Закрыть itemscope itemtype="" > Н.В. Краинский (1869 - 1951): непобеждённый воин Императорской Российской армии 1 часть 25.11.2014 1197 Время на чтение 14 минут В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося русского учёного с мировым именем, врача, общественного деятеля, публициста, писателя, участника русско-японской, Великой (Первой Мировой) войн, члена Особой комиссии при Главнокоманду­ющем Вооруженными Силами на Юге России по расследованию злодеяний большевиков Николая Васильевича Краинского (1869-1951). Эта дата оказалась незамеченной, хотя в последние годы имя Н.В. Краинского стали упоминать. Один из авторов этой статьи откликнулся на 140-летнюю годовщину со дня рождения Н.В. Краинского . С тех пор источниковая база, находящаяся в нашем распоряжении, значительно пополнилась, прежде всего за счёт архива семьи Краинских, часть материалов которого хранится в Бразилии у внучатой племянницы Николая Васильевича - Ирины Константиновны Корсаковой - и её супруга Олега Владимировича Григорьева. Кроме этого были изучены материалы дела Н.В. Краинского, связанные с его работой в Харькове в 1947-1951 гг. , а также воспоминания, записки его брата Дмитрия Васильевича Краинского - бывшего черниговского губернскоготюремного инспектора. Именно привлечение нового и переосмысление прежнего материала позволяют нам предложить новую статью. + + + Николай Васильевич Краинский родился 1 мая 1869 г. в Киеве. Он был старшим сыном в замечательной, многодетной дворянской семье, где выросло шесть сыновей [iv] и две дочери. Их отец, Василий Евграфович Краинский, уроженец Черниговской губернии, после окончания Горы-Горецкого земледельческого института (Оршанского уезда Могилевской губернии) в 1863 г., некоторое время находился на государственной службе, а затем (с 1867 г.) занялся практикой сельского хозяйства, управляя частными имениями или принимая участие в их организации. Сначала он практиковался в Смеле у графа А.А. Бобринского, который устраивал одни из первых в России свеклосахарных заводов: в селе Михайловское Богородского уезда Тульской губернии, а с 1856 года в своем имении Смела Черкасского уезда Киевской губернии.

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/26/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в. Павел (Борисовский), митр. Ярославский и Ростовский. Фотография. 30-е гг. XX в. (Борисовский Павел Петрович; 29.10.1867, с. Борисовское Владимирского у. и губ.- 6 окт. 1938, близ дер. Селифонтово Ярославского р-на и области), митр. Ярославский и Ростовский. Из семьи диакона. В 1888 г. окончил по 1-му разряду Владимирскую ДС и получил назначение в МДА. В академии поддерживал дружеские отношения с П. Ф. Полянским (впосл. митрополит сщмч. Петр (Полянский) ), В. С. Георгиевским (впосл. митрополит Евлогий (Георгиевский) ) и Н. Я. Князевым (впосл. протоиерей), последний описал его в своих воспоминаниях о времени совместной учебы (Воспоминания прот. Николая Князева (1947): (Коммент. в свете веры)/Публ. и коммент.: О. Н. Копылова//ВЦИ. 2006. 2. С.109-123). В 1892 г. П. П. Борисовский окончил МДА со степенью кандидата богословия, был оставлен при академии на год профессорским стипендиатом, однако не завершил работу над магистерской диссертацией. В 1893 г. назначен преподавателем Могилёвской ДС. В 1897 г. переведен во Владимирскую ДС. В 1907 г. назначен инспектором Пензенской ДС. В 1908 г. рукоположен во иерея, возведен в сан протоиерея, назначен на должность ректора Пензенской ДС. В 1911 г. назначен ректором Владимирской ДС. Овдовел. В июне 1915 г. принял монашеский постриг с сохранением прежнего имени, был возведен в сан архимандрита. 23 апр. 1916 г. Владимирский и Шуйский архиеп. Алексий (Дородницын) возглавил хиротонию П. во епископа Суздальского; он стал 3-м викарием Владимирской епархии. С авг. 1917 г. правящим архиереем П. являлся архиеп. Сергий (Страгородский ; с нояб. 1917 - митрополит, впосл. патриарх Московский и всея Руси). 23 апр. 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) назначил П. епископом Челябинским, 2-м викарием Оренбургской епархии. Однако городской голова и городская дума Суздаля от имени правосл.

http://pravenc.ru/text/2578477.html

Череповец. Собор Троицы Живоначальной. Троице-Сергиевский собор, Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм, выстроенный в 1758-1781 гг. Располагался к юго-западу от Воскресенского собора. Первоначально двухэтажная одноглавая постройка с Сергиевским престолом внизу и Троицким вверху. В 1792 г. пристроена трехъярусная колокольня в стиле классицизма, в 1807 г. северный придел Кирилла Новоезерского, в 1885 г. Троицкий придел перенесен на первый этаж. В 1933 г. разобрана колокольня, в 1934 г. храм закрыт, использовался в хозяйственных целях. Решение о сносе принято в 1947 г., сломан в начале 1950-х гг. По материалам сайта " Храмы России " В 1758 году игумен Феофилакт испросил у епископа Вологодского и Белозерского Серапиона благословенную грамоту на сооружение теплой каменной церкви с трапезою и разрешение на сбор подаяний на эту постройку иеродиакону монастыря Софронию. В 1761 году игумен Феофилакт и строитель монастыря крестьянин Иван Семенов заключили договор с крестьянином Ярославского уезда Иваном Федоровым на постройку каменной церкви по образцу храма ярославского Афанасьевского монастыря “за сто рублей на монастырских харчах”. Престол теплого храма во имя преподобного Сергия Радонежского освятили в том же году. В 1763 году вновь заключили договор с тем же крестьянином на надстройку второго этажа над Сергиевской церковью за шестьдесят рублей. Второй холодный престол, по монастырской традиции посвященный Троице, освятили лишь в мае 1781 года, уже после упразднения монастыря. С упразднением монастыря строительство еще более оживилось. В 1792 году по резолюции митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила в ответ на просьбу прихожан при Троице-Сергиевской церкви, встык с ней, выстроили каменную трехъярусную колокольню, увенчанную конусовидным куполом и главкой со шпилем. В куполе поместили часы с боем. На площадке звона размещалось семь колоколов, из них самый большой весил семьдесят семь пудов. На нем была чеканная надпись, которая читалась частично: “…при благополучной державе… Екатерины Алексеевны…”. Позже, в 1867 году, “иждивением” прихожан был куплен колокол весом 251 пуд 30 фунтов. Язык его весил 81,5 пуда. На поверхности были чеканные изображения Воскресения Христова, Святой Живоначальной Троицы, преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

http://sobory.ru/article/?object=39903

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИРЕР [нем. Cassirer] Эрнст (28.07.1874, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) - 13.04.1945, Нью-Йорк, США), нем. философ, культуролог, историк философии, культуры и науки; представитель марбургской школы неокантианства ; в 20-40-х гг. XX в. разработал собственную концепцию философской антропологии и философии культуры. Жизнь, философская деятельность, сочинения К. происходил из состоятельной евр. семьи. Его отец, Эдуард Кассирер (1844-1916), успешно вел торговлю в Бреслау, занимал влиятельное положение в местной евр. общине, участвовал в благотворительной деятельности, в частности финансировал городскую евр. больницу. По вероисповеданию семья К. формально принадлежала к иудаизму раввинистическому , однако активной религ. жизни никто из ее членов не вел. Вскоре после смерти матери К., в 1904 г., его отец переселился в Берлин, где жили мн. родственники Кассиреров. В марте 1892 г. К. окончил Иоханнес-гимназиум - частную школу для евр. юношей, основанную в 1872 г. Обучение в гимназии было построено по классическим принципам, особое внимание уделялось древним языкам - греческому и латинскому ( Meyer. 2006. S. 16-19). Образование (1892-1902) Неск. лет после окончания гимназии К. провел в поисках призвания: первоначально он проявлял значительный интерес к лит-ре и филологии, но постепенно под влиянием бесед с друзьями стал задумываться о том, чтобы профессионально изучать философию. Родители хотели видеть К. юристом; исполняя их желание, К. поступил на юридический факультет Берлинского ун-та, однако проучился здесь всего один семестр (летний семестр 1892). В кон. 1892 - нач. 1893 г. К. продолжил обучение в Лейпцигском ун-те, где посещал лекции известного психолога В. Вундта (1832-1920), однако и здесь он надолго не задержался. В мае 1893 г. К. перевелся в Гейдельбергский ун-т, но уже осенью вернулся в Берлинский ун-т, где записался на лекции по гуманитарным наукам, а также по физике и математике ( Krois. 2009. S. XXI). В письмах родным этого периода он с горечью сообщал о распространенности в нем. ун-тах антисемитских настроений, о своем внешнем и внутреннем одиночестве, об одолевавших его меланхолии и депрессии. Хотя К. тяжело переживал постоянную смену ун-тов, это позволило ему познакомиться с идеями целой плеяды выдающихся нем. интеллектуалов, к-рых впосл. он относил к числу своих учителей. К., в частности, слушал лекции философа В. Дильтея (1833-1911), психолога М. Дессуара (1867-1947), историка философии К. Фишера (1824-1907), литературоведов Г. Ф. Гримма (1828-1901), Э. Шмидта (1853-1913) и др.

http://pravenc.ru/text/1681289.html

сост. и науч. ред. П.Б. Михайлов От составителя Святые Отцы – ключевое звено Священного Предания Церкви, исторически связующее нас со Христом. Они преимущественные носители и выразители Предания. Они причастники великого нетленного Света. Через их посредство мы приобщаемся к нему, хотя они не единственные, кто распространяет его в мире. Святые Отцы не только подтверждают подлинность и достоверность индивидуального духовного опыта, они соотносят частное с целым, индивидуальное с общим, уникальное с универсальным, наконец, временное с вечным. Поэтому слово Святых Отцов обладает исключительной силой. Целостность Предания – залог целостности христианства, обособившегося с течением истории в различных деноминациях или частных преданиях. Единство Предания, выразившееся в единомыслии Святых Отцов, оставляет христианам надежду на преодоление раздоров и разделений между ними перед лицом внешнего мира. Слово Святых Отцов по-новому зазвучало в XX в. – с этим тезисом вряд ли кто-нибудь будет спорить. В подтверждение можно привести хотя бы такие объективные факты, как успех многих грандиозных проектов, связанных с распространением святоотеческого наследия. Это в первую очередь касается изданий древних памятников на оригинальных языках. Здесь уместно упомянуть лишь серийные издания, за которыми стоит бесчисленное множество отдельных публикаций, опирающихся на труд многих поколений исторических, филологических и патрологических научных школ: «Патрологии» Ж.-П. Миня (греческая – PG, 161 т., 1857–1866; латинская – PL, 220 т., 1844–1864); венское собрание латинских авторов (CSEL, более 90 т., 1866-); берлинское собрание авторов первых веков (GCS, более 60 т., 1897-); парижское собрание восточных авторов (РО, более 50 т., 1903-); «Христианские источники» (SC, более 530 т., 1942-); латинская и греческая серии, издаваемые в Тюрнхауте (CCL, более 200 т., 1954-, и CCG, более 30 т., 1977-) и др. Это также касается систематических переводов святоотеческого наследия на современные языки. Приведем хотя бы самые выдающиеся примеры – монументальные серии, осуществленные начиная с середины XIX в.: перевод на русский язык «Творения Святых Отцов в русском переводе» (1843–1917), на английский – Early Church Fathers (1867–1886), на французский – Sources Chretiennes (1943-), на немецкий – Bibliothek der Kirchenvater (1911–1938), на итальянский – I classici cristiani (1928-), на голландский – Oud-christlijke geschriften in Nederlandische vertaling, на испанский – Scriptores ecclesiastici Hispano-Latini tam veteris quam medii-aevi (1934–1947) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕМЕРЛЬ [Франц. Lemerle] Поль Эмиль (22.04.1903, Париж - 17.07. 1989, там же), франц. византинист. Окончил парижский Лицей Людовика Великого, затем учился в Сорбонне и в Высшей практической школе (Париж). С 1928 г. преподаватель грамматики. В 1931-1941 гг. работал в качестве сотрудника, а затем генерального секретаря Французской школы археологии в Афинах (École française d " archéologie d " Athènes). В 1945 г. защитил докт. дис. «Филиппы и восточная Македония в христианскую и византийскую эпоху» (Philippes et la Macédoine orientale a l " époque chrétienne et byzantine). Преподаватель истории античности и средних веков на филологическом фак-те в Дижоне (1942-1947); профессор (directeur d " études) 4-го отд-ния Высшей практической школы (1947-1968); профессор фак-та филологии и гуманитарных наук в Сорбонне (1958-1967); профессор визант. истории и цивилизации в Коллеж-де-Франс (1967-1973); 1-й директор Центра исследования визант. истории и цивилизации (Centre de recherche d " histoire et civilisation de Byzance); президент (1961-1971), а затем почетный президент Международной ассоциации византинистов. Л. был членом или почетным членом более 20 высших учебных заведений (академий, ун-тов и ин-тов) в разных странах мира. Л. вырос в семье финансовых инспекторов, но, порвав с семейной традицией, обратился к гуманитарной науке. Интерес к Византии возник у Л. после того, как он увидел репродукции фресок Мистры во время учебы в Высшей практической школе, где преподавал изучавший эти памятники франц. историк искусства Г. Милле (1867-1953). Л. стал изучать искусство и архитектуру Византии, а затем, благодаря работе в Школе археологии,- историю и филологию, осознав, что визант. средневековье мало известно на Западе, а визант. тексты и архивы не достаточно глубоко исследованы. Л.- автор более 250 научных публикаций, среди которых множество статей, неск. монографий и комментированных изданий визант. источников. Он считал, что именно изучение текстов и точное истолкование совокупности имеющихся фактов должно быть основой научного исследования. Первые работы Л. посвящены большей частью археологическим раскопкам и находкам в Греции в 30-х гг. XX в., а также греч. эпиграфике. В 1943 г. в Париже вышли его краткая «История Византии» (Histoire de Byzance) в серии «Что я знаю?» и небольшая книга «Византийский стиль» (Le style byzantin). В 1945 г. Л. подготовил дипломатическое издание актов мон-ря Кутлумуш на Афоне в серии «Архивы Афона». Изучением и публикацией афонских архивов ученый занимался до конца жизни и руководил работой над этим проектом. Был основателем сб. «Travaux et Mémoires». Параллельно Л. продолжал заниматься визант. (преимущественно церковными) архитектурой и искусством, изучал юридические документы и аграрные вопросы, исследовал монастырские архивы, историю вторжений племен и миграций населения на территории Византии.

http://pravenc.ru/text/2463369.html

Аникщяй. Церковь Александра Невского. Церковь. Действует.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:1873. Архитектор:А.Д. Фессалоницкий Адрес: Литва, Утенский уезд, Аникщяйский район, г. Аникщяй, ул. Билюно, 57 J. Bilino gatv 59, Anykšiai, Anykši rajono savivaldyb, Utenos apskritis, Lietuva Координаты: 55.529362, 25.120709 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый деревянный храм в городе Аникщяй был построен в 1867 году. В 1873 году неподалеку от него был воздвигнут новый каменный храм в честь святого Александра Невского, который был построен на пожертвования и оборудован на казенные средства. Во время Первой мировой войны храм был разграблен. В 1922 году управление района просило Департамент вероисповеданий передать здания, принадлежащие приходу, школе. Но эта просьба не была полностью удовлетворена. Было отобрано только 56 гектар земли и церковный дом, в котором оборудован школьный класс, поселились учителя. По данным Епархиального Совета, в 1937 году в приходе было 386 человек, в 1946 году – около 450 человек. Советской властью приход был официально зарегистрирован в 1947 году. Первая православная церковь на месте города Аникщяй была построена на рубеже XV-XVI вв. в поместье княгини Елены Ивановны, дочери великого князя Ивана III и супруги великого князя литовского Александра. Она была разрушена в 1529 г. по велению короля Сигизмунда I Старого. В 1865 г. православные крестьяне-переселенцы местечка Оникшты и Оникштынской волости ходатайствовали о постройке часовни, а на следующий год – временной православной церкви. Для постройки было выделено 2 дес. земли, назначенной для постройки волостного правления. Наблюдал за строительством, которое осуществлялось на пожертвования (С.А. Маслова, В.Д. Левшина и др.) и на казенные средства, мировой посредник В.К. Масальский. 24 сентября 1867 г. викарный епископ Ковенский Александр (Дружинин) в присутствии командира 28-й артиллерийской бригады генерал-майора П.П. Лемтюжникова освятил деревянную церковь, которая вмещала до 300 человек.

http://sobory.ru/article/?object=37335

Векшняй. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:не позже 1875. Ссылки:   Адрес: Литва, п. Векшняй, Н. Акмянского р-на. Ул. Витауто. Координаты: 56.235773, 22.510887 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя преподобного Сергия Радонежского (Векшняй) Первоначально в местечке Векшняй в 1867 году на средства Никольского Братства (г.Каунас) православная церковь была оборудована в жилом доме. В 1875 году был воздвигнут новый каменный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Царской властью переданы церкви мельница и 5 гектар земли, которые в 1924–1925 годах были изъяты. В сороковых годах прошлого столетия при храме действовали сестричество имени преподобного Сергия и молодежный культурно-просветительский кружок. В 1937 году постоянных прихожан Сергиевского храма было 1297 человек. В 1944 году здание храма сильно пострадало, поэтому богослужения совершались в частном доме. В 1947 году храм был вновь отстроен, торжественно освящен и зарегистрирован. Настоятель окормлял православных в Мажейкяй. Источник: http://www.orthodoxy.lt Первый храм в мест. Векшни был освящен во имя преп. Сергия в 1867 г. в помещичьем доме с помощью Свято-Николаевского Ковенского братства, впоследствии пожертвовавшего для церкви часть утвари. 24 июня 1871 г. цесаревичем Александром в приход была пожертвована икона свят. Петра, митр. Киевского. Горордок получил активное развитие с прокладкой в 1871-1873 гг. Либаво-Роменской железной дороги. Новая одноглавая каменная церковь заложена в престольный праздник 1871 г. и освящена 20 июля 1875 г. благочинным прот. Василием Круковским при настоятеле свящ. Михаиле Баталине. Ее архитектура соответствует образцовому проекту К.А. Тона – трехчастной церкви в имении Синявина. Отличием храма являются два мощных ризалита под щипцовыми крыльями, примыкающие по сторонам к основному кубическому объему храма. Сдвоенные арочные окна на них оформлены профилированными тягами и завершены килевидными кокошниками, как и окна на полуциркульной в плане алтарной апсиды и трапезной в 1 ось. Килевидным кокошником завершен и перспективный портал. Декор представлен поясами сухариков и бегунца. Сохранился выбеленный позолоченный двухъярусный иконостас с чертами классицизма и русского стиля.

http://sobory.ru/article/?object=42197

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ [англ. Holiness Movement], амер. протестант. движение, возникшее в 40-х гг. XIX в. в среде методистов (см. ст. Методизм ). В 1843 г. от методистской церкви США отделилась Методистская Уэслианская Церковь (Wesleyan Methodist Church), к-рую составили сторонники учения Дж. Уэсли о полной санктификации (освящении) христианина и о христ. совершенстве. Теоретиком движения стал Ч. Г. Финни . В 1857-1858 гг. в США получили распространение летние евангелизационные лагеря, в к-рых происходили продолжительные (до недели) собрания верующих и многочасовые покаянные молитвы. В 1860 г. была образована церковь Свободные Методисты (Free Methodists). По окончании гражданской войны (1865) Д. с. охватило обе существовавшие крупные методистские церкви США (сев. и юж.). В 1867 г. была создана Национальная ассоциация лагерных собраний ради достижения святости (National Camp Meeting Association for the Promotion of Holiness), в 1893 г. преобразованная в Национальную ассоциацию святости (The National Holiness Association - NHA), а в 1971 г.- в Ассоциацию христианской святости (The Christian Holiness Association). В 1863 г. к движению примкнула часть пенсильванских меннонитов, в 1947 г.- часть квакеров. В 1880-1890 гг. методисты доминировали в движении, затем часть проповедников стала отвергать доктринальные нормы и каноническую власть. Основанные такими проповедниками секты стали объединяться. Сравнительно крупными объединениями стали Церковь Бога (Church of God, основанная в 1880 в г. Андерсон, шт. Индиана), Церковь Назореев (Church of the Nazarene, 1908) и Пилигримская Церковь Святости (Pilgrim Holiness Church of New York, основанная в 1897, в 1968 объединилась с Методистской Уэслианской Церковью в Уэслианскую Церковь). Эти церкви сохранили традиц. методистскую структуру приходов-«классов» с расширенными правами конгрегаций. Почти все допускают жен. священство. Прихожане практикуют регулярный и принципиальный взаимный анализ поведения.

http://pravenc.ru/text/171486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛУГЕ Николай Карлович (1867, Россия - 3.10.1947, Стамбул), рус. художник, копиист и реставратор, один из лучших знатоков раннехрист. искусства наряду с Й. Вильпертом и Ф. П. Рейманом. Ранний период жизни К. не изучен: впервые его имя упоминается в документах Имп. Академии художеств в С.-Петербурге в 1891 г. (возможно, в связи с обучением). В 1897 г., находясь в Палестине, К. получил от РАИК ( Археологического института в Константинополе ) первое ответственное задание - снять планы и сделать фотографии древностей Мадабы , в частности открытой там в 1884-1887 гг. мозаики пола визант. церкви с изображением карты Св. мест (ок. 565). Примерно за год К. выполнил серию планов христ. базилик, акварелей и фотографий с мозаик полов; результаты работ были представлены на заседании РАИК в 1899 г. и позднее опубликованы. Акварельный рисунок «мозаичной карты из Мадабы» приобрело Имп. Православное Палестинское Общество (ИППО). Успех исследования определил дальнейшую судьбу К. В 1899 г. РАИК пригласил его для обмера, расчистки, фотосъемки и копирования мозаик и фресок (ок. 1316-1321) визант. ц. Христа Спасителя мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (Стамбуле). В 1901 г. в парекклисионе храма К. открыл фресковую композицию «Страшный Суд»; при очистке мозаики «Деисус» - надпись; в барабане юго-вост. купола - ранее неизвестные фрески. До 1903 г. вел расчистки и фиксацию, отснял ок. 70 мозаик. Материалы опубликованы Ф. И. Шмитом и использованы в его монографии ( Шмит Ф. И. Кахрие-Джами: История мон-ря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики нарфиков//ИРАИК. 1906. Т. 11; Приложение: Кахрие-Джами: Альбом к т. 11 ИРАИК: Рисунки и чертежи, исполненные худож. Н. К. Клуге. Мюнхен, 1906). Тогда же К. начал работы по изучению остатков архитектурных построек мон-ря. С 1903 г. штатный художник РАИК. К. принимал участие в исследованиях РАИК (в 1900 экспедиция в Сирию), выполнял поручения по съемке редчайших рукописей (в 1903 сделал более 120 снимков наиболее важных в научном отношении миниатюр Серальского кодекса, изданных в кн: Константинопольский Серальский кодекс Восьмикнижия: Альбом к т.

http://pravenc.ru/text/1841518.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010