Катаев Николай Евсеевич (1898–?), студент историко-филологического ф-та М.у.; Каутский Карл (1854–1938), немецкий экономист, историк, публицист, один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии и 2-го Интернационала, идеолог центризма; Кауфман Александр Аркадьевич (1864–1919), экономист, статистик, историк, публицист, политический деятель, один из организаторов и лидеров партии кадетов; Керенский Александр Федорович (1881–1970), адвокат, политический деятель. Депутат IV Государственных думы, лидер фракции трудовиков, с марта 1917 эсер. В дни Февральской революции член Временного к-та Государственной думы, товарищ председателя Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Во Временном прав-ве: министр юстиции (март-май), военный и морской министр (май-август), министр-председатель (с 8.07), одновременно, Верховный главнокомандующий (с 30.08) и глава Директории (01–25.09.1917). С 1918 в эмиграции, жил во Франции, США (с 1940); Кизеветтер Александр Александрович (1866–1933), историк, публицист, политический деятель, член ЦК партии кадетов, депутат II Государственной думы, магистр (1903), доктор (1909) русской истории, член-корр. РАН (1917). Преподаватель истории в московских гимназиях, в Лазаревском ин-те восточных языков (1884–1887). Преподаватель Народного ун-та им. А.Л. Шанявского, МВЖК и Коммерческого ин-та (с 1907). Приват-доцент (1898–1909), профессор (1909–1911, 1917–1922) историко-филологического ф-та М.у., действ. член Ин-та истории при ФОН МГУ (1921). В сентябре 1918 арестован, освобожден в январе 1919. В 1922 выслан из России, профессор Русского юридического ин-та, преподаватель Карлова ун-та в Праге, один из учредителей и председатель (с 1930) Русского исторического об-ва; Киселев Павел Дмитриевич (1788–1872), граф, государственный деятель, ген.-адъютант (1823), ген. от инфантерии (1834). Участник Отечественной войны 1812, заграничных походов русской армии 1813–1814, русско-турецкой войны 1828–1829. С 1835 постоянный член всех секретных к-тов по крестьянскому делу, министр государственных имуществ (1837–1856), посол России во Франции (1856–1862), член Государственного совета (1834);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Брайт Джон (1811–1889) — английский оратор и левый политический деятель, член палаты общин от Манчестера (с 1847 г. до смерти). Был на стороне Севера во время Гражданской войны в Америке, выступал за реформу образования, расширение круга избирателей на парламентских выборах, за свободу вероисповедания. Макдональд Джеймс Рамсей (1866–1937) — английский государственный деятель. В 1894 г. присоединился к Комитету рабочего представительства, ставшему в 1900 г. Лейбористской партией, одним из основателей которой он являлся. В 1906 г. был избран в парламент и вскоре стал признанным руководителем Лейбористской партии. Убежденный пацифист, Макдональд протестовал против участия Англии в Первой мировой войне. Премьер-министр и министр иностранных дел в 1924 г. (первое лейбористское правительство Англии), в 1929–1935 гг. премьер-министр. В 1931–1935 гг., выйдя из Лейбористской партии, возглавил коалиционное «национальное» правительство. Автор книг «Социализм и общество» (1905), «Социализм и правительство» (1909) и др. Догберри и Шеллоу.  — Догберри — констебль, герой комедии У. Шекспира «Много шума из ничего», в переводе Т. Щепкиной-Куперник — «Кизил, полицейский пристав». Судья Шеллоу — персонаж шекспировской комедии «Виндзорские насмешницы». Бланд Хьюберт (1856–1914) — английский писатель социалистического направления. Совместно с женой, прозаиком и поэтессой Эдит Несбит (1858–1924), являлся одним из основателей Фабианского общества. Митчел , сэр Питер Чалмерс (1864–1945) — английский зоолог. Сыграл большую роль в переустройстве лондонского зоопарка. Автор книг «Очерк биологии» (1894), «Природа человека» (1904), «Материализм и витализм в биологии» (1930), «Мой дом в Малаге» (1938) и ряда других. Острова Палау — группа островов в Тихом океане к юго-востоку от Филиппин. Открыты испанцами в 1543 г. Миссис Бетл у Лэма — одна из героинь автобиографических очерков Чарльза Лэма «Очерки Элии» (1823–1833) (см. также примеч. 9 к гл. VI/В файле — комментарий прим. верст. /). Этот образ списан с реального лица — невестки писательницы Фанни Бёрни (см. примеч. 9 к гл. II/В файле — комментарий прим. верст. /).

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

Слово сальность в современном русском языке означает: «непристойность, циничность, похотливость; непристойное, грубо-циничное слово, выражение». Этим значениям и оттенкам соответствует и особое значение прилагательного – сальный: «непристойный, грубо-циничный, фривольный, похотливый». Это значение в современном речевом употреблении кое-кому представляется метафорическим видоизменением других значений слова сальный: 1. прилагательное к сало; сделанный из сала. Сальная свеча; «запачканный салом, неопрятный, грязный». Сальное пятно, сальный пиджак; 2. «жирный, лоснящийся» (напр. Сальная кожа. «Лицо сальное, охваченное бакенбардами, глаза маленькие». Писемский, Леший). Ср. значение глагола засалить и особенно причастия засаленный. У С.  П.  Жихарева в «Дневнике чиновника» (Отеч. Зап., 1855, 4 и 5): «Меня встретил высокий лакей, довольно засаленный, которого зовут Макаром» (Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX b./Ред. Н. Л.  Бродского, Academia, 1930, с. 32). В 20–40-х годах XIX b. слово сальность стало принадлежностью особого стиля литературно-разговорной речи. У И. И. Панаева в очерке «Литературная тля» (1843): «Они (светские люди) говорят ”Кес-ке-са? Сет-афрё! Кель сосьете! Откуда автор взял таких лиц? Можно ли выводить такие сальности на сцену? Се мове жанр!“» (Панаев И. И., 1888, 2, с. 326–327). Уже к 50–60-м годам слова – сальность и сальный в новом значении стали общелитературными. У Ф. М.  Достоевского в повести «Село Степанчиково и его обитатели» (1859): «Он принялся острить и подшучивать, разумеется, на счет молодых. Все хохотали и апплодировали. Но некоторые из шуток были до такой степени сальны и недвусмысленны, что даже Бахчеев сконфузился». Ср. у Л. Толстого в «Дневнике» (1852 г., 8 апреля): «Очень беспокоился за брата; наконец, он приехал с какой-то сальной кампанией». В «Дневнике А. П. Сусловой» (1864–1865 гг.): «Страшная грязь этот театр! Говорятся сальности и дамы выделывают такие жесты, что смотреть совестно» (Суслова А. П. Годы близости с Достоевским, 1928, с. 114). У Н. И.  Пирогова в «Дневнике старого врача»: «Каких сальностей я ни наслушался от этого пошляка! Чего ни показывал он мне, и табакерки с сальными изображениями в средине, под крышкою»...«Оказывалось, что каждый из нас, учеников, успел уже приобрести дома порядочный запас сальных сведений, которые и сообщал охотно и сколько можно, наглядно своим товарищам» (Пирогов, 2, с. 157).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Метод Федотова включает в себя элементы богословского, филологического и культурно-исторического подходов и, как отмечал он сам, появился в результате перенесения на русский материал исследовательских приемов, выработанных в медиевистике на материале западноевропейского средневековья (Fedotov G.P. Ор. cit., р. XIII). В то же время «Стихи духовные» стоят в одном ряду с сочинениями религиозных мыслителей первой трети XX в. (прежде всего - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и В.В. Розанова), посвященными русской народной религиозности и русскому национальному характеру. Если прослеживать генезис основных идей книги, то выясняется, что они связаны именно с этой традицией (см. коммент. I, 3, 51, 74, 90, 113). Кроме того, насколько можно судить по одной опубликованной дневниковой записи Федотова (см. коммент. 159) и ранним его статьям («Лицо России» и «Три столицы»), в основе книги лежат глубоко личные мотивы, и в частности детские и юношеские воспоминания Федотова. Ограниченный объем не позволил нам остановиться на духовных стихах и их фрагментах, в той или иной связи привлекаемых Федотовым. В качестве дополнительного материала к настоящему изданию рекомендуем комментарий в подготовленном нами сборнике: Купина Неопалимая. Русские духовные стихи. М., 1991.   Сокращения, принятые в комментариях   Бес. КП, I-II, 1-6 Бессонов П. Калеки перехожие. М., 1861-1864, т. 1-2, вып. 1-6. Фед. ЛР Федотов Г. П. Лицо России. Статьи 1918-1930 гг. Фед. НГ Федотов Г. П. Новый град. Сборник статей. Нью-Йорк, 1952. Фед. РЕ Федотов Г. П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. Париж, 1973. Фед. СДР Федотов Г. Святые Древней Руси, М., 1990. Фед. ТР Федотов Г. П. Тяжба о России. Статьи 1933 - 1936. Париж, 1982. Feb. RR, I-II Fedotov G. P. The Russian Religious Mind [Vo1. 1] Kievan Christianity. Cambrige, 1946; Vo1. 2. Тне Middle Ages. Тне Thirteenth to the Fifteenth Centuries. Cambridge, 1966.   Список литературы, используемой Г. П. Федотовым   Адрианова В. П. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

1 Московская Патриархия разрешила в 1930 году православным французам, живущим в Западной Европе, праздновать Пасху по новому стилю. См.: Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. — М., 1949. — Т. 2. — С. 292—293. Ср: Там же. — С. 294 (о приходах в Голландии) и ЖМП, 1967, 8. — С. 1 (о православных, проживающих в Швейцарии). 2 Профессор университета в Дерпте (ныне г Тарту, Эстония) и И. Медлер предложил свой проект реформы календаря в 1863 г. (см.. Журнал министерства народного просвещения, 1864, январь, отд. 6. — С. 13). Согласно этому проекту григорианская поправка (состоящая в том, что все последние годы столетий, числа которых не делятся без остатка на 400, считаются простыми) должна быть заменена другой поправкой, а именно: каждый 128-й год нужно считать простым, а не високосным. В 128 годах, по Медлеру, содержится 97 простых лет по 365 дней и 31 високосный год по 366 дней. 3 Югославский астроном Миланкович предложил в 1922 году «новоюлианскую» систему календаря (взамен григорианской) со следующей поправкой: последние годы столетий, числа веков в которых не дают при делении на 9 остатка, равного 2 или б, нужно считать простыми. Так, например, простыми являются следующие годы 2100, 2200, 2300, 2500, 2600, 2700, 2800 (с остатками соответственно: 3, 4, 5, 7, 8, О, 1). Високосными же являются годы: 2000, 2400, 2900, 3300 (с остатками соответственно 1 2, 6, 2, 6). В 900 годах, по Миланковичу, содержится 682 простых года по 365 дней и 218 високосных лет по 366 дней Календарь Миланковича одобрен Совещанием Православных Церквей, состоявшимся в Константинополе в мае-июне 1923 г., и Церкви Греции, Югославии, Румынии и Болгарии перешли на этот «исправленный юлианский» стиль. Однако до 2800 года «новоюлианский» календарь Миланковича ничем не отличается от григорианского календаря. 4 Буткевич А.В., Зеликсон М.С . Вечные календари. АН СССР. Всесоюзное Астрономо-геодезическое общество. — М.,1969. — С.10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3587...

монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Николо-Бор, погост. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Никольская построена в 1864 году, каменная, престол один Святителя Николая. Погост в одном из отдаленных уголков на севере Новоторжского уезда долго обходился только деревянным храмом. Еще в 1848 году причт обращался в консисторию за разрешением исправить «ветхости» в деревянной церкви 1695 года постройки, уже окончательно обветшавшей. Книги для записи сборов пожертвований выдавались в 1853, 1857, 1861, 1862, 1863, 1864 годах. Только 15 декабря 1864 года новый храм был освящен благочинным священником Иоанном Галаховым, а старая деревянная церковь два года спустя была разобрана на дрова. Новый храм построен в стиле ранней эклектики (принимал объект архитектор И. Нефедьев, возможно, являющийся и автором проекта). В 1878 году в церкви были устроены печи. В 1902 году появились масляные росписи. Церковь закрыта в 1930-х годах, в настоящее время брошена и разрушается. В 1945 году имущество церкви, в том числе чудотворная икона святителя Николая, было передано в открывшуюся церковь в Прутне. После закрытия и этого прихода в 1963 году судьба икон неизвестна. По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. 1901. и Иванов П. Храмы Новоторжской земли. Церковно-краеведческие очерки. - Тверь, 2010.  Источник: сайт  Православные Храмы Тверской Земли   Церковь Николая Чудотворца расположена на территории урочища Никола-Бор на погосте села Никола-Бор Торжокского района Тверской области. Каменная церковь во имя Николая Чудотворца возведена по проекту (возможно) архитектора И. Нефедьева в 1853-1864 годах на средства прихожан вместо обветшалой деревянной обители 1695 года постройки, которая позднее была разобрана на дрова. Объемное культовое сооружение, крестообразное в плане, выстроенное в стиле эклектики, представляет собой двухсветный четверик, несущий традиционное пятиглавие, где центральная глава венчает световую ротонду с килевидными окнами, а каждый угол четверика венчают звонницы. Печи в Никольском храме были сложены в 1878 году, а масляная роспись внутреннего интерьера выполнена в 1902 году, частично сохранилась и до наших дней.  Храм закрыт в 1930-х годах, в 1945 году церковное имущество было передано в приход в Прутне. В настоящее время церковь Николая Чудотворца не действует, находится в полуразрушенном состоянии, заброшена и ни для каких целей не используется, нуждается в помощи для реставрации. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14020

Чернеево. Церковь Димитрия Солунского (Смоленской иконы Божией Матери). Дмитровская церковь, Смоленская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского , Смоленской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1857 и 1864. Ссылки:   Адрес: Московская область, Дмитровский район, село Чернеево Координаты: 56.459, 37.0259 Проезд:По Рогачёвскому шоссе до села Рогачёво, с Рогачёвского шоссе поворот налево, в сторону Клина, в центре Рогачёва после собора - налево, далее по дороге на Клин (А 108) до указателя " Богданово, Чернеево " , по указателю - вправо по грунтовой дороге, держаться главной, на " Т-образном " перекрёстке - направо. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Дмитрия Солунского в селе Чернеево построена в 1875-1864 гг., в стиле эклектики. Второй престол - Смоленский, во имя Смоленской иконы Божией Матери. Церковь закрыта в 1930-х гг. В настоящее время заброшена. Сохранились фрагменты росписи в притворе, в алтарной части и в основном объёме храма, над иконостасом и напротив него, а также остатки самого иконостаса. Известно, что с 16 века в селе Чернеево находилась деревянная церковь в честь великомученика Димитрия Солунского. В начале 17 века храм и село были разорены. Около 1646 года на пустоши Чернеево построились крестьянские дворы монастырской вотчины, и пустошь стала деревней. В 1715 году построили деревянный храм. В 1864-1889 гг. (по разным источникам) на средства купца Мошкина построена каменная церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. В советское время помещение использовалось как зернохранилище, а внутренними перегородками служили иконы храма. Из книги Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести», Дмитров, 2005г.  Церковь Смоленская, кирпичная с белокаменными деталями, выстроена вместо прежней деревянной в 1864 г. на средства И.М. Мошкина. Памятник принадлежит к традиционному типу теплых церквей и обладает присущим этому типу композиционным своеобразием, которое заключается преимущественно в отсутствии выраженного, вертикально ориентированного храмового объема. Перекрытый коробовым сводом бесстолпный храм составляет с двумя равновеликими алтарями и трехчастным основанием двухъярусной колокольни единый блок, завершенный общим антаблементом и аттиком.

http://sobory.ru/article/?object=06857

Свято-Троицкий храм города Орла (Проект расширения церкви 1864 года) До 1864 года над могилою Ермолова не было никакого памятника и даже деревянного креста. Но в том же году сыновья Алексея Петровича: Виктор, Клавдий и Север вознамерились поставить над могилою памятник. Но Троицкий священник Иоанн Мещерский предложил им вместо устройства памятника расширить церковь так, чтобы она вместила в себе могилы Ермоловых. Кроме этого предполагалось сделать в церкви новый дощатый дубовый пол в алтаре, сам алтарь расширить, утвердить престол и иконостас на каменном фундаменте. Проект по расширению церкви, составил архитектор казенной палаты В.С. Попов. Расширение Троицкой церкви произошло с двух сторон - южной и северной, причем расстояние, отделявшее церковь от колокольни, вошло под своды храма. 15 октября 1867 года епископ Макарий (Миролюбов) освятил перестроенный храм. В марте 1864 года настоятель Иоанн Мещерский просил у консистории дозволения построить каменный дом при кладбище. При своем прошении отец Иоанн представил и проект предполагаемого дома. Сама же постройка началась в 1865 году и продолжалась в течение трех лет. В 1868 году церковный дом был оштукатурен снаружи, а так же были построены деревянные сараи при нем. В 1874 году были доделаны многие внутренние работы. В доме проживали семьи священника и диакона. После революции После революции Троицкая церковь стала обновленческой . 8 апреля 1929 года церковный дом причта был отобран у церковной общины и заселен жильцами. Зимой 1930 года были сняты колокола. В 1931 году церковь еще работала и по документам проходила как обновленческая. В середине 1930-х годов (скорее всего в 1938 году) была закрыта. К началу Великой Отечественной войны Троицкая церковь уже точно не работала. Есть одно свидетельство, которое сообщает об открытии Троицкой церкви в оккупации в начале 1942 года. Орёл был освобожден 5 августа 1943 года. Орловское духовенство поддержало призыв митрополита Сергия и приняло участие в сборе средств в Фонд обороны страны. Троицкая церковь в период с сентября 1943 года по январь 1944 года передала в Фонд обороны 1932 рубля.

http://drevo-info.ru/articles/13679369.h...

Воротынск. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в Воротынске построен на месте ранее существовавшего деревянного в 1855 (1864?)г. почётным гражданином И.П. Санютиным; освящён в 1864 г. Храм кирпичный трапезного типа с двухъярусной колокольней (трапезная как бы слилась с первым ярусом колокольни). Колокольня имеет шатровый пирамидальный верх. Габариты: длина 32 м,ширина 12,6 м. В интерьере сохранились остатки росписи, выполненой масляными красками по штукатурке. Здание представляет собой обычный образец приходской церкви в провинциальной архитектуре второй половины XIXb. После закрытия храма в 1930-х гг. его помещение использовали под склад, но в настоящее время храм передан епархии и ремонтируется. Источник: Памятники истории и культуры национального парка Угра Когда-то в поселке Воротынск стояла старая деревянная церковь. В 1855 году на ее месте на средства почетного гражданина Санютина был воздвигнут храм Николая Чудотворца. Его освятили в 1864 году, о чем свидетельствует табличка на одной из стен здания. Церковное сооружение представляет собой образец сельского приходского храма, характерный для провинциальной архитектуры конца XIX века. Храм кирпичный, трапезного типа, построен в духе образцовых проектов русско-византийского стиля, с престолом в честь свт. Николая Мирликийского. Одноэтажная трапезная сливается и составляет одно целое с первым ярусом колокольни. Святоникольская церковь состоит из четверика, завершенного массивным купольным восьмигранником под двускатной крышей. Двухъярусная колокольня увенчана восьмигранным пирамидальным верхом. Частично сохранилась внутренняя отделка. Настенная роспись, выполненная масляными красками по штукатурке, в достаточно хорошем состоянии. В 1930 году была закрыта, позднее использовалась под склад. К 2014 году храм во имя Святителя Николая Мирликийского в Воротынске передан Калужской епархии. Сейчас в нем ведутся реставрационные работы. Церковь Николая Чудотворца является памятником истории и культуры национального парка Угра.

http://sobory.ru/article/?object=01466

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010