Марков 2-й Николай Евгеньевич (02.04.1866–04.1945) – российский общественно-политический и государственный деятель. Депутат III и IV Гос. Дум от Курской губ., нац. Окончил Институт гражданских инженеров. Член монархических организаций. С 1905 г. один из основателей Партии народного порядка, впоследствии слившейся с «Союзом русского народа». В начале 1917 г. один из организаторов «съезда монархических объединений». В 1918–1920 гг. – в армии генерала Н.Н. Юденича. В 1920г. эмигрировал. В июне 1921 г. на «общероссийском съезде правых монархистов» был избран его председателем. – 100, 101, 157, 168, 177, 342, 343 Марковников Владимир Владимирович (1867–?) – сельский хозяин. Депутат IV Гос. Думы от Казанской губ., окт. Окончил Московский университет. Председатель губернской земской управы. Основатель казанской земской газеты. – 263 Масленников Александр Михайлович (1858–после 1921) – присяжный поверенный. Депутат III и IV Гос. Дум от Саратовской губ., прогр. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. С 1888 г. – присяжный поверенный. Служил судебным следователем. Гласный Саратовской городской думы. Председатель училищного совета г. Саратова. – 34 Матюнин Павел Гавриилович (1852–?) – присяжный поверенный. Депутат III Гос. Думы от Харьковской губ., окт. Окончил в 1869 г. Александровский лицей. Служил по судебному ведомству в Петроградской губ. В 1892 г. вышел в отставку и поселился в Харьковской губ., где занимался адвокатской практикой. – 334 Мацеевич Станислав Гилярьевич (1869–?) – ксендз, литератор. Депутат III и IV Гос. Дум от Виленской губ., польско-литовская группа, секретарь фракции. Окончил Санкт-Петербургскую римо-католическую академию, магистр богословия. Служил в Гродненской губ. Законоучитель Вильнюсской гимназии, известный католический проповедник. – 322, 343, 344, 349 Машкевич Дмитрий Федорович (1871–после 1916) – протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Херсонской губ., прав., член комиссий по бюджету, народному образованию и др. Окончил в 1882 г. Одесскую духовную семинарию. В 1882–1894 гг. – учитель и законоучитель. В 1889–1905 гг. был заведующим и законоучителем основанной им второклассной учительской школы. В 1894 г. рукоположен во иерея. Уездный наблюдатель церковно-приходских школ. Вел активную работу в Елисаветградском отделе «Союза русского народа». Член попечительства о народной трезвости и попечительства о бедных учащихся. – 132, 319, 342, 344, 353

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Чувствуя и понимая это, многие великие ученые соединяют истинную веру и истинную науку. Приводим лишь небольшую часть из множества их соответствующих высказываний, широко опубликованных ранее. Блез Паскаль (1623–1662; французский физик, математик, основатель современной теории вероятностей. Изобрел ртутный барометр и измерил атмосферное давление. Сформулировал закон Паскаля. В возрасте 18 лет изобрел первый цифровой калькулятор. Его именем названа единица давления и популярный язык программирования): «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны»; «Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества таких вещей, которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому познанию, то он весьма слабый разум». Михаил Ломоносов (1711–1765; русский ученый; заложил основы атомно-молекулярного учения, получившего развитие лишь спустя столетие, основы кинетической теории теплоты. Основатель Московского университета): «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, а в другой – Свою волю. Первая – видимый мир. Вторая – Священное Писание». Андрей Сахаров (1921–1989; русский физик, академик, трижды Герой социалистического труда (1953, 1956, 1962), лауреат Сталинской (1953) и Ленинской (1956) премий, создатель водородной бомбы (1953)): «Мое глубокое ощущение – существование в природе какого-то внутреннего смысла. И это ощущение, может быть, больше всего питается той картиной, которая открылась перед людьми в XX веке». Макс Планк (1858–1947; немецкий физик, основоположник квантовой физики. Лауреат Нобелевской премии по физике (1918) «За открытие квантов энергии». Его именем названа фундаментальная постоянная кванта действия): Макс Планк: “Религия и естественная наука не исключают друг друга. Эти две области дополняют друг друга и зависимы друг от друга”

http://pravoslavie.ru/81128.html

Здесь впервые на архивно-документальной основе воссоздаетсяистория, исследуются особенности российского дипломатического, духовного икультурно-гуманитарного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке впервой половине XIX в. Этот период, предшествовавший и во многом подготовившийсоздание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, совершенно не исследован вотечественной и зарубежной историографии. Исследование строится на впервыевводимых в научный оборот документальных материалах личного архива А.Н.Муравьева, являвшегося ключевой фигурой в формировании русско-иерусалимскихцерковных отношений 1830-1840-х гг. (ОР РГБ. Ф.188).             В 2008 г.ИППО также планирует выпустить 106 и 107 выпуски Православного ПалестинскогоСборника, главного печатного органа ИППО. Здесь планируется опубликовать трудынаучных конференций, организованных ИППО в 2005-2008 гг., а также новыеархивные материалы по истории Общества и развитию русско-палестинских omhoшehuйXIX-XX вв. Будет также опубликован указатель трудов ИППО за 1881-2007 гг. Этоуже второе, исправленное и дополненное издание, подготовленное Н.Н. Лисовым и Г.З.Пумпян.             ИППОзапланировало отметить ряд памятных дат, наступившего года, которые связаны сОбществом. Это 160- летие со дня рождения графини Ольги Евфимьевны Путятиной(08.03.1 848-21.09.1890) дочери адмирала Е.В. Путятина, построившей на своисредства амбулатории в Назарете и в Бет-Джале, члена-учредителя ИППО.Планируется торжественный акт и установка мемориальной доски наамбулатории в Бет-Джале. Целесообразно приурочить к Дням ИППО в Палестине.             Обществоотметит 150 лет со дня рождения историка, палестиноведа протоиерея АлександраПетровича Попова (1858-19.05.1912), автора исследования «Иерусалимскаялатинская патриархия» и издателя двухтомника документов «Вопрос о святыхместах» Спб., 1910-1911, который, как отметил Н.Н. Лисовой, вообще неиспользовался исследователями. ИППО планирует отметить также 100 лет со днясмерти выдающегося русского государственного деятеля и дипломата графа НиколаяПавловича Игнатьева (17.01.1932-20.06.1908) 90 лет со дня смерти архимандрита Леонида (Сенцова) - начальника РДМ вИерусалиме в 1903-1918 гг. Его точная дата смерти и место погребения до сих порнеизвестны, в связи с чем ИППО запланировало поиск материалов о жизни и смертио. Леонида в Москве, установление места погребения и установку надгробия.

http://bogoslov.ru/event/268166

Затем участники «акции памяти» посетили также место, где находится старое надгробие А.Т.Соловьёва и его близких, обратив внимание на необходимость уборки данной территории от накопившегося мусора. Одновременно высказывались предположения о том, что в данном районе могут находится захоронения и надгробные памятники других известных общественных деятелей, умерших и похороненных здесь в период гражданской войны, в связи с чем возникает необходимость проведения комплексных исследовательских работ. При этом принимавший участие в «акции памяти» глава Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия А.Е.Хрычёв указал на то, что в ещё более плачевном состоянии оказалась старообрядческая часть Арского кладбища, где находятся захоронения многих известных городских и общественных деятелей, купцов и благотворителей. Сейчас силами старообрядцев и представителей общественности там проводятся работы по уборке территории и восстановлению уничтоженных захоронений. На уровне Аппарата Президента Республики Татарстан поставлен вопрос о возвращении старообрядческим общинам двух старых полуразрушенных часовен, использующихся в качестве подсобных помещений. Однако на уровне муниципальных служб процесс их передачи под разными предлогами тормозится, что заметно снижает уровень общественного доверия не только к городским, но и к республиканским властям. После того, как члены РСК и представители общественности отдали дань памяти А.Т.Соловьёву, они посетили в центральной исторической части Арского кладбища могилу ещё одного известного общественного и государственного деятеля – депутата Государственной Думы четвёртого созыва от Казанской губернии Фёдора Ниловича Казина (1857-1915). Будучи человеком консервативных взглядов, Ф.Н.Казин в 1912 г. вошёл в Государственной Думе в состав фракции правых, а в следующем – 1913 г. – стал членом «Русского Собрания». До нашего времени на могиле Ф.Н.Казина сохранился первоначальный памятник – большой чёрный каменный крест, в основании которого высечена лаконичная надпись: «еодоръ Ниловичъ Казинъ родился 14 Iюля 1857 г. скончался 2 Марта 1915 г.». К сожалению, находившийся посередине креста встроенный фрагмент (которым, возможно, являлся святой образ или иное изображение) утерян. Вместе с тем, надпись на надгробии позволяет пересмотреть принятую в настоящее время дату рождения этого известного казанского правого деятеля – 14 июля 1858 г., «удлинив» время его жизни на год. Недалеко от могилы Ф.Н.Казина находятся также могилы его брата Бориса Ниловича Казина (5 января 1859 г. – 15(28) февраля 1918 г.) и сестры Марии Ниловны Казиной (26 декабря 1864 г. – 20 сентября (3 октября) 1938 г.), датой рождения которой было принято считать 26 декабря 1863 г. (7 января 1864 г.).

http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/11/do...

В 1799 г. Л. был оккупирован войсками Наполеона, в 1806 г., после офиц. упразднения Свящ. Римской империи, был провозглашен независимым гос-вом и вошел в Рейнский союз (1806-1813). По итогам Венского конгресса 1814-1815 гг. суверенитет Л. был подтвержден, и он вступил в Германский союз (1815-1866). На протяжении XIX в. экономическая ситуация в Л. оставалась непростой. В изолированном микрогос-ве индустриализация происходила замедленными темпами, фактически единственной отраслью в экономике оставалось сельское хозяйство. Развитию текстильной промышленности в княжестве способствовал таможенный договор с Австрийской империей, заключенный в 1852 г. Однако мн. жители все равно были вынуждены эмигрировать или уходить на сезонные работы в соседние гос-ва. С правлением князя Иоганна II (1858-1929) связаны попытки проведения ряда реформ, в т. ч. принятие 1-й Конституции (1862). В 1861 г. был открыт 1-й в стране банк, в 1868 г. упразднена армия. В ходе первой мировой войны Л. сохранял нейтралитет. Тем не менее экономика страны во многом пострадала от экономических санкций против Австро-Венгрии, что привело к закрытию текстильных фабрик, массовой безработице и голоду. На фоне всеобщего недовольства в Л. появились первые политические партии - Христианско-социальная народная партия (существовала до 1936), Прогрессивная гражданская партия и Народная партия Лихтенштейна (в 1936 переименована в Отечественный союз). В 1918-1921 гг. была разработана новая Конституция, утвердившая такие элементы прямой демократии, как референдум и законодательная инициатива населения. В 1919 г. был расторгнут таможенный договор с Австрией. Л. начал ориентироваться на союз со Швейцарией, с к-рой в 1923 г. был заключен Договор о таможенном, валютном и почтовом союзе. В соответствии с этим договором в Л. был введен швейцарский франк и Швейцария начала представлять интересы Л. за рубежом. После аншлюса Австрии Германское национальное движение Л. (национал-социалистическая партия) безуспешно пыталось осуществить гос. переворот с целью присоединения страны к Германии. В годы второй мировой войны Л. сохранял нейтралитет.

http://pravenc.ru/text/2110623.html

Самарская Духовная Семинария отметила десятилетие возобновления своей деятельности Самара, 15 октября 2004 г. 10-летний юбилей возобновления работы отметила Самарская духовная семинария. Торжественное собрание по этому поводу прошло в актовом зале учебного заведения. Мероприятие возглавил архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (Полеткин), сообщает «Благовест-инфо». Наставников и семинаристов пришли поздравить председатель Самарской губернской думы Виктор Сазонов, глава городской администрации Георгий Лиманский, министр культуры областного правительства Ольга Рыбакова. На торжества прибыли представители соседних епархий. Мэр Георгий Лиманский наградил 1-го проректора семинарии игумена Вениамина (Лабутина) медалью «За заслуги перед городом» III степени. По словам главы городской администрации, коллективом Семинарии проведена важная и необходимая работа, направленная на укрепление нравственности и самобытности русского народа. Самарская Семинария была основана в 1858 году, большевики закрыли её в 1918 году. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия учебное заведение возобновило свою работу сначала в качестве духовного училища, а в 1997 году по решению Священного Синода было преобразовано в Семинарию. За минувшее десятилетие учебное заведение осуществило шесть выпусков учащихся. Пастырское отделение закончили 280 семинаристов, регентское отделение – 75 человек. Как утверждает пресс-служба городской администрации, за прошедшие 10 лет Самарская Семинария стала одним из лучших учебных заведений Московского Патриархата. Построены два новых корпуса, в которых разместились учебные аудитории, общежития для студентов, актовый, читальный, спортивный залы, зал заседаний ученого совета, медпункт и другие подразделения. По словам игумена Вениамина (Лабутина), семинария стала «кузницей кадров» не только для епархии, но и всего Поволжья. На трёх отделениях обучаются студенты из 17 епархий. В семинарии трудятся более 80 сотрудников и 50 преподавателей. «Мы уже достигли уровня дореволюционной Семинарии, – утверждает проректор. – Я думаю, мы выпускаем не просто грамотных людей, но и будущих молитвенников за Россию». По его словам, самарские семинаристы более подготовлены к проповеди в современном мире. Этому призваны способствовать новые дисциплины, которых нет в других Семинариях, – православная педагогика и психология, основы работы с заключенными, основы социальной работы, основы права и православная журналистика. Учащиеся проходят обязательную практику в школах и местах лишения свободы. 15 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11484.html

Владимира в Киеве, профессор ВЖК и Коммерческого ин-та в Киеве (с 1906). Гласный Киевской городской думы (1894–1902), зав. городской публичной б-кой. Профессор Саратовского (с 1916) и Таврического в Симферополе (1918–1920) ун-тов. С 1920 в эмиграции, профессор ун-та в Любляне (Словения); Бугров Николай Александрович (1837–1911), предприниматель и благотворитель, видный деятель старообрядцев беглопоповского согласия, гласный городской думы Нижнего Новгорода (1879–1911); Бузескул Владислав Петрович (1858–1931), историк, источниковед, историограф, магистр (1889), доктор (1895) всеобщей истории, член-корр. Петербургской АН (1910), академик РАН (1922), академик АН УССР (1925). Преподаватель в частных гимназиях в Харькове (1880–1896). Приват-доцент (1885–1890), профессор (1890–1921), заслуженный профессор, декан (1901–1905) историко-филологического ф-та Харьковского ун-та. После Октябрьской революции зав. кафедрой всеобщей истории, затем кафедрой европейской культуры Харьковского ин-та народного образования (1921–1924), председатель научного об-ва при нем, с 1926 почетный председатель историко-этнологического отдела Всеукраинской научной ассоциации востоковедения; Булатович Александр Ксаверьевич (1870–1919), путешественник, географ, этнограф, религиозный публицист. С 1891 на военной службе, вольноопределяющийся лейб-гвардии Гусарского полка, с 1892 корнет, в 1893–1894 в фехтовальной команде при лейб-гвардии в Конно-гренадерском полку, в 1894–1895 помощник начальника, затем начальник полковой учебной команды. В 1896 по личной просьбе включен в санитарный отряд Российского об-ва Красного Креста, направленный в Эфиопию во время итало-эфиопской войны 1895–1896. В Эфиопии посетил Каффу, исследовал гидрографическую сеть юго-западной части Эфиопского нагорья (1896). В 1897 включен в состав первой российской дипломатической миссии в Эфиопии для установления официальных дипломатических отношений. В 1897–1899, при содействии эфиопского негуса Менелика II, совершил экспедиции по неисследованным р-нам страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Млодзеевский Болеслав Корнелиевич (1858–1923), математик и общественный деятель, магистр (1886), доктор (1890) чистой математики, профессор (1892–1911, 1917), заслуженный профессор (1910) физико-математического ф-та М.у. Один из основателей и первых профессоров МВЖК, профессор Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, секретарь (1891–1905), вице-президент (1905–1922), президент (1922–1923) Московского математического об-ва, почетный член ОЛЕАЭ, МОИП, Физического об-ва; Модзалевский Борис Львович (1874–1928), литературовед, библиограф, член-корр. РАН (1918). Служащий канцелярии по учреждениям императрицы Марии (с 1898), служащий канцелярии конференции, зав. архивом (с 1907) Петербургской АН, член и делопроизводитель Комиссии по изданию сочинений А. С. Пушкина (с 1919), один из основателей Пушкинского дома и его старший хранитель (1919–1928); Моравский Владимир Сергеевич (1891–?), студент историко-филологического ф-та М. у.; Морозкина, выпускница историко-философского ф-та МВЖК; Морской В. Я., дирижер Саратовской оперы; Моцарт Вольфганг Амадей (1756–1791), австрийский композитор; Муравьев Никита Михайлович (1796–1843), декабрист, капитан гвардии (1825). Участник заграничных походов русской армии 1813–1814, один из создателей «Союза спасения» (1816), член Верховной думы и правитель Северного об-ва, член директории Южного об-ва декабристов; Муралов Николай Иванович (1877–1937), деятель революционного движения. После Февральской революции занимал видные должности в московских большевистских организациях, в ходе Октябрьской революции член Московского ВРК и член Революционного штаба, затем командующий войсками Московского военного округа. Позже (1919) член Реввоенсовета Восточного фронта, с 1925 член ЦКК ВКП(б), начальник военно-морской инспекции Наркомата РКП, ректор сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. В 1927 выведен из ЦКК, исключен из партии, с 1928 в Сибири на хозяйственной работе, в 1937 расстрелян; Муратов Михаил Васильевич (1892–1957), историк, книговед, писатель. В 1917 студент историко-филологического ф-та М. у. В 1920–1931 преподавал историю книжного дела на Высших библиотечных курсах при Ин-те библиотековедения в Москве и в вузах Иркутска, сотрудник Центрального бюро краеведения;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЬВЕЙТ Мартин Карлович (1833, Тауроген (ныне Таураге, Литва) - 1918, ст-ца Прохладная (ныне г. Прохладный, Кабардино-Балкария)), один из основоположников российского баптизма. Род. в бедной лютеран. семье и в 13 лет был отдан в семью лютеран-пиетистов, переселенцев из Германии. В мае 1858 г. вместе с женой и сестрой принял крещение в баптистской общине Икшен Ковенской губ. В 1863 г. К. с семьей переехал в Тифлис (Тбилиси), где проходил воинскую службу его брат. Постепенно вокруг К. собралась нем. баптистская община из 15 чел. В 1867 г. К. познакомился с Н. И. Ворониным и 20 авг. того же года крестил Воронина в р. Куре. Воронин организовал первую рус. баптистскую общину, к-рая к 1871 г. состояла из 12 чел. и вскоре объединилась с нем. общиной К. В 1875 г. тифлисская община по совету К. направила В. Г. Павлова в Гамбург для получения теологического образования (в 1909 - председатель Союза русских баптистов ). В 1877 г. К. стал членом церковного совета тифлисской общины, а в 1880 г. был избран «диаконом церкви». Во время русско-тур. войны община выделила 4 чел. (2 мужчин и 2 женщин) для ухода за ранеными и была награждена знаком Красного Креста, носить к-рый община доверила К. В 1891 г. К. вместе с др. баптистами (ок. 50 чел.) был отправлен в адм. ссылку в Герюсы Зангезурского у. Елизаветпольской губ., а затем в Эривань (Ереван). Ок. 1900 г. он вернулся из ссылки в Тифлис, в 1908 г. община отпраздновала 50-летие его служения. Позднее К. переехал к дочери в ст-цу Прохладная, где и скончался. Арх.: Кальвейт М. К. Автобиография: Ркп.//Архив Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. Лит.: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989. С. 75-78; Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность. СПб., 1997. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики КАРГЕЛЬ Иван Вениаминович (1849-1937), один из основоположников движения евангельских христиан-баптистов в Российской империи

http://pravenc.ru/text/1320171.html

Родился в с. Федоровское Никольской вол. Юрьевского у. Владимирской губ. Сын священника. Окончил Владимирскую ДС (1899), Санкт-Петербургскую ДА (1903), к. б. и Археологический институт (1903). 16 августа 1903 – 15 августа 1904 – профессорский стипендиат С.-Петербургской ДА. Командирован для занятий в Константинопольский Археологический институт. С 10 октября 1905 и. о. доцента, с 28 августа 1910 – доцент, с 7 февраля 1911 – экстраординарный профессор кафедры литургики С.-Петербургской ДА. 8 июля 1910 – магистр богословия. Член Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора 1917–1918. С 24 августа 1920 – профессор кафедры литургики в Петроградском Богословском институте. 15 ноября 1919 – 15 ноября 1921 – сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда. Работал в Академии Материальной культуры. Научный архивист Балтийского судостроительного завода. Арестован в мае 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценноетей», оправдан по суду. На Высших Богословских курсах составил отзыв на магистерскую работу прот. В. Рыбакова и отзыв на кандидатское сочинение Н. Д. Успенского . Вновь арестован по делу «евлогиевцев» и Тройкой ПП ОГПУ ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Арестован 26 апреля 1937 и 23 августа 1937 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Тобольске. См.: Карабинова О. И. Жизнь И. А. Карабинова . Пярну. 1977. Машинопись в библиотеке Санкт-Петербургской ДА; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 503; Ленинградский мартиролог 1937–1938. СПб. 2002. Т. 5. С. 86. 194, 236, 237, 240, 247, 265, 273, 276, 356 Каретникова Елизавета Васильевна; (ок. 1883 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Каринский Михаил Иванович; (4 ноября 1840 – 20 июля 1917). В 1858 окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1862 – московскую духовную академию. С 15 мая 1869 – профессор по кафедре метафизики, а с 13 мая 1874 по 1894 – профессор по кафедре истории философии Санкт-Петербургской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010