до 4 мая 1881 г.). 256 Государыня – императрица Мария Александровна (27.07.1824–22.05.1880), супруга императора Александра II, мать великих князей Сергия и Павла Александровичей (о них см. ниже). Покровительница архимандрита Антонина и всей Русской Палестины. В 1862 г. на ее средства была построена Русская больница в Иерусалиме. С 1858 г. и до самой смерти финансировала первую русскую школу, созданную Е. Ф. Бодровой в Иерусалиме и переведенную о. Антонином в 1866 г. в Бет-Джалу. Мемориалом императрицы стал храм св. Марии Магдалины в Гефсимании (освящен 1.10.1888). Ее имя носит также Мариинское женское подворье в Иерусалиме. 257 Никодим († 1910) – архимандрит, настоятель Иерусалимского подворья в Москве (1877–1883); с 1881 г. архиепископ Фаворский (посвящен в сан в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге), Патриарх Иерусалимский (1883–1890). После низложения с престола (30.07.1890) жил на русскую пенсию на Патриаршем подворье, в монастыре св. Георгия Кримнос (о. Халки в Мраморном море, близ Константинополя). Другое обозначение в дневнике: «Жидовский князь». 258 Алексей Александрович (02.01.1850–01.11.1908) – великий князь, брат Александра III. Член Гос. совета (1881), Главный начальник флота и Морского ведомства (1881), генерал-адмирал (1883). Проявлял интерес к русскому делу на Православном Востоке, совершил паломничество на Афон в июле 1867 г. (см.: Двухдневное пребывание на святой горе Афонской вел. кн. Алексея Александровича//Херсонские епархиальные ведомости. 20. 1867. С. 57–80. Отд.: СПб., 1868. 28 с.). 259 Константин Николаевич (09.09.1827–13.01.1892) – великий князь, сын императора Николая I, брат Александра II. Выдающийся государственный и общественный деятель. Генерал-адмирал, главноуправляющий флотом и Морским ведомством (1853–1881). Председатель Государственного Совета (1865–1881). Убежденный сторонник и активный участник реформ, в т. ч. освобождения крестьян. Первый августейший паломник в Святой Земле вместе с супругой великой княгиней Александрой Иосифовной и сыном Николаем в мае 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1538 Сочинения Филарета, V, 578; сн. Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, I, 11 (письменные приветствия относятся к 1868–1866 годам) 1539 Письма Филарета к высочайшим особам и другим лицам, I, 6. Письменное приветствие относится к 1865 году. 1541 См. Записки сенатора Лебедева в Русском Архиве 1888 год, III, 261 Срав. Ведомости Московской городской полиции 1855 год, 44: «Последние минуты в Бозе почившего императора Николая Павловича». 1543 Стихотворение А. Н. Майкова на 19 февраля 1880 года. См. Русский Вестник, 1880, т. 145, стр. 912. См. Полное Собрание сочинений А. Н. Майкова, издание Маркса, т. III, стр. 39–40, СПб. 1884. 1544 Как не вынесла сего, например, душа одного из учеников школы митрополита Филарета, Киевского митрополита Филофея († 1892). 1547 См. там же, стр. 260. Даже когда приступлено было к работам по осуществлению мысли об освобождении крестьян, по началу хотели только в течении 32-х лет произвести все это дело вместе с предварительными работами. См. там же, стр. 261. 1551 В виде этого-то изложения истории дела мы раньше сами и не излагали её подробно, ограничиваясь лишь самим необходимым и тем именно, чего не касается прямо речь государя императора. 1552 Эта глубоко-знаменательная, в предотвращение революционных вспышек в народе, слова: «Гораздо лучше, чтобы это произошло сверху, нежели снизу», по рассказу одного из самых приближенных к императору Николаю лиц, именно графа П. Д Киселева, были сказаны Николаем Павловичем его наследнику незадолго до кончины. См. Русский Архив, 1887, II, 260. 1554 Рескрипт на имя генерал-адъютанта Назимова, составленный в духе начал, которые желал провести в дело именно сам государь император, несколько противоречил настроению большинства Петербургских бюрократов и даже из числа чинов Комитета об освобождении крестьян. Он был составлен в Мраморном дворце и появление его удивило самих членов этого комитета (Русский Архив, 1887, II, 261), стоявших за продление дела на несколько десятков лет. 1556 В Австрии крестьяне были освобождены от крепостной зависимости с оставлением в их пользовании лишь одних усадьб, но с обязательством уплаты податей. Отсюда «некоторые земли, писал об Австрии святитель Московский Филарет еще 3 января 1853 года, которые по власти помещиков обрабатывались, по свободе крестьян – остаются необработанными. Усвоенные крестьянам усадьбы продаются с аукциона за неуплату податей; следственно умножается нищенство». См. Письма Филарета к Антонию, IV, 71. Москва, 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

94 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года 309 . Местное в Костромской области празднование ему установлено когда-то до 1628-го года, ибо в сем последнем году в одной из церквей города Костромы был придел, посвященный его имени 310 . 95 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1447-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. Когда в 1610-м году Карельский уезд, в котором находился Арсениев Коневский монастырь, отдан был Шведам, то монахи Коневского монастыря выведены были из него и поселены в Новгородском Деревяницком монастыре. Взяв с собою всю церковную утварь, монахи почему-то не взяли с собой мощей пр. Арсения (неизвестно нам – когда открытых), которые и оставались в «пустом» монастыре в продолжение 60-ти лет до 1672-го года, когда перенесены были в Деревяницкий монастырь, см. в четвертом выпуске Летописи занятий Археографической Комиссии (1865–1866, Спб. 1868) в отделе Материалов, стр. 18–29, Грамоты монастырей Деревяницкого и Коневского. В настоящее время мощи преп. Арсения, опять перенесенные в Коневский монастырь, возобновленный после 1718-го года, находятся в соборной церкви монастыря под спудом, – Ист. Uep. IV, 623 . 96 .    Амфилохий Глушицкий, преемник на игуменстве в Дионисиевом Глушицком монастыре самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано 311 . 97 .    Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Сами иноверцы уважали в нем прямодушного ревностного, верного своей христианской совести и своему архиерейскому долгу архиерея, неутомимого и опытного в пользу православной церкви деятеля, так что общая и православных и не православных к нему любовь и уважение, выражавшиеся в последние годы его управления Полоцкою епархиею и продолжающиеся доныне, когда уже изменились к нему отношения, должны залечить те раны, которые наносились ему в первые два-три года по прибытии его на Полоцкую кафедру, и утешать его, что труды его увенчались успехом и оценены Полоцкою епархиею по достоинству: ибо имя его всеми благословляется и теперь. Преосвященному Викторину легко было после него править православною паствою, и потому оп преимущественно обратил свою деятельность против раскола в Витебской епархии». 529 О Булгаке см. статью Морошкина: «Воссоединение унии», – в Вести. Евр. 1872 г. кн. 8, стр. 549, 559; брошюру: «Иосиф, митр. Литовский», – графа Д. А. Толстого, СПб. 1869 г. стр. 11, 13 и др. ibid стр. 20; Христ. Чт.1868 г., ч. 2, стр. 921. 530 О воссоединении унии – Записки архиепископа Василия – в Русск. Арх. 1881 года, 11(2), стр. 380 и сл. – Униатская церковь в России при Императоре Николае, Чистовича, в Правосл. Обозр. 1881 года, январь и апрель. 531 В кафедральном соборе, кроме Кунцевича, до 1865 г. сохранялось на одной из колонн храма изображение Казимира, и только в этом году заменено образом трех Вселенских святителей. 532 См записку I. Борисовича о быте белорусского сельского духовенства. О польском катехизисе см. статью полковника В. А. фон-Роткирха в Русск. Архиве 1882 г. кн. VI, стр. 244–251. 533 О польском катехизисе см. статью полковника В. А. фон-Роткирха в Русск. Архиве 1882 г. кн. VI, стр. 244–251. 534 О Сербиновиче напечатан в январской книжке Прав. Обоз. 1878 г. (стр. 112, прим. б) такой анекдот. Некто Романович, совоспитанник Сербиновича по школе, идя однажды с известным археологом Н. П. Сахаровым по Невскому проспекту, зашел в Казанский собор и увидел стоящего на коленях пред иконою Богоматери К. С. Подойдя сзади, положил руку на плечо Сербиновичу и сказал ему: «как ты смеешь здесь молиться? разве мы не вместе в коллегии иезуитов давали клятву оставаться навсегда верными Римской церкви?» С ужасом отпрыгнул; от него Сербинович. 535 Помещица Волкова, живущая на самой границе уездов Велижского Витебской губ. и Поречьевского Смоленской, рассказывала мне в 1872 г., при посещении мною церквей Велижского уезда, что преосвящ. Василий, будучи хорошо знаком с ее отцом, принимавшим некогда в казну принадлежавшие униатскому духовенству имения, посещал его и жил по неделе, занимаясь перетасовкою духовенства Велижского уезда, как воссоединенного еще в конце прошедшего столетия и искренно преданного православии за сие использовавшегося расположением своего архипастыря-униата.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1865 (1872?)– 017.12.1916) – тобольский крестьянин, в светских салонах Петербурга был принят как «старец», «святой человек» из народа. С помощью своих покровителей из «высшего света» вошел в доверие к царской семье и пользовался влиянием на нее. Убит во дворце кн. Ф. Ф. Юсупова в результате заговора. – 272, 273, 275–277, 279, 288–290, 294, 296, 297, 302, 308 Рачинский Сергей Александрович (08.05.1836–02.05.1902) – магистр ботаники, профессор Московского университета. В 1867 г. вышел в отставку, поселился в деревне и всецело посвятил себя вопросам народного просвещения. В своей брошюре «Заметки о сельских школах» (СПб., 1883) С. А. Рачинский подчеркивал национально-религиозный характер народной школы, которая должна быть «училищем благочестия и добрых нравов», и высказывался за передачу всего дела начального образования Церкви. Сотрудничал в журнале «Русский вестник». См. библ. – 118, 120–122, 163, 164, 167, 175 Рейснер М. А. профессор-юрист, авт. соч. См. библ. – 13, 14, 16, 25, 32 Рихтер Оттон Бурхардович (Борисович) (01.08.1830–02.03.1908) – лютеранин, генерал-адъютант, член Гос. Совета с 1887 г. Родился в семье дворян Лифляндской губернии. Окончил Пажеский корпус. В 1848 г. поступил на военную службу. С 1858 г. состоял при Наследнике Николае Александровиче, а в 1859 г. пожалован во флигель-адъютанты. В 1866 г. назначен управляющим делами Императорской Главной Квартиры, в том же году – начальником штаба войск гвардии петербургского военного округа, а также членом главного комитета по устройству и образованию войск, в 1868 г. назначен военным агентом при Императорской Российской миссии во Флоренции. В 1871 г. принял командование 13-й пехотной дивизией с пожалованием в генерал-адъютанты. В 1881 г. он назначен командующим Императорской Главной Квартирой, исполнял до 1896 г. обязанности по принятию и направлению на Высочайшее Имя приносимых прошений и жалоб. Состоял членом комиссии для пересмотра постановлений о расколе. Пользовался особым доверием и любовью императоров Александра III и Николая П. – 36

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Особенного в академии пока ничего не случилось. Нет ли там у вас чего особенного? Как, например, святитель принял ревизии? – А особенно успокоился ли он вашим объяснением известного дела?». Дело это – по поводу анонимного письма студентов академии 791 к ректору Петербургской академии. 792 Преосвящ. митрополит 793 был удовлетворен моим объяснением по этому делу и велел оставить его без дальнейших последствий. Не к этому ли делу относится письмо профессора Петербургской академии В.Н. Карпова 794 к профессору нашей академии А.В. Горскому, который письмо это прислал мне для прочтения при след. записке (без означения года): «Не угодно ли вам будет прочитать странное и непонятное для меня письмо Вас. Н. Карпова? Не знаю, о чем идет речь? Что за ссора между академиями? Что за птенцы философии, дергающие друг у друга перушки?». 543 Чистович Илар. Алексеевия. проф. Спб. дух. акад. управляющий контролем при Св. Синоде, тайный советник († 3 нояб 1893 г.). 551 Лузин. С 1860 – архимандрит, 1861 г. 25 марта – инспек. акад. 1876 г. – рект. ак. 1877 г. – еписк. Уманский и ректор Киевской дух. академии, 1883 г. – еписк. Курский † 20 марта 1887 г. 560 Мстислав – сын умершего приятеля преосвященного Леонида, князя Валер. Мих. Голицына. По расположению к покойному князю, преосвященный имел особенное попечение о религиозно-нравственном образовании его сына – мальчика 12–13-ти лет, но физически необыкновенно развитого. 561 Доселе здравствующий и стоящий во главе целого отдела и благотворительных учреждений в Москве. 562 Известный протоиерей Московской Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви, – проповедник и духовник Сконч. 13 окт. 1868 г. 569 С 1861 г. архимандрит, с 1866 г. ректор Костромской семинарии с 1874 г. по болезни глаз, уволен от училищной службы и состоял настоятелем Новгородского Антониева монастыря. Скончался 21 июля 1886 г. 571 Сахарову-Платонову. С 1853 г. – рек. акад. впоследствии епископу Симбирскому. † 1888 г. июня 26. 579 Алексий Петрович, весьма искренно расположенный ко владыке Московскому Филарету. Но он обер-прокурором назначен был уже в 1862 г. и был им по июнь 1865 г., а в 1801 году обер-прокурором был, по-прежнему, граф А.П. Толстой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Скачать epub pdf Библиография Библиографический раздел содержит основную литературу о «Хождении» Иоанна Лукьянова, в рубриках материал расположен в хронологическом порядке. ИЗДАНИЯ Путешествие в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1710–1711. М, 1862. Лазаревский AM. Отрывки из путевых записок старца Леонтия//Черниговский листок. 1862. No 4. С. 30–32; No 5. С. 37–39; No 6. С. 47–48; No 8. С. 63–64. Леонид (Кавелин) . Записки инока, уроженца г. Калуги, о его странствовании во святой град Иерусалим из Москвы через Молдавию, Турцию, Египет в самом начале прошедшего столетия//Прибавление к Калужским епархиальным ведомостям. 1862. No 20. С. 344–357 [Отд. отт. – Калуга, 1862]. Путешествие в Святую землю священника Лукьянова//Русский архив. 1863. Вып. 1. Стб. 21–64; Вып. 2. Стб. 113–159; Вып. 3. Стб. 223–264; Вып. 4. Стб. 305–344; Вып. 5. Стб. 385–416. [Изд. 2-е. – 1866. С. 129–332]. Описание великия церкви Воскресения Христова//Духовная беседа. 1865. No 14 (3 апреля). С. 421–424; No 15 (10 апреля). С. 446–448. Закревский Н. Летопись города Киева//Закревский Н. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 76–80. Священник Иоанн Лукьянов//Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев: Временная комиссия для разбора древних актов, 1874. Отд. 2. No 21. С. 117–124. Иоанн Лукьянов. Описание пути ко святому граду Иерусалиму//Журнал Московской патриархии. 1992. No 8. С. 41–46 [публикация С.Н. Травникова]. ИССЛЕДОВАНИЯ Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861. Т. 1. С. 239–242, 242–244, 251–253, 258. Бартенев П.И. Заметка//Русский архив. 1863. Вып. 6. С. 494. С-н Н. Заметка об издании «Путешествия в Святую землю священника Лукьянова»//Современная летопись. Воскресные прибавления к «Московским ведомостям». 1863. No 15(май). С. 13–14. Велешанин. Отзыв русского священника о греческом духовенстве//День: Еженедельная газета, издаваемая И. Аксаковым. 1863. No 13 (28 марта). С. 18–19. Милорадович Григорий. Еще о Лукьянове//Русский архив. 1864. No 7–8. С. 871–872.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

380 Макарий митрополит Московский История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, втор. изд:С-ПБ. 1868 г. стр. 274–275. 381 A. H. Попов (1841–1831) Историко-литературный обзор древне-русских полемических сочинений против; латинян, м.1875 г. стр. 5–7. 383 Собрание сочинений Н. И. Костомарова , издание «литературного фонда», кн. пятая, 1905 г, стр. 290. Его же. Исследование об источниках русской истории (Лекции) ч. I. Спб.1861 г. стр.5. 5–100. Вторая часть не появлялась в печати. 387 К. Н. Бестужев-Рюмин: «О составе русских летописей до конца XIV век», летопись занятий Археографической комиссии 1865–1866, вып. четв., стр. 1–2. 390 Профес. Н. П. Барсов. Очерки Русской исторической Географии, География Начальной (Несторовой) летописи, Варшава, 1885 г. изд. втор. стр. 2–3. 393 Ф. А. Терновсий. изучение византиской истерии тенденфозное приложение в древней Руси, вып. перв 1875 г., стр. 2–3. 409 Эта фраза звучить красиво, но она сущая фикция, ибо, как убедимся ниже, русская начальная летопись выросла на плодотворной ниве благодатной иверии и из грузинскаго зерна. 414 Д. И. Иловайский. Разыскания о начале Руси, изд. в стр. 1882 г. стр. 47–48.. (Первое издание своего сочинения напечатал в 1876 году). Нестора дважды называет летописцем Поликарп в рассказах: о Никите затворнике и о блаженном Агапит (в последнем случае с ясным указанием, что разуметь под его летописью нашу первоначальную летопись. (Примеч. Голубинского). Позволим себе обратить внимание ученых исследователей и на то, что игумены весьма редко занимались ереписыванием книг, поручая это дело другим. А также и еще более на следующее: летопись, как показывает положенная в ней под; 832 г. общая хронология, окончена после смерти Святополка Изяславичя, следовательно после 16 Апреля 1114 г., когда умер Святополк; игумен Сильвестр делает свою приписку в 1116 г.: если бы он был только переписчиком, он должен бы был получить летопись из рук автора или по крайней мире хорошо знать его. При таком положении дела вероятно ли и естественно ли, чтобы он выставлял в своей приписке только себя переписчика и ни слова не сказал об авторе? Наконец, если бы считать первоначальным чтение переписи не как оно в Лаврентьевском списке, а как в Никоновской летописи (П, 51), то было бы несомненно, что Сильвестр не есть только переписчик, а сам летописец, за какового его и считают составители сей последней летописи (IV, 17), ибо по второму чтению он ясно и очевидно выражается не как переписчик, а как сам автор: «писа же вся сия-говорит он здесь-любве ради Господа Бога и пречистые Богородицы и святых его и своего ради отечества Русския земли, во спасение и пользу всем».-Покойные И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1435 или 1437-ок. 1459) Марк VI (1459-ок. 1484) Григорий V (1484-ок. 1486) Иоаким I Афинянин (6.08.1487-1565 или 1567, с перерывом) II (упом. в 1523) VI (?) Сильвестр Критянин (12.04.1569-июль 1590) Мелетий I Пигас (5.08.1590-13.09.1601) Кирилл I Лукарис (1601/02-4.11.1620) Герасим I Спарталиот (30.11.1620-30.07. 1636) Митрофан Критопул (сент. 1636-20.05. 1639) Никифор Кларонцан (кон. мая 1639-апр. 1645) Иоанникий Киприот (9.06.1645-15.09. 1657) Паисий (15.10.1657-ок. 1665) II (ок. 1665-ок. 1667) Паисий, повторно (1668-1677/78 ) Парфений I (1678-30.06.1688) Герасим II Палиот (Паллада) (25.07.1688-20.01.1710) Самуил Капасулис (22.01.1710-1712) Косма II (1712-1714) Самуил Капасулис, повторно (1714-нач. сент. 1723 ) Косма II, повторно (12.09.1723-28.11.1736) Косма III (5.03.1737-3.06.1746) Матфей Псалт (26.09.1746-1.05.1766) Киприан (09.07.1766-1783) Герасим III Гимарис (20.06.1783-1787/88) Парфений II Панкостас (13.09.1788-9.09. 1805) Феофил II (9.11.1805-14.10.1825) Иерофей I Фессалиец (окт. 1825-8.09.1845) Артемий Пардалис (сент. 1845-янв. 1847) Иерофей II Сифниот (20.04.1847-янв. 1858) Каллиник Олимпийский (26.01.1858-24.05. 1861) Иаков II Патмосец (25.05.1861-30.12.1865) Никанор (1.04.1866-1869) (21.03.1869-июнь 1870) Софроний IV (май 1870-22.08.1899) Фотий (Пероглу) (10.01.1900-4.09.1925) Мелетий II (Метаксакис) (20.05.1926-27.07.1935) Николай V (Евангелидис) (11.02.1936-3.03.1939) Христофор II (Даниилидис) (21.06.1939-23.07.1967) Николай VI (Варелопулос) (10.05.1968-10.07.1986) Парфений III (Койнидис) (27.02.1987-23.07.1996) Петр VII (Папапетру) (21.02.1997-11.09.2004) Феодор (Хорефтакис) (9 окт. 2004) Арх.: АВПР. Ф. «Политархив»; ЦГИА. Ф. 797. Ист.: Порфирий (Успенский), еп. Состояние Апостольской православно-кафолической Церкви Египетской в первой половине девятнадцатого столетия//ТКДА. 1868. 5. С. 197-248; 10. С. 34-77; 11. С. 153-188; он же. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок, относящихся до истории Александрийской Патриархии. СПб., 1898.

http://pravenc.ru/text/82070.html

43) «Предположения некоторых изменений в новом Русском переводе Евангелия от Матфея», хранящиеся в рукописи в библиотеке Московской духовной академии. Писаны были в 1858–1859 годах. Затем продолжены были и в отношении к последующим книгам Нового Завета, по мере поступления перевода их на рассмотрение Филарета, так что в полном своем виде простираются на весь Новый Завет 499 . 44) Редакция перевода Евангелия от Марка и посланий Св. Ап. Павла к Римлянам, Галатам и Евреям, совершенного переводным Комитетом, учрежденным при Моск. дух. академии в 1858 году 500 . 45) Соображения по делу перевода книг Ветхого Завета, представленные в Св. Синод 20 января 1863 года и напечатанные в вышеупомянутой статье И. А. Чистовича в Христ. Чт. за 1873 г. ч. 2, стр. 613–616 501 . 46) К тому же времени относящийся отзыв на мнение архим. Порфирия (Успенского) о Синайской рукописи Библии и упоминаемый в письме Филарета к ректору Моск. дух. академии, протоиерею А. В. Горскому от 1 Января 1863 года, напечатанном в Прибавлениях к Твор. Св. Отц. за 1882 г. ч. XXIX, стр. 557–558. 47) 1863–1867. Редакция перевода последней половины Псалтири, совершенного переводным Комитетом, учрежденным при Моск. дух. академии и напечатанного в Душепол. Чтении за 1868 год ч. 1-я, особым приложением 502 . 48) Изъяснение на слова книги Бытия (3, 22): се Адам бысть, яко един от нас, напечатанное в Душепол. Чт. за 1865 г., август 503 . 49) Начатки Христианского учения, издание новое, исправленное и дополненное. Спб. 1866 504 . 50) Замечания на соображения Конференции Московской дух. академии по делу пересмотра устава духовно-учебных заведений, относящиеся к 1867 году и напечатанные в Прибавлениях к Твор. Св. Отц. за 1882 г. ч. XXX, стр. 435–442 505 . При этом исчислении трудов святителя Филарета мы еще не касались, а) слов, бесед, поучений и речей, б) резолюций и в) писем его к разным лицам, заключающих в себе нередко мысли, так или иначе относящиеся к вопросу о переводе Библии на русский язык, как пособии к уразумению ее. Равно также мы не имели в виду, в сделанном сейчас исчислении, и различных мыслей, замечаний и пр. Филарета по тому же вопросу, рассеянных в «воспоминаниях» о нем или в статьях, посвященных его «памяти» и т. д., напечатанных в разных (духовных и светских) периодических изданиях с 1867 года и по настоящее время. Всего этого мы отчасти касались уже в исторической части нашего настоящего исследования, отчасти же еще коснемся теперь. Но уже и исчисленное выше насколько представляет собою, как мы заметили в начале этой части, дивное зрелище по настойчивости, с какою великий святитель во все рассмотренное время, при благоприятных и не благоприятных условиях, стремился провести в жизнь свою заветную мысль, и по обилию его трудов, по великости его подвига, подъятых для осуществления этой мысли, при всей многосложности и разнородности других его занятий, настолько же и дает богатый материал для суждения о самих переводных трудах святителя и должной оценки их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010