Тула. Богородичный Щегловский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Млекопитательница " . Карта и ближайшие объекты Церковь в честь иконы Божией Матери Млекопитательница построена в 1869-1864 гг. на средства московского купца В.И. Макарухина. Арх. А.Г. Бочарников. Двухэтажное кирпичное здание кубической формы. Храм был летним и отопления не имел. Первоначально храм был задуман одноглавым, позже были добавлены 4 шатра и храм стал пятиглавым. Деревянные стропила, покрытые листовым железом на четыре ската и окрашенные медянкой, образовали достаточно сложное завершение храма. Над крышей возвышаются 5 куполов в виде отдельных восьмигранных башен со стрельчатыми кокошниками по верхнему краю и с шатровым покрытием каждая. Пять глав с вызолоченными маковицами (яблоками) увенчаны шестиконечными крестами. В среднем куполе 8 окон с полукруглым верхом. На восточной стороне выступает троечастная алтарная апсида со средним наибольшим выступом. Части алтарной апсиды разделены гранитными полуколоннами в высоту стены, от фундамента до карниза. Естественному (дневному) освещению храма содействовало большое количество окон. Вход в храм один, с западной стороны. Над входной дверью в стене находилась икона Нерукотворенного Образа, написанная на железной доске, а вверху стены - крест. Пол в храме деревянный, крашеный, солея и алтарь на две ступени выше самой церкви. Клиросы ограждены деревянными резными позолоченными балясниками. Своды храма, как и купол, утверждены на четырехкаменной кладке, четырехугольных столбах, находящихся посередине церкви, карнизы вверху арок позолочены. Иконостас верхнего храма устроен в 1859 г., столярной работы, весь с резьбой, позолочен, состоял из трех ярусов. Царские врата - резные, сквозные, позолоченные в середине. Закрыта в 1921 г. Возвращена верующим в 1990 г. Действует. Внутри монастырской ограды, почти на середине площади, на расстоянии около 21 м от колокольни, на восток, возвышается главный храм обители во имя Богородицы Млекопитательница. Само название иконы " Млекопитательница " связано с глубокой древностью: по преданию икона с таким названием находилась в Лавре преп. Саввы Освященного (+532) близ Иерусалима, в XIII веке была перенесена св. Саввою, архиепископом Сербским, на св. гору Афон в Хилендарский монастырь, откуда во множестве списков распространилась по России. Вероятно, благочестивый иконописец хотел сюжетом иконы подчеркнуть Богочеловеческое естество Иисуса Христа: Богоматерь кормила млеком Христа как истинно принявшего человеческую плоть опасения ради рода человеческого.

http://sobory.ru/article/?object=05524

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИСС [англ. Bliss] Фредерик Джонс (22.01.1859, Сук-эль-Гарб, под Бейрутом - 3.06.1937, Уайт-Плейнс, шт. Нью-Йорк), амер. археолог, один из основателей научного изучения древностей в Палестине (см. Археология библейская ). Окончил Амхерстский колледж (магистр с 1893, д-р философии с 1894), учился в нью-йоркской Теологической семинарии (Union Theological Seminarium, 1884-1887). В 1888-1889 гг. изучал религию и обычаи сирийцев, позднее был приглашен Палестинским фондом исследований (ПФИ) продолжить раскопки, начатые У. М. Флиндерсом Питри на Телль-эль-Хеси (Юж. Палестина, библейское название Еглон) в 1890 г. В 1891-1893 гг. Б. возглавлял работы на телле. До Питри и Б. исследователи не осознавали, что один из основных археологических памятников Палестины представляет собой веками накопленные в одном месте остатки древних поселений и городов, к-рые можно датировать, изучив последовательность отложения фрагментов керамических сосудов. Б., соединив хронологический метод анализа материала, выработанный Питри в Египте, с собственными наблюдениями за стратиграфией теллей, показал возможность и необходимость их послойного исследования. Такой подход к изучению памятников положил начало научного этапа библейской археологии. Установленная Б. хронология слоев Телль-эль-Хеси явилась основой общей хронологии Палестины, к-рая принималась практически без поправок в течение столетия. В 1898-1900 гг. Б. применил свой «метод керамической стратиграфии» на раскопках в Иерусалиме, Телль-Захарии ( Азек ), Телль-эс-Сафи, Телль-Сандаханне ( Мареша ) и др. В 1900 г. ПФИ отказался от услуг Б., потому что безупречный в научном отношении метод предполагал длительный процесс раскопок, требовал значительных затрат и не сулил многочисленных сенсационных находок. Отказ от метода Б. надолго затормозил развитие археологии Сиро-Палестинского региона. В 1910 г. Б. преподавал в США (ун-т Рочестера, шт. Нью-Йорк) и в Протестантском колледже Бейрута; служил советником по древностям при брит. штабе (с 1918), а в 1920-1921 гг. был консультантом-археологом Американских школ исследований Востока в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/149391.html

Молодово. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Первоначально храм был построен в деревне Выгонивди Ивацевичского района, затем в 1583 году перевезён в деревню Молодово Ивановского района и освящен в честь Вознесения Господня. Древний храм, ныне находящийся в д. Молодово, был построен до 1861 года. Точного времени построения не известно. За 1861 год о Молодовском приходе сохранилась следующая информация: «Молодовский приход находится в имении Скирманта. Земля приходу выделена, дрова регулярно получаются. Для священника и дьячка построены домы. Осталось построить дом для паномаря». В 1894 году на храм было пожертвовано 3000 руб. по духовном завещании П.И. Мединцевой. С 1905 году о приходе села Молодово известно: «В его состав входили деревни Бусы, Осовцы, Кучаво, Смердячи. Прихожан мужского пола 1549, а женского 1594. Имелась одна церковноприходская школа и одна церковная школа грамматики. С 1866 года настоятилем прихода был протоиерей Антоний Сакович, окончивший Литовскую Духовную Семинарию. Был награжден орденом св. Анны III степени и наперстным крестом. Псаломщиком с 1859 года был Арсений Самойлик который обучался в Виленском Духовном училище». К главному фасаду в XIX столетии пристроена двухъярусная восьмириковая шатровая колокольня. На фоне вертикальной обшивки стены выделяются стрельчатые оконные проемы. Апсиду выделяет деревянный иконостас XIX столетия. В 1921 году в Молодово было 967 православных христиан. В 1963 году настоятелем Молодовской церкви был священник Пешко Гавриил Владимирович. В 1969 году храм закрыт властями. В 1990 году, после проведенной прихожанами реставрации, по благословению правящего Архиерея Брестской епархии Епископа Константина храм был заново освящён иерейским чином благочинным Кобринского округа протоиереем Александром Лесиком. Ввиду ветхости старого храма приходским советом православного прихода д. Молодово было принято решение о строительстве нового храма. В 2008 году Высокопреосвященейшим Стефаном Архиепископом Пинским и Лунинецким был освящен и заложен камень в основание будущего храма.

http://sobory.ru/article/?object=55086

Иоанно-Мариинский женский монастырь (Ставрополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Мариинский монастырь (Ставрополь) Иоанно-Мариинский монастырь — женский монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи и святой Марии в Ставрополе Ставропольской епархии. Содержание История [ править править код ] В 1847 году епископ Кавказский Иеремия повелел открыть в трех верстах к северу от Ставрополя женскую обитель с церковь во имя Иоанна Предтечи. По его мысли она должна была служить местом иноческого жития вдов и круглых сирот духовного звания, а также для страждущих тяжкими болезнями из других сословий. Общество Ставрополя приветствовало решение владыки, помогало становлению нового монастыря не только деньгами, но и при строительстве двухэтажного каменного дома за оградой монастыря, где разместилась больница. Монастырская территория сложилась из пожертвованных жителями города, прежде всего семьей Скомороховых, земельных участков. В 1851 году епископ Кавказский Иоанникий успешно ходатайствовал перед Святейшим Синодом об изменении статуса общины в монастырь. В 1852-1863 годах в стараниями святителя Игнатия пустынь была возведена во второклассный монастырь, а настоятельница - в сан игуменьи, после чего святитель Феофилакт совершил первый монашеский постриг избранных сестер. Официальной датой учреждения монастыря указывается 1859 год Первой настоятельницей игуменьей Серафимой были установлены порядки в соответствии с Афонским уставом. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов сестры изготовляли все необходимое для военных лазаретов. Сами монахини в качестве медсестер ухаживали за ранеными и больными воинами. К началу XX века Иоанно-Мариинский монастырь вошел в число крупнейших на Юге России. Здесь действовавло пять храмов, было построено несколько корпусов, благоустроен пруд, разбит сад, открыта безвозмездная школа для девочек и художественные мастерские. В нач. XX в. в монастыре было ок. 1000 монахинь и послушниц. В 1921 году монастырь был разогнан. На его территории последовательно находились колония для беспризорников, дом отдыха и – с послевоенных времен – филиал краевой психиатрической клиники. За годы советской власти здания были запущены, рушились и ветшали. К середине 2000-х годов четыре из пяти монастырских храмов были снесены до основания, а пятый значительно перестроен. Долгое время после распада СССР руководство клиники продолжало отказываться от обсуждения вопроса о возвращении монастыря Церкви. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Мариинс...

Преображенская церковь (Баден-Баден) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Преображения Господня (нем. Christi-Verklärungskirche) — церковь Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей, расположенная в Баден-Бадене. Содержание История [ править править код ] Первые храмы [ править править код ] Ещё в первой половине XIX века в Баден-Бадене образовалась большая русская община. Строительство храма в Баден-Бадене было инициировано русской дипломатической миссией в Карлсруэ (глава Н. А. Столыпин) и княгиней Е. Трубецкой. В начале 1850-х годов были собраны пожертвования. Освящение церкви состоялось в 1859 году. Церковь находилась в арендуемом частном доме. В 1866 году она была перенесена в другое здание, где она находилась до 1882 года. Современный храм [ править править код ] Особый вклад в возведение отдельного храма внесла великая герцогиня Мария Максимилиановна. Её стараниями город предоставил русской общине место. Закладка храма состоялась в 12 (24) августа 1881 года. Во главе православной общины Баден-Бадена стояли дочери князя С. С. Гагарина, Варвара и Татьяна. Проект церкви был разработан архитектором И. В. Штромом. На богослужении присутствовала великая княгиня Ольга Фёдоровна, а также великие князья Георг и Александр Михайловичи и семья великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха-Франца II. Строительством руководил баденский архитектор Бельцер. Строительство храма вчерне было закончено в сентябре 1882 года. Освящение церкви в честь Преображения Господня состоялось 28 октября (9 ноября) 1882 года. В 1899 году храм посетили Николай II и Александра Фёдоровна по дороге в Дармштадт на празднование освящения церкви Марии Магдалины. С началом Первой мировой войны церковь была закрыта. Храм рассматривался как собственность противника. Позолота куполов была снята и переплавлены. Купол был покрыт жестью и покрашен в синий цвет; в таком виде церковь оставалась до 1988 года. 22 июля 1920 года был официально зарегистрирован приход православной общины Баден-Бадена. 17 июля 1921 года в храме возобновились регулярные богослужения. Церковь находилась в юрисдикции Управляющего русскими приходами в Западной Европе Русской православной церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенская...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЕБЕРГ Зееберг [нем. Seeberg] Рейнгольд (5.04.1859, Пёррафер, ныне Пёэравере, Эстония - 23.10.1935, Аренсхоп, близ Ростока, Германия), нем. евангелический теолог, историк церкви. Окончил гимназию в Ревеле (ныне Таллин), изучал теологию и философию в Дерптском (ныне Тартуском) ун-те. В 1884 г. приват-доцент, в 1885 г. экстраординарный профессор теологии, с 1889 г. ординарный профессор систематической теологии в Эрлангене, в 1898-1927 гг. д-р теологии, философии, истории и общественных наук в Берлинском ун-те. С 1909 г. председатель Свободной церковно-социальной конференции. В 1918-1919 гг. З. был ректором Берлинского ун-та, в 1923-1931 гг.- председателем центрального комитета «внутренней миссии» (Innere Mission, совр. Diakonisches Werk) Евангелической церкви Германии . З.- автор учебников по систематической теологии и истории догматики, многократно переиздававшихся до кон. 60-х гг. XX в. Развитие лютеран. догматики, по мнению З., завершилось с принятием Формулы согласия (1577). Он связывал религию с патриотизмом, с «прусским чувством долга» по отношению к гос-ву, на службе к-рого должна быть личность. З. был одним из самых известных сторонников аннексионистского курса Германии периода первой мировой войны, автором июльского меморандума 1915 г., обосновывавшего территориальные приобретения на востоке (собрал 1347 подписей), против к-рого по инициативе М. Вебера был составлен контрмеморандум, подписанный Э. Трёльчем , А. Эйнштейном, Э. Гуссерлем и др. Соч.: Der Begriff der christlichen Kirche. Erlangen, 1885; Lehrbuch der Dogmengeschichte. Erlangen; Lpz., 1895-1933. 4 Bde; Christentum und Idealismus: Gedanken über d. Zukunft d. Kirche und d. Theologie. B., 1921. Лит.: Brakelmann G. Protestantische Kriegstheologie im 1. Weltkrieg: R. Seeberg als Theologe d. deutschen Imperialismus. Bielefeld, 1974; Graf F. W. Reinhold Seeberg//Profile des Luthertums: Biographien z. 20. Jh. Gütersloh, 1998. P. 617-676; Basse M. Die dogmengeschichtlichen Konzeptionen A. von Harnacks und R. Seebergs. Gött., 2001. Рубрики: Ключевые слова: БАУР Фердинанд Кристиан (1792-1860), нем. богослов, основатель протест. тюбингенской школы библейской критики БЕНЦИНГЕР Иммануил (1865-1935), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии

http://pravenc.ru/text/199699.html

участка–могилы: 14–2. Х: 20. У:10. Быков Вл–р Петр. 8/20.7.1872–1936.6.09. духовный писатель ? автор «Тихих приютов» (1913), быв. изд. «Спиритуалиста»? Апушкины Конст. Конст. 26.10.1898–1965.10.6 и др. Лебедева (Быкова) 1899–1943 участка–могилы: 14–3. Х: 17. У:8. Мечёв Алексий, сын регента Чудовского хора Алексея Ив., 17.03.1859–1923, 22.06 протоиерей ц. Николы на Маросейке, дух. старец. там же: Анна Петровна 2.09.1965–1902.29.08 Евфросиния Никол. 28.12.1890–1959.06.02. Алексей Сергеевич 23.10.1921–1988.21.06. участка–могилы: 14–4. Х: 19. У:8. Фамарь (Марджанова Тамара Александровна) 1.04.1869–10.06.1936 игумения Сераф.–Знам. М–ря на ст. Перхушково подвижница милосердия участка–могилы: 14–5. Х: 20. У:7. Дефендова Ольга Серафимов. (2 белых креста, за ними Евгения Андр-на † 1968) 1864–1960, 27.05 участка–могилы: 14–7. Х: –10. У:22. Любимов Ал–др Вас., 1887–1952 прекр. баритон (бол. теми, гранитн. крест) и Валентина Петровна Любимова 7.02.1892–1982,12.12 (участок с Евг. Андр. – Ир. А. Габр.) протодиак. (с 1942 в Лефорт, ц., с 1913 – псалм., с 1917 – диак. в Новод. М–ре, в 1933–39 у Ильи Обыден. участка–могилы: 14–8. Х: 15. У:–23. Гузняков Борис и др. и его жена и др. (поворот перед п–ком Перхоровичу) 7.8.1932–1996, 03.01 наст. ц. " Всех скорбящих...», где служил 35 лет, (до этого – в провинции), скрипач, препод, в МДА. участка–могилы: 14–9. Х: 15. У:–16. Штраус Дм. Адольф. и др. Штраусы † 10.05.1985 участка–могилы: 14–10. Х: –-7. У:15. Рыбчинский Евфимий Ал–др. (свернуть с гл. алл. за большой могильный монумент со ступенями, за ним – вторая ограда с ажурным металл, крестом) 14.04.1866–1940,30.11 Протоиерей. По ок. Киев ДС служил на Украине, с 1891 полк, св–к, с 1911 в Кроншгадтск. соборе, с 1918 в Новодевич. М–ре до 1929 г. ? (III–XII 1922 г. под арестом), в ц. 7 Вселенск. соборов, в Благовещ. на Бережках, немного в Хамовниках, священник-нелегал ИПЦ, В 1910 г. ок. юрфак ИМУ и служил в Мин–ве финансов. В 1921–22 гг. слушал курсы Правосл. Народ. Ак.7 прислуживал в ц. Кира и Иоанна у о. Сергия Битюгова. С 6.3.1922–диакон. С 9 .9.1923 645]; В 1924–1930 гг. и. о. наст. Знаменск. ц. в Шереметевском пер.;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

C 1-й трети XVII в. до 1764 г. мон-рем управляли игумены, по штатам 1764 г.- строитель. С 1775 г. священноархимандритами обители являлись митрополиты Московские; управляющие или настоятели мон-ря имели в основном сан игумена (за личные заслуги некоторые из них возводились в сан архимандрита), одновременно (до 1814) являясь префектами Перервинской семинарии. Первым известным настоятелем П. Н. м. был игум. Александр, упомянутый в 1632 г. В кон. XVII - сер. XVIII в. П. Н. м. длительное время управляли игумены Симон (не позднее 1684-1705), Корнилий (1705-1721), Варлаам (1722-1735) и Виктор (1735 - 3 авг. 1746). Среди известных настоятелей обители: архим. (впосл. архиепископ) Ириней (Клементьевский ; 12 сент. 1776 - сент. 1782), игум. (впосл. епископ) Досифей (Ильин; дек. 1783 - 5 сент. 1787; в 1787-1789 наместник Троице-Сергиевой лавры, в 1789-1795 архимандрит Троице-Сергиевой пустыни близ С.-Петербурга, в 1795 архимандрит новгородского Антониева монастыря, в 1795-1798 епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии, в 1798-1817 епископ Орловский, в 1817-1827 управлял Чолнским в честь Рождества Христова муж. мон-рем близ Трубчевска), иером. (впосл. архимандрит) Агапит (Скворцов ; 24 марта 1788 - 20 дек. 1789), игум. (впосл. архиепископ) Лаврентий (Бакшевский ; 6 янв. 1806 - сент. 1815). Длительное время мон-рем управляли строитель (с 1837 игумен) Пармен (Соколов; 25 июня 1831 - 1 окт. 1848), игум. Константин (24 нояб. 1848 - 29 июля 1861), игум. Никодим (Руднев; 15 мая 1866-1882) и архим. Викентий (Тихомиров; кон. 1882 - 15 сент. 1907), игум. (с 1908 архимандрит) Иоанникий (Николаевский; 15 сент. 1907-1919). Преемниками архим. Иоанникия были игум. (впосл. архимандрит) Иларион (Хряпов; не позднее мая - июль 1920), архим. Антоний (Иванов; сент. 1920 - не ранее июня 1922), прмч. архим. Никанор (Морозкин; впервые упоминается как настоятель общины П. Н. м. 4 нояб. 1923). Численность братии всегда была небольшой: в 1623/24 г.- 3 чел., в 1766 г.- 14, в 1775 г.- 10, в 1818 г.-11, в 1829 г.- 13, в 1840 г.- 22, в 1859 г.- 20, в 1876 г.- 19, в 1909 г.- 19, в 1917 г.- 25, в 1919 г.- 15, в 1921 г.- 10, в 1928 г.- 3 чел.

http://pravenc.ru/text/2579990.html

Для священника был построен деревянный дом. И. Голошубин пишет: «Прихожане плохо заботятся о содержании храма и с трудом дают на его отопление, а от постройки дома для псаломщика совсем уклоняются. Зажиточные из прихожан засевают разным хлебом до 30 десятин, средние – до 10 десятин, бедные 2-3 десятины.В приходе разводят много табаку – сбывают его на местных ярмарках. Имеется два маслодельных завода. В станице имеется кожевенный завод и два кирпичных сарая. Озер много и все они богаты карасями, по цене последние нередко равняются стоимости мяса. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик». В Никольской церкви Пресногорьковской крепости Тобольской епархии Омского заказа в 1778 году служил Герасим Родионов. Родилось в этом году в его приходе, состоявшем кроме крепости из редутов Песчаного и Пресногорьковского, 45 человек. Бракосочеталось 16 пар, умерло 20 человек. В следующем году начал службу дьячок Иоанн Серебренников. В 1781 году службу в храме проводил Феодор Родионов. Псаломщик Василий Иоаннов Серебренников служил в приходе псаломщиком с 1850 по 1905 год. Священниками были Василий Петрович Попов (1881-1891), Василий Скосырев, Яков Николаевич Киселев (1891-1901), Ариан Булгаков (1903-1904), Иоанн Александров (1905), Алексей Федорович Поникаровский (1906-1907), Василий Александрович Преображенский (1909-1921), Дмитрий Зенченко (1911), Александр Мансветов. Симеон Игнатьевич Коледа (Коляда) родился в 1859 году. Окончил Тобольскую духовную семинарию. На службе с 4 июня 1880 года. Служил в ст. Новорыбинской в 1891-99гг., ст. Конюховской в 1911 году, будучи священником на диаконовской вакансии Богородице-Казанской церкви ст. Пресногорьковской, умер от рака в октябре 1914 года. Предположительно, похоронен в ограде церкви. Церковно-приходское попечительство при станице в августе 1902 года было утверждено в составе: урядники Репин, Успленьев, Полозов, казак Тимофеев, крестьяне Емельянов и Иванов. Церковными старостами были крестьянин Павел Мальцев (май 1900), казак Петр Лученинов (с февраля 1905), казак Василий Новгородцев (октябрь 1911). В 1918 году священником в Пресногорьковке был Малиновский. (Г.М. Мусрепов. «Автобиографический рассказ»).

http://sobory.ru/article/?object=41302

С сер. 50-х гг. XIX в. необходимость концептуального переосмысления дальнейшей работы комиссии стала очевидной. В результате с 1859 г. начался регулярный выход новой серии - «Архив Юго-Западной России», продолжавшейся до 1914 г. Идея издания принадлежала известному юристу Иванишеву, хорошо знакомому с содержанием актовых книг. Эти публикации не только заслужили похвальные отзывы со стороны историков (напр., М. О. Коялович в 1870 называл издание «образцовым»), но и стали основным источником информации для исследований по истории Украины XV-XVIII вв. К кон. XIX в. на страницах «Архива Юго-Западной России» публиковались материалы по социальной истории, истории общественной мысли, административному устройству, истории экономики, этнографии, обычному и церковному праву и т. д. В 1914 г. в связи с началом войны работа К. к. фактически прекратилась. Уже в 1915 г. комиссия вместе с Киевским ун-том эвакуировалась в Саратов. После Февральской революции 1917 г. деятельность К. к. была возобновлена в Киеве, но сводилась в основном к распространению изданий и поддержанию отношений с научными и культурными центрами. 13 апр. 1921 г. вслед. слияния К. к. и Археографической комиссии (создана в 1919) сформировалась Археографическая комиссия Всеукраинской АН. Устав для новой орг-ции разработал бывший руководитель К. к. Иконников. Предполагалось подготовить к публикации летописи, юридические акты, документы по социальным отношениям, истории экономики, истории Церкви. Возглавили новую структуру Иконников и Левицкий. В первую очередь планировалось опубликовать издания, подготовленные бывш. комиссией (6 томов), но это начинание не было осуществлено. В результате деятельности К. к. был собран значительный археографический материал. К нач. 2013 г. часть этой коллекции находится в Центральном государственном историческом архиве Украины в г. Киеве (ЦГИАУК): в фонде 220 («Коллекции документов Киевской археографической комиссии») хранится 550 дел. Документы датируются от 1369 до 1897 г. Среди них - привилеи, грамоты, указы, акты, патенты, письма, найденные в частных собраниях, монастырских и правительственных архивах. Значительная часть документов касается истории монастырей и церквей, к примеру: грамота кор. Сигизмунда I о даровании судебных прав Киевским митрополитам (1511), Устав Луцкого братства (1624), универсал гетмана Хмельницкого на право Самарского Пустынного во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря собирать десятину с казаков (1651), грамота царя Петра I и его брата Иоанна V об узаконении Киевской богословской школы при Киево-Братском мон-ре (1693), грамота имп. Елизаветы Петровны о подтверждении ставропигии Киево-Печерского мон-ря (1742) и др.

http://pravenc.ru/text/1684529.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010