С 40-х гг. XIX в. осуществлялся сбор и публикация актов в изданиях «Србски споменици» П. Каранотвртковичем (1840), «Monumenta serbica spectantia historiam Serbiae, Bosnae, Ragusii» Ф. Миклошичем (1858). Появлялись обзоры и исследования (Д. Авраамович, Дж. Даничич, М. Пуцич, М. Милоевич). Видные дипломатисты кон. XIX - 1-й четв. XX в.- С. Новакович и Л. Стоянович. Хорват. и др. акты издавались в 1904-1934 гг. в «Codex diplomaticus regni Croatiae, Dalmatiae et Slavoniae» (15 томов). С. М. Димитриевич занимался выявлением в архивах и б-ках России серб. грамот и рус. грамот, адресованных серб. мон-рям (публикации 1903 и 1922). С 1912 по 1935 г. выходил частями обобщающий труд С. Станоевича по серб. Д. В 1-й пол. XX в. серб. акты изучали также К. Йиречек (1909, 1913-1918), Г. Черемошник (1940), тур.- Ф. Байрактаревич (1932, 1935), Г. Елезович (1940, 1952). Заметную роль в развитии сербской Д. сыграли русские ученые-эмигранты А. В. Соловьёв (2-я четв. XX в.) и В. А. Мошин (30-80-е гг.). Совместно они опубликовали сборник греч. грамот серб. монархов XIV в. (1936). Во 2-й пол. XX в. серб. и визант. Д. занимались Д. Анастасиевич, Г. Острогорский, Мошин, М. Динич, В. Джурич, М. Маркович, С. Чиркович, Б. Ферьянчич, М. Живойинович, С. Габелич, Т. Томович, Б. Шекуларац, Л. Славева и др. Древние хорват. акты и историю хорват. королевских и княжеских канцелярий изучали А. Маринович, Я. Стипишич, М. Курелац и др. Основные темы дипломатических исследований - эволюция формуляра (особенно интитуляции, санкции), вопрос о зап. и визант. влияниях, канцелярском и внеканцелярском происхождении грамот, о фальсифицированных актах. В Белграде с 2002 г. издается ежегодник «Стари српски архив», посвященный специально сербской средневековой Д. Болгария Изучение грамот (болг., визант. и тур.) развивалось с кон. XIX в. В 30-40-х гг. появились работы Г. Гелебова, Д. Ихчиева, М. Ласкариса и др. Специалисты 2-й пол. XX в.- И. Дуйчев, П. Мятев, Б. Цветкова, Х. Ангелов и др. И. И. Илиева рассматривала интитуляцию рус. грамот XV-XVI вв. Греция

http://pravenc.ru/text/178525.html

См.: Ферапонтовский сборник. IV. Письма И. И. Бриллиантова к А. И. Бриллиантову 1894–1929. М.-Ферапонтово. 1997 (на с. 243–249 список трудов А. И. Бриллиантова); Брачев В. С. «Дело историков» 1929–1931 гг. СПб. 1998; Склярова М., сост. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее непубликовавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства 1888–1932. СПб. 1994; Шилов Л. А. Бриллиантов А. И. //Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 130–134; Бурега В. В. Бриллиантов А. И. //Православная энциклопедия. Т. VI. М. С. 248–249; Васильков Я. В., Сорокина М. Ю. Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов – жертв политического террора в советский период (1917–1991). СПб. 2003. С. 78–77. 186, 194, 202, 227, 228, 239, 265, 280, 281, 356, 388 Бронзов Александр Александрович ; (7 августа 1858 – 1936/37) – богослов, духовный писатель, публицист. Родился в семье псаломщика. Окончил Новгородскую ДС (1879) и Санкт-Петербургскую ДА (1883). С 1883 – преподаватель Священного Писания Курской ДС. С 1886 – греческого языка, а также временно – Священного Писания и латинского языка С.-Петербургской ДС. С 1894 – доцент, с 1897 – экстраординарный, с 1902 – ординарный, с 1913 – сверхштатный ординарный профессор кафедры нравственного богословия С.-Петербургской ДА. В 1903–1906 состоял членом Правления академии. В 1915–1917 был членом Миссионерского совета при Св. Синоде. С 1918 – кандидат в члены, с 1919 – член Петроградского Епархиального совета. 15 ноября 1919 – 28 марта 1923 – сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда, а в середине 1920-х годов – в Государственной Публичной библиотеке (б. библиотеке С.-Петербургской ДА). На Высших Богословских курсах в Петрограде в 1925/26 учебном году рецензировал магистерскую диссертацию прот. В. А. Рыбакова «Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность». Позднее работал в архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через посредство саратовского губернатора Власова и министра внутренних дел графа Строганова данное постановление было рассмотрено и завизировано императором Николаем I Павловичем, который Высочайше соизволил разрешить приведение в действие постановления Саратовского дворянства о сборе необходимых средств и подчинить предполагаемое заведение Главному начальству Е. И. В. Государыни Императрицы с наименованием «Мариинский институт благородных девиц». Институт открылся 10 октября 1854 года во временном помещении — в доме А. Н. Челюсткиной на Малой Сергиевской улице (ныне улица Мичурина). К этому сроку была назначена первая начальница института — вдова подполковника Ольга Ивановна фон Швенсон, приняты на службу классные дамы, учителя, технический персонал, призванные обеспечивать постоянную опеку над поступившими в заведение 22 воспитанницами — девочками 9 – 11 лет, образовавшими первый по счёту младший институтский класс. На торжественном открытии присутствовали «начальствующие лица и почётные члены местного общества». Епископ Саратовский и Царицынский Афанасий (Дроздов; †1876) совершил на открытии молебствие с водоосвящением, а по завершении молитвы присутствующие с чувством исполнили народный гимн «Боже, Царя храни».  Одновременно саратовский купец Василий Викулович Гудков совместно со своей матерью Пелагеей Мнемоновной взял подряд на строительство нового каменного трёхэтажного дома, в котором предполагалось размещение института. Строительство началось в бывшей усадьбе саратовского губернатора А. Д. Панчулидзева. Проект здания был заказан петербургскому архитектору Плавову, но по исполнении был несколько упрощён и удешевлён саратовским губернским архитектором Г. В. Петровым. Подрядчики обязались к весне 1858 года закончить строительство и отделку здания. К осени 1857 года собственное институтское здание было закончено постройкой (годом раньше, чем предполагалось), и 23 сентября состоялся перевод института из наёмного дома Челюсткиной в новые апартаменты, в коих он размещался до 1918 года.

http://sobory.ru/article/?object=14810

Виктор-Эммануил II (1820–1878) — король Сардинии (1849–1861 гг.) и объединенной Италии (1861–1878 гг.). Гиббон Эдвард (1737–1794) — английский историк, член парламента. Его главный труд «История упадка и разрушения Римской империи» (1776–1788). Кассиодор (ок. 487 — ок. 578) — видный писатель и политический деятель королевства остготов. Был представителем той части римской земельной аристократии, которая после основания остготского государства в Италии сблизилась с «варварской» знатью. Занимал ряд важных государственных должностей при короле Теодорихе и его преемниках. По поручению Теодориха написал «Историю готов». Им был также составлен сборник официальных документов остготских королей «Разное». Кроме того, Кассиодору принадлежал ряд работ богословско-схоластического характера. Анубис — в древнеегипетской мифологии бог — покровитель мертвых, а также некрополей, погребальных обрядов и бальзамирования. Изображался в облике волка, шакала или человека с головой шакала. Уоллас Грэм (1835–1932) — английский политик и ученый, профессор Лондонского университета, фабианец, сотрудник Лондонской экономической школы, автор ряда книг. Острогорский Моисей Яковлевич (1854–1921) — русский политический писатель, автор книги «Демократия и организация политических партий» (1903) — на материале английских и американских политических реалий. Эта работа, несмотря на широкое распространение на Западе, нигде не упоминается у Ленина. Бентам Джереми (1748–1832) — английский философ, социолог, юрист, родоначальник философии утилитаризма. Несбит Эдит (1858–1924) — английская романистка, поэтесса и детская писательница. В 1880 г. вышла замуж за Хьюберта Бланда, писателя-публициста (1855–1914); вместе с ним присоединилась к Фабианскому обществу. Пользовались известностью ее повести о семействе Бестеблов, например, «Как искали сокровища» (1899). Честертоны — Г.-К. Честертон (см. примеч. 11 к гл. VII/В файле — комментарий — прим. верст. /) и его брат Сесил Эдвард (1879–1918), специальный корреспондент газеты «Дейли экспресс», автор книг о России, Китае и Японии.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

13.01.1900 26.11.1903 ОРЕНБУРГСКАЯ 26.11.1903 13.08.1910 НИЖЕГОРОДСКАЯ 13.08.1910 15(28)03.1918 Иоаким Пухальский ГАЙСИНСКАЯ, обн. 03(16)10.1925 ВИННИЦКАЯ, обн. 03(16)10.1925 АРТЕМОВСКАЯ, обн. СТАЛИНСКАЯ, обн. 01(14)12.1937 Иоаким Савелов НОВГОРОДСКАЯ 22.12.1672 26.07.1674 ВСЕРОССИЙСКАЯ 26.07.1674 17.03.1690 Иоаким Феодорович Струков ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 04.06.1727 08.06.1730 ВОРОНЕЖСКАЯ 08.06.1730 26.09.1742 АРТЕМОВСКАЯ, обн. БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (XIII в.) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Иоанн I ВЛАДИМИРСКАЯ Св. Иоанн II ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), паки ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская), 3-й раз ГЛАЗОВСКАЯ 02(15)11.1928 02.1929 ЗАДОНСКАЯ 09(22)01.1922 ЗАДОНСКАЯ, обн. КРУТИЦКАЯ ЛУЦКАЯ (1398) ЛЬВОВСКАЯ (XII в.) Иоанн II ЛЬВОВСКАЯ (1414–1415) МОРШАНСКАЯ, обн. 16(29)10.1922 МУКАЧЕВСКАЯ (1491–1498) в/у? НОВГОРОДСКАЯ ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ (Иоанн ТУРОВСКАЯ САЛМАССКАЯ САТКИНСКАЯ (1928?) Иоанн I СМОЛЕНСКАЯ (XII в.) Иоанн II СМОЛЕНСКАЯ ТЕРСКАЯ, обн. Иоанн I ХОЛМСКАЯ (1072) Иоанн II ХОЛМСКАЯ Иоанн III ХОЛМСКАЯ Иоанн I ЧЕРНИГОВСКАЯ 23.11.1111 Иоанн II ЧЕРНИГОВСКАЯ 09.1335 (1345) Иоанн I ЯРОСЛАВСКАЯ 09.05.1131 01.10.1146 Св. Иоанн II ЯРОСЛАВСКАЯ 23.01.1190 1213 (1214) ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 1213(1214) (Св.?) Иоанн III ЯРОСЛАВСКАЯ 12.04.1356 Иоанн IV ЯРОСЛАВСКАЯ 17.01.1520 12.05.1525 Иоанн Авалиани ГОРИЙСКАЯ 13.04.1852 06.04.1858 Иоанн Алексеев I ЧЕБОКСАРСКАЯ 25.03.1899 05.04.1902 ПЕРМСКАЯ 05.04.1902 01.01.1905 ТАЛЛИННСКАЯ 12(25)12.1955 01(14)08.1961 в/у РИЖСКАЯ 12(25)05.1958 01(14)08.1961 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ 01(14)08.1961 12(25)02.1965 Иоанн Альбинский ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 29.05(11.06)1922 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. Иоанн Баба ЛУЦКАЯ в/у ЛЬВОВСКАЯ в/у? ЛЬВОВСКАЯ (1394–1397) ЛЬВОВСКАЯ Иоанн Бирецкий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ 1467(1462) Иоанн Бодбели, кн. Макаев СИГНАХСКАЯ 30.06.1811 14.07.1811 АЛАВЕРДСКАЯ 14.07.1811 30.08.1814 СИГНАХСКАЯ, паки 30.08.1814 28.12.1818/ 14 .09.1837 Иоанн Боднарчук в/у ЖИТОМИРСКАЯ 23.09(06.10)1977

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2065 Фрагменты из шести писем изданы нами в статье: Новое о раннем этапе научной деятельности А. Н. Грабара (1919–1924 гг.)//Древнерусское искусство: Византия. Древняя Русь. К 100-летию Анд­рея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999. С. 82–95. 2066 См. письмо Η. Π. Кондакова П. С. Уваровой от 9 февраля 1899 г.: Письма Η. П. Кондакова и П. С. Уваровой 1880–1923 годов/Публ. И. Л. Кызласовой//СИ. М., 1997. Т. 10 (1). С. 529. 2067 Millet G. Recherches sur l’iconographie de l’Evangile aux XIV, XV et siècles, d’après les monuments de Mistra, de la Macèdoine et du Mont Athos. Paris, 1916. См. также: Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси (1920–1930-е годы). С. 81. 2070 М. И. Ростовцев (1870–1952), историк античности, археолог, один из учеников Η. П. Кондако­ва. Уехал из России в 1918 г. 2071 Из письма М. И. Ростовцева Η. П. Кондакову от 11 июня 1920 г. (см.: Письма М. И. и С. М. Рос­товцевых Н. П. и С. Н. Кондаковым /Публ. Г. М. Бонгард-Левина, В. Ю. Зуева, И. Л. Кызласовой, И. В­. Тункиной//Скифский роман/Под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1997. С. 437). М. И. Ростовцев хотел издать некролог Я. И. Смирнова. 2075 В. И. Вернадский (1863–1945), основатель геохимии, биогеохимии, радиогеологии, академик Петербургской АН с 1912 г. В 1920-е гг. несколько раз бывал в Чехии. 2076 Рейнак (S. Reinach, 1858–1932), французский археолог, историк религии и искусства, член Académie des Inscriptions et des Belles-Lettres, иностранный член-сотрудник РАО (1907), директор му­зея античных древностей ( 1902). 2077 Вернадский В. И. Дневники: Март 1921 – август 1925/Ред. В. П. Волков. М., 1998. С. 64. Из того же источника известно, что американский историк Ф. Голдер также пытался помочь с изданием «Русской иконы». 2078 Millet G. 1) L’Ancien art serbe: Les églises. Paris, 1919; 2) Recherches sur l’Iconographie... 2079 Kondakov N. Un détail des harnachements byzantins//Mélanges offerts à M. Gustave Schlumberger à l’occasion du quatrevingtième anniversaire de sa naissance. Paris, 1924. P. 399–407.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании университета Гильфердинг начал работать в МИДе и в 1856 стал консулом в Боснии. Помимо дипломатической деятельности Гильфердинг собирал древние славянские рукописи, беседовал с народными сказителями. В 1859 на основе собранного материала Гильфердинг выпустил книгу «Босния, Герцеговина и Старая Сербия». Гильфердинг занимался не только зарубежными славянами. Так, в 1858 он выпустил на французском языке книгу «Восточные славяне», знакомившую западную науку с этнографией русской нации. В 1861 перешел на службу в Госканцелярию и уже 2 года спустя стал помощником гр. Н. А. Милютина. Граф проводил административные реформы в Польше после усмирения мятежа 1863–64. Гильфердинг был одним из творцов правительственной политики в Польше. Именно ему принадлежит проект преобразования польской системы просвещения, действовавшей до 1918. Помимо госслужбы в жизни Гильфердинга все более крупную роль стала играть его общественная деятельность. В 1867 он стал председателем Петербургского Славянского комитета. Впрочем, в первую очередь Гильфердинг оставался ученым. В к. 1860-х Гильфердинг возглавил этнографический отдел Русского Географического общества. Гильфердинг не только руководил этнографами, но и сам ездил по самым «медвежьим углам» России, собирая образцы народного творчества. В Олонецкой губ. Гильфердинг стал одним из открывателей устного фольклора Русского Севера. Поскольку на Севере никогда не было крепостного права, не испытал он татарского ига, находится Север далеко от Центральной России, то именно здесь к XIX в. сохранились многие черты культуры Киевской Руси. Результатом поездки Гильфердинга по Северу стал сборник из 318 былин с указанием имен сказителей и названием деревень, где они были записаны. Для этнографии XIX в., когда преобладало создание авторских произведений по фольклорным мотивам, это было внове. Выпуск онежских былин стал научным подвигом Гильфердинга. Однако на выборах в Академию наук Гильфердинг был забаллотирован. Характерно, что многие академики не скрывали, что именно политические взгляды Гильфердинга привели его к неудаче.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ед. хр. 58. Л. 7. Письмо, рук. 26 Иван Александрович… — здесь и далее имеется в виду И. А. Ильин.  Ед. хр. 4. Л. 10. Почтовая открытка, рук. 27 …для Сельмы Лагерлёф… — С. Лагерлёф (1858—1940), шведская писательница, лауреат Нобелевской премии (1909). Сохранилось несколько писем С. Лагерлёф к И. С. Шмелеву, в 2000 г. они переданы в Российский Фонд Культуры. 28 …в “Неупиваемой чаше”… — повесть И. С. Шмелева, впервые опубликована в сборнике “Отчизна” (Симферополь, 1918), отд. изд.: М., 1922.  Ед. хр. 58. Л. 12. Почтовая открытка, рук. 29 “Это было” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован в газете “Россия” (1922. No 2), отд. изд.: Берлин, 1923. 30 “Няня из Москвы” — роман И. С. Шмелева, впервые опубликован в журнале “Современные записки” (1934. Кн. 55—57), отд. изд.: Париж, 1936. 31 “Человек из ресторана” — повесть И. С. Шмелева, впервые опубликована в сборнике “Знание” (1911. No 36), отд. изд.: Рассказы. М., 1912. Т. 3. 32 Д. А. Груздев — Дмитрий Александрович Груздев (?—1939), хирург, дядя О. А. Бредиус-Субботиной.  Ед. хр. 58. Л. 14, 15. Письмо, рук. 33 “Хвали душе моя Господа…” — первая строка псалма ( Пс. 145 ), второй антифон из Божественной литургии. 34 “Запричастный стих” — благодарственная молитва после причастия. 35 …буду не русская, а финка? — письмо написано во время советско-финляндской войны 1939—1940 гг. 28 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен договор о ненападении. По секретным протоколам к этому договору (так называемый “пакт Молотова—Риббентропа”) СССР получил возможность присоединить территории Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Западной Украины. 30 ноября 1939 г. советские войска вторглись на территорию Финляндии, но присоединить Финляндию к СССР не удалось, 12 марта 1940 г. был подписан мирный договор.  Ед. хр. 58. Л. 16. Почтовая открытка, рук. Ед. хр. 4. Л. 11. Почтовая открытка, рук. 36 “Возрождение” — ежедневная, с 1936 г. еженедельная газета в Париже (1925—1940), орган русской национальной мысли. Редактором был П. Б. Струве (1925—1927), затем Ю.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Так началась моя общественная работа. Вероятно, это было провиденциально, т.к. около 40 лет моей жизни во Франции я работала по приисканию труда эмигрантам и нашла многим работу горничных или кухарок». Так кончает моя сестра свои воспоминания об воспитателе нашего отца. Дом бабушки и его обитатели были живым осколком той жизни, о которой мы знали по рассказам наших родителей. Немецкая бомба снесла его во время второй мировой войны. Остальные члены Зерновской семьи Протоиерей Стефан имел шестерых детей. Они делились на две группы. Старшая, как и младшая, состояла из двух сыновей и одной сестры. Старшая сестра Ольга окончила Александро-Мариинский Институт, была отличная музыкантша, вышла замуж за Груздева. Старшие братья Николай и Сергей учились в семинарии, но не пошли по пути отца, выбрав юридическое образование. Сергей (ум. 1918) был женат на солистке Большого Театре, Александре Михайловне Марковой (ум. 1926). Он успешно занимался адвокатурой, оба они любили широкую светскую жизнь, у них был свой дом в Москве, свой выезд, они устраивали большие приемы и званые обеды. Их старший сын Анатолий (1882–1942), окончивший два факультета (математический и юридический) был способный финансист, три раза приобретавший крупное состояние и терявший его в годы политических потрясений. Он умер в Париже во время немецкой оккупации. Второй сын Сергей (1883–1923) тоже юрист, погиб во времена НЭПА. Младший Дмитрий (1885–1913) был композитор и музыкант, написавший музыку на слова Сергея Городецкого (1884-?) «Стоны, звоны, перезвоны». Он рано умер от туберкулеза. Трое младших Зерновых – София, Михаил и Дмитрий были особенно дружны между собой. Когда Соня умерла еще девочкой, мой отец был так потрясен ее смертью , что на время потерял дар речи. Они вместе с братом Дмитрием унаследовали общественное и педагогическое призвание их отца и в этом они отличались от своих старших братьев. Дмитрий (1858–1922) был талантливый технолог и выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений русских инженеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Наконец, несколько технических замечаний. Как увидит читатель, в книге приводится большое количество достаточно объемных цитат из книг, статей и интервью ее непосредственных героев. Автор сделал это потому, что считал наиболее правильным, чтобы читатель знакомился со взглядами верующих ученых из слов их самих, не искаженных вторичными комментариями. В большинстве цитат перевод с английского языка – авторский. Библейские цитаты даются по русскому синодальному изданию. Глава 1. Целесообразность движения (Макс Планк) Одним из основополагающих открытий науки XX века, в корне изменившим представления о сущности природы, было открытие того, что энергия не непрерывна, а существует в виде квантов как ее мельчайших порций. Говорят, что энергия квантована, т. е. дискретна, как дискретна материя, состоящая из гигантского (но не бесконечного) количества элементарных частиц. В 1918 году Нобелевская премия за открытие квантов энергии была вручена немецкому ученому Максу Планку, который считается основоположником современной квантовой теории. На протяжении многих лет Планк, внесший весомый вклад в самые разные области физики, был также одним из руководителей немецкой науки, – в частности, научного общества Кайзера Вильгельма, которое в 1946 году было переименовано в общество Макса Планка. Эта организация, представляющая собой отдаленный аналог дореформенной Российской Академии наук, является одной из самых мощных научно-исследовательских организаций в мире, занимающихся фундаментальными исследованиями. В контексте этой книги важно, что Планк как один из столпов физики всех времен был также глубоким религиозным мыслителем. К религиозному образу мышления располагало само его происхождение. Макс Планк родился в 1858 году в Киле в семье профессора права Кильского университета Вильгельма Планка. Его дед и прадед были профессорами теологии Геттингенского университета, а мать была дочерью пастора. Планк был воспитан в христианском духе, на протяжении всей своей жизни был прихожанином лютеранской церкви, всегда молился перед едой и, в конце своей жизни, выступал в роли церковного проповедника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010