Ульяновск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:1749. Колокольня - руб. 18-19 вв. Год утраты:1936 (разобрана) Адрес: Россия, Ульяновск, улица Плеханова, 1А Координаты: 54.310683, 48.402162 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Каменная двухпрестольная церковь с главным престолом во имя Тихвинской иконы Божией Матери по одним источникам была построена в конце XVII в. по другим – в 1749 г. В середине XIX в. храм перестраивался. Храм пострадал во время пожара 1864 г., но вскоре был восстановлен. На 1882 г. церковь занимала 320 кв. саж., имела трехъярусную колокольню. Летом 1930 г. были сняты колокола, к 1936 г. храм был полностью разобран. Архитектурно-градостроительное значение Тихвинской церкви связано с формированием высотного силуэта южного склона волжского косогора. Она располагалась на угловом участке пересечения улицы Тихвинской (ныне Плеханова) и современного переулка С. Халтурина. Существовавшая почти два века, Тихвинская церковь была каменной, построенной в 1749 г. В пожары 1864 г. эта церковь обгорела, затем восстановлена заново. В 1930-х годах Тихвинская церковь была сломана, а в 1987-1988 гг. рядом построена двухэтажная гостиница «Октябрьская». Расположенная на одной из террас волжского косогора, эта церковь имела важное архитектурно-градостроительное значение в силуэте этой части города. В то же время она расположена на таком же расстоянии от Николаевского собора, как и Владимирская с противоположной от этого собора стороны, создавая уравновешенную пространственную композицию в панораме города. Церковь включала трехъярусную колокольню с легкой каркасной башенкой и луковичной главкой с крестом над ней. Затем шла трапеза с сомкнутым сводом и двухскатной крышей. С восточной стороны от трапезы размещался двухсветный восьмигранный храм, завершенный куполом с глухим фонариком и небольшой луковичной главкой над ним, увенчанной восьмиконечным позолоченным крестом. Вход в церковь с южной стороны через притвор в колокольне.

http://sobory.ru/article/?object=35400

Болхов. Церковь Николая Чудотворца, Гончарного. Церковь Николы Пахотного, церковь Иерусалимской Божией Матери /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Обширная кирпичная церковь, построенная в 1735 году. Высокий бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной, колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 году. Второй этаж над трапезной сооружён в 1864 году. В трапезной вверху Иерусалимский храм с приделами Михаила Архангела и Нила Столобенского, внизу Воздвиженский и Трёхсвятский приделы. Закрыта в 1930-х годах, в 1940-1950-х годах разрушена, в 1972 году взорвана колокольня. Никольская церковь на Верхне-Никольской площади венчала самую высокую точку города Болхова. Первое упоминание о ней содержится в Писцовой книге писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова (1624–1625 гг.): «В пахотной слободе церковь Николы Чудотворца деревян клечет, а в нем образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение попа Никольскова Игнатия, да дьячка Якушки Дементьева сына Разпопа и мирских людей; под церковью и кладбищем места в длину 20 сажен, поперек тож». В ночь на 7 мая 1695 г. «часу в пятом» в Болхове вспыхнул большой пожар, уничтоживший кружечный и таможенный дворы, дворы именитых людей Григория Строганова и Никиты Шутова, 3 двора поповских, 72 посадских, 79 лавок, 26 кузниц и две церкви – Вознесенскую и Никольскую. За свою историю храм неоднократно перестраивался и возводился заново, в частности, в конце XVII или начале XVIII вв. очередную деревянную церковь на этом месте возвели иерей Игнатий и чтец Иаков. Кирпичную холодную церковь во имя Св. Николая Чудотворца вместо старой обветшавшей построили в 1735 г. По архитектуре представляла собой высокий бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной. В 1804 г. ее трапезную расширили и сделали теплой, устроив по бокам два придела: во имя Воздвижения Св. Креста (правый) и трех святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова (левый). Колокольня в стиле классицизма пристроена в 1827 году. В 1864 г. над трапезной построили второй этаж, где разместили еще три придела: главный во имя Иерусалимской иконы Божией Матери (в центре), во имя Св. Нила Столбенского (правый) и Св. Михаила Архангела (левый).

http://sobory.ru/article/?object=39404

Ростов-на-Дону. Церковь Всех Святых (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Её история началась в 1785 году, когда первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Новый храм строился с использованием материалов разбираемого ветхого Покровского храма. Церковь была построена на старом ростовском кладбище. Её освятили во имя Всех Святых. Закладка церкви совершилась 15 декабря 1785 года. Через полтора года церковь была полностью отстроена, и 19 мая 1787 года освящена протоиереем Иоанном Андреевым. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трёхпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова. Новая кладбищенская церковь во имя Всех Святых просуществовала 98 лет. В 1930-е годы была закрыта. В 1942 году в ней возобновились регулярные Богослужения, продолжавшиеся до 1966 года. Этот год стал последним в жизни храма. По решению городских властей церковь была взорвана. Исчезло и городское кладбище, закрытое ещё перед Великой Отечественной войной. В 1967 году на месте кладбища и взорванной Всехсвятской церкви возвели здание Дворца спорта, строительство которого планировалось с начала 1960-х годов. Всехсвятская церковь в городе Ростове-на-Дону была известна как кладбищенская. Ее история началась в 1785 году, когда в Димитриевской крепости первоначальную Покровскую церковь заменили новым, более вместительным храмом. Материал разбираемого ветхого Покровского храма использовали для постройки церкви на старом ростовском кладбище «в районе нынешнего перекрестка улицы Красноармейской и Соборного переулка». Кладбищенскую церковь освятили во имя Всех Святых. Ее закладка совершилась 15 декабря 1785 года в Соборном переулке. Через полтора года церковь была полностью отстроена и 19 мая 1787 года освящена. По мере развития города уже в первой половине XIX века в районе между Доломановским и Халтуринским (бывшим Никольским) переулками, Красноармейской (бывшей Скобелевской) и Филимоновской (бывшей Ермоловской) улицами было устроено новое городское кладбище. 8 сентября 1864 года на городском кладбище была заложена новая трехпрестольная Всехсвятская церковь. Строилась она на средства городского головы Андрея Матвеевича Байкова.

http://sobory.ru/article/?object=34173

Марта 12 (25) Священноисповедник Александр (Державин) Составитель священник Максим Максимов Священноисповедник Александр Державин родился в 1864 году в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии. После окончания в 1887 году Духовной семинарии он был рукоположен во священника к Богородице-Рождественскому храму села Александрово Звенигородского уезда. В 1897 году его перевели в село Троицкое того же уезда, где он служил в Троицком храме до самого ареста. С приходом в 1917 году новой безбожной власти начались гонения на Русскую Православную Церковь . Тяжелое, порой бедственное положение духовенства, которое было вынуждено платить большие налоги, терпеть различные запреты и социальную несправедливость по отношению к себе и своим семьям, усугублялось еще и тем, что власти, создавая новые экономические отношения, в своих неудачах и промахах нередко винили священников и верующих. Церковная жизнь в стране не могла развиваться спокойно. Каждый год приносил новые запреты, штрафы и лишения. Повсеместно арестовывалось духовенство и активные миряне. Очередная волна беспощадных широкомасштабных гонений на Церковь началась в 1929 году. С 1 на 2 января 1930 года в 10 часов ночи в доме отца Александра был произведен обыск. Все книги, письма и вещи были перерыты. После обыска, без предъявления священнику какой-либо вины, он был арестован и отвезен на станцию Кубинка и помещен до прибытия поезда в отдельную комнату как арестант. В 5 часов утра прибыл поезд до Москвы. С вокзала в закрытом автомобиле он был доставлен на Лубянку в ОГПУ. 3 января 1930 года отец Александр был допрошен. -Меня арестовали я не знаю за что. Антисоветской агитации я не вел и вообще стою в стороне от политики. Большего показать ничего не могу, – ответил священник на вопросы следователя. -Что вы знаете по поводу восстания против советской власти в Звенигороде? – спросил следователь. – Я ничего по поводу этого восстания не знаю… Допрошен отец Александр был один раз. 5-го января его перевели в Бутырскую тюрьму в Москве. После обыска он был помещен в камеру. В Бутырках его еще раз вызывал к себе следователь на допрос. 15 января предъявили обвинение в том, что он, совместно с активом церкви, «будучи тесно между собой связаны по церковным делам, в продолжение долгого времени систематически вели злостную антисоветскую агитацию, направленную к срыву проводимых советской властью и партией мероприятий в деревне.».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Санкт-Петербург. Церковь Алексия, человека Божия при бывшем Доме милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В 1906 году на Гесслеровском (ныне Чкаловском) проспекте в Петербурге началось возведение отделения Дома милосердия с церковью св. Алексия Человека Божьего. Автором проекта был один из талантливейших мастеров русского стиля архитектор Герман Давидович Гримм (1865–1942). Денег на строительство не хватало, и потому к 1911 г. был отделан только верхний храм. К сожалению, в 1930–1932 этот интереснейший по соей архитектуре храм был капитальным образом перестроен по проекту Д.Г. Фомичёва и приспособлен под один из цехов завода " Измеритель " . Храм был одним из лучших образцов неорусского стиля. Церковь была заложена в 1906 г. по пректу арх. Г. Д. Гримма. Из-за недостатка средств церковь строилась очень медленно - к 1911 г. была отделана только верхняя церковь, нижняя так и осталась без украшения. В 1930-1932 гг. здание было капитально перестроено в цех завода " Измеритель " . В 1833 г. в СПб по инициативе Сарры Бюлер было открыто частное Магдалинское убедище с целью " возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда " . В 1844 г. это убежище стало Отделением кающихся и вошло в состав Свято-Троицкой общины сестер милосерждия. В 1864 г. оно было приобразовано в Дом милосердия и поступило под покровительство великой кн. Марии Николаевны. Взрослое отделение Дома переехало на Петербургскую сторону. Здесь было решено построить церковь. Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 г. по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома. 20 января 1873 г. епископ Ладожский Тихон освятил храм. Первоначально предполагалось посвятить его св. Марии Магдалине, небесной покровительнице великой княгини, которая подарила храму убранство своей домовой церкви, но средства на постройку выделил московский купец Алексей Николаевич Дьячков, и храм посвятили его святому. Дьячков же пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь изготовленную на фабрике Ф. А. Постникова. Образа для храма написал Ф. А. Соколов. Деревянный храм был приписан к церкви св. Матфея.

http://sobory.ru/article/?object=19739

Томск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Старо-Кафедральный собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1930 Адрес: г. Томск, переулок Батенькова (ранее переулок Благовещенских) Координаты: 56.484228, 84.952167 Проезд:Томск, площадь Батенькова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В самом начале XIX века на современной площади Батенькова был построен один из красивейших соборов Томска — Благовещенский. Здесь хранилась главная городская святыня — икона Троица Ветхозаветная. Согласно легенде, именно этой иконой Борис Годунов благословил основателей Томской крепости. Икона хранилась в городе с момента его основания и бесследно исчезла после Революции. Давно нет и собора. Сохранилось лишь небольшое здание в самом начале улицы Советской, которое продолжает служить городу. Благовещенский собор был построен в 1806 году в центральном районе Томска, получившем название «Уржатка». Ранее на этом месте размещался деревянный храм, первые упоминания о котором датированы еще 1639-м годом. В 1864 здесь разместили кафедру архиерея, и в течение более чем 30 лет Благовещенский собор был главным собором города. В его честь даже был назван проходящий неподалеку переулок. В 1900 году архиерейская кафедра переехала в новый Троицкий кафедральный собор, который был построен в центре современной площади Новособорной. После установления советской власти в Томске, как и по всей стране, развернулась активная борьба с «пережитками царизма». Со временем очередь дошла и до Благовещенского собора. В 1926 году Благовещенский переулок получает новое имя — в честь декабриста Гавриила Батенькова. А еще через четыре года исчезает и сам собор. Единственное, что от него осталось, это здание церковного склада. http://obzor.westsib.ru/article/403464 Деревянный собор на Уржатке был построен в 1649 году. К 1790 году собор обветшал, и на его месте начали возводить кирпичную церковь того же названия в стиле русского барокко. Работы завершились в 1804 году. Переулок, ведущий к храму, и площадь, где он стоял, получили название Благовещенских (теперь Батенькова). Достопримечательностью " старого " собора являлся резной деревянный иконостас середины XVIII века, в котором помещалась томская реликвия-икона Святой Троицы, врученная царем Борисом Годуновым основателям Томска. В 1930-м году храм снесли. Иконостас с реликвией бесследно исчезли.

http://sobory.ru/article/?object=34854

Юхнов. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты Казанский собор в г. Юхнове был построен в 1804 г. Он каменный, с пятью главами, трех престольный: главный –– в честь Казанской иконы Божией Матери (был освящен в 1815 г.), в южном приделе –– в честь Покрова Пресвятой Богородицы и северном –– в честь святителя Николая Чудотворца. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно. К 100 – летнему юбилею храма был построен каменный притвор, который соединил храм с колокольней. Тогда же на колокольне были установлены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства С.Я.Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в золоченом серебряном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению в 1812 г. Эта икона была помещена за правым клиросом и под ней, в память об избавлении города, было установлено древко штандарта, полученного в бою 19 января 1813 г. у французского драгунского полка полковником С.Храповицким. В 1864 г. при соборе было открыто Женское церковное училище. Ежегодно в собор приносилась из Юхновского Казанского мужского монастыря чтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. К собору были приписаны тюремный храм в честь Илии Пророка и храм в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитриевский) на городском кладбище, к которому с 1882 г. ежегодно в день престольного праздника 28 июля от собора стал совершаться крестный ход и в церковной ограде совершалась вселенская панихида. Казанский собор был закрыт в 1930 г. Протоиерей Павел Заболотский был расстрелян органами ЧК 18 сентября 1918 г. у опушки леса, на северной окраине города. Священник Александр Митрофанов 7 сентября 1930 г. тройкой ПП ОГПУ Западной области был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Второй священник собора, о. Сергий Соколов после закрытия собора перешел служить в Одигитриевский храм. В 1937 г. он был арестован и расстрелян 8 января 1938 г. по приговору тройки УНКВД Смоленской области. После закрытия Казанский собор стал использоваться под зерносклад. В 1935 г. была разобрана часть кирпичной кладки колокольни Казанского собора и сброшены колокола. Во время Великой Отечественной войны пятиглавый купол Казанского собора был разбит, и полностью разрушена колокольня. Своды были пробиты в нескольких местах, крыша храма полностью сгорела, выгорел храм и изнутри. К востоку и югу от храма было устроено немецкое кладбище. В 1950-е гг. храм переходит в ведение Юхновского райпо. В 1954 г. верующие г. Юхнова ходатайствовали перед Святейшим Патриархом Алексием I об открытии храма, но это не дало никаких результатов из-за сопротивления гражданской власти. В 60-70-е гг. XX в. с южной и восточной сторон храма были построены склады.

http://sobory.ru/article/?object=09859

Вичуга. Церковь Воскресения Христова в Тезине. Красная церковь Карта и ближайшие объекты Храм Воскресения Христова расположен в части города Вичуги, где раньше располагалось село Тезино. До середины шестидесятых годов девятнадцатого века Тезино было деревней прихода Покровской церкви села Хренова. Дальность расстояния приходских деревень от церкви вынуждали заботиться об образовании самостоятельных приходов с устройством новых храмов. По этой причине в 1864 году в Тезине был построен деревянный храм Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Смоленской иконы Божией матери. Со временем население Тезина увеличилось, и появилась необходимость в создании нового, более просторного храма, который и был построен в 1911 году на средства фабриканта И. Кокорева в память о его трагически погибшей дочери. Увенчанное пятиглавием монументальное кирпичное здание в неорусском стиле возведено по проекту московского архитектора И.С. Кузнецова. Фасады церкви, соединенной с высотой, украшенной несколькими рядами кокошников колокольней, декорированы уникальными майоликовыми панно, не встречающимися более ни в одном сооружении и, к большому сожалению, почти утраченными в настоящее время. Поражает не имеющее ни столбов, ни колонн огромное внутреннее пространство храма, сплошь покрытого живописью, масляными красками, выполненной художниками мастерской известного палехского иконописца Сафонова. В 1930-е годы храм был закрыт для прихожан. Первоначально в здании располагалась кузница, потом в нем была установлена трансформаторная подстанция фабрики «Красный Профинтерн» и телевизионный ретранслятор. С середины семидесятых здесь был оборудован склад промышленных товаров Вичугского торга. В декабре 1989 года исполком городского Совета народных депутатов принял решение о передаче здания для нужд верующих. С этого времени началась большая работа по заготовке материалов и проведению ремонта, были восстановлены купола, подняты на колокольню и установлены колокола, выполнена реконструкция иконостаса, ведется роспись стен и сводов храма.

http://sobory.ru/article/?object=01503

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжая традицию трезвости Православные трезвенники совершили паломническую поездку на малую родину В.А. Михайлова в деревню Высокий Остров Новгородской области 01.09.2020 1474 Время на чтение 5 минут 10 августа, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, трезвенники из православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, который действует при петербургском храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ, совершили паломническую поездку в деревню Высокий Остров Окуловского района Новгородской области. Отправились паломники из Санкт-Петербурга рано утром, чтобы успеть на Божественную литургию в престольный праздник храма во имя Смоленской иконы Божией Матери в деревне Высокий Остров. В дороге читали Акафист Святителю Николаю. Несколько слов о самом храме. Он расположен на высокой точке на отрогах Валдайской возвышенности и был основан тщанием крестецкого помещика Гавриила Андреевича Котова в 1788 г., о чем повествует табличка на стене церкви. В разное время в храме служили известные священники: о. Александр Андреевич Старков (в 1864 году), о. Александр Здравосмыслов (в 1889 году), о. Николай Степанович Озеров (с 1904 по 1916 годы) и другие. Под сводами Смоленской церкви располагалась одинокая могила без надписи, в которой, как свидетельствовали местные старожилы, был похоронен строитель храма, погибший во время строительных работ. Помимо каменного храма в деревне долгое время стояла деревянная ярусная Никольская церковь, которая была возведена около 1757 г. Храм располагался на высоком холме посреди деревни и был виден издалека, а с трех сторон его окружало кладбище. Никольскую церковь в 1976 г. перевезли в Музей деревянного зодчества «Витославлицы», где она и находится по сей день. В соседней деревне Заручевье, которая к настоящему времени слилась с деревней Высокий Остров, под горой стояла часовня, рядом с которой бил чистейший родник. В конце 1930-х гг. Смоленский храм в Высоком Острове, как и множество храмов по всей России, был закрыт. В сентябре 1937 г. был арестован и вскоре расстрелян священник Николай Степанович Озеров. Вплоть до 1992 г. в помещении храма находились ремонтные мастерские совхоза «Куйбышевский». В храме хранились удобрения, сельскохозяйственные машины, строительные материалы. Постепенно облик храма претерпевал печальные изменения - были разрушены балюстрады, разобрана колокольня, частично заложены окна, разграблено внутреннее убранство. С западной и южной стороны церкви были сделаны проёмы для въезда тракторов.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/01/pr...

Золотая Грива. Церковь Бориса и Глеба. Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба , Флора и Лавра Год постройки:1840. Адрес: Владимирская область, Вязниковский район, с. Золотая Грива Координаты: 56.263975, 42.207942 Проезд: Северный выезд из райцентра Вязники по ул. 2-я Набережная. Через 1км в наиболее узком месте р.Клязьма временный металлический мостик шириной в одну полосу движения с возможностью проезда автомобилей. С него церковь проглядывает через кустарник поймы реки в северо-восточном направлении. Далее 2км до ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Вязники по ул. 2-я Набережная. Через 1км в наиболее узком месте р.Клязьма временный металлический мостик шириной в одну полосу движения с возможностью проезда автомобилей. С него церковь проглядывает через кустарник поймы реки в северо-восточном направлении. Далее 2км до д. Ивановка, с дороги также видна церковь. Недоезжая 200м деревни Ивановка по правую сторону от дороги -свёрток параллельно деревне на грунтовый путь к с. Золотоя Грива. Проезд строго сезонный, летом. Весной половодье, зимой заносы, расчистки дороги нет, т.к. в селе, по всей видимости, нет с/х производства, (товарной дойки и т.п.) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Радугин Федор Васильевич, священник (1864-1937). Родился во Владимирской губ., Переяславль-Залесский у., с. Воронцово. Окончил Владимирскую Духовную Семинарию. Служил священником Рождественской церкви во Владимирской обл., Вязниковский р., погост Медуши, (сейчас урочище Медуши числится в Ковровском районе Владимирской области). Там же арестован 20/02/1930 ВОКР ОГПУ г. Вязники. Осужден за «антисоветскую агитацию» тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. на «три года ссылки в Северный край». Вернулся на служение в сане священника церкви свв. Бориса и Глеба Владимирская о., Вязниковский р., с. Золотая Грива. Вновь арестован 08/10/1937 РО НКВД г. Вязники. Осужден тройкой при УНКВД СССР по Ивановской обл. по ст. 58-10 УК РСФСР " контрреволюционная агитация " . Приговор - высшая мера наказания – расстрел. Расстрелян 17 октября (по другим данным ноября) 1937 г. Реабилитирован 10.04.1989 г. Владимирской облпрокуратурой.

http://sobory.ru/article/?object=05443

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010