В 1744 г. Кексгольмская пров. вошла в состав Выборгской губ. (с 1783 одноименного наместничества, с 1896 снова губернии), в 1802 г. переименованной в Финляндскую губ., которая в 1811 г. стала Выборгской губ. Великого княжества Финляндского; при этом Кексгольмский у. был разделен на 3 уезда: Верхнекексгольмский, Среднекексгольмский и Южнокексгольмский. В сер. XIX в. на территории бывшей епархии существовали Кексгольмский, Кроноборгский, Сальмисский и Сердобольский уезды. В этот период в составе населения края стали преобладать лютеране. Во многом ради противодействия инославному влиянию 5 сент. 1859 г. было учреждено титулярное Выборгское вик-ство С.-Петербургской епархии, 24 окт. 1892 г. преобразованное в самостоятельную Финляндскую и Выборгскую епархию (в 1913 в ней образовано Сердобольское викариатство ). В 1921 г. в получившей независимость Финляндии эта епархия была реорганизована в Финляндскую автономную Православную Церковь в составе Московского (с 1923 К-польского) патриархата с 2 епархиями: Выборгской и Карельской. С присоединением Карельского перешейка и Сев. Приладожья к СССР (1940) территория бывшей епархии стала частью Ленинградской епархии ; вплоть до 1989 г. власти оставили действующим только Никольский храм в Сортавале. В 1990 г. приходы Карелии вошли в состав самостоятельной Петрозаводской и Олонецкой епархии (с 1996 Петрозаводская и Карельская ). 19 июля 1962 г. было учреждено Выборгское викариатство, 12 марта 2013 г.- самостоятельная Выборгская и Приозёрская епархия в адм. границах Всеволожского, Выборгского и Приозёрского районов Ленинградской обл., название к-рой возрождает память о К. и О. е. На территории К. и О. е. находятся старинные города Приозёрск и Сортавала (до 1918 Сердоболь, впервые упом. в 1500). Согласно летописному источнику кон. XVI - нач. XVII в., в Кореле в 879 г. умер кн. Рюрик : «Лета 6387 (879) умре Рюрик в Кореле в воине; тамо и положен бысть в городе Кореле» (РНБ. Q.IV.88. Л. 767 об.). Поскольку Корельский у. был порубежной землей и находился на средоточии важных торговых путей, по к-рым проходила торговля с Сев.

http://pravenc.ru/text/2057248.html

Крепость Дербент. Гравюра Фидлера. 1836 г. (РГБ). Крепость Дербент. Гравюра Фидлера. 1836 г. (РГБ). Начались антиперсид. восстания в Джаро-Белоканах, в Табасаране, в Кюре, на Самуре и в кубинском ханстве. Надир лично возглавил поход на джарцев, уничтожив их укрепления; уцелевшие ушли в Аварию. Почти одновременно иранцы заняли Дербент и ударили оттуда на Табасаран и лезгинские земли. В февр. 1741 г. сопротивление джарцев было сломлено, уцелевшие аварцы и цахуры бежали в горы, их села были стерты с лица земли. В борьбе с восставшими Надир решил испробовать новую тактику: иран. конница систематически вытаптывала и стравливала посевы в Табасаране, Кюре, Кайтаге, Даргинии, производились набеги, разграбление и сожжение сел. Живых людей связывали, как снопы, наваливали на тока и пускали конницу. «Шахской молотьбой» (шах-хирмане) называли в народе эту зверскую расправу с людьми. Однако результаты этой жестокой тактики оказались противоположными тем, которых ожидал Надир. К кон. 1742 г. шах кроме приморской равнины и предгорьев контролировал лишь Н. Табасаран, Кайтаг до Кала-Корейша и Кумух; сопротивление дагестанцев и азербайджанцев усиливалось. В 1744 г. Надир с основными силами вновь двинулся на Д., но, когда шах обнаружил, что потерял уже половину армии, он стремительно оставил Д. и более сюда не возвращался. В Иране возникла поговорка: «Если шах глуп, пускай идет войной на Дагестан». В результате Гюлистанского договора между Россией и Персией в 1813 г. Д. вошел в состав России. В 1825-1859 гг., в ходе народно-освободительной борьбы горцев, было организовано гос-во имамат с населением 100-150 тыс. семей. В 1860-1869 гг. были упразднены ханства и была образована Дагестанская обл. из 9 округов (Аварский, Андийский, Гунибский, Казикумухский, Даргинский, Кайтаго-Табасаранский, Темир-Хан-Шуринский, Кюринский, Самурский) под упр. областеначальника, приравненного к генерал-губернатору. Сев. Дагестан (Кумыкский, позднее Хасавюртовский окр.) оказался в составе Терской обл. 9 марта 1917 г. в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) был образован Временный обл. исполнительный комитет - орган Временного правительства. В марте 1920 г. установили советскую власть. 27 окт. того же года было принято постановление об образовании Дагестанской автономной республики. 13 нояб. по поручению Правительства РСФСР И. В. Сталин провозгласил советскую автономию Д. 20 янв. 1921 г. ВЦИК принял декрет об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики (ДАССР). В советское время территория Д. расширилась почти вдвое за счет присоединения Терско-Сулакской низменности (1921) и Ногайской степи (1957). В 1991 г. была провозглашена Республика Дагестан в составе РФ. Распространение христианства в Дагестане

http://pravenc.ru/text/168606.html

В 1838 г. К.-Р. вышла из состава Соединённых провинций Центр. Америки. 31 авг. 1848 г. конгресс К.-Р. принял декларацию о суверенитете и независимости Республики Коста-Рика; были утверждены флаг и гимн гос-ва. В кон. 50-х гг. XIX в. начался быстрый подъем экономики. Значительно возросли производство и экспорт кофе и бананов. В то же время во 2-й пол. XIX в. в стране происходили военные перевороты, одна за другой принимались и отменялись конституции (1844, 1847, 1848, 1859, 1869, 1871). В посл. трети XIX в. были построены неск. железнодорожных веток, соединивших карибское и тихоокеанское побережья страны, а также столицу с портами. В экономику страны стал активно проникать иностранный капитал, прежде всего североамериканский. К нач. XX в. компании «United Fruit Co.» принадлежало ок. 10% территории страны; она превратилась в крупнейшего владельца железных дорог и монопольного экспортера бананов. Общей чертой многочисленных конституций 2-й пол. XIX в. было провозглашение католицизма единственной гос. религией. Конституция 1847 г. запрещала публичные некатолич. богослужения, что было связано с распространением протестантизма североамер. и англ. проповедниками. Однако эти меры не смогли остановить деятельность последних. В 1840 г. в Сан-Хосе было проведено первое протестант. богослужение среди англоязычных жителей города, с 1845 г. в столице действовало Британское, а с 90-х гг. XIX в.- Американское библейские об-ва, в 1865 г. построена 1-я протестантская церковь. Из последующих конституций (1848, 1859, 1869, 1871) запрет на деятельность протестант. проповедников был изъят, однако в них подчеркивалось, что правительство не должно оказывать финансовую поддержку иным конфессиям, кроме католицизма. Формулировка о «толерантном отношении» к др. религиям была впервые включена в Конституцию 1869 г. и сохранилась в Конституции 1871 г., действовавшей до 1917 г. Важным событием в религиозной жизни К.-Р. XIX в. было учреждение епископства в Сан-Хосе (1850, подчинялось до 1921 архиепископу Гватемалы).

http://pravenc.ru/text/2458859.html

2332 Мальмберг Владимир Константинович (1860–1921), историк искусства, специалист по античной пластике; доктор теории и истории искусств (1905). С 1907 г. ординарный профессор Московского университета, директор Музея изобразительных искусств в Москве (1913–1921). 2333 Георгиевский Василий Тимофеевич (1861–1923), историк древнерусского искусства, специалист в области древнерусской живописи, ученик Η. П. Кондакова. Библиотекарь и хранитель Древлехранилища при Братстве им. Александра Невского во Владимире, уполномоченный Комитета попечительства о русской иконописи, организатор иконописных школ в с. Метере, Палехе, Холуе Владимирской губ. и в с. Борисовке Курской губ., член ученого комитета и училищного совета при Св. Синоде. После октября 1917 г. – научный сотрудник Всероссийской реставрационной комиссии и Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (1918), хранитель (1918), заведующий (1923) Отделом шитья и тканей Оружейной палаты. 2334 Высокий (Vysoky) Гинек (1860–1935), чешский антиковед, профессор классической археоло­гии Карлова университета в Праге. 2335 Наук (Nauck) Август Карлович (Иоганн Август; 1822–1892), филолог-классик, академик ПАН (1858). Профессор греческого языка и литературы в ПИФИ (до 1883 г.). 2336 Стефани (Stephani) Лудольф Эдуардович (1816–1887), антиковед, эпиграфист, историк антич­ного искусства; доктор археологии (1842); академик ПАН (1850). С 1851 г. хранитель Отделения классических древностей Имп. Эрмитажа, член Имп. Археологической комиссии (1859). 2337 Никитин Петр Васильевич (1849–1916), филолог-классик, эпиграфист, византинист; доктор греческой словесности (1883); академик (1888), вице-президент (1900–1916) ПАН; заслуженный профессор по кафедре греческой словесности (1900), декан историко-филологического факультета (1897–1900), ректор (1890–1897) Петербургского университета; ординарный профессор греческой словесности ПИФИ (1890–1900). О нем см.: Иодко О. В. П. В. Никитин и его вклад в византинистику (по материалам С.-Петербургского филиала Архива РАН)//РНРВ. С. 131–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Как, например, иконостасы в имении Медем на Волге и в храме прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле). В 1915–1917 гг. сотрудник Кавказского отделения Земского союза по организации лазаретов для раненых воинов. С 1923 по 1925 год – художник Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры. Был неоднократно арестован. В 1925–1928 г. был в ссылке в г. Ишиме, тогда Уральской области. В 1929 году расписал главную переднюю часть храма св. Софии на Софийской набережной в Москве. Последняя его работа – роспись алтарной части кладбищенской церкви в г. Рязани. Арестован в 1937 году, расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 5 ноября 1937 г. Из его работ сохранились: образ Донской Божией Матери (сейчас находится в Даниловом монастыре), несколько портретов, эскизы к церковным работам и рисунки разного времени. 56 Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923), протоиерей. Прославлен на Освященном Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Настоятель храма свт. Николая в Кленниках на ул. Маросейке в Москве. Известный московский священник тех лет, старец. С. П. и М. Ф. Мансуровы были ему близки еще до 1914 года. Особенно он помогал молитвой и утешением старшей сестре М. Ф. – Софье Федоровне (1885–1922), своей духовной дочери, страдавшей неизлечимым недугом. О. Алексей приезжал в 1918 году в Измалково. 57 Дмитрий Федорович Самарин (1890–1921) – брат М. Ф. Друг с отроческих лет С. П. Мансурова. Вместе с ним учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1913 году в Марбурге, в Германии, где писал критическую работу о Марбургской философской школе, направленную против ее рационализма, заболел душевно. Перед первой мировой войной его удалось перевести в лечебницу под Смоленском, откуда он уехал и скитался. Ездил по монастырям, долго прожил в Сибири, где его арестовывали, бедствовал. В 1921 году вернулся в Москву, где вскоре умер. Похоронен на Донском кладбище в Москве рядом с родителями. Существует мнение, что он явился (отчасти) прототипом доктора Живаго в одноименном романе Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

Кочуров Иоанн Александрович (1871– убит 1917), протоиерей-священномученик Красиков Петр Ананьевич (1870–1939) Красницкий Владимир Дмитриевич (1881–1936), священник; уклонился в обновленчество Крастин И. А. Кратиров Димитрий Димитриевич (1875–1952), протоиерей Кремлевский (до 1897 – Шайтанов) Петр Магистрианович (1868–1941), протоиерей Крючков Ксенофонт Никифорович (1842–1909), протоиерей Ксения, св. – Петербургская юродивая XVIII века Кудрявцев Василий Николаевич (1895-?), протоиерей Кудрявцева Мария Андреевна – см.: Мария, игумения. Кузив Владимир Тимофеевич, протоиерей Кузнецов Николай Кононович (1840-?), протоиерей Кульбуш Георгий Павлович (1893 – расстрелян 1937), профессор Кульбуш Павел Петрович (в монашестве с 1917 – Платон; 1869 – расстрелян 1919), протоиерей, впоследствии – епископ Ревельский, священномученик Курский Дмитрий Иванович (1874–1932) Л Лазаревский Николай Иванович (1868 – расстрелян 1921), профессор Ламанский Владимир Иванович (1883–1914), академик Лахостский Павел Николаевич (1865–1931), протоиерей Лебедев Александр Лебедев Виталий Федорович (1874 – не ранее 1934), протоиерей Лебедев Николай Алексеевич (1825–1914), протоиерей Лев, св. (Егоров Леонид Михайлович; 1889 – расстрелян 1937), архимандрит-священномученик Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924) Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851–1932), епископ; уклонился в обновленчество Либин Николай Ксенофонтович (1878 – расстрелян 1937; в монашестве с 1928 – Амвросий), протоиерей; впоследствии – епископ Ложкин Василий Матвеевич (1874 – расстрелян 1921), священник Лозина-Лозинский Владимир Константинович (1885 – расстрелян 1937), протоиерей-священномученик Ломбард Баусфильд, англиканский священник Лосский Борис Николаевич Лукьянов Сергей Михайлович (1855–1935), обер-прокурор Святейшего Синода в 1909–1911 Луначарский Анатолий Васильевич (1875–1933) Львов Владимир Николаевич (1872–1930), обер-прокурор Святейшего Синода с 3 марта по 24 июля 1917 Любимов Иоанн Васильевич († 1908), протоиерей Ляпунов Сергей Михайлович (1859–1924), композитор

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

учебной частью (1905–1913), член Ученого к-та (1905–1917), зав. профессиональными курсами в Ксениинском ин-те. Научный сотрудник Правового НИИ (1921–1923), ученый секретарь (1924–1925), старший библиотекарь (с 1925), зав. отделением периодических изданий II иностранного отделения (до 1928), сотрудник (с 1935) БАЛ, организатор Византийского кабинета. Член Русско-византийской историко-словарной комиссии АН СССР, в 1930-е преподаватель рабфака Технологического ин-та, сотрудник Геологического к-та, сотрудник архива Ин-та литературы АН СССР (1937–1939); Варжанский Николай Георгиевич (1881–1918), церковный деятель. Преподаватель словесности в Московской духовной семинарии (с 1907), помощник противосектантского миссионера Московской епархии (1908–1911), московский епархиальный миссионер-проповедник (с 1911), делопроизводитель Отделов о внешней и внутренней миссии и о церковной дисциплине Всероссийского поместного собора РПЦ (1917–1918). Арестован 2 июня 1918, 5 сентября 1918 расстрелян. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (2000); Варнава (в миру Василий Александрович Накропин) (1859–1924), епископ Каргопольский (1911–1913), Тобольский (1913–1916), архиепископ Тобольский и Сибирский (1916–1917), в сан архиепископа возведен по настоянию Г. Е. Распутина. После Февральской революции перемещен управляющим на правах настоятеля Высокогорским Воскресенским м-рем в Нижегородской епархии. В 1918 подвергался аресту. С июня 1919 настоятель Калязинского Троицкого м-ря. В 1920 назначен архиепископом Архангельским, но к месту назначения не поехал. Скончался в Москве; Варфоломей (в миру Николай Федорович Ремов) (1888–1935), магистр богословия (1913). Доцент (1912), профессор (1916) МДА, благочинный академического Покровского храма (с 1913), его настоятель в сане архимандрита (с 1919), епископ (с 1921), архиепископ (1934) Сергиевский, викарий Московской епархии. Настоятель Высокопетровского м-ря в Москве (1923–1929), организатор богословских курсов (при монастыре), затем настоятель ряда московских церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Умер 20 декабря 1935 года, похоронен на русском кладбище в Белграде. Биографические справки об упоминаемых лицах Антоний (Булатович Александр Ксаверьевич, 1870–1919), русский учёный и религиозный деятель, исследователь Эфиопии, офицер, впоследствии иеросхимонах, подвизался на Афоне в 1903–1913 годах, из лидеров догматического движения «имяславие», осуждённого Русской Православной Церковью. Антонин (Капустин Андрей Иванович Капустин; 1817–1894), архимандрит, клирик Русской Православной Церкви, учёный-византинист; был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с 1865 года до своей кончины. Гедеон Мануил (1851–1943, Афины), греческий историк Церкви, великий хартофилак Константинопольского Патриархата, действительный член Афинской академии (1929), с 1921 года до своей кончины жил в Афинах, где руководил основанным им Обществом изучения средневековых (Ηενεστσα κατστασις εντω Αγω ρει, 1896). рукописей и издавал журнал этого общества, автор свыше 500 трудов. Герасим Смирнаки (с), монах монастыря Эсфигмен, автор книги об Афоне (см. прим. 5), секретарь и советник в Протате, позднее игумена Есфигменского монастыря, панэллинист. Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), русский учёный-богослов, профессор, литургист; убит в Москве 10 августа 1929 года. Игнатьев Николай Павлович (1832–1908), российский государственный деятель, граф (с 1877), русский посланник в Пекине (1859–1860), посол в Константинополе (1864–1877), министр внутренних дел (1881–1882), генерал от инфантерии (1878), генерал-адъютант, сторонник идей панславизма, во время работы в Китае подготовил и подписал от имени Российской империи Пекинский договор 1860 года, по которому к России присоединялись земли по правому берегу р. Амур от устья р. Уссури до берега Тихого океана на востоке и границы с Кореей на юге (ныне Приморский край и юг Хабаровского края, благодаря чему Россия стала мировой державой. Иероним (Соломенцев Иван Павлович; 1805–1885), иеросхимонах, великий старец, подвизавшийся на Афоне с 1836 года, в Пантелеимоновом монастыре – с 1840 года, в монашестве Иоанникий, духовник и ктитор-обновитель, один из главных деятелей Русского Афона, имевший большое влияние на святогорскую жизнь в целом; архимандрит Макарий (Сушкин) был его учеником и помощников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Гефсиманском скиту был принят Саровский устав. На его территории действовало три церкви: главный двухэтажный храм с верхней церковью во имя Успения Божией Матери и нижней – Гефсиманского моления Спасителя, церковь во имя прпп. Сергия и Никона Радонежских и прав. Филарета Милостивого и церковь во имя Воскресения Христова. Среди святынь скита были икона Иорданской Божией Матери, привезенная с Афона и принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину , ковчег с частью ризы Господней и с мощами угодников Божиих. Боголюбская киновия располагалась на берегу пруда, на западе от пещер, с двухэтажной церковью в честь Боголюбской иконы Божией Матери в верхнем этаже и во имя свв. Матроны и Капитолины в нижнем (освящены в 1861 г и 1859 г. соответственно). После закрытия Лавры (1919 г.) часть монахов перешла в Гефсиманский скит, где они как сельскохозяйственная артель просуществовали до 1928 г. В настоящее время все храмы, колокольня и другие здания скита разрушены до основания, сохранилась только кирпичная ограда с башенками по углам. Черниговский скит Черниговский скит – первоначально пещерное отделение Гефсиманского скита, основателем которого был известный юродивый Филиппушка (Ф.А. Хорев), в схиме – Филипп. Близ его пещеры в северной части Гефсиманского скита за прудом было вырыто еще несколько пещер, соединенных подземным ходом. Черниговский скит жил по своему уставу, но подчинялся настоятелю Гефсимании. В 1886–1893 гг. церковь при пещерах разобрали, а на ее месте выстроили новый двухэтажный храм (архитектор – Н.В. Султанов): верхний в честь Черниговской иконы Божией Матери, а нижний – Архангела Михаила и Бесплотных Сил. На рубеже XIX–XX вв. Черниговский скит являлся центром старчества и подвижничества. После закрытия Лавры (1919 г.) часть братии перешла в Черниговский скит, который был закрыт в 1921 г. В дальнейшем в нем размещалась тюрьма, интернат для слепых, интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. Возрожден в 1990 г. Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Троицкий Козловский мужской монастырь, расположенный рядом с г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В то время в Сергиевом Посаде было только что открыто Убежище (приют) престарелых сестер милосердия Красного Креста. Почетной председательницей его совета стала великая княгиня Елисавета Феодоровна, которая принимала самое непосредственное участие в устройстве и всех делах приюта. Узнав о «бесприходном» положении отца Павла от его ученика, священника Евгения Синадского, который служил в Московской Марфо-Мариинской обители, великая княгиня пригласила его к себе для знакомства. 19 мая 1912 года отец Павел совершал Божественную литургию в храме Марфо-Мариинской обители и встретился с великой княгиней Елисаветой Феодоровной и отцом Митрофаном Сребрянским. Тогда, вероятно, ею и было принято решение назначить отца Павла настоятелем домового храма Убежища во имя равноапостольной Марии Магдалины. Решение было одобрено духовником отца Павла епископом Антонием, к советам которого прибегала и великая княгиня. В этом храме отец Павел служил вплоть до закрытия убежища 17 (4) мая 1921 года. Начальницей Убежища престарелых сестер милосердия была назначена Н. А. Киселева (1859–1919), происходившая из петербургской купеческой семьи. Н. А. Киселева, которая была старше отца Павла на 22 года, а Анны Михайловны – на 29 лет, по-матерински заботливо опекала их семью. В дальнейшем великая княгиня Елисавета Феодоровна не раз встречалась с отцом Павлом и его супругой, просила советов по иконописанию, интересовалась его творчеством. С 26 января до конца февраля 1915 года отец Павел был командирован для исполнения пастырских обязанностей при походной церкви санитарного поезда Черниговского дворянства, который был снаряжен по инициативе великой княгини Елисаветы Феодоровны. Наряду с церковным служением отец Павел трудился как обыкновенный санитар. Вероятно, в связи с этой поездкой к 25-летнему юбилею принятия великой княгиней Елисаветой Феодоровной Православия, 15 февраля 1916 года священник Павел Флоренский был награжден правом ношения знака Красного Креста. Кроме того, за годы священнослужения он был отмечен следующими церковными наградами: 26 января 1912 года – набедренником, 4 апреля 1913 года – бархатной фиолетовой скуфией, 6 мая 1915 года – камилавкой, 29 июня 1917 года – наперсным крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010