У самых ворот Рима — речь идет о перевороте 1923 г., который совершил Муссолини. 163 Хэнвел — сумасшедший дом в Миддлэссексе, недалеко от Лондона. Слаф — сумасшедший дом в городе Слаф. 164 Джеймс Босвелл (1740–1795) — друг доктора Джонсона, записывавший беседы с ним. 165 Таскал по Сассексу — графство Сассекс, лежащее на самом юге Англии (подразделяется на Западный Сассекс и Восточный), очень красиво, туда переселялись из Лондона многие писатели (Киплинг, Бэринг, Леонард и Вирджиния Вулф, сэр Гарольд Никольсон и его жена Вита Сэквелл–Уэст. Как мы увидим, жил здесь и покинувший Америку Генри Джеймс. Элоди и Хилер Беллок окончательно переехали в Сассекс в 1905 г. После смерти жены (1914) Беллок остался там и жил до самой смерти (1953). 166 Мэри Кольридж (1861–1907) — английская романистка и поэтесса. Стихи написаны для романа «Двуликий король» (1897). Морис Бэринг считал, что эти шесть строк заменят и остальные строки, и весь роман. 167 Генри Джеймс (1843–1916) переехал из США в Англию в 1875 г. В сассекском городке Рай жил с 1898 года. Рядом с ним Честертоны проводили лето 1908 г. Визит Беллока состоялся 2 августа. 168 Оберон Томас Герберт, 8–й барон Льюкас (1876–1916) — английский политический деятель. 169 «Барабаны Дрейка» — песня на стихи сэра Генри Джона Ньюболта (1862–1938). Сэр Фрэнсис Дрейк (ок. 1540–1596) — английский мореплаватель. Командовал флотом, победившим испанскую Армаду (1588). Король Эдуард VII, сын Виктории, род. в 1841 г., правил в 1901–1910 гг. 170 Сэр Джеймс Мэтью Барри (1860–1937) — автор «Питера Пэна» и многих пьес. 171 Уильям Арчер (1856–1924) — критик и переводчик. 172 Сэр Эдвард Эльгар (1857–1934) — английский композитор. 173 Графство Бакс — графство Бекингемшир, расположенное к северо–западу от Лондона. 174 Дизраэли … все–таки жил — Бенджамен Дизраэли (1804–1882), глава партии консерваторов, пользовался большим расположением королевы Виктории. Она дала ему графский титул в 1875 г., а Гладстона (см.), главу либералов, тоже занимавшего иногда пост премьер–министра, не сделала не только пэром, но и сэром. Действительно, Дизраэли с 50–х гг. жил в замке Хэгенден, и титул «Биконсфилд» выбрал из глубокого почтения к Эдмунду Берку (1729–1797), политическому деятелю и мыслителю, который жил там и похоронен. 175

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Въоръжената борба на ВМОРО в Македония и Одринско: 1904-1912. София, 1991; Радев С. Конференцията в Букурещ и Букурещкият мир от 1913 г. София, 1992; С. Cpбuja и Грчка: 1856-1903: Борба за Балкан. Београд, 1992; Шатилова Л. В. Македонский вопрос в период Балканских войн 1912-1913 гг. и политика России//Балканские исслед. М., 1992. Вып. 15: Россия и славяне: Политика и дипломатия. С. 188-200; Църнушанов К. Македонизмът и съпротивата на Македония срещу него. София, 1992; Βορη Σ. Εκπαδευση και εθνικισμς στα Βαλκνια: Η περπτωση Βορειοδυτικς Μακεδονας (1870-1904). Αθνα, 1992; Елдъров С. Сръбската въоръжена пропаганда в Македония: 1901-1912. София, 1993; Изследвания по македонския въпрос. София, 1993. Кн. 1; The Events of 1903 in Macedonia as Presented in European Diplomatic Correspondence. Thessal., 1993; Македония: История и политическа съдба. София, 1994-1998. 3 т.; Бурбыга В. А. Македонский вопрос в российской дипломатической переписке 1893-1899 гг.: По мат-лам консульств в Салониках и Битоли//Македонски преглед. 1996. Год 19. 1. С. 63-80; Даскалов Г. Българите в Егейска Македония - мит или реалност: Ист.-демографско изследване (1900-1990). София, 1996; Bojadjiev S. 90 Years Greek Ethnic Cleansing of Bulgarians in Aegean Macedonia. Sofia, 1996; Gounaris B. Reassessing 90 Years of Greek Historiography on the «Struggle for Macedonia» (1904-1908)//JMGS. 1996. Vol. 14. N 2. P. 237-251; Roudometof V. Nationalism and Identity Politics in the Balkans: Greece and the Macedonian Question//Ibid. P. 253-301; Μπονδης Κ. Οι ελληνικο φιλεκπαιδευτικο σλλογοι ως φορας εθνικς παιδας και πολιτισμο στη διαφιλονικομενη Μακεδονα (1869-1914). Θεσ., 1996; Karakasidou A. Fields of Wheat, Hills of Blood: Passages to Nationhood in Greek Makedonia, 1870-1990. Chicago; L., 1997; Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999; Χολβας Ι. Οι Ελληνες σλαβφωνοι της Μακεδονας. Αθνα, 1999; Митрески П. Историски прилози за Makeдohuja (XIX-XX в.). Струга, 2000; Исаева О. Н. Национальное самосознание слав.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

2253 Левашов Сергей Васильевич (1856–1919), врач. Ординарный профессор терапевтической клиники медицинского факультета и ректор (1908–1913) Новороссийского университета. Гласный городской думы и почетный мировой судья Одессы. Член Союза русского народа, депутат 4-й Государственной думы, затем председатель фракции правых. Расстрелян 6 июня 1919 г., после чего в его доме на Екатерининской площади расположилась Одесская ЧК. 2255 Марр Николай Яковлевич (1864/1865–1934), востоковед-кавказовед, археолог, лингвист, специалист в области сравнительно-исторического языкознания; доктор восточной словесности (1902); академик ПАН (1909); с 1902 г. ординарный профессор, декан факультета восточных языков (1911–1918) Петербургского – Петроградского университета, председатель РГАК (1918–1919), с 1919 г. (с перерывами) председатель РАИМК – ГАИМК, создатель и директор Яфетического института (1921– 1934), директор Государственной Публичной библиотеки (1924–1930). Речь идет о записке С. А. Жебелева и Н. Я. Марра «О реорганизации гуманитарных факультетов первого Петроградского университета» (см. коммент. 3 к док. 9). 2256 15 июня 1919 г. Е. Н. Яценко писала С. Н. Кондакову в Петроград: «10 июня Никодим Павлович получил из Академии наук казенный пакет, с извещением о назначении ему командировки на юг Рос­сии, и с кратким письмом Ольденбурга... Ольденбург пишет, что жалованье за июнь, июль, август будет выдано лишь тем академикам, которые вернутся (в Петроград. – И. Т.) хотя бы к концу сентяб­ря» (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 7. Д. 252. Л. 60, 61 об.). 2257 Правление Товарищества свеклосахарных и рафинадных заводов «Братья Терещенко» прославилось своей меценатской и благотворительной деятельностью, поддержкой науки и культуры. В прав­ление входили коллекционеры древностей и живописи Б. И. Ханенко, женатый на старшей дочери основателя товарищества Н. А. Терещенко – Варваре Николаевне, А. Н. и К. С. Терещенко. Крупный финансист М. И. Терещенко, сын коллекционера И. Н. Терещенко, с сестрами П. И. и Е. И. Терещенко владел петербургским издательством «Сирин» (1912–1914). С рядом представителей семьи Тере­щенко – Ханенко Кондаков поддерживал переписку. См. письма к Η. П. Кондакову: Елизаветы Ми­хайловны Терещенко, вдовы коллекционера картин И. Н. Терещенко (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 414. 2 п., 1915 и без даты), министра финансов Временного правительства Михаила Ивановича Терещенко (Там же. Д. 415. 3 п., 1913–1914), его сестры П. И. Терещенко (Там же. Д. 416. 10 п. гг.]), камергера, члена Государственного Совета, почетного члена Академии художеств, кол­лекционера Богдана Ивановича Ханенко (Там же. Д. 452. 2 п., 1909 и без даты) и его жены В. Н. Ха­ненко (урожд. Терещенко) (Там же. Д. 453. 2 п., без даты).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

147 Догматическими представителями этого рационализма были: Теллер († 1804), Генке († 1809 г.), Векшайдер († 1849), Эккерман и др. 148 Догматисты супранатуралистического направления: Дедерлейн († 1792), Морус († 1792), Шторр († 1805), Штевдель († 1857), Ган († 1863) и др рационалистически-супранатурального: Аммон († 1849), Шотт († 1835), Бретшнейдер († 1848) и др. 149 Конфессионального или церковного направления по преимуществу держались и держатся: Мартенсен, датский епископ († 1884 г.); его „Христ. Догматику“ предположено ж. „Вера и Разум“ в 1910 г. дать в русском переводе с переводного немецкого издания 1856 г.; Томазий, Фр. Филиппи, Лютардт, Канис, Шеберлеин, Генр. Шмид, Геппе и др. К выразителям посредствующего, или примирительного направления принадлежат: Твестен, Карл Нич, Роте, Шенкель, Кремер, Дорнер, Келер, Фридр Нич, Франк, В. Шмидт, Эттинген и др. 150 Литература. Сильвестра еп. Оп. Догм. Бог. § 22. Его же. Крат. истор. оч. рационализма в его отнош. к вере (Тр. К. Ак. 1862, 4–5; 1803, 11–12). Состояние протест. богословия в конце XVIII в. (Пр. Соб. 1864, I-II). Богосл. синкретизм в лютеранстве XVII ст. (Пр. Об. 1874, I) – В. Нечаева. Пиэтизм и его истор. значение (ib 1873, I-II). А. Гренкова. Главные направления в немецком богословии XIX в. Каз. 1883. А. Г. Письма о нем. богословии. Школа новолютеранская (Пр. Соб. 1887, 5). Ф. Виноградова. Новая тюбинг. школа (Тр. К. Ак. 1863, 6, 7, 9). Павловича А. А. Движения богословской мысли в современной Германии (Хр. Чт. 1897 г. I т.). Алексинского И. Очерк современного состояния протестантского богословия (Вера и Раз. 1902 г. 15, 18, 19 и 24 кн). S. N. Немецкий протестантизм к началу XX стол. (там же, 1908 г. I т.). Беляева А. Д. Указ. ст. „История Догматики“ в IV т. Бог. энцикл. О ричлианстве см. Выше: Сноска 41. Читать далее Источник: Православное догматическое богословие/[Соч.] Свящ. Н. Малиновского, Изд. 2-е, Т. 1-4. – Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1910. – Т. 1. - 464. VI. с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

827       Hinschius P. System des katholischen Kirchenrechts mit besonderer Rüchsicht auf Deutschland: 6 Bde. B., 1869–1897 (repr: Graz, 1959). 828       Wernz F.X. Jus Decretalium. 6 Bde. Rome, 1899–1904; Wernz F., Vidal P. Ius Canonicum. 8 vol. Rome, 1934. 830       Sägmüller J.B. Lehrbuch des katholischen Kirchenrechts. 3 Tie. Freiburg i. Br., 1900–1904; 2. Aufl. – 1909; 3. Aufl. – 1913–1914; 1/1–4 – 1925–1934). См. также его: Die Papstwahlen und die Staaten von 1447 bis 1555: Eine kirchenrechtlich-historische Untersuchung über den Anfang des staatlichen Rechtes der Exklusive in der Papstwahl. Tüb., 1890 (repr.: Aalen. 1967); Die Papstwahlbullen und das staatliche Recht der Exklusive. Tüb., 1892; Das Recht der Exklusive in der Papstwahl. Mainz, 1895; Die Tätigkeit und Stellung der Cardinäle bis Papst Bonifaz VIII: Historisch-canonistisch untersucht und dargestellt. Freiburg i. Br., 1896; Die Trennung von Kirche und Staat: Eine kanonistisch-dogmatische Studie. Mit 13 Beilagen, enth. offizielle Aktenstücke über die Trennung von Kirche und Staat in Frankreich. Mainz, 1907; Der Rechtsanspruch der katholischen Kirche in Deutschland auf finanzielle Leistungen seitens des Staates. Freiburg i. Br., 1913 (2. Aufl. – 1919). 831       Funk F.X. Kirchengeschichtliche Abhandlungen und Untersuchungen. 3 Bde. Paderborn, 1897–1907. Bd. I. S. 39 sqq., 87 sqq., 498 sqq.; Bd. III. S. 143 sqq., 406 sqq.; см. также: Kneller C.A., SJ. Prof. F.X. von Funks letzter Aufsatz//Zeitschrift für katholische Theologie. 1908. Bd. 32. 832       Phillips G. Kirchenrecht. 7 Bde. Ratisbon, 1845–1872; работа была продолжена (Bd. VIII. Ratisbon, 1889) Фридрихом Генрихом Верингом (1833–1896), экстраординарным профессором римского и канонического права Гейдельбергского университета, известным своим учебником Lehrbuch des katholischen, orientalischen und protestantischen Kirchenrechts (Freiburg, 1876; 3. Aufl. – 1893). Из других работ Филлипса см.: Die Diözesansynode. Freiburg, 1849; Lehrbuch des Kirchenrechts. Ratisbon, 1859–1862 (3. Aufl., которое осуществил Moufang: 1881); Vermischte Schriften. 3 Bde. Ratisbon, 1856–1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сахаров Иван Петрович (1807–1863) – этнограф-фольклорист, палеограф; член Русского Географического и Русского Археологического обществ. Собиратель и издатель материалов древнерусской письменности, фольклора, этнографии, нумизматии, иконографии. Снегирев Иван Михайлович (1793–1868) – этнограф-фольклорист, профессор Московского университета. Исследователь обычного права, общности славянского фольклора, собиратель и издатель русских пословиц, обычаев, обрядов и т. п. Терещенко Александр Власьевич (1806–1865) – археолог, этнограф. Собиратель и издатель фольклора (песни, былины), материалов древнерусского быта. Член Археографической комиссии. Автор сочинения «Быт русского народа» (1848) и мн. др. 373 Бессонов Петр Алексеевич (1828–1898) – историк литературы, фольклорист, славянофил. Рыбников Павел Николаевич (1831–1885) – этнограф, фольклорист, собиратель в Олонецкой губ. былин, исторических песен и их издатель. Шеин Павел Васильевич (1826–1900) – этнограф-фольклорист, собиратель и издатель русского народно-поэтического творчества (былины, песни, сказки, легенды, обряды). Киреевский Петр Васильевич (1806–1856) – этнограф-фольклорист, публицист, археограф; собиратель и издатель русского народно-поэтического творчества. 374 Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) – этнограф-фольклорист, историк русской литературы. Автор сочинений – «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т. 1865–1869 гг.), издатель русских сказок, легенд. Забелин Иван Егорович (1820–1909) – историк и археолог. В 1837–1859 гг. работал в Оружейной палате, в 1859–1876 гг. – в Археологической комиссии в Петербурге. В 1879–1888 гг. председатель Общества истории и древностей российских. Один из организаторов, а в 1883–1908 гг. фактический руководитель Исторического музея в Москве. С 1884 г. член-корреспондент, с 1907 г. почетный член Петербургской Академии наук. Специалист по истории русского быта и материальной культуры. Соч.: «Домашний быт русского народа в XVI–XVII ст.» (1862–1869). «История русской жизни с древнейших времен» (1876–1879), «Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы» (1884–1894) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Л.Н. Заливалова Скачать epub pdf Николай Васильевич Покровский (1848–1917) – церковный историк, выдающийся специалист по церковной археологии и археографии, принадлежит к плеяде ученых и церковно-общественных деятелей, заложивших в России фундамент церковно-исторической науки. В центре его научных интересов были вещественные и письменные памятники средневековой русской, византийской и европейской христианской культуры, особенно искусства, литургика и исто­рия литургики в России. Богатое творческое наследие Н. В. Покровского включает многочисленные статьи, моно­графические публикации по широкому кругу вопросов христианской иконографии и архитектуры, аннотированные публикации русских историко-художественных памятников, а также учебные пособия по церковной археологии. Крупным вкладом в мировую и отечественную историографию явилась монография «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (1892), в которой ученый обобщил многолетние исследо­вания памятников художественной культуры. В свое время она получила высокую оценку русских и зарубежных ученых 1 . Эта работа при жизни автора несколько раз переиздавалась и не утратила научной ценности в настоящее время. По мнению Г. И. Вздорнова, крупнейшего специалиста по историографии истории русского средневекового искусства, труд Н. В. Покровского – «одно из самых замечательных исследований конца XIX века... Памятники евангельской иконографии изучались и до Покровского и после него, но ни одна другая работа на эту тему не достигает фундаментальности труда русского ученого». Монография «была и остается главным пособием для каждого, кто обращается к изучению иконографии Евангелия» 2 . Во второй половине XIX века Николай Васильевич Покровский не был одинок в изучении христианского средневе­кового искусства. Плодотворно работали церковные историки И. Д. Мансветов (1843–1885) и А. П. Голубцов (1860–1911) в Московской духовной академии, А. А. Дмитриевский (1856 – 1929) в Киевской духовной академии, а также университетские профессора Н. П. Кондаков (1844–1925) и его ученики Д. В. Айналов (1862–1939), Е. К. Редин (1863–1908) и ряд других ученых. Все исследователи занимались иконографическим исследованием художественных памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

: О Русь! в предвиденьи высоком : Ты мыслью гордой занята; : Каким ты хочешь быть Востоком: : Востоком Ксеркса или Христа? 254 В статье «Личность и вещь», Русская Мысль, 1908 г., 11, перепечатанной в сборнике моих статей «Философия и жизнь». Из этой же статьи, кстати сказать, Эрн мог бы узнать, что я еще задолго до возникновения нашего спора признавал философское значение Л.М.Лопатина, а не только теперь «начинаю его признавать». 258 Гершензон Михаил Осипович (1869–1925) – историк русской общественной мысли; в издательстве «Путь» в 1910 г. выпустил двухтомное «Полное собрание сочинений И.В.Киреевского»; автор биографии П.В.Киреевского. 259 Гаман Иоганн Георг (1730–1788) – немецкий философ, сторонник учения о непосредственном знании, которому содержательно близко учение славянофилов о «живом знании». 262 Впервые: Проблемы русского религиозного сознания. Берлин, 1924. Последняя современная публикация в журнале «Начала» (1991. 3). Печатается по этому изданию. 263 Токвиль Алексис де (1805–1859) – французский историк, социолог и либеральный политический деятель, автор изданной в 1856 г. книги «Старый порядок и революция» (рус.пер. М., 1898). Тэн Ипполит (1828–1893) – французский философ, психолог, историк, автор многотомной книги «Происхождение современной Франции» (рус.пер. Т.1–5. М., 1907). Оба автора отрицательно относились к Великой Французской революции. 264 Кромвель Оливер (1599–1658) – деятель буржуазной английской революции XVII в. Содействовал казни короля, провозглашению республики (1649), после чего он становится главнокомандующим вооруженными силами. В 1663 г. установил режим единоличной военной диктатуры. Мильтон Джон (1608–1674) – английский поэт, публицист, политический деятель. В памфлетах «Защита английского народа» (1650–1654) выступал за суверенитет английской республики, против феодальной реакции. Автор поэм «Потеряный рай», «Возвращенный рай», революционной трагедии «Самсон-борец». 265 Одна из легенд, сопровождавших жизнь и деятельность М.А.Бакунина. По некоторым сведениям во время дрезденского восстания он предлагал взорвать себя вместе с ратушей, чтобы не достаться правительственным войскам; по другим – защищаться от их пуль «Сикстинской мадонной» Рафаэля.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Лит.: Безсонов П. Несколько замечаний по поводу напечатанного в «Русской беседе» Слова Даниила Заточника//Москвитянин. 1856. 2/7. С. 319-349; 2/8. С. 389-416; Модестов Е. О послании Даниила Заточника//ЖМНП. 1880. Нояб. С. 165-196; Айналов Д. В. Два примечания к «Слову» Даниила Заточника//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 1. С. 352-365; Гудзий Н. К. К какой соц. среде принадлежал Даниил Заточник?//Сб. ст. к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л., 1934. С. 481-482; История рус. лит-ры. М.; Л., 1945. Т. 2. Кн. 1. С. 35-45; Гуссов В. М. Историческая основа «Моления» Даниила Заточника//ТОДРЛ. 1949. Т. 7. С. 410-418; Будовниц И. У. Памятник ранней дворянской публицистики: («Моление» Даниила Заточника)//Там же. 1951. Т. 8. С. 138-157; Лихачёв Д. С. Социальные основы стиля «Моления» Даниила Заточника//Там же. 1954. Т. 10. С. 106-119; он же. Даниил Заточник//СККДР. Вып. 1. С. 112-115 [Библиогр.]; Скрипиль М. О. «Слово» Даниила Заточника//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 72-95; Воронин Н. Н. Даниил Заточник//Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 54-101; Ларина Т. Н. К вопросу о датировке «Моления» («Послания») Даниила Заточника//Проблемы истории СССР. М., 1973. С. 430-438; Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника/Ред.: Б. Л. Богородский. Л., 1981 [Словарь]; Birnbaum H. The «Supplication of Daniel the Exile» and the Problem of Poetic Form in Old Russian Literature//Russian Poetics. Columbus (Ohio), 1983. P. 45-71; Буланин Д. М. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Münch., 1991 (по указ.); Соколова Л. В. К характеристике «Слова» Даниила Заточника: (Реконструкция и интерпретация первоначального текста)//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 229-255; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра Киевской Руси: (988-1237). СПб., 19962. С. 420-423 [Библиогр.]; Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.): Курс лекций. М., 2000. С. 314-325; Романов Б. А. Люди и нравы Др. Руси: Ист.-бытовые очерки XI-XIII вв. М., 20023. С. 24-43, 210-233; Письменные памятники истории Др. Руси: Летописи, повести, хождения, поучения, жития, послания: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. С. 102-105 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/171298.html

Уже к концу осени он подготовил сохранную опись 718 . Приблизительно в начале 1922 года московский архив Святейшего Синода был переправлен в Петроград и передан во 2-е отделение IV секции ЕГАФ. Когда именно С.Г. Рункевич оставил службу при канцелярии Высшего церковного управления – неизвестно. По крайней мере, Н.В. Нумеров в письме к митрополиту Антонию (Храповицкому) от 1/14 сентября 1921 года уже не упоминает его среди служащих канцелярии 719 . С 1920 года до, предположительно, середины 1922 года С.Г. Рункевич состоял научным сотрудником Главархива. В апреле 1921 года из производственного отдела Главкустпрома он перешел на работу в Культкомиссию, где исполнял обязанности по личным сношениям с учреждениями, разработке принципиальных и общих вопросов, а также обязанности секретаря. Помимо этого С.Г. Рункевич принял на себя исполнение должности библиотекаря организованной по его инициативе при Культкомиссии «в культурно-просветительных целях» библиотеки. Уже в течение нескольких месяцев он привлек в библиотеку более двухсот читателей, а ежедневный обмен составлял 40–50 лиц 720 . В Москве С.Г. Рункевича держали дела, связанные исключительно с судьбой церковных архивов, и в частности с архивами ВЦУ. Еще в 1920–1921 годах его звали в Воронежский университет занять профессорскую кафедру на историко-филологическом факультете. Университет в Воронеже был основан в июле 1918 года на базе Юрьевского университета (г. Юрьев, ныне Тарту). В марте 1918 года, после оккупации Эстонии германскими войсками, местные власти начали осуществлять политику превращения Дерптского университета в немецкое учебное заведение. Русские профессора и студенты были лишены всяких источников существования, им было предписано покинуть территорию Эстонии. Закрытие университета вызвало среди преподавателей тревогу за его судьбу. Тогда было принято решение о перемещении университета в Центральную Россию, и в качестве желательного пункта, где могла бы возобновиться деятельность университета, назывался город Воронеж, куда он и был эвакуирован в том же году. Университету было присвоено имя Ленинского Комсомола. Первым ректором университета стал ученый-историк профессор В.Э. Регель (1856–1932). Именно он предложил С.Г. Рункевичу занять кафедру в университете. Надо сказать, что с Воронежем Рункевич был связан уже достаточно давно, еще в 1908 году он был избран почетным членом местного Церковного историко-археологического комитета 721 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010