Записки иностранцев, посещавших Россию во времена Петра I или проведших в ней долгое время, с высказываниями о церковной реформе Петра или ее оценками, рассматриваются во введении к книге П. В. Верховского «Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент». 1 (1906). С. III–XVI, см. т. 2 настоящего труда, где речь идет об историографии Русской Церкви. Савва. Хроника (см. библиогр.). Никанор (см. библиогр.). Порфирий Успенский (см. библиогр.). Победоносцев (см. библиогр.). Отзывы и Журналы см. в библиографии. Из 4-х томов Отзывов были сделаны сводки по отдельным темам, изданные под названием «Сводки отзывов преосвященных по вопросу церковной реформы». СПб., 1906. Эта литература будет специально обсуждаться во 2 томе, в параграфе, посвященном планам реформы 1905–1906 гг. С начала 60-х гг. до 1900 г. было основано 17 церковно-археологических комитетов; между 1900 и 1914 г. к ним добавились еще 40 (Библиографическая летопись. 1. СПб., 1914. С. 133; Отчет... за 1911–1912 год. С. 220 и след.). Все духовные академии имели свои собственные журналы: Петербургская — «Христианское чтение» (1821–1917); Киевская — «Труды Киевской Духовной Академии» (1860–1917); Московская — «Прибавления к Творениям святых отец» (1843–1891) и «Богословский вестник» (1892–1917; в 1918 г. появилась только тетрадь 1); Казанская — «Православный собеседник» (1855–1917, в 1918 г. — лишь тетрадь 1). Все эти журналы печатали научные статьи, часто очень большого объема. При этом в Христ. чт. встречаем главным образом церковно-исторические исследования, в БВ — богословские сочинения, а в Прав. соб. — статьи по истории миссионерской деятельности среди инородцев Поволжья. Киевские «Труды» содержат много монографий о епископах украинских епархий, а также по истории Киевской Духовной Академии. Московский журнал «Православное обозрение» (1860–1891), частное издание протоиерея П. А. Преображенского, интересовался в особенности вопросами, связанными с деятельностью и жизнью приходского духовенства; много места уделялось здесь истории Восточной Церкви в целом, в первую очередь — в православных славянских странах; разделы «Хроника» и «Церковные известия» содержат много важных фактов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439965/

Тетрадь 4 : летописные сказания Серафимо-Дивеева монастыря, составленные из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова: а) предисловие; б) г-жа Агафья Семеновна Мелыунова, в монашестве матушка Александра; в) первоначальная, так называемая Общежительно-Богоугодная, при Казанской церкви полковницы Мельгуновой женская общинка; г) Мария Семеновна Мелюкова, в схимонасех Марфа; д) Елена Васильевна Мантурова. Тетрадь 5: описание женского общежительного Серафимо-Дивеевского монастыря, составленное вследствие указа о том Преосвященного Модеста, Епископа Нижегородского и Арзамасского, в 1885 году и хранящееся в Духовной Консистории. Тетрадь 6: летописное сказание Серафимо-Дивеева монастыря, составленное из записок протоиерея о. Василия Садовского и Николая Александровича Мотовилова и по рассказам Михаила Васильевича Мантурова: а) основание старцем Серафимом второй мельничной Дивеевской общинки при селе Дивееве; б) построение двухпоставной ветряной мельницы в Серафимовом Дивееве; в) Михаил Васильевич Мантуров; г) построение первоначальных Рождественских церквей Серафимо-Дивеева. Рассказ протоиерея о. Василия Садовского; д) 81 рассказ стариц о предречениях батюшки о. Серафима. Тетради 7 и 8: о блаженной Паше Саровской. Тетрадь 9: жизнеописание блаж. Пелагеи Ивановны. Тетрадь 10: рассказы о Прасковье и Марии Семеновных Мелюковых. Тетрадь 11 (черновая в переплете): а) жизнеописание монахини Елены, в миру девицы Е. В. Мантуровой и б) рассказы разных лиц. Тетрадь 12: краткое описание Серафимо-Дивеевской обители. Тетрадь 13: сведения о Серафимо-Дивеевском монастыре. Тетради 14 и 15: краткое повествование о Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеева монастыря. Тетрадь 16: кончина матушки Агафий Семеновны и основание батюшкой Серафимом мельничной обители. Тетрадь 17: о Прасковье Семеновне Мелюковой. Тетрадь 18: воспоминания о жизни старца Антония. Тетрадь 19: сведения о блаж. Наталии Дмитриевой. Тетрадь 20: тридцать рассказов об исцелении батюшки о.Серафима.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Голова быка (2) под 5лепестковым цветком и тобразным крестом под мордой – подобно Пиккар Голова Быка, ЛЫ. XII, (14761478 гг.). Голова быка (3) под 6лепестковым цветком – подобно Пиккар Голова Быка, Abt. XII, (1482 г.). Литера «Y» под крестом – подобно Брике, 9184 (1483 г.). Бумага с описанными выше филигранями распределяется в сборнике так: 14я тетрадь – л. 121/128, 122/127, 123/126 (Голова быка (1), верхняя часть), 124 (Голова быка (1), нижняя часть)/125; 15я тетрадь – л. 129, 130 (Голова быка (2), верхняя часть)/133,131 (Голова быка (2), нижняя часть)/132; 16я тетрадь – л. 134 (Голова быка (2), верхняя часть)/141, 135/140,136/139,137/138 (Голова быка (2), нижняя часть); 17я тетрадь – л. 142/147,143/146,144 (Голова быка (1), нижняя часть)/145; 18я тетрадь – л. 148/155,149/154,150/153,151 (Голова быка (3), нижняя часть)/152; 19я тетрадь – л. 156/163,157/162,158 (Литера Y, нижняя часть)/161,159/160 (Литера Y, верхняя часть); 20я тетрадь – л. 164/171 (Голова быка (3), верхняя часть), 165 (Голова быка (3), нижняя часть)/170,166/169,167/168; 21я тетрадь – л. 172/179, 173/178 (Голова быка (3), нижняя часть), 174/177 (Голова быка (3), верхняя часть), 175/176; 22я тетрадь – л. 180/187 (Голова быка (3), нижняя часть), 181 (Голова быка (3), верхняя часть)/186,182/185, 183/184; 23я тетрадь – л. 188/195 (Голова быка (3), нижняя часть), 189 (Голова быка (3) верхняя часть)/194,190/193, 191/192; 24я тетрадь – л. 196/203,197/202,198 (Голова быка (3), нижняя часть)/200,199 (Голова быка (3), верхняя часть)/200. Филиграни данной части Германова сборника свидетельствуют, что все 3 описи составлены не ранее 80х гг. XV в., но и не позже конца того же столетия (с учетом залежности бумаги). Мы полагаем, что причиной составления описей могло стать появление в монастыре нового каменного храма во имя Успения Богородицы. В 1497 г. сгорела деревянная церковь , построенная еще при игумене Трифоне. В этом же году или в начале следующего была построена и освящена новая каменная соборная церковь , гораздо более просторная, чем предыдущая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей» ), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

http://pravenc.ru/text/190001.html

См. О дневниках протопр. Александра Шмемана   Содержание Аннотация Предисловие От издателей Тетрадь I ЯНВАРЬ 1973 – НОЯБРЬ 1974 Тетрадь II НОЯБРЬ 1974 – АВГУСТ 1975 Тетрадь III АВГУСТ 1975 – МАЙ 1976 Тетрадь IV МАЙ 1976 – МАЙ 1977 Тетрадь V МАЙ 1977 – ОКТЯБРЬ 1979 Тетрадь VI ОКТЯБРЬ 1979 – ЯНВАРЬ 1981 Тетрадь VII ФЕВРАЛЬ 1981 – ИЮНЬ 1982 Тетрадь VIII ИЮНЬ 1982 – ИЮНЬ 1983     Аннотация «Дневник отца Александра неизменно поражает широтой своего охвата. Им увлечется и ценитель литературы, и любитель политики, встретив тонкость суждений на самые разные темы, но прежде всего поражает глубина религиозного осмысления жизни. Все повседневные, частные явления, все многочисленные впечатления и оценки возведены к главному, к тому высшему смыслу, который вложен в замысел Божий о творении. И над всеми противоборствами и огорчениями, над всей критикой и обличениями основная тональность дневника – радость о Господе и благодарность Ему». Сергей Шмеман Восемь тетрадей дневников одного из самых значительных деятелей Церкви XX столетия, проповедника и богослова протоиерея Александра Шмемана (1921–1983) – не «простая регистрация событий последних десяти лет его жизни», но возможность «оставаться хоть на краткое время наедине с самим собой», «не раствориться без остатка в суете». Все явления повседневности, многочисленные впечатления, собственная жизнь, литература и политика соотносятся о. Александром с высшими ценностями, подвергаются религиозному осмыслению. Разносторонность интересов о. Александра, глубина и тонкость суждений делают его «Дневники» интересными самым разным кругам читателей. ПРЕДИСЛОВИЕ После кончины протопресвитера Александра Шмемана в столе его кабинета в Свято-Владимирской семинарии, где он был деканом, были найдены восемь тетрадок, исписанных его рукой. Этот дневник отец Александр вел с 1973 года с небольшими перерывами вплоть до начала последней болезни. Писал он по-русски, на языке, который был ему родным с детства, проведенного в «русском» Париже. Дневник отца Александра – нечто гораздо большее, чем простая регистрация событий последних десяти лет его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Тетрадь 21: сказание о последних двух днях жизни старицы Прасковьи Семеновны Мелюковой, переданное Феодорой Ерофеевой. Тетрадь 22: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, чудесах его и о болящих старицах, записанные В. А. Карамзиной. Тетради 23-28: летопись о первых первоначальницах общин и тетради (5) о целительных свойствах воды батюшки Серафима. Тетради 29-33: (черновые) рассказы о батюшке о. Серафиме, о чудесах его, о Мантурове и о первоначальницах. Тетрадь 34: письмо и записки исправника Павла Бетлинга. Тетрадь 35: Древние бумаги М. В. Мантурова о покупке земли и о постройке Рождественской церкви. Тетрадь 36: (черновые) записи В. А. Карамзиной о чудесах батюшки о. Серафима. Тетрадь 37: некоторые замечания на книгу «Сказания о подвигах старца Серафима» соседом Саровской пустыни и Дивеевской общины. Тетрадь 38: сведения о батюшке о. Серафиме из Слободского Вятского монастыря, с копией письма Преосвящ. Агафангела, епископа Вятского. Тетрадь 39: письма и телеграммы, относящиеся к юбилею игуменьи Марии. Тетради 40-60: записки Н. А. Мотовилова. Печатные: 1. Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни, с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафий Семеновны Мельгуновой. Издание иеромонаха Иоасафа. СПб., 1849 г. 2. Издание второе. СПб., 1856 г. 3. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. СПб., 1863 г. Изд. Саровской пустыни. 4. Издание четвертое. Муром, 1893 г. Изд. Саровской пустыни. 5. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. Москва, 1884 г. Изд. 4-е. 6. Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром, 1892 г. 7. Краткое жизнеописание старца Серафима Саровского и полковницы Агафий Семеновны Мельгуновой, основателей Серафимо-Дивеева женского монастыря. Изд. Серафимо-Дивеева монастыря. М., 1874 г. 8. Серафимо-Дивеевский общежительный женский монастырь с приложением жизнеописаний о. Серафима и матери Александры. Составлено княжной Еленой Горчаковой. М., 1889 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

1916. 10-22. 340.       История одной книги//Украинская жизнь: Сборник. 1917. 1. 341.       Черниговский Спасо-Преображенский собор и его архитектурные особенности//ТКДА. 1917. 1. 342.       Ученые труды по исследованиям новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер Эртеля и Каманина//ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 343.       Опыт реставрации плана Киева в " Тератургиме " А. Кальнофой-ского 1638 года//   ИОРЯС. 1918. Т. XXIII. Кн. 1. 344.       Воспоминания старого археолога// та держава. Видання у 1918. 5, 7, 10, 11. 345.       О положении архивного дела на Украине// та держава. Видання у 1918. 17, 18. 346.       Об охране памятников киевской старины//Слово. Киев, 1918. 5, 6. 347.       Украинская академия. По поводу годичного акта в Киевской духовной академии 26 сентября (9 октября) 1918 г.//Слово. Киев, 1918. 8. 348.       Киевские храмы в честь иконы Пресвятой Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 349.       Новое объяснение происхождения праздника покрова Богородицы//Слово. Киев, 1918. 12. 350.       Украинский писатель И. Котляревский//Слово. Киев, 1918. 17. 351.       Святой князь Никола Святоша и Троицкая церковь над св. вратами Лавры//Слово. Киев, 1918. 27. 352.       46-я годовщина Церковно-археологического общества и музея//Слово. Киев, 1918. 26. 353.       Украинская старина. Киевская икона Пресвятыя Богородицы Пирогощая//Слово. Киев, 1918. 32. 354.       Г. С. Сковорода//Слово. Киев, 1918. 35. 355.       старовина. Преподобний й церкви//Слово. Киев, 1918. 35. 356.       старовина. Святой Димитрий Ростовский как духовный и украинский писатель //Слово. Киев, 1918. 35. 357.       Украинская старина. Холмская икона пресв. Богородицы как свидетель единения Холмской Руси с Украиной//Слово. Киев, 1918. 39. 358.       Храмовый праздник киевского Златоверхо-Михайловского монастыря//Слово. Киев, 1918. 42. 359.       К вопросу о реставрации Софийского собора//Слово. Киев, 1918. 45. 360.       Киево-Подольская Введенская церковь и древнейшая гавань Киева//Слово. Киев, 1918. 53.

http://bogoslov.ru/person/401224

Скачать epub pdf Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Основные события истории Русского государства, включая государственную политику по отношению к Церкви Основные события истории Русской Церкви 1917, 2 марта Отречение императора Николая II от престола. Образование Временного правительства во главе с князем Г. Е. Львовым 1917, 3 марта – 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля – 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа – 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 1, л. 1–10. Млечин Л. М. КГБ. Председатели органов госбезопасности. Рассекреченные судьбы. Вячеслав Николаевич Меркулов (Электронный ресурс: http://history.wikireading.ru/49007 ; дата обращения– 19 марта 2022 г.). Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 37. Фрагмент ( Александрова- Чукова Л. К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды... С. 102). Борис (Вик; 1906–1965 гг.), с 1 ноября 1942 г. настоятель саратовского кафедрального Троицкого собора, с 6 ноября игумен, с 19 августа 1943 г. архимандрит. 2 апреля 1944 г. хиротонисан во епископа Нежинского, викария Черниговской епархии, с 16 апреля 1945 г. епископ Черниговский и Нежинский. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 34. Иван Алексеевич Власов (1903–1969 гг.), в 1942–1943 гг. председатель Саратовского облисполкома. Михаил Павлович Кутанин (1883–1976 гг.), профессор, корифей отечественной психиатрии. С 1922 г. жил в Саратове, где создал кафедру психиатрии Саратовского медицинского института и более 40 лет ее возглавлял. Одним из первых в России начал изучать проблему борьбы с наркозависимостью и лечить душевные болезни музыкой и чтением тщательно подобранных книг в строго определенной последовательности — этот метод получил название библиотерапии. Основоположник русской школы гипноза. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 35. Фрагмент (Молитва за Победу...// Православие и современность .2010. 14(30). С. 97–99). Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 35. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Константин Иванович Верзин (1892 –1862 гг.), протоиерей, с 1932 г. служил в Знаменской церкви Ленинграда, в 1934 г. арестован; в 1950 –1960 гг. служил в Князь-Владимирском соборе. Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 35. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория) Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 36. Фрагменты. (Молитва за Победу…// Православие и современность. 2010. 14(30).С. 100). Григорий (Чуков), архиеп. Дневник. Тетрадь 36 (Молитва за Победу…// Православие и современность. 2010. 15(31). С. 93 –94).

http://sedmitza.ru/lib/text/10120845/

2-4, 6-21, 23, 24; 1877. 2, 3, 5, 9-18, 21), «К столетию 1-го Орловского духовного училища» (1918. 1, 2, 5/6-12) Д. Д. Готовицкого. В целом в номерах журнала за 1917-1918 гг. представлена хроника революционных потрясений в Орловской губ. и по всей России, а также реакция на них церковных людей, прежде всего клириков. Еп. Макарий (Гневушев) напомнил о долге правосл. людей «перед Родиной, ныне находящейся в тяжелом, опасном и переходном состоянии» в «Архипастырском послании» (1917. 12/13/14. С. 215-227), а в обращении «К православному духовенству Орловской епархии» (1917. 22. С. 333-346) констатировал, что «захватывают в свои руки власть люди, жаждущие только разорения государственного» (в том же номере опубл. указ Синода об увольнении еп. Макария на покой). Революционный разгул и анархия, последовательные гонения на Церковь после Октябрьского переворота описаны в статье «Темный лик России» В. Азбукина (1917. 27/28. С. 83-87), в анонимных публикациях «Дни ожесточения» (1917. 44/45. С. 393-395), «Расстрел священника [сщмч. Иоанна Кочурова]» (1917. 46/47. С. 447-448), «Церковный Собор в дни междоусобной брани в Москве» (1917. 48/49. С. 469-476), «Страждущая Церковь» (1918. 2. С. 39-41), «Гонение на Церковь» (1918. 3/4. С. 60-61), «Церковь в наши дни» (Там же. С. 63-65), «Убийство митр. Владимира [Богоявленского]» (1918. 3/4. С. 77; 5/6. С. 118-120), «Убийство священника [сщмч. Иоанна Панкова] и его семьи» (1918. 11. С. 285-286), «Арест еп. Амвросия [Смирнова] и роспуск епархиального собрания» (1918. 15. С. 390-392), в ст. «Из дневника сельского священника» свящ. М. П. (1918. 16. С. 410-412). В журнале сообщалось об антицерковных декретах новой власти, публиковались ответные постановления и воззвания Собора, послания патриарха Тихона, а также был помещен ряд статей, в которых сделана попытка осмыслить исторические изменения церковно-гос. отношений и собственно церковной жизни в новых условиях, напр. «Церковь и государство» (1917. 20/21. С. 309-318) и «Положение Церкви в различных государствах Европы» (1917. 23/24. С. 351-367) Полунина, «Значение изучения церковной истории для современного пастыря» А. Л. Ключёва (1918. 9. С. 177-182), «К вопросу о реформе церковной жизни» П. Н. Мочульского (1918. 15. С. 380-383; 16. С. 407-410). Исторический интерес представляют яркие публицистические статьи В. Д. Ковригина (впосл. протоиерей) «Тайна Церкви» (1918. 5/6. С. 103-106), «О лекциях бывшего православного миссионера Г. В. Щелчкова» (1918. 17. С. 441-445) и др., а также факт перепечатки из центральных газет статей выпускника Орловской ДС проф. С. Н. Булгакова «О даре свободы» (1917. 36/37. С. 279-282) и «Смысл патриаршества в России» (1917. 48/49. С. 463-469).

http://pravenc.ru/text/2581555.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010