Вероятно, участие Д. в проектировании собора во имя блгв. кн. Александра Невского с приделами св. равноап. Марии Магдалины и свт. Николая Мирликийского в Н. Новгороде (т. н. Новый Ярмарочный собор), сооружение к-рого было задумано после посещения в 1858 г. нижегородской ярмарки имп. Александром Николаевичем и имп. Марией Александровной и осуществлено на пожертвование кашинского купца 2-й гильдии Н. В. Терликова, избранного председателем Комитета по строительству храма. Составителем проекта стал губ. архит. Р. Я. Килевейн (1825-1895), предполагается, что Д. принадлежит авторство композиции храма (1864), имеющей 2 прототипа: ц. Благовещения Пресв. Богородицы при лейб-гвардии Конном полку в С.-Петербурге (архит. К. А. Тон, 1844-1849) и шатровый Борисоглебский собор в г. Старица (1558-1561, не сохр.). Однако 18 нояб. 1865 г. император утвердил «заменительный» проект неизвестного с.-петербургского архитектора. Д. принадлежит, вероятно, доработка художественной стороны проекта (1866-1867). В 1869-1875 гг. он вел наблюдение за строительством, которым руководил Килевейн. Храм, градообразующая высотная доминанта Н. Новгорода (освящ. 20 июля 1881, закрыт в 1930, в 1992 возобновлены богослужения), типологически близок к возведенным в то же время соборам во имя Успения Пресв. Богородицы в Гельсингфорсе (Хельсинки) (архит. А. М. Горностаев, проект 1859, 1860-1868) и во имя блгв. кн. Александра Невского в Париже (архит. Р. И. Кузьмин, 1859-1862). Собор представляет собой центрическое монументальное сооружение высотой 79 м, крестообразное в плане, с одной 5-гранной апсидой, завершенное пирамидальной композицией из пяти 8-гранных шатров, увенчанных луковичными главками. В сев.-зап. барабане устроена звонница. В декоре фасадов сочетаются элементы русского стиля, преобладающего в постройке (шатры, луковичные главки, кокошники в основании барабанов), с деталями романского и визант. происхождения (аркатурные пояса и ползучие арочки). Д. принимал участие в устройстве иконостасов в 1876 г.

http://pravenc.ru/text/168672.html

Подробнее... Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1867 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002. Подробнее... Храмы Липецкой области [ править править код ] Основные храмы Липецкой области Церковь иконы Божией Матери " Знамение " (Вешаловка) [ править править код ] Каменная тёплая церковь иконы Знамения Божией Матери была заложена в 1768 году владельцем усадьбы гвардии ротмистром Яковом Афанасьевичем Татищевым (1725—1806). Построена и освящена церковь была в 1794 году. По церкви село называлось Знаменским. Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов (1737—1799). В период работы над проектом этой церкви он ещё не был членом масонской ложи в России, поэтому ошибочным считается мнение ряда исследователей о том, что в архитектуре храма присутствует много масонских знаков и символов. Адрес: 398505, Липецкая область, Липецкий район, с. Вешаловка Проезд: Примерно 30 минут на машине от г. Липецк. Подробнее... Церковь Димитрия Солунского (Берёзовка) [ править править код ] В 1891 году в Березовке построен храм Димитрия Солунского — в память о русских воинах павших на Куликовом поле. Её возвел на свои средства крупный предприниматель и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцев. Проект церкви выполнил архитектор А. Н. Померанцев. Есть сведения, что расписывал храм В. М. Васнецов, а мозаики исполнял петербургский мастер В. А. Фролов. В церкви были созданы колонны в мавританском стиле. Металлическая конструкция кровли, хоры и лестницы сделаны по чертежам инженера В. Г. Шухова.

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

С сер. XIX в. монастырские угодья постепенно расширялись за счет пожертвований (1844, 1861) и покупки (1845) земли. Ко 2-й пол. XIX в. земельные угодья мон-ря составляли: в 1874 г.- 174 дес., в 1900 г.- 170 дес. (106 дес. лугов и 64 дес. леса). В собственность З. м. с 1844 до 1915 г. были отмежеваны 101 дес. 70 кв. саж. (пожни Лукище и Теребитово), 148 дес. 445 кв. саж. в Котовицкой даче и 49 дес. в Никольской вол. по духовному завещанию купеческой вдовы М. А. Денисовой. Всего земельные владения к 1915 г. составили 307 дес. 1709 кв. саж., из них 8 дес. 694 кв. саж. были под монастырскими постройками, садом, кладбищем и огородами. 94 дес. 646 кв. саж. в дер. Мостищи Новгородского у. относились к приписной Лазаревской ц. Огороды обрабатывались сестрами, покосы сдавались в аренду. З. м. обладал также значительным капиталом (187 499 400 р.). Его доходы составили в 1867 г. 8851 р., в 1874 г.- 10 351 р. (без окладной суммы - 9946 р., расход в том же году - 9887 р.). В Новгороде мон-рь владел каменной 2-этажной часовней в Никольской слободе (построена ок. 1831, сохр.). На участке, пожертвованном чиновником Михайловым (совр. адрес: Ильина ул., 24), ок. 1840 г. была сооружена обширная усадьба с 3 домами. Квартиры сдавались внаем, и доход от их аренды только в 1858 г. составил 1 тыс. р. (2 каменных дома сохр. и используются под жилье). Деревянный одноэтажный дом по Тихвинской ул. (построен ок. 1860, не сохр.) арендовала купеческая вдова Амосова. 1918-1989 гг. В 1918 г. в общине было ок. 150 сестер. 3 февр. 1919 г. с «коллективами верующих» Лазаревской и Симеоновской церквей был подписан договор, храмы стали приходскими. В 1920 г. отдел юстиции Новгородского губисполкома указал «на недопустимость дальнейшего оставления монашествующих в столь значительном количестве» в З. м., монастырские постройки занял Бологовский караульный батальон. Попытка сестер организовать в З. м. сельскохозяйственную молочную артель не увенчалась успехом. В июне 1922 г. Новгородским губ. революционным трибуналом были осуждены за «укрытие церковных ценностей» 79-летняя игум.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМИНСКИЙ Александр Степанович (29.11.1829, Волынская (Киевская?) губ.- 17.12.1897, Москва), рус. архитектор. К. род. в малороссийской семье дворян Волынской губ., в 1848 г. окончил Киевскую гимназию. Вслед за старшим братом Иосифом (1818-1898; впосл. академик, профессор архитектуры, фактический руководитель работ по возведению храма Христа Спасителя и автор проекта ц. свт. Григория Богослова в Москве (1876-1880, не сохр.)) поступил в АХ в качестве вольноприходящего ученика, учился у К. А. Тона. В 1852 г. за академические проекты получил 1-ю и 2-ю серебряные медали, в 1854 г.- 2-ю золотую медаль за проект Публичной б-ки. В 1856 г. окончил АХ с чином XIV класса, со званием классного художника архитектуры 1-й статьи и с правом на пенсионерскую поездку (пенсионер вел. кнг. Марии Николаевны). В 1857-1860 гг. стажировался за границей; в Риме (по др. сведениям, в Париже) познакомился с П. М. Третьяковым, который приобрел у него неск. акварелей с видами античных руин Рима. После женитьбы 11 нояб. 1862 г. на сестре Третьякова Софье Михайловне К. окончательно поселился в Москве. С 1863 г. жил в приходе Знаменской ц., в Б. Знаменском пер. В семье К. было 3 детей: Александра (1863), Павел (1866) и Елена (1872). В 1867-1893 гг. состоял архитектором Московского купеческого об-ва. С 23 марта 1879 г. на службе в Мин-ве юстиции в чине коллежского регистратора, по прошению от 24 мая 1884 г. уволен в чине губ. секретаря. 7 окт. 1881 г. К. подал прошение в Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества об определении на должность преподавателя архитектуры, 10 нояб. назначен советом старшим преподавателем. 10 апр. 1885 - 30 янв. 1889 г. занимал должность архитектора Имп. Московского технического уч-ща. За выслугу лет удостоен чина коллежского асессора со старшинством (17 марта 1892) и ордена св. Станислава 3-й степени (14 мая 1895). Являлся редактором «Художественного сборника работ русских архитекторов (и инженеров)» (1890-1893, совм. с А. А. Нетыксой). Выпуски включали художественно-строительный отдел, библиографию, объявления и альбом с комментариями, в котором были помещены увражи работ К. и стилистически близких к нему архитекторов-художников (отца и сына Зыковых, А. П. Попова, Ф. С. и В. Ф. Харламовых, Д. Н. Чичагова, В. О. Шервуда и др.). Создал ряд оригинальных образцов мебели, фарфора, тканей (напр., для Николо-Угрешского мон-ря). Среди учеников К.- И. Е. Бондаренко, М. К. Геппенер, Л. Ф. Даукша, И. П. Машков, Ф. О. Шехтель, С. С. Эйбушиц. Коллеги отмечали его «горячую любовь к искусству, которую он старался вселить и в своих учеников» (Строитель. СПб., 1897. Дек. 23-24. Стб. 947).

http://pravenc.ru/text/1470133.html

Дунилово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Воздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский храм Дунилова расположен в самом центре села, где ранее была торговая площадь и переправа через реку Тезу. Построен он был купеческим родом Балиных в 20-х годах девятнадцатого века на месте каменной часовни, поставленной в память об избавлении от морового поветрия в 1654 года. В советское время церковь утратила признаки церковной архитектуры. Сохранился кубической формы объем с небольшой трапезной, окна с узкими проемами и наличники, выполненные из фигурного кирпича. В советское время храм использовался как склад зерна. Реставрацию начали в 1996 году. К празднику Крестовоздвиженья 1998 года храм стоял под новым куполом, увенчанным крестом, закончена была внутренняя отделка, начаты работы над иконостасом. С того времени служба в храме совершается каждое воскресенье. Источник: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 1981 Крестовоздвиженская церковь была приписана к Благовещенскому приходу. Построена в 1821 на месте часовни. В 1860-70 гг была частично перестроена на средства семьи Балиных – с запада пристроена колокольня, храм обнесен каменной оградой с решетками. Церковной реликвией до закрытия храма был чудотворный крест в память избавления от язвы. Церковь находится на торговой площади села. Построена в 1821-1828 гг. на месте часовни 1654 г. в память об " избавлении от мора " ; в 1867 г. была пристроена колокольня, а сам храм в 1870 г. перестроен, в 1871 вокруг него сооружена ограда (не сохр.). Заказчиком всех этих последних работ выступал купец А.Я. Балин. Стены церкви выполнены в лицевой кирпичной кладке, цоколь облицован белым камнем. Пример храма с компактной объемной композицией, архитектура которого характерна для русского стиля. Основной объем - двусветный четверик со срезанными углами, к нему примыкают пониженная до уровня первого яруса пятигранная апсида и трехъярусная шатровая колокольня с высоким звоном. Восьмискатную кровлю завершает небольшая главка на граненом барабане.

http://sobory.ru/article/?object=03151

Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в конце 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002-м. При монатыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] В 1768 году святитель Тихон оставил управление Воронежской епархией. В дни пребывания в Задонске святитель Тихон любил для молитвы уединяться в места, мало посещаемые людьми. Одним из таких мест была слобода «Тюнинская». Это место святитель Тихон особенно любил. Часто уединяясь для молитвы, он трудился над очищением и приведением в порядок расположенного здесь родника. После кончины святителя его почитатели дорожили каждой вещью, к которой он прикасался, сохраняли все места, где он любил бывать. Вот и на этом святом месте в XVIII столетии был основан Богородице-Тихоновский (Тюнина) монастырь в память о великом чудотворце святителе Тихоне Задонском. В начале 19 столетия в Задонском Богородицком мужском монастыре поселился и Высокопреосвященнейший Владыка Антоний. Около заветного родника он часто беседовал с местными жителями о почившем святителе Тихоне. Среди его слушателей находился помещик Алексей Федорович Викулин, который услышал раздумья Владыки о том, что хорошо было бы построить около источника небольшую церковь. Через год на этом месте был освящен просторный каменный храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Вскоре рядом с храмом обосновали свое жительство 30 отшельниц. Это произошло весной 1814 года и явилось началом истории Богородице-Тихоновского монастыря. Тюнинская община и Тюнин колодезь в 1861 г. В 20-х годах 19 века А.Ф. Викулин начал строительство еще одного каменного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Обитель росла и укреплялась, казалось, ничто не угрожает тихой жизни монахинь.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Бого...

Липецкая область (монастыри) Материал из Азбука паломники Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1867 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино Женская община при Богородице-Тихоновской кладбищенской церкви Задонска возникла уже в кон. 1810-х, но из-за сопротивления окрестных землевладельцев получила официальный статус только в 1860, с 1867 - монастырь. Основные постройки сооружены в кон. XIX в., в 1876-1879 выстроена колокольня (не сохр.). В 1920 преобразован в артель, окончательно закрыт в 1930, постройки переданы колхозу. Возвращён верующим в 1994, как монастырь вновь открыт в 2002. Подробнее... Задонский Рождество-Богородицкий монастырь [ править править код ] Дата основания : нач. XVII в. Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, г. Задонск Задонский Рождество-Богородицкий монастырь был основан двумя старцами-схимонахами, Кириллом и Герасимом, выходцами из московского Сретенского монастыря, принёсшими около 1610 года копию Владимирской иконы Богоматери, впоследствии прославившуюся как чудотворная. Первый деревянный храм во имя Сретенья Владимирской иконы Богоматери монахи основали на берегу реки Тешевки при слиянии с Доном. Подробнее... Задонский Тихоновский Преображенский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1873 Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., Задонский р-н, ур. Скит (7 км С г. Задонск) Монастырь был устроен в 1873 попечением В. П. Воейкова в 7 верстах севернее Задонска, при открытом в 1865 новом кладбище Задонского монастыря. Первоначально мужской, в кон. XIX в. сооружены каменные собор, ограда, корпуса келий. Закрыт в нач. 1920-х, был занят детской колонией, позже госпиталем, с 1958 - психбольницей. Восстановлен в 1992 как женский. Подробнее... Знаменский Елецкий женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1683 Архитектор : Шарлемань И. И.: (колокольня) Статус : действ. Адрес : Липецкая обл., г. Елец, ул. Слободская, 2А

http://azbyka.ru/palomnik/Липецкая_облас...

архит. В. Н. Шильдкнехта) собора Св. Софии. 2-этажный Воскресенский храм в скиту Павлова Обнорского мон-ря (1867-1869) был увенчан 13 луковичными главами, имел щипцовое завершение и русско-визант. отделку фасадов. В рус. стиле выдержаны шатровая колокольня Успенского вологодского мон-ря (1880), декорированная кокошниками, церкви прп. Корнилия в Корнилиевом Комельском мон-ре (1854-1856, не сохр.), Знаменская Свято-Духова вологодского мон-ря (1860-1867, не сохр.), Покровская Нило-Сорской пуст. (1863-1866), Корсунской иконы Божией Матери (1875-1879, не сохр.), колокольня (1881-1887, не сохр.) Павлова Обнорского мон-ря и комплекс Стефано-Ульяновского мон-ря (ныне территория Сыктывкарской и Воркутинской епархии, частично сохр.). В нек-рых случаях в основе архитектурного решения лежала классицистическая композиция (Знаменская ц.). Те же черты присущи ц. во имя свт. Лазаря Четверодневного в Вологде (1882-1887), бывшей в годы гонений на положении 2-го кафедрального собора, и Преображенской ц. (перестроена в 1876-1880) Спасо-Суморина мон-ря. В формах рус. «кирпичного» стиля XVII в. были сооружены 5-главый собор Парфеновского жен. мон-ря (окончен в 1914), притвор ц. прп. Зосимы и Савватия Соловецких в Вологде, церкви в с. Нелазском, свт. Василия Великого в Устюжне (нач. XX в.) и др. Церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Никольске (нач. XX в., действующая) выдержана в визант. стиле. Своеобразие художественного стиля региона определило «местонахождение Вологды на границе между средней полосой России с ее старыми художественными центрами и Севером, где процветало народное, преимущественно крестьянское искусство» ( Вздорнов. С. 55). Для древнейших произведений начиная с XIV в. характерны сочетание достижений искусства крупных художественных центров («...основой для формирования местных стилистических течений в XIV в. стала иконопись Ростова» - Смирнова. С. 138) с простотой и непосредственностью «северных писем», а также графичность изображения и темно-синий фон. Это иконы: «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими свт.

http://pravenc.ru/text/155162.html

При М. было устроено значительное количество церквей. В Минске по инициативе М. была построена в стиле классицизма ц. во имя равноап. Марии Магдалины на Сторожевском кладбище (ул. Киселёва). В 1845-1852 гг. М. освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца, сооруженную на средства помещика И. Хмары близ Хмарина Городка (дер. Чучаны). 15 авг. 1858 г. он освятил Никольскую ц. в с. Станькове (совр. Дзержинский р-н Минской обл.), построенную владельцем местной усадьбы гр. Э. З. Н. С. фон Гуттен-Чапским (в 2017 восстанавливается из руин). В 1860 г. в Минске М. начал возведение 2-этажного каменного архиерейского дома с Покровской ц. (строился при участии архит. Вылежинского; не сохр.). В том же году он посетил приход дер. Швабовка (Гать) и дал распоряжение о строительстве нового храма, которое началось в 1863 г. 18 марта 1867 г. по благословению М. храм был освящен, как и прежний, в честь Рождества Пресв. Богородицы. 8 нояб. 1861 г. была освящена Избицкая каплица, 9 мая 1863 г.- Михайловская каплица в дер. Мгле, «в память свободы христиан» (после капитального ремонта и перестройки в церковь по благословению архиепископа). Сооружение правосл. церквей интенсифицировалось в пореформенный период и после событий 1863 г. Возведение храмов и перестройка их из костелов велись преимущественно на правительственные средства, а также на пожертвования частных лиц, прежде всего москвича И. И. Четверикова. Для заведования церковным строительством был учрежден особый комитет. В 60-х гг. XIX в. в Минской епархии было возведено ок. 20 каменных и до 70 деревянных храмов и еще более перестроено. «Упразднено 5 католических монастырей и несколько десятков приписных костелов»,- писал М. 14 июня 1865 г. еп. Игнатию. «За всем тем католическая пропаганда не уменьшилась, а только стала осторожнее» ( Киприанович. 1897. С. 465). При М. была прекращена деятельность Илиинского жен. мон-ря г. Слуцка. В 1866 г. был упразднен и обращен в правосл. приходскую церковь костел Хмарина Городка. 30 окт. того же года М. освятил храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. После польск. восстания 1863 г. был ликвидирован католич. приход в Гайне, его земельное имущество перешло в казну, бывш. Успенский костел передан правосл. приходу и 16 окт. 1867 г. освящен М. как правосл. ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Архиерей посещал Гайненский приход и ранее. 11 июля 1855 г. он наблюдал за тем, как настоятель прихода, о. Адам Самкович, служит обедню и молебен, после чего М. вызвал его в Минск, где тот был вынужден неделю практиковаться в кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

в Елгомском погосте, 1643, не сохр.); крещатые шатровые храмы (Вознесенская ц. в дер. Пияла, 1651; Успенская ц. в с. Варзуга и др.); шатровые храмы типа восьмерик от пошвы с прирубами (Никольская ц. в с. Панилове (ныне дер. Карьеры Нижние), XVII в., не сохр.; Владимирская ц. в Белой Слуде (ныне дер. Б. Слудка), 1642, не сохр.) и др. В это время распространяется и значительно более сложный тип шатровой постройки - восьмерик на четверике с трапезной (трапезная и сени покрыты 2-скатной кровлей, восьмерик на четверике имеет шатровое завершение, алтарь обычно перекрыт бочкой). Наиболее ранний памятник этого типа - Никольская ц. в Троицком Муезерском мон-ре (1602). В течение XVII в. в Обонежье, Каргополье и на Сев. Двине строятся десятки храмов, имеющих подобную структуру. Возможно, еще в XVII в. на новгородских землях появились и многошатровые храмы (Воскресенская ц. в с. Сельце на р. Емце (ныне дер. Погост), 1673, не сохр.). Значительное распространение шатровых храмов на Новгородской земле, прежде всего на Рус. Севере, не находит аналогий в каменной архитектуре Новгорода XVII в., где подобные формы завершения храмов неизвестны. С сер. XVII в. строили церкви кубоватого типа, в основном распространившиеся в районе Беломорья (Пятницкая ц. в с. Шуерецком, 1666, не сохр.; Климентовская ц. в дер. Пияла, 1685, не сохр., и др.), а также многоглавые храмы (9-главая Ильинская ц. в с. Чухчерьма, 1657, не сохр.; собор арх. Михаила в Шенкурске, 1681, не сохр., и др.). Образцами для этих церквей были каменные многоглавые постройки. Уже в нач. XVII в. сформировалась мощная обонежская региональная традиция деревянного храмостроительства: в 1600 г. построен Петропавловский собор в Повенце, в 1605 г.- ц. Богоявления в Чёлмужах. После Смуты строительная история отмечена возведением церквей Флора и Лавра в Мегреге (1613) и Петра и Павла на Лычном о-ве (1620). В Присвирье одновременно в 1630 г. возводятся Никольская ц. на о-ве Брусно, Воскресенская в Важинах и Никольская в Олонце. Постройкой в 1634 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010