Труды отцов, писавших на восточных языках, которых собирался, но не успел опубликовать Минь, выпускались в Париже в сериях Patrologia orientalis (серия была начата в 1897 г. под названием Patrologia Syriaca 836 – под этим серийным названием было опубликовано 2 тома в 1897 и 1907 гг.; современное название серия получила в 1904 г.), основание которой положили известный знаток сирийских древностей о. Рене Граффэн (Graffin) (1856–1941) и Франсуа Но (Nau) (1864–1931 ) 837 , и Corpus scriptorum christianorum orientalium (в сериях по языкам: сирийской, эфиопской, коптской и арабской; тексты на восточных языках с параллельным переводом на латынь или один из европейских языков), основанной в 1903 г. аббатом Шабо на средства спонсоров, среди которых были маркиз де Вогюэ и аббат Жуэн, кюре парижской церкви Св. Августина; в 1913 г., в целях обеспечения дальнейшего продолжения серии, о. Шабо отходит от руководства ею (оставшись, однако, ее генеральным секретарем), передав его Лувенскому и Вашингтонскому университетам 838 . Отметим также серию Corpus inscriptionum semiticarum, выходящую в Париже с 1893 г. при участии того же о. Шабо, и серию Sources chretiennes, издаваемую там же с 1924 г. 839 Речения пустынных отцов недавно вышли в новом английском переводе Бенедикты Уард 840 . Специально изданы новозаветные апокрифы в оригинальном тексте 841 . Комментированное научное издание избранных церковных писателей предпринял доктор богословия, профессор церковной истории на католическом теологическом факультете Боннского университета Герхард Раушен (1854–1917) 842 , известный своими трудами по церковной истории, патристике и церковной археологии. Отметим, кроме уже упоминавшихся, целый ряд серийных изданий, публикующих произведения как христианских, так и классических авторов: Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana (Leipzig); Corpus Christianorum. Tumhout, 1954 (латинская серия), 1977 – (греческая серия); Corpus Christianorum. Series Apocryphorum (Tumhout, 1983 –); Loeb Classical Library и Les Belles Lettres (имеются тексты отдельных христианских авторов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как спасти мир в десять легких шагов, Шаг Первый 14.01.2013 23:55:03 Исраэль Шамир Мир стоит перед угрозой гибели, но спасение все еще возможно – и даже без радикальных и кровавых переворотов, без массового уничтожения, с помощью несложных реформ, в рамках существующего законодательства. Не обязательно, и не нужно «все разрушать до основанья, а затем». Можно починить! Наш мир лихорадит. Вымышленное глобальное потепление есть лишь метафора реальной лихорадки, охватившей нашу жизнь. Мы покупаем, продаем, спешим, конкурируем, бежим изо всех сил, чтобы хоть остаться на месте, а реклама ежечасно напоминает нам, что уже вышла более новая модель телефона, что прошлогодние туалеты больше не носят, что деньги можно вложить в новый фонд. Нам это кажется естественным – да может ли быть по-другому, без биржевых новостей, без цветных объявлений, без гламура, без рекламы, без гонки потребления? Возможно ли такое общество? Возможно. Разве не является реклама неизбежностью в обществе, в котором есть деньги?   Не является. Торговле, и даже капитализму много веков, но европейское и американское общество было поймано в силки потребления и рекламы лишь два с лишним века назад. Этот судьбоносный поворот был подробно описан видным немецким марксистом (Энгельс называл его «единственным немецким профессором, который понимал «Капитал» Маркса») Вернером Зомбартом (1863 –1941). Его предшественник Макс Вебер (1864–1920) выявил религиозные корни капитализма, утверждая, что протестантская этика породила капитализм. Зомбарт поправил его, заметив еврейское влияние, сформировавшее реальный капитализм. Несмотря на свой ставший притчей во языцех филосемитизм, Зомбарт был объективен: процесс возникновения нынешнего, «реального», хищного капитализма был «борьбой между двумя противоположными – еврейским и христианским взглядами на хозяйственную жизнь и экономику». Раннее капиталистическое общество, до еврейского возвышения, было основано на христианской этике, ставившей во главу угла честность и гармонию. Чтобы меня не обвинили в идеализации прошлого, уточню: честность и гармония была сугубо сословной – то есть был свой порядок для купцов и свой порядок, своя гармония, своя честность для крестьян. Но все же было стремление к честности ( fair play ) и гармонии.

http://radonezh.ru/analytics/kak-spasti-...

Соч.: PL. 131. Col. 983-1178; Das Formelbuch des Bischofs Salomo III. von Konstanz aus dem 9. Jh./Hrsg. E. Dümmler. Lpz., 1857; D ü mmler E. St. Gallische Denkmale aus der karolingischen Zeit//Mitt. der Antiquarischen Gesellschaft in Zürich. 1859. Bd. 12. S. 206-265; Монах Сангалленский. Народные легенды о Карле Великом, ближайшие к нему по времени (884 г.)/Пер.: М. М. Стасюлевич//История ср. веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., 1864. Т. 2: От Карла Великого до крестовых походов. С. 68-83; De S. Stephano. Epistolae//MGH. Poet. T. 4. Pt. 1. P. 337-339, 344-347; Vita S. Galli//Ibid. T. 4. Pt. 2. P. 1094-1118; AHMA. Bd. 53; Notker der Dichter und seine geistige Welt/Hrsg. W. von den Steinen. Bern, 1948. 2 Bde; Gesta Karoli Magni imperatoris/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 12); Gesta Karoli//AQDGM. 1960. Bd. 7. S. 321-428; L " épitre de Notker sur les «lettres significatives»/Éd. J. Froger//EGreg. 1962. Vol. 5. P. 23-71; Секвенция на Рождество Господне. Секвенция на праздник Пятидесятницы. Три брата и козел/Пер.: М. Л. Гаспаров//ПСЛЛ, IV-IX вв. 1970. С. 363-365, 367-368; Послание к Соломону о 5 чувствах/Пер.: Б. И. Ярхо//Там же. C. 368-369; Деяния Карла Великого/Пер.: Т. И. Кузнецова//Там же. C. 369-381; Metrum de vita S. Galli/Hrsg. W. Berschin//Florilegium Sangallense: FS f. J. Duft z. 65. Geburtstag. St. Gallen, 1980. S. 71-121; Notatio de illustribus viris/Hrsg. E. Rauner//Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1986. Bd. 21. S. 34-69; Деяния Карла Великого/Пер.: А. И. Сидоров//Историописание и ист. мысль западноевроп. средневековья. СПб., 2011. Кн. 1: IV-IX вв. С. 284-285. Лит.: Bubnov N. Gerberti postea Silvestri II papae opera mathematica. B., 1899. P. 297-299; Willwoll W. E. Ist Notker Balbulus der Verfasser des Sermo Galli?//ZSKG. 1941. Bd. 35. S. 4-28, 114-139, 180-208; Steinen W., von den. Notker der Dichter und seine geistige Welt. Bern, 1948. 2 Bde; Haefele H. F. Studien zu Notkers Gesta Karoli//DA. 1959. Bd. 15. S.

http://pravenc.ru/text/2577973.html

Следующий этап - 1889-1895 гг.- время образования ученого содружества, названного «малым Гёттингенским факультетом», объединившим прежних участников «кружка Эйхгорна» (Г. Хакманна, А. Ральфса, И. Вейса и В. Вреде), а также новых членов - В. Буссе и Э. Трёльча . Эти ученые последовательно придерживались идей радикальной библейской критики. Одним из основных тезисов «малого Гёттингенского факультета» был тезис о том, что раннее христианство в целом и Евангелия в частности возникли на почве межзаветного иудейства и могут быть адекватно поняты только в связи с этой культурно-религ. средой. Методом исследования стал поиск сходства христианства с иудейской или языческой религией. Где сходство наблюдается, там предполагается и зависимость. Для такого сравнительного изучения были необходимы обширные филологические познания. Это объясняет тот факт, что у последователей религиозно-исторической школы особое место занимала лингвистика. К работе привлекались такие филологи и исследователи античности, как Г. Узенер , А. Дитерих (1866-1908), И. Геффкен (1861-1935), Э. Норден (1868-1941), Р. Райценштайн и П. Вендланд (1864-1915). В эти годы идеи «малого Гёттингенского факультета» становятся известными в церковных кругах Германии, особенно после того как В. Буссе и В. Хайтмюллер (1869-1926) в 1897-1898 гг. основали ж. «Богословское обозрение». Третий этап в истории школы - 1896-1902 гг.- время распространения идей И. р. ш. из Гёттингенского в другие университеты Германии (в Гейдельберге, Бонне, Галле, Киле, Марбурге, Берлине, Базеле). Последователями школы стали такие крупные исследователи, как А. Бертоле (1868-1951), К. Клемен (1865-1940), О. Пфлейдерер , А. Дайсман , Х. Грессман (1877-1927), А. Майер (1861-1934), Ф. М. Шиле (1867-1913), Г. Вайнель (1874-1936), Р. Отто , В. Хайтмюллер, а также впосл. отошедшие от школы П. Вернле (1872-1939), В. Люкен (1875-1961) и Г. Шустер (1874-1965). При всех различиях этих ученых объединял один метод исследования: они объясняли возникновение христианства и его богослужения внешними религ. и культурными влияниями - иудейскими, вавилонскими, персидскими и эллинистическими. На последователей И. р. ш. оказал влияние дух времени с его идеями дарвинистского эволюционизма, перенесенного в область человеческой истории: все религии мира представляют собой ступени единого эволюционного процесса. Релятивизация христианства привела к бурным дискуссиям по вопросу о его абсолютности и к разрыву школы с либеральным богословием Ричля, к-рое видело в христианстве религию сверхъестественного происхождения (см. в ст. Либеральная теология ). Однако при этом никто из представителей школы не порывал с христианством, к-рое рассматривалось ими как высшая стадия в едином процессе религ. истории человечества.

http://pravenc.ru/text/675039.html

Мы довели количество сокращений до минимума, чтобы избавить читателей от необходимости утомительных поисков. В книге используются следующие сокращения: Anal. Boll.: Analecta Bollandiana. Bruxelles, 1882. RB: Revue Bénédictine , abbaye de Maredsous, 1884. CIG: Corpus Inscriptionum Graecorum. 4 vol. Berlin, 1825–1877. CIL: Corpus Inscriptionum Latinarum. Berlin, 1863. DACL: Dictionnaire d " Archéologie chrétienne et de Liturgie. Paris, 1924–1953. DHGE: Dictionnaire d " Histoire et de Géographie ecclésiastiques. Paris, 1912. Didasc.: La Didascalie des douze Apôtres. Paris, 1912. Friedlaender-Wissowa: Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms in der Zeit von August bis zum Ausgang der Antonine. Bd. 1–4. Leipzig, 1921–1923. Geste: La Geste du sang. Textes choisis et traduits par A. Hamman. Paris, 1953. Ictys: Coll. Lettres chrétiennes. Paris, 1957. Mansi: J. D. Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio , 31 vol. Florenzia-Venezia, 1757–1798. Orelli: J. G. Orelli. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio . 2 vol. Zürich, 1828. PG: J. P. Migne. Patrologiagraeca. Paris, 1857–1865. PL: J. P. Migne. Patrologia latina. Paris, 1844–1864. PLS: Patrologiae latinae Supplementum. Éd. Hamman, 1958–1974. Pauly-Wissowa: A. Pauly. Real-Encyclopaedie der classischen Altertumswissenschaften. 1893. RAC: Reallexikon für Antike und Christentum. 1941. ThWNT: Theologisches Wörterbuch zum neuen Testament. Stuttgart, 1933. TU: Texte und Untersuchungen. Berlin, 1883. В примечаниях указываются лишь наиболее важные из использованных исследований. Библиография на русском языке Источники Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. с греч., вступ. ст., коммент. и прил. И. В. Кривушина. СПб, 1999. Евсевий Памфил. Церковная история/Коммент. и прим. С. Л. Кравца. М, 1993. Иисус Христос в документах истории/Сост., вступ. ст. и коммент. Б. Г. Деревенского. СПб, 1998. Ириней. Творения. М, 1996. Ориген Александрийский. О началах. Новосибирск, 1993. Сочинения древних христианских апологетов/Введ., пер. и прим. П. Преображенского . СПб, 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Специальные указатели литературы Sieben H.J. Voces. Eine Bibliographie zu Wörtern und Begriffen aus der Patristik (1918–1978). Berlin, New York: W. de Gruyter, 1980 (Bibliographia patristica: Supplementum; 1). 461 p. Instrumenta Patristica. Steenbrugge, 1959 – Издания текстов (подробнее см. в стандартных курсах патрологии) [BSGRT] Bibliptheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana (классические и христианские авторы). Leipzig [CCh] Corpus Christianorum (латинская и греческая серии). Turnhout, 1954 (лат.)-, 1977 (греч.) – [CChAp] – Corpus Christianorum. Series Apocryphorum. Turnhout: Brepols. Vol.1 –, 1983 – [CSCO] Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium (тексты только на восточных языках с параллельным переводом на латинский или один из европейских языков). Roma, 1903 – [GCS] Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, Berlin 1897 – [PG] Patrologiae cursus completus. Series graeca/Ed. J.-P. Migne. Parisiis, 1857–1866. Указатель:      Δοροθου σχολαρον Κλες πατρολογας κα βυζαντινν συγγραφων. κδ. φελμου βιβλου. θναι, 1997. [PL] Patrologiae cursus completus. Series latina/Ed. J.-P. Migne. Parisiis, 1841–1864 (есть второе издание с иной пагинацией); Supplemetum, vol. 1–3. Paris, 1958 ss./Ed. A.Hamman. Существует электронная версия PL на пяти CD-ROM’ax и в Интернете: http://www.Chadwyck.co.uk (доступ платный). [РО] Patrologia Orientalis (включает также греческие тексты византийских авторов). Paris, 1903 – [SC] Sources Chretiennes. Paris, 1941 – Ср.: Bertrand D. (ed.) Les Peres de l’ Église au ХХе siècle. Histoire, littérature, théologie. L’aventure des Sources Chrétiennes. Paris: Cerf, 1997. Отдельные тексты христианских авторов имеются в сериях издательств Loeb Classical Library и Les Belles Lettres. Общие курсы патрологии (там же подробная библиография) Русские Иоанн Дроздов, свящ. Очерки по всеобщей церковной истории. Вып. 3. Христианская литература первых трех веков (мужи апост. и апологеты). Иркутск, 1907 (частично опубл. в Иркутских епархиальных ведомостях. Мужи апост.: 10–72. Составлено в основном по Барденхэверу).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

— Как-нибудь вдвоем перебьемся. — Но нас ведь трое, — сказал Уормолд, и она поняла, что труднее всего им будет потому, что он недостаточно безрассуден. notes Примечания 1 «Тропическое пиво» (исп.) 2 коктейль 3 добрый день (исп.) 4 Слава отцу (небесному)! (лат.) 5 новена — название одной из церковных служб 6 хефатура — полицейское управление (исп.) 7 Второе бюро (генерального штаба) (фр.) — название французской разведки 8 английский великосветский клуб 9 административный отдел 10 по обряду католической церкви, в этот день священник чертит золою крест на лбу прихожан 11 Элия — псевдоним Чарльза Лэма (1775-1834), его «Очерки Элии» пользуются в Англии широкой известностью. 12 да (исп.) 13 смысл существования (фр.) 14 известный английский антрополог и писатель (1864-1941) 15 по Фаренгейту 16 магазины стандартных цен 17 марка виски, по имени которой в Англии нередко называют кабачки 18 американская писательница (1874-1946) 19 внутренний дворик (исп.) 20 это не очень-то приятно (исп.) 21 голландский джин 22 пер. — Д.Самойлов 23 авантюристка, состоявшая на службе у германской разведки и расстрелянная французскими властями во время первой мировой войны 24 любовь с первого взгляда (фр.) 25 открыто (фр.) 26 английский журнал для юношества, печатающий детективные романы 27 буржуазный журнал для женщин 28 английская воскресная газета, где основное место занимает хроника уголовных преступлений 29 английский буржуазный литературно-критический журнал 30 живые картины (исп.) 31 нет, спасибо (нем.) 32 Что-нибудь случилось? (исп.) 33 я Тереса (исп.) 34 полиция (исп.) 35 какой сильный сквозняк (исп.) 36 слишком жарко (исп.) 37 Ходи! (исп.) 38 нет, есть (исп.) 39 каска с острым наконечником, которую носили в германской императорской армии (нем.) 40 Кому от этого польза? (лат.) 41 фирма, изготовляющая ром 42 при закрытых дверях (лат.) 43 имеется в виду брак князя Монакского с американской киноактрисой Грейс Келли 44 легендарный певец, герой кельтского народного эпоса, якобы живший в III в 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Ницше Фридрих (1844–1900) — немецкий философ, проповедовавший культ «сильной личности». Реакционные тенденции учения Ницше использовали идеологи немецкого фашизма. Решетов Александр Ефимович (1909–1971) — советский поэт. Жорес Жан (1859–1914) — деятель французской социалистической партии, выдающийся оратор, активно выступавший против милитаризма и войны. Апокалипсис — древнейший памятник ранней христианской литературы. Содержит пророчества о «конце света». Габбе Тамара Григорьевна (1903–1960) — литературный критик, драматург, редактор. Хармс Даниил Иванович (1905–1942) — советский поэт, автор многих книг для детей. Данько Елена Яковлевна (1898–1942) — детская писательница. Честертон Гилберт Кит (1874–1936) — английский писатель, журналист, критик. Игнатьев Алексей Алексеевич (1877–1954) — русский дипломат, генерал Советской Армии, автор книги «50 лет в строю». Эккерман Иоганн Петер (1792–1854) — немецкий писатель, в 1823–1832 годах личный секретарь В. Гете. Григорьев Аполлон Александрович (1822–1864) — русский критик и поэт. Шульгин Василий Витальевич (1878–1976) — русский политический деятель, монархист. В конце жизни пересмотрел свои взгляды, призывал русскую эмиграцию отказаться от враждебного отношения к СССР. Лобанов Сергей Иванович (1907–1955) — воспитанник Шкиды, впоследствии журналист, директор государственного Петрозаводского издательства. Северянин Игорь (1887–1941) — русский поэт. Филдинг Генри (1707–1754) — английский писатель, автор сатирических комедий и романов, самый известный из которых — «История Тома Джонса, найденыша». Г. Антонова, Е. Путилова Примечания Примечание папы. Вот что делает возраст! Давно ли она в ужас приходила от мысли, что мельник смолол на мельнице Дженнину туфельку. А теперь без зазрения совести сама бросает под эти безжалостные жернова и чулки, и штанишки, и даже тетю Вазу. Что это — жестокость? Нет, это просто взросление. Уже понимает игру, условность искусства. 2 Условное название ненаписанной семейной хроники. 3 У меня нет ни жены, ни мебели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Самсонов Н. В., приват-доцент. Читал в 1911–1912 гг. в течение года историю эстетических учений, начиная с Канта, вел семинарий по Платону, его современникам и предшественникам. Автор «Истории эстетических учений», ч. 1–3, М., 1915. Соболевский С. И. (1864–1963), профессор, специалист по классической филологии. Читал в 1911–1912 гг. в течение года этику Аристотеля, «Филоктета» Софокла, латинскую стилистику с упражнениями. Щербина А. М., приват-доцент. Читал в 1911–1912 гг. годовой курс истории этики в Новой философии, вел практические занятия по логике и семинарий по этике. Лосев в дальнейшем учился на двух отделениях – философском и классической филологии, по которым кончил историко-филологический факультет. 119 Свою любовь к итальянской музыке Лосев проявил в одной из первых своих статей – «Два мироощущения» (в сб. «Студенчество жертвам войны» М., 1916. Переиздание см.: А. Ф. Лосев . Сочинения. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995), с содержащей анализ «Травиаты» Верди и посвященной знаменитой исполнительнице главной роли Неждановой. 120 Третья заповедь, данная Господом Богом Моисею (Исход 20:7), «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно». 122 Здесь цитируется вторая строфа из стихотворения Пушкина «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной»). 124 Боначич А. П. (1878–1933) пел не в Петербурге, а в Большом, в Москве (1905–21 гг.), баритон (а затем и тенор), известный своим темпераментом и сценическими данными. Бакланов Г. А. (1880–1938), баритон, пел в Москве (опера С. И. Зимина, Большой театр). Отличался голосом исключительной гибкости и драматическим дарованием. Гастролировал за границей, где жил с 1915 г. Лабинский А. М. (1871–1941), в 1897–1911 пел в Мариинском театре (Петербург). С 1912 по 1924 гг. солист Большого театра. Тенор, который исполнял лирические и драматические партии. Шаляпин Ф. И. (1873–1938) и Л. В. Собинов (1872–1934) – великие бас и тенор, были любимыми певцами молодого Лосева наряду с А. В. Неждановой (1873–1950). 126 Лосев цитирует «Майскую песнь» Гете (1749–1832), переписывая ее готическим шрифтом, как тогда было принято. По-русски даем в переводеˆС. Заяицкого (Гете. Собрание сочинений в 13 томах. М.-Л., 1932, т. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

31. Из одноименного стихотворения М. Ю. Лермонтова (1831). 32. … Sehnsucht – страстное желание чего-либо, стремление (нем.). 33. Бергсон Анри (1859–1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Рассматривал человеческое бытие как космический «жизненный порыв». Лапшин имеет в виду работу Бергсона «Духовная энергия» (1919). 34. … refrain «Metaphysicam esse delendam» – припев «Метафизику следует разрушить» (англ., лат.). 35. … amor Dei intellectualis – интеллектуальная любовь к Богу (лат.). 36. … Vermächtnis – завет (нем.). Далее Лапшин цитирует стихотворение Гёте «Завет». 37. См. Лапшин И. И. Проблема чужого «я» в новейшей философии. СПб., 1911. 38. Стасов Владимир Васильевич (1824–1906) – русский историк искусства, художественный и музыкальный критик, академик, общественный деятель. Сторонник принципов реалистической эстетики. 39. Унамуно Мигель де (1864–1936) – испанский писатель и философ, представитель экзистенциализма. Одним из наиболее заметных мотивов его творчества и философских размышлений была тема смерти. Соч.: Избранное: В 2 т. Л., 1981; О трагическом чувстве жизни. Киев, 1997. 40. Балакирев Милий Алексеевич (1836–1910) – русский композитор, виртуозный пианист. Автор фортепианных пьес, романсов, симфонических произведений. 41. … mezzo di cammin si nostra vita – в середине жизненного пути (ит.). Аллюзия на первую строчку «Божественной комедии» Данте. 42. Вольтер (Аруэ Мари Франсуа, 1694–1778) – французский писатель-просветитель, философ, поэт, историк. 43. Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – профессор истории Московского университета, участник многих московских кружков, общественный деятель. Известен своими блестящими лекциями по истории западноевропейского средневековья, читанных в 1843–1846 гг. 44. … Euthanasia (др. – греч.) – тихая (безболезненная) смерть. 45. Пирогов Николай Иванович (1810–1881) – русский хирург и общественный деятель. Участник обороны Севастополя во время Крымской войны. 46. …Bewusstsein überhaupt (нем.) – здесь: наиобщего.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010