Низменные места на территории П. О. м. были подсыпаны на уровень 1-2 аршина. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи. Там же игумен выстроил в лесу «молитвенную келью», выкопал пруд и прибил медный крест к росшей рядом сосне. Поблизости находился камень, на к-ром, подражая прп. Серафиму, молился игумен. Наконец, игумену удалось расселить жителей подмонастырской слободы и получить 3 лесные дачи: Чистяковскую, Скудеркинскую и Отхожую - в 15-20 верстах от обители общей площадью 154 дес. 1248 кв. саж. (1871) и мельницу на р. Нурме (1874). В г. Грязовце в 1877 г. при вокзале было устроено подворье с каменной часовней и деревянным домом. Из-за болезней и «старческой немощи» о. Иоасаф покинул игуменство в янв. 1877 г. и принял великую схиму. По указу Синода от 30 апр. 1879 г. схиигум. Серафим вновь вернулся в Нижегородскую епархию, в Высокогорскую пуст., где и преставился; погребен, согласно его желанию, в Серафимо-Понетаевском мон-ре. Единственным крупным зданием, возведенным в П. О. м. после о. Иоасафа, стала колокольня (1881-1887) - 4-ярусный 20-саженный столп с луковичной главкой в «тоновском» стиле,- напоминающая архитектуру Корсунской ц. (в наст. время ее 2 нижних яруса частично сохр. у вост. стены трапезной). Элементы ее декора в рус. стиле - тройные полуциркульные окна с подвышенным центральным, щипцы, 3/4-ные колонки, замыкающие углы здания, «ступенчатый» орнамент и бегунец. 21 сент. 1886 г. еп. Израиль (Никулицкий) освятил вновь возобновленный Успенский храм. Троицкий собор, который к тому времени утратил 2 боковые главки и был одноглавым, в 1880-1883 гг. (1879-1888?) приобрел 4 декоративные главы. C 16 февр. 1888 по 1903 г. в обители настоятельствовал игум. Агафангел (Воскресенский; 27 июня 1827 - 4 янв. 1907; с 22 мая 1895 архимандрит, погребен у алтаря Корсунского храма), сын псаломщика Воскресенской ц. с. Раслова Грязовецкого у., послушник П. О. м. с 25 мая 1849 г. Много лет он нес послушание сборщика и объехал всю Россию. В 1864 г. был рукоположен в сан диакона, 16 янв. 1866 г.- во иерея, с 22 авг. 1867 г. являлся братским духовником, ризничим и казначеем. С 1870 г. он исполнял различные послушания в Дионисиевом Глушицком (казначей до 1881), вологодском Свято-Духовом, великоустюжском Знаменско-Филипповском (настоятель в 1881-1882) мон-рях, в Вологодском архиерейском доме, Сямском мон-ре (с 1885). С 15 нояб. 1903 г. находился на покое. При о. Агафангеле был построен мост через р. Нурму, отремонтированы Преподобническая ц., гостиный, каретный и скотный дворы; погашены большие долги мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

архит. М. С. Иконников, исполнявший эту должность в 1854-1895) и Димитриевской (Иорданской, не сохр.), Троицкая Лыбедская ц. (1858). Значительный интерес с т. зр. применения новых материалов и конструкций представляла сооруженная позднее в русском стиле первая в империи т. н. железная (при постройке были использованы железо, сталь, чугун) ц. свт. Иоанна Златоуста (1867-1871, инженер А. А. Никкельс, архит. Н. Е. Юргенс, разрушена в 1934). В связи со строительством общественных зданий нового типа в них появились домовые храмы, напр. во имя равноап. кн. Владимира в ун-те св. Владимира (1840). Посвящение крестителю Руси храмов в К. стало элементом гос. политики, особенно в преддверии празднования 900-летнего юбилея Крещения Руси. Еще с сер. XIX в. планировалось строительство храма в К., посвященного князю - крестителю Руси (см. ст. Владимира, равноап. кн., собор в Киеве ). Выбор архитектурных форм и программы внутреннего убранства сопоставимы со строительством крупнейших по масштабу и культурному значению храмов империи того времени - храма Христа Спасителя в Москве и храма Спаса на Крови в С.-Петербурге (см. ст. Воскресения Христова собор ), что должно было подчеркнуть знаковое положение К. Важное место в церковной архитектуре К., исторически тесно связанного с Византией, стал занимать визант. стиль, к-рый, в частности, характерен для Владимирского собора (основной автор - А. В. Беретти) и спроектированных В. Н. Николаевым во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. и несохранившихся Введенской, Благовещенской, Сретенской и Александро-Невской церквей, для храма свт. Михаила Киевского при больнице цесаревича Александра (1893-1895, воссоздан после 1995). Деятельность Николаева, занимавшего должности городового архитектора (1873-1887), архитектора по Киевскому епархиальному ведомству (1875-1898) и Киево-Печерской лавры (1893-1899), отличалась масштабом и разнообразием. Он, по свидетельству современников, «построил целый новый город» ( Ерофалов-Пилипчак. 2000. С. 104) - гостиницы, особняки, доходные дома, больницы, концертные залы, приюты и гимназии, промышленные и садово-парковые сооружения, здание Купеческого собрания (1894).

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Следуя взглядам своего времени, И. считал, что развитие старообрядческого движения в XVII в. было связано с отставкой первоучителей старообрядчества от работы в Печатном дворе (согласно совр. исследованиям, это не соответствует действительности). По мнению И., отсутствие епископов ускорило распространение старообрядчества, тем более что у приверженцев «старой веры» «все вопросы решались сначала практически в жизни, а потом уже являлась теория... как оправдание практики» (Критический разбор учения. 1892. С. 72). Труды И. отличаются основательностью и стремлением исследовать старообрядчество в теоретическом и историческом аспектах. Им были охарактеризованы практически все старообрядческие согласия, известные в то время, включая и мелкие. Выводы И. были сделаны на основании изучения писаний старообрядцев, в т. ч. рукописей, хранившихся в б-ке КазДА. Это, по мнению И., отличало его работы от трудов архим. Павла Прусского, к-рый основывался только на данных, почерпнутых из миссионерских бесед. И. стремился, чтобы каждое его сочинение было признано «трудом ученым», что важно было для утверждения «противораскольнической полемики в ряду других наук» (Там же. С. XI). Он публиковал статьи в журналах «Миссионерское обозрение» , «Православный палестинский сборник» , «Странник» . Одна из его первых статей была посвящена согласию рябиновцев (1867). И. писал о воззрениях протопопа Аввакума, о вопросах брака у старообрядцев, о поисках архиереев, о Белокриницкой иерархии, о согласии странников, или бегунов, о единоверии и вопросе веротерпимости. Награжден орденами св. Анны 2-й и 3-й степени, св. Владимира 4-й степени, св. Станислава 2-й степени. По воспоминаниям внучки Е. А. Матяшиной, И. занимался благотворительностью, оказывал помощь 2 приютам в Казани. Св. прав. Иоанн Кронштадтский посетил его в доме на Ново-Горшечной (ныне Бутлерова) ул. в Казани и на даче в с. Васильеве. 28 окт. 1913 г. отпевание И. было совершено в храме КазДА Казанским архиеп. Иаковом (Пятницким ; впосл. митрополит). Погребен на Арском (Куртинском) кладбище, на надгробии установлен крест из черного мрамора-лабрадора (могила сохр.).

http://pravenc.ru/text/200509.html

Введенский храм соединен со Спасским собором каменным 2-ярусным закрытым переходом. Вскоре после возведения Введенской ц. была построена келарская пала-та, ок. 1675 г.- т. н. Белая палата, к 1717 г. сводчатые помещения палаты были пе-ределаны каменщиками подмонастырского с. Коровничьего под настоятельские ке-льи, в 1766 г. сделано каменное крыльцо. С сев. стороны от Спасского собора находятся св. врата с надвратной ц. во имя вмч. Феодора Стратилата и папертью, построенные в 1588 г. под рук. «церковного каменного дела мастера Тимофея». Церковь, освященная в 1590 г. архиеп. Вологод-ским и Великопермским Ионой (Думиным), имеет необычную 2-столпную конструк-цию, обусловленную, по мнению А. Л. Баталова, редукцией «4-столпного прототипа - ц. Иоанна Лествичника над св. воротами Кирилло-Белозерского мон-ря» (Бата-лов. С. 120). Храм завершен 2 ярусами килевидных кокошников, барабаном со шле-мовидной главой, орнаментальные пояса повторяют мотивы архитектуры собора Всемилостивого Спаса. В сер. XVII в. над св. вратами на сев. и юж. фасадах имелись стенные росписи (не сохр.). После пожара в 1815 г. церковь была переосвящена в честь Вознесения Господня. В 1852-1853 гг. выполнена роспись внутри св. врат. К 1684 г. при ц. вмч. Феодора Стратилата имелась каменная часовня с колесными ча-сами и 9 колоколами, в 1729-1730 гг. перестроенная в одноярусную колокольню с шатровым завершением. В 1830 г. к востоку от Введенской ц. на монастырском кладбище была построена ц.-усыпальница во имя вмц. Екатерины в стиле классицизма. В интерьере частично сохранилась живопись 1-й пол. XIX в., выполненная прилуцкими живописцами. В 1867 г. близ нее похоронен поэт К. Н. Батюшков. Согласно переписным книгам, в XVII в. в Д. м. велось оживленное каменное строительство жилых и хозяйственных зданий, продолжавшееся до 30-х гг. XVIII в. К северу от собора к 1654 г. имелись 4 одноэтажные каменные кельи, построенные ярославскими каменщиками И. Сергеевым и Т. Ивановым, 2 двухэтажные казенные кельи, каменная больничная церковь, кельи для архиеп. Вологодского Симона. В 1712-1737 гг. и 1800-х гг. эти здания были перестроены в 2-этажный братско-настоятельский корпус. В его вост. части находилась больничная ц. во имя Трех свя-тителей (1721), перестроенная и освященная в 1846 г. во имя Всех святых. Здание братских погребов с сушилом было перестроено в 1718 г. в зимние настоятельские кельи, а в 1893 г. превращено в монастырскую гостиницу.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Молоково. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С. Молоково, от Твери 160 верст, от Бежецка 40 верст. Церковь Троицкая, построена в 1821 году, распространена в 1882 году, каменная, престола три: в холодной Святой Троицы, в теплой: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Рождества Христова. Церковные документы: опись 1849 г., метрики с 1793 года, исповедальные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Михаил Андреевич Покровский 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1893 года, священником с 1900 года. Диакон Геннадий Иоаннович Монфановский 37-ми лет, диаконом с 1888 года, состоял учителем церковно-приходской школы. Псаломщик Михаил Иванович Сабинин 32-х лет, в должности с 1897 года. Прихожан Бежецкого уезда: в селе Молокове, в деревнях: Шатееве, Господинкове, Лутовинине, Павловском, Родичеве, Порожкове, Кудрине, Весьегонского уезда: Шелепулеве, Покрове - 348 дворов (1391 мужчина, 1592 женщины). В приходе сей церкви находилось 4 часовни: 1) в д. Лутовинине, Преподобного Симеона Столпника, возобновлена в 1847 году, деревянная, 2) в д. Павловском, Святого Пророка Илии, возобновлена в 1867 году, деревянная, 3) в д. Родичеве, Александра Невского, деревянная, 4) в д. Поронскове, Святого Великомученига Георгия, возобновлена в 1859 году. В 1914 году служили: Священник Павел Серговский 31-го года, окончил семинарию, на службе 7 лет, в Троицком храме 2 года. Штатный диакон Леонид Неклюков 38-ти лет, на службе 14 лет, в Троицком храме 2 года. Псаломщик-диакон Сергий Ушаков 43-х лет, на службе 16 лет, в Троицком храме 11 лет. Прихожан в деревнях: Господинкове, Лутовинино, Кудрино, Шатеево, Равловско, Родичево, Пирожково, Шелепулево, Покров - 1608 мужчин, 1752 женщины. В настоящее время флигель Молоковской ЦРБ, ул. Ленина, д. 3. По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Кирпичная трёхпрестольная церковь, построена вместо прежней, расширялась в 1882. Тёплые приделы: Сергиевский (прав.) и Христорождественский (лев.). Основной объём: одноглавая ротонда под массивным куполом на четверике с портиками на южном и северном фасадах; трапезная в одной связи с трёхъярусной колокольней (не сохр.). Закрыта в 1936, сломана колокольня и завершения, перестроена. С 1938 в здании размещается молоковская больница. Кладбище при церкви ликвидировано и застроено. До сер. XVIII в. село принадлежало Троице-Сергиевой Лавре. Добровольский И. Тверской Епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901, с. 118 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24452

В 1746 г., после окончания строительства надвратной колокольни, была разобрана колокольня храма XVII в., на месте к-рой возвели придельную ц. прп. Даниила Столпника (в 1754 установлен крест, освящена не позднее 1763). Вытянутый вверх четверик нового храма, увенчанный 2 восьмериками, расположился на сводах паперти, зажатой между 2 ризничными палатками. Кубическая трапезная была надстроена над четвериком, служившим прежде основанием колокольни. 5-гранный алтарь расположился над зап. частью первоначальной трапезной. Скромный декор придела близок к убранству верхнего храма 1730 г. В 30-х гг. XX в. была разобрана верхняя часть храма, ныне восстановленная. В нач. XIX в. перестроены галереи; разобраны боковые крыльца и вместо них с запада (перед ризничными палатками, по сторонам от основания бывш. колокольни) возведены закрытые лестничные объемы, с запада пристроено новое, высокое крыльцо. Одновременно в вост. частях галерей созданы более широкие, нежели галереи, приделы в формах классицизма (с треугольными фронтонами и итал. окнами - серлианами) - сев. с престолом во имя св. кн. Даниила Московского (освящен в 1805 - году канонизации святого), юж., получивший апсиду ротондальных очертаний,- во имя святых Бориса и Глеба (в 1806, покровители ктиторов). После войны 1812 г. храм отреставрировали и заново освятили; в 1826 г. был поставлен новый иконостас (заменен в сер. XIX в.). Зап. часть галерей расширена до линии приделов в 1857 г. по проекту архит. Е. Д. Тюрина; в 1858 г. на месте упраздненного престола прп. Даниила Столпника разместили ризницу; в 1862 г. предполагали освятить придел во имя вмц. Екатерины (позднее размещен в сев.-зап. ризничной палатке). В 1867 г. купцы М. И. и Н. И. Ляпины устроили в сев.-вост. палатке фамильную усыпальницу, в 1890 г. ее обновил архит. Ф. О. Шехтель (росписи, витражи, резные дубовые панели, решетки не сохр., известны по проекту). Ограда мон-ря до 70-х гг. XVII в. была деревянной, затем в нее встроили каменные св. врата (известны по плану 1683). Строительство каменных стен следует отнести к сер. 90-х гг. XVII в.: на плане 1692 г. они изображены деревянными (при этом деревянными показаны все постройки, включая известные каменные), на гравюре Пикара все стены и башни каменные.

http://pravenc.ru/text/171331.html

В ирл. источниках сообщается о реликвиях, связанных с К. (бóльшая их часть не сохр.; см.: The Life of St. Columba. 1857. P. 318-330; O " Hanlon. P. 573-579, 589-590; Ó Floinn R. Insignia Columbae I//Studies in the Cult of St. Columba. 1997. P. 125-149; Bourke C. Insignia Columbae II//Ibid. P. 162-183). Мощи К. почитались в кафедральном соборе в г. Даунпатрик (Сев. Ирландия). Согласно записи, приложенной к сочинению Тирехана о св. Патрикии в «Книге из Арма» (1-я пол. IX в.), К. по наитию Св. Духа обрел утерянную могилу св. Патрикия в Сабуле (ныне Сол, близ Даунпатрика) (упоминание об этом событии в анналах под 553 г. является поздней вставкой). Считалось, что в Судный день в Сабул будут доставлены мощи К. из Британии и мощи всех ирл. святых (в записи использованы не вполне ясные выражения, допускающие различные толкования - The Patrician Texts in the Book of Armagh/Ed. L. Bieler. Dublin, 2004r. P. 164, 234). Отсутствие в Ирландии раки с мощами К. могло способствовать формированию легенды о том, что останки святого покоились в Даунпатрике, в могиле св. Патрикия. Манус О " Доннелл связывал перенесение мощей К. в Даунпатрик с нападениями викингов на мон-рь Иона: ковчег с останками святого, который грабители бросили в море, чудесным образом приплыл к побережью Ирландии и остановился близ Даунпатрика. Настоятель церкви поместил мощи К. в гробницу святых Патрикия и Бригиты (Betha Colaim Cille. 1918. P. 420-425; см.: The Life of St. Columba. 1857. P. 313-315). Англо-нормандский барон Джон де Курси, захвативший Даунпатрик в 1177 г., основал при кафедральном соборе бенедиктинский приорат Св. Троицы. По инициативе де Курси были обретены мощи святых Патрикия, Бригиты и К.; перенесение мощей 9 июня 1196 г. возглавил папский легат кард. Вивиан в присутствии 15 епископов ( Giraldus Cambrensis. Topographia Hibernica. III 18// Giraldi Cambrensis Opera/Ed. J. F. Dimock. L., 1867. Vol. 5. P. 163-164; Idem. Expugnatio Hibernica. II 35//Ibid. P. 387). Согласно ирл. источникам, в 1293 г. Николай Мак Маэл Иса, архиеп. Арма, обрел в Соле чудотворные мощи Патрикия, Бригиты и К. и поместил их в драгоценную раку. Интерпретация этих сведений затруднительна. Святыни, хранившиеся в Даунпатрике, были уничтожены англ. властями в 1538 г. (Annala Uladh/Ed. B. MacCarthy. Dublin, 1893. Vol. 2. P. 380-381; 1895. Vol. 3. P. 624-625; Ecclesiastical Antiquities. 1847. P. 226-230; Rankin J. F. Down Cathedral: The Church of Saint Patrick of Down. Belfast, 1997. P. 33-34).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Все образы Иисуса Христа у К. имеют сходный тип лица, к-рый сложился у художника, по-видимому, в кон. 60-х гг. XIX в., во время работы над иконостасом ц. Св. Троицы: широкое, скуластое лицо с тонким носом и большими глазами, измученными и усталыми. Любопытно, что лики на картине «Христос в пустыне» и иконе Спасителя из Троицкой ц. написаны в одном и том же ракурсе. Однако на иконе в глазах чуть ссутулившегося Христа присутствует безнадежность, а в картине художник стремился передать «включенность в божественную жизнь» и «исполненность духовного смысла». Тот же физиогномический тип К. использовал в образе «Преломление хлеба» над царскими вратами Троицкой ц. Др. образ Христа, более каноничный и идеализированный, известен по первому живописному варианту картины «Христос в пустыне» (1867, не сохр.). Дальнейшее развитие евангельская тема в творчестве К. получила в картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», 70-80-е гг. XIX в., ГРМ), над к-рой художник работал до конца жизни, но к-рую так и не закончил. Иродиада. 1884–1886 гг. (ГТГ) Иродиада. 1884–1886 гг. (ГТГ) С нач. 70-х гг. XIX в. К.- ведущий портретист, удивлявший современников редкой проницательностью и тонкими психологическими характеристиками. Он изображал модели в состоянии духовного и душевного напряжения, отбросив повседневное и сосредоточившись на внутреннем содержании личности. Внешняя обстановка и детали костюма чаще всего оставались непрописанными. В фокусе К.- лица и руки, к-рые он моделировал с помощью светотени. Лица К. выделял светом - этот художественный прием стал главным принципом его портретирования. В портрете Л. Н. Толстого (1873, ГТГ) переданы духовная стойкость и незаурядный ум; в портрете М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879, ГТГ) - собранная воля и подвижническая решимость. За изящной светскостью жеста на портрете Д. В. Григоровича (1876, ГТГ) в усталом взгляде обнаруживается драма писателя, пережившего собственный успех и лит. признание. Портрет-картина «Н. А. Некрасов в период Последних песен» (1877-1878, ГТГ) была создана под впечатлением от встреч с неизлечимо больным поэтом; это своеобразный живописный памятник человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва. Свидетельством близких отношений К. и П. М. Третьякова стал камерный портрет коллекционера (1876, ГТГ). Он оставляет впечатление строгого и внутренне благородного человека.

http://pravenc.ru/text/2458927.html

В Благовещенском монастыре в Нежине Черниговской губ. (ныне Черниговской обл.) (празд. 9 окт.). По преданию, ее написал Рафаил (Заборовский), митр. Киевский и Галицкий, в бытность епископом Псковским и Нарвским (1725-1731; сведений о том, что митрополит писал иконы не сохр.). Икона в XIX в. находилась в Благовещенском храме над царскими вратами и ее опускали к верующим по образцу чудотворной Киево-Печерской иконы «Успение Пресв. Богородицы»; в кон. XIX в. она лежала на аналое пред царскими вратами, по субботам перед ней читали Акафист. Ни в одном из ранних описаний монастыря этот образ не упоминается (ИРИ. Т. 3. С. 361-377; Чернов И. Краткая история построения Нежинского Благовещенского мон-ря, называемого Богородичным Назаретом. М., 1815. С. 1-85); нет сведений и в кратких описаниях обители ( Зверинский. Т. 2. 637. С. 67-68; Денисов. С. 910), хотя в них и говорится о знаменательных иконах, в т. ч. об «Успении Пресв. Богородицы», писанном в Риме в 1435 (1400) г. Первое известие об иконе встречается в описании мон-ря 1843 г., где среди проч. украшенных ризами икон в Благовещенском соборе (восстановлен после пожара в 1805) сказано о «замечательном образе Богоматери Корсунском, написанном Киевским митр. Рафаилом Заборовским» ( Кулжинский. 1843). В совр. публикациях о мон-ре дополнений к информации кон. XIX-XX в. нет. На воспроизведении иконы нач. XX в. представлен извод К. и. типа «Умиление», близкий к изводу Касперовской иконы Божией Матери (см.: [Василий (Богоявленский), еп.] Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй ее истории. К., 1911. Ил. на с. 130). Лит.: [Кулжинский И. Г.] Нежинский Благовещенский мон-рь, называемый Назарет Пресв. Богородицы. М., 1843. С. 21-22; Филарет (Гумилевский), архиеп. Нежинский муж. мон-рь//Черниговские ЕИзв. 1861. 7. С. 361; Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. мон-рь, называемый «Назарет» Пресв. Богородицы//Там же. 1867. 22. С. 830; Сребницкий И. Нежин//Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко. СПб., 18812. С. 24.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

В Нежине Черниговской губернии Икона находилась в соборе Благовещенского мон-ря, по преданию, со времени основания обители Стефаном (Яворским) в 1716 г. Считалось, что была создана в Москве как список с чудотворного образа. Она пользовалась местным почитанием. Икона (не сохр.) была помещена в особом киоте на левой стороне храма, украшена серебряным позолоченным окладом с короной с алмазами. В 1884 г. при мон-ре было открыто братство в честь иконы «В. с. Р.». Лит.: Нежинский мужской мон-рь//Черниговские ЕИзв. 1861. Приб. 7. С. 361; Белоусович Л. Нежинский Благовещенский 2-кл. мон-рь, называемый Назарет Пресв. Богородицы//Там же. 1867. 24. С. 829; Филарет (Гумилевский), архиеп. Описание Нежинскаго Благовещенского 2-кл. мон-ря, называемого «Назарет» Пресв. Богородицы. Чернигов, 1873. С. 30; Хойнацкий А. , прот. Очерк истории Нежинскаго Благовещенскаго мон-ря//Черниговские ЕИзв. 1883. Ч. неофиц. 10. С. 559 (отд. отт.: Чернигов, 1883); Открытие братства Божией Матери «Всех скорбящих радости» в Нежине//Там же. 1884. 5. С. 188. В Н. Новгороде Икона написана не позднее 1715 г. Пользовалась большим почитанием как чудотворная, но письменных сведений о чудотворениях не имелось. Возможно, первоначально находилась в Спасо-Преображенском соборе (разрушен в 30-х гг. XX в.). С построением в 1745 г. теплого собора в честь иконы «В. с. Р.» была перенесена туда, где находилась до 1841 г., когда собор был упразднен. Тогда же началось устройство Скорбященского придела в Спасо-Преображенском соборе (освящен в 1857), а икона, вновь перенесенная в собор, заняла место у левого столпа в особом киоте. Каждый вторник перед ней после литургии читался акафист и совершались молебны. Икона не является точным списком с московского образа, имеет характерные для мн. созданных на рубеже XVII-XVIII вв. икон «В. с. Р.» размеры (186 ´ 130 см). В наст. время находится в фондах НИАМЗ. Лит.: Макарий (Миролюбов), архиеп. Памятники церк. древностей Нижегородской губ. СПб., 1857. С. 19; Храмцовский Н. Краткий очерк истории и описание Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1859. Ч. 2. С. 41; О святых иконах, по преимуществу чтимых в Нижегородской еп.//Нижегородские ЕВ. 1865. Ч. неофиц. 9. С. 43; Владимирский П. , прот. Краткие сведения о нижегородском кафедр. соборе, его основании, святынях его и достопримечательностях. Н. Новг., 1886. С. 5-6; Добровольский М. , прот. Нижегородский Спасо-Преображенский собор и его достопримечательности. Н. Новг., 1894. С. 60-61; он же. Путев. по святыням и церк. достопримечательностям Ниж. Новгорода. Н. Новг., 1912. С. 20.

http://pravenc.ru/text/155562.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010