Томск. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До 1845 г. как такового, кафедрального храма в Томске не было. Его функции исполняла Богоявленская церковь. Епископ Томский Афанасий (Соколов) выступил инициатором строительства соборного храма. 3 июня 1845 г. состоялась торжественная закладка собора и строительство началось. 26 июля 1850 г., когда здание вчерне было почти готово, главный купол собора, а с ним вместе 4 арки обрушились. Работы возобновились только в 1858 г., но за истощением средств, в 1861 г. снова были прекращены. Вновь строительные работы возобновились в 1885 г. Строительство собора было закончено по первоначальному плану в 1900 г. В том же году состоялось торжественное освящение кафедрального собора. Храм поражал своим величием. Был выстроен из камня, с каменным подвальным этажом, куполом и четырьмя башнями-колокольнями, главы и кресты купола и башен вызолочены. Своими формами храм напоминал Введенскую церковь, лейб-гвардии Семеновского полка в Санкт-Петербурге, построенную по проекту К.А.Тона. Троицкий собор имел три придела. Главный был освящен в честь Святой Троицы, а боковые – во имя свт. Николая и св. благоверного князя Александра Невского.  Приписными к собору числились следующие церкви: 1) Кладбищенская в Томске в честь Вознесения Господня, построена в 1810, каменная. 2) На заимке Пудовиковых в 3 в. от Томска, деревянная, во имя Св. Архидиакона Стефана, построена в 1856. 3) Часовня в Томске у дальнего ключа. После 1917 г. все эти храмы были разрушены.  В 1914 г. Святейшим Синодом был утвержден штат для Троицкого собора: кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона и 2 псаломщика. Известно, что в 1914 г. в храме служили: протоиерей Петр Андреевич Мстиславский, протоиерей Иоанн Алексеевич Беневоленский - ключарь собора, протоиерей Ксенофонт Яковлевич Васильков, священник Константин Владимирович Лебедев, священник Николай Ильич Благовестов, протодиакон Симеон Иванович Александров, протодиакон Андрей Николаевич Буторин, диакон Тимофей Яковлевич Астафьев, диакон Александр Алексеевич Владимиров, псаломщик Николай Евграфович Хрущев, псаломщик Павел Петрович Красивский.

http://sobory.ru/article/?object=23535

Тюнино. Церковь Казанской иконы Божией Матери (на кладбище). Карта и ближайшие объекты Храм Казанской иконы Божией Матери Задонское кладбище с конца XVIII в. располагалось к северу от городской черты у с. Тюнино. А потому выстроенный в 1813 г. помещиком Алексеем Фёдоровичем Викулиным на тюнинском колодезе каменный храм во имя иконы Божией Матери " Живоносный источник " считался кладбищенским. Городское кладбище действительно находилось недалеко от него, на другой стороне лощины, на пути из Тюнино в Задонск. В 1861 г. после учреждения в Тюнине Богородицкой женской монашеской общины окончательно была оформлена принадлежность к обители кладбищенского храма " Живоносного источника " . В связи с этим город стал нуждаться в отдельном кладбищенском храме. Но прошла ещё четверть века, прежде чем на средства дворянки Агриппины Васильевны Демидовой в 1886 г. была построена каменная кладбищенская церковь. На содержание её А.В. Демидова пожертвовала 25 000 руб. Архимандрит Димитрий и иеромонах Геронтий в своих трудах, вышедших в 1886 г., называли кладбищенский храм Задонска церковью во имя Всех святых. При этом в " Указателе храмовых празднеств Воронежской епархии " о. Димитрия приводятся сведения о том, что приделы в церкви предполагается освятить во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского, а строительницей храма ошибочно названа Мария Васильевна Охотникова. Возможно, что в год окончания строительства кладбищенской церкви её главный престол и предполагалось освятить во имя Всех Святых, но в последний момент либо священноначалие, либо та же А.В. Демидова решили иначе. По крайней мере о. Геронтий в издании своего труда о Задонском монастыре 1893 г. пишет о кладбищенской церкви как о храме во имя Казанской иконы Божией Матери и Всех Святых. И всё-таки главный алтарь храма посвятили Казанской иконе Божией Матери, а придельный престол в трапезной части освятили во имя св. Агриппины — небесной покровительницы хра-моздательницы. Согласно данным страховых оценок 1910 г., длина Казанской церкви составляла 10 саж., наибольшая ширина — 6 саж., высота до верхнего карниза — 2,5 саж. Окон малых — 13, во втором ярусе (восьмерике) — 4. Иконостас в храмовой части: длина — 11 арш., высота — 10 арш., в трапезной части: длина — 4 арш., высота — 6,5 арш. При храме находился причтовый двухэтажный кирпичный дом размером 6,5 х 5 и высотой 2 саж., с 20 окнами, каменная сторожка размером 13 х 7 арш. и высотой 4 арш., с 2 окнами, и дом в Задонске, построенные в 1886 г. А.В. Демидовой. По сведениям на 1911 г., колокольня Казанской церкви ещё не была построена, и звонница была сооружена отдельно стоящей на деревянных столбах. Штат Казанского храма, не имевшего своего прихода, со дня постройки и по крайне мере до революции 1917 г. составляли священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=02081

Хотушь. Церковь Николая Чудотворца. Свято - Никольский храм Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1861 году на месте сгоревшего деревянного на кошельковую сумму, при помощи прихожан и доброхотных дателей. В храме 3 престола: во имя Преображения Господня, во имя Святителя и Чудотворца Николая, во имя Преподобного Сергия Радонежского. После 1917 года здание церкви использовалось для хозяйственных нужд. С 1947 года храм снова стал действующим. home.tula.net Село Хотушь расположено по верховьям речки Хотушки в местности низменной, болотистой. От Тулы село отстоит в 40 верстах и в 8 верстах от ст. Лаптево Моск. – Курской жел. дороги. Когда возник приход, неизвестно, а назван он, вероятно, от ручья Хотушка, который и берет свое начало в болотистой местности села. Приход состоит из одного села, прихожан муж пола 780 душ и жен. пола 830 душ. С 1752 г., как значится в клировых ведомостях, храм был деревянный, во имя св. Чудотворца Николая, но 6 июня 1856 г. этот храм сгорел до основания, и на его месте в 1864 году построен был настоящий каменный храм, во имя того же Угодника, на кошельковую сумму, при помощи прихожан и доброхотных дателей. До сих пор храм существует в своем первоначальном виде. Престолов в нем три: в настоящем холодном храме во имя Преображения Господня, он освящен в 1868 г.; в теплой трапезной части храма: во имя св. и Чудотворца Николая с правой стороны, а с левой во имя преп. Сергия Радонежского Чудотворца. Придельный иконостас св. Николая Чудотворца был возобновлен в 1875 г. усердием прихожанина крестьянина Селькина. Его же усердием расписана была священными изображениями вся трапезная церковь, с пожертвованием на сей предмет 2100 руб. Иконостас же преп. Сергия Радонежского устроен в 1875 г. усердием тульского купца Адриана Буслаева. В храме сем достойна замечания храмовая икона св. и Чудотворца Николая величиною в 8 и 6 вершков, она одна осталась в 1856 г. невредимою от пожара, истребившего стоящий на сем же месте прежний деревянный храм и ограду. Эта икона висела в то время в ограде над аркой. Ограда вся сгорела, а арка с иконою остались целыми.

http://sobory.ru/article/?object=14431

священномученик Николай (Добронравов) (21.11.1861–10.12.1937) История Древней Церкви Священное Писание Ветхого Завета священномученик Николай (Добронравов) Архиепископ Владимирский и Суздальский. В миру Добронравов Николай Павлович. Родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка, Дмитровского уезда, Московской губернии в семье священника. Окончил Заиконоспасское духовное училище (1875), Московскую духовную семинарию (1881) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885). Магистр богословия (1886; тема диссертации: «Книга пророка Иоиля»). Тогда же обвенчался с Анной Александровной Иванцовой-Платоновой. В 1885 году стал преподавателем Священного Писания, догматического, нравственного и основного богословия в Вифанской духовной семинарии. Был рукоположён во диакона, затем во иерея. С 1890 года — законоучитель и настоятель домового храма Александровского военного училища в Москве. Одновременно с 1894 года законоучитель в 7-й Московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой; протоиерей храма святого великомученика Никиты в Старых Толмачах. В 1917 г. - член Предсоборного Совета. В 1917-1918 гг. член Священного Собора Российской Православной Церкви. Поначалу резко выступал против восстановления патриаршества; однако, после избрания Святейшего Патриарха Тихона, стал одним из его соратников. После революции 1917 года и закрытия Александровского военного училища, в 1918 году отец Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Служил настоятелем, овдовел. 19 августа 1918 года, без предъявления обвинения, был арестован сотрудниками ЧК во главе с комиссаром Реденсом; содержался в Бутырской тюрьме; в апреле 1919 года был освобожден. С 1920 года назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора. 13 августа 1921 года был пострижен в монашество (с оставлением имени Николай), и хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1922 году был арестован и осужден в связи с несогласием признать обновленцев. Власти приговорили его к одному году ссылки в Зырянский край, г. Усть-Сысольск, Вологодской губернии (ныне Сыктывкар). Из архиереев там же были: Кирилл (Смирнов) - митрополит Казанский и Фаддей (Успенский) - архиепископ Астраханский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Николай Владимирский, сщмч. - житие Священномученик Николай (в миру Николай Павлович Добронравов) родился 21 ноября 1861 в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника. В 1881 Николай Павлович окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1885 — Московскую Духовную академию и стал преподавать богословие и Священное Писание в Вифанской Духовной семинарии (Московская губ.). Женился. Был рукоположен в сан священника. Сначала, с 1889, служил в кафедральном соборе Перми, а затем, с 1890, в храме Александровского военного училища. С 1892 протоиерей и магистр богословия Николай преподавал Закон Божий в 7-й московской мужской гимназии, затем в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой. Служил в церкви Никиты-Мученика на Кузнецкой ул. После революции 1917 и закрытия Александровского военного училища о.Николай был переведен в храм Всех Святых на Кулишках. Он был автором многих трудов и статей по богословским и церковным вопросам, и одним из активнейших участников Поместного Собора 1917/1918. Выступая сначала против восстановления патриаршества, после избрания Святейшего Патриарха Тихона он стал искренним и горячим сторонником, как патриаршества, так и Патр.Тихона. Летом 1918 власти приняли решение арестовать священника. 19 августа сотрудники ЧК во главе с комиссаром Реденсом пришли ко храму Всех Святых, чтобы произвести обыск. Церковь была закрыта, и чекисты, подойдя к настоятелю храма протоиерею Николаю потребовали, чтобы он выдал им ключи. Отец Николай ответил, что при обыске храма необходимо присутствие председателя приходского совета. После такого ответа о.Николай был арестован и отвезен в тюрьму ЧК на Лубянке. Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками касающимися, в частности, восстания большевиков 3-5 июля 1917 в Петрограде, а также сопротивления юнкеров большевикам в ноябре 1917. Под датой 2 (15) ноября 1917 в дневнике о.Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам». Допрошенный относительно всех этих событий, протоиерей Николай ответил, что в июле 1917 он действительно выезжал в Петроград по вызову Святейшего Синода для принятия участия в предсоборных совещаниях. В подавлении восстания большевиков никакого участия не принимал, находясь в это время на совещании. В то время, когда на улице началась стрельба, председательствующий собранием архиеп.Сергий (Страгородский), обратившись к присутствующим, предложил не прерывать собрания и продолжать работу.

http://pravicon.com/info-3041

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Бабич " Генерал Ли ничего не понимал в феминизме " Почему американцы играют в украинцев Источник:  Nalin.Ru Президент США Дональд Трамп своей негативной реакцией на разрушение памятников в городах американского Юга показал: порой " не кончавшие академиев " нормальные обыватели, с их знаменитым американским здравым смыслом, оказываются умнее и честнее некоторых конъюнктурно настроенных университетских профессоров. " Разрушение памятников – глупость. Мы не можем переделать историю, мы можем только научиться от нее " , – заявил Трамп. К моменту произнесения этих слов за несколько дней уже были снесены десятки памятников в Балтиморе, Дурэме (Северная Каролина), других городах. И возмущение политкорректной общественности вызвал не снос памятников, некоторые из которых стояли на привычных местах с 1880-х годов, а слова Трампа. Ученые профессора; поднаторевшие в изобличении якобы оскорбительного для женщин джентльменства феминистки; вечно держащие нос по ультралиберальному " ветру " журналисты – все они жаждут бронзовой " крови " генерала Ли и генерала Джексона по кличке " Каменная Стена " . Интересно, что сами генералы жестокостями в отношении черных рабов себя не запятнали. Вся их вина была в том, что они были двумя главными военными предводителями южан в войне 1861-1865 годов. А потому якобы стали символами для сторонников законов о расовой сегрегации 1890-1964 годов (в Америке их называют законами Джима Кроу). То, что генералы об этих законах и знать не могли, поскольку умерли до их принятия, – это все нынешних борцов с памятниками не убеждает. Погром с поддержкой сверху Но голос Трампа в сегодняшней Америке – это не голос власти. Скорее его можно сравнить c голосом избранного, но бессильного Учредительного Собрания в России января 1918 года – то есть в стране, где власть уже захвачена новой радикальной идеологией, но " устаревшие " выборные учреждения еще не все уничтожены. Разгром памятников в Дурэме и Балтиморе как раз очень напоминает погром памятников генералу Скобелеву и царю-освободителю Александру Третьему в первые годы революции. Сначала – действия якобы спонтанно возмутившихся " представителей общественности " , вдруг оказавшихся не в состоянии жить рядом с памятниками, с которыми их города прожили 100-130 лет. Потом – официальная санкция для таких погромов со стороны властей. В Дурэме толпа " возмущенной общественности " вдруг свалила памятник погибшим в боях солдатам-конфедератам (они-то в чем виноваты, ведь рабовладельцы составляли 2 процента населения Юга во время войны 1861-1865 гг.)? Трех хулиганов арестовали за призывы к беспорядкам и повреждение памятника, но они прекрасно знали, что серьезное наказание им не грозит: в соседнем Балтиморе памятник женщинам-конфедераткам (установлен в 1917 году) и памятник солдатам и матросам Конфедерации (установлен в 1903 году) – оба были снесены по указанию мэра Балтимора, г-жи Катрин Пуф.

http://religare.ru/2_113128.html

Храм Архистратига Михаила (Зарубинки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Архистратига Михаила в селе Зарубинки построен между 1905 и 1913 годами недалеко от села, на возвышенности. На его строительство и украшение свой денежный вклад внесли святой праведный Иоанн Кронштадтский, царь-мученик Николай II, Смоленские епископы Петр и Феодосий, многочисленные прихожане. Содержание История и описание [ править править код ] Недалеко от села, на возвышенности, стоит красивый пятиглавый храм. На его строительство и украшение свой денежный вклад внесли святой праведный Иоанн Кронштадтский, царь-мученик Николай II, Смоленские епископы Петр и Феодосий, многочисленные прихожане. До 1861 года Зарубинки входили в состав прихода села Иньково Поречского уезда. С разрешения епархиального начальства, по просьбе прихожан сел Каспля и Иньково, которым далеко было ходить в храмы, сюда из Иньково была перевезена деревянная церковь, возведенная еще в XVIII столетии. Этот храм освятили во имя архистратига Михаила. Таким образом, с 1861 года Зарубинки стали самостоятельным приходом. Несмотря на то, что Михайловская церковь отличалась благолепием, все же она была довольно ветхой. Поэтому в 1902 году прихожане решили выделять на постройку нового каменного храма в течение 6 лет по 1 рублю с надела (всего в приходе насчитывалось 900 наделов), а также безвозмездно выполнять все строительные работы. В 1903 году в селе был открыт собственный кирпичный завод. 10 июня 1905 года по указу Смоленской духовной консистории было решено возводить в Зарубинках каменный храм. 16 августа 1905 года церковь была заложена. Строительство продолжалось с 1905 по 1907 года. Внешняя и внутренняя отделка производилась в течение 5 лет (1907-1912 года). В селе почиталась Смоленская икона Божьей Матери, поэтому освятить новый храм решили не позднее 28 июля 1913 года. И уже 21 июля 1913 года епископ Смоленский и Дорогобужский Феодосий освятил храм. На литургии молилось более 3000 прихожан. Церковь архангела Михаила отличается как архитектурой, так и внешней отделкой. Красив внутренний интерьер. Он просторен и светел. Полы в церкви устроены так, что молящимся можно видеть богослужение. Это достигается высотой амвона. Пол покрывает метлахская плитка. До 1917 года окна храма (а их 32) были застеклены цветными стеклами. Главы церкви венчали пять вызолоченных крестов. Такой же крест имела и колокольня (ныне утрачена). Замечателен был и иконостас, до наших дней не дошедший.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архистрат...

2017 год, на который советская литература планировала «летающих пролетариев» (В.В.Маяковский) и другие чудеса, россияне встречают с совершенно иными чувствами: и пролетарии-гегемоны, и сама коммунистическая идея уже четверть века как отошли на задний план, а к современным последователям её относятся, как к сообществу идеологически архаическому. О чём и как говорить сегодня в отношении «смелого социального эксперимента», затянувшегося на 74 года и принесшего нам как невиданную модернизацию, так и неисчислимые потери? Стоит ли вообще говорить об этом «вывихе» нашей истории с детьми? Об этом и многом другом – наше интервью с преподавателем истории московской школы 1861 «Загорье», экспертом Международного детско-юношеского конкурса «Лето Господне» им.И.С. Шмелёва , поэтом Александром Владимировичем Орловым.      – Александр Владимирович, как реагируют современные школьники на события февраля и октября 1917 года? Для нашего «колена» они были определяющими, нам не позволяли забыть о них, а многие ли из сегодняшнего поколения учащихся помнят эти даты и, самое главное, как к ним относятся? Признают ли, что февраль и октябрь затронули и их судьбы? – Существует мнение: чтобы дать оценку историческому событию, надо дождаться, пока пройдёт столетие. И теперь оно прошло, но итоги Октябрьского переворота для сегодняшних учащихся – пока только часть школьной программы, обязательной для изучения. На мой взгляд, к серьёзному оцениванию их современные школьники приходят позже, а некоторые намного позже, и исключительно ввиду выбора будущего обучения. – По сути, революция началась с отречения императора Николая II. Как вы сегодня трактуете это событие, насколько зловещую роль сыграло в дальнейшем? Был ли это заговор, и если да, то чей? Судя по простоте революционных нравов – а России не привыкать к цареубийству – царя могли просто застрелить, не прося подписывать никаких бумаг… – Заговор сегодня уже практически никто не отрицает, но следует понимать, что события февраля 1917 года явились следствием нерешённых задач буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, а ухудшение материального положения граждан Российской империи, топливный кризис, продовольственные проблемы, сложности в транспортной сфере, министерская чехарда, финансовая инфляция и затянувшаяся Первая мировая война стали катализаторами.

http://pravoslavie.ru/107082.html

Блуд, аборты, слом традиций Историк Елена Белякова о кризисе народной религиозности накануне революции 1917 года Обычно при рассмотрении темы «Революция 1917 года и Русская Церковь» анализируется церковная структура того времени, отношения Церкви и церковной иерархии с властью, особенности духовенства и т.д. Но редко поднимается вопрос о том, что представлял из себя верующий народ того времени, насколько была укоренена в нем православная вера, как исполнялись заповеди, во что, наконец, верили крестьяне и рабочие — т.е. те, кто собственно и делал революцию. Обо всем этом мы беседуем с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института российской истории РАН, сотрудницей кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова Еленой Беляковой. Слом традиционной религиозности – Что можно сказать о религиозности русского народа накануне революции? – Предреволюционное время характеризует кризис так называемой «традиционной религиозности». Он начинается вместе с развитием капитализма в пореформенное время (то есть после освобождения крестьян в 1861 году), которое, в частности, порождает «отходничество» и «отхожие промыслы». Очень важным этапом явилась Первая мировая война. Но еще до нее можно говорить о том, что крестьянский мир очень сильно изменился под влиянием городской культуры и отходничества. – А что такое «отходничество», и что вы называете традиционной религиозностью? – Отходничество – это процесс, когда человек работает не в деревне, а едет на заработки в какой-нибудь крупный город. Тогда это были в основном Санкт-Петербург и Москва. Здесь бурно развивалась промышленность, и люди легко могли найти работу. При этом отходники не переселялись полностью в город, поэтому это нельзя называть трудовой миграцией. Крестьяне уходили не на весь год, а на определенный срок – обычно минимум на три месяца. Что же касается понятия «традиционная религиозность», то под ним понимается религиозность, не являющаяся личным выбором человека, а связанная с определенным местом и общиной, в которую включен человек. Все ритуалы и обряды здесь передаются общиной. И именно в среде крестьянства Православие существовало во многом в форме традиционной культуры и традиционной религии.

http://pravoslavie.ru/107863.html

Характер и причины Февральской революции 13.12.2016 11:17:06 Владимир Лавров Характер и причины Февральской революции Февральскую революцию принято называть буржуазно-демократической. Так характеризовали ее все советские историки, да и теперь это повторяют историки, состоявшие в КПСС и продолжающие испытывать ностальгию по советским временам. Характеристика Февральской революции как буржуазно-демократической есть синхронное социал-демократическое, марксистское понимание происходившего. Его разделяли как социал-демократы меньшевики во главе с Г.В. Плехановым и Ю.О. Мартовым, так и социал-демократы большевики во главе с В.И. Лениным. А в октябре 1917 г. власть захватили большевики, быстро расправились со всеми другими партиями и точками зрения, и большевистский взгляд на Февраль стал единственно допустимым. Он буквально вошел в плоть и кровь историков советского типа. Однако сегодня возникают принципиально важные немарксистские вопросы. Прежде всего: что это за буржуазно-демократическая революция, которая положила начало ликвидации буржуазного строя и демократии в России? Не будь Февраля, не было бы и Октября 1917 г. Как бы кто не относился к Ленину, но «красное колесо» покатилось не во время переворота во главе с ним, а в феврале-марте, когда он находился в далекой Швейцарии. Реальная буржуазная революция с демократической перспективой происходила в России с 1861 г. в результате крупных реформ императора Александра II, происходила сверху. Самый безболезненный и плодотворный вариант революционных по своему значению преобразований, когда они осуществляются сверху законным руководством страны. За считанные годы и десятилетия Россия из полуфеодальной страны превратилась в державу с буржуазно-рыночной экономикой, заняла первое место в мире по темпам экономического, в том числе промышленного развития. Страна получила независимый суд и Государственную Думу, в которой проходили острые дискуссии, получила самостоятельные партии и свободную печать. Да, буржуазия не входила в царское правительство, но последнее проводило политику в интересах российской буржуазии.

http://radonezh.ru/analytics/kharakter-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010