—585— Обратим теперь внимание на те лица и учреждения, которым в деле развития и упрочения начал единоверия принадлежит, в различной мере, активная роль. Скажем несколько слов о том, каково было отношение к единоверию епархиальных преосвященных, подведомых им органов епархиального управления и приходских священников, а также, светских учреждений и лиц, которые могли, до некоторой степени, и содействовать, и препятствовать развитию единоверия. Самое важное значение в указанном отношении имели, без сомнения, противораскольнические миссионеры и единоверческие священники. Что касается епархиальных преосвященных, то их отношение к единоверию, по книге г. Лысогорского, характеризуется с положительной стороны их разумною снисходительностью к немощным в разрешении старых обрядов, даже православным, которые, при другом отношении к ним, могли бы, ради сохранения старых обрядов, совратиться в раскол (стр. 24–26 и др.). С другой стороны, можно отметить излишнюю доверчивость, недальновидность и непонимание истинных целей старообрядцев, ищущих единения с Церковью (стр. 30, 41 и др.). Были факты недостаточно внимательного отношения преосвященных к нуждам единоверческой церкви и причта (стр. 155–156) и отступления от правил единоверия (стр. 195, 198). Все это, впроч., касается двух первых периодов истории единоверия на Дону. За третий же период (1867–1883 годы), главным образом, внимательное отношение к единоверию донских преосвященных (архиепископов Платона, Александра и Митрофана) обусловливало успехи единоверия в Донской епархии. Отношение к единоверию духовных правлений и консисторий 558 ,–по крайней мере, за два первых периода, характеризуется в сочинении г. Лысогорского, по большей части, отрицательными чертами, каковы: недостаток внимательности к нуждам единоверцев (стр. 175, 203), чисто формальное отношение к делам о единоверии (стр. 179, 202), небрежность в делопроизводстве (стр. 209); немало указано фактов, свидетельствующих о забвении правил единове- —586— рия и несоблюдении их (стр. 199–200, 210, 212–213, 238–239, 249). Необходимо было «деятельное руководство» преосвященных для устранения ненормальностей в отношениях к единоверию органов епархиального управления; и с архиепископа Платона указанные ненормальности постепенно устраняются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВИЧ Платон Николаевич (26.09.1857, г. Пружаны Гродненской губ., ныне Брестской обл., Белоруссия - 13.12.1919, Петроград), историк Церкви, педагог. Сын протоиерея, настоятеля Александро-Невского собора г. Пружаны, из потомственных дворян. Ж. получил образование в Кобринском ДУ (1867-1871, был одним из 3 лучших выпускников), затем в Литовской (Виленской) ДС (1871-1877). В 1877 г. поступил в СПбДА, где тогда преподавали Т. В. Барсов , В. В. Болотов , М. О. Коялович , И. Е. Троицкий , В. И. Ламанский . Окончил академию в 1881 г. со степенью кандидата богословия церковно-исторического отд-ния. П. Н. Жукович. Фотография. Ок. 1916 г. (РГБ) П. Н. Жукович. Фотография. Ок. 1916 г. (РГБ) Научные интересы Ж. сложились в студенческие годы под влиянием профессоров Троицкого и в особенности Кояловича. Главной темой исследований Ж. стала история Западнорусской митрополии в XVI-XVII вв. и церковная жизнь Западного края в кон. XIX - нач. ХХ в. Его дис. «Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени» (СПб., 1882) посвящена начальным периодам Реформации и Контрреформации в Польше. Ж. показал, что польское католич. духовенство, несмотря на высокое положение в гос-ве, в 1-й пол. XVI в. не могло препятствовать проникновению в Польшу протестант. идей, что стало следствием сословной вражды между духовенством и усиливавшимся протестантски настроенным дворянством, развития в Польше национального движения под влиянием гуситства и гуманистических идей, распространявшихся из Зап. Европы, прежде всего из Германии, а также моральной распущенности католич. духовенства. Протестант. группы различных направлений умножились в Польше при Сигизмунде II Августе , но их раздоры и объединение консервативной части католич. духовенства вокруг еп. Станислава Гозия привели к тому, что католикам удалось не допустить консолидации польск. протестантов и взять перевес над Реформацией в правление Стефана Батория . 17 янв. 1883 г. Ж. был удостоен степени магистра богословия за это сочинение в его расширенном варианте (магист. речь Ж.: О Реформации в Польше//ХЧ. 1883. Ч. 1. С. 465-471; публ. переработанной и дополненной 3-й главы диссертации см.: «Христианское исповедание кафолической веры», изданное от имени Петровского синода 1551 г.//Там же. 1885. Ч. 1. С. 642-669; Ч. 2. С. 50-81, 293-334).

http://pravenc.ru/text/182349.html

Краснодар Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 45.03547; 38.975313 Россия, Краснодар Краснодар, Краснодарский край Россия Краснодарский женский монастырь иконы Божией Матери " Всецарица " Краснодар (основан в 1793 году; до 1920 года — Екатеринодар; статус города получил в 1867 году) — город на юге России, расположенный на правом берегу реки Кубани, на расстоянии 120—150 километров от Чёрного и Азовского морей, в 1340 км от Москвы. Административный центр Краснодарского края . Крупный экономический и культурный центр Северного Кавказа и Южного федерального округа, центр историко-географической области Кубань. Неофициально именуется столицей Кубани, а также южной столицей России. Содержание История православия [ править править код ] История Православия на Кубани с конца XVIII века связана с переселением сюда казаков, которые в церковном отношении оставались в ведении епископов Екатеринославских. С 1799 по 1820 годы Кубань входила в состав Астраханской епархии, а с 1829 года - в состав Новочеркасской. С 1842 года она вошла во вновь учрежденную Кавказскую епархию, причем духовенство закубанских станиц было передано в подчинение главного священника Кавказской армии. В 1885 году произошло разделение Кавказской епархии, основная часть которой, включавшая территорию Кубанской области и Ставропольской губернии, была переименована в Ставропольскую епархию. Начало образования самостоятельной Кубанской епархии было положено в 1916 году указом Святейшего Синода от 30 сентября о наделении викарного епископа Ейского особыми полномочиями и указом от 12 октября 1916 года о наименовании викарного епископа — Кубанским и Екатеринодарским. 21 декабря 1917 года епископ Кубанский получил самостоятельность в управлении духовенством и приходами вверенной части Ставропольской епархии и свою особую печать. Окончательное преобразование Кубанского викариатства в самостоятельную епархию произошло в мае 1919 года на Южно-Русском поместном соборе в городе Ставрополь, принявшем определение «о признании выделения Кубанского викариатства из Ставропольской епархии неотложно необходимым». 18 июня 1919 года Указом 10 Временного Церковного управления на Юго-Востоке России было приведено в исполнение соборное определение. В нем записано: «Преобразовать Кубанское викариатство в самостоятельную епархию с оставлением наименования преосвященного — Епископом Кубанским и Екатеринодарским».

http://azbyka.ru/palomnik/Краснодар

1901 К истории возникновения журнала и первых шести-семи лет его существования см. статью проф. В. А. Соколова , «Пять с половиною лет в должности редактора». Богосл. Вестник 1915, октябрь-ноябрь-декабрьская кн., стр. 239–276. 1903 К. М. Попов. Указатель к журналу «Богословский Вестник». Первое десятилетие (1892–1901 годы). Сергиев Посад, 1903. – Второе десятилетие (1902–1911 годы). Сергиев Посад, 1912. 1904 Ошибки о. Кузнецова исправляем по Чудов. рукописи (Ч) и по рукописи Моск. Дух. Академии 10 (96) (А). Когда обе рукописи дают одинаковое чтение, указаний на них не ставится. 1905 Ниже будет показано, что отношение двух списков сказания о блаженном Иоанне о. Кузнецов представляет едва ли правильно: первоначальный список на 815–819 лл. несколько сокращен и переделан на 289–292 об. И основном текстом надо бы было автору взять первый а не второй, из второго же указать варианты. 1906 Сознаемся, что мы не проверяли издание служб блаженным, да по отношению к службе блаженному Василию это и не представляется существенно важным: она напечатана по теперешней августовской служебной минее, из древних же рукописей взяты только варианты. 1907 Кстати сказать, автор любит цитировать старые издания при наличности новых, напр. Царственную книгу – стр. 266, Историю канонизации русских святых Голубинского I-e изд. (стр. 368), Путешествие Павла Алеппского по Чт. Общ. И. 1875 г. – 76, а не по переводу Муркоса (стр. 364). Флетчера по изданию 1867 г. (стр. 365). 1908 Наивный взгляд автор высказывает на старчество, думая, будто оно появилось ко второй половине XVIII в. на Афоне (359 стр). Между тем известно, что старчество возникло вместе и одновременно с монашеством. 1909 От сего прославнейши о блаженнем повсюду и в языцех яко ученик учителем возвещу» (стр. 44, 1–2). Не следует ли из этих слов, что списатель – близкий человек к блаженному Василию, ученик его? Ведь известно, что у блаженного Василия был учеником какой-то Московский дьякон. 1910 1. Русская гражданская история. – 2. Библейская история, в связи с историей древнего мира. – 3. Церковнославянский и русский языки с палеографией. – 4. История и обличение западных исповеданий, в связи с историей западной церкви от 1054 года до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище. В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.

http://pravenc.ru/text/190001.html

21 Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении, и особенно о пении Российской церкви с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними Е.Болховитинова. Воронеж, 1799. 22 Шмурло Е. Митрополит Евгений как ученый. Ранние годы жизни. 1767– 1804. СПб., 1888. С. 269–270. 23 История Российской иерерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. Тт. 1–6. М., 1807–1815. 26 Анастасевич Василий Григорьевич. 1775–1845, библиограф и перево­дчик, воспитанник Киевской Духовной Академии. Письма митрополита Евге­ния к В.Г.Анастасевичу печатались: «Древняя и новая Россия» 1880. С.336–364; С. 611–640; 1881. С. 288–314; «Русский архив» 1889. С.21–84; С. 161–236; С. 321–388. 27 Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Академии наук Ук­раины (далее – ОР ЦНБ АНУ). Соф. (592), (597), (599). 35 Переписка митрополита Киевского Евгения с государственным канцле­ром графом Н.П. Румянцевым и некоторыми другими современниками. Воро­неж, 1868. Вып. 1. С. 30. 38 Романцев И.С. Описание Новгородского Софийского кафедрального со­бора//Труды XV археологического съезда в Новгороде. 1911. М., 1916. Т. II. С. 59–137. 39 Список русским памятникам, служащим к составлению истории худо­жественной и отечественной палеографии, собранный Петром Кеппеном. М., 1822. С. 32. 41 Болховитинов Е. А. Примечания на грамоту Вел. кн. Мстислава Влади­мировича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного князя новгородского, пожалованную Юрьеву монастырю//Вестник Европы. 1818. Ч.100 и 101, 16, 20. 52 Фаворов Н. Речь, произнесенная на годичном торжественном собрании императорского Университета св. Владимира 1867 г. 5-го сентября//Труды Киевской духовной академии. 1867. 8. С. 265–266 53 Словарь русских светских писателей, писавших в России. Сочинение митрополита Евгения. Т.1. М., 1845. 56 Сухомлинов М. И. О словарях Евгения//История Российской акаде­мии. СПб. 1874. Т. VII. С. 262–269.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

67 Лебедев Василий – священник. Из крестьян Владимирской губернии. 10.3.1916 пришел в Боголюбов монастырь, нес послушание келейника у еп. Евгения (Мерцалова) (ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 5031). Погиб в ссылке (сообщение С. Фиолетовой). 68 Лебедев Василий – священник. Из крестьян Владимирской губернии. 10.3.1916 пришел в Боголюбов монастырь, нес послушание келейника у еп. Евгения (Мерцалова) (ГАВО. Ф. 556. Оп. 1. Ед. хр. 5031). Погиб в ссылке (сообщение С. Фиолетовой). 69 Рождественский Павел Евграфович – священник. Родился в 1867 г. Служил в г. Владимире. 30.1.1923 арестован. Сослан (вероятно, именно ему посвящен очерк «Отец П. Р.» в кн.: Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В. С. Бобринской. М.: Изд-во ПСТБИ, 1999, стр. 70–72). 77 Максимовская икона Божией Матери написана в 1299 г. в память явления митр. Максиму во сне Божией Матери, Которая в знамение Своего соизволения на перенесение митрополии из Киева во Владимир, вручила митр. Максиму омофор (который по пробуждении святителя оказался в его руках). На этой иконе изображены Богоматерь во весь рост, с сидящим на ее левой руке Богомладенцем, и митр. Максим, стоящий на коленах и принимающий из правой руки Богоматери омофор. Еп. Афанасий составил службу Максимовской иконе Божией Матери. Икона находится в Успенском соборе г. Владимира (см.: ЖМП. 1999, 6, стр. 41–43). 78 Афонов Иван Петрович – протоиерей. Родился в 1868 г. Служил в с. Красное, Юрьев-Польского р-на. 21.5.1921 арестован. Приговорен к двум годам принудительных работ. В последние годы жизни проживал в Загорске (ныне г. Сергиев Посад), где и скончался после 1936 г. 81 Фрося (Овсянникова Евфросинья Харитоновна), была старостой Успенского храма в пос. Петушки. Владыка называл ее иногда Харитонушкой. 84 Далее зачеркнуто: «но даже когда я на ночь без себя оставлял в помещении ВОХР денежный ящик, опечатанный имевшейся у меня печатью, могли вскрыть его, не поломав печати». 87 В списке адресатов еп. Афанасия значатся Александрова Мария Дмитриевна и Александров Константин Дмитриевич, проживавшие во Владимире.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Последние годы патриаршества провел в К-поле, оставив на Александрийской кафедре местоблюстителя. В К-поле К. участвовал в обсуждении важных церковно-политических проблем. В 1860, 1863 и 1871 гг. был одним из 3 кандидатов на К-польский Патриарший престол. В 1860 г. К. принимал участие в обсуждении 4 патриархами просьбы сирийских униатов о воссоединении с Антиохийской Православной Церковью. При К. активно обсуждался вопрос о союзе правосл. и копт. Церквей. Еп. Порфирий (Успенский) , с которым К. встречался в К-поле, свидетельствовал о его намерении уступить Александрийский престол копт. патриарху Кириллу IV при условии принятия копт. духовенством всех чинопоследований и канонических постановлений Грекоправославной Церкви. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, т. к. в 1861 г. Кирилл IV скончался. В том же году К. отрекся от престола по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Митилини, где получил звание почетного гражданина. К. был одним из инициаторов строительства храма сщмч. Ферапонта, занимался вопросами образования и здравоохранения. Совершил паломничество в Иерусалим, бывал на родине. Во время землетрясений 1867 г. на Лесбосе и 1881 г. на Хиосе принимал активное участие в организации помощи пострадавшим. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. 1898. Т. 1. С. CXV-CXVI; Соколов И. И. Избрание Александрийских патриархов в XVIII-XIX вв. Пг., 1916. С. 189-202; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Православной Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Т. 21. Вып. 2(62). С. 1-86. Лит.: Κλεμβροτος Ε. Γ. Καλλνικος Μητροπολτης Μυτιλνης μετπειτα Πατριρχης Αλεξανδρεας (1800-1889): Μελτη στορικ. Μυτιλνη, 1934; Τσαροχας Α. Ι. Ο Πατριρχης Αλεξανδρεας Καλλνικος Κυπαρσσης (1800-1889): Συμβολ στον βο και στο ργο του. Σκοτνα, 2011. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/1320031.html

Пресняков А. Е. Александр I. Пг., 1924. Профессор Московской Духовной Академии П. С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном/Под ред. А. А. Беляева//БВ. 1903–1905, 1910–1914, 1916. Рассказы князя А. Н. Голицына. Из записок Ю. П. Бартенева//Рус. арх. 1886. 5. Родзянко М. В. Крушение империи. Записки председателя Русской Государственной думы//Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 17; то же. Л., 1927. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802–1902. СПб., 1902. Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX веке (см. библиогр. к Введению Б). Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. Сергиев Посад, 1897–1911. 9 т. Сергий (Васильевский), архим. Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий и его время. Казань, 1888. 3 т. Филарет (Гумилевский), архиеп. Письма к А. В. Горскому. М., 1885. Филарет (Дроздов), митр. (о его письмах и др. сочинениях см. библиогр. к Введению Б). Филарет (Дроздов), митр. Письмо к протопресвитеру Бажанову по поводу записки о состоянии православной Церкви в России//Душеп. чт. 1889. 4. О Филарете (Дроздове): Заозерский Н. А. Филарет, митр. Московский, как администратор и судья в своей епархии//Прибавления. 1883. 2. Корсунский И. Святитель Филарет, митр. Московский, его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени. 1827–1867. Харьков, 1894. Корсунский И. Филарет Дроздов//РБС. Фабер—Цявловский. 1900. Назаревский В. Государственное учение митр. Филарета. 2-е изд. М., 1885; 3-е изд. М., 1888. Наумов Д. Филарет, митр. Московский, как канонист. М., 1893. Очерк жизни высокопреосв. Филарета, митр. Московского и Коломенского. М., 1868; 2-е изд. М., 1869. Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1867) Филарета, митр. Московского. М., 1882–1883. 2 т. Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительство в Троицкой лавры семинарии митр. Филарета (1782–1808). М., 1893.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г., начал выходить 1 сент. 1867 г. С июля 1887 г. предполагалось издавать «В. е. в.» при Житомирском ДУ, но из-за недостатка в Житомире средств и условий для регулярного выпуска редакция была размещена в ДС в Кременце, где оставалась по 1907 г. Все это время «В. е. в.» печатались в типографии Почаевской лавры , причем за неимением гражданского шрифта первый год (до 22 за 1868) текст набирался церковнослав. шрифтом. В 1908-1917 гг. редакция располагалась в Житомире, журнал печатался там же в губ. типографии. «В. е. в.» выходили в 1867-1879 гг. 2 раза в месяц, в 1880-1907 гг. 3 раза в месяц, с 1908 г. еженедельно. В 1917 г. вышли 1/2-10/11 (за 1 апр.), после чего с 6 мая в Житомире стала выходить «Православная Волынь: Еженедельный орган духовенства и мирян Волынской епархии». Всего до конца года вышло 29 номеров, издание продолжалось в 1918 г. Каждый номер «В. е. в.» разделялся на офиц. и неофиц. части, но в последние годы они имели общую пагинацию. Первоначально редактирование «В. е. в.» было возложено на преподавателей ДС иером. Акакия (Заклинского; впосл. епископ Енисейский и Красноярский), Н. И. Петрова (буд. профессор КДА) и В. Г. Прозоровского. Предполагалось, что они будут редактировать обе части по очереди, по третям года. Но уже через полгода обе части подписывал преподаватель семинарии А. И. Соловьёв, с 3 за 1871 г. его сменил помощник инспектора ДС П. И. Беляев (с 1868 бывший помощником редактора). Он редактировал офиц. часть по 1903 г., неофиц.- по 1907 г., редактирование же офиц. части в 1904-1907 гг. было предоставлено архим. Виталию (Максименко ; впосл. архиепископ РПЦЗ), зав. типографией Почаевской лавры. В 1908-1909 гг. обе части редактировал Б. С. Давидович, в его отсутствие журнал подписывал П. К. Кибардин или свящ. В. В. Михалевич. С 1910 по 1917 г. офиц. часть подписывал секретарь консистории В. В. Добровольский (он же подписал офиц. часть всех номеров «Православной Волыни»), во время его отсутствия - И. П. Карпович. Неофиц. часть в 1910-1915 гг. редактировали архим. Митрофан (Абрамов; впосл. епископ Сумской) и свящ. Ф. П. Казанский, подписывая мн. номера вместе, но большинство номеров раздельно; в 1916-1917 гг. (включая все номера «Православной Волыни») - свящ. З. Т. Саплин.

http://pravenc.ru/text/155192.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010