К яснейшему и более наглядному преподаванию с одной стороны, и к легчайшему и более отчетливому усвое- —209— 1864 г. нию с другой, физико-математических наук много способствует существующий при академии физический кабинет, достаточно снабженный потребными инструментами и машинами. II. Нравственная часть В журналах академического правления и в книге поведения за истекший курс не значится ни одного предосудительного поступка со стороны воспитанников академии. Если же и были допускаемы иногда частные и незначительные отступления от правил академического устава, то они немедленно исправляемы были словесными замечаниями начальствующих. Вообще воспитанники академии, по собранным мною сведениям, в течении учебного курса, вели себя благопристойно, соответственно своему званию и будущему их предназначению; церковно-религиозные обязанности исполняемы ими были с должным усердием. В особенности, заслуживает одобрения поведение студентов старшего курса. III. Экономическая часть Экономическое состояние академии представляло бы, в настоящее время, неутешительную картину, если бы не была подана оной благовременная помощь со стороны благопопечительного Епархиального начальства. При чрезмерно возвысившейся в последние годы ценности на все материалы и предметы продовольствия штатной суммы, отпускаемой на содержание академии, весьма недостаточно на удовлетворение самых существенных потребностей, напр., на содержание полного нормального числа воспитанников пищею и одеждою, так что в 1862 г. предполагалось, по этой именно причине, сократить имевший тогда составиться новый XXV курс на одну треть существующего ныне числа воспитанников сего курса. Недостающая на сей предмет сумма, в количестве 8 000 рублей, восполнена была от щедрот московской архиерейской кафедры. В том же 1862 г. и из того же источника получено было академиею 10 000 рублей на исправление ветхости в академических зданиях и на удовлетворение других необходимых потребностей академии; между прочим, на счет этой суммы пополнена академиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем, совершенно неожиданно, 6-го декабря, по окончании Божественной литургии, протоиереем можайского собора о. Сергием была произнесена следующая проповедь к народу: говоря о том, что милостыня на основании слов Св. Евангелия должна быть делаема втайне, протоиерей удивляется, что будто бы явились новые учители, которые под видом благотворительной цели, непозволительными и соблазнительными зрелищами вымогают деньги от доверчивых людей. Священник не стеснился даже сказать, что на зрелищах этих целомудренные девицы представляют распутных жен и матерей. Далее, протоиерей говорит, что учредители, покрыв доходом расход по устройству спектакля, остальную ничтожную уже сумму, по своему усмотрению, обыкновенно посылают на место назначения. В заключение же всего, именем Бога, просил слушателей не предаваться подобным беззаконным искушениям. В такой высокоторжественный день, как 6-е декабря, при огромном стечении служащих, городских обывателей и простого народа, подобная, в высшей степени оскорбительная, проповедь произвела весьма странное впечатление. Всякий спрашивал: неужели избрана такая пьеса, где бы благородная девица играла роль распутной жены? И всякому этою проповедию дано было право усомниться в добросовестности учредителей. По долгу службы и по просьбе всех участвующих в спектакле я вынужден был до- —198— 1864 г. нести об этом своему начальству, обязанностию считаю также почтительнейше сообщить о том же и Вашему Преосвященству. Смею надеяться, что вы, владыко, не оставите без внимания возмутительный поступок можайского протоиерея. Обидно и ложно составлена проповедь; неизвестно на чем основывал священник свои доводы и неизвестно, по какому праву он избрал церковную кафедру в такой высокоторжественный день для проповедания лжи?» Письмо это было прочитано мною митрополиту. Владыка приказал вытребовать от протоиерея подлинную проповедь и рассмотреть. Вследствие сего, я писал протоиерею от 9-го числа: «О. Протоиерей! До сведения моего дошло, что произнесенная вами в соборе 6-го сего декабря проповедь произвела на слушателей особенного рода впечатление; посему есть надобность мне видеть ее. Прошу вас представить мне эту проповедь немедленно, в том самом виде, в каком она произнесена была вами».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всё сие могло возбуждать сомнение и не благоприятствовало решимости действования. —219— 1865 г. Но с другой стороны, решить вопрос о приложении вышеприведенных церковных правил положительном или отрицательном к случаю новому и притом Государственному – это выше прав Епархиального Управления. Государственный закон требовал повиновения. Между предметами действования земских учреждений поставлено, между прочим, обеспечение построения церквей и участие в попечении о народном образовании – предметы свойственные участию духовенства. По сим уважениям требование гражданского начальства принято к исполнению, и сделаны возможные по обстоятельствам распоряжения» 510 . 13-го ч. писал мне ректор Московской д. академии, прот. А.В. Горский: «Исполняя приказание ваше, препровождаю к вашему преосвященству послужный список мой на распоряжение ваше. Вчера мы учинили первое собрание для рассуждения о словаре Богословском. Полагаем, что один словарь Библейский должен занять только немногих, и потому не так охотно на него соглашаются. В общем словаре могли бы участвовать более или менее все. Впрочем намереваемся представить Святителю программу Библейского словаря, как мы понимаем пределы его обширности. Есть голоса за соединение словаря с настоящим нашим изданием. Всё это изложим в своей записке и представим Святителю на решение. Утешительно то, что отрицательных голосов нет: всякий желал бы что-ниб. сделать для общего предприятия». Послужной список о. Горского, о котором упоминается в письме, требовался для представления в Св. Синод, по поводу ходатайства о возведении его на степень доктора Богословия. В первых числах января представлен был мною преосвящ. Митрополиту краткий отчет о произведенной мною в июне 1864 г. ревизии Московской д. академии и за- —220— 1865 г. мечания о способности и прилежании лиц, служащих при академии. О Ректоре академии и профессоре богословских наук, протоиерее А. Горском, сделан был мною такой отзыв: «как главный начальник академии, отличаясь искренним благочестием и высоконравственным характером, имеет весьма благотворное нравственное влияние как на наставников, так и на воспитанников академии. В отношении к наставнической должности и вообще к ученым трудам, он, при отличных дарованиях, при пламенной любви к науке и при обширных богословских, в особенности исторических, сведениях, пользуется вполне заслуженною известностью не только в отечестве, но и за пределами оного. Его многолетние и благоплодные ученые труды приобретают ему законное право на получение высшей ученой степени и на особенное благоволение высшего начальства».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принадлежащие Академии капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 297 740 р. (по номинальной стоимости процентных бумаг) получили в течение года следующее приращение: 1) На проценты за 1899-й год с капиталов: а) поступившего по завещанию покойного Высокопреосвященного Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского, на учреждение при Академии стипендии его имени; б) завещанного с таковым же назначением потомственным почетным гражданином В.И. Феолого; в) пожертвованного покойною А.Ф. Аксаковою на учреждение стипендии имени И.С. Аксакова и г) эмеритального капитала для наставников Академии – приобретены Правлением Академии 4 свидетельства Государственной 4% ренты на сумму 500 рублей и один 5% билет 2-го внутреннего с выигрышами займа в 100 рублей. 2) Бывшими воспитанниками Академии выпуска 1874 года внесено, через ординарного профессора Академии Василия Соколова , 880 рублей наличными деньгами на учреждение при Академии премии «имени XXIX курса» за одно из лучших кандидатских сочинений воспитанников Академии. – На означенную сумму Правлением Академии приобретено 4 свидетельства Государственной 4% ренты на сумму 800 рублей. 3) Покойным о. Протопресвитером Московского Большого Успенского Собора Александром Симеоновичем Ильинским завещан капитал в 5000 рублей (в одном свидетельстве Государственной 4% ренты) на учреждение при Академии стипендии его имени для одного из беднейших студентов Академии. Расходование сумм сметных и сверхсметных и процен- —25— тов с принадлежащих Академии капиталов производилось по мере надобности, согласно со сметою, специальным назначением сумм и особыми предписаниями высшего начальства. – Находившиеся в распоряжении Правления проценты с капитала, пожертвованного покойным Высокопреосвященным Митрополитом Московским Филаретом, по случаю исполнившегося в 1864 году пятидесятилетия Московской Духовной Академии, на ежегодное награждение одного из наставников Академии, – в количестве 553 р. 50 к., – выданы в отчетном году, с утверждения Его Высокопреосвященства, исправляющему должность доцента Академии Павлу Соколову, а половина процентов с Мухановского капитала, в количестве 1187 р. 50 к., предназначенная на выдачу пособий беднейшим студентам Академии и также предоставленная, за вычетом 660 р. на содержание трех полных стипендиатов имени И.А. Мухановой, в распоряжение Правления Академии, распределена им в двух заседаниях, предшествовавших крайнему сроку взноса денег своекоштными студентами за содержание в Академии (в сентябре и январе месяцах) между теми из них, которые ни из сумм Братства Преподобного Сергия, ни из собственных средств не имели возможности обеспечить свое дальнейшее пребывание в Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1864 г. —163— в государстве и в виду религиозно-нравственного преуспеяния народа, благопотребнее было бы заботиться об умножении мест для общественного богослужения и об увеличении числа служителей веры, а не о сокращении тех и других. 4) Заменение ныне существующего способа получения доходов за требоисправление единовременным сбором пожертвований с прихожан через избранных на сие лиц. С первого взгляда мера эта представляется благовидною: при ней священнослужители, при совершении таинств и мирских треб, по-видимому, отрешаются от грубых корыстных побуждений и не подвергаются такому унижению, какое соединяется с ручным каждый раз сбором подаяний. Но будет ли эта мера действительно споспешествовать благосостоянию духовенства и поставит ли его в лучшие отношения к прихожанам? Сомнительно. Спрашивается: как будет производиться сбор пожертвований с прихожан? Если в распределении сего сбора не будут участвовать на ряду с избранными из среды прихожан лицами члены причта, то может случиться, что сбор этот не будет достаточен для приличного обеспечения причта. Если же в назначении платы за требоисправление члены причта будут принимать участие и будут настоятельно требовать достаточной платы за свои труды по приходу, то сие будет иметь вид притязательности со стороны причтов и подвергнет их большему нареканию со стороны прихожан, нежели какому они подвергаются ныне. При настоящем способе вознаграждения за требы, прихожане руководствуются чувством признательности к подъемлемым ради удовлетворения их духовных нужд трудам священноцерковно-служителей, и тем щедрее, по мере своих средств, вознаграждают сии труды, чем усерднее и бескорыстнее совершаются они последними. При новом же, предполагаемом способе вознаграждения нет места для подобных чувств, так как между причтами и прихожанами будут производимы взаимные, как бы коммерческие, сделки предварительно совершения духовных треб. 5) Отделение в пользу причтов определенной части из церковного кошелькового сбора и из доходов с отдаваемых в аренду церковных недвижимых имуществ (как-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) Нынешнее участие духовенства в народных училищах признаётся не вполне удовлетворительным по следующим причинам: а) священники, часто занятые исправлением приходских треб и другими делами службы, а также развлекаемые хозяйственными занятиями, не имеют возможности быть исправными учителями, без надежных помощников, иметь же помощников не находят возможным, не получая сами никакого вознаграждения не только за свои труды по обучению, но и за учебные пособия, доставляемые ими учащимся. Прочие члены причта, хотя более свободные для учительских занятий, не показывают однакож усердия безмездно трудиться в школах, предпочитая сему труду другие занятия, более выгодные для их хозяйственного скудного состояния. б) помещения училищ более или менее неблагоприятны для успешного обучения детей. При волостных правлениях всегда шум от народа, и, следовательно, развлечение для учащихся; а если, за неимением особой комнаты, училище помещается в самом правлении, то во дни мирских схо- —168— 1864 г. док приходится распускать учеников по домам, хотя бы священнику и досужно было в это время заняться с ними. Церковные сторожки, домы священноцерковнослужительские и избы крестьян неудобны по своей тесноте, которая не дает возможности умножать число учеников. в) при всей готовности со стороны духовенства принять самое деятельное участие в народных училищах, успеху дела не благоприятствует то, что училища сии (за исключением казенных и открытых разными благотворителями) не обеспечены ни средствами к содержанию, ни учебными принадлежностями. г) наконец, неудовлетворительным признаётся нынешнее участие духовенства в народных училищах и по недостатку сочувствия к ним со стороны прихожан. Последние не только равнодушно смотрят на произвольные и беспричинные опущения детьми училищных занятий, но нередко сами отрывают их от сих занятий; а иные преждевременно берут своих детей из школы, чтобы скорее приспособить их к каким-либо прибыльным занятиям и промыслам. Для устранения показанных неудобств и для открытия духовенству ближайшего участия в деле народного образования, желательно, чтобы 1) устроены были особые помещения для приходских училищ, 2) училища сии снабжены были, по возможности, всеми учебными пособиями и принадлежностями на счет тех ведомств, к коим учащиеся принадлежат, 3) назначением приличного вознаграждения за труды привлечены были к занятию обучением в сих училищах не только священники, но, под их наблюдением, и прочие члены причта; 4) наконец, внушаемо было, кем следует, родителям учащихся, чтобы они, отдавая детей своих в училище, наблюдали за неопустительным их посещением оного, а тем паче не отвлекали бы их сами преждевременно от училищных занятий.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имею честь препроводить к вашему преосвященству означенной газеты с тем, что не благоугодно ли будет вам, по близкому знакомству с Синодальною библиотекою, сообщить мне против указываемой мною статьи ваши замечания, которые я готов буду препроводить о. Васильеву 265 для помещения в L’Union Chrétiénne. Впрочем, если вашему преосвященству любопытно будет познакомиться ближе с содержанием упомянутого сочинения Питра, то можно будет получить эту книгу через Архимандрита Порфирия 266 , который, как уже вам, без сомнения, известно, на днях отправляется за границу. Прилагаемый газеты покорнейше прошу по миновании надобности возвратить». Вот содержание статьи, помещенной в 250 газеты «Le Monde»: «Мы читаем в корреспонденции из Москвы, писанной в газету Union: Наш кружок библиофилов в настоящую минуту сильно занят сочинением кардинала Питра о греко-восточной церкви. Большая часть неизданных документов, заключающихся в сем сочинении, находятся в подлинниках в нашей, бывшей патриаршей, а ныне Синодальной библиотеке. Мы и не подозревали, что так богаты; нужно было, чтобы приехал из Мэна (du Maine) Бенедиктинец и указал нам наши сокровища. Увы! сколько есть еще вещей, которых не подозревают наши ученые!». По этому поводу писал я в ответ князю от 24-го числа: «Выписав для себя из препровожденного ко мне вашим сиятельством при письме от 15-го сего сентября французской газеты «Le Monde», указанную вами статью, —171— 1864 г. имею честь возвратить вам при сем помянутый газеты. Для того, чтобы сделать надлежащие замечания на указанную вашим сиятельством статью газеты «Le Monde», необходимо иметь под руками сочинение Кардинала Питра. Архим. Порфирий, через которого, действительно, всего удобнее и скорее можно было бы получить это сочинение, к сожалению, выехал из Москвы прежде, нежели получено было мною поручение от вашего сиятельства. Впрочем, я надеюсь приобресть эту книгу, хотя и не в скором времени, через здешних книгопродавцев. По получении книги, постараюсь написать, что будет возможно, и не замедлю написанное препроводить к вашему сиятельству на ваше распоряжение».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Недавно получивши уведомление от ее превосходительства Веры Александровны Давыдовой, что ваше преосвященство изволили удостоить благосклонным вниманием Вашим последнюю из книжек моих по нравственному православному богословию, спешу препроводить к вашему преосвященству полный экземпляр этого посильного труда моего. Не могу при этом не сознаться, что много недостатков здесь и многое нужно было бы переделать, но трудно довести сочинение до такого совершенства, в каком бы желалось видеть его: я сделал, что мог по своим силам». Полное сочинение о. Солярского состоит из трех томов, под заглавием: Записки по нравственному православному богословию, Спб. 18601864 г. Вера Александровна Давыдова, о которой упоминается в письме, супруга покойного И.И. Давыдова, скончавшегося —146— 1864 г. в конце 1863 г. в Москве в звании сенатора (это был первый сенатор из ученых профессоров). Не более как за год до кончины я познакомился с Ив. Ивановичем и по смерти совершил над его телом отпевание 238 . Памятником дружественных отношений ко мне покойного служат подаренные им два экземпляра его ученого труда: Опыт общесравнительной грамматики русского языка, Спб. 1852 г., и 2-е издание 1853 г. 7-го ч. писал мне ректор академии А.В. Горский: «Представляя вашему преосвященству списки студентов для засвидетельствования, долгом поставляю объяснить, что я докладывал об этом деле его высокопреосвященству и первосвятитель наш изволил сказать, что вам следует их засвидетельствовать. Первый из этих списков представляется в одном экземпляре, потому что нужен нам для представления Св. Синоду о дозволении назначать нам окончивших курс, прежде утверждения их в степенях, на основании только экзаменских свидетельств; а окончательный список по разрядам и степеням будет составлен после рассмотрения курсовых сочинений. Владыка и сам обещал принять участие в том, чтобы назначение в должности не отступало далеко от начала курсов. И так как этот список еще неокончательный, то владыка изволил выразить, чтобы ваше преосвященство засвидетельствовали, согласны ли вы с этим списком, или несогласны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17-го числа – день преп. Никона, ученика Сергиева. Священно-архимандрит Сергиевой лавры (т.е. митрополит) частию ради праздника, а частию ради приезда из Киева, по пути в Петербург, дорогого гостя А.Н. Муравьева, устроил у себя трапезу, к которой и мы с преосв. Леонидом были приглашены. По этому случаю преосв. Леонид писал мне: —190— 1864 г. «1) Так как владыка изволит праздновать день преп. Никона торжественно, то не будет ли благоприличнее нам явиться к его столу в скромно-светлом одеянии при малом отцвечении оного ленточкою т.е. единою. 2) До вашего преосвященства просьба: мою карету возьмет Андрей Н-ч и потому от владыки (куда я с ним вместе приеду) не возьмете ли меня с содержанием до вечера». 25-го ч. писал мне из Рима, в ответ на мое письмо от 12-го числа, о. архимандрит Порфирий: «Великое утешение, принесенное мне вашим писанием, заставляет меня тотчас же по получении его взяться за перо для ответного слова, в чаянии другого подобного утешения не в отдаленном будущем. О впечатлении, произведенном на меня Римом, ясного отчета дать не могу, потому что оно долгое время смешивалось с подавляющим меня чувством крайнего изнеможения от дороги, и теперь, когда «кроткая посланница небес», которую воспевал Жуковский во дни еще своей юности, утешает меня более полным успокоением, с Римом я познакомился еще очень мало, так что нахожу преждевременным сообщать свой взгляд на Рим. В хорошую погоду часа по три с высот Пинчио, с одного неизменного места, против самого собора Петра, обозреваю древние и новые здания вечного града и окружающие его горы, и всегда возвращаюсь с некоторым освежением; (но как всё это нужно делать по медицинским предписаниям и каждый день, то чувство утешения ослабляется чуть не так же, как поденной работой). – Вечер с трех часов безъисходно сижу в своей квартире и поколику дозволяют силы учусь италианскому языку. В домашней жизни умею назвать только несколько предметов, относящихся к обыденным потребностям, но книжный язык начинаю понимать, хотя иногда самое сродство с латинским сбивает с толку; напр., при встрече с словом Salvatico, так и думаешь, что оно происходит от salus, а по справке оказывается, что оно образовалось из латинского silva. Для упражнения в этом языке я подписался уже на иезуитский и, кажется, единственный в Риме духовный журнал Civilta Cattolica, но читаю его почти по

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нигде более, кроме вышеназванной книги Свода Законов, не находилось «установленных форм и правил» производства следствий, в приведенной статье консисторского устава упоминаемых; следов. ею и должны были руководиться духовные следователи; но руководились ли действительно, и даже могли ли руководиться? – Это вопрос иной. Свод законов и в настоящее время – книга слишком дорогая, для того чтобы сельский или городской священник, внезапно назначенный следователем, решились приобрести ее, а в то время, о котором мы говорим теперь, – и тем более: тогда она была исключительною принадлежностью присутственных мест. Не даром же приснопамятный Филарет м. Московский счел необходимым и после вышеозначенных изданий Устава Дух. Консисторий и Свода Законов издать свои «наставления о порядке производства следствий – весьма краткие, состоящие всего из 24 статей 900 , которые в рукописях и разошлись по всем —664— полагать надобно, епархиям. Они, по всей вероятности, и служили в действительности главным руководством для духовных следователей в их практике 901 . Возможное, впрочем, дело, что по подражанию этим наставлениям, делались компиляции, или выписки некоторых, казавшихся наиболее важными и применимыми, статей из свода законов какими-либо дельцами, чиновниками Консистории и распространялись путем списывания в среде духовенства: ибо надобно же было иметь хоть что-либо под руками священнику, назначенному указом Консисторий производить следствие! Для нас впрочем не представляет в настоящий раз большого интереса то, как именно в действительности производились в рассматриваемое время духовные следствия. Для нас важно то, что со времени издания Уст. Дух. Кон. и Свода Законов эти следствия должны были производиться формами и правилами, в этих законодательных кодексах изображенными. Так обстояло дело de jure до 1864 г. или до издания Судебных Уставов Императора Александра II. Введение в действие новых судебных уставов, совершенно изменившее характер уголовного и гражданского судопроизводства, оказало весьма заметное влияние и на положение духовных следователей и притом влияние невыгодное. Ибо хотя судебная реформа и не должна была, по намерению законодателя касаться судебной власти духовных судов, как это ясно выражено в самом начале судебных уставов 902 , но увлечение новизною и несомненными преимуществами новых судов перед старыми было так велико и всеобще, что проникло как в среду духо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010