Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. Собор Благовещения в Мещовске. Кон. 20-х — 50-е гг. XIX в. Фотография. 2004 г. В архитектуре К. и Б. е., как и в зодчестве всей империи, 2-я треть XIX в. явилась переходной от традиций классицизма к формам историзма и эклектики. Масштабы строительства уменьшились: в 30-50-х гг. XIX в. было построено ок. 60 новых каменных храмов (многие не сохр.). Возводились церкви в формах позднего классицизма: Спасская (1839) в с. Утешеве (Бабынинский р-н), Никольская (1835-1856) в дер. Боболи, Боголюбской иконы Божией Матери (1836) в с. Юрьевском (обе в Малоярославецком р-не), Успения (1835-1855) в с. Фролове (Сухиничский р-н), Смоленской иконы Божией Матери (1850) в с. Павлинове (Спас-Деменский р-н). Одной из наиболее значительных построек этого времени стал «новый» собор Благовещения (кон. 20-х - 50-е гг. XIX в.) в Мещовске - монументальный, квадратный в плане, 5-главый, с дорическими портиками на фасадах. В 1854 г. его интерьеры были расписаны в стилистике академической живописи (утрачены, см.: Павлова. 2010. С. 553-559). С 40-х гг. XIX в. стали появляться церкви в русско-визант. стиле: Никольская (1845) в селе кн. Оболенских Березичи (Козельский р-н), св. кн. Александра Невского (1861) на хуторе Новоалександровском (Спас-Деменский р-н). Неоготические мотивы были использованы в архитектуре собора (1867) Сретенского скита Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н), в Успенской ц. (1850) в усадьбе Горчаковых Барятино (Борятино, Тарусский р-н). Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения в с. Барятине под Тарусой. 1850 г. Фотография. 2008 г. В 60-90-х гг. XIX в. возвели более 80 храмов, в нач. XX в. (до 1917) - более 50. Особенностью этого времени было сохранение традиций позднего классицизма, к к-рому относятся церкви: Никольская (60-90-е гг. XIX в.) в с. Милятине (Барятинский р-н); Казанская (1869) в с. Маковцы (Дзержинский р-н); Успенская (1877) в с. Колчине (Людиновский р-н); Троицкая (1881) в с. Федотове (Боровский р-н); Введенская (1866) в с. Введенском и Рождества Христова (1895) в с. Трубецком (Тарусский р-н). Строились церкви в формах эклектики и рус. стиля: Рождества Христова (1871-1878) в дер. Карамышево (Дзержинский р-н); Рождества Пресв. Богородицы (1885-1888) со склепом адмирала И. С. Унковского в с. Козлове (ныне пригород Калуги); Трех святителей (1905) близ Тихоновой пуст. (Дзержинский р-н); Покровская (нач. ХХ в.) в с. Космачеве (Людиновский р-н); свт. Николая Чудотворца (нач. ХХ в.) в дер. Чемоданово (Юхновский р-н); гигантских размеров, незаконченная к 1917 г. Знаменская (1896 - 10-е гг. ХХ в.) в с. Плохине (ныне Ульяново, Ульяновский р-н; по проекту гражданского инженера Б. А. Савицкого, см.: Зодчий. СПб., 1900. Вып. VI. Табл. 29, 30); Св. Троицы (1909) в с. Варваренки (Бабынинский р-н), Покровская (нач. XX в.) в дер. Дерново; Успенская (кон. XIX - нач. ХХ в.) в с. Извольск (обе в Износковском р-не).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Прор. Анна. Роспись ц. св. Игнатия Богоносца в с. Путогине. 1899 г. Своеобразным проявлением рус. стиля, основным образцом для которого служило убранство храма Христа Спасителя в Москве, можно считать живопись с усиленным декоративным началом в Никольской ц. (1835-1856; 1867-1869) в с. Боболи Малоярославецкого р-на. В росписях использованы приемы народного искусства, проявившиеся в необычно трактованной сцене на юж. стене юж. придела: 12 книжников в композиции «Суд Пилата и Каиафы» несут свитки с оригинальными надписями. Композиции храма Христа Спасителя служили также образцами для росписей Успенской ц. в дер. Кутьково (1850-1875) и ц. Рождества Христова в с. Борщёвка (1895) (обе в Ферзиковском р-не). Наиболее ярким и совершенным примером васнецовского направления стали росписи 1908 г. (ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 1. Д. 2207. Л. 484) в ц. св. Игнатия Богоносца (1899) в дер. Путогино Мосальского р-на. Возможно, ансамбль выполнен столичными художниками, работавшими по заказу с.-петербургского купца И. Л. Тузова, известного издателя духовной лит-ры. Образцом послужили не только мотивы творчества В. М. Васнецова, но и росписи храма Христа Спасителя; был использован опыт изучения древнерус. иконописи (иконография сюжетов в лотках свода четверика - «Сошествие во ад»; «О Тебе радуется», не сохр.) и визант. искусства (в схематичном виде воспроизведены орнаментальные мотивы мозаик мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.). Общий сумрачный колорит живописи контрастирует с колоритом отдельных композиций, насыщенных светом и украшенных богатейшими орнаментами с золотыми и серебряными деталями. Простые варианты васнецовского направления представляют фрагменты росписей центрального объема ц. Параскевы Пятницы (1771) в с. Кумовском Бабынинского р-на (бывш. Перемышльский у.; согласно «метрике» на храм 1887 г., к этому времени его стены не были расписаны - см.: ИИМК РАН. Ф. P-III. Д. 2055). Лит.: Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерус. живописи. М., 2007. С. 619-622. Ил. 586-588; Сарабьянов В. Д. Прообразовательные и ветхозаветные темы в росписях трапезной ц. Пафнутьево-Боровского мон-ря//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в. М., 2008. С. 199-216. (Тр. ЦМиАР; 3); он же. Росписи сер. XVI в. в трапезной ц. Пафнутиева Боровского мон-ря//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры/Сост.: И. А. Стерлигова, Л. А. Щенникова. М., 2008. С. 116-143; Лошкарёва Н. П. Святые свидетели вечности: Храмы и мон-ри г. Боровска. Калуга, 2010 2; Павлова А. О. Монументальная живопись кон. XVIII - нач. XX в. в Калужской обл. (по мат-лам экспедиций 2004-2007 гг.)//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. М., 2010. Вып. 8. С. 358-566.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Троицкого мон-ря в центре Мурома; рядом с ним сооружается заново храм Иоанна Предтечи (1872) с мощным куполом и высокой колокольней сложной конфигурации и кирпичным декором (не сохр.). Судя по сохранившимся фотографиям, он был перестроен в русско-византийском стиле офиц. тоновской архитектуры, к-рая широко распространилась в России в сер. XIX в. и долго оставалась господствующей. На территории М. и В. е. она представлена сохранившимися памятниками, как ранними образцами - ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Драчёве в Селивановском р-не (1847) и Никольским храмом в с. Степанькове Меленковского р-на (1850), так и зрелыми, напр. ц. Владимирской иконы Божией Матери в с. Тучкове (1874) (Судогодского у.), построенной под влиянием архитектуры грандиозного собора Боголюбской иконы Божией Матери в Боголюбове (сер. XIX в.) (Там же. С. 281, 367). В посл. трети XIX в. в М. и В. е. появляются храмы с преобладанием черт рус. стиля, напр. одноглавая Никольская ц. в с. Ст. Котлицы Муромского р-на (1867-1879) с массивным куполом и арочными стрельчатыми фронтонами. В формах позднего рус. стиля, изобилующего каменным узорочьем, построена уцелевшая кладбищенская колокольня в Меленках (1878) и Никольская ц. в урочище М. Угрюмово (дер. Скрипино Меленковского р-на). К этому же направлению архитектуры ретроспективизма относится и Спасо-Преображенская ц. нач. XX в. в урочище Спас-Железино близ дер. Теренино Селивановского р-на, ц. прп. Сергия Радонежского в с. Пьянгус Меленковского р-на (1910) и грандиозная Христорождественская ц. в урочище Семёновка в Муромском районе (Там же. 1996. С. 280, 281, 289, 335, 367), сооруженная незадолго до событий 1917 г. (ныне в руинах). Арх.: Опись древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся: Рукопись кон. XIX в.//Науч. арх. МИХМ. 29. Ист.: Оклад г. Мурома с уездом 1676 г.// Добролюбов И. В., свящ. Церкви и мон-ри в г. Муроме и его уезде в кон. XVII ст.//Владимирские ЕВ. Ч. неофиц. 1885. 19. С. 572-583; 20. С. 602-607; 21. С. 620-629; 22.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕМЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Земенский монастырь [болг. Земенски манастир] во имя св. ап. Иоанна Богослова, уникальный памятник болг. архитектуры XI-XIV вв. Находится в живописной местности на берегу р. Струмы, у подножия Конявска-Планины, примерно в 1,5 км от г. Земен (Перникская обл., Болгария). Сохранившуюся церковь Н. Мавродинов датирует кон. Х - нач. XII в. ( Мавродинов. 1966). Она неоднократно поновлялась, последний раз - в XIV в., при деспоте Деяне, правителе Вельбуждского княжества. Небольшая (9×8 м, высота 7-11,2 м) каменная церковь относится к типу визант. храма на 4 колоннах «простого» варианта (т. е. без вимы): 3-апсидная, с куполом на высоком цилиндрическом барабане, украшена 2 поясами по 8 арочных ниш (в 4 нишах нижнего ряда устроены окна). Фасады разработаны глухими 2-уступчатыми арками, из к-рых средние сильно возвышаются над боковыми, т. к. ветви креста первоначально были подняты над боковыми частями храма. Храм ремонтировался в 1730 и 1867 гг., в результате чего появились нынешняя 4-скатная кровля, скрывшая повышенные ветви креста, и монастырская ограда. По композиции близок к крестово-купольным храмам Велики-Преслава (см. Преслав ) XI в. и к ц. Иоанна Крестителя в Несебыре (Х - нач. XI в.), ближайший аналог - ц. св. Георгия в Колуше (ныне в черте г. Кюстендил; XI-XII вв.). Ранний слой живописи (XI в.) фрагментами сохранился в алтарной части и барабане. Фрагменты композиции «Отвержение даров Иоакима и Анны» можно увидеть в диаконнике, композицию «Святые Константин и Елена» - в протезисе (жертвеннике). Стиль изображения, сказавшийся в линейной трактовке форм и сухости линии, воспринимается как «провинциальный и антиклассичный» ( Мавродинова. 1995) по сравнению с такими памятниками, как Водоча (1-я пол. XI в.), Св. София Охридская (сер. XI в.). О росписи 1355 г. (3-я четв. XIV в.) дают представление 4 пояса фресок. В алтаре в нижнем ярусе - традиц. композиция «Поклонение Жертве» (центральный образ не сохр.).

http://pravenc.ru/text/199713.html

Среди них - обители Мар-Даниэль (не сохр.) и Мар-Маттай в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви. Одним из важнейших восточносирийских духовных центров был мон-рь Раббан-Хормизд близ Алкоша (55 км к северу от М.), основанный в VII в. (см. ст. Раббан-Хормизд ). К числу других наиболее известных обителей относятся следующие. Мон-рь Мар-Ораха. Фотография. XX в. Мон-рь Мар-Ораха. Фотография. XX в. I. Мар-Гиваргис (св. Георгия; халдейский), ныне на сев.-вост. окраине М., впервые упоминается в рукописном колофоне 1691 г. Согласно К. Дж. Ричу, в 1820 г. в мон-ре была «маленькая древняя церковь» с многочисленными сир. надписями ( Rich. 1836. P. 58-59). Церковь была восстановлена в 1843 г.; в 50-х гг. XIX в. была проведена реконструкция мон-ря для размещения в нем семинарии, но в 1863 г. в обитель вернулись монахи. Здания монастыря неоднократно перестраивались в XX в. и утратили исторический облик; в 1976 г. была построена новая церковь ( Fiey. 1965. P. 524-531). II. Мар-Михаэль (св. Михаила; халдейский), в 6 км к северо-западу от М.; по преданию, основан в IV в. св. Михаилом, учеником св. Авгена (см. Евгений ). Самые ранние свидетельства о мон-ре относятся к VIII в.; обитель упоминается в рукописном колофоне 1189 г. и в др. источниках. Вероятно, после XIV в. мон-рь пришел в упадок. Обитель восстанавливалась в 1867 и 1956 гг. ( Fiey. 1965. P. 660-671; Wilmshurst. 2000. P. 216-217). III. Мар-Элия (св. Илии; халдейский), к югу от М.; основан в 80-х гг. VI в. Илией, учеником Авраама Кашкарского ; неоднократно упоминается в источниках до XII в., позже - в рукописном колофоне 1594 г.; в нач. XVII в. был среди немногих действовавших монастырей Церкви Востока. Вскоре в обители поселилась католич. община, которая в 1657 г. провела реконструкцию церкви. В 1743 г. мон-рь был разорен армией Надир-шаха и заброшен. Согласно описанию Рича, в монастырской церкви сохранялись сир. надписи и остатки росписей, вероятно XVII в. ( Rich. 1836. P. 113-118). В 1875 г. церковь была радикально перестроена; в том же году и после первой мировой войны были возведены корпуса вокруг внутреннего двора, придававшие монастырю облик крепости.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Житийные циклы И. неизвестны (возможно, они не существовали, на что указывает отсутствие данных о таких произведениях в суздальском Рождественском соборе). Однако изображения святителя включены в сцены жития др. Суздальского чудотворца - прп. Евфимия, который, согласно агиографической традиции, был современником И. Житийные циклы преподобного появились не позже сер. XVII в. (скорее всего во 2-й пол. XVI в.); они представлены неск. иконами из Спасо-Евфимиева мон-ря (не сохр.) и неопубликованными лицевыми рукописями 2-й пол. XVII - XVIII в. (подробнее см.: ПЭ. Т. 17. С. 394-395). В сохранившемся цикле, к-рый входит в состав росписи Евфимиевского придела в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря (1689, поновлена в 1867), И. представлен неск. раз: он благословляет пришедшего в Суздаль прп. Евфимия в Рождественском соборе; вместе с прп. Евфимием и кн. Борисом Константиновичем обретает место для Спасского мон-ря; поставляет преподобного в диаконы и в иереи; с сонмом духовенства и мирян совершает крестный ход к месту основания обители или, менее вероятно, для освящения построенного храма (ср. тексты обоих Житий: Клосс. 2001. С. 360-361; Усачёв А. С. Житие св. Иоанна, еп. Суздальского//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 32-33). Святитель везде изображен с нимбом; черты его лика, а также детали облачения (фелонь-полиставрий) традиционны, однако, за исключением композиций диаконской хиротонии прп. Евфимия и обретения места для обители (где изображен в мантии и белом клобуке), И. показан в архиерейской шапке. Вероятно, это связано с изображением тех или иных моментов богослужения (ср. исполненный одновременно с росписью Евфимиевского придела образ Богородицы и Суздальских святых в жертвеннике того же собора); однако этот сравнительно ранний памятник отчасти объясняет причины замены клобука И. митрой на нек-рых подлинниках и на иконах XIX в. Очевидно, аналогичные композиции входили и в число клейм утраченных житийных икон прп. Евфимия. Образы И. встречаются на иконах «Собор русских чудотворцев», бытовавших в старообрядческой среде: на выговских иконах кон.

http://pravenc.ru/text/468953.html

XI 2); Троицкого собора Макариева Калязинского мон-ря 1654 г. (сев. арка диаконника; см.: Антонова Л. И. Фрески Троицкого собора Макарьевского Калязина монастыря//Филевские чтения. М., 2003. Вып. 10. С. 354); ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле 80-х гг. XVII в. (апсида диаконника; изображен в числе преподобных, с непокрытой головой). В росписи ц. свт. Николая Чудотворца в с. Мугрееве-Никольском Южского р-на Ивановской обл. (одна из вотчин кн. Д. М. Пожарского), выполненной ок. 1791 г., иконография Е. необычна: седовласый старец облачен в священническую фелонь и митру, на груди панагия, в подписи назван преподобным архимандритом. Циклы жития Е. не опубликованы и не изучены, их иконография сформировалась не позднее сер. XVII в., возможно уже во 2-й пол. XVI в., после составления пространной редакции Жития преподобного. Древнейшие циклы скорее всего были представлены житийными иконами, пока известными только в Суздале; в описи Спасо-Евфимиева монастыря 1660 г. (Описная книга. 1878. С. 22, 40) упомянуты 3 таких произведения: 2 образа в иконостасе Евфимиева придела собора (там же находилась житийная икона прп. Сергия Радонежского) и 1 в трапезной (очевидно, не сохр.). Сцены из Жития Е. входят в состав росписи посвященного ему придела собора Спасо-Евфимиева мон-ря (1689, поновлены в 1867), где представлены основные события жизни святого, обретение его мощей и посмертные чудеса ( Брюсова. 1982. С. 212; Спасо-Евфимиев мон-рь. 2007. С. 38. Ил.). К XVII-XVIII вв. относятся 3 лицевые рукописи Жития преподобного, вероятно суздальского происхождения: ГИМ. Муз. 279, 70-80-е гг. XVII в. (включает также лицевые Жития прп. Евфросинии Суздальской и чтимого в Суздале мч. Александра Перского; к Житию Е. и службе ему относятся 27 миниатюр, в т. ч. 2 изображения святого перед началом текстов; см.: Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70-80-х гг. XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140-164. Рис. 3. (Тр. ГИМ; 78)); РГБ. Больш. 7; РНБ. ОЛДП. F. 223 (включает лицевое Житие прп.

http://pravenc.ru/text/187661.html

С этого времени, как следует полагать, начинается строительный период, в процессе которого и была создана существующая поныне церковь. Фундамент ее заложили 4 октября 1847 года, а окончили постройкой теплую часть в 1849 году. Южный Трехсвятительский придел освятили 28 мая 1849 года, северный Екатерининский - 11 ноября 1850 года. Возведение основного холодного храма с тремя престолами начинается в 1862 году. Главный престол в честь Покрова Богородицы освятили в 1867 году. О времени освящения левого придела во имя Рождества Иоанна Предтечи ничего не сообщается. Правый придел, судя по отсутствию сведений, мог остаться неосвященным. Перестройка колокольни начинается в 1866 году. Невыясненным остается вопрос об авторе этого памятника. Можно только предполагать, что строившим его архитектором мог быть использован один из образцовых проектов, близких по композиционной схеме работам К. И. Росси первой четверти XIX века.Характерный для архитектуры периода позднего классицизма пятиглавый храм крестово-купольного типа, величественный облик и масштаб которого больше соответствуют собору уездного города, нежели приходской сельской церкви. Крупный средний световой барабан с купольной кровлей и лантернином зрительно поддерживают четыре малые также световые главы, форма и архитектурная обработка которых с колоннами в простенках и выносным карнизом полностью повторяют центральный. Нарушая традицию центричности подобных сооружений, основной объем распространен в западном направлении обширной в ширину храма трапезной. Подобный прием мог быть заимствован по образцу Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вятки (не сохр.), тем более что нам известен яркий пример такого подражания - Спасский собор г. Елабуги. Скругленные западные углы трапезной хорошо гармонируют с полуротондой алтарной апсиды храма, пластику южного и северного фасадов которого обогащают глубокие шестико-лонные портики коринфского ордера. Колонны на углах портиков спарены. Фасады трапезной в семь осей «держит» размеренный ритм пилястр. Над карнизом четверика, совпадая по высоте с фронтонами портиков, возвышается полуярус аттика, непосредственно на котором установлены барабаны глав, опирающиеся на квадратные в плане постаменты.

http://sobory.ru/article/?object=12645

Описывая пелагианство как ранее уже неоднократно осужденную ересь, М. М. рассчитывал убедить светские и церковные власти Вост. Римской империи в недопустимости оказания к.-л. покровительства пелагианам. Помимо сочинений блж. Августина М. М. опирался на ряд документов, с к-рыми он имел возможность ознакомиться в Риме в кон. 10-х гг. V в. Проведенный Шварцем анализ показал, что М. М. знал и использовал следующие основные источники (приводятся в хронологическом порядке): 1) деяния Карфагенского Собора 411 г., осудившего Целестия; 2) письма еп. Римского Иннокентия I (401-417), в к-рых поддерживалось осуждение пелагиан Карфагенскими Соборами 411 и 416 гг.; 3) письмо св. Аттика , еп. К-польского, не принявшего Целестия в церковное общение в 417 г.; 4) протокол заседания рим. духовенства, проведенного летом 417 г. под председательством еп. Римского Зосимы, на к-ром были выслушаны объяснения Целестия и его осуждение Карфагенскими Соборами было признано поспешным и несправедливым; 5) некое письмо еп. Зосимы африкан. епископам, в к-ром он объяснял принятое на заседании решение (не сохр.); 6) послание еп. Зосимы «Tractoria», в к-ром он объявил о пересмотре предшествующего решения и о полном осуждении еретических мнений Пелагия и Целестия (см.: Schwartz. 1924-1925. P. X-XI). М. М. были известны также сочинения Пелагия: «Толкование на послание к Римлянам» (CPL, N 728), некая проповедь (не сохр.) и письмо, адресованное вдове Ливании (CPL, N 754; сохр. только несколько отрывков). Богословские мнения Целестия М. М. излагал преимущественно с опорой на постановления Карфагенских Соборов и епископов Римских; приводя цитаты из сочинений Пелагия, он с их помощью демонстрировал, что учения Пелагия и Целестия совпадают и, следов., одинаково подпадают под церковное осуждение. 2. «Предостережение против ереси Пелагия и Целестия, а также сочинений Юлиана» (Commonitorium adversum haeresim Pelagii (по CPL); Liber subnotationum in verba Juliani (по PL); Commonitorium lectori adversum haeresim Pelagii et Caelestii vel etiam scripta Iuliani a Mario Mercatore servo Christi (по ACO); CPL, N 780; текст: PL.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУРА-ЕВРОПОС Дура-Европос [греч. ορα Ερωπος], древний город на берегу р. Евфрат, у одной из главных дорог, связывавших Дамаск с Месопотамией; в наст. время - городище близ дер. Эс-Салихия (Вост. Сирия); музей под открытым небом. Совр. название условно и образовано из слияния арам. duru - стена, крепость (название бытовало среди местного населения) и македон. топонима Europos (офиц. название в греко-рим. документах). История Крепостная стена Дура-Европос Крепостная стена Дура-Европос Первоначально на месте Д.-Е. располагалась древнеассир. крепость. В 300-280 гг. до Р. Х. Селевк I Никатор основал там колонию македон. воинов, охранявших переправы через Евфрат на пути из 2 столиц гос-ва Селевкидов - Антиохии-на-Оронте и Селевкии-на-Тигре. Приблизительно после 113 г. до Р. Х. в составе Месопотамии Д.-Е. перешел под власть Парфии, став важным форпостом в Сирии. Население города к I в. до Р. Х. было по преимуществу арамейским. В 116 г. Д.-Е. был оккупирован войсками рим. имп. Траяна, позже возвращен имп. Адрианом парфянам, в 165 г., во время парфянского похода имп. Луция Вера, завоеван римлянами и включен в состав рим. пров. Сирия, в 211 г. получил статус колонии. С рим. завоеванием Д.-Е. стал одним из форпостов в войнах с Парфией, его гарнизон был увеличен за счет войск, базировавшихся в Сев. Европе, было начато строительство оборонительных сооружений. С падением Парфии и усилением гос-ва Сасанидов город неоднократно переходил из рук в руки. В 256 или 257 г. крепость была разрушена войсками сасанидского царя Шапура I (сохр. следы разрушений, останки воинов, погибших в подстенных подкопах). В 260-273 гг. Д.-Е. входил в состав гос-ва Пальмира, позже стал местом поселений христ. отшельников, постепенно был поглощен пустыней. В эпоху правления Селевкидов (возможно, раньше) город был окружен зубчатой стеной со сторожевыми башнями (сохр. остатки 26), разделен улицами на квадраты по античной Гипподамовой системе (судя по следам неоконченных строительных работ, первоначальный план не был осуществлен; основной план сохр. структуру эллинистического города). От главных Пальмирских ворот (17-16 гг. до Р. Х.) начиналась широкая улица, на к-рой находилась агора; по оси этой улицы в юго-вост. части города располагалась старая цитадель, основанная греками как стратегион (резиденция стратега), на северо-востоке - новая цитадель (времени Селевкидов, II в. до Р. Х.; перестроена и достроена в парфянский период), у сев. оконечности города, у приречной стены,- резиденция начальника рим. гарнизона (после 227).

http://pravenc.ru/text/180593.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010