Более подробно остановимся на периодизации славянофильства, предложенной С. М. Сергеевым, который пишет: " Первый этап (1839–1857 гг.) мы, вслед за С. С. Дмитриевым, считаем временем «теоретического» славянофильства, когда в дискуссиях с западниками и внутри самого кружка вырабатывались основные идеологемы «московских славян». Второй (1858–1882 гг.) – можно условно назвать «практическим». Он связан с активными попытками славянофилов претворить свои идеалы в общественной жизни. Здесь и участие в подготовке и проведении крестьянской реформы, и организация земского движения, и создание славянских комитетов, и активное воздействие на внешнюю политику во второй половине 1870-х гг. Крайняя дата – 1882 г. – выбрана не случайно: именно тогда проваливается аксаковский проект созыва Земского Собора, уходит в отставку «славянофильский» министр внутренних дел Н. П. Игнатьев и умирает близкий к славянофилам, популярный в стране генерал М. Д. Скобелев. Эти события, по сути, подвели черту под эпохой ощутимого влияния славянофилов на власть и общественность. (…) третий этап истории движения (1883–1910-е гг.) – есть время «позднего» славянофильства, период его «угасания», маргинализации, и, в конце концов, можно согласиться с Вл. С. Соловьевым , – «вырождения» (правда, сам Соловьев понимал сей «термин» в совершенно ином смысле)». «В 1880–1890-х гг. статус славянофильства как особого направления в русской общественной мысли значительно понизился. После кончины И. С. Аксакова у него не осталось (и не появилось позже) ни одного по-настоящему авторитетного лидера, после прекращения «Руси» – ни одного влиятельного печатного органа». «Славянофильство, несмотря на попытки обновления, постепенно превращается в замкнутую идеологическую секту с влачащими жалкое существование малотиражными и нечитаемыми газетами и журналами. Какую-то одну конкретную дату завершения славянофильства назвать затруднительно. Оно умирало вместе со своими «последними могиканами»: Н. П. Аксаковым (1909 г.), А. А. Киреевым (1910 г.), С. Ф. Шараповым (1911 г.), В. И. Ламанским (1914 г.), Ф. Д. Самариным (1916 г.), Д. А. Хомяковым (1918 г.), А. В. Васильевым (после 1917 г. (1929 г.))…» 2786

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Последние сохраняли большую степень автономии от светских властей Российской империи, чем лютеране. Высшим учреждением кальвинистов был Виленский синод, который составляли приходские священники и выборные представители мирян. Приходы (пастораты) были объединены в дистрикты, число к-рых в XIX в. сокращалось (так, Белорусский и Гродненский дистрикты вошли в состав Виленского). Когда в 1819 г. возник проект подчинения обеих Церквей Генеральной консистории, коллегия кураторов Виленского синода настояла на сохранении самостоятельности Евангелическо-реформатской церкви. При этом она активно сотрудничала с Евангелическо-лютеран. церковью. Общины кальвинистов были сосредоточены в основном в Северной Л. (крупнейшие приходы - Биржи, Нямунелё-Радвилишкис), тогда как в Занеманье был лишь 1 приход. Большинство верующих составляли литовцы, но были среди них также немцы, поляки и латыши. В Вильне особенно большую роль играла нем. община, обособленная и почти независимая от синода. Литов. община возникла здесь лишь в 1918 г. Кальвинисты уделяли много внимания образованию духовенства и мирян. Так, в нач. XIX в. Виленский синод содержал 6 начальных школ (канторатов) и 2 средние школы - в Слуцке и Кейданах (не действовала в 1824-1858 и с 1864). Кальвинисты обучались также в Виленской гимназии. Духовенство получало высшее образование в Дерптском ун-те, с 1862 г.- также и в Кёнигсбергском. С 1920 г. заседания синода проходили в г. Биржай. В межвоенный период в Л. было 13 приходов и отделений с 15 тыс. верующих. Несмотря на оккупацию Виленского края Польшей, Виленский синод отказался объединиться с Польской евангелическо-реформатской церковью и через Латвию поддерживал контакты с Биржайским синодом. После возвращения Вильнюса Л. состоялось объединение этих церквей. Заседания синода не проводились в 1945-1956 и 1958-1987 гг. К 1990 г. в Л. осталось лишь 5 кальвинист. приходов. В настоящее время их насчитывается 14. При проведении переписи 2011 г. о своей принадлежности к кальвинистам заявили ок.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Макфарлана (1837-1911), высадилась на юго-вост. побережье о-ва Нов. Гвинея на мысе Худ (в 110 км от совр. Порт-Морсби). В 1872 г. миссия ЛМО имела отправным пунктом о-в Дарнли (ныне принадлежит Австралии) в Торресовом прол., откуда миссионеры, в т. ч. крещенные к тому времени жители различных островов Океании, направлялись на о-в Нов. Гвинея. В 1873 г. центр миссии ЛМО был перенесен в только что основанный Порт-Морсби. В 1874 г. в Порт-Морсби вместе с семьей переселился миссионер У. Дж. Лоуз (1839-1907), к-рый вскоре в совершенстве овладел языком моту и способствовал распространению миссии ЛМО по всему юж. побережью Нов. Гвинеи. В 1875 г. методисты из Австралии закрепились на островах Дьюк-оф-Йорк. Вскоре они распространили свою деятельность на Нов. Британию и Нов. Ирландию. Так же, как и ЛМО, они привлекали к проповеднической работе крещеных жителей о-вов Океании. В 1891 г. на о-ве Добу (близ вост. побережья Нов. Гвинеи) основали 1-ю миссию уэслианские методисты, к-рые вскоре проповедовали на всех близлежащих островах. Лютеранские миссионеры прибыли в основанные на северо-востоке Нов. Гвинеи немецкими колониальными властями города: в 1886 г. в поселении Симбанг (близ Финшхафена) миссионерский стан основали члены Миссионерского об-ва Нойендеттельзау во главе с Й. Флирлем (1858-1947), в 1887 г. на побережье Богаджим зал. Астролейб (близ Маданга) - представители Рейнского миссионерского об-ва. В 1899 г. Флирль крестил первых местных жителей. Лютеранам оказывали поддержку нем. колониальные власти, а также лютеранские церкви Австралии и Америки. Англикане во главе с А. Маклареном (1853-1891) и К. Кингом (1863-1918) основали миссию в 1891 г. на сев.-зап. берегу Нов. Гвинеи, в Догуре (совр. пров. Милн-Бей). В 1898 г. был назначен 1-й англиканский епископ Нов. Гвинеи М. Дж. Стоун-Вигг (1898-1908). Кафедра диоцеза, находившегося в юрисдикции Церкви Англии в Австралии до 1977 г., располагалась в Догуре. Немецкие проповедники евангелической Либенцелльской миссии начали деятельность в 1914 г.

http://pravenc.ru/text/2578957.html

Толмачев Владимир Николаевич (1886–1937) – советский партийный и государственный деятель. Родился в Костроме в семье учителя. Член РСДРИ с 1904 г. Активный участник революционного движения, в 1906–1911 гг. в ссылке, Участник Первой мировой и Гражданской войн, В 1921–1922 гг. отв. секретарь Кубано-Черноморского обкома партии. В 1922–1924 гг. председатель Исполнительного комитета Кубано-Черноморского областного Совета. С июля 1924 г. зам. председателя Исполнительного комитета Северо-Кавказского краевого Совета. В 1928–1930 гг. нарком внутренних дел РСФСР. Начальник Главного дорожно-транспортного управления при СНК РСФСР (1931–1932). В 1932 г. арестован и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1935–1937 тт. зав. береговыми разработками Костромской топливной конторы. Вновь арестован в 1937 г. Расстрелян, реабилитирован в 1962 г. Трегубов Иван Михайлович (1858–1931) – публицист, последователь Л. Н. Толстого. Родился в Полтавской губ. в семье священника. В 1888 г., увлекшись учением Л. Н. Толстого, порвал с православием . Симпатизировал сектантским течениям, выступал за свободу вероисповедания. Антимилитарист. Был в ссылке и эмиграции. В 1920–1921 гг. служил в Наркомземе в должности инстуктора по организации сектантских общин, позже выступал в поддержку обновленчества. Участвовал в съездах Советов, печатался в советской прессе. Репрессирован, скончался в ссылке. Тучков Евгений Александрович (1892–1957) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился во Владимирской губ. Получил начальное образование, работал писарем в управлении Радомского уездного военкомата (1915). Член РКП(б) с 1917 г., с 1918 г. – в ВЧК. В 1922–1929 гг. начальник VI («церковного») отделения СО ГПУ–ОГПУ, секретарь АРК. Один из главных организаторов и исполнителей антирелигиозных мероприятий в масштабах страны, под его непосредственным руководством велась работа по расколу Российской Православной Церкви. С 1931 г. пом. нач. Секретно-политического отдела (СПО) ОГПУ. Позже работал в аппарате особо уполномоченного НКВД. В 1939 г. уволен из ГУГБ НКВД в звании майора. Отв. секретарь Центрального совета Союза воинствующих безбожников (1939–1947). С 1947 г. на пенсии. Умер в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

L " évolution créatrice//Oeuvres. P., 1959. P. 521, 527). Обреченными на неудачу Бергсон считал и подступы к Ж. со стороны спекулятивного мышления, стремящегося сделать Ж. целиком прозрачной. Это обусловлено тем, что, согласно Бергсону, Ж. есть «постоянное творчество непредсказуемого вида» (une création continue d " imprévisible forme - Ibid. P. 519), она произвольно развивается и длится (Ibid. P. 537-538). Интеллект не способен сформировать никакое полное представление о Ж., поскольку он всегда рассматривает живое статично, как мертвую и безжизненную материю. Поэтому единственное возможное познание Ж.- это интуитивное познание ее с помощью инстинкта, к-рый «организован в соответствии с формой самой жизни» и органично с ней связан. В самосознании инстинкт оказывается способен интуитивно проникнуть «вовнутрь самой жизни», подобно тому как художник видит интуитивно в целом произведение и одновременно постигает его смысл. Задача познания Ж. аналогична задаче художника, к-рый уничтожает границы между собой и своим произведением и создает область взаимопроникновения творца и творимого. Исходя из этой аналогии, Бергсон определял Ж. как «совместное взаимопроникновение (compénétration), безгранично продолжающееся творчество» (Ibid. P. 661). Т. о., по мысли Бергсона, Ж. раскрывается как чистая длительность в интуитивной интроспекции, «совпадении нашего Я с самим собой» (Ibid. P. 664-665). При этом Бергсон различал Ж. в целом и Ж. в ее конкретных формах и воплощениях: Ж. в целом есть безусловная подвижность, но ее единичные выражения воспринимают эту подвижность лишь вынужденно, и потому всегда «отстают», не исчерпывают полноты Ж. Идея Ж. как безграничного процесса, не поддающегося логическому и понятийному анализу, занимала важное место в философских размышлениях Г. Зиммеля (1858-1918). Согласно Зиммелю, «интеллект разрывает содержание жизни и вещей, чтобы превратить их в инструменты, в системы, в понятия» ( Simmel G. Zur Philosophie der Kunst. Potsdam, 1922. S. 137). Сама по себе Ж.

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

215 Анциферов Η. П. Из дум о былом: Воспоминания/сост., вступ. ст., прим. А. И. Добкина. М.: Феникс: Культурная инициатива, 1992. С. 134. 216 Завещание ученого было выполнено. В 1986 году процесс передачи семейного архива в ОР РЫБ завершился: в ОР РНБ, фонд 27 «Η. П. Анциферов», поступили автографы воспоминаний. Среди материалов фонда находятся также уцелевшие дневники и дневниковые записи Η. П. Анциферова и его первой жены Татьяны Николаевны Оберучевой 1910–1920-х гг. 217 На это обстоятельство впервые обратила внимание Э. Джонсон. См. подробнее: Эмили Д. Джонсон. Значение лагерной переписки Η. П. Анциферова для изучения его биографии и творческого наследия//Η. П. Анциферов. Филология прошлого и будущего//Первые московские Анциферовские чтения: сб. материалов междунар. науч. конф. М.: ИМЛИ РАН, 2012. С. 85–86. 218 Письмо Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной от 27–28 октября 1938 г.//ОР РНБ. Ф. 27. Ед. хр. 141. Л. 23. 219 Письмо Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной от 16 ноября 1939 г.//Там же. Ед. хр. 143. Л. 118 об. 220 Анциферов Η. П. Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность (Фрагменты) (1916–1942)/Публ. и подг. текста А. Свешникова, Б. Степанова//Исследования по истории русской мысли: Ежегодник, 2003. М.: Модест Колеров, 2004. С. 148–149. 224 Цит. по: Ходатайства за политических заключенных (политических и общественных деятелей, представителей творческой и научной интеллигенции, а также частных лиц)//Заклейменные властью. Услышь их голоса: по документам фондов Государственного Архива Российской Федерации: «Московский Политический Красный Крест» (1918–1922)»//URL: http://pkk.memo.ru/letters_pdf/000567.pdf 226 Возможно, описка или сознательное завышение возраста: Екатерина Максимовна Анциферова (урожд. Петрова) родилась в 1858 г.//СПФ АРАН. Разряд IV г.] Оп.9. Ед. хр.1. Л. 353. Читать далее Источник: Воспоминания соловецких узников/[отв. ред. иерей Вячеслав Умнягин]. - Соловки : Изд. Соловецкого монастыря, 2013-. (Книжная серия " Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг. " )./Т. 3: 1925-1930. - 2015. - 559 с. ISBN 978-5-91942-035-4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

…в новом театре. Называется – Художественно-Общедоступный Ставили пьесу «Царь Федор Иоаннович».  – 14 сентября 1898 г. в помещении «Эрмитажа» открыл свой первый сезон Художественно-Общедоступный театр (впоследствии – знаменитый МХАТ) К. С. Станиславского (1863–1938) и В. И. Немировича-Данченко (1858–1943). Премьерой стал спектакль «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Константиновича Толстого (1817–1875). А 17 декабря 1898 г. театр триумфально дал новую премьеру – «Чайку» А. П. Чехова (за два года перед тем она провалилась на сцене Императорского Александрийского театра в Петербурге). В ночь после спектакля Немирович-Данченко отправил Чехову в Ялту телеграмму: «Только что сыграли „Чайку“, успех колоссальный». В русском театральном искусстве началась эра новаторской режиссуры. Браво, Станиславский, Книппер…  – Создавший замечательную партитуру спектакля Станиславский в «Чайке» неудачно сыграл роль Тригорина, а Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868–1959) была блистательной в роли Аркадиной. …Ахилл… не удовольствовавшись… победой над Гектором…  – Герой «Илиады» Гомера Ахилл совершил немало подвигов у стен Трои, но погиб от отравленной стрелы Париса. …отправил рукопись… в толстый журнал, народнический.  – Очевидно, имеется в виду журнал народнического направления «Русское богатство» (1876–1918), редактировавшийся социологом, критиком, публицистом Николаем Константиновичем Михайловским (1842–1904) и прозаиком, публицистом Владимиром Галактионовичем Короленко (1853–1921). К ним обратился Зайцев со своими первыми литературными опытами. …смотреть какого-нибудь Ибсена…  – Генрик Ибсен (1828–1906) – классик норвежской и мировой драматургии. …принялся было за Тита Ливия. – Тит Ливий (59 до н. э. – 17 н. э.) – римский писатель-историк, автор «Римской истории от основания города». …труба Иерихона… – Иерихон – первый город, захваченный евреями на пути из пустыни к земле Ханаанской. Во время осады крепости полководец Иисус Навин прибег к хитрости: в течение шести дней священники в сопровождении воинов с высокими серебряными трубами молчаливо обходили иерихонские укрепления, деморализуя противника, а на седьмой день трубы взревели, да так оглушительно, что стены и башни крепости рухнули.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

(Губернатор Рогович – Рогович Алексей Петрович (27.07.1858–после 1931) – потомственный дворянин, крупный землевладелец, государственный деятель. Окончил ИМУ со степенью кандидата (1881); поступил на службу в МВД с назначением в распоряжение черниговского губернатора, с1882 г. чиновник для особых поручений при губернаторе, затем директор черниговского комитета Общества попечения о тюрьмах. С 1885 г. советник Эстляндского губернского правления и директор тюремного комитета; впоследствии на службе в эстляндской комиссии по крестьянским делам. С 1886 г. эстляндский вице-губернатор, с 1892 г. – и. д. эстляндского губернатора. С 18.01.1895 г. управляющий канцелярией киевского, подольского и Волынского генерал-губернатора; с 1896 г. в звании камергера. С 1899 г. ковенский губернатор и почетный мировой судья Ковенского округа. С 1902 г. директор Департамента общих дел МВД; с августа 1902 г. ярославский губернатор. С началом русско-японской войны – председатель местного управления Российского общества Красного Креста. В связи с революционными событиями 1905 г. причислен к МВД; переехал в С.-Петербург. С 12.05.1906 г. сенатор, произведенв тайные советники. С 30.05.1906 г. гофмейстер. С 20.08.1906 г. товарищ обер-прокурора Св. Синода. В 1907 г. и 1909 г. – и. о. обер-прокурора. С 1911 г. член Особого совещания для выработки основных начал преобразования управления Туркестанским краем. С 01.01.1912 г. член Государственного совета. 01.05.1917 г. выведен за штат, 25.10.1917 г. уволен. В январе 1918 г. вошелв группу лиц (в основном членов Государственного совета), пытавшихся облегчить участь Царской семьи. Эмигрировал. 25.05–04.06.1921 г. участник съезда хозяйственного восстановления России в г. Рейхенгалле (Бавария). Проживал в Берлине, затем переехал в Брюссель. С октября 1926 г. по июнь 1931 г. староста Никольской церкви в Брюсселе. Подробнее о нем см.: Марасанова В.М., Федюк Г.П. Ярославские губернаторы, 1777–1917: Историко-биогр. очерки. Ярославль, 1998. С. 320–333; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной думе. М., 2004. С. 519–520.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Церковно-исторический вестник 1–11. М., 1998–2004. Чтения в Обществе истории и древностей российских 1–23, 24–264. М., 1846–1848,1858–1918. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., СП, 1863, 1865, 1867–1894, 1910–1917 (с неопред, периодичностью; 1869–1870, 1914–1917 ежеквартально; 1871 – 1894, 1910–1913 ежемесячно). Acta Conciliorum Oecumenicorum 1–4 (27 partes)/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Schwartz, continuavit J. Straub. Strassburg, B., Lpz., 1914– 1974. Acta Pbtristica et Byzantina. Pretoria, 1900-. Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon/Hrsg. v. F. W. Bautz, T. Bautz. Hamm, Herzberg, Nordhausen, 1990-, Электр, ресурс: . Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium. Leuven, 1947-. Clavis Patrum Graecorum 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; 5/Cura et studio M. Geerard, F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. CPGadd Clavis Patrum Graecorum За (addenda ad vol. 3)/Parata a J. N0– ret. Turnhout: Brepols, 2003. Clavis Patrum Graecorum. Supplementum/Cura et studio M. Geerard, J. Noret; adiuvantibus F. Glorie, J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1998. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. 1903-, Кн. серия (Paris etc., затем Louvain; все старые выпуски перепечатаны в Лувене репринтно). Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1865-. Кн. серия. Dictionnaire d’histoire et de géographie ecclésiastique/Éd. par A. Baudrillart et al. Paris, 1912-. Dictionnaire de spiritualité ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publié sous la direction de M. Viller (SJ), assisté de F. Cavallera, J. de Guibert (SJ), avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. Paris, 1:1937; 2:1953; 3:1957; 4/1:1960; 4/2: 1961; 5:1964; 6:1967; 7/1:1969; 7/2:1971; 8:1974; 9:1976; 10:1980; 11:1982; 12/1:1984; 12/2:1986; 13:1988; 14:1990; 15:1991; 16:1994; 17 (Index): 1995. Échos d’Orient 1–39. Phris, 1897/1898–1942. Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten Jahrhunderte 1–41. B., 1897–1941 (под названием «Griechische Christliche Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte»); 42-, 1953-.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Безбородко в Нежине (1877–1886). Профессор (с 1886), заслуженный профессор (1911), секретарь (1889–1903) историко-филологического ф-та М. у., председатель Русского библиографического об-ва при М. у. (1910–1920). Профессор Московского археологического ин-та и Высших женских историко-филологических курсов В. А. Полторацкой (с 1912); Браун Евгений Густавович (1866–1918), филолог, литературовед, переводчик. Преподаватель древних и немецкого языков в 7-й московской мужской гимназии, преподаватель итальянского языка на историко-филологическом ф-те М. у.; Бриан Аристид (1862–1932), французский государственный деятель и дипломат. Министр просвещения (1906–1908), министр культов (1906–1911), министр юстиции (1908–1909, 1912–1913, 1914–1915), министр внутренних дел (1909–1911); премьер–министр Франции в 11 кабинетах (1909–1911, 1913, 1915–1917, 1921–1922, 1927–1929); министр иностранных дел в 17 кабинетах (1915–1917, 1921–1922, 1925–1931); Бринкман Карл, приват-доцент Фрейбургского ун-та; Брусилов Алексей Алексеевич (1853–1926), военный деятель, ген. от кавалерии (1912), ген.-адъютант (1915). В годы Первой мировой войны – командующий 8-й армией (июль 1914 – март 1916), главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта (март 1916 – май 1917), Верховный главнокомандующий (22.05–18.07.1917), затем военный советник Временного прав-ва. С мая 1920 служил в Красной армии, председатель Особого совещания при главнокомандующем всеми Вооруженными Силами республики, член Военно-законодательного совещания при Реввоенсовете республики (1920), главный военный инспектор коннозаводства и коневодства (1922), инспектор кавалерии РККА (1923–1924); Буасье Гастон (1823–1908), французский историк античности, член Французской академии (1876) и Академии надписей и изящной словесности (1886), член-корр. Петербургской АН (1894); Бубнов Николай Михайлович (1858–1943), историк, доктор всеобщей истории (1891, минуя магистерскую степень). Преподаватель ВЖК в Петербурге (1890–1891), профессор (с 1891), декан (с 1905) историко-филологического ф-та ун-та Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010