850 …Коллинзу ни за что бы не выдумать Дурдлза и Депутата… — т. е. персонажей романа Диккенса " Тайна Эдвина Друда " (1870), гл. 4, 5, 12, 22 и др. 851 Ладно скроенных (фр.). 852 " Царь Эдип " (ок. 425) — трагедия Софокла. 853 Развязка (фр.). 854 Генри Джеймс…в качестве критика — Г. Джеймс известен как писатель, обладавший крайне развитым творческим самосознанием, он создал свою теорию романа в предисловиях к собранию своих сочинений (публиковалось с 1907 г.); был автором многочисленных эссе о французских, английских и американских писателях. 855 Пейтер, Уолтер (1839–1894) — английский писатель, историк искусств, эстет, близкий прерафаэлитам (см. коммент. к " Данте " ), однако ориентированный, в отличие от них, на искусство не Средних веков, а Возрождения. Его " Очерки по истории Ренессанса " (1873), куда вошли эссе о не почитавшемся тогда Боттичелли, о Леонардо да Винчи и др., О. Уайлд назвал " священным писанием красоты " . Смысл жизни видел в стремлении к красоте и наслаждению искусством; пытался примирить эстетизм с христианством; проявлял интерес к переходным эпохам, когда уживаются вера и безверие, язычество и христианство. " Марий-эпикуреец " (1885) — философский роман о " воспитании чувств " молодого римлянина (II b.), который в конце концов становится христианином и умирает как мученик, спасая друга-христианина. Элиот упоминает также его эссе о Вордсворте (из книги " Appreciations: with an essay on style " (1889), " Сочинения Кольриджа " (1866), сборник лекций " Платон и платонизм " (1893). 856 Ньюмен — см. коммент. к " Идее христианского общества " . 857 Робертеон Дж. М. — см. коммент. к " Сенеке в елизаветинском переложении " . 858 Карлейль, Томас (1795–1881) — английский писатель, публицист, философ, историк, исповедовавший романтический " культ героев " как единственных творцов истории. Рёскин (см. коммент. к " Идее… " ). 859 Брайт, Джон (1811–1889) — английский политик, член парламента (с 1843) и правительства либерала У. Гладстона (с 1868), главный (наряду с Ричардом Кобденом) представитель в английской политике " профсоюза " промышленников. Фредерик Харрисон (1831–1923) — профессор юриспруденции и международного права, президент Английского позитивистского комитета, созданного для распространения учения французского философа-позитивиста О. Конта; автор книг по истории, политике, литературе. Его суждения о культуре Арнольд критиковал в " Культуре и анархии " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

— 2 января 1928 г.) съехалось около 70 человек. Эта конференция имела еще больший успех. Пастор Уильям Тиндал (1898-1965), шотландский пресвитерианин и тогдашний секретарь СХД, выразил общее желание образовать Содружество св. Албания и св. Сергия . Первоначально оно объединяло только участников обеих конференций; позднее оно стало открытым для всех интересующихся его деятельностью. Было избрано два председателя: Евлогий, русский митрополит Западной Европы (1866-1946), старый друг Англиканской церкви, и епископ Трурский Уолтер Фрир (1863-1938). Отец Сергий Булгаков стал вице-председателем. Уолтер Фрир, член Общины Воскресения, был первым монахом, который стал правящим епархиальным епископом со времен Реформации в Англии. Выдающийся богослов и литургист, он также был знатоком Русской церкви. В 1912 г. он посетил Россию и читал лекции об Англиканской церкви в Петербурге и Москве. Впоследствии он опубликовал книгу под заголовком «Некоторые звенья в цепи истории Русской церкви». Православные непроизвольно тянулись к нему. В июне 1928. г. вышел в свет первый номер ежеквартального издания, получившего название The Journal of St. Albans and St. Sergius(«Жyphaл св. Албания и св. Сергия»), редакторами которого стали Ксения Брайкевич и дост. Эмброуз Ривз (позднее — епископ Йоханнесбурга; род. 1899). Так было положено начало Содружеству . Первый период (1928-1939) В истории Содружества можно различить пять периодов, первый из которых длился двенадцать лет. Главной отличительной чертой этого периода были конференции, которые проходили на высоком богословском уровне. Они были разделены на две части: одна часть — для студентов, другая — для членов Содружества. Местом проведения большинства конференций стал Хай Лей в Ходдесдоне; этот конгресс-центр непосредственно ассоциируется с первым начальным периодом истории Содружества. На эти ежегодные летние съезды собиралось все больше ведущих богословов. Из Парижа приезжал Николай Бердяев (1874-1948), Антон Карташев (1875-1960), о. Сергий Четвериков (1867-1947), о.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Толстая, 1990 – Tolsmaia S. The worschipping (й saints and its transformation in slavic folk belief//Traditional folk belief today. Tartu, 1990 Толстой, 1976 – Толстой Н.И. Из заметок по славянской демонологии. 2. Каков облик дьявольский?//Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. (К 150-летию со дня рождения Д.А. Ровинского.) Материалы научной конференции (1975). М., 1976 Толстой, 1991 – Толстой М. Л. История русской церкви. (Рассказы из истории Русской церкви.) Изд. Спасе-Преображенского Валаамского монастыря, 1991 Топоров, 1979 – Топоров В.Н. Об одном классе символических текстов//М., 1979 Топоров, 1983 – Топоров В.Н. Пространство и текст//Текст: семантика и структура. М., 1983 Топоров, 1987 – Топоров В.Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре – культуры и проблемы переводимости. М., 1987 Топоров, 1988 – Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988 Топоров, 1994 – Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре. Т. 1 (Х-начало XIII в.). Т, 2 (XIII – начало XVIII в.). М. (в печати) Тренев, 1901 – Тренев Д.К. Иконы царского изографа Симона Ушакова в московском Новодевичьем монастыре. М., 1901 Тренев, 1903 – Тренев Д.К. Иконопись Мстерцев. М., 1901 Тренев, 1910 – Тренев Д.К. О русской иконописи. По поводу вопроса о ней в Государственной Думе. М., 1910 Трохимовский, 1866 – Трохимовский Н.А. Офени//Русский вестник, 1866, т. 63, июнь Трубецкой, 1965 – Трубецкой Е. Умозрение в красках. Париж, 1965 Турчин, 1993 – Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., МГУ, 1993 Тэрнер, 1983 – Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983 Уолтер, 1982 – Walter Ch. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982 Успенский Б., 1982 – Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) М., 1982 Успенский Б., 1985 – Успенский Б.А. Антиповедение в культуре Древней Руси//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Спросите: Разве вам не кажется странным, что Стефан обратился к Иисусу с просьбой «принять его дух», если этот дух был жизненной силой, которая должна была вот-вот угаснуть и прекратить существование? 1Фес.4:13–17 – «Мертвые во Христе воскреснут прежде» В 4-й главе Первого послания к фессалоникийцам сказано: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:13–17 ). Обратите внимание, что слово «сон», – хотя в Писании оно часто означает смерть, – никогда не употребляется применительно к нематериальной части человека. Исследователь культов Уолтер Мартин объяснял: «Термин „сон " в Писании всегда используется применительно только к телу, поскольку в смерти тело принимает вид спящего. Но термин „сон души» в Писании не встречается нигде. И Писание нигде не утверждает, что душа может переходить в бессознательное состояние» 704 . Уолтер Мартин так высказался относительно важности рассматриваемого текста для идеи о сознательном существовании души после смерти: 14-й стих данного отрывка указывает на то, что Павел, хотя он и использовал образ «сна» для описания физической смерти, явно понимал, что Иисус, вернувшись, приведет с (греч., sun) Собой тех, чьи тела «спят». Точнее говоря, души и духи тех, кто сейчас пребывает со Христом в славе ( 2Кор.5:8 ; Фил.1:22–23 ), воссоединятся с их воскресшими телами ( 1Кор.15 ); иными словами, они облекутся в бессмертие, нетленность и свободу от физического тления. Греческое слово sun показывает, что они (их души и духи) будут находиться «бок о бок» со Христом, а их «спящие» физические тела в этот момент воскреснут к бессмертию и воссоединятся со своими духами 705 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

1 . «Будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» ( Деян. 10, 42 ; 1Петр. 4, 5 ; 2Тим. 4, 1 ). 2 . «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей.... и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф. 25, 31–46 ). 3 . О пшенице и плевелах: «Так будет при кончине века сего» ( Мф.13, 24–30; 36–43 ) 4 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5, 10 ). 5 . «Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14, 10–12 ). 6 . «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3, 13 ). В дополнение к этим отрывкам, которые безоговорочно определяют будущий Суд автор Послания к Евреям заявляет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ). Эти слова являются для любого неадвентиста окончательным свидетельством того, что никакой суд над верующими в настоящее время не проходит. В Послании к Евреям 4, 13 также приводятся слова, не стыкующиеся с концепцией «Суда- расследования»: «И нет твари, сокровенной от Него, ко все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет». Если наш Господь обладает знанием о делах каждого, то в чем того состоит необходимость Суда – расследования? Мы уверены, что Священное Писание не дает никаких поводов к существованию подобных доктрин. Завершая анализ концепции о Суде – расследовании, укажем на то, что воздаяние верующим будет произойдет после Второго Пришествия Господа или в «воскресение праведных» для воскресения к жизни ( Ин. 5, 29 ; Лк. 14, 14 ). Даже адвентисты признают то, что суда над грешниками не будет до конца этого мира ( Откр. 20, 11–12 ; Мф. 25, 31–46 ). Еще раз мы можем убедиться в том, что теория о Суде- расследовании вступает в конфликт с библейским учением о суде как над праведниками так и над грешниками. По мнению автора, глубочайшим заблуждением и ошибкой учений о святилище и Суде- расследовании является посылка о том, что грехи, исповеданные христианами не исчезают без следа, но остаются до вынесения приговора Суда – расследования, чего абсолютно не следует из текстов Священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

3 Различные суждения о том, что миллериты были фанатиками, ожидающими на крышах домов и облаченными в белые «балахоны восхождения " - Пришествия Христа, и потом, после «великого разочарования» массовым порядком сходившие с ума, являются чистым вымыслом по характеру и имеют под собой минимальную почву, подкрепленную проверенными фактами (См. «Полуночный плач» («The Midnight Cry»), стр. 321–498) 9 9) Зигфрид Хорн, Линн Вуд «Хрнология Ездры7», Вашингтон 1953 г. (Siegfried H. Horn, Lynn H. Wood «The Chronology of Ezra7» 10 «Пророческая вера наших отцов» («The Prophetic Faith of Our Fathers») т. 4, стр. 881. Крайне буквально понимаемая концепция, которая опровергается Посланием к Евреям 9,12; 24 и Деяниями Апостолов, показывающими, что при своем Вознесении Христос взошел на «небо», но не во вторую небесную обитель в 1844 году. Адвентисты седьмого дня в своем учении дали этому определение «фазы». 11 Позднее Крозье отверг эту концепцию, хотя она была поддержана Эллен Г. Уайт и другими лидерами адвентизма. (D. M. Canright «Жизнь миссис Э. Г. Уайт» («Life of Mrs. E. G. White»), стр. 107. 13 Энтони Хоекема (Anthony Hoekema) «Четыре основных культа» («The Four Major Cults») Grand Rapids, Edermans Publishing Company, 1963, стр. 389, 403. 19 «Слово к «малому стаду» (A Word to the Little Flock), Джеймс Уайт старший (Elder James White) 1847 г., стр. 29. 20 W. A. Spicer «Our Day in the Light of Prophecy», Вашингтон, Review and Herald Publishing Assosiation, стр. 127. 22 «Ответ в диалоге с господином Томасом Моуром» (An Answer to Sir Thomas More-s Dialogue), 1850, книга 4, глава iv, стр. 180, 181 26 «Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание» ( Ис. 57,16 ). «Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него...» ( Зах. 12, 1 ). «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» ( Ис. 55, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

4. Евреям 1:3 . «Он есть отражение (Его) славы и точное представление Самого Его Существа, и Он держит все словом силы Своей...» (НМ). Я полагаю, что это место Писания без всякого сомнения разъясняет Божественность Иисуса Христа. Нелогично и неразумно предполагать, что Иисус, являющийся точным представлением Существа Иеговы, состоит не из Существа Иеговы и, значит, не является Богом или вторым лицом Троицы. Ни об одном творении не было сказано, что оно состоит из Существа Бога (греч. upostaseos). Поэтому вечное Слово, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Колоссянам), не может быть творением или тварным. Автор Послания к евреям однозначно говорит о Христе как об Иегове, иначе он никогда бы не сказал «образ ипостаси Его». Как говорится в Ис. 7:14 , Мессия должен быть Еммануилом, что буквально означает «Бог с нами». Свидетели Иеговы пытаются заменить в имени «Еммануил» «Бог» на «бог», «божество». Но раз Сам Бог говорит, что «прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет» (слова Иеговы в Ис. 43:10 ), то уже на одном этом основании надо отвергнуть существование любых других божеств и богов. Божественность Иисуса остается, как всегда, нерушимой. 5. Филиппийцам 2:11. «И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Сравнивая этот стих с Кол. 2:9 и Ис. 45:23 , мы не можем не видеть полноту Божества Господа Иисуса Христа в истинном свете. В Ис. 45:23 Иегова говорит: «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык». В Кол. 2:9 апостол Павел по вдохновению Святого Духа пишет: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Буквальный перевод греческого слова theotetos – «Бог-глава», так что во плоти (somaticos) Христа сосредоточена вся полнота (pleroma) Бога-главы. У Тейера в «Греческо-английском лексиконе Нового Завета», который «Сторожевая башня» называет «исчерпывающим», подробно рассмотрено слово theotetos (Бог-глава, Божество), в особенности его интерпретация в контексте Кол. 2:9 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

4 . Ин. 3, 36 : «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Нашим четвертым и заключительным пунктом грамматического исследования «доктрины уничтожения» будет соединение отрывков из Послания к Римлянам 2, 8 и Откровения 14, 10 с Евангелием от Иоанна 3, 36 . Иисус говорит нам, что верующий в Господа Иисуса Христа уже имеет вечную жизнь (граммат. present tense), а тот, кто является «не верующим в Сына», говорит Он, «не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». Греческое слово menei, переводимое здесь как abide, встречается несколько раз в Новом Завете. Оно определяет действие, продолжающееся во времени (см. Ин. 1, 33; 2, 12; 8, 31; 15,9 ). Таким образом в Евангелии от Иоанна 3, 36 Святой Дух говорит, что гнев Божий будет вечным уделом «неверующих в Сына». Сравнивая с Посланием к Римлянам 2, 8–9, мы можем увидеть, что те, кто не внимает Истине и творит зло являются объектами гнева Божия, который определяется в Откровении 14, 10–11 как вечный. «Тот будет пить вино ярости Божией... и дым мучений их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью». Слово orges, переводимое как «ярость (гнев)», появляется в каждом из приведенных стихов, и это не оставляет никакого сомнения о том, что обсуждается один и тот же предмет. Является очевидным то, что подобное состояние восприятия гнева Божия не входит ни в какое сравнение с относительно «блаженной» перспективой полного уничтожения тех, кто «не имеет Сына Божия и не имеет жизни». 30 и «гнев Божий пребывает на нем» 31 . Гнев Божий висит как домоклов меч над теми, кто отрицает Иисуса Христа. Этот меч вступит в действие, когда душа отойдет в вечность и предстанет перед реальностью Вечного Суда Божия. Адвентисты седьмого дня не должны быть изгнаны из общества, только потому что они придерживаются своей точки зрения по данному вопросу, поскольку они верят, что в неопределенный по продолжительности период наказания истечет до окончательного уничтожения грешников вместе с сатаной и его духами.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zagadka-...

(5) Матфея 24:3 : «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего присутствия и завершения системы вещей?» (НМ). Со времен «пастора» Рассела и судьи Рутерфорда один из любимых догматов «Сторожевой башни» – догмат о парусии, втором пришествии (или присутствии) Господа Иисуса Христа. Свидетели Иеговы, верные расселиты, упорно держатся за теорию «пастора», будто в 1914 году закончились «времена язычников» и началось второе «присутствие» Христа (см. Make Sure of All Things). Начиная с 1914 года, по мнению свидетелей Иеговы. Христос обратил свое внимание на земные дела. Он разделяет народы и наставляет истинных христиан, готовя их к выживанию во время битвы при Армагеддоне, когда все неверное человечество будет стерто с лица земли (там же, с. 319). Свидетели Иеговы не ждут пришествия Христа, они считают, что Он уже здесь (с 1914 г. по Р. X.), только невидимо; Он действует через Свою теократическую организацию в Бруклине, Нью-Йорк. В связи с этим утверждением хочется вспомнить слова евангелиста Матфея: Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте, ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:23–27 ). Свидетели Иеговы в НМ на с. 780 перечисляют 24 случая, когда встречается слово parousia, которое они переводят как «присутствие». Они дают следующее обоснование на с. 779: Многие переводчики пытаются перевести данное слово как «пришествие». Но в 24 случаях греческое слово parousia мы передали как «присутствие». То, что мы правильнее передаем значение слова, следует из сравнения «присутствия» Сына Человеческого со днями Ноя в Мф. 24:37–39 . Из противопоставления присутствия и отсутствия апостола во 2Кор. 10:10–11 и Флп. 2:12 значение слова parousia совершенно очевидно и не вызывает сомнения у других переводчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

7). Привычка обращаться к божественному Разуму так, как мы обращаемся к человеческому существу, ограничивает Бога человеческими рамками, и эта ошибка затрудняет духовный рост (там же, с. 2). Исключительно интересно в свете этих противоречивых заявлений миссис Эдди, что Иисус обращался к Своему Отцу как к личному Существу и повелевал нам молиться личной молитвой: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» ( Мф. 6: 9–10 ). Если «хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» не есть личная просьба к Богу, тогда пусть последователи миссис Эдди здраво объяснят нам, что это. Миссис Эдди далее утверждает: Молитва не может изменить Науку бытия, но она склоняет нас к гармонии с ней (Science and Health, p. 2). Можно ли отрицать Писание более явно, чем отказываясь молиться в библейском смысле, а именно так делают «христианские ученые», пренебрегая ясными заповедями Библии о том, что такое молитва и общение с Богом. Об Иисусе известно, что молитва была Его постоянной привычкой, страстным желанием и непрестанным занятием, поэтому трудно поверить, что Он призывал нас молиться, зная наверняка, что это может «ввести в искушение». А по разумению миссис Эдди именно так и было. Более того, Господь молился вслух и учил Своих учеников подражать Ему: «Не введи нас в искушение». А миссис Эдди говорит, что молитва вслух сама по себе может ввести в искушение (Science and Health, p. 7). Нет необходимости больше искать источник, из которого она черпала свое вдохновение. Здесь явно не обошлось без великого искусителя ( Быт. 3:4–5 ). Павел, этот благородный апостол личной молитвы, учит нас «всегда в молитве и прошении с благодарением открывать свои желания пред Богом» ( Флп. 4:6 ). Вдохновляемый Богом апостол решительно не согласен с учением миссис Эдди и идеями «христианской науки», которые основываются не на Писании, и едва ли необходимы дальнейшие комментарии по данному вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010