О КУПЛЕ-ПРОДАЖЕ ЗЕМЛИ Сколько ни мудри, а воли Божьей не перемудришь. Из собрания В. И. Даля         К середине XIX века в Европейской России " ничейной " земли не было. После присоединения Новороссии (нынешний юг Украины) Екатериной II еще можно было даровать в этой части страны земли ее сподвижникам и переселять туда крестьян. Позднее, в первой половине XIX века, здесь же можно было приобретать земли при наличии крестьян и исключительно для нужд сельскохозяйственного производства (на чем основана фабула " Мертвых душ " Н. В. Гоголя). К 1861 году земля имела конкретных хозяев - общину (крестьян) и помещиков. Кроме того, были кабинетные (личная собственность императора), удельные (земли царской семьи), казенные (принадлежащие государственной казне) и монастырские земли. Эта структура земельной собственности сохранялась и в пореформенной России, вплоть до февральского переворота 1917 года. Никакого свободного рынка земли не было - в противном случае российское традиционное общество изменило бы свою иерархическую структуру, подорвало сакральность власти; землю, которая в русском национальном самосознании была и остается Божьим даром, матерью-сырой землей, низвело бы до рыночного товара.         После освобождения крестьян от крепостной зависимости (в которой находилось всего 17% русского крестьянства) и изменения правовых и экономических взаимоотношений их с помещиками встал вопрос о перераспределении общинных и помещичьих земель. Это перераспределение никоим образом не было свободной куплей-продажей - государство через Дворянский и Крестьянский поземельные банки регулировало и управляло перераспределением на основе денежных расчетов. Никакой частный посредник не мог вмешиваться в это перераспределение, земля заведомо не подлежала примитивной спекуляции. О том, что государство жестко контролировало этот процесс, можно судить по выступлению заместителя председателя земельной комиссии Государственной Думы С. И. Шидловского от 23 октября 1908 г. По его данным, в период с 1861 по 1891 гг. общинных земель было закреплено за отдельными крестьянами 0,22%, а из этого количества земли перешло в руки других лиц только 0,12%. Как бы ни относиться к деятельности Крестьянского поземельного банка (а его критика со стороны левых была беспощадно нигилистической), приведенные цифры показывают, что государство эффективно руководило процессом экономического перераспределения земли и пресекало спекуляцию.

http://pravoslavie.ru/analit/rusideo/kup...

Разделы портала «Азбука веры» С.В. Никитина (ПСТГУ) Пять основных догматических систем Русской Православной Церкви второй половины XIX — начала XX века В Избранное Понимание догмата, задач догматики и богословского метода Период с середины XIX века до 1917 года занимает особое место в истории русского богословия. В это время подводятся итоги прошлого и намечаются перспективы дальнейшего развития, активно обсуждается проблема освобождения православного богословия от влияния западных схоластических образцов, предлагаются различные варианты методологических подходов, решается вопрос о месте и значении разума в богословии. Данный период обращает на себя внимание чрезвычайным разнообразием учебной, апологетической и популярной просветительской литературы догматического содержания. Многочисленные учебные пособия, изданные в это время для академий, семинарий, светских университетов и институтов, начального и среднего светского образования, отличаются гибкостью, учитывают особенности как самих учебных заведений, так и слушателей, и в значительной степени носят авторский характер. При этом между курсами догматического богословия для духовных и светских учебных заведений данного периода прослеживаются значительные различия, обусловленные особенностями светского высшего образования. Наряду с традиционными курсами догматики, предназначенными для светских университетов и институтов, получили заметное распространение учебные пособия, отмеченные своеобразием структуры и стиля изложения 1 . Учитывая невозможность изучения в университетских условиях полного круга богословских предметов, необходимых для всестороннего усвоения догматики, составители таких своеобразных учебных курсов часто включают в них разнообразные сведения из смежных богословских дисциплин. Отличительной особенностью светских курсов догматического богословия является также насыщенность апологетикой и полемикой, связанная с ориентацией на представителей светской образованной среды 2 . Среди учебных курсов для духовных академий и семинарий выделяются пять крупных догматических систем, составленных архимандритом Антонием (Амфитеатровым) (1815–1879), митрополитом Макарием (Булгаковым) (1816–1882), архиепископом Филаретом (Гумилевским) (1805–1866), епископом Сильвестром (Малеванским) (1828–1908) и протоиереем Николаем Платоновичем Малиновским (1861–1917).

http://azbyka.ru/pyat-osnovnyx-dogmatich...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Калиф на час Георгий Евгеньевич Львов (1861—1925) Андрей Иванов   00:01 31.05.2016 1690 Время на чтение 14 минут Как сообщалось , в рамках рубрики «Исторический календарь», мы начали новый проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный князю Г.Е. Львову, на долю которого выпало стать первым главой революционного Временного правительства.

http://ruskline.ru/history/2016/05/31/ka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОБЩЕСТВА ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ орг-ции певчих и регентов, появившиеся в России в 60-х гг. XIX в. Образцом для создания рус. О. ц. послужили певч. об-ва Германии, Англии, Швейцарии, Франции, где они возникали с XVI-XVII вв. (см.: Певческие общества. 1898). Задачи О. ц. можно разделить на 2 направления: духовно-муз. просветительство и взаимопомощь. К 1-му направлению относятся: создание хоров и организация концертов духовной музыки; организация регентских и певч. курсов и др. учебных заведений для повышения уровня клиросного пения; организация регентских съездов; создание нотных б-к и организация просветительской работы, публикация церковнопевч. лит-ры и учебных пособий. Ко 2-му направлению относятся: трудоустройство регентов и церковных певчих; материальная поддержка регентов и певчих, получивших инвалидность, а также вдов и сирот из регентских семей; защита прав регентов и певчих от произвола настоятелей храмов и содержателей хоров. Наибольшее количество информации о деятельности О. ц. содержится в столичных журналах «Русская музыкальная газета» (1894-1918) и «Хоровое и регентское дело» (1909-1917). Кроме того, информация об О. ц. встречается в епархиальных ведомостях регионов Российской империи и в др. изданиях. Предшественниками О. ц. на территории Российской империи были светские хоровые об-ва, появившиеся в 60-х гг. XIX в. в прибалт. городах - Риге (Русское об-во пения и изящного говорения «Баян», 1863) и Ревеле (Русское об-во любителей пения «Гусли», 1864), в 70-х гг. XIX в. муж. хоровые об-ва в Москве: немецкие Moskauer Liedertafel (1861) и Moskauer Männer-Gesangverein (1874), а также Русское хоровое общество (1878, организаторы: дирижер и педагог К. К. Альбрехт, купец и меценат И. П. Попов) ( Сабадышина. 2008. С. 87; Она же. 2016. С. 226). На деятельность О. ц. значительное влияние оказала работа орг-ций, занимавшихся сохранением и изучением древнерус. рукописей и др. памятников старины - Об-ва древнерусского искусства при Румянцевском музее, основанного в Москве в 1864 г. (председатель - директор музея генерал-лейтенант Д. С. Лёвшин, секретарь акад. Ф. И. Буслаев, ответственный за муз. часть деятельности об-ва - кн. В. Ф. Одоевский ), и имп. Об-ва любителей древней письменности (ОЛДП), основанного в С.-Петербурге в 1877 г. П. П. Вяземским и С. Д. Шереметевым (в это об-во входили ректор Московского ун-та историк и филолог Н. С. Тихонравов , историки В. О. Ключевский , П. И. Бартенев , филолог и хранитель Румянцевского музея Е. В. Барсов и др. ученые).

http://pravenc.ru/text/2578093.html

Н.И. Оловяшников Библиография (дополнительная) 839 Афанасьев В.И. Документальные материалы XVII в. о литейном производстве в России в «Основном собрании грамот»//Проблемы источниковедческого изучения рукописных и старопечатных фондов. – Л., 1979. Бабин 1-й. О русских колоколах//«Горный журнал», 1861, 11. Благовещенская Л.Д. Звонница – музыкальный инструмент//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 28–38. Благовещенская Л.Д. Звуковые спектры московских колоколов//Памятники культуры. Новые открытия. 1977. – М., 1978. Благовещенская Л.Д. Колокола в Сибири//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 217–226. Благовещенская Л.Д. Колокольни с подбором колоколов и колокольный звон в России. Дисс. кан. искусствовед. – Л., 1989. Благовещенская Л.Д. Некоторые особенности специфики звучания и восприятия колокольного звона//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 29–37. Благовещенская Л.Д. Церковные колокола в академической инструментальной музыке//Вопросы инструментоведения. Вып. 3. – СПб., 1997. – С. 106–108. Богоявленский С.К. О Пушкарском приказе//Сборник статей в честь М.Ж Любавского. – Пг., 1917. Богусевич В.А. Литейный мастер Михаил Андреев//Новгородский исторический сборник. Вып. 2. – Л., 1937. Богусевич В.А. Псковские литейщики XVI–XVII в.//«Проблемы истории докапиталистических обществ». – Л., 1934, 9–10. Болховитинов В. и др. Рассказы о русском первенстве. – М.: «Молодая гвардия», 1950. С. 138. Бондаренко А.Ф. Из истории колоколов Покровского собора (храма Василия Блаженного)//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. С. 59. Бондаренко А.Ф. Колокола династии Моториных конца XVII в. в собрании колоколов Покровского собора//Труды ГИМ. Вып. 100. – М., 1998. – С. 185–192. Бондаренко А.Ф. Колокола Покровского собора: прошлое и настоящее. – М., 2002. Бондаренко А.Ф. Колокол как объект научного исследования//Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX–XXI веков. Труды ГИМ. Вып. 127. Бондаренко А.Ф. Московские колокола. XVII век. – М.: «Русская панорама», 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Норман Л. Гайслер (протестант) У Уайтхед, Алфред Норт (WHITEHEAD. ALFRED NORTH) Алфред Норт Уайтхед (1861–1947) был основателем современной мировоззренческой системы, известной под названием °панентеизм (не пугать с пантеизмом), или «богословие процесса». Уайтхед родился на острове Тейнт (северо-восток графства Кент) в семье англиканского священника. Он посещал Шерборнскую публичную школу в графстве Дорсет, изучая классические дисциплины, историю и математику. Затем поступил математическим стипендиатом в Тринити-колледж Кембриджского университета (1880–1884), а с 1884 г. получал стипендию как член этого колледжа. Первый период его деятельности (1898–1910) был посвящён философии математики. Уайтхед написал «Трактат об универсальной алгебре» (Treatise on Universal Algebra, 1898) и «Основания математики» (в соавторстве с Бертраном Расселом [Russell], Principia Mathematica, 1910–1913). Во втором периоде (1910–1924) Уайтхед занимался философией науки. Будучи преподавателем Лондонского университета (1910–1914), он написал «Введение в математику» (Introduction to Mathematics, 1911). Позднее, работая в Имперском колледже науки и техники (1914–1924), Уайтхед написал статью «Пространство, время и относительность» («Space, Time and Relativity», 1915), книги «Организация мышления» (The Organization of Thought, 1917), «Исследование принципов естественного познания» (An Enquiry Concerning the Principles of Natural Knowledge, 1919), «Концепция природы» (The Concept of Nature, 1920) и «Принцип относительности» (The Principle of Relativity, 1922). В третий период (1924–1947) Уайтхед обратился к философии истории и реальности, а также к космологии и метафизике. В переходный период (1925–1927) появились «Наука и современный мир» (Science and the Modern World, 1925), «Религия в процессе её создания» (Religion in the Making, 1926) и «Символизм, его значение и результаты» (Symbolism, Its Meaning and Effect, 1927). Зрелые работы Уайтхеда в этой области были написаны с 1927 г. по 1947 г. и составили многотомную эпопею «Процесс и реальность» (Process and Reality, 1929), «Приключения идей» (Adventures of Ideas, 1933), «Формы мышления» (Modes of Thought, 1938) и «Эссе о науке и философии» (Essays in Science and Philosophy, 1947).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Протоиерей Николай Малиновский Скачать epub pdf Основные даты жизни 1861 – родился в Вологодской епархии 1881 – окончание Вологодской духовной семинарии 1885 – окончание Московской духовной академии 1885 – преподаватель Харьковской духовной семинарии 1888  – законоучитель страших классов Харьковского реального училища и 2-ой женской гимназии. 1889 – принятие священного сана 1894 – инспектор Ставропольской духовной семинарии 1902 – ректор Каменец-Подольской духовной семинарии 1904 – магистр богословия (защита в МДА) 1906 – ректор Вологодской духовной семинарии 1916 – с 19 октября в отставке 1917 – кончина в г. Вологде Являясь итогом дореволюционного школьного богословия и продолжением традиций догматических систем архим. Антония (Амфитеаторова), митр. Макария (Булгакова) , архиеп. Филарета (Гумилевского)  и еп. Сильвестра (Малеванского) , труд прот. Н.П. Малиновского до недавнего времени являлся достоянием лишь специалистов в области догматического богословия по причине своей недоступности для широкого читателя. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2003 году, когда Свято-Тихоновским богословским институтом было осуществлено издание двухтомника «Очерка православного догматического Богословия» 1 . Двухтомник был составлен прот. Н.П. Малиновским для V u VI (богословских) классов духовных семинарий. Трудно согласиться с авторами небольшой (из двух абзацев) вступительной статьи к этому переизданию, что именно оно оказалось наиболее удачным. Возможно, что наиболее удобно для процесса школьного обучения, но подлинная мощь богословского потенциала автора проявилась в полном четырехтомном труде, предлагаемом ныне для ознакомлению широкому читателю. При подготовке данной вступительной статьи выявилась чрезвычайная скудость материала по жизнеописанию почившего протоиерея. Не удалось обнаружить даже изображения облика почившего автора. Но некоторые сведения о его жизни и деятельности удалось восстановить. Будущий протоиерей Николай Платонович Малиновский родился 18 ноября 1961 года в с. Рабанги Вологодской губернии в семье священника. Свое первоначальное богословское образование он получил в стенах местной Вологодской духовной семинарии, по окончании которой в 1881 году для продолжения образования он поступает в Московскую духовную академию. В 1885 году он окончил полный академический курс со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать новых устных испытаний. В этом звании он был утвержден митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием 27 июня 1885 года. В том же году он был направлен для преподавания в Харьковскую духовную семинарию, где трудился на должности преподавателя догматического, нравственного, основного и сравнительного богословия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Профессор Петр Семёнович Смирнов Пользовался профессор большим уважением и среди своих академических коллег. Это следует хотя бы из того факта, что Совет Санкт-Петербургской Духовной Академии трижды (!) избирал (не назначал) Смирнова на должность редактора академического журнала – как сейчас принято в подобных случаях говорить, флагмана богословской науки – «Христианское чтение». Значит, члены корпорации не просто Смирнову доверяли, а знали, что он – профессионал высокого уровня. С другой стороны, при попытке обратиться к материалам, связанным с жизнеописанием этого профессора, приходится с удивлением столкнуться с практически полным отсутствием какой бы то ни было подробной информации 1 . Не без труда удаётся узнать какие-то хотя бы общие сведения. Родился Пётр Семёнович Смирнов в 1861 году. Окончил сначала Рязанскую духовную семинарию, затем, в 1887 году, Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 16 августа 1888 года, то есть только через год после окончания академии, был назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в родной ему Рязанской духовной семинарии. После кончины профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, научного руководителя П. С. Смирнова Ивана Фёдоровича Нильского самого Петра Семёновича избирают в 1894 году на академическую кафедру истории и обличения русского раскола. Эту кафедру Смирнов будет занимать вплоть до закрытия академии в 1918 году. В 1899 году он защищает магистерскую диссертацию «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным» (СПб., 1898). С 24 марта 1899 года – доцент, с 30 января 1900 года – экстраординарный профессор. В ноябре 1909 года удостоен степени доктора церковной истории за представленное исследование «Споры и разделения в расколе в первой четверти XVIII века» (СПб., 1909). С 9 июня 1910 года – ординарный профессор. С 1 января 1903 года по 31 декабря 1911 года – редактор «Христианского чтения». После закрытия академии, с 1 декабря 1918 года по 1 февраля 1922 года – сотрудник 2-го отделения 6-й секции Единого государственного архивного фонда 2 . Что касается времени смерти, то обычно указывалось – после 1917 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Скачать epub pdf К числу выдающихся уроженцев Белгородского края принадлежит виднейший историк византийского и древнерусского искусства, археолог Никодим Павлович Кондаков . Он родился в селе Русская Халань (ныне – Чернянский район Белгородской области) в дворянской семье. Переехав в Москву, он прошел обучение в гимназии, высшее образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета в течение 1861–1865 гг.  Научный руководитель Кондакова профессор Ф.И. Буслаев был крупным специалистом по истории иконографии, совмещавшим занятия филологией с изучением истории искусства (основные работы: «Общее понятие о русской иконописи» – 1866; «Свод изображений из Лицевого Апокалипсиса»- 1884; «исторические очерки русского орнамента в рукописях» – 1917). Сокурсниками будущего ученого были среди прочих Ф.Е. Корш и В.О. Ключевский . С 1866 по 1869 гг. он преподавал русский язык и словесность во 2-й Московской гимназии, Александровском военном училище, а так же русскую историю и археологию в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Преподавательскую деятельность в вузе начал в Одессе (Новороссийский университет,, где получил должность доцента (1871–1877), а затем – профессора (1877 – 1888) по кафедре теории и истории изящных искусств. В качестве одесского преподавателя Кондаков посетил Италию, где собирал материалы для диссертации по византийской миниатюре. С 1875 г. он часто встречался с Джованни де России (1822–1894)- «отцом христианской археологии», в круг общения которого входили А.С. Уваров, Ф.И. Буслаев , Н.В. Покровский . В 1877 г. Кондаков сделал в Италии получивший известность доклад о рельефах деревянных дверей V в. Базилики Санта – Сабина в Риме. Этот успех был развит принятием Кондакова в члены Общества любителей христианской археологии в Риме. В период пребывания в Италии ученый слушал лекции П. Роза, Р.А. Ланчиани и др. Для получения пропуска в Ватикан он воспользовался покровительством кардинала Питри.  С 1888 г. начинается столичный этап жизни ученого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 2 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2: (12 дек. 1825 - 1 марта 1881). СПб., 1830-1884. 55 т. 3 ПСЗ Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3: (1 марта 1881-1913). СПб.; Пг., 1885-1916. 33 т. Абрамович. Софийская б-ка Абрамович Д. А. Софийская библиотека. СПб., 1905-1910. 3 вып. Абуладзе. Сир. подвижники Абуладзе И., сост. Древние редакции житий сирийских подвижников в Грузии. Тбилиси, 1955 (на груз. яз.) АВАК Акты, издаваемые Комиссиею, высочайше учрежденною для разбора древних актов в Вильне. Вильна, 1865-1915. Т. 1-39. Загл. т. 3-19: Акты, издаваемые Виленскою Археографическою комиссиею Аверинцев. Антология Аверинцев С. С. От берегов Босфора до берегов Евфрата: Антология ближневост. литры I тысячелетия н. э. М., 1994 Агиогр. лит. Памятники древнегрузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.) АГР Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. К., 1860-1863. Т. 1-2; Указ. 1884 Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов Адарюков В. Я., Обольянинов Н. А. Словарь русских литографированных портретов/Сост., ред.: С. П. Виноградов. М., 1916. Т. 1: А-Д АДСВ Античная древность и средние века. Свердловск, 1960-. АЕ Археографический ежегодник [за 1957-2005]. М., Азбучник Р. Азбучник Српске Православне Цркве/Приред.: С. Београд, 1993 АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1846-1853. 5 т. АИ Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. 5 т. АиО Альфа и омега: УЗ. Общества для распространения Свящ. Писания в России. М., 1994-. АиФ Аргументы и факты: Газ. М., 1985-. АИЮС Архив историко-юридических и практических сведений, относящихся до России. М., 1850-1861. 4 кн. АКавАК Акты, собранные Кавказскою Археографическою комиссиею/Ред.: А. Берже. Тифлис, 1866-1896. 12 т. Акты свт. Тихона Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943/Сост.: М.

http://pravenc.ru/abbreviations/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010