тем при слушании сего пения у единоверцев, ясно открывается, что это одно и тоже пение с церковным нотнолинейным старым, существующим в изданиях Синодальной типографии. И потому сие последнее пение, как привычно и приятно православному народу, так не чуждо слуху и единоверцев и раскольников. Таким образом сие пение достойно бдительного сохранения в неизменной его чистоте: 1. потому что есть драгоценный памятник церковной древности и от начала Христианства в России сохранилось в Российской церкви, чем не могут похвалиться прочие Восточные церкви; 2. потому что оно, быв ознаменовано церковным характером спокойной важности и умиления, по свойству своему приятно благоговейному слуху, и привычно православному народу, которому Италианское пение представляется странным для церкви; 3. потому что оно и единоверцам и раскольникам не дает повода к пререканиям, а привлекает их к Богослужению церковному. Но сделанные с начала текущего столетия опыты переложения староцерковного пения на Италианские ноты показали, что при сем переложении оно нередко терпит, частию от необходимости дать тому правильную меру, частию от желания сократить и украсить оное, и получает такой вид, что православное ухо или не узнает в новом переложении древнего церковного пения, или частию узнавая, болезненно чувствует примесь нового к древнему. Посему нельзя не признать нужным, прежде издания таковых переложений, подвергать их испытанию чрез сведущие духовные лица, под непосредственным наблюдением Епархиальных архиереев преимущественно в тех епархиях, где церковное пение, по лучшему преданию древности, сохраняется в употреблении, и где можно прислушаться к голосу Единоверцев и чтителей крюкового пения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЛЛИН [нем. Sellin] Эрнст Франц Макс (26.05.1867, Альт-Шверин - 1.01.1946, Эпихнеллен, близ Айзенаха), нем. протестант. библеист. Изучал богословие и древние вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига. После защиты диссертаций по морфологии евр. языка (Die verbal-nominale Doppelnatur der hebräischen Participien und Infinitive und ihre darauf bruhende Construction, 1889) и истории традиции псалмов (Disputatio de origine carminum, quae primus psalterii liber continet, 1890; опубл.: Erlangen; Lpz., 1892) преподавал в гимназии в Пархиме (ныне земля Мекленбург-Передняя Померания) (1891-1894), был репетитором (1894), приват-доцентом (1895) в Эрлангенском ун-те. С 1897 г. внештатный профессор Евангелического богословского фак-та в Вене, с 1899 г. профессор в Венском ун-те. З. был профессором в ун-тах Ростока (1908), Киля (1913), Берлина (с 1921 жил и преподавал в этом городе до увольнения на пенсию в 1935). З. принадлежат многочисленные публикации по истории Израиля и ветхозаветной лит-ры. Он первым среди нем. библеистов признал, что в работе необходимо использовать результаты археологических исследований Палестины (см. Археология библейская ). В 1901-1904 гг. при поддержке Австрийской имп. АН он возглавил экспедицию на Тель-Таанах в долине Изреель. Под патронатом нем. Восточного об-ва З. проводил раскопки Иерихона (1907-1909) и ветхозаветного Сихема (1913-1914; работы продолжались в 1926-1934). Он обращал первостепенное внимание на исследование архитектуры построек и фортификационных сооружений и не проводил необходимого анализа керамики. Было найдено 12 табличек с аккад. надписями (впосл. уничтожены во время бомбардировок Берлина). В работе «Введение в Ветхий Завет» (1910) ученый использовал метод лит. критики. Его книга о пророках (1912) содержит исследование истории их служения, описание представлений о мессианском времени, сравнение понятия о теофании в Библии и в ханаанской религ. традиции. З.- автор работ о Книге Иова (1919), о прор. Моисее (1922). В комментариях на книги малых пророков (1922) он критиковал распространенный в кон. XIX - нач. XX в. метод анализа пророческих текстов, при к-ром поздние добавления в библейский текст рассматривались как не имеющие ценности для понимания ветхозаветного пророчества.

http://pravenc.ru/text/199711.html

Собор Казанской иконы Божией Матери (Ачинск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Казанской иконы Божией Матери в Ачинске был построен в 1826-1831 годах по инициативе А. Д. Хворостова на средства горожан. Закрыт в 1940 году, вновь открыт в 1946 и более не закрывался. Содержание История [ править править код ] В 2010 году исполнилось 180 лет Ачинскому Казанскому собору – единственному дожившему до наших дней действующему Православному храму, памятнику Православной культуры и центру религиозной жизни нашего города и района. «Ачинский Богородице-Казанский церкви приход открыт в 1829 г . И выделен из прихода Ачинского Троицкого собора. В состав прихода, кроме части г.Ачинска, входят две деревни: Мазуль в 2,5 в. От города и Карловка в 8.в. Первая деревня существует более 100 лет, вторая основана в 1895 г . Церковь в приходе одна, каменная, построена в 1830г. Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божией Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомуч. И Победоносца Георгия. Церковная библиотека состоит из 538 томов. Церковная летопись ведётся с 1867 г ..» (Краткое описание приходов Енисейской Епархии, 1916 год, Ачинский архив). 7 апреля 1940 года Казанский храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны в закрытом храме хранили зерно. В 1946 году верующие обратились к властям с просьбой об открытии храма. Были собраны подписи, разрешение получено. Освящение храма совершил митрополит Варфоломей (Городцов). Первая служба состоялась 19 декабря 1946 года в день памяти Святителя и Чудотворца Николая. В 1993 году настоятелем Казанского собора назначен митрофорный протоиерей Евгений Фролов. Он же является и благочинным церквей Ачинского округа. Современное состояние [ править править код ] Сегодня при Ачинском Богородице – Казанском приходе несут пастырское служение 6 священников и 1 диакон. Богослужения в Казанском соборе г. Ачинска совершаются ежедневно. В приходе действуют Православная гимназия начальных классов, воскресная школа, Богословский семинар.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Казанско...

Аникщяй. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1873. Архитектор:А.Д. Фессалоницкий Адрес: Литва, Утенский уезд, Аникщяйский район, г. Аникщяй, ул. Билюно, 57 J. Bilino gatv 59, Anykšiai, Anykši rajono savivaldyb, Utenos apskritis, Lietuva Координаты: 55.529362, 25.120709 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый деревянный храм в городе Аникщяй был построен в 1867 году. В 1873 году неподалеку от него был воздвигнут новый каменный храм в честь святого Александра Невского, который был построен на пожертвования и оборудован на казенные средства. Во время Первой мировой войны храм был разграблен. В 1922 году управление района просило Департамент вероисповеданий передать здания, принадлежащие приходу, школе. Но эта просьба не была полностью удовлетворена. Было отобрано только 56 гектар земли и церковный дом, в котором оборудован школьный класс, поселились учителя. По данным Епархиального Совета, в 1937 году в приходе было 386 человек, в 1946 году – около 450 человек. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. Первая православная церковь на месте города Аникщяй была построена на рубеже XV-XVI вв. в поместье княгини Елены Ивановны, дочери великого князя Ивана III и супруги великого князя литовского Александра. Она была разрушена в 1529 г. по велению короля Сигизмунда I Старого. В 1865 г. православные крестьяне-переселенцы местечка Оникшты и Оникштынской волости ходатайствовали о постройке часовни, а на следующий год – временной православной церкви. Для постройки было выделено 2 дес. земли, назначенной для постройки волостного правления. Наблюдал за строительством, которое осуществлялось на пожертвования (С.А. Маслова, В.Д. Левшина и др.) и на казенные средства, мировой посредник В.К. Масальский. 24 сентября 1867 г. викарный епископ Ковенский Александр (Дружинин) в присутствии командира 28-й артиллерийской бригады генерал-майора П.П. Лемтюжникова освятил деревянную церковь, которая вмещала до 300 человек.

http://sobory.ru/article/?object=37335

Храм пророка Иоанна Предтечи (Вязовое) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм пророка Иоанна Предтечи в селе Вязовое — деревянный, однопрестольный, построен на средства прихожан в 1867 году. Близ села в урочище Корытино расположен Иоанно-Предтеченский источник, почитаемый как святой. Содержание История [ править править код ] В XIX веке в селе Вязовое все постройки были из соломы. Жители села никогда не состояли крепостными. Через село проходил астраханский тракт, оно служило неким перевалочным пунктом, поэтому изобиловало постоялыми дворами, банями, стойлами для перегоняемого скота. Зимняя церковь была возведена по благородному почину самих селян. По архивным данным, она строилась на пожертвования простых людей, которые имели скромный достаток. Приход начал действовать в 1867 году. После 1917 года, когда Церковь подверглась гонениям, архитектурное чудо села Вязового устояло — в храме по-прежнему велись богослужения. Но в 1921 году близ села красными были обнаружены участники Антоновского восстания, и здесь против них со своим эскадроном сражался Г. К. Жуков. След от пули, выпущенной в том бою, остался на одном из колоколов. Есть предание, что будущий маршал СССР однажды ночевал у местного священника отца Матфея. Несколько позже, в 1930 году отца Матфея арестовали и сослали на Соловки. Его дочь Анна Матвеевна рассказывала, что и храм тогда хотели уничтожить: сняли колокола, погнули кресты. Но, видимо, народ все-таки отстоял свою святыню. Дело отца Матфея продолжили еще два священника из монашествующих. Однако, в 1933 году храм закрыли. После закрытия некоторые храмовые иконы забрали к себе верующие, а кирпичная ограда перекочевала в личные хозяйства людей другого мировоззрения. Храм был закрыт до 1936 года, потом здание храма решили приспособить под хранение зерна. В 1941 году помещение храма было снова «переквалифицировано», на сей раз для военных нужд — совсем рядом проходил Воронежский фронт, и в здешнем лесу обосновался аэродром. В 1946 году храм снова открыли. На пост настоятеля заступил отец Петр Сысоев — тихий, скромный, духовно щедрый и любящий пастырь. При нем храм обрел новый облик: бревенчатые стены были обшиты шалевкой, с боков здания были пристроены приделы. Отец Петр служил до 1964 года, а после просто помогал на требах преемнику. Им стал отец Иоанн (Мокашов), уроженец Тамбовщины, который подвизался в Почаеве до закрытия обители. Он сконцентрировал при церкви монашескую жизнь, служил строго по уставу очень благоговейно и молитвенно, по воспоминаниям старожилов, это были необыкновенные богослужения, на них стекались паломники. Конечно, батюшка заботился и о поддержании порядка в храме, по необходимости ремонтировал, построил маленький домик для церковных нужд. В свободное время на колокольне он писал иконы, некоторые из которых до сих пор сохранились в алтаре храма. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_пророка_И...

Fire Destroys an Orthodox Church in Estonia The rescuers believe it was an arson. Pravmir.com team 19 June 2021 The Church of the Kazan Icon of the Mother of God burned down in Narva-Jõesuu, Estonia, on June 17, 2021. The fire completely destroyed the interior of the church building, damaged the walls, and the roof partially collapsed, reports the website of the Estonian Orthodox Church. “The decoration of the church completely burned down. As there are suspicions of an arson, the police launched an investigation,” the report said. As the rector of the church, Hieromonk Cornelius, told the Postimees , the old church had already been attacked by intruders: the last time it burned in February of this year – its altar, icons of the 18th century and the oak iconostasis of the 19th century were damaged. Video cameras were installed on the building, but they did not stop the arsonists. The church in honor of the Kazan Icon of the Mother of God was erected in 1867 in Mereküla, in 1946-1948 it was transported in parts to Narva-Jõesuu. In the wooden church there were 105 artistic monuments, including a collection of objects of church art of the 19th century – icons, chandeliers, lamps, and liturgical utensils. According to experts, the last fire caused extensive damage to the church. Only individual parts are subject to restoration. You can f ollow Pravmir.com on  Twitter ,  Facebook ,  Instagram , or Telegram . Tweet Donate Share Code for blog Fire Destroys an Orthodox Church in Estonia Pravmir.com team The rescuers believe it was an arson Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable.

http://pravmir.com/fire-destroys-an-orth...

иеросхимонах Сергий (Четвериков) (24.06.1867–29.04.1947) Автобиографические сочинения История России Нравственно-аскетические труды Педагогика Письма Русская патрология Статьи иеросхимонах Сергий (Четвериков) Духовный писатель и публицист, педагог, деятель русской эмиграции. Биография Родился 12 июня 1867 г. в купеческой семье. Окончил Московскую духовную академию в 1896 г. 14 июля рукоположен во диаконы, а 21 июля 1896 года — во священники и назначен настоятелем в церковь при Воздвиженском трудовом братстве Глуховского уезда. В 1897-1898 годах — настоятель Пятницкой церкви Чернигова. В 1898 году переехал в Саратов и стал законоучителем Саратовского духовного женского училища, а с 1901 по 1907 год — 2-й Саратовской гимназии. С 1907 по 1919 год был законоучителем в Полтавском Петровском кадетском корпусе. Награждён саном протоиерея. В 1911 году - председатель Всероссийского братства законоучителей. Член Поместного собора 1917—1918 годов от Полтавской епархии. С Полтавским кадетским корпусом уехал в Крым, а затем, в 1920 году, эмигрировал из России в Сербию. В 1921-1923 годах — настоятель церкви в селе Широка Кула в Боснии. В 1923 году переехал в Чехословакию, где стал настоятелем русской Николаевской церкви в Братиславе. Состоял в юрисдикции управляющего русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). Основал в 1923 году и был (до 1946 года) председателем Общества памяти отца Иоанна Кронштадтского. В 1928 году поселился в Париже, где с 15 июня 1928 по 1 мая 1934 года был духовником Русского студенческого христианского движения (РСХД) и первым настоятелем (до 1939 года) церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на бульваре Монпарнас в Париже. Организовал внутри Движения христианское содружество с более строгой церковной дисциплиной. Оказывал содействие бездомным священникам в предоставлении возможности богослужения. 27 июля 1936 года был награждён митрой. Пользовался большим авторитетом в среде русской эмиграции. Период с 2 июля 1937 по 1 июня 1938 года провёл в Валаамском монастыре, где работал над книгой о старце Паисии Величковском. Затем вторично поехал на Валаам, но не смог вернуться во Францию из-за войны; в 1940 году вместе с братией монастыря выехал в глубь Финляндии, где был основан Ново-Валаамский монастырь. 8 июля 1940 года вышел за штат и поселился в Братиславе у своего сына. 15 августа 1942 года был пострижен в монашество в монастыре преподобного Иова в деревне Ладимировой. После смерти митрополита Евлогия, в 1946 году принят в клир Московского патриархата. Незадолго до смерти принял великую схиму. Скончался 29 апреля 1947 года в Братиславе, погребён на кладбище «Соловьиная долина».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Храм Богоявления Господня (Советское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Богоявления Господня в селе Советское возведен в 1884-1892 годах в русском эклектичном стиле. Храм признан памятником архитектуры и охраняется государством. Содержание История [ править править код ] Изначально село именовалось Высокие Пупки (ударение на первый слог) и было основано в 1640 году переселенцами. Происходит название села от слова «пуп» — курган, по кургану, расположенному недалеко от реки Челновая. Весной 1867 года пожар полностью уничтожил село, которое состояло из деревянных избушек крытых камышом. Но жители отстроили новое село с кирпичными домами. В 1950 году село по просьбе жителей было переименовано в Советское. Решение о строительстве каменной церкви было принято в 1880 году, план на постройку храма с трапезной и колокольней был утвержден в 1884 году, и в 1892 году на средства прихожан и благодетелей храм в честь Богоявления Господня был возведен. Во времена гонений на Православие в 1930-е годы храм был закрыт. Однако в 1946 году его вновь открыли и в нем были возобновлены богослужения. На долгие годы храм в селе Советское был единственной православной церковью в округе. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Богоявленская церковь действует, в нем проходят регулярные богослужения. Храм признан памятником архитектуры и охраняется государством. Описание [ править править код ] Храм пятикупольный, храмовая композиция включает в себя высокий четверик, несущий световой восьмерик, завершенный рядом кокошников и высоким шатром с главкой. По углам четверика устроены малые барабаны, выполненные по подобию центрального. С востока к основному объему примыкает алтарная апсида, с запада — прямоугольная трапезная в одной связи с трехъярусной шатровой колокольней. Престольные праздники [ править править код ] Богоявление (Крещение Господне) - 19 января Контакты [ править править код ] Адрес: Тамбовская область, Сосновский район, село Советское, переулок Школьный, дом 7 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Богоявлен...

Вязовое. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Иоанна Предтечи. Нарядная деревянная церковь в честь св. Иоанна Предтечи построена на общественные средства в 1867 г. В 30-е гг. ХХ в. была закрыта, однако очень скоро, уже в 1946 г., вновь стала действующей, каковой остается и доныне. Село Вязовое (Вязовая Почта), церковь деревянная, теплая, построена на общественные средства. Престол один - Усекновения главы Иоанна Предтечи, приход открыт в 1876 году. Дворов 180, душ муж. пола 650, жен. пола 670, великороссы, земледельцы, имеют земли по 20 сажень на душу в каждом из трех полей. В приходе деревня Тафинцева (Ярки), 70 дворов, в 1 версте от церкви. Крупные хутора: купца Пустовалова в 3 верстах и крестьянина Сажина в 5 верстах. Река Савала и небольшой лес. Школа земская, одноклассная, законоучителю в ней 50 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1867 г. Штат: священник и псаломщик. У причта земли 2 десятины усадебной и 33десятины полевой, последняя в 2 местах, от церкви в 3 верстах. Казенное жалование священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб. Дома у причта собственные. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Борисоглебский уезд, стр. 339. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Вязовом сооружена в 1867 году на средства прихожан и изначально была приписана к церкви Покрова Пресвятой Богородицы села Чикаревка. Храмовая композиция включает в себя четверик, покрытый металлической кровлей на четыре ската и увенчанный традиционным пятиглавием. К основному объему примыкают алтарная апсида, небольшая трапезная и и двухъярусная шатровая колокольня. При храме действовали одноклассная земская школа и церковно-приходское попечительство. В 1930-х годах храм был закрыт, но в трудное для страны послевоенное время Богослужения в нем были возобновлены и более не прерывались. В настоящее время церковь в честь Иоанна Предтечи действует. http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23448

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010