К концу XIX века Православное миссионерское общество насчитывало в своих рядах уже более 12 тысяч человек в 45 городах и располагало состоянием более полутора миллионов рублей. Так через два десятилетия после кончины преподобного Макария Алтайского выдвинутое им предложение об организации в России миссионерского общества не без его молитвенного предстательства воплотилось в жизнь. 101 Из речи архим. Владимира (Петрова) при открытии Миссионерского общества в Санкт-Петербурге 21 ноября 1865 года (см.: Духовная Беседа. 1865. Т. 2. 50. С. 484). 102 Например, прот. Е. К. Смирнов в своей обзорной работе «Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии» вообще не упоминает об этом историческом событии и начинает историю Общества с 1870 года, сообщая, что митрополитом Иннокентием «в 1870 году было основано в Москве Православное миссионерское общество» ( Смирнов Е. К., прот. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии. СПб., 1904. С. 25). 103 Нет упоминания об этом эпизоде биографии архимандрита Владимира и в справочных изданиях – например, в «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» (СПб., 1912. Т. 1. Ст. 529–530) или в энциклопедическом словаре «Христианство» (М., 1993. Т. 1. С. 367). 104 Дело архива Св. Синода за 1869 год 1805, т. 1 и 2); Дело Миссионерского общества за 1866 год об Алтайской миссии (т. 1 и 2); Дело Совета Миссионерского общества за 1868 год 48, т. 1 и 2). Анализ этих документов был проведен И. И. Ястребовым в магистерской диссертации «Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. Исследование по истории развития миссионерства в России», защищенной в 1897 году (см.: Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898). 105 Этот факт не получил широкой известности – например, известный церковный историк И. К. Смолич в своем труде «История Русской Церкви. 1700–1917» сообщает лишь о том, что с инициативой основания миссионерского общества в России в 1859 году выступил митрополит Московский Филарет (см.: Смолич И. К. История Русской Церкви, 1700–1917. М., 1997. Ч. 2. С. 205). Следует отметить, что в 1848 году мысль о необходимости учреждения миссионерского общества была высказана святителем Иннокентием (Поповым-Вениаминовым) (см.: Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. СПб., 1897. Кн. 1. С. 215, 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Никанор. 1. С. 5 и след.; Савва. 4. С. 750, 811; 8. С. 651. Сборник. 113. 1. С. 66–71 (Григорий Постников), 85–89 (Венедикт Григорович). У Троицы в Академии (1914). С. 643. К сожалению, в настоящее время автор лишен возможности указать точно, где именно Макарий употребил это выражение, вероятно — в одном из своих писем Кириллу Наумову. Епископ Мемнон Вишневский был викарием Херсонской епархии при нескольких архиереях в течение 20 лет (1883–1903), до самой своей смерти (см. переписку с ним Никанора Бровковича: Русс. арх. 1909. 6). Епископ Иаков Кротков был 14 лет (1870–1884) викарием во Владимире (РБС. С. 160), а епископ Поликарп Гонорский — 18 лет (1868–1886) викарием в Нижнем Новгороде, при нем сменилось шесть епархиальных архиереев (РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 354 и след.). Одаренный, но слишком самостоятельный Никанор Бровкович вынужден был 6 лет (1871–1876) провести в «почетной ссылке» викарием в Новочеркасске (Донская епархия). Уже будучи ректором Казанской Духовной Академии (1868–1871), он характеризовался в жандармских донесениях как слишком «либеральный», о чем он узнал лишь много позднее, в момент своего назначения епархиальным архиереем (Никанор. Из записок, в: Русс. арх. 1908. 1. С. 5). Епископ Порфирий Успенский, образованный и честолюбивый человек, мечтавший получить епархию, должен был 12 лет (1865–1877) прослужить викарием в Киеве, так как и он слыл за «либерала». Порфирий позволял себе, например, во время экзаменов в Киевской Академии задавать студентам вопросы вроде следующего: «Является ли Святейший Синод канонически обоснованным учреждением?» (Голубев. Порфирий Успенский, в: РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 593 и след.). Весьма критически относился к Порфирию Филарет Дроздов (Собрание мнений. 4. С. 457). Множество подробностей о взаимоотношениях Филарета со своими викариями можно почерпнуть из «Хроники» Саввы Тихомирова, который и сам в 1862–1866 гг. был викарием Московской епархии. Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

1382 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре, от основания оной до 1880 года. М., 1880, с. 72. 1383 Никольский Н. К. Указ. соч. С. 17. В сентябре 1551 г. (7060) в документах упоминается Троицкий келарь старец Пантелеймон (Каштанов С. М. По следам троицких копийных книг XVI в.//Записи Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 40. М., 1979, с. 57). 1384 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 232. О ереси середины XVI в. на Руси см. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900, с. 817–841. 1386 Там же с. 267. См. также Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т. 6. Изд. 2. СПб., 1887, с. 262. 1387 Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960, с. 31. 1388 Протоиерей А. Горский. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. Ч. 2. М., 1890, с. 178; Насонов А. Н. Материалы и исследования по истории русского летописания//Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1955, с. 237. Пруд, упомянутый в летописце, как отмечается, «и поныне называется келарский». – Иеромонах Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Летопись занятий Археографической комиссии. 1865–1866. Вып. 4. СПб., 1868, с. 79. 1391 С. В. Бахрушин пишет: «Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья». – Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное исследование). М., 1987, с. 36–37. Таким образом, было подворье в Москве и у Троицкого монастыря. 1392 Протоиерей А. Горский. Указ, соч.; Бычков А. Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры//Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. Вып. 3. СПб., 1865, с. 22. 1393 Изображение этого храма см.: История русского искусства. Т. 3. М., 1955, с. 443; ЖМП. 1978. 2, с. 73. 1394 Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980, с. 99. Некоторые элементы убранства были затем повторены при строительстве храма Зосимы и Савватия в Троицком монастыре (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

—117— по истине незаменимым путеводителем и руководителем для всех, обращавшихся к нему за справками и указаниями. Отметим также, что стараниями Афанасия Федоровича улучшены штаты служебного персонала библиотеки и значительно расширено помещение ее, для чего исходатайствовано до 500 тысяч рублей. Состоя на службе, в Археографической комиссии и Императорской публичной библиотеки, А.Ф. Бычков в 1850 г. был, кроме того, привлечен на службу в II-e Отделение Собственной Е.И. Величества канцелярии, в которой состоял до 1882 г., т.е. до времени преобразования ее в Кодификационный отдел. Заведовал некоторое время библиотекой II-ro Отделения, редактировал и издал: «Дворцовые разряды» (с 1612 по 1701 г., четыре тома и дополнения к тому III. СПБ. 1850–1855), «Журналы и походные журналы Петра Великого с 1695 по 1725 г. и походный журнал 1726 года (1853–1855)» и «Камер-фурьерские журналы за 1726–1772 годы (1853–1857)». – Главноуправляющий II-м Отделением гр. Д.Н. Блудов, состоявший председателем Высочайше учрежденного в 1855 г. комитета для цензурного рассмотрения посмертных сочинений В.А. Жуковского, пригласил А.Ф. Бычкова в делопроизводители комитета и возложил на него приготовление к печати четырех последних томов (10–13) пятого издания сочинений Жуковского, которые и вышли в свет под редакцией А.Ф. в 1857 г. СПБ. С 1856 г. А.Ф. Бычков занимался собиранием материалов для биографии и истории царствования императора Николая I, состоя для этого при статс-секретарях: гр. Корфе, кн. Урусове и гр. Делянове. В 1862–1864 гг. состояли членом комиссии для составления законоположений, относящихся до преобразования судебной части в империи, а в 1863 г. в комиссии для окончательной обработки проекта устава о книгопечатании в России. В 1865 г. назначен членом комиссии для разбора и описания дели Архива Св. Синода, а в 1866 г. и председателем этой комиссии. Под редакцией А.Ф. Бычкова изданы: «Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. Том первый (1542–1721). СПБ. 1868» и «Том второй, часть первая (1722 г.) СПБ. 1879», а также «Полное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

449 Арх. Порфирий напечатал этот свой труд под заглавием: «Ерминия илн наставление в живописном искусстве», составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурно-Аграфиотом 1701–1733. (Труд. Киев. дух. Акад. 1868, II, 269–315; III, 529–570, VI, 494–563; XII, 355–445),. 452 Там же, 32–33, 53. Издано это сочинение в Спб. в 1864 г. с прибавлением: «и библейская редкость государыни Императрицы Марии Александровны». 453 Книга бытия моего, VIII, 21–22. Напечатано это сочинение в Трудах Киев. дух. Акад. 1866, III, 305–344; IV, 556–604; V, 3–32; VI, 142–167. 455 Книга бытия моего, VIII, 27–28, 34. Записка эта под заглавием: «Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет, с посланием апостола Варнавы и книгою Ермы», напечатана в Спб. 1862. Любопытный отзыв м. Филарета об этой записке см. у арх. Саввы в его «Собран. мнений и отзывов м. Филарета», т. V, ч. I, 365–373, Спб. 1887. 472 См. «перечень печатный сочи- нений епископа Порфирия, составленный Π.А. Сырку в приложении к его книге: «Описание бумаг еп. Порфирия Успенского , пожертвованных им в Императ. Акад. Наук по завещанию», стр. 402–407, за годы с 1865–1878. 473 Епископ Порфирий точно подсчитал число своих плаваний и определил их цифрою 46. (Книга бытия моего, 40;II, 393). 502 Кратк. обзор собран. рукой., принадлежащ. пр. еп. Порфирию, ныне хранящегося в Импер. публичн. Библ., стр. V, Спб. 1885. 509 Весьма трогательное описание последних дней жизни еп. Порфирия и его мирной христианской кончины дает нам домашний врач его М. Бондырев, присутствовавший при последнем вздохе преосвященного. Еп. Порфирий скончался сидя на кресле у стены спальни, против входной двери, на восток лицом и имея в руках кипарисный крест; пред ним, стоя на коленях, держал в руках подсвечник с горящею восковою свечою монастырский послушник Федор Радин, а несколько в стороне направо иеромонах о. Феодор (ныне игумен) читал отходную. Одет был почивший иерарх в полное архиерейское облачение, но сшитое, по личному заказу, еще при его жизни, не из парчи или шелка, а из простого белого холста, обшитого по краю синей шелковой лентой вместо позумента и с фарфоровыми белыми пуговицами по краю саккоса. На голову надета скуфья с наметкою вместо митры. «Для мертвого, по словам пр. Порфирия, как их передает почтенный врач, и такого облачения вполне достаточно, а что металлы, тем более драгоценные, так трудно добываемые из земли что обратно зарывать их в нее – грешно». (Душепол. Чтен. 1904, 1, 687–688).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Прот. А. Горский. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. Ч. 2. М., 1890, с. 178; Насонов А. Н. Материалы и исследования по истории русского летописания//Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1955, с. 237. Пруд, упомянутый в летописце, как отмечается, “и поныне называется келарский” (Иером. Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Летопись занятий Археографической комиссии. 1865—1866. Вып. 4. СПб., 1868, с. 79). С. В. Бахрушин пишет: “Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья” (Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное исследование). М., 1987, сс.36—37). Таким образом, было подворье в Москве и у Троицкого монастыря. Прот. А. Горский. Там же; Бычков А. Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры//  Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. Вып. 3. СПб., 1865, с. 22. Изображение  этого  храма  см.  История русского искусства.  Т. 3.  М.,  1955, с. 443; ЖМП, 1978, 2, с. 73. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980, с. 99. Некоторые элементы убранства были затем повторены при строительстве храма Зосимы и Савватия в Троицком монастыре (Там же). Архим. Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия игумена Радонежского//Вперед. Сергиево-Посадская обществ.-политич. газета. — Спец. выпуск, посвящ. 600-летию преставления великого сына земли Русской преподобного Сергия Радонежского. 1392—1992. Октябрь 1992 г., с. 6. Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. М., 1909, с. 205; Балдин В. Загорск. М., 1989, с. 34. Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель. М., 1983, с. 41. См. Диак. Петр Веретенников. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский//ЖМП, 1979, 10, с. 68. См. также след. прим.

http://pravmir.ru/kelar-troice-sergievoj...

Ежемесячно Духовный год жизни христианина. Журнал нравственно-христианский, издаваемый Обществом любителей христианства. СПб., М., 1816 2 раза в месяц Духовный дневник. Журнал, издаваемый при Харьковской духовной семинарии (с приложениями). Харьков, 1864–1866 Еженедельно, с 1865 года – 2 раза в месяц Душеполезное чтение. Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания. М., 1860–1917. С 1901 года подзаголовок: Ежемесячное издание духовного содержания, с 1915 года – без подзаголовка Душеполезные размышления. М., 1878–1887. Ежемесячно. Изд.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь. Далее: Душеполезный собеседник, 1888–1917 Душеполезный собеседник. М., 1888–1917. Изд.: Афонский русский Пантелеимонов монастырь. В 1901–1916 годах подзаголовок: Религиозно-нравственный журнал. Ранее: «Душеполезные размышления», 1878–1887 Евангельская труба (Религиозно-нравственная газета). Рига, 1912–1915. Ежемесячно Ежедневная душевная пища. М., 1871–1872 1 раз в год Ежедневное библейское чтение. Гальбштадт (Таврическая губерния), 1907–1910. Ежемесячно Еженедельные чтения. Приложение к журналу «Благая весть». СПб., 1913–1917 4 раза в год Часть выпусков см. в журнале «Вестник христианина» Еженедельный собеседник. Бесплатное приложение к журналу Вифезда. М., 1911–1912 Екатеринославский благовестник (Ежемесячный миссионерский церковно-общественный журнал). Екатеринослав, 1914–1917 Енисейская церковная нива. Ежемесячный церковно-общественный журнал. Красноярск, 1917 Изд.: Енисейское епархиальное братство святителя Иннокентия Епархиальные отголоски. Церковно-общественная газета. Вятка, 1906–1907 2 раза в год Живая жизнь. Религиозно-философский журнал. М., 1907–1908. 2 раза в месяц Жизнь и свобода. Иллюстрированный (религиозно-нравственный) ежемесячный листок. Бесплатное приложение к «Утренней звезде». СПб., 1913 Законоучитель. Церковно-педагогический и общественный журнал. Житомир, 1912–1917 2 раза в месяц Записки миссионерского общества. СПб., 1868 Записки Санкт-Петербургского религиозно-философского общества. СПб., 1908, 1914, 1916

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Вып. 1. С. 165–167, 391–393; Вып. 2. С, 164–176; Красовицкая М.С. Литургика: Курс лекций. М., 2000. С. 94–95. 161 См.: Светилин А.Е. Учебник формальной логики. СПб., 1871. Следующее издание называлось «Учебник логики» (СПб., 1873). Учебник состоял из двух частей: элементарные формы мышления и формы научного мышления; был удостоен высшей Макарьевской премии. К началу XX в. выдержал не менее 14 изданий. 162 Малышевский Иван Игнатьевич (1828–1897), заслуженный ординарный профессор КДА по кафедре церковной истории, доктор богословия (1873). Окончил КДА первым магистром (1853), был оставлен при Академии бакалавром по кафедре гражданской и церковной истории. В 1858–1862, 1865–1869 гг. читал лекции по истории раскола. Член Правления КДА (1866). Докторская диссертация: «Александрийский патриарх Мелетий Пигас и его участие в делах Русской Церкви» (Киев, 1872). Автор трудов по церковной истории первых веков христианства Византии, у западных и южных славян. Об И.И. Малышевском см.: Корольков И. Н., прот. Иван Игнатьевич Малышевский , заслуженный профессор Киевской Духовной академии. Киев, 1897. Ковальницкий – Димитрий (Ковальницкий Михаил Георгиевич, 1839–1913), архиепископ. Окончил КДА со степенью кандидата богословия (1867); оставлен при Академии преподавателем нравственного богословия. Магистр богословия (1868). Бакалавр по кафедре нравственного богословия, затем доцент (1868); экстраординарный профессор по кафедре церковной истории (1878). В сентябре 1895 г. принял монашество, рукоположен во иеромонахи, инспектор КДА (1895) с возведением в сан архимандрита. Ректор КДА (1898–1902). 28.06.1898 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Епископ Тамбовский и Шацкий (1902), архиепископ Казанский и Свияжский (1903), архиепископ Херсонский и Одесский (1905). Член Предсоборного присутствия (1906), председатель 1 отдела (о составе Поместного Собора и о порядке рассмотрения и решения дел на нем). Председатель Комиссии по выработке нового Устава православных духовных академий (1909–1910). О нем см.: Петров Н.И. Воспоминания о Высокопреосвяшеннейшем Димитрии (Ковальницком), архиепископе Херсонском и Одесском/Херсонские ЕВ: Отд. неофиц. 1916. 10. С. 204–208; 11/12. С. 221–226; 13. С. 455–459; 14/15. С. 485–488; 16, С. 509–512; 17/18. С. 520–523; 19/20, С. 546–553; 21/22. С. 579–589. Читать далее Источник: Дневник : в 3-х том./митрополит Арсений (Стадницкий). - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2006-2015./Т. 1. : 1880-1901. По материалам ГА РФ. - 2006. - 740 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

просвещ. 1865). Монограмма митрополита Фотия на окладе Владимирской иконы Богоматери в московском Успенском соборе (Сборн. древне-русск. искусств. 1866). Акты ΧVΙΙ века о чудесном исцелении от иконы святителя Николая в Успенском соборе и о св. мире (Душ. Чт. 1867. Апрель). Три молитвы: а) о поставлении царя; б) кесаря и деспота; в) князя (Гласник сербск. ученого дружества. 1867. Кн. 5. Составл. в 1849 г.). О скуфье и камилавке в древней греческой и русской церкви (Душ. Чт. 1867. Декабрь. 1868. Март). Описание кашпиревского благовещенского Симеонова монастыря (Археолог. вестн. 1867). Историческое описание бывших в городе Самаре мужеского Преображенского и женского Спасского монастырей. М. 1867. Слово св. Ипполита об антихристе. М. 1868. Запись о ставлениках московских церквей 1645–1666 (Материалы для описания москов. церквей. М. 1869). Рассмотрение рецензий, явившихся на описание рукописей московской синодальной библиотеки (Сбор. отд. русск. язык, и словесн. т. 8. Спб. 1870). Рассмотрение книги Хрущева: исследование о сочинениях Иосифа волоцкого (отчет о 12 присужд. наград гр. Уварова. Спб. 1870). Об архипастырском путешествии Дионисия епископа якутского из Якутска в Нижнеколымск (Душ. Чт. 1869 Декабрь). Об имени Иисус (Душ.Чт. 1869.Февраль. 1870. Март). Елабужские древности (Труд. моск. археолог. общ. т. 3, вып. 2). Ананьинский могильник (Труды 1-го археолог. съезда). Вышел и отдельно. М. 1871. О городищах древнего волжско-болгарского и казанского царства (Труд. 1-го археолог. съезда). Вышла и отдельно. М. 1871. Pogled na hisioriiu istocne crkve u cescoi. Zagreb. 1872. Сверх того, Невоструеву принадлежит редакция и ученые примечания к патерику, издававшемуся при Душ. Чтении. Август 1861-Декабрь 1862. В рукописи остался замечательнейший его труд: описание Евангелия, писанного для новгородского князя Мстислава Владимировича, в начале XII века. Часть этого труда напечатана в известиях Академии наук, том. XI. Ундольский Вукол Михайлович, кандидат XII курса (1840). Действительный член московского Общества истории и древностей российских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

3) Обозрение церковного законодательства в царствование Имп. Николая I. (Тема эта обширна, и едва ли успеет тот, кто возьмется. Кажется, можно ограничиться половиною. Собрание законов. Отчеты Обер-Прокурора). Этих трех тем, вместе с прежними двумя, мне кажется, довольно, так как можно писать, по прежним примерам, двоим и даже троим на одну тему. Если же это оказалось бы неудобным, то покорнейше прошу Вас, Ваше Высокопреподобие, назначить вместо меня, что признаете удобным. Комитетские дела двигаются медленно, и ранее Святок меня никак отсюда не отпустят. Обер-Прокурор возвратится в начале ноября. Прося себе благословения Вашего Высокопреподобия, с совершеннейшим почитанием и глубочайшею преданностию имею честь быть Вашего Высокопреподобия смиренный послушник э.-о. проф. Александр Лавров 202 . 16 октября 1872. С.-Петербург. Новый Переулок Д. 3, кв. 3. 1 Разумеется комиссия по приведению в порядок и описанию документов и дел архива Св. Синода. Архив Св. Синода представляет собою громадное и драгоценнейшее собрание материалов и главный источник для истории русской Церкви и русского церковного законодательства в синодальный период. Общее количество хранящихся в нем актов доходит до 300 000. Но до образования комиссии архив был мало доступен для ученых исследователей и мало известен. Комиссия возникла по мысли обер-прокурора Св. Синода графа Д.А. Толстого, который испросил на учреждение ее Высочайшее соизволение, последовавшее 6-ого декабря 1865 г., а 14-ого января 1866 г. комиссия уже имела свое первое заседание. При учреждении своем она состояла из девяти членов, под председательством А.Ф. Бычкова. Одновременно с рассмотрением дел, комиссия начала их описание и печатание. Описание это, весьма подробное и полное (некоторые более важные и любопытные документы приведены в приложении в полном виде), принадлежит к лучшим и дает обстоятельное представление о деятельности Св. Синода. В первом томе, вышедшем в 1868 г., описаны: 1) небольшое количество хранящихся в архиве документов XVI, XVII u haчaлa XVIII столетий и 2) дела, начатые производством в Св. Синоде в течении 1721 года. До настоящего времени вышло семь томов Описания (1542 – 1728 г.г.; СПБ., 1868 – 1891) – собственно восемь, но пятый том (1825-й год) не был издан. Описание составляется в хронологическом порядке документов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010